Применение логистики для управления производством

Применение логистики для управления производством

 

В нашей стране переход от планово-распределительной системы управления и регулирования хозяйственной деятельности к системе, регулируемой рыночными законами, спровоцировал несбалансированность экономики, а следовательно, развитие глубокого и затяжного экономического кризиса.

Все явления в природе и обществе взаимосвязаны и взаимозависимы.

Экономические явления и взаимосвязи — наиболее сложные из всех, известных людям, поскольку на них влияет множество взаимосвязанных факторов. Экономические явления находятся в тесной взаимосвязи и обуславливают друг друга.

Большое количество связей и взаимозависимостей характерно и для отраслей народного хозяйства, и для отдельных объединений и предприятий. Например, применение на предприятии научно обоснованных методов управления производством и новых прогрессивных технологий способствует повышению производительности труда, а следовательно, снижению себестоимости продукции и повышению прибыли. То есть предприятие получает возможность развиваться и более полно удовлетворять потребности своих работников.

Логистика изучает законы реальной экономической жизни, закономерность взаимопроникновения явлений и детерминированность их изменений. Поэтому логистика должна охватить весь комплекс взаимосвязанных явлений, с тем чтобы с помощью различных математических методов оптимизировать производственный процесс, а следовательно, обеспечить повышение прибыльности предприятия.

Рациональная технология планирования и контроля логистики обеспечивает любому предприятию максимум коммерческого успеха. Сама по себе логистика дает возможность на базе компьютерной технологии интегрировать базы данных о спросе, предложении, запасах, издержках, ценах, тарифах и других параметрах материального потока, проанализировать их и оптимизировать.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

В философской энциклопедии дано фундаментальное определение термина и краткая история его возникновения и развития. "Логистика ( от греч. — искусство вычислять, рассуждать). У древних греков логистикой называлось искусство вычислений и геометрических измерений, то есть практическая арифметика, противопоставлявшаяся теоретической математике. В этом значении термин употреблялся в Западной Европе вплоть до 17 века. Но уже Лейбниц пользовался словом logistica ( так же , как и термином logica mathematica) как синонимом для calculus ratiocinator (исчисления умозаключений ), идею которого он выдвинул. В 1904 г. на Международном философском конгрессе в Женеве этот термин был предложен ( независимо Ительсоном, Лапандом и Кутюра ) для обозначения математической логики ; в настоящее время чаще всего употребляется именно в этом смысле. В литературе встречается , однако, и иное его употребление: как название того этапа в логике, который представлен логическими работами Рассела и его школы, или связанного этими же работами направления в философии математики, которое иначе называется логицизмом.

От логистики как названия математической логики образован ряд важных терминов, употребляемых в логической и философской литературе. Так, характерный для математической логики способ формализации посредством построения формализованных языков часто называется логистическим методом; чисто формальная часть формализованного языка (то есть неинтерпретированное исчисление ) называется логистической системой (а также формальной системой)" [1].

" Логистика, по определению, которое дано в словаре по логистике, — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации" [2].

У древних греков этот раздел математики помогал определять оптимальные пути передвижения и снабжения подразделений армии и флота.

В настоящее время логистический подход призван оптимизировать задачу доставки товара, денежных ресурсов или информации в нужное место в нужное время ( just in time — самое известное требование логистики).

Логистика в более привычном понимании — это организация изготовления изделий для рынка, то есть производства, противоположного плановому. В рыночной экономике изготовитель продукции сам задает такие параметры производству, чтобы в выигрыше оказался не только потребитель, который предпочел его продукцию, но и он сам. Потребитель должен получить необходимую ему продукцию соответствующего качества и номенклатуры к определенному сроку, иначе он обратится к конкуренту. В принципе задача изготовителя продукции сводится к следующему: без участия плановых органов установить, что необходимо покупателю, организовать соответствующее производство и создать такую гибкую систему, которая позволяла бы потребителю получать вовремя то, что он хочет и что ему необходимо.

Следует определить, что вышеназванная наука должна базироваться на экономико-математических методах, иначе она может быть сведена к декларативному набору правильных лозунгов (как это наблюдается в некоторых научно-популярных изданиях).

В нашей стране во времена, предшествующие началу рыночных реформ, логистика как наука отрицалась. Это подтверждает определение логистики, данное в Словаре иностранных слов 1950 г.: "Логистика, или символическая логика, — 1) новейшая разновидность формалистической логики, получившая преобладающее влияние в современной буржуазной философии; заменяет словесное выражение понятий и суждений символическими обозначениями, аналогичными алгебраическим знакам; полностью отрывает логические формы мышления от его содержания; 2) пустые, беспредметные рассуждения, оторванные от опыта и практики, то же, что схоластика" [3].

В настоящее время отношение к логистике изменилось, ей начали уделять значительное внимание, так как концепция планирования логистики универсальна и может применяться всеми предприятиями Украины без какого-либо исключения.

Логистика, как и любая другая наука, подходит к изучению объекта исследования в следующем порядке:

1. Анализ состояния исследуемого объекта.

