Правила перевозки грузов автомобильным транспортом Проект от 10 апреля 2008 г.

Проект

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Вторая редакция от 10 апреля 2008 г.

 

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

1. Общие положения и основные понятия

2. Правила заключения договоров и оформления транспортно-сопроводительных документов

3. Правила предъявления и приема груза для перевозки

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

4. Правила погрузки, выгрузки, размещения и крепления грузов на транспортном средстве

5. Правила выдачи и переадресовки грузов

6. Правила расчетов за перевозку груза

7. Правила составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков

8. Правила пользования дорожно-транспортной инфраструктурой

9. Правила перевозки опасных грузов

10. Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

11. Правила перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах

12. Правила перевозки скоропортящихся грузов

13. Правила перевозки основных видов сельскохозяйственной продукции

14. Правила перевозки животных и птиц

15. Правила перевозки промышленных товаров в системе торговли

16. Правила перевозки продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

17. Правила перевозки продукции металлургической промышленности

18. Правила перевозки продукции химической промышленности

19. Правила перевозки продукции машиностроительной промышленности

20. Правила перевозки грузов строительной индустрии

21. Правила перевозки грузов в междугородном сообщении

22. Правила международных перевозок грузов на территории Российской Федерации

23. Правила завоза / вывоза грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты (пристани) и аэропорты

24. Правила перевозки почтовых отправлений

25. Правила перевозки грузов населения

Приложения

 

См. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.(в действующей редакции)

См. также:

Проект от 15 апреля 2009 г. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Проект от 27 декабря 2007 г. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Проект от 7 июля 2006 г. Общие Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

 

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

 

1. Общие положения и основные понятия

1.1. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее – Правила) разработаны на основании Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) и представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств (далее – транспортные средства), контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

1.2. В перевозочных документах грузы должны именоваться в соответствии с Алфавитным перечнем грузов Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (АЕТСНГ) с указанием при необходимости их отличительных признаков (в твердом или жидком состоянии, в свежем или сушеном виде и др.) Если такого наименования в АЕТСНГ нет, то груз должен обозначаться наименованием, под которым он указан в национальных стандартах, общероссийском классификаторе продукции, ДОПОГ (для опасных грузов), прейскуранте или технических условиях на изготовление продукции.

1.3. К условиям перевозок грузов относятся: заключение договоров перевозки грузов и фрахтования транспортных средств; приведение в рабочее состояние у грузоотправителей и грузополучателей погрузочно-разгрузочных постов и подъездных автомобильных путей к таким постам; подготовка грузов к перевозке (комплектование партий груза, затаривание груза и его маркировка, формирование транспортных пакетов, предварительная загрузка контейнеров, пломбирование и др.); подготовка перевозчиком транспортных средств для перевозки груза и подача их заказчику; погрузка, размещение и крепление грузов на транспортных средствах и в контейнерах; выбор маршрута перевозки; перевозка, сопровождение и слежение за сохранностью груза во время перевозки; участие перевозчика в погрузочно-разгрузочных работах и краткосрочном хранении грузов; проверка массы груза при приеме у грузоотправителя и сдаче у грузополучателя; очистка, промывка и дезинфекция транспортных средств и контейнеров; оформление транспортно-сопроводительных документов, путевых листов, актов и претензий при недостаче и повреждении (порче) грузов.

1.4. Правила распространяются на перевозчиков, экспедиторов, фрахтовщиков и фрахтователей, грузоотправителей и грузополучателей, иных участников транспортного процесса, участвующих в перевозках грузов транспортными средствами, независимо от организационных форм и форм собственности их владельцев и регламентируют взаимоотношения, права, обязанности и ответственность сторон.

1.5. Правила не распространяются на:

автомобильные перевозки грузов, осуществляемые российскими перевозчиками в международном сообщении на территории других государств, а также в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка, в условиях обстоятельств непреодолимой силы и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

технологические внутрихозяйственные перевозки грузов, осуществляемые самоходными и колесными транспортными средствами, относящимися к внутрихозяйственному транспорту (внутризаводскому, внутрикарьерному и т.п.), и функционирующему без выезда за пределы территории хозяйствующего субъекта (предприятия, организации) на автомобильные дороги общего пользования и улично-дорожную сеть страны.

1.6. Для целей Правил используются следующие понятия:

автомобильная перевозка грузов для собственных нужд – некоммерческая перевозка грузов, выполняемая физическим или юридическим лицом для собственных целей, без извлечения прибыли за счет перевозки;

автомобильная перевозка грузов транспортом общего пользования – перевозка грузов, осуществляемая перевозчиком за плату на основании публичного договора перевозки груза по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень перевозчиков обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке;

водитель грузового транспортного средства – физическое лицо, управляющее грузовым транспортным средством и являющееся при наличии оформленных надлежащим образом полномочий представителем перевозчика;

водитель-экспедитор – водитель, имеющий полномочия от перевозчика осуществлять отдельные транспортно-экспедиторские операции при перевозке груза;

заказчик – грузоотправитель, грузополучатель, пользующийся транспортными услугами перевозчика на основании договора перевозки груза. К заказчику относится также экспедитор, использующий транспортное средство перевозчика; фрахтователь, использующий транспортное средство фрахтовщика;

коммерческие автомобильные перевозки грузов – автомобильные перевозки грузов, выполняемые за плату на основании договора перевозки груза или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

отправка – партия груза, отправляемая по одной транспортной накладной;

автомобиль прикрытия – автомобиль, оборудованный проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета и используемый для сопровождения транспортного средства в случаях, когда его ширина с грузом или без груза превышает 3,5 м или длина более 24,0 м;

крупногабаритный груз – груз, который не может быть размещен на транспортном средстве без превышения нормативных габаритных параметров, установленных в Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД России);

крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают значения, установленные ПДД России. К крупногабаритным транспортным средствам относятся также автопоезда, в состав которых входят два и более прицепа;

тяжеловесный груз – груз, который с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации хотя бы один из нормативных весовых параметров (массу или осевую нагрузку транспортного средства), установленных для автомобильных дорог Российской Федерации;

тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из нормативных весовых параметров, установленных для автомобильных дорог Российской Федерации.

