Документальное оформление услуги

Документальное оформление услуги

 

Ежедневно организация пользуется большим количеством услуг других организаций.

Это услуги транспортные и рекламные, услуги связи и коммунальные, услуги охранные и консультационные, а также огромное количество других видов услуг, которые необходимы организации для осуществления своей деятельности.

Очень часто бухгалтер в своей практической работе сталкивается с необходимостью документального подтверждения оказанной услуги. В связи с этим в последнее время в редакцию поступило много читательских вопросов, которые стали основой для написания данного материала.

 

Что же такое услуга и чем она отличается от работы?

Понятие услуги окончательно было закреплено в связи с вступлением в силу первой части Налогового кодекса. В соответствии со статьей 38 НК РФ “услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности”. Таким образом, первая часть Налогового кодекса точно сформулировала основные признаки услуги:

— услуга — это деятельность, то есть совершение определенных действий;

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

— результат этой деятельности не имеет материального выражения;

— услуга реализуется и потребляется в процессе ее оказания.

Чем понятие услуги для целей налогообложения отличается от понятия услуги в рамках гражданского законодательства?

Прямого определения услуги в гражданском законодательстве нет. Зато есть целая глава, посвященная возмездному оказанию услуг. Это глава 39 и она так и называется — “Возмездное оказание услуг”.

Главные положения этой главы совпадают с понятием услуги в целях налогообложения.

Правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам: подряда (глава 37), выполнения НИОКР (глава 38), перевозки (глава 40), транспортной экспедиции (глава 41), банковского вклада (глава 44), банковского счета (глава 45), расчета (глава 46), хранения (глава 47), поручения (глава 49), комиссии (глава 51), доверительного управления (глава 53). Каждый из перечисленных договоров имеет свои особенности, но общей чертой является то, что возмездное оказание услуг является лишь частью этих договоров. Помимо оказания услуг, эти договоры могут включать совершение иных действий (иной деятельности), которую нельзя признать услугой.

Гражданское законодательство относит работы и услуги к объектам гражданских прав но в отличие от имущества и имущественных прав в процессе выполнения работ или оказания услуг потребляется их результат.

Услуга от работы отличается прежде всего тем, что результат выполнения работ имеет материальное выражение, а результат оказания услуг не имеет материального выражения. В бухгалтерском учете это отражается следующим образом:

— результат выполнения работ имеет материальное выражение, поэтому исполнителю работ есть что передавать. По результатам выполнения работ составляется акт выполненных работ;

— результат оказания услуг нематериален, поэтому исполнителю нечего передавать. Услуга потребляется в процессе ее оказания. Стороны могут составить акт оказания услуг, который лишь подтверждает, что услуга фактически оказана.

Очень часто по факту оказания услуг составляют акт выполненных работ. Данный документ не имеет никакой силы, поскольку изначально не соответствует существу отношений сторон.

 

См. также статью Требования, предъявляемые к оформлению актов выполненных работ, оказанных услуг.

 

Является ли акт об оказании услуг первичным бухгалтерским документом?

В пункте 2 Постановления Министерства финансов Российской Федерации от 18.06.98 N 27н “Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации” сказано, что начиная с 1 января 1999 года первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 годах по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

На сегодняшний день унифицированная форма акта об оказании услуг не утверждена.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” организация имеет право утвердить в своей учетной политике “формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности”.

Но акт об оказании услуг является документом двухсторонним, следовательно, его форма должна быть утверждена одинаковой у обеих организаций, которые его подписывают.

Но реализовать практически это невозможно по следующим причинам.

Предположим, что организация приняла решение утвердить форму акта об оказании услуг в приказе об учетной политике. Приказ об учетной политике вступает в силу в году, следующем за годом его принятия.

Следовательно, приказ об учетной политике на 2001 год может быть утвержден не позднее 31.12.00.

Организация не может располагать информацией о всех клиентах, которые в 2001 году обратятся к ней за ее услугами. Это означает, что форма акта об оказании услуг будет принята организацией в одностороннем порядке.

В таком случае любой клиент, получивший такой акт, не может принять его как первичный документ, поскольку его форма не была утверждена им самим в приказе об учетной политике. Более того, она и не может быть утверждена им после 01.01.01. Замкнутый круг.

Таким образом, для того чтобы создать по правилам бухгалтерского учета такой первичный документ, как акт об оказании услуг, необходимо со всеми потенциальными клиентами согласовать его форму до начала нового года и закрепить его в учетной политике всем одновременно. Но это, как вы понимаете, нереально.

