Устав автомобильного транспорта РФ (Проект Минтранс от 21 января 2005 г.)

Федеральный закон

Устав автомобильного транспорта Российской Федерации

Проект Минтранс от 21 января 2005 г.

Вносится Правительством Российской Федерации

 

См.

N 259-ФЗ» href=»/transp/uatignet.htm»>Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, вступающий в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Окончательная редакция, принятая ГД ФС РФ 18 октября 2007 года. Одобрен СФ ФС РФ 26 октября 2007 года. Начало действия документа — 13.05.2008

 

См. также:

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Проект N 341092-4 от 18 октября 2007 г. (в третьем чтении)

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Проект N 341092-4 от 9 октября 2007 г. (во втором чтении)

Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации Проект Правительства РФ N 341092-4 от 25 сентября 2006 г. (в первом чтении)

Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации Проект от 10 мая 2006 г.

 

См. комментарий к настоящему проекту

 

См. Устав автомобильного транспорта РСФСР утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12

 

Раздел I. Общие положения

 

Статья 1. Устав автомобильного транспорта Российской Федерации (далее именуется — Устав) регулирует отношения перевозчиков и владельцев объектов транспортной инфраструктуры с грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, связанные с перевозками грузов, пассажиров, ручной клади и багажа.

Настоящий Устав определяет общие условия перевозок автомобильным и наземным городским пассажирским транспортом грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры.

К имущественным отношениям, связанным с перевозками, грузов, пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и наземным городским пассажирским транспортом, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Уставом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Иные отношения, связанные с деятельностью организаций автомобильного и наземного городского пассажирского транспорта, регулируются федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 2. Для целей настоящего Устава применяются следующие основные понятия:

перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки обязательство перевезти груз или пассажира, его ручную кладь и багаж в пункт назначения;

объекты транспортной инфраструктуры — остановочные пункты маршрутов регулярного сообщения, автовокзалы, грузовые и пассажирские автостанции, терминалы, а также стоянки транспортных средств, осуществляющих таксомоторные перевозки;

грузоотправитель (отправитель) — (далее именуется — грузоотправитель) — лицо, сдающее груз к перевозке от своего имени или от имени грузовладельца;

грузополучатель (получатель) — (далее именуется — грузополучатель) — лицо, управомоченное на получение груза;

грузовладелец — лицо, которому груз принадлежит на праве собственности или на ином законном основании;

пассажир — гражданин, пользующийся услугами автомобильного и наземного городского пассажирского транспорта на основании договора перевозки пассажира;

груз — материальные объекты, принятые в установленном порядке к перевозке на автомобильном транспорте;

багаж — вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки до пункта назначения, указанного в билете, и оформленные багажной квитанцией;

ручная кладь — вещи, перевозимые пассажиром в салоне транспортного средства без оформления багажной квитанции;

маршрут — путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктом;

маршрут регулярного сообщения — оборудованный остановочными пунктами маршрут, открытый в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и характеризуемый схемой движения транспортного средства между начальным и конечным остановочными пунктами, расписанием движения транспортных средств и системой оплаты проезда;

регулярные маршрутные перевозки — перевозки пассажиров, ручной клади и багажа на маршрутах регулярного сообщения, предусматривающие посадку (высадку) пассажиров на остановочных пунктах согласно установленному расписанию движения;

маршрутные таксомоторные перевозки — перевозки пассажиров, ручной клади и багажа на маршрутах регулярного сообщения, предусматривающие посадку (высадку) пассажиров по их требованию на остановочных пунктах или иных разрешенных для этих целей местах маршрута;

заказные перевозки пассажиров — перевозки пассажиров, ручной клади и багажа, выполняемые вне маршрутов регулярного сообщения на основании договора перевозки пассажира, заключаемого между перевозчиком и юридическим или физическим лицом — заказчиком в пользу пассажира или определенной группы пассажиров;

таксомоторные перевозки — перевозки пассажиров, ручной клади и багажа, выполняемые на условиях, определенных договором, заключаемым непосредственно между пассажиром и водителем, и предусматривающим определение провозной платы по ценам, устанавливаемым за единицу расстояния и (или) времени (таксе);

перевозки транспортом общего пользования — перевозки, которые в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления должны выполняться на основании публичного договора с применением регулируемых тарифов и (или) с предоставлением всех видов установленных льгот по оплате проезда.

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта на основании настоящего Устава утверждает правила перевозок грузов автомобильным транспортом и правила перевозок пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским пассажирским транспортом.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее именуемые — Правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, и регулируют условия перевозок грузов, выполняемых для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Правила перевозок пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским пассажирским транспортом (далее именуемые — Правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, пассажиров и владельцев объектов транспортной инфраструктуры, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади и багажа.