нормативные габаритные и весовые параметры транспортных средств – максимальные значения параметров, установленные нормативными правовыми актами для транспортных средств;

сверхнормативная нагрузка (далее СНН) – нагрузка, при которой возможность перевозки тяжеловесного груза может быть определена только после разработки специального проекта, предусматривающего проведение мероприятий по усилению инженерных сооружений и обеспечению мер безопасности перевозок;

продолжительность доставки скоропортящихся грузов – время нахождения транспортного средства в пути с момента окончания погрузки грузов и до момента предъявления водителем транспортной накладной грузополучателю;

мелкопартионные отправки грузов – перевозимые транспортными средствами одному грузополучателю партии грузов, массой до 5,0 т, но не менее 10 кг;

регулярные междугородные перевозки – перевозки, осуществляемые в междугородном сообщении по установленным маршрутам, графикам и расписаниям движения транспортных средств;

терминально-логистические комплексы – транспортно-экспедиторские предприятия и организации, осуществляющие прием, краткосрочное хранение, подсортировку и отправление грузов в междугородном и международном сообщении и располагающие необходимой территорией и складами с грузоподъемной и другой техникой, используемой для погрузочно-разгрузочных, внутрискладских и других транспортно-экспедиторских операций. Различают терминалы (комплексы), создаваемые на других видах транспорта для организации смешанных (комбинированных) перевозок грузов;

транзитные международные перевозки – перевозки грузов в международном сообщении через территорию страны без приема и сдачи груза на территории этой страны;

каботажные перевозки грузов – автомобильные перевозки, осуществляемые иностранными перевозчиками между пунктами погрузки и выгрузки груза, расположенными на территории Российской Федерации;

договор прямой смешанной (комбинированной) перевозки грузов – договор, заключенный оператором смешанной перевозки или другим перевозчиком с грузовладельцем (либо экспедитором) на доставку грузов двумя или более видами транспорта по единой транспортной накладной;

оператор прямой смешанной (комбинированной) перевозки – юридическое лицо, осуществляющее перевозку грузов двумя или более видами транспорта за плату с гарантией его сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором прямой смешанной (комбинированной) перевозки грузов и другими договорными обязательствами;

прямая смешанная (комбинированная) перевозка грузов – перевозка грузов, осуществляемая двумя или более видами транспорта на основании единой транспортной накладной, составленной на весь путь следования груза;

централизованный завоз / вывоз грузов автомобильным транспортом – один из видов централизованной перевозки грузов, при котором автотранспортный перевозчик либо экспедитор принимает на себя вывоз всех грузов, прибывающих в адрес обслуживаемой клиентуры на крупный грузообразующий объект, включая терминал, а также завоз на этот объект отправляемых клиентурой грузов, за исключением опасных и наливных грузов, а также других грузов, указанных в договоре об организации перевозки.

 

2. Правила заключения договоров и оформления транспортно-сопроводительных документов

2.1. Для осуществления перевозки грузов перевозчик заключает с заказчиком договор перевозки груза.

2.2. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2.3. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составляемой грузоотправителем.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза нетоварного свойства и груза, сопровождаемого представителем грузовладельца.

В случае вывоза груза со станций железных дорог, из портов и аэропортов, перевозок сельскохозяйственной продукции на заготовительные пункты или перерабатывающие предприятия, а также при поставках продукции по схеме «франко-склад назначения» договор перевозки груза может быть заключен с грузополучателем.

2.4. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа на перевозку груза, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки на перевозку груза, составляемой на срок, предусмотренный договором об организации перевозок грузов.

Оформление заказчиком и перевозчиком заказа или заявки на перевозку груза означает, что условия исполнения перевозки соответствуют предписаниям Устава автомобильного транспорта и Правилам.

К обязательным реквизитам заказа, заявки относятся:

а) наименование, адрес и номер расчетного счета заказчика, заявителя;

б) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, дата и часы подачи транспортных средств, под погрузку и выгрузку груза, средства связи;

в) наименование, масса и объем груза, количество мест, вид упаковки;

г) требуемый тип и количество единиц транспортных средств;

д) размер платы за перевозку груза;

е) состояние подъездных путей;

ж) режим работы пункта погрузки и выгрузки;

з) способ погрузки и выгрузки;

и) лица ответственные за заказ, заявку.

2.5. Заказ или заявку на перевозку груза заказчик представляет перевозчику не позднее 14 часов до начала перевозок груза в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении.

По согласованию сторон указанные сроки представления заказа или заявки, исходя из возможностей перевозчика, могут быть сокращены.

При возникновении у одной из сторон каких-либо изменений или дополнений по сравнению с согласованной заявкой или заказом на перевозку груза соответствующая сторона уведомляет об этом другую сторону не позднее 14 часов дня, предшествующего дню осуществления ранее согласованной перевозки.

2.6. Договор перевозки груза признается заключенным с момента получения владельцем груза согласия перевозчика принять к исполнению заказ или заявку на перевозку груза. Образцы заказа и заявки на перевозку груза приведены соответственно в Приложении 1 и Приложении 2 к Правилам.

2.7. Договор об организации перевозок грузов заключается между заказчиком и перевозчиком при необходимости осуществления систематических перевозок грузов; в нем устанавливаются объемы, сроки, условия предъявления грузов к перевозке и предоставления транспортных средств, технологические особенности производства погрузочно-разгрузочных работ, порядок расчетов и иные условия организации перевозок. При перевозках грузов с использованием транспортной логистики, в качестве участника указанного договора может выступать транспортно-логистический центр, действующий в интересах грузовладельцев и перевозчиков.

Образец договора об организации перевозок грузов приведен в Приложении 3 к Правилам.

2.8. Для перевозки груза транспортные средства могут предоставляться на основании договора фрахтования, образец которого приведен в Приложении 4 к Правилам.

Участниками договора фрахтования транспортного средства для перевозки грузов (фрахтовщик и фрахтователь) могут быть юридические или физические лица. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза (далее – заказ-наряд).

К обязательным реквизитам заказа-наряда относятся:

а) наименования, адреса, номера расчетных счетов, телефоны контактных лиц фрахтовщика и фрахтователя;

б) наименование и объем работ, услуг;

в) требуемый тип и количество транспортных средств;

г) адреса погрузки и выгрузки груза;

д) время прибытия транспортных средств под погрузку и время окончания работ;

е) вид и размер произведенной оплаты;

Образец заказа-наряда приведен в Приложении 5 к Правилам.

2.9. Заказ-наряд оформляется фрахтователем и передается фрахтовщику не позднее 14 часов накануне дня начала перевозок груза в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении. Принятие фрахтовщиком заказа-наряда для исполнения производится только при условии предварительной оплаты фрахтователем установленного в наряд-заказе объема работ, если иное не установлено соглашением сторон.

