Сущность и содержание логистики движения ресурсов

Сущность и содержание логистики движения ресурсов

А. П.

Тяпухин.

заведующий кафедрой «Менеджмент»

Оренбургского Государственного университета,

доктор экономических наук

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

В последнее время наметился ряд позитивных тенденций, связанных с разработкой концептуальных подходов к теории и методологии логистики. Один из таких подходов основан на классификации разделов логистики по признаку изменения количественных параметров потока ресурсов /1/. В соответствии с данным подходом можно выделить:

— распределительную логистику;

— концентрационную логистику;

— логистику движения ресурсов.

Напомним определения данных разделов логистики.

Распределительная логистика – раздел логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микро- и макрологистических систем распределения материальных, информационных и финансовых ресурсов.

Концентрационная логистика – раздел логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микро- и макрологистических систем концентрации материальных, информационных и финансовых ресурсов.

Логистика движения ресурсов – раздел логистики, посвященный оперативному управлению потоками материальных, информационных и финансовых ресурсов в микро- и макрологистических системах.

Если рассматривать коммерческую деятельность торговых и промышленных предприятий, то на сегодняшний день:

— достаточно подробно разработана теория распределения готовой продукции и услуг на российском рынке /2/;

— созданы основы концентрационно-распределительной логистики /3/; на рисунке 1 отражено содержание ее основных разделов;

— разработан ряд теоретических и методологических положений, позволяющих обосновать сущность и содержание логистики движения ресурсов. Специалистам она больше известна как логистика товародвижения /4/. Однако в данном случае логистика движения ресурсов отличается от логистики товародвижения следующими аспектами:

а) объектами исследования, в логистике движения ресурсов рассматриваются все виды логистических потоков, в том числе и материальные потоки;

б) областью использования, поскольку движение ресурсов осуществляется в пределах уже существующих микро- и макрологистических концентрационно-распределительных систем.

Указанные выше аспекты предопределяют цель настоящей работы, которая заключается в раскрытии сущности и содержания логистики движения ресурсов как одного из основных разделов логистики.

Рисунок 1 – Содержание основных разделов концентрационно-распределительной логистики

Место движения ресурсов в структуре логистики как научно-практического направления показано на рисунке 2.

Прежде чем приступить к достижению цели исследования заметим, что в соответствии с данными рисунка 2 по признаку стабильности характеристик объектов логистического потока операционную логистику можно разделить на два основных вида:

Место логистики движения ресурсов в структуре логистики как научно-практического направления

Рисунок 2 – Место логистики движения ресурсов в структуре логистики как научно-практического направления

— производственную логистику – раздел операционной логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микрологистических концентрационно-распределительных систем и их эффективному использованию при управлении потоками ресурсов, предметов незавершенного производства и готовой продукции во внутренней среде промышленного предприятия;

— логистику обеспечения — раздел операционной логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микрологистических концентрационно-распределительных систем и их эффективному использованию при управлении потоками ресурсов и готовой продукции во внутренней среде организации (например, торгового предприятия).

Как нетрудно заметить, главными отличиями производственной логистики от логистики обеспечения являются:

— изменяемость массы, размеров и/или структуры объектов материального потока;

— использование для перемещения объектов специализированных транспортных средств;

— партионность передачи объектов в виде производственных заделов на технологические операции;

— необходимость синхронизации материальных потоков посредством варьирования количеством используемого оборудования, рабочей силы, времени обработки и др.

Приведенное выше замечание отражает еще одну особенность и отличие логистики движения ресурсов от логистики товародвижения, которая связана с необходимостью транспортировки объектов, являющихся предметами незавершенного производства, т. е. не подпадающими под определение «товар».

Структура логистики движения ресурсов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 Структура логистики движения ресурсов.

Попробуем дать определения основных разделов логистики движения ресурсов.

Транспортной логистикой называется раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению физическим перемещением материальных ресурсов в пространстве и во времени в соответствии с интереса-ми их потребителей.

Логистикой складирования называется раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению размещением на хранение, хранением, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям в соответствии с их интересами.

Помимо прочих основных понятий логистика складирования оперирует понятиями «склады» и «запас».

Известно /5/, что:

— склады – здания, сооружения, устройства и т. п., предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям (нетрудно заметить определенное сходство данного понятия с определением логистики складирования);

— запасы – находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного потребления или потребления производственного.