Правила оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и наземным городским пассажирским транспортом (далее именуемые — Правила оказания услуг), утверждает Правительство Российской Федерации. Указанные правила представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав граждан — потребителей услуг по перевозке грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также пассажиров, ручной клади и багажа.

Статья 4. Перевозки автомобильным и наземным городским пассажирским транспортом осуществляются в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в пределах черты города или иного поселения.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются за пределы черты города или иного поселения на расстояние до 50 километров включительно.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются за пределы черты города или иного поселения на расстояние более 50 километров.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

 

Раздел II. Перевозка грузов

 

Статья 5. Заключение договора перевозки груза подтверждается автотранспортной накладной. Форма автотранспортной накладной и порядок ее заполнения устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Грузы, не оформленные автотранспортными накладными, перевозчиком к перевозке не принимаются.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, перевозчик обязан, помимо автотранспортной накладной, представить грузоотправителю дополнительные документы на транспортное средство.

Статья 6. Перевозчик и грузоотправитель при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в установленном объеме. В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки, форма и порядок представления заявок на выполнение конкретной перевозки груза, другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

Статья 7. Основанием для заключения договора груза является принятый к исполнению разовый заказ, а в случае заключения договора об организации перевозок грузов — заявка на выполнение конкретной перевозки груза.

Статья 8. В соответствии с заявкой или принятым к исполнению разовым заказом перевозчик обязуется в установленные сроки подать исправные транспортные средства (контейнеры) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего заявленного груза.

Если перевозчик предоставил транспортные средства (контейнеры), не пригодные для перевозки соответствующего груза, или подал транспортные средства или контейнеры в пункт погрузки с опозданием против согласованного времени более чем на 1 час, указанные транспортные средства (контейнеры) считаются не поданными.

В случае неподачи транспортных средств (контейнеров) грузоотправитель вправе расторгнуть договор перевозки.

Статья 9. В договоре перевозки может быть предусмотрено, что перевозчик принимает на себя выполнение отдельных транспортно-экспедиционных операций (услуг), связанных с осуществлением перевозки. Права, обязанности и ответственность перевозчика, грузоотправителя (грузополучателя) в части выполнения отдельных транспортно-экспедиционных операций (услуг) определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирующими транспортно-экспедиционную деятельность, и условиями заключенных договоров.

Статья 10. При приеме груза к перевозке водитель предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение или паспорт, а также доверенность на получение груза.

Статья 11. Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность грузов, транспортных средств и контейнеров.

При предъявлении грузов в таре или упаковке грузоотправитель обязан замаркировать каждое грузовое место в соответствии с Правилами перевозок грузов

Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем Правилам перевозок грузов, и не приведен им в надлежащее состояние в согласованный сторонами срок, считается не предъявленным. В этом случае перевозчик вправе отказаться от выполнения договора перевозки грузов.

Статья 12. Время прибытия транспортного средства под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем в пункте погрузки документов в соответствии со статьей 10 настоящего Устава, а время прибытия транспортного средства под разгрузку — с момента предъявления водителем грузополучателю автотранспортной накладной в пункте разгрузки.

В случае прибытия транспортного средства под погрузку ранее согласованного времени транспортное средство считается прибывшим под погрузку в согласованное время, если грузоотправитель не примет его под погрузку с момента фактического прибытия.

Погрузка считается законченной после передачи грузоотправителем водителю оформленной автотранспортной накладной на погруженный груз.

Разгрузка считается законченной после передачи водителем грузополучателю оформленной автотранспортной накладной на выгруженный груз.

Статья 13. Грузоотправители, грузополучатели, обязанные осуществлять погрузку и разгрузку транспортных средств, в том числе выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой, должны выполнять указанные операции (работы) в сроки, устанавливаемые соглашением сторон, а при отсутствии соглашения в сроки, установленные Правилами перевозок грузов.

Статья 14. Необходимые для погрузки, разгрузки и перевозки приспособления и вспомогательные материалы должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем и сниматься грузополучателем, если иное не установлено соглашением сторон по договору перевозки.

Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются перевозчиком грузополучателю вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в соответствии с его указанием в автотранспортной накладной и за его счет.

Статья 15. Погрузка (выгрузка) грузов на транспортное средство, крепление и укрытие грузов производится перевозчиком или грузоотправителем (грузополучателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений настоящего Устава и издаваемых в соответствии с ним Правил перевозок грузов.