2.10. Подача транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием против согласованного времени более чем на 2 часа, считается непредоставлением зафрахтованного транспортного средства, если иное не установлено соглашением сторон. Время прибытия транспортного средства к месту подачи исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность водителя, и путевого листа.

2.11. В случае непредоставления фрахтовщиком транспортных средств фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Статьей 34 Устава автомобильного транспорта.

При предъявлении фрахтователем к перевозке груза, не предусмотренного договором фрахтования или в согласованном заказе-наряде, фрахтовщик вправе расторгнуть договор фрахтования или отказаться от передачи транспортных средств в пользование фрахтователю по ранее согласованному заказу-наряду.

2.12. На выполнение транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой груза, между экспедитором и заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации заключается договор транспортной экспедиции.

По договору транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора за вознаграждение организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранному экспедитором или заказчиком, заключить от имени заказчика или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза.

За неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязанностей перевезти груз по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ту же ответственность перед заказчиком, что и перевозчик по договору перевозки груза. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки, ответственность экспедитора перед заказчиком определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

2.13. Основным документом первичного учета перевозок грузов, а также других показателей работы на автомобильном транспорте, является путевой лист грузового транспортного средства (далее путевой лист).

Путевой лист оформляется перевозчиком в установленном порядке на каждое транспортное средство, осуществляющее перевозки грузов.

2.14. Выполняемые по заказам юридических лиц или предпринимателей перевозки грузов на коммерческой основе должны в обязательном порядке оформляться транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом (далее транспортная накладная) по форме согласно Приложению 6 к Правилам.

Такое требование распространяется на все виды перевозок, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера (в том числе геодезического) и взвешивания, а также перевозок грузов с сопровождением представителя грузовладельца.

2.15. Транспортная накладная оформляется на каждую ездку с грузом. В отдельных случаях транспортная накладная может оформляться одновременно на несколько ездок с грузом с дополнительным оформлением на каждую ездку с грузом талона отправителя, который является обязательным приложением к соответствующей транспортной накладной.

Порядок изготовления, учета и заполнения транспортной накладной и талонов отправителя устанавливается соответствующей Инструкцией, приведенной в Приложении к транспортной накладной.

При перевозке грузов на одном транспортном средстве по адресам нескольких грузополучателей грузоотправитель должен выписывать транспортные накладные отдельно каждому грузополучателю.

2.16. При введении систем электронного документооборота, порядок оформления транспортно-сопроводительных документов на перевозку грузов устанавливается по соглашению между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем дополнительно с учетом поэтапного перехода к этим системам

2.17. Дополнительно к указанным выше транспортно-сопроводительным документам при перевозках отдельных видов грузов (опасных, скоропортящихся, тяжеловесных и крупногабаритных) оформляются и другие необходимые документы, отмеченные в правилах перевозки соответствующих видов грузов.

2.18. При выполнении автомобильных перевозок грузов производится обязательное и добровольное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При добровольном страховании транспортных рисков, в том числе страховании ответственности за хищение, утрату, порчу и повреждение грузов при перевозке и временном хранении, страховании фрахта, дополнительном страховании ответственности за повреждение, уничтожение, угон транспортного средства страхователь (перевозчик, экспедитор, фрахтовщик, фрахтователь, грузовладелец) по соглашению сторон заключает со страховщиком договор страхования в письменном виде на приемлемых для страхователя условиях страховщика.

 

3. Правила предъявления и приема груза для перевозки

3.1. Грузы товарного характера перевозчик принимает к перевозке только при наличии договора перевозки груза и при условии оформления грузоотправителем транспортной накладной.

3.2. Грузоотправитель обязан подготавливать грузы в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару, упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать сохранность транспортных средств, грузов, контейнеров, безопасность движения, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

3.3. Перевозчик обязан в сроки, установленные договором перевозки, предоставить технически исправные транспортные средства общего назначения, либо специализированные транспортные средства (далее – транспортные средства), а в случаях, предусмотренных договором перевозки, также контейнеры, в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Перечень основных видов специализированных транспортных средств приведен в Приложении 7 к Правилам.

В случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, не пригодных для перевозки соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием против согласованного времени более чем на 2 часа, грузоотправитель вправе отказаться от перевозки, если иное не установлено соглашением сторон.

Подача транспортных средств, не пригодных для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. В указанном случае, а также при отказе грузоотправителя от поданных перевозчиком транспортных средств составляется акт по установленной форме.

3.4. При приеме груза к перевозке водитель транспортного средства, в том числе водитель, осуществляющий одновременно функции экспедитора (далее — водитель-экспедитор), предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, а также путевой лист, заверенный печатью перевозчика. Возложение на водителя функций экспедитора оформляется приказом руководителя автопредприятия (хозяйствующего субъекта).

3.5. Прием груза к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах транспортной накладной, один из которых остается у грузоотправителя.

Прием груза к перевозке, а также его выдача с использованием электронной накладной производится при наличии и в порядке, установленном в договоре об электронном обмене данными между перевозчиком и заказчиком.

3.6. Грузоотправитель обязан до прибытия транспортного средства под погрузку подготовить груз к перевозке (упаковать, затарить, подгруппировать по грузополучателям), оформить транспортно-сопроводительные документы и пропуска на право проезда транспортного средства к месту погрузки и выгрузки грузов.

3.7. Грузы, нуждающиеся в затаривании и/или упаковке, должны предъявляться грузоотправителем к перевозке в исправной таре/упаковке, соответствующей стандартам или техническим условиям, а в случаях, когда стандарты или технические условия не установлены, по согласованию с перевозчиком и грузоотправителем — в иной исправной таре/упаковке, обеспечивающей сохранность груза и транспортного средства.

3.8. Груз, который предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем договору перевозки и не был приведен им в надлежащее состояние в согласованный сторонами срок, считается непредъявленным.

3.9. Груз считается также не предъявленным грузоотправителем к перевозке, если:

а) груз предъявлен для перевозки с опозданием на 2 часа и более;

б) предъявленный груз не предусмотрен договором перевозки или предназначен для доставки в иной пункт назначения, чем установлен договором перевозки груза;

в) состояние предъявленного для перевозки груза не соответствует требованиям Правил и грузоотправителем не обеспечено приведение груза в соответствие с этими требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.

3.10. В случаях, предусмотренных в пункте 3.9, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с грузоотправителя штраф, предусмотренный частью 1 ст. 35 Устава автомобильного транспорта, если иное не установлено договором перевозки.