Очевидно, что понятия «склады» и «запас» неразрывно связаны, что позволяет с определенной долей условности выделить две составные части логистики складирования (рисунок 3):

— складскую логистику, связанную с проектированием, формированием, функционированием и оптимизацией складского хозяйства микро- и макрологистических систем. Фактически это означает, что складскую логистику с полным правом можно отнести к концентрационно-распределительной логистике. Тем более, как будет показано далее, формирование складского хозяйства идет параллельно с формированием каналов концентрации/распределения ресурсов;

— логистику запасов, изучающую закономерности образования и расходования запасов и посвященную эффективному управлению данными запасами.

Таким образом, предметом исследования складской логистики являются основные фонды складского хозяйства логистических систем, а логистики запасов – материальная часть оборотных средств, расположенных на складах данных логистических систем.

Отмеченная выше особенность логистики складирования практически полностью распространяется и на транспортную логистику, поскольку, как известно /4/, транспортом называется тот или иной вид перевозочных средств (наземный, водный, воздушный, подземный), которые также следует отнести к основным фондам звеньев логистической системы.

Информационной логистикой называется раздел логистики движения (покоя) ресурсов, посвященный управлению информационными потоками в микро- и макрологистических системах.

Финансовой логистикой называется раздел логистики движения (покоя) ресурсов, посвященный управлению финансовыми потоками в микро- и макрологистических системах.

Прежде чем дать определение сервисной логистики, обратимся к рисунку 4. Как известно, предпринимательство (деятельность физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли) может осуществляться в формах:

— производства продукции;

— оказания услуг;

— коммерческой деятельности,

каждой из которых соответствует определенный раздел логистики.

Данные рисунков 3 и 4 позволяют утверждать, что существует два основных вида сервисной логистики:

— предпринимательская сервисная логистика, или макроуровень сервисной логистики, изучающей так называемые первичные сервисные потоки или потоки услуг с независимым спросом;

Рисунок 4.

— сервисная логистика как составная часть логистики движения ресурсов, необходимость в использовании которой возникает вследствие обязательств торгового или промышленного предприятия перед потребителями, которые приобрели машины и оборудование у данного предприятия; то есть данный вид сервисной логистики изучает вторичные сервисные потоки или потоки услуг с зависимым спросом.

Исходя из этого, под предпринимательской сервисной логистикой понимается раздел логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации сервисных концентрационно-распределительных систем и их эффективному использованию при управлении сервисными потоками во внутренней и внешней среде торгового или промышленного предприятия.

Сервисной логистикой будем называть раздел логистики движения (покоя) ресурсов, посвященный управлению сервисными потоками в микро- и макрологистических системах.

Логистику движения ресурсов можно разделить на две основные части: микро- и макрологистику, каждая из которых имеет свою область исследования (таблица 1).

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод, что микроуровень логистики движения ресурсов соответствует операционной логистике, а макроуровень – коммерческой логистике. Кстати говоря, следует отметить, что между предпринимательской сервисной логистикой (рисунок 4) и логистикой обеспечения (рисунок 2) много общего. Данная особенность является предметом отдельного аналитического исследования. Фактически это означает, что сервисная логистика по многим причинам занимает особое место в структуре логистики как научно-практического направления.

Таблица 1 – Структура и области исследования логистики движения ресурсов

Основные задачи, решаемые в каждом разделе логистики движения ресурсов, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные задачи разделов логистики движения ресурсов

———————————

* Задачи, решаемые при проектировании, формировании и оптимизации микро- и макрологистических концентрационно-распределительных систем.

Анализируя данные таблицы 2, можно отметить тесную взаимосвязь концентрационно-распределительной логистики и логистики движения ресурсов. Данная взаимосвязь подтверждается тем, что создание логистических концентрационно-распределительных систем без организации движения ресурсов в их пределах не имеет смысла. В то же время движение всех видов ресурсов невозможно без установления начального, промежуточных и конечного пункта (звеньев логистической системы), через которые проходит логистический поток.

Поскольку между концентрационно-распределительной логистикой и логистикой движения ресурсов существует определенная взаимосвязь, то в зависимости от этапов функционирования логистической концентрационно-распределительной системы можно выделить основные виды логистики движения ресурсов. Для этого следует использовать следующие классификационные признаки:

1) горизонт планирования деятельности логистической системы:

— оперативный;

— стратегический;

2) тип рынка:

— новый;

— существующий.

Основные этапы функционирования логистической концентрационно-распределительной системы представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Основные этапы функционирования логистической концентрационно-распределительной системы (ЛКРС)

Круговой стрелкой на рисунке 5 отмечена последовательность протекания четырех основных этапов функционирования логистической концентрационно-распределительной системы. В соответствии с данными этапами можно выделить четыре вида логистики движения ресурсов (таблица 3).