При выполнении вышеуказанных работ грузоотправителем перевозчик обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на транспортном средстве требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности транспортного средства, а также сообщить грузоотправителю о замеченных недостатках в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить обнаруженные недостатки в укладке и креплении груза. При невыполнении требований об устранении недостатков в укладке и креплении груза перевозчик имеет

право сделать отметку об этом во всех экземплярах автотранспортной накладной, а в случаях, угрожающих безопасности движения — отказаться от перевозки.

Статья 16. При сдаче грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в автотранспортной накладной масса этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в автотранспортной накладной массы груза и количества грузовых мест. Масса тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Для отдельных грузов их масса может определяться расчетным путем, по обмеру, по объемному весу или условно.

Запись в автотранспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения производится грузоотправителем.

Статья 17. Определение массы груза, за исключением случаев, указанных в статье 16 настоящего Устава, производится совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях (терминалах) перевозчика — совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузовой автостанции (терминала).

При перевозке грузов в крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.

Статья 18. Загруженные крытые транспортные средства, отдельные секции транспортных средств, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а ящики, коробки и другая тара с находящимися в них мелкоштучными товарами, опломбирована или обандеролена.

Перевозчик вправе по соглашению с грузоотправителем осуществлять перевозки грузов в крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах без пломбы.

При перевозке грузов с участием двух и более перевозчиков прием грузов к перевозке без пломбы производится только с согласия всех участвующих в этой перевозке перевозчиков.

Порядок пломбирования транспортных средств, отдельных секций транспортных средств, контейнеров и цистерн устанавливается Правилами перевозок грузов, а в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности — Правилами оказания услуг.

Статья 19. При перевозках в междугородном сообщении перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, устанавливаемые соглашением сторон с учетом требований безопасности движения, а при отсутствии соглашения — в сроки, установленные Правилами перевозок грузов.

Статья 20. Перевозчики обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта. В случаях, когда с учетом дорожных условий более рациональна перевозка с увеличением пробега, с согласия грузоотправителя перевозка грузов осуществляется с увеличением пробега и оплатой за фактическое расстояние перевозки.

Статья 21. Перевозчик обязан доставить груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в автотранспортной накладной.

Предусмотренное договором перевозки хранение грузов на терминалах перевозчика производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. За хранение груза свыше одного дня перевозчик взимает с грузополучателя (грузоотправителя) плату, определяемую соглашением сторон.

Предельный срок хранения грузов на терминалах перевозчика не может превышать 30 дней, если иное не установлено соглашением сторон.

Если по истечении предельного срока хранения груза на терминале перевозчика грузополучатель не примет решение о дальнейшей судьбе указанного груза, перевозчик вправе возвратить такой груз грузоотправителю за счет последнего или реализовать его в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации, за вычетом расходов на хранение и реализацию груза, возвращаются грузоотправителю.

Статья 22. Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые перевозчик несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению.

Статья 23. В случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном Правилами перевозок грузов.

В случае, когда перевозчик не имеет возможности доставить груз к месту нового назначения, он может отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае перевозчик возвращает груз грузоотправителю.

При перевозках грузов в междугородном сообщении, а также при вывозе грузов с железнодорожных станций, из портов (с пристаней) и аэропортов в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе сдать груз на хранение за счет и на риск управомоченного распоряжаться грузом лица с уведомлением об этом грузоотправителя и грузополучателя или возвратить груз грузоотправителю.

Во всех указанных в настоящей статье случаях стоимость перевозки груза при возврате груза отправителю или при доставке груза другому получателю, расходы по хранению и иные необходимые расходы, а в случае простоя по причине переадресовки также штраф за простой транспортного средства, оплачиваются грузоотправителем.

Статья 24. Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю по причинам, не зависящим от перевозчика, и при этом грузоотправитель в разумный срок не дал указаний о новом грузополучателе, а срок транспортабельности такого груза не позволяет осуществить возврат его грузоотправителю, груз может быть реализован перевозчиком в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Сумма, вырученная перевозчиком за реализацию груза за вычетом провозной платы, причитающейся перевозчику, а также затрат, понесенных перевозчиком при реализации, перечисляется:

а) грузополучателю, указанному в автотранспортной накладной, — в случае оплаты им стоимости груза;

б) грузоотправителю — во всех остальных случаях.

Статья 25. Сдача грузов грузополучателю в пункте назначения с проверкой массы груза и количества грузовых мест производится в том же порядке, в каком грузы были приняты от грузоотправителя.

Грузы, прибывшие в исправных крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы и состояния груза, а также количества грузовых мест.

