Регистрация автотранспортных средств

Регистрация автотранспортных средств

 

Регистрация автотранспортных средств занимает много времени и состоит из сбора большого количества документов.

Незнание самого порядка регистрации автотранспортных средств может значительно затянуть достижение желаемого результата.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок регистрации транспортных средств, является Приказ МВД РФ от 27.01.03 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств» . Отношения, связанные с регистрацией автомототранспортных средств гражданами и юридическими лицами регулируются «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — Правила), являющимися Приложением к Приказу.

В статье исследована процедура регистрации автотранспортных средств юридическими лицами, не осуществляющими торговлю автотранспортными средствами, а также приведен перечень документов, необходимых для совершения регистрационных действий. Употребляемое в статье понятие «транспортное средство» считать равнозначным понятию «автотранспортное средство».

 

Порядок регистрации

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

В соответствии с Правилами, в регистрационных подразделениях Госавтоинспекции регистрируются автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, и прицепы к ним.

Правилами установлено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

— изготовленные в РФ или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством;

— юридических лиц, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, предназначенные для продажи;

— конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в РФ правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

— ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации;

— при невыполнении иных требований, установленных законодательством РФ и Правилами.

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников, обязаны в установленном порядке зарегистрировать транспортные средства в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Если транспортное средство не прошло государственную регистрацию, то эксплуатировать такое средство запрещено, поскольку управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, является административным правонарушением и влечет наложение штрафа на собственника (владельца) транспортного средства согласно ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.

Регистрация транспортных средств юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц. Оно определяется местом их государственной регистрации, которым признается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ).

При изменении местонахождения юридического лица, оно обязано снять транспортное средство с учета в подразделении Госавтоинспекции, в котором оно было зарегистрировано, если новый адрес находится за пределами территории подведомственной данному регистрационному подразделению. Процесс регистрации транспортных средств, можно условно разделить на два этапа:

1. Постановка организации и транспортного средства на учет в военном комиссариате.

2. Постановка транспортного средства на учет в регистрационном подразделении Госавтоинспекции.

 

Постановка на учет в военном комиссариате

Первое, с чем придется столкнуться организации при регистрации автотранспортного средства, — это его регистрация в районном военном комиссариате по месту нахождения юридического лица.

Юридические лица, впервые регистрирующие автотранспортные средства, столкнутся с использованием представителями регистрирующих органов понятием «автохозяйство». В российском законодательстве отсутствует официальное определение «автохозяйства» . Термин «автохозяйство» можно определить как наличие в собственности у организации хотя бы одного автотранспортного средства.

Регистрация, снятие с регистрационного учета транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производятся после соответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях о совершении регистрационных действий. Это положение не применяется в отношении транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, иностранным и международным (межгосударственным) организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ «Об обороне» и Федеральным законом от 26.02.97 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» на организации любой формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, а также на организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также по иному основанию, возложена военно-транспортная обязанность (см. Положение о военно-транспортной обязанности, утвержденное Указом Президента РФ от 02.10.98 N 1175).

Согласно вышеназванному Положению о военно-транспортной обязанности и п. 33 Правил, учету в военных комиссариатах подлежат принадлежащие юридическим лицам автомобили, автомобильные прицепы и полуприцепы к ним, автобусы, автомобильные краны, мотоциклы тяжелого класса с коляской. Учет перечисленных транспортных средств осуществляется военными комиссариатами городов и иных административно-территориальных единиц, а также органами военного управления.

Организации, впервые регистрирующей транспортные средства, предстоит сначала поставить на воинский учет саму организацию в военном комиссариате, а потом уже зарегистрировать транспортное средство. Для постановки на воинский учет в районном военном комиссариате организации необходимо предоставить: свидетельство о государственной регистрации юридического лица (оригинал и копию), приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и заявление о постановке на воинский учет организации (бланки выдаются военкоматом). Также работники военного комиссариата потребуют присутствия лица, являющегося ответственным за ведение воинского учета в организации, которому будут разъяснены правила по осуществлению воинского учета. После этого необходимо открыть автохозяйство (поставить на учет автотранспортное средство) в том же военном комиссариате, где производилась постановка на воинский учет организации.

Для открытия автохозяйства в военный комиссариат необходимо предоставить:

1. Заявление на открытие автохозяйства, согласованное с начальником ГИБДД (с отметкой начальника ГИБДД).