3.11. Грузоотправитель обязан передать перевозчику удостоверения, сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.12. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле или контейнере различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов или ухудшению их качества.

3.13. Грузоотправитель при предъявлении груза к перевозке имеет право объявлять его ценность.

Объявление ценности может осуществляться при перевозках драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, электронно-вычислительных машин и средств оргтехники, опытных машин, оборудования, приборов и иных предметов по соглашению сторон.

Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, скоропортящихся и опасных грузов, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной.

Объявленная грузоотправителем ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется согласно законодательству Российской Федерации.

3.14. За перевозку грузов с объявленной ценностью с грузоотправителя взимается дополнительная плата по соглашению между перевозчиком и отправителем.

3.15. При сдаче грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в транспортной накладной масса или объем этих грузов.

3.16. Грузы в таре или упаковке, а также и штучные грузы принимаются для перевозки с указанием в транспортной накладной массы груза и количества грузовых мест. Масса таких грузов определяется грузоотправителем до предъявления их для перевозки и указывается на грузовых местах. Общая масса груза определяется грузоотправителем взвешиванием на весах или подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или стандарту.

3.17. Для отдельных грузов масса может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемной массе или условно.

Запись в транспортной накладной о массе или объеме груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем.

3.18. При необходимости осуществления перевозки грузов в транспортном средстве с крытым кузовом, в отдельных секциях кузова, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.

3.19. Грузы, имеющие маркированную массу нетто или брутто, перевеске не подлежат. Водитель-экспедитор при отсутствии следов вскрытия тары или упаковки принимает такой груз у грузоотправителя согласно массе, указанной на маркировке.

3.20. Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание массы на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда стандартами предусмотрено обязательное указание массы брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в транспортной накладной в графе «Способ определения массы» проставляется запись «по стандарту».

3.21. Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. При массовых перевозках грунта определение его количества производится геодезическим замером.

3.22. Перевозчик может потребовать от грузоотправителя дополнительной проверки массы или объема перевозимого груза, если он сомневается в ее величине. Результаты проверки должны быть занесены в транспортную накладную.

3.23. Максимальные масса и размеры одного места груза не должны превышать грузоподъемность и внутренние размеры кузова транспортного средства, используемого при перевозке.

3.24. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза, его массе или установленным стандартам и техническим условиям.

3.25. Прием к перевозке грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта и Правилами, производится по соглашению сторон.

3.26. Перевозчик обязан перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения транспортных средств, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональной является перевозка с увеличенным пробегом, о чем перевозчик при приеме заказа или заявки обязан поставить заказчика (грузоотправителя или грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.

3.27. Перевозчик по согласованию сторон осуществляет перевозку грузов с выполнением транспортно-экспедиционных операций по приему, сопровождению и сдаче грузов получателю своим водителем-экспедитором. Указанные операции могут выполняться также транспортно-экспедиционной организацией.

Ответственность за сохранность груза во время перевозки возлагается на перевозчика с момента принятия груза к перевозке до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которых перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.

3.28. Для осуществления транспортно-экспедиционных операций, включая сопровождение груза в пути, грузовладелец обязан выделять своего представителя (экспедитора) при перевозках следующих грузов:

a) требующих по своему характеру особых условий перевозки: взрывчатые вещества, самовозгорающиеся вещества, легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), кинопленка и кинолента, отравляющие сильнодействующие вещества, едкие вещества, стекло и стеклянно-фарфоровые изделия без специальной упаковки;

б) требующих особой охраны: драгоценные камни, драгоценные металлы, ювелирные изделия, художественные изделия и антикварные вещи, предметы искусства (картины, скульптурные произведения и др.);

в) требующих ухода в пути (животные, птицы, пчелы).

Грузовладелец по соглашению сторон может осуществлять сопровождение во время перевозки и других грузов, поименованных им в заказе/заявке или договоре на перевозку.

3.29. В случаях, когда груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия транспортного средства перевозчика. При опоздании экспедитора к моменту прибытия транспортного средства грузоотправитель (грузополучатель) несет перед перевозчиком материальную ответственность за простой транспортного средства по условиям договора.

3.30. При предъявлении различных штучных грузов товарного характера к перевозке грузоотправитель обязан заблаговременно произвести их транспортную маркировку, которая содержит основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки.

К основным надписям маркировки относят: полное или сокращенное наименование грузополучателя, количество грузовых мест в партии и их порядковый номер; к дополнительным надписям – наименование грузоотправителя, пункта отправления, иные записи, а к информационным – масса грузовой единицы (брутто и нетто), а также габаритные размеры грузового места, если хотя бы один из них превышает 1,0 м.

По согласованию между торговыми партнерами на грузы кроме надписей для автоматической идентификации и сбора данных может быть нанесена дополнительная машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток.

Манипуляционные знаки указывают способы обращения с грузом при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении (например «Хрупкое. Осторожно», «Верх», «Крюками не брать»). Изображение, наименование и назначение маркировочных и манипуляционных знаков должны соответствовать национальным стандартам и техническим условиям на изготовление продукции.

3.31. Транспортная маркировка должна быть произведена грузоотправителем путем непосредственного нанесения маркировочных знаков на грузы или с помощью ярлыков. Маркировка мест груза должна быть четкой, ясной и надежной.

3.32. Манипуляционные знаки наносятся на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, за исключением знаков «Стропить здесь», «Центр тяжести», которые следует наносить в обозначенных местах.

3.33. По согласованию сторон ряд маркировочных надписей при перевозках штучных грузов (кроме массы груза брутто и нетто) грузоотправителем может не осуществляться, за исключением перевозок мелкими отправками.

3.34. При перевозке однородных штучных и затаренных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее, чем на четырех грузовых местах. В этом случае замаркированные грузовые места укладываются: в фургонах – у двери маркировкой наружу; на открытом кузове – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.

3.35. Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков), наносится на тару ее изготовителем. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

3.36. При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены надписи, в том числе общее количество пакетов в партии, количество грузовых мест в пакете, порядковый номер пакета. На транспортных пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера в пакете грузоотправитель устанавливает в нормативных документах на конкретные виды продукции.

3.37. При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

3.38. Загруженные крытые транспортные средства, отдельные секции транспортных средств, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены.

Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются грузоотправителем в транспортной накладной.

3.39. Перевозчик может по соглашению с грузоотправителем осуществлять перевозки грузов в крытых транспортных средствах с кузовом фургон или цистерна без пломбы. В этих случаях услуга, связанная с выполнением водителем-экспедитором дополнительных операций по приему и сдаче грузов, оплачивается грузоотправителем по договорным ценам.