2. Установление связей между отдельными факторами, влияющими на объект исследования.

3. Математическое моделирование и прогнозирование развития объекта в зависимости от изменения различных факторов.

Анализ отчетных показателей работы предприятия — важное звено логистики. На макроэкономическом уровне необходимо для этих целей использовать статистические данные не отдельно взятого предприятия, а всей промышленности в целом или отдельных отраслей во взаимосвязи. Так, например, работа концерна "Укрстройматериалы" обусловливает работу всей строительной индустрии, однако для успешной работы строительных предприятий требуется еще и успешная работа транспорта, электроэнергетики, а также стабильность экономики в целом.

Для анализа состояния предприятия следует подвергать всестороннему исследованию такие финансовые данные, как:

— налоговая отчетность;

— бизнес-план;

— итоги инвентаризации по структуре и срокам дебиторской задолженности;

— отчет об имеющихся заказах и контрактах;

— структура и сроки дебиторской задолженности.

Все эти финансовые данные должны быть подвергнуты тщательной обработке и детальному анализу, поскольку многие отчетные показатели без соответствующего их анализа не могут дать точной характеристики исследуемого явления, а тем более ответа на вопрос: оптимально или нет построена работа по данному направлению хозяйственной деятельности? Только на основании всестороннего анализа показателей работы предприятия можно дать рекомендации по оптимизации работы на исследуемом направлении работы предприятия.

Для успешного проведения анализа в логистике можно (и необходимо) использовать анализ связей между явлениями. Перед проведением такого анализа необходимо составить план, в котором следует определить методы проведения анализа, перечень вопросов, то есть его программу. В зависимости от задания анализ может проводиться с целью изучения деятельности предприятия в целом, того или иного его подразделения или отдельного направления деятельности.

Каким бы ни было задание анализа, анализируемые данные должны отвечать следующим основным требованиям:

— охват значительного периода времени;

— объективность, полнота, сопоставимость и правдивость.

Если эти данные отрывочные, неполные или не соответствуют истинному положению дел, они могут стать источником ошибочных выводов. Поэтому, приступая к анализу исследуемых материалов, следует проверить их пригодность для этой цели, рассмотреть их с критических позиций.

При оценке исследуемых материалов необходимо иметь четкую информацию о цели и способе сбора анализируемых данных, потому что на любой стадии экономического анализа могут быть допущены ошибки из-за неточности в анализируемых данных.

Однако следует иметь в виду, что высказывание американского ученого Джорджа Форестера: "Независимо от того, насколько подробно расписаны правила органов, регулирующих отчетность, сообразительные менеджеры и их советники всегда найдут способ представить сделки так, что они не влекут за собой отчетных затрат или обязательств, хотя, по смыслу, затраты и обязательства существуют. Это лишь одна из нескольких причин, почему данные годового отчета не всегда дают полную и непредвзятую картину сделок и событий, влияющих на работу фирмы" [4].

В нашей стране присутствуют все факторы, заставляющие брать под сомнение отчетные данные. Наиболее существенными из них являются:

— для внутренних отчетов — руководство предприятиями осуществляют наемные руководители, а не владельцы предприятий, следовательно, руководитель стремится показать свою деятельность в наиболее выгодном свете;

— для внешних отчетов — все формы отчетности составляются предприятиями для подачи в фискальные органы, следовательно, работники финансовых служб стремятся показать наиболее минимальную прибыль. В нашей стране вообще большинство предприятий показывают ее полное отсутствие.

На уровне макроэкономического анализа за базу данных можно взять и показатели платежеспособности и финансовой стабильности.

Эти показатели приводятся в аудиторских заключениях, которые предоставляются аудиторскими фирмами для Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на основании "Требований Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку к аудиторской проверке открытых акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций", утвержденных решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 19 марта 1997 г.

В то же время американские ученые Томас П. Карлин и Альберт Р. Макмин заметили: "…фактор, в силу которого результаты аудита несколько туманны, заключается в стремлении аудиторов продолжать оказывать бухгалтерские услуги данной фирме, которую они проверяют. По названным причинам результаты аудита можно охарактеризовать словом "сносные", нежели термином "точные", который предпочли бы финансовые аналитики" [5].

В нашей стране, когда аудиторское заключение во многих случаях выдается на основании сводных форм бухгалтерского учета с оговоркой "ответственность за достоверность представленных данных несет руководство предприятия", к выводам аудиторов следует относиться очень осторожно и критично.

Коэффициенты, обязательно приводимые аудиторами, следующие:

— ликвидности;

— промежуточный;

— абсолютной ликвидности;

— финансовой стойкости;

— финансовой независимости;

— эффективности использования активов;

— эффективности использования собственных средств (капитала).