Сказанное означает, что практически любой акт об оказании услуг не является первичным документом. В лучшем случае он является первичным документом для одной стороны — стороны, его выдавшей.

Но большинство бухгалтеров рассматривают акт об оказании услуг как первичный документ, служащий для отнесения на затраты расходов по оказанной услуге. Фактически же ни один из подобных документов не является обоснованием для отнесения на затраты оказанных услуг.

 

О том, что акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом только в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором см. также Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 30 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/33 "О признании в налоговом учете расходов по гражданско-правовым договорам".

 

Что же является основанием для отнесения на затраты оказанных услуг?

Распространено ошибочное мнение, что основанием для отнесения на затраты является счет-фактура на сумму оказанных услуг.

Необходимо разобраться, о каком счете-фактуре идет речь.

Если речь идет о счете-фактуре, который составляется согласно Постановлению Правительства от 02.12.00 N 914 “Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость”, то данный счет-фактура является налоговым документом и служит только для получения вычетов НДС по оказанной услуге. Указанный счет-фактура не является первичным бухгалтерским документом.

Налоговый счет-фактура может вообще отсутствовать, если организация, оказавшая услуги, работает по упрощенной системе налогообложения или не является плательщиком НДС по другим основаниям. При этом требовать от таких организаций налогового счета-фактуры потребитель услуг не вправе. Даже если его в таком случае предоставят, то только для удовлетворения настойчивых требований клиента. Выданный в таком случае счет-фактура не имеет никакой юридической силы и не служит основанием для включения в затраты оказанных услуг.

Если же речь идет о товарном счете-фактуре, составленном по форме N 868, то данный документ безусловно является первичным бухгалтерским документом, но не используется по оформлению операций, связанных с оказанием услуг. Данный счет-фактура служит для оформления только товарных операций.

Таким образом, любые виды счетов-фактур при оказании услуг не являются основанием для отнесения стоимости этих услуг на затраты.

Из оставшихся документов по оказанию услуг у нас остались счет и договор.

 

Является ли договор документом, дающим основание для отнесения на затраты стоимости услуг?

Безусловно. Договор, если он составлен в простой письменной форме, является именно тем бухгалтерским документом, который является основанием для отнесения на затраты стоимости оказанных услуг. В договоре также обязательно содержится предмет договора, который позволяет бухгалтеру определить связь оказываемых услуг с их использованием в процессе производства или управления организацией. Помимо этого, договор дает возможность отнесения услуг к тому или иному отчетному периоду, что немаловажно для распределения расходов по услугам, оказываемым в течение достаточно продолжительного периода времени.

В пункте 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации” сказано, что расход признается, если производится в соответствии с конкретным договором.

Если расходы подтверждены документами в целях бухгалтерского учета, то они включаются в расходы в целях налогообложения, если содержатся в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.

Согласно статье 161 ГК РФ сделки между организациями должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. Исключение составляют также сделки, исполняемые при самом их совершении. К таким сделкам относится огромное количество услуг, если оплата этих услуг совершается сразу до или после ее оказания.

Например, услуги по перевозке, которые оплачиваются сразу, — это сделка, исполняемая при самом ее совершении. Составлять в таком случае договор в простой письменной форме не обязательно.

Фактом, подтверждающим исполнение сделки при самом ее совершении, являются счет и документ, подтверждающий оплату: квитанция приходного кассового ордера, бланк строгой отчетности или кассовый чек (если оплата производится через подотчетное лицо). Отметим еще раз, что наличие налогового счета-фактуры в такой сделке уместно только в том случае, если сторона, оказавшая услугу, является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Если момент оказания услуги и оплата этой услуги разнесены во времени, то такую сделку нельзя признать исполняемой при ее совершении, и простая письменная форма договора является в таком случаем обязательной.

Итак, основанием для отнесения на затраты стоимости услуг являются:

— счет и документ, подтверждающий оплату услуги исполнения сделки при самом ее совершении;

— договор, составленный в простой письменной форме в иных случаях.

Что же касается различных “актов оказанных услуг”, “актов приема-передачи услуг”, “актов выполненных работ”, то все перечисленные документы могут быть рассчитаны только на наивного налогового инспектора.

Ирина Степанова, редактор

citynews

Запись опубликована автором Борис в рубрике Налоги.