3.40. При перевозке грузов с участием двух и более перевозчиков прием грузов к перевозке без пломбы может производиться только с согласия всех участвующих в этой перевозке перевозчиков.

3.41. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого в несколько адресов, внутри кузова фургон перевозчик может устанавливать перегородки, позволяющие разделять кузов на отдельные пломбируемые секции.

3.42. Водитель не принимает участия в перевесах и пересчетах грузов, прибывших в исправных транспортных средствах и контейнерах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также в исправной обандероленной таре; выдача таких грузов грузополучателю водителем осуществляется без проверки массы и состояния груза и без пересчета грузовых мест.

3.43. Пломбы грузоотправителя должны иметь сокращенное наименование грузоотправителя и контрольные знаки (торговые знаки или номер тисков), либо иметь уникальный номер.

При пломбировании транспортных средств перевозчиком пломбы должны иметь наименование перевозчика и номер тисков.

3.44. Пломбы, навешиваемые на кузова фургон, цистерна и контейнеры, их секции и отдельные грузовые места не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целостности.

Пломбы навешиваются:

а) у фургонов или его секций – на всех дверях по одной пломбе;

б) у контейнеров – на дверях по одной пломбе;

в) у цистерн – на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен для отдельных видов грузов;

г) у грузового места – от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.

3.45. Пломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.

Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.

3.46. Требования по осуществлению пломбирования транспортных средств, контейнеров и грузов, а также к материалам, пломбам и схемам их навешивания устанавливаются стандартами и техническими условиями на их изготовление.

3.47. Грузоотправитель может предъявлять отдельные виды грузов при предварительном их обандероливании.

Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлов и в каждом месте скрепления маркироваться штампом или печатью грузоотправителя.

Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целости используемого материала.

 

4. Правила погрузки, выгрузки, размещения и крепления грузов на транспортном средстве

4.1. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми транспортными средствами, грузоотправители и грузополучатели должны располагать погрузочно-разгрузочными площадками с подъездными путями к ним, обеспечи-вающими беспрепятственный проезд и маневрирование транспортных средств, а также возможность работы в темное время суток с надлежащим освещением рабочих мест.

4.2. Погрузочно-разгрузочные площадки должны быть оснащены машинами и устройствами для выполнения механизированной погрузки и выгрузки грузов; обеспечивать соблюдение противопожарных, санитарно-гигиенических и экологических нормативов; обеспечивать сохранность груза и безопасность труда персонала, работающего на этих площадках; иметь, при необходимости, весовое и другое оборудование для определения массы и качества перевозимого груза, а также телефонную и другие средства связи.

Количество и оснащенность постов погрузки (выгрузки) устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на площадках должно соответствовать виду и объему перевозимого груза и обеспечивать минимальные простои транспортных средств под погрузкой и выгрузкой.

4.3. Погрузку груза на транспортное средство, крепление, увязку и укрытие груза, открытие и закрытие бортов платформы, люков цистерны, опускание и выемку шлангов из люков цистерны, привинчивание и отвинчивание шлангов, снятие и установку съемных тентов в пунктах погрузки производит грузоотправитель; выгрузку грузов, снятие креплений и укрытий груза, а также выполнение отмеченных выше операций с бортами платформы, съемными тентами, люками и шлангами цистерн в пунктах выгрузки осуществляет грузополучатель, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

При выполнении погрузки грузов грузоотправителем ответственность за порчу и повреждение груза во время погрузки, а также за последствия ненадлежащего крепления и размещения груза в кузове транспортного средства (повреждение груза во время перевозки, его смещение, опрокидывание) возлагается на грузоотправителя.

Перевозчик должен контролировать осуществляемые грузоотправителем процессы погрузки, крепления и размещения груза в кузове транспортного средства, закрытие бортов (люков) и других, указанных в пункте 4.3. операций, кроме тех случаев, когда представитель перевозчика не допущен к месту погрузки груза. При невыполнении грузоотправителем требований перевозчика о размещении и креплении грузов, а также и других указанных в пункте 4.3. операций перевозчик может отказаться от осуществления перевозки грузов с возмещением ему грузоотправителем соответствующих затрат.

В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем по вопросам надежности установки и крепления груза грузоотправитель должен обеспечить документальное подтверждение безопасности подписью своего компетентного уполномоченного лица в транспортной накладной.

4.4. Перед началом движения и в пути следования водитель обязан при наличии объективной возможности контролировать размещение, крепление и состояние груза в кузове транспортного средства во избежание его смещения и падения. Если размещение, крепление, состояние груза создают угрозу безопасности дорожного движения, водитель должен принять меры к устранению возникшей опасности либо прекратить дальнейшее движение.

4.5. Перевозчик по договору перевозки груза с заказчиком (грузоотправителем или грузополучателем) может принять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ на условиях, предусмотренных в соответствующем договоре, с учетом осуществления заказчиком предварительной подготовки груза, предоставления мест для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных машин и устройств перевозчика, служебных помещений для устройства раздевалок и мест для отдыха рабочих.

В случае, когда перевозчик по договору с заказчиком принимает на себя производство погрузочно-разгрузочных работ, размещение и крепление груза в кузове транспортного средства и другие операции, ответственность за порчу и повреждение груза во время производства этих работ и за последствия ненадлежащего осуществления соответствующих операций возлагается на перевозчика.

4.6. Участие водителя транспортного средства в погрузке и выгрузке груза возможно только при его согласии, а также согласии перевозчика, в порядке, не противоречащем правилам охраны труда и техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. При этом при погрузке водитель принимает груз в кузове, а при выгрузке – подает груз из кузова транспортного средства.

При использовании транспортных средств, оборудованных грузоподъемными устройствами, управление грузоподъемным устройством осуществляется водителем такого транспортного средства.

4.7. Грузоотправитель должен обеспечить погрузку груза в транспортное средство перевозчика в соответствии с согласованными в заявке/заказе видом груза, его массой и количеством, а также временем осуществления работ.

4.8. При перевозках грузов с небольшой объемной массой перевозчик по согласованию с грузоотправителем может принимать меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности транспорного средства.

Для предотвращения потерь сыпучих и навалочных грузов во время перевозки грузоотправитель должен осуществлять их погрузку с таким расчетом, чтобы поверхность грузов не выступала за верхние края открытого кузова транспортного средства. При этом перевозчик совместно с грузоотправителем обеспечивает укрытие таких грузов брезентом или иными устройствами.