Основные виды логистики движения ресурсов

Таблица 3 – Основные виды логистики движения ресурсов

Ранее нами по двум классификационным признакам:

— горизонт планирования;

— тип хозяйствующего субъекта,

были выделены четыре основных вида коммерческой деятельности торгового или промышленного предприятия (рисунок 6).

Рисунок 6 – Основные виды коммерческой деятельности предприятий

Как видно на рисунке 6, кроме четырех основных видов коммерческой деятельности предприятий можно выделить еще три комплексных ее вида:

— логистику (секторы 2.1 и 2.2 матрицы), состоящую из концентрации/ распределения ресурсов (продукции) и их движения;

— сбыт (секторы 1.1, 2.1 и 2.2 матрицы), состоящий из распределения, продажи и движения ресурсов (продукции);

— закупку (секторы 1.1, 2.1 и 2.2 матрицы), состоящую из концентрации, покупки и движения ресурсов (продукции).

В результате взаимосвязи между основными видами коммерческой деятельности предприятия могут быть представлены в виде схемы (рисунок 7).

Содержание основных видов коммерческой деятельности предприятий

Рисунок 7 – Содержание основных видов коммерческой деятельности предприятий

Указанная выше классификация видов коммерческой деятельности предприятий позволяет утверждать, что сбыт продукции является самостоятельным видом данной деятельности, таким же как и маркетинг. Это противоречит выводам ряда авторов, в частности /6, 7/, считающим сбыт составной частью маркетинга.

Для того, чтобы детально представить последовательность функций коммерческой деятельности торгового или промышленного предприятия, рассмотрим основные виды данной деятельности с позиций предприятия

— как системы, состоящей из элементов (подразделений);

— как элемента системы (рисунки 8 и 9).

Рисунок 8 – Основные виды коммерческой деятельности предприятия как системы (m)

Рисунок 9 – Основные виды коммерческой деятельности предприятия как элемента системы (М)

Рассматривая данные рисунков 8 и 9 в совокупности, можно выделить основные этапы коммерческой деятельности торгового или промышленного предприятия (рисунок 10).

Данные рисунка позволяют сделать следующие выводы:

Этапы коммерческой деятельности предприятия

Рисунок 10 – Этапы коммерческой деятельности предприятия

— в ходе коммерческой деятельности предприятия следует учитывать экономические интересы, потребности и возможности всех участников рынка;

— в ряде случаев этапы коммерческой деятельности предприятия выполняются параллельно, что позволяет использовать сетевые методы планирования и реализации закупочно-сбытовых операций.

Сведения, представленные на рисунках 7,8 и 9, создают основу для разработки рациональной организационной структуры коммерческой службы торгового или промышленного предприятия (рисунок 11). Нетрудно заметить, что данная структура базируется на классификационных признаках, представленных на рисунке 6. Отличительной особенностью структуры является ее логистическая направленность. Так, например, функции концентрации/распределения ресурсов и торговли находятся в единых блоках, которые по сути своей призваны исключить возможность локальной оптимизации закупочных и сбытовых операций, что довольно – таки часто можно видеть на практике.

В заключении следует отметить, что логистика движения ресурсов является достаточно сложным разделом логистики, поскольку требует сквозного управления логистическими потоками в макроэкономических системах при различном сочетании их характеристик, траекторий движения, времени начала движения и прохождения через определенные промежуточные пункты. В связи с этим представляется целесообразным при управлении потоками ресурсов использовать методы сетевого планирования:

Рисунок 11 – Примерная организационная структура коммерческой службы торгового или промышленного предприятия

— метод программы развития и обзора (PERT);

— метод критического пути (CPM).

В приложении к логистике движения ресурсов последовательность реализации данных методов может быть следующая:

1) определение количества логистических потоков и основных операций, которые следует выполнить для эффективного перемещения не-обходимого количества ресурсов;

2) установление последовательности движения потоков ресурсов и всех подготовительных и заключительных операций логистического и технологического процессов;

3) определение необходимых затрат времени и ресурсов, необходимых для эффективного управления потоками ресурсов;

4) построение сетевого графика движения потока ресурсов;

5) расчет критического пути на сетевом графике от начала выполнения логистических операций до их окончания в рамках рассматриваемого процесса управления потоками ресурсов;

6) оптимизация сетевого графика движения ресурсов;

7) мониторинг движения ресурсов и контроль эффективности данного процесса.

В ряде случаев, когда неизвестен ряд параметров логистических потоков и условий организации их движения целесообразно использовать метод графического построения и оценки результатов развития проекта во времени (GERT) /8/.

Клуб логистов - сайт для профессионалов