2. Свидетельство о государственной регистрации организации (оригинал и копию), с отметкой военного комиссариата о постановке на воинский учет организации.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (оригинал и копию).

4. Информационное письмо из ЕГРПО с расшифровкой кодов на обороте (письмо должно быть датировано не позднее 2000 года), для организаций, образовавшихся до 01.01.03 — дополнение «О внесении классификатора ОКВЭД в формы статистической отчетности».

5. Договор на автостоянку (с ведомостью инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории и схемой к ней) из ГУИОН.

6. Договор технического обслуживания (с лицензией, сертификатом соответствия и приложением к нему).

7. Договор аренды помещения (соответствующий занимаемому юридическому адресу).

8. Приказ руководителя организации об открытии автохозяйства и назначении лица, ответственного за ведение автохозяйства.

9. Копии документов, подтверждающих профессиональную компетентность лица, ответственного за автохозяйство и его соответствие занимаемой должности.

10. Данные по руководящему составу (форма для заполнения выдается военкоматом).

11. Данные о работающих водителях закрепленных за техникой (форма для заполнения выдается военкоматом).

Все копии документов должны быть заверены печатью организации и подписью руководителя, их нотариальное заверение не требуется.

Приведенный выше комплект документов является примерным, и он может изменяться в зависимости от требований военного комиссариата конкретного района города.

Для того, чтобы поставить отметку начальника ГИБДД на заявлении об открытии автохозяйства, потребуется предоставить комплект документов, практически аналогичный документам для военного комиссариата. Поэтому, лучше подготовить все вышеперечисленные документы как минимум в двух экземплярах.

После того, как организация зарегистрировала надлежащим образом автохозяйство, ему присваивается свой регистрационный номер, необходимый для последующей регистрации транспортного средства в соответствующем регистрационном подразделении Госавтоинспекции. На заявлении об открытии автохозяйства должны быть поставлены две отметки: военного комиссариата и начальника ГИБДД. Потом это заявление в комплекте с другими документами подается в соответствующее регистрационное подразделение (МРЭО).

 

Постановка на учет в регистрационном подразделении Госавтоинспекции

Для регистрации транспортного средства в регистрационном подразделении Госавтоинспекции предоставляются:

а) заявление;

б) паспорт заявителя или иной заменяющий его документ;

в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;

г) документы об уплате обязательных платежей;

д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался;

е) транспортное средство;

ж) справку-счет, договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство.

з) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности;

и) регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», в случаях, установленных Правилами.

При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств в регистрационные органы, допускается представление актов технического осмотра, выданных подразделениями Госавтоинспекции по месту нахождения транспортных средств и заверенных уполномоченными лицами Госавтоинспекции. При этом срок действия акта технического осмотра составляет 20 суток.

Не следует полагаться на информацию, размещенную в Интернете и иных подобных источниках, о документах, необходимых для регистрации транспортного средства в том или ином регистрационном подразделении, так как такая информация может оказаться устаревшей. Например, для того, чтобы поставить на учет транспортное средство в МРЭО по Санкт-Петербургу, юридическим лицам необходимо предоставить документы (информация взята с официального сайта ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области www.gibddspb.ru), среди которых отсутствует полис обязательного страхования гражданской ответственности, что противоречит Правилам. Поэтому, для избежания дополнительных затрат времени и сил при регистрации транспортных средств рекомендуем предварительно уточнить, какие документы нужно предоставить в соответствующее регистрационное подразделение Госавтоинспекции.

Для организаций, имеющих филиалы (обособленные подразделения), предусмотрена возможность зарегистрировать транспортное средство за своим филиалом (обособленным подразделением).

При регистрации транспортных средств юридическими лицами по месту нахождения филиалов (представительств, корреспондентских пунктов), являющихся обособленными подразделениями юридических лиц, дополнительно представляются:

— свидетельство налогового органа по месту нахождения филиала (представительства, корреспондентского пункта), подтверждающее постановку юридического лица на учет в данном налоговом органе;

— положение о филиале (представительстве), утвержденное создавшим его юридическим лицом;

— приказ (распоряжение) юридического лица о наделении филиала (представительства) транспортными средствами;

— доверенность, выданная юридическим лицом руководителю филиала (представительства, корреспондентского пункта) на право представления полномочий юридического лица перед третьими лицами;

При регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, адрес филиала (представительства). В графах «Особые отметки» этих документов делается запись: «филиал (представительство) и его наименование».