4.9. Штучные грузы, погрузка которых на транспортные средства и выгрузка без применения средств механизации требует больших затрат времени и труда, до начала погрузки грузоотправителем должны быть уложены в транспортные пакеты или контейнеры с учетом обеспечения механизированного способа погрузочно-разгрузочных работ.

Порядок формирования транспортных пакетов и загрузки контейнеров должны соответствовать Правилам перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах (раздел 11 Правил), а также техническим условиям на изготовление, транспортировку и хранение продукции предприятий изготовителей.

4.10. При осуществлении погрузочных работ грузоотправитель обязан:

а) равномерно размещать грузы по всей площади пола кузова транспортного средства или контейнера, не допуская эксцентричное распределение нагрузки в кузове (контейнере) и нагрузки по осям с превышением величин, установленных для транспортного средства в реальных дорожных условиях;

б) штабелировать однородные штучные грузы в кузове транспортного средства (контейнере) с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;

в) более тяжелые грузы размещать ближе к оси симметрии кузова транспортного средства (контейнера);

г) обеспечивать установление центра тяжести груза как можно ниже и в середине длины кузова транспортного средства (контейнера);

д) не допускать укладку грузов с большей объемной массой на грузы с меньшей объемной массой;

е) заполнять зазоры между штабелем груза и стенками кузова (контейнера) при помощи различных крепежных средств (прокладок, надувных емкостей и других устройств);

ж) при погрузке длинномерных грузов (трубы, стальной прокат, лесоматериалы и другое) разных размеров, разной длины и толщины подбирать их одинаковыми в каждом отдельном ряду, более длинные грузы – размещать в нижних рядах.

4.11. Для предотвращения опрокидывания или смещения груза в кузове во время движения транспортного средства грузоотправитель обязан надежно закрепить его в кузове транспортного средства с использованием собственных средств крепления, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.

4.12. Выбор средства крепления грузов в кузове транспортного средства (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, противоскользящие маты и другие) осуществляется грузоотправителем с учетом обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности перевозимого груза и транспортного средства.

4.13. Грузы большой массы, погрузка которых может быть осуществлена только механизированным способом, должны иметь петли, проушины, выступы или иные специальные приспособления для захвата при использовании грузоподъемных машин и устройств.

При перевозках указанных грузов исходя из необходимости обеспечения безопасности движения водитель перед началом движения, а также и во время движения обязан проверить состояние размещения и крепления груза на транспортном средстве.

4.14. Крепление груза гвоздями, скобами или другими способами, повреждающими транспортное средство, не допускается.

4.15. Грузоотправитель (грузополучатель) должен предоставлять, устанавливать и снимать лотки, ремни, проволоку, другие приспособления и вспомогательные материалы, необходимые для погрузки и перевозки, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.

Перевозчик может за дополнительную оплату предоставлять брезент и другие материалы для укрытия и увязки грузов, если это предусмотрено договором перевозки.

4.16. Для перевозки отдельных видов грузов перевозчик по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем может осуществить дооборудование кузова транспортного средства, с учетом требований действующих стандартов, правил и норм.

4.17. Приспособления для обеспечения сохранности грузов и производства погрузочно-разгрузочных работ, принадлежащие грузоотправителю, передаются перевозчиком грузополучателю в пункте выгрузки вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в пункт погрузки или иное место в соответствии с договором перевозки или указанием в транспортной накладной.

4.18. В случае обнаружения перевозчиком несоответствия укладки или крепления груза на транспортном средстве требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям обеспечения сохранности груза или транспортного средства, перевозчик должен поставить об этом в известность заказчика и отказаться от выполнения перевозки до устранения заказчиком замеченных недостатков.

4.19. Время прибытия транспортного средства под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем грузоотправителю путевого листа и документа, удостоверяющего личность, а время прибытия транспортного средства под выгрузку – с момента предъявления грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки.

При перевозках грузов в контейнерах со снятием их с транспортных средств, оформляемых в таких случаях сопроводительной ведомостью (Приложение 8 к Правилам), время подачи порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости: грузоотправителю – в пункте погрузки, а грузополучателю в пункте выгрузки.

4.20. Погрузка груза в транспортное средство считается законченной, если груз погружен в кузов транспортного средства и на него надлежащим образом оформлена транспортная накладная и в ней и в путевом листе сделаны необходимые отметки.

При подаче перевозчиком транспортного средства под погрузку ранее согласованного времени считается, что перевозчик приступил к выполнению договора в согласованное время. В этом случае грузоотправитель может принять транспортное средство к погрузке с момента его фактического прибытия.

4.21. Выгрузка прибывшего груза считается законченной, если груз полностью выгружен с транспортного средства, грузополучателем оформлены транспортная накладная, путевой лист и другие документы на перевозку груза, а также выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

4.22. При наличии у грузоотправителя или грузополучателя въездных ворот или контрольно-пропускного пункта время прибытия транспортного средства под погрузку или выгрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или транспортной накладной грузоотправителю (грузополучателю) у въездных ворот или контрольно-пропускном пункте.

4.23. Время пробега транспортного средства от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или выгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения транспортного средства под погрузкой или выгрузкой.

4.24. Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе и транспортной накладной время подачи транспортного средства в пункты погрузки и пункты выгрузки, и время отправления из них.

4.25. На складах транспортно-экспедиционных предприятий (терминалах) погрузочно-разгрузочные и другие работы, связанные с отправлением и получением грузов (подготовка грузов, крепление, укрытие и другие операции) выполняют эти предприятия, если иное не установлено договором перевозки.

4.26. После выгрузки груза кузов транспортного средства или контейнер должен быть очищен от остатков груза грузополучателем, а после перевозки опасных и скоропортящихся грузов, животных, птиц и других грузов, загрязняющих кузов, промыт и при необходимости пропарен или продезинфицирован. Указанные операции по очистке и санитарной обработке кузова транспортного средства по соглашению сторон могут быть выполнены перевозчиком.

4.27. Грузоотправитель или грузополучатель несут преимущественную ответственность перед перевозчиком за повреждение транспортного средства соответственно при погрузке или выгрузке груза, а также в пути из-за неправильного размещения и крепления груза в сумме фактических затрат, понесенных перевозчиком на ремонт транспортного средства.

