Законотворческая деятельность — 5 лет бесплодия или Устав Автомобильного Транспорта РФ

ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 5 ЛЕТ БЕСПЛОДИЯ

или Устав автомобильного транспорта Российской Федерации

 

 Бесплодие, 1) женское, обусловливается прирожденной аномалией (неправильным положением или недоразвитием и др.

во внутренн.

половых органах) или является последствием заболевания половых органов (опухоли, воспаления и др.).-2) Мужское — дефектами семени (отсутствием в семени живчиков или неподвижностью), прирожденн. или приобретенн. после болезни (перелоя и др.).

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

 

А нового устава как не было, так и нет. Что происходит?

Деятельность автомобильного транспорта регламентируется устаревшими законами, не имеющими прямого действия, отсутствие законодательства, отвечающего требованиям времени, и обилие нормативных подзаконных ведомственных актов отрицательно сказывается на развитии российского автотранспорта. В настоящее время действующая редакция это Устав автомобильного транспорта РСФСР утв. постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12. Наверное нет нужды говорить, что второй по значению нормативный документ — Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.

 

СПРАВКА О результатах работы Минтранса России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию единого правового пространства функционирования транспортного комплекса России 13 июля 2000 года

… В завершении аналитической справки следует отметить, что практически в выступлениях всех участников проходившего в апреле текущего года заседания Координационного совета по законопроектной работе при Министерстве транспорта Российской Федерации, а также в материалах, поступивших из 51 региона России в ходе подготовки настоящей коллегии, высказывалась серьезная озабоченность задержкой с принятием нового Устава автомобильного транспорта Российской Федерации,..

 

План законопроектной работы Минтранса России на 2002 год.

Упоминание Устав автомобильного транспорта Российской Федерации НЕТ.

 

Правовой Департамент. Отчет. 19 марта 2003 года

Законопроектная деятельность за истекшие с момента принятия в 1996 г. Гражданского кодекса годы отмечена разработкой Министерством и принятием Государственной Думой целого ряда транспортных уставов и кодексов — это Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта.

В 2002 году ратифицирован целый ряд международных конвенций, а также Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг».

В Правительство Российской Федерации были представлены проекты федеральных законов:

"О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними";

"О морских портах Российской Федерации";

"О Российском международном реестре судов".

"Устав автомобильного транспорта Российской Федерации"

 

 Одним и важнейших событий в данной сфере в начале 2003 г. является рассмотрение на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности проекта федерального закона «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», а также планируется рассмотреть 25.03.2003 г. законопроект «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации».

 

Информация по законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за первое полугодие 2003 года

В первом полугодии 2003 года Минтрансом России проведена большая работа по согласованию четырех законопроектов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представлению их в Правительство Российской Федерации:

… 3. “Устав автомобильного транспорта Российской Федерации”.

Устав призван установить обязанности, права и ответственность автотранспортных организаций, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами автомобильного транспорта на основании договора перевозки;

 

Информация по законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за III квартал 2003 года

В III квартале 2003 года Минтрансом России проведена большая работа по согласованию четырех законопроектов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представлению их в Правительство Российской Федерации:

“Устав автомобильного транспорта Российской Федерации”.

Устав призван установить обязанности, права и ответственность автотранспортных организаций, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами автомобильного транспорта на основании договора перевозки.

 

Справка по проекту Плана законопроектной работы Министерства транспорта Российской Федерации  на 2004 год

Проект Плана состоит из 4-х разделов и включает 23 законопроекта… Раздел II Законопроекты, внесённые Министерством транспорта в Правительство Российской Федерации включает 4 законопроекта: «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации»;

 

Выступление Статс-секретаря – заместителя Министра транспорта Российской Федерации Максима Прохорова на выездном заседании Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в Минтрансе России 19 февраля 2004 года

В 2003 году Минтрансом России проведена большая работа по согласованию четырех законопроектов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представлению их в Правительство Российской Федерации.