Статья 26. Сдача грузов перевозчиком в пункте назначения с проверкой массы груза, количества грузовых мест и состояния груза осуществляется в следующих случаях:

а) прибытия грузов в крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах, принятых к перевозке без пломбы;

б) прибытия груза в неисправных кузове транспортного средства, отдельной секции транспортного средства, цистерне, контейнере или в исправном кузове, секции, цистерне, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;

в) прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки этого груза или установленного Правилами перевозок грузов температурного режима при перевозке;

Выдача перевозчиком тарных и штучных грузов с проверкой массы и состояния груза осуществляется только в случаях повреждения грузовых мест. При обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, которые могут влиять на состояние груза, перевозчик обязан произвести проверку состояния груза, его количества и массы только в поврежденных грузовых местах с их вскрытием.

При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы.

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не превышает погрешность измерений массы нетто такого груза, а также нормы естественной убыли, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 27. После выгрузки груза транспортное средство и контейнеры должны быть очищены от остатков груза, а после перевозки грузов, перечень которых устанавливается в Правилах перевозок грузов, транспортное средство и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.

Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортного средства и контейнеров лежит на грузополучателе.

Статья 28. Если при проверке массы груза, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства подтверждаются актом, составленным в пути следования, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.

При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.

Статья 29. Перевозка почтовых отправлений осуществляется перевозчиками в специализированных автомобилях, а также в автобусах, выполняющих регулярные маршрутные перевозки пассажиров, или легковых и грузовых автомобилях по договорам, заключаемым перевозчиком с операторами почтовой связи.

Статья 30. Транспортное средство, выделенное специально для перевозки почтовых отправлений, должно использоваться строго по прямому назначению в соответствии с договором и расписанием перевозки почтовых отправлений.

Статья 31. Погрузка и выгрузка, а также сопровождение почтовых отправлений и их сохранность в пути следования обеспечиваются операторами почтовой связи.

По соглашению между перевозчиком и операторами почтовой связи сопровождение и сохранность почтовых отправлений в пути следования, а также погрузка и выгрузка почтовых отправлений могут обеспечиваться перевозчиками.

 

Раздел III. Перевозка пассажиров, ручной клади и багажа

 

Статья 32. Регулярные маршрутные перевозки выполняются по расписанию движения, установленному для каждого остановочного пункта. Остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров осуществляется на остановочных пунктах маршрута регулярного сообщения в обязательном порядке, за исключением случаев, когда согласно установленному расписанию посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

Статья 33. Маршрутные таксомоторные перевозки выполняются по расписанию движения, установленному только для пункта отправления. Остановка транспортного средства осуществляется:

при посадке — на остановочных пунктах маршрута регулярного сообщения;

при высадке — по требованию пассажира в любом месте маршрута с соблюдением правил дорожного движения

Статья 34. Требования к организации маршрутов регулярного сообщения и разработке расписания движения устанавливаются Правилами перевозок пассажиров.

Статья 35. Заключение договора перевозки пассажиров при выполнении регулярных маршрутных перевозок и маршрутных таксомоторных перевозок удостоверяется билетом, сдача багажа пассажиром — багажной квитанцией. Пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного сбора.

При выполнении регулярных маршрутных перевозок и маршрутных таксомоторных перевозок в междугородном сообщении по территории нескольких субъектов Российской Федерации используются именные билеты, действительные при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира.

Формы билетов и багажной квитанции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 36. При перевозках в междугородном сообщении производится предварительная продажа билетов. Порядок продажи билетов определяется Правилами оказания услуг.

Статья 37. Заключение договора перевозки пассажиров при выполнении заказных перевозок удостоверяется заказом-нарядом. В заказе-наряде указывается количество транспортных средств, сроки и другие условия их предоставления, стоимость перевозок, иные условия выполнения перевозок, а также лицо, ответственное за использование транспортного средства.

При выполнении заказных перевозок в междугородном сообщении к заказу-наряду должен быть приложен список пассажиров, следующих в салоне транспортного средства.

Форма заказа-наряда и порядок его оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 38. Если для выполнения заказных перевозок пассажиров перевозчик предоставил транспортные средства, не соответствующие условиям договора перевозки, или подал транспортные средства с опозданием против согласованного времени более чем на 1 час, указанные транспортные средства считаются не поданными.

В случае неподачи транспортных средств заказчик вправе расторгнуть договор перевозки.

Статья 39. Заключение договора перевозки пассажиров при выполнении таксомоторных перевозок удостоверяется чеком, в котором указываются номер чека, наименование перевозчика, государственный регистрационный знак транспортного средства, дата поездки и уплаченная сумма.

Статья 40. Перевозки пассажиров в междугородном сообщении без предоставления мест для сидения запрещаются.