4.28. Грузоотправитель (грузополучатель) обязан обеспечить погрузку (выгрузку) и оформить транспортно-сопроводительные документы в сроки, установленные соглашением сторон и исчисляемые с момента прибытия транспортного средства под погрузку или выгрузку. В случае сверхустановленного простоя транспортного средства под погрузкой или выгрузкой, а также вследствие ненадлежащего оформления транспортно-сопроводительных документов или их отсутствия, виновная сторона обязана оплатить перевозчику штраф в размере, установленном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения – в соответствии с Уставом автомобильного транспорта.

4.29. Основные нормы времени простоя автомобилей и автопоездов в пунктах погрузки и выгрузки грузов приведены в Приложении 9 к Правилам.

 

5. Правила выдачи и переадресовки грузов

5.1. Перевозчики обязаны доставлять грузы грузополучателям, указанным в транспортной накладной, в сроки, установленные соглашением сторон, а грузополучатели принять поступившие грузы и обеспечить выгрузку грузов из транспортных средств.

Сдача груза перевозчиком и прием груза получателем по массе и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (путем взвешивания на весах, подсчета грузовых мест, обмера).

5.2. Грузы, прибывшие в неповрежденных кузовах транспортных средств, контейнерах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы и состояния груза и количества грузовых мест.

При перевозке груза в отвалы, снега и других грузов нетоварного характера, по которым складской учет не ведется, перевозчик по условиям договора может освободиться от оформления сдачи груза получателю с проверкой его массы.

Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартной массе или массе, указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте, выдаются грузополучателю по счету мест с проверкой массы и состояния только в случае отсутствия на транспортном средстве пломбы грузоотправителя и только поврежденных мест груза.

5.3. Сдача груза получателю перевозчиком с проверкой груза, количества грузовых мест и состояния груза осуществляется в следующих случаях: прибытие груза в крытом кузове транспортного средства, контейнере, принятого к перевозке без пломбы; груз прибыл в поврежденной таре, поврежденном кузове транспортного средства и контейнере, или с поврежденными пломбами грузоотправителя; скоропортящийся груз прибыл к грузополучателю с нарушением сроков доставки или с нарушением установленного температурного режима перевозки.

5.4. При определении массы груза с помощью взвешивания перевозчик не несет ответственности за расхождение массы груза, указанной в транспортной накладной, и фактической массы груза, если разница в массе не превышает норм естественной убыли, точности показаний весов или норм точности взвешивания груза.

5.5. Разница между массой груза, установленной в пункте отправления, и массой груза, установленной в пункте назначения, не должна превышать нормы естественной убыли, принятые нормативными правовыми актами Российской Федерации; при перевозках груза без взвешивания до и после его доставки нормы естественной убыли не применяются.

Нормы естественной убыли начисляются в процентах к начальной массе нетто товара (груза), принятого к перевозке в пункте отправления.

5.6. Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только при установлении фактических потерь грузов, образующихся вследствие усушки, утечки (разлива), россыпи и распыла, улетучивания и/или выветривания. Потери в пределах норм естественной убыли могут быть списаны только при наличии соответствующих актов, подтверждающих фактические потери. Списание грузов (товаров) по норме естественной убыли до установления фактических потерь не допускается.

Нормы естественной убыли для отдельных видов грузов могут быть установлены для разных периодов года и разных климатических зон.

5.7. Естественная убыль грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом, доставляемых по разным транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, а также на различные расстояния, но в пределах одного принятого по нормам интервала, списывается по одной норме.

5.8. При недостаче груза грузополучатель должен сделать запись в транспортной накладной и подтвердить ее подписью перевозчика.

5.9. Перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить соответствующих экспертов для установления размера или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также для определения суммы, на которую понизилась стоимость груза.

Расходы по оплате экспертов несет перевозчик, если недостача, порча или повреждение груза произошли по его вине; в других случаях эти расходы оплачиваются грузоотправителем.

5.10. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей перевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, акт экспертизы составляется в ее отсутствие и признается действительным.

5.11. Грузополучатель может отказаться принять груз, если его качество вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по прямому назначению. Не принятый и испорченный (поврежденный) груз возвращается грузоотправителю за счет грузоотправителя.

5.12. Если грузополучатель отказывается принять скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, а грузоотправитель в течение двенадцати часов или другого согласованного с перевозчиком срока после запроса перевозчика не дал письменных указаний о новом грузополучателе, перевозчик вправе реализовать этот груз в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма, вырученная перевозчиком за реализацию груза за вычетом причитающихся перевозчику платежей за перевозку, а также затрат, связанных с реализацией груза, перечисляются грузополучателю, указанному в транспортной накладной (в случае оплаты им стоимости груза) и грузоотправителю – во всех остальных случаях.

5.13. В случае отказа грузополучателя принять груз по независящим от перевозчика причинам груз может быть возвращен перевозчиком грузоотправителю или по его письменному указанию передан (переадресован) другому грузополучателю. Стоимость перевозки, а также связанные с переадресовкой дополнительные расходы должны быть оплачены грузоотправителем.

При отказе принять груз грузополучатель должен известить об этом грузоотправителя и сделать в транспортной накладной заверенную подписью и печатью запись об отказе, а при отказе от извещения грузоотправителя и проставления отметки в транспортной накладной соответствующие действия производятся перевозчиком.

5.14. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке груза должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать следующие данные: номера первого заказа и транспортной накладной, наименование первоначального грузополучателя и его адрес, наименование нового грузополучателя и его адрес, причины переадресовки.

Распоряжение о переадресовке может распространяться на всю грузовую отправку, следующую по одной транспортной накладной.

5.15. Распоряжение о переадресовке груза грузоотправителем может быть передано по телефону с последующим письменным подтверждением.

5.16. В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозможности получить распоряжение грузоотправителя о переадресовке груза перевозчик может сдать груз на хранение в пункте фактического нахождения до получения соответствующего распоряжения грузоотправителя с возложением всех расходов по сохранности груза на грузоотправителя.

5.17. При невозможности выполнить распоряжение грузоотправителя о переадресовке груза перевозчик ставит об этом в известность грузоотправителя и возвращает ему груз с учетом компенсации расходов на перевозку этого груза.

При принятии перевозчиком распоряжения о переадресовке груза к исполнению в транспортной накладной в графе «переадресовка» указываются наименование и адрес нового грузополучателя, а также вносятся и другие изменения, вносимые и заверяемые подписью водителя.

 

6. Правила расчетов за перевозку груза

6.1. Порядок оплаты за перевозку груза автомобильным транспортом устанав-ливается соглашением сторон (договором перевозки), если иное не предусмотрено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Связанные с перевозкой грузов дополнительные работы и услуги, выполняемые перевозчиком или фрахтовщиком для заказчика (грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя) оплачиваются по соглашению сторон.