 3. «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации»…

Законопроект рассмотрен и одобрен в основном на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 25 марта 2003 года. Минтрансу России поручено доработать законопроект с учетом сделанных замечаний и внести в Правительство Российской Федерации. В настоящее время законопроект дополнительно согласовывается с Минюстом России.

 

По плану законопроектной работы Министерства транспорта Российской Федерации на 2004 год:

План законопроектной работы Министерства транспорта Российской Федерации на 2004 год подготовлен на основе предложений структурных подразделений Минтранса России и Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год. План состоит из 4-х разделов и включает 26 законопроектов.

Раздел II Законопроекты, внесенные Министерством в Правительство Российской Федерации включает 4 законопроекта:

… «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации»;

 

28 Сентября 2004 Расширенное заседание коллегии Минтранса РФ с участием премьер-министра Михаила Фрадкова

Фрадков ставит перед Минтрансом задачу разработать устав автомобильного транспорта

"Нам нужно единое транспортное министерство. Минтранс должен стать штабом отрасли", — сказал Фрадков.

При этом, по его словам, не должны "умаляться" задачи и функции входящих в структуру министерства служб и агентств.

"Штаб должен интегрировать все функции по всем направлениям. При этом нужно дать достаточную свободу агентствам и службам и повысить их ответственность", — сказал Фрадков.

По его словам, правительство ждет от Минтранса активной законотворческой деятельности, в частности, законопроектов о российском международном реестре судов и устава автомобильного транспорта.

 

26 января 2005 года Российский автотранспортный союз совместно с Департаментом государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ провел заседание «круглого стола» по обсуждению проекта Устава автомобильного транспорта. В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, главы администраций субъектов РФ, депутаты ГД РФ члены СФ РФ, руководители автотранспортных союзов и ассоциаций Российского автотранспортного союза, представители страховых компаний. Заседание состоялось в зале коллегии Минтранса по адресу ул. Рождественка д.1 стр.1.

А вот ЧТО они выдали: Проект Устава автомобильного транспорта РФ. Слов нет… Одни эмоции…

 

пассажир — гражданин, пользующийся услугами автомобильного и наземного городского пассажирского транспорта на основании договора перевозки пассажира

 

Хочется спросить, а если это не гражданин, а гражданка? Или что еще хуже лицо без гражданства? Если это все-таки обязательно гражданин, то гражданин чего или какой страны? Гондурас подойдет?

 

 

Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова на заседании коллегии Минтранса России 30 марта 2005 г.

В ходе реализации Плана законопроектной деятельности Минтранса России шесть законопроектов, подготовленных Министерством, внесены в Правительство Российской Федерации:

3. «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации»;

 

… Планом законопроектной деятельности Министерства в 2005 году предусмотрено:

а) подготовка и внесение в Государственную Думу десяти законопроектов:

 9. «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации». Закон призван составить основу правового регулирования деятельности автомобильного транспорта и регламентировать взаимоотношения автотранспортных организаций (перевозчиков) с грузоотправителями и грузополучателями, пользующимися этим видом транспорта.

 

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что функционирование транспортной системы России и проблемы, которые предстоит решить, во многом зависят от результативной и целенаправленной работы Министерства в законодательном процессе с участием федеральной службы и федеральных агентств.

Разрешите пожелать всем успехов в достижении поставленных задач.

 

На что идут наши налоги? Почему я как налогоплательщик должен оплачивать бесконечное проведение круглых столов, коллегий и прочей ерунды этого правительства. И вообще его содержать. В одной только Федеральной службе по надзору в сфере транспорта предельная численность работников в количестве 6884 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий)

 

В недрах этого самого пресловутого Минтранса, а именно Совета по совершенствованию воздушного законодательства при ГСГА Минтранса России зреет ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Так вот в этом проекте есть Статья 73.