Подвергая анализу бизнес-план, следует помнить о том, что для нашей страны это совершенно новый вид представления и сбора данных. Поэтому бизнес-план не всегда предшествует началу деятельности предприятия, а часто составляется задним числом по итогам проделанной работы. Существует еще одна разновидность бизнес-плана — это бизнес-план "под заказ", который составляется с конкретной целью. Например:

— для получения кредита в каком-либо банке, работающем по мировым стандартам (одним из требований для его предоставления является представление бизнес-плана);

— для заключения контракта с крупным партнером, работающим по мировым стандартам ( одним из требований для совершения сделки является соответствие характера сделки бизнес-плану данного предприятия).

Данные таких бизнес-планов вообще не стоит брать в расчет при анализе.

В США широкое распространение получил экономико-математический метод ПЕРТ, расчет по которому должен производиться при предоставлении министерству обороны заявок на контракты [6].

При анализе вышеназванных показателей следует учесть, что эти чисто финансовые показатели можно и должно рассматривать с точки зрения производства.

Следовательно, в каждом из этих показателей, как в капле воды, отражены все недостатки и достоинства производственного цикла, созданного на исследуемом предприятии.

Логистика, как вытекает из вышеизложенного, с помощью своих приемов и методов подтверждает наличие связей между организацией производственного цикла и финансовыми показателями. Логистика отрицает утверждение, что недостаточная финансовая стабильность и слабая платежеспособность — обычное состояние для большинства предприятий на современном этапе экономического развития — возникают лишь в результате нерациональной финансовой политики. Логистика утверждает, что разделить финансовую и хозяйственную деятельность невозможно.

Следовательно, анализ финансовых показателей может указать на "узкие" места в производственной деятельности, что очень важно, поскольку в рыночных условиях формировать общую политику предприятий будут прежде всего экономисты.

Логистика дает возможность подтвердить на практике связи (которые теоретически уже установлены) между факторами, влияющими на результаты финансовой и производственной деятельности. Это обусловлено тем, что выводы теоретического анализа всегда в какой-то мере остаются только гипотезой. Гипотезы превращаются в настоящую науку только после подтверждения их фактическим материалом.

Причины кризиса как в целом по стране, так и на каждом отдельно взятом предприятии, состоят в разрушении жестко закрепленных при плановой экономике хозяйственных связей, которые существовали в различных плоскостях:

— по номенклатуре партнеров(поставщиков и потребителей);

— по временным параметрам (сроки исполнения заказов);

— по ценовым параметрам (государственное регулирование цен);

— по номенклатуре выпускаемой продукции;

— по государственным заказам.

Все эти параметры регулировались не только и не столько договорными отношениями, но прежде всего, государственным планом.

В настоящее время каждый отдельный субъект хозяйственной деятельности (акционерное общество, фирма или объединение фирм) должен сам для себя налаживать хозяйственные связи и производить все действия, связанные с этим.

Вследствие сложившейся ситуации каждый руководитель предприятия должен:

— осуществлять свое внутреннее планирование производства;

— организовывать производственные циклы;

— определять транспортные потоки;

— определять количество создаваемых запасов сырья и материалов;

— определять количество создаваемых запасов незавершенной продукции;

— определять величину запасов готовой продукции;

— вести поиск новых рынков сбыта;

— определять ценовую политику.

Все эти действия должны снижать издержки производства.

Однако в нашей стране практически отсутствовала научная база для разработки подобных действий в условиях рыночных взаимоотношений. Поэтому на сегодняшний день так важен опыт зарубежных предприятий, работающих в развитой системе рыночных отношений.

В настоящее время существует множество научных дисциплин, которые призваны обеспечить научную базу, помогающую руководителю предприятия принимать решения.

Для решения задач, поставленных перед логистикой, используются различные виды прикладных математических задач и алгоритмы их решения. Все математические задачи, применяемые в данной науке, оперируют определенными величинами. Типичными задачами логистики являются:

— задача Прима-Краскала;

— задача Штейнера;

— задачи трассировки;

— задачи размещения;

— задачи сетевого планирования и управления;

— задача коммивояжера;

— транспортная задача;

— задача о максимальном потоке;

— теория расписаний.

На современном этапе создание подразделений логистики на предприятиях особенно актуально, поскольку логистика позволяет оптимизировать движение материалов и товаров как целостный процесс и до минимума снизить затраты на производство и реализацию продукции, уменьшить коммерческий риск и обеспечить принятие наиболее разумного решения.

 

———————————————————————————

Литература

1.Философская энциклопедия//под ред. Ф.В.Константинова. — М.1964. — Т.3 — С.228.

2. Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. — М. 1995. — С.86.

3. Краткий словарь иностранных слов//под ред. И.В.Лехина и Ф.Н.Петрова — М., 1950. — С.209.

4. Financial statement analysis. 2nd edition (1986). — P.158-159.

5. Томас П.Карлин, Альберт Р. Макмин: III анализ финансовых отчетов (на основе GAAP). Учебник:пер. с 4-го англ. изд.- М., 1998.- С.34.

6. Системы сетевого планирования и управления. — М., 1965.

 

Автор: Пруненко Д.

Применение логистики для управления производством

 Бизнес информ.-1999.-№7-8.-с.89-92.

 См. ЛОГИСТИКА и Т.Д.