Статья 41. При осуществлении регулярных маршрутных перевозок, а также маршрутных таксомоторных перевозок пассажир имеет право:

а) провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 7 лет (при перевозках в городском и пригородном сообщении) и не старше 5 лет (при перевозках в междугородном сообщении), если он не занимает отдельное место для сидения;

б) провозить бесплатно ручную кладь, которая соответствует размерам, устанавливаемым Правилами перевозок пассажиров;

в) провозить за плату багаж, размеры, масса и упаковка которого соответствуют требованиям, устанавливаемым Правилами перевозок пассажиров

Статья 42. При осуществлении регулярных маршрутных перевозок в междугородном сообщении пассажир имеет право:

а) при опоздании к отправлению транспортного средства в течение трех часов, а вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить проездные документы с доплатой 25 процентов стоимости проезда или получить обратно в порядке, предусмотренном Правилами оказания услуг, стоимость проезда за вычетом 25 процентов стоимости билета;

б) при возврате билета в кассу не позднее, чем за два часа до отправления транспортного средства получить стоимость проезда за вычетом 5 процентов его стоимости, а при возврате билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства, получить стоимость проезда за вычетом 15 процентов его стоимости;

в) при прекращении поездки в междугородном сообщении вследствие болезни пассажира или несчастного случая получить стоимость проезда пропорционально непроследованному расстоянию;

г) при возврате билета в кассу не позднее одних суток до времени отправления транспортного средства по расписанию получить полную стоимость проезда;

д) вернуть билет в кассу до отправления транспортного средства в рейс и получить обратно полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу в следующих случаях:

отмены отправления транспортного средства;

опоздания отправления транспортного средства против расписания более чем на один час;

предоставления пассажиру места в автобусе более низкого класса, чем тот, на который ему продан билет;

непредоставления пассажиру указанного в билете места;

болезни пассажира.

е) при согласии на проезд в автобусе более низкого класса получить разницу между оплаченной суммой и платой, причитающейся за проезд;

ж) при предоставлении автобуса, проезд в котором оплачивается дороже, чем в автобусе, указанном в расписании, воспользоваться правом проезда по ранее приобретенным билетам без доплаты, если эти билеты были приобретены до объявления о замене автобуса.

Возврат денег, уплаченных за проезд, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится в порядке, устанавливаемом Правилами оказания услуг.

Статья 43. Не допускаются к перевозке багажом и в качестве ручной клади огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие, зловонные и другие опасные вещества, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

Статья 44. Принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию.

Багаж выдается в пункте назначения предъявителю багажной квитанции. За хранение багажа, не востребованного в течение одного часа после прибытия пассажира, взыскивается установленный сбор в порядке и на условиях предусмотренных при хранении багажа.

Статья 45. Багаж, не востребованный в течение 30 дней, может быть реализован по решению перевозчика.

Реализация перевозчиком указанного багажа осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, исходя из стоимости багажа, подтвержденной документами об оплате или соответствующим договором при отсутствии таких документов, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Предъявитель багажной квитанции в течение срока исковой давности имеет право получить сумму, вырученную перевозчиком при реализации багажа, за вычетом затрат, понесенных перевозчиком при реализации и хранении невостребованного багажа.

Статья 46. Внешнее и внутреннее оформление транспортных средств должно обеспечивать предоставление пассажиру информации об условиях выполнения перевозок. Состав указанной информации устанавливается Правилами оказания услуг, а форма ее представления — Правилами перевозок пассажиров.

Статья 47. На объектах транспортной инфраструктуры должна быть размещена информация об услугах по перевозке пассажиров, осуществляемых с использованием данных объектов. Состав указанной информации устанавливается Правилами оказания услуг, а форма представления информации — Правилами перевозок пассажиров.

Статья 48. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть обустроены для предоставления услуг пассажирам вне транспортного средства. Минимальный состав указанных услуг устанавливается Правилами оказания услуг, а требования к обустройству объектов транспортной инфраструктуры — Правилами перевозок пассажиров.

 

Раздел IV. Провозная плата и расчеты за перевозку

 

Статья 49. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, устанавливаемая соглашением сторон, если иное не предусмотрено настоящим Уставом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 50. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Порядок утверждения тарифов определяется указанными органами.

Статья 51. Связанные с перевозками дополнительные работы и услуги, выполняемые перевозчиком для грузоотправителя (грузополучателя), оплачиваются дополнительно в размере, определяемом соглашением сторон.

 

Раздел V. Ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров

 

Статья 52. Перевозчики за невывоз грузов в объеме, предусмотренном заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а грузоотправитель за непредъявление к перевозке грузов в этом объеме несут ответственность, устанавливаемую соглашением сторон.