6.2. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему грузоотправителем для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему платежей за перевозку, включая просроченную дебиторскую задолженность отправителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено соглашением сторон. При этом грузоотправителем возмещаются перевозчику также расходы, связанные с удержанием груза (хранение, транспортировка и иные расходы).

6.3. Причитающиеся перевозчику, фрахтовщику платежи за перевозку груза и другие услуги должны вноситься заказчиком авансом и оформляться в виде платежных документов (платежных поручений или требований, чеков, векселей, аккредитивов) или наличными деньгами в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, с участием других видов транспорта, и осуществлении автотранспортной организацией функций головного оператора (перевозчика) грузоотправители и грузополучатели по соглашению сторон производят платежи за перевозку соответствующему головному оператору с учетом сумм, необходимых для расчетов с другими видами транспорта.

6.4. По соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. При нарушении этого срока внесения платежей с заказчика взыскивается пеня от суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы. Размер пени определяется законодательством Российской Федерации или соглашением сторон.

6.5. В случае, если перевозчик, фрахтовщик не приступит в течение трех дней к выполнению заказа, провозная плата, внесенная заказчиком авансом, должна быть возвращена заказчику в течение следующих трех банковских дней.

При несвоевременном возврате провозной платы за несостоявшуюся перевозку перевозчик, фрахтовщик уплачивает заказчику пеню от суммы платежей, подлежащей возврату, за каждый день просрочки в размере установленном законодательством Российской Федерации или по соглашению сторон.

6.6. В случаях, когда в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, понесенные в связи с этим расходы возмещаются перевозчику за счет средств соответствующего бюджета.

6.7. Окончательный расчет за перевозку грузов производится заказчиком на основании счета перевозчика, фрахтовщика. Основанием для выписки счета за выполненную перевозку служит транспортная накладная, либо акты замера или акты взвешивания груза, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты, — данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем).

6.8. Для окончательного расчета перевозчик, фрахтовщик должен в 5-дневный срок выписать счет заказчику и приложить соответствующие документы, если иной порядок расчета не установлен соглашением сторон (например, расчеты по оформленной транспортной накладной, расчеты по электронной форме документооборота).

6.9. При централизованных перевозках грузов все расчеты с перевозчиком за перевозку и связанные с ней транспортно-экспедиционные операции и услуги производятся грузоотправителем или грузополучателем в зависимости от того, кто оплачивает по договору основную стоимость перевозки. При этом в установленных случаях суммы, выплаченные перевозчикам за указанные перевозки, операции и услуги, включаются грузоотправителем в счета за отпущенную продукцию или удерживаются грузополучателями при оплате счетов грузоотправителей за полученную продукцию.

 

7. Правила составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков

7.1. Обстоятельства, которые могут являться основанием для имущественных споров между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, фрахтовщиками и фрахтователями, а также для оформления страховых случаев при перевозках грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Перечень обстоятельств, подлежащих удостоверению записями в транспортной накладной, приведены ниже:

а) дорожно-транспортные происшествия, неправомерные действия третьих лиц (разбой, хищение, грабеж), стихийные бедствия, упущения персонала перевозчика, которые привели к утрате, порче или повреждению груза, транспортного средства или контейнера;

б) несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза, с данными, указанными в транспортной накладной;

в) нарушение или отсутствие пломб на кузове транспортного средства или его секции или на контейнере;

г) подача перевозчиком транспортных средств, непригодных для перевозки данного груза или не отвечающих санитарным требованиям;

д) другие обстоятельства, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут служить основанием для имущественной ответственности сторон или возникновению страхового случая.

Указанные записи в транспортной накладной должны заверяться подписями представителями сторон. Односторонние записи в транспортной накладной являются недействительными.

7.2. В случае возникновения разногласий между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем, фрахтователем, фрахтовщиком по обстоятельствам, которые могут служить основанием для возникновения имущественных споров, сторонами составляется акт, образец которого приведен в Приложении 10 к Правилам.

Представители сторон должны подписать акт, а при несогласии с его содержанием – изложить в акте свое мнение.

При отказе от составления акта или внесения записи в транспортную накладную в случаях недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием незаинтересованной стороны, которой может быть представитель организации Ространснадзора или независимой экспертизы.

О составлении акта должна быть сделана отметка в транспортной накладной.

7.3. До предъявления к перевозчику иска в связи с перевозкой груза заказчик, заключивший с перевозчиком договор перевозки или договор фрахтования, предъявляет к нему претензию. Право на предъявление претензии имеют лица, заключившие договор перевозки или договор фрахтования, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение потерпевшим лицам, в случае ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств по договору перевозки, договору фрахтования или договору страхования.

7.4. Претензии предъявляются:

а) грузоотправителем или грузополучателем – в случае утраты груза, при условии представления транспортной накладной с росписью перевозчика (водителя как представителя перевозчика) о приеме груза к перевозке;

б) грузополучателем – в случае недостачи, порчи или повреждения груза, при условии представления транспортной накладной с соответствующими записями в ней и актом установленной формы (если акт был составлен);

в) страховщиком – в случае доказанной вины перевозчика в рамках договора страхования.

7.5. Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права, предусмотренных в договоре перевозки, договоре фрахтования или договоре страхования.

7.6. Претензии о возмещении за утрату, порчу и недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.

По однородным грузам, погруженным одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти.

7.7. Претензии оформляются в виде претензионного заявления, в котором должны быть указаны: предмет и краткое обоснование претензии; сумма претензии по каждому отдельному виду требования; банковские реквизиты и почтовый адрес заявителя; дата составления заявления.

Претензионные заявления должны быть подписаны руководителем организации или его заместителем.

7.8. К претензионному заявлению должны быть приложены подлинные или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие предъявленные заявителем требования.

Претензионные заявления, переданные перевозчику без приложения необходимых документов, возвращаются заявителю в 10-дневный срок. При этом срок, установленный для предъявления претензий, не прерывается.

7.9. К претензионному заявлению в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и актов, указанных в п. 7.2, должны быть приложены документы, удостоверяющие количество, качество и стоимость отправленного груза, а также расчет суммы претензии.

7.10. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в пределах срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Сроки по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования срок исковой давности составляет один год.

Срок исковой давности исчисляется в отношении:

а) возмещения за повреждение (порчу) или недостачу груза – со дня выдачи груза или даты оформления страхового случая;

б) возмещения за утрату груза – по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки или даты оформления страхового случая;