На зарегистрированные транспортные средства выдаются:

— свидетельство о регистрации транспортного средства;

— паспорт транспортного средства;

— регистрационные знаки.

Из вышенаписанного вырисовывается следующая схема движения по регистрирующим органам, которая очень напоминает бег по кругу.

Пройти все этапы регистрации транспортных средств за короткий промежуток времени весьма затруднительно. Все будет зависеть от того, насколько быстро удастся собрать, заполнить и предоставить для регистрации значительный перечень документов. При этом, в постановке транспортного средства может быть отказано, если какой-либо из представляемых документов неправильно заполнен или отсутствует один из его реквизитов. Для упрощения процедуры регистрации органам, осуществляющим постановку транспортных средств на учет, необходимо развивать механизмы, позволяющие производить все регистрационные действия по принципу «одного окна», который более или менее успешно используется в налоговых органах при регистрации юридических лиц.

 

Бухгалтерский и налоговый учет

Необходимо отметить, что проведение мероприятий по регистрации автотранспортных средств в органах Госавтоинспекции в соответствии с законодательствами о бухгалтерском учете и о налогах и сборах не оказывает никакого влияния на отражение в бухгалтерском и налоговом учетах хозяйственной операции по приобретению (реализации) этих автотранспортных средств.

В соответствии с Законом N 129-ФЗ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Автотранспортные средства, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.03.01 N 26н, относятся к объектам основных средств.

Первичные документов по учету основных средств оформляются по формам ОС-1, ОС-2, ОС-3, ОС-4а, ОС-6, ОС-6а (б), утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Указанные формы распространяются на юридические лица всех форм собственности (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Принятие автотранспорта к учету оформляется актом приема-передачи объекта основных средств составленным по форме N ОС-1. Одновременно с этим, организация-продавец оформляет покупателю счет-фактуру на реализуемое автотранспортное средство.

Для учета наличия автотранспорта, а также для учета его перемещения между структурными подразделениями организации в бухгалтерии ведутся: на каждый объект автотранспорта — по форме N ОС-6, на группу объектов — по форме N ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий — по форме N ОС-6б. Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче (форма N ОС-1) и сопроводительных документов.

Прием, перемещение автотранспорта внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов, в том числе:

— формы N ОС-2, применяемой для оформления и учета перемещения автотранспорта внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой;

— формы N ОС-3, применяемой для оформления и учета приема-сдачи автотранспорта из ремонта, реконструкции, модернизации, которая подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию;

— формы N ОС-4а, применяемой для оформления и учета списания пришедших в негодность автотранспортных средств, которая подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом, и передается в бухгалтерию вместе с документом, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции.

При списании у владельцев автотранспорта снова возникает вопрос о том, что следует делать раньше: списывать транспортное средство или снимать его с учета в Госавтоинспекции?

Несмотря на то, что в акте о списании автотранспортного средства реквизит «дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)» предусмотрен, но нормативными документами конкретный срок для проведения этой процедуры в случае утилизации не установлен. Законодательства о бухгалтерском учете и о налогах и сборах также не содержат запрета на списание автотранспорта, который еще не снят с учета в ГИБДД. Предварительно снимать транспорт с учета нужно лишь перед заключением договоров, которые предполагают переход права собственности, например купли-продажи, мены.

В том случае, если автотранспортное средство находится в угоне, то организация, на балансе которой находится это автотранспортное средство,  обязана в соответствии с действующим законодательством провести инвентаризацию имущества и списать убыток на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от хищения автотранспорта списываются на финансовые результаты организации.

В соответствии с п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, в документах, представляемых для оформления списания похищенного автотранспорта, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.

 

Примечания:

Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (Правила дорожного движения РФ (утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N1090)).

В толково-словообразовательном словаре Ефремовой Т.Ф. понятие «автохозяйство» трактуется как «предприятие, ведающее парком автомобилей и их эксплуатацией».

Максим Беляев,

генеральный директор ООО «Сити Инвест Консалт»,

советник налоговой службы РФ III ранга

Андрей Валитов,

юрист ООО «Сити Инвест Консалт»

«Бухгалтерские вести», N 9, март 2006 г.