При отсутствии соглашения об указанной ответственности перевозчик за невывоз грузов в объеме, предусмотренном заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, уплачивает грузоотправителю штраф в размере 40 процентов стоимости перевозки невывезенного груза.

В таком же размере грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф за непредъявление грузов к перевозке в обусловленном объеме.

Статья 53. За непредоставление перевозчиком контейнеров в количестве, предусмотренном заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а также за неиспользование грузоотправителем поданных контейнеров или за отказ от предусмотренных заявкой или принятым к исполнению разовым заказом контейнеров, виновная сторона уплачивает штраф — 0,2 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто до 5 тонн включительно; 0,4 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно; 1,3 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто свыше 10 тонн, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 54. При непредоставлении перевозчиком транспортных средств, использование которых оплачивается по повременной провозной плате, в количестве, предусмотренном заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, перевозчик уплачивает грузоотправителю 40 процентов стоимости пользования этими транспортными средствами, — исходя из времени пользования, указанного в заявке или разовом заказе, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

При отказе грузоотправителя полностью или частично использовать транспортные средства, работа которых оплачивается по повременной провозной плате, в количестве, указанном в заявке или принятым к исполнению разовом заказе, грузоотправитель уплачивает перевозчику 40 процентов стоимости пользования транспортными средствами, исходя из времени пользования, указанного в заявке или разовом заказе, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 55. За несвоевременную подачу транспортного средства (контейнера) для выполнения перевозок грузов или заказных перевозок пассажиров перевозчик уплачивает грузоотправителю или заказчику штраф в размере 0,01 минимального размера оплаты труда за каждую минуту опоздания, но не более 0,1 минимального размера оплаты труда за каждый случай несвоевременной подачи транспортных средств или контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 56. В случае расторжения договора вследствие неподачи транспортных средств (контейнеров) для перевозок грузов или заказных перевозок пассажиров грузоотправитель (заказчик) вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных ему убытков в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Перевозчик и грузоотправитель освобождаются от уплаты штрафа и ответственности, предусмотренных статьями 52, 53, 54, 55 и 56 настоящего Устава, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

а) непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (заносов, наводнений, пожаров), военных действий и т.п.;

б) аварии в организации, в результате которой работа была прекращена на срок не менее трех суток;

в) временного прекращения или ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий;

г) необходимости устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью людей,

д) иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика

Статья 58. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от них не зависело, в частности вследствие:

а) вины грузоотправителя (грузополучателя);

б) особых естественных свойств перевозимого груза;

в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

г) сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

Статья 59. Если массовые однородные грузы, перевозимые навалом, насыпью или наливом по разным автотранспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, в процессе перевозки обезличиваются, то естественная убыль исчисляется исходя из общего веса всего обезличенного в пути груза.

Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывшего в исправном подвижном составе без признаков недостачи в пути, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза.

Статья 60. Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию: при перевозках в городском и пригородном сообщении в течение 10 дней со дня приема груза, при перевозке в междугородном сообщении — в течение 30 дней по истечении срока доставки.

Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 дней после окончания срока доставки багажа.

Статья 61. Перевозчики возмещают ущерб, причиненный при перевозке грузов, в следующих размерах:

а) в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

б) в случае порчи или повреждения груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;

в) в случае утраты или недостачи груза, сданного к перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной стоимости утраченного груза или доли объявленной стоимости пропорциональной недостающей части груза;

г) в случае порчи или повреждения груза, сданного к перевозке с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась его объявленная стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его объявленной стоимости.

Перевозчики наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) перевозимого груза, возвращают провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза, а также дополнительную плату или часть дополнительной платы за объявление ценности.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Статья 62. Если иное не установлено соглашением сторон, перевозчики уплачивают грузополучателям пени за просрочку в доставке груза в междугородном сообщении в размере 15 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине.

Общая сумма пени за просрочку в доставке груза не может превышать размер провозной платы.

Статья 63. За утрату, повреждение или задержку перевозимых почтовых отправлений перевозчик несет перед оператором почтовой связи такую же ответственность, какую оператор почтовой связи несет перед пользователем услуг почтовой связи.

Статья 64. Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в случаях:

утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;

повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости;

утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности — в размере объявленной стоимости багажа.

Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает получателю багажа провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) багажа, а также сбор или часть сбора за объявление ценности.

Статья 65. За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа пеню в размере 3 процентов провозной платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, считая неполные сутки за полные, но не более размера провозной платы за перевозку багажа, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных статьей 57 настоящего Устава

Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов суток, когда должен прибыть багаж.