 

73. Воздушная перевозка ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в сопровождении или без сопровождения родителей (усыновителей, попечителей) или их доверенного лица осуществляется:

 по территории Российской Федерации — в соответствии с настоящими Правилами и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

 за пределы Российской Федерации — в соответствии с настоящими Правилами при предъявлении ребенком, кроме паспорта, нотариально оформленного согласия родителей (усыновителей, попечителей) на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить (статья 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»)*.

 

А вот цитата из другого закона:

 

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

Статья 20. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.

 

Нотариально оформленное согласие требуется, только если ребенок выезжает без сопровождения родителя или опекуна.

Что этот самый Минтранс имеет право лишать кого либо конституционных прав на свободу передвижения?

Откуда такой непрофессионализм… И почему за мой счет?

 

В самом начале статьи был поставлен вопрос "Что происходит?". Попробуем разобраться на примере Лицензирования.

Разного рода лицензирование и аккредитации. Стараниями ведомства Германа Грефа список лицензируемых видов деятельности сегодня сужен, однако все еще изрядно избыточен. Все же, кто сталкивался с получением каких-либо лицензий, знают, что сегодня лицензия – это только вопрос денег. Все.

Массовый саботаж населением государственных мероприятий чаще всего указывает на скрытые проблемы целеполагания таковых мероприятий – будь то выборы, призыв в армию, уплата налогов или техосмотр транспортных средств. Говоря иначе, граждане (мы с вами) не считают, что мероприятия имеют смысл с точки зрения их коллективных интересов, не разделяют целей организаторов и потому отвергают мероприятия, даже идя на материальные затраты и нарушение законодательства.

Нас окружает довольно много примеров такого "типа" контроля, почти всегда, кстати, имеющего формы контроля предварительного.

Техосмотр автомобилей. Какова его официально декларируемая цель? Повышение безопасности эксплуатации транспортных средств. Способствует ли достижению этой цели техосмотр? Житейский здравый смысл подсказывает, что нет. Все.

Сертификация. Здесь тоже поле для коррупции необъятное. На соответствие ГОСТам проверяются (как проверяются это отдельная песня) одни образцы товаров, а другие выпускаются в продажу. Все.

Пожарный контроль и т.д. Это просто притча. Всякий, кто сталкивался с пожарными требованиями, знает, что они неоднозначны (сколько нужно песка держать на складе?) и все зависит от инспектора, ставящего свою подпись. Все.

 

И причина здесь ни в худом исполнении мероприятия, ни в несовершенстве (читай устаревшем) законодательства, а принципиальном моменте: Контролирующий орган не имеет ни прямой, ни косвенной заинтересованности в достижении целей контролирующего мероприятия.

 

Это действительно так.

ГИБДД и ее сотрудники персонально не заинтересованы в безопасности движения (Так же точно, как не заинтересован в соблюдении водителями ПДД придорожный инспектор, чем больше нарушают, тем больше у него денег в кармане!).

Какова природа заинтересованности пожарного инспектора в отсутствии возгораний? Нет такой природы.

Ваш груз доставлен транспортной компанией не по тому адресу, не в то время и при этом потерял товарный вид. За это будет отвечать сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выдавший лицензию, его начальник или министр транспорта? Абсурд какой-то. Трудно представить, чтобы представитель выдавшего лицензию госоргана на трезвую голову заявил, что, мол, он выдал лицензию, а следовательно, гарантирует, что фирма-лицензиат оказывает сколько-нибудь качественную услугу. Да ничего он не гарантирует – ведь фирма эта, по идее, до получения лицензии ни одного гвоздя еще не вбила…

Вот об этом абсурде нужно поговорить подробно.  2 июля 2005 года подписан Федеральный закон N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который существенно подсократил Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Это уже не первое сокращение. В итоге этот перечень сократился с 214 видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (именно столько первоначально содержалось в ст. 17 Федерального закона N 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г.), до 120 в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, а теперь и до 103 видов. В том числе нет в списках (ст. 17) лицензирования перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом, лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, а с 1 января 2006 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности: сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах, деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Единодушное одобрение, сжигание лицензионных карточек, дружное ура (3 раза)… Ну не верю, как говорил заслуженный одессит Михаил Жванецкий, "как министру, не верю". Вот для Ж/Д уже сертификацию придумали. Я об обязательной сертификации по ГОСТ Р 51133-98 Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте, и для АвтоГрузоПеревозок что-нибудь придумают.