Уплата пени за просрочку в доставке багажа производится на основании акта, составленного по письменному требованию получателя багажа.

Статья 66. Перевозчик не несет ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, кроме случаев, когда пассажир докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

Статья 67. Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию: при перевозках в городском и пригородном сообщении — по истечении двух дней со дня истечения срока доставки, при перевозках в междугородном сообщении — по истечении 15 дней со дня истечения срока доставки.

Получатель багажа вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения его стоимости, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении суток после окончания срока доставки багажа.

Статья 68. Если груз или багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, перевозчик обязан известить об этом грузополучателя (грузоотправителя), получателя багажа, а грузополучатель (грузоотправитель), получатель багажа вправе потребовать выдачи ему этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение.

Статья 69. За задержку транспортных средств, поданных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сроков (простой) грузоотправитель или грузополучатель уплачивает штраф в размере, предусмотренном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения за каждую минуту простоя в размере:

0,001 минимального размера оплаты труда — при простое транспортного средства грузоподъемностью до 4 тонн включительно;

0,002 минимального размера оплаты труда — при простое транспортного средства грузоподъемностью свыше 4 тонн до 7 тонн включительно;

0,003 минимального размера оплаты труда — при простое транспортного средства грузоподъемностью свыше 7 тонн до 10 тонн включительно;

0,004 минимального размера оплаты труда — при простое транспортного средства грузоподъемностью свыше 10 тонн.

При простое специализированных транспортных средств размер штрафа увеличивается в два раза. Перечень специализированных транспортных средств определяется Правилами перевозок грузов.

Штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление к перевозке грузов в объеме, предусмотренном заявкой или принятом к исполнению разовым заказом.

Основанием для начисления штрафа за простой транспортных средств служат отметки в автотранспортной накладной о времени прибытия и убытия транспортных средств, а за простой транспортных средств в гараже — письменный отказ грузоотправителя или грузополучателя.

По истечении одного часа ожидания погрузки перевозчик вправе возвратить транспортное средство в гараж или использовать его на других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафа за простой прекращается, перевозчик ответственности за невыполнение перевозки не несет.

Перевозчики не имеют права взыскивать с грузоотправителей штраф за простой под погрузкой в случае опоздания подачи транспортного средства в пункт погрузки против согласованного времени более чем на 30 минут.

Статья 70. За задержку контейнеров, принадлежащих перевозчику, сверх установленных норм грузоотправители (грузополучатели) уплачивают за каждый час задержки штраф в размере, предусмотренном соглашением сторон, а при отсутствии указанных соглашений в размере:

0,01 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто менее 5 тонн;

0,04 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн;

0,1 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

Штраф за задержку контейнеров взыскивается независимо от штрафа за неиспользование контейнеров в количестве, предусмотренном заявкой или принятом к исполнению разовым заказом.

Статья 71. Грузоотправитель (грузополучатель) освобождается от уплаты штрафа за простой транспортных средств и задержку контейнеров, если это произошло вследствие:

а) непреодолимой силы и иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) или при которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно — разгрузочные работы, а также по причине аварии в организации — грузоотправителе (грузополучателе), в результате которой остановлено производство;

б) подачи транспортных средств и контейнеров в количестве, превышающем установленное заявкой или принятым к исполнению разовым заказом.

Статья 72. Если грузоотправителем предъявлен к перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а также с назначением в другой пункт, перевозчик вправе отказаться от перевозки, взыскав стоимость пробега транспортного средства до места погрузки и обратно, исходя из размера провозной платы, установленной соглашением сторон.

Статья 73. За отказ от оформления или за неправильное оформление автотранспортной накладной грузоотправитель или грузополучатель уплачивает штраф равный 0,4 минимального размера оплаты труда с каждого указанного документа, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

За неправильное указание в автотранспортной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику в результате предусмотренных настоящей статьей нарушений.

Статья 74. Организации других видов транспорта, если согласно транспортному уставу, кодексу, правилам, действующим на соответствующем виде транспорта, или в силу заключенных договоров на них возложены обязанности по выполнению погрузочно-разгрузочных работ, несут ответственность за простой транспортных средств и за отказ от оформления или неправильное оформление перевозочных документов, предусмотренную статьями 69, 70 и частью 1 статьи 73 настоящего Устава для грузоотправителей и грузополучателей, если иное не предусмотрено условиями заключенных договоров.

Статья 75. За простой транспортных средств или задержку контейнеров, возникшие вследствие того, что к автотранспортной накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других административных правил, грузоотправитель возмещает понесенные перевозчиком по этой причине убытки в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статья 76. Грузоотправитель и грузополучатель возмещают перевозчику убытки, возникшие по их вине вследствие перегруза, повреждения транспортного средства при погрузке или разгрузке, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза, в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статья 77. В случае задержки в отправлении или опоздания прибытия в пункт назначения транспортного средства, осуществляющего регулярные маршрутные перевозки или маршрутные таксомоторные перевозки (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении), свыше одного часа против установленного расписания, пассажир вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных ему убытков в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статья 78. При обнаружении в сданном к перевозке багаже предметов, перевозка которых багажом запрещена, отправитель багажа уплачивает штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации это не влечет административной или уголовной ответственности.

Статья 79. Любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

 

Раздел VI. Акты, претензии, иски

 

Статья 80. Обстоятельства, являющиеся основанием для материальной ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров при автомобильных перевозках, удостоверяются записями в автотранспортной накладной, а в случае разногласия между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) — актами установленной формы.

Перечень обстоятельств, подлежащих удостоверению записями в автотранспортной накладной, формы актов и порядок их составления устанавливаются Правилами перевозок грузов.

Статья 81. До предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с перевозкой груза, пассажиров или багажа обязательно предъявление к нему претензии. Право на предъявление к перевозчику претензий имеют лица, заключившие договор перевозки.

Статья 82. К претензии должны быть приложены подлинные или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие предъявленные заявителем требования.

К претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза или стоимость недостающего груза.

Статья 83. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение 6-месяцев, а претензии об оплате штрафов и пеней — в течение 45 дней. Указанные сроки исчисляются:

а) по претензиям о возмещении за повреждение (порчу) или недостачу груза или багажа — со дня выдачи груза или багажа;

б) по претензиям о возмещении за утрату груза — по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки;

в) по претензиям о возмещении за утрату багажа — по истечении 10 дней после окончания срока доставки багажа;

г) по претензиям о просрочке в доставке груза, багажа — со дня выдачи груза, багажа;

д) по претензиям о возврате штрафа за простой транспортных средств и задержку контейнеров — со дня получения заявителем претензии от перевозчика копии инкассового поручения (счета) о начислении штрафа;

е) во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Статья 84. Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах ее рассмотрения письменно уведомить заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии в уведомлении должно быть указано основание такого решения перевозчика со ссылкой на соответствующую статью настоящего Устава. В этих случаях представленные с претензионным заявлением документы возвращаются заявителю.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован или выдан другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, то претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз, и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета с фактическим грузополучателем или организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза.

Статья 85. Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов и багажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в течение 30 дней со дня получения претензий.

Указанные иски предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Иски, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, могут быть предъявлены не ранее истечения сроков, установленных статьей 90 настоящего Устава. До истечения указанных сроков иски могут быть заявлены, если получен ответ от перевозчика об отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении претензии.

Статья 86. Иски перевозчика к грузоотправителям, грузополучателям, пассажирам, возникшие в связи с осуществлением перевозки, могут быть предъявлены в суд в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

 

Раздел VII. Заключительные положения

 

Статья 87. Настоящий Устав вступает в силу по истечении четырех месяцев со дня его официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Устава признать утратившим силу Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12.

Статья 88. Изданные до введения в действие настоящего Устава нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Уставу должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, впредь до принятия соответствующих актов.

Статья 89. Настоящий Устав применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По возникшим до введения в действие настоящего Устава правоотношениям Устав применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Статья 90. Внести следующие изменения в Федеральный Закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации»:

дополнить статью 426 после слов «коммерческая организация» в соответствующем падеже словами «или индивидуальный предприниматель» в соответствующем падеже.

Статья 91. Внести следующие изменения в Федеральный Закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ «Налоговый Кодекс Российской Федерации»:

изложить подпункт 7) пункта 2 статьи 149 в следующей редакции: «7) услуг по перевозке пассажиров: регулярные маршрутные перевозки пассажиров и маршрутные таксомоторные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, осуществляемые с применением тарифов, утвержденных в установленном порядке;

перевозки пассажиров морским, речным и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые с применением тарифов, утвержденных в установленном порядке;»

Статья 92. Внести следующие изменения в Федеральный Закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»:

абзац 5 статьи 2 пункта 3 изложить в следующей редакции:

«продажи билетов при осуществлении регулярных маршрутных перевозок пассажиров и маршрутных таксомоторных перевозок пассажиров автомобильным и наземным пассажирским транспортом в городском и пригородном сообщении;»

 

Президент

Российской Федерации В. Путин

 

См. комментарий к настоящему проекту

 

Проект Устав автомобильного транспорта Российской Федерации Проект Минтранс от 21 января 2005  г.