 

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"

4. Основными функциями в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта являются:

а) осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения;

б) выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий;

 

Так вот, это постановление никто не отменял. Этим же постановлением (п.6) установлена предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в количестве 310 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельная численность работников ее территориальных органов в количестве 6574 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий). А п.7 выражает согласие правительства РФ с предложением Министерства транспорта Российской Федерации о размещении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в г. Москве, Ленинградский просп., д.37, Софийская набережная, д.34, корпуса Г, Е и строение 8, ул.Старая Басманная, д.11, и ул.Петровка, д.3/6.

 

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем…

 

Я всегда думал, и почему-то продолжаю надеяться, что законы… они — на благо общества, они направлены на защиту меня, налогоплательщика и гражданина от недобросовестных и непорядочных… И если такой "недобросовестный и непорядочный" сделает мне бяку, то государство, выдавшее ему лицензию, будет нести солидарную в. т.ч. и финансовую ответственность с этим "недобросовестным и непорядочным"… 

Ан нет, оказывается  "закон регулирует отношения" между органами власти и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Другими словами – за что можно брать взятку, а за что нет.

Контролирующий орган не имеет ни прямой, ни косвенной заинтересованности в достижении целей контролирующего мероприятия. Точно также он не заинтересован в установлении четких и прозрачных правил. Вот по этому и нет до сих пор Устава автомобильного транспорта Российской Федерации. А скоро и самого транспорта не будет…

Итак, что же нам делать? Каков должен быть контроль и должен ли быть вообще? И кто его должен осуществлять? На последний вопрос как будто ответить нетрудно. Ибо есть структуры, объективно заинтересованные и в отсутствии пожаров, и в безопасности движения. Разумеется, это страховые компании. Вот они и должны стать "законодателями мод" – определять, что контролировать, как, какими силами и с какой периодичностью.

Но, тогда зачем нам Минтранс?..

 Владислав Артамонов

 

P.S. 23.12.2005 года.

С момента написания данной статьи прошло чуть более полугода, за это время ситуация с нормативными актами в области логистики практически не изменилась. ЗАКОНЫ решил продолжить наблюдение за развитием событий.

 

Пресс-конференция Министра транспорта РФ И.Е. Левитина "Основные итоги работы Минтранса России в 2005 году"

Разработан, согласован в министерствах и ведомствах и внесен в Правительство РФ «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации».

Закон будет регулировать гражданско-правовые отношения между перевозчиками и потребителями услуг – пассажирами. Он даст возможность принять единые правила перевозки пассажиров, грузов, багажа и т.п. перевозчиками всех форм собственности.

 

В силу очередных новомодных тенденций Минтранс тоже решил не отставать и представил на суд (свой) "Основы концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации". Хорошее такое представление, с презентацией в PowerPoint.

Правда, в выступлении заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.С. Мишарина на этой же коллегии Минтранса России 20.12.2005 была приоткрыта истинная цель данной концепции — пристроить ту армию чиновников, которая осталась без дела в результате сокращения лицензируемых видов деятельности и почти полгода сидит без дела. "Вот мы тут сидим, а денежки идут…". Теперь их решили "бросить на дорогу" В общем, как в том анекдоте — "Одну из двух российских бед можно решить с помощью асфальта и катка… Вот с дорогами будет сложнее…".

 

Продолжение следует…

 

 См. также статью Россия – это не страна чиновников, это страна для чиновников.