Правила перевозки грузов автомобильным транспортом Проект от 27 декабря 2007 г.

Проект от 27 декабря 2007 г.

Постановление Правительства РФ от « __ » ____________ 2007 г.

N ___

Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом

 

Оглавление

 

Постановление

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Общие положения»>I. Общие положения

II. Правила заключения договоров и оформления транспортно-сопроводительных документов

III. Правила приема грузов к перевозке, маркировки и пломбирования

IV. Правила погрузки, размещения и крепления грузов на транспортном средстве и разгрузки грузов

V. Правила выдачи и переадресовки грузов

VI Правила расчетов за перевозку груза

VII Правила составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков

VIII. Правила пользования дорожно-транспортной инфраструктурой

IX. Правила перевозки опасных грузов

X. Правила перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов

XI. Правила перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах

XII. Правила перевозки скоропортящихся грузов

XIII. Правила перевозки основных видов сельскохозяйственной продукции

XIV. Правила перевозки животных и птиц

XV. Правила перевозки промышленных изделий в системе торговли

XVI. Правила перевозки продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

XVII. Правила перевозки продукции металлургической промышленности

XVIII. Правила перевозки продукции химической промышленности

XIX. Правила перевозки продукции машиностроительной, приборостроительной и металлообрабатывающей промышленности

XX. Правила перевозки грузов строительной индустрии

XXI. Правила перевозки грузов в междугородном сообщении

XXII. Правила международных перевозок грузов на территории Российской Федерации

XXIII. Правила завоза / вывоза грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты (пристани) и аэропорты

XXIV. Правила перевозки почтовых отправлений

XXV. Правила перевозки грузов населения

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом

 

См. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.(в действующей редакции)

См. также:

Проект от 15 апреля 2009 г. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Проект от 10 апреля 2008 г. Вторая редакция Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Проект от 7 июля 2006 г. Общие Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

 

Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555), в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5712), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

2. Отменить:

Общие Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. (Москва, «Транспорт», 1984);

Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в морские порты РСФСР, утвержденные Минморфлотом СССР и Минавтотрансом РСФСР 12 марта 1973 г. (Москва, «Транспорт», 1984);

Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в аэропорты РСФСР, утвержденные МГА СССР и Минавтотрансом РСФСР 23 июля 1973 г. (Москва, «Транспорт», 1984);

Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в порты (на пристани) внутреннего водного транспорта РСФСР, утвержденные Минречфлотом РСФСР и Минавтотрансом РСФСР 14 февраля 1975 г. (Москва, «Транспорт», 1984);

Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, утвержденные МПС СССР и Минавтотрансом РСФСР 27 октября 1976 г. (Москва, «Транспорт», 1984);

Инструкцию по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденную Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г. (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 6);

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (Российские вести, 1996, N 15, N 20) и применять для целей правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом приложения А «Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий» и B «Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) в действующей редакции.

3. Министерству транспорта Российской Федерации в месячный срок в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения о принятии нормативных актов, обеспечивающих применение ДОПОГ при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 13 мая 2008 г.

 

Председатель Правительства Российской Федерации В. Зубков

 

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Проект от 27 декабря 2007 г.

 

I. Общие положения

 

1. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее – Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) и представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Правила распространяются на перевозчиков, экспедиторов, фрахтовщиков и фрахтователей, грузоотправителей и грузополучателей, участвующих в перевозках грузов автотранспортными средствами, независимо от организационных форм и форм собственности их владельцев и регламентируют взаимоотношения, права, обязанности и ответственность сторон.

3. Правила не распространяются на:

автомобильные перевозки грузов, осуществляемые российскими перевозчиками в международном сообщении на территории других государств, а также в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка, в условиях форс-мажорных обстоятельств и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

технологические внутрихозяйственные перевозки грузов для собственных нужд, осуществляемые самоходными и колесными транспортными средствами, относящимися к внутрихозяйственному транспорту (внутризаводскому, внутрикарьерному и т.п.), и функционирующему без выезда за пределы территории хозяйствующего субъекта (предприятия, организации) на улично-дорожную сеть.

4. Для целей Правил используются следующие понятия:

автомобильная перевозка грузов для собственных нужд – автомобильная перевозка грузов, выполняемая физическим или юридическим лицом для собственных целей и за собственный счет;

автомобильная перевозка грузов транспортом общего пользования – автомобильная перевозка грузов, осуществляемая коммерческой организацией на основании публичного договора по обращению любого гражданина или юридического лица по объявленным тарифам. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемыми перевозками транспортом общего пользования, устанавливается субъектами Российской Федерации;

водитель грузового автотранспортного средства – физическое лицо, управляющее грузовым автотранспортным средством и являющееся при наличии оформленных надлежащим образом полномочий представителем перевозчика;

водитель-экспедитор – водитель, имеющий полномочия от перевозчика осуществлять отдельные транспортно-экспедиторские операции при перевозке груза;

заказчик – грузоотправитель, грузополучатель или фрахтователь, пользующийся транспортными услугами перевозчика или владельца транспортного средства;

коммерческие автомобильные перевозки грузов – автомобильные перевозки грузов, выполняемые за плату на основании договора перевозки груза или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

отправка – партия груза, отправляемая по одной транспортной накладной.

автомобиль прикрытия – автомобиль, оборудованный проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета и используемый для сопровождения транспортного средства, в случаях, когда его ширина с грузом или без груза превышает 3,25 м или длина более 24,0 м;

автомобиль сопровождения – патрульный автомобиль государственной автомобильной инспекции, используемый для сопровождения транспортного средства, осуществляющего перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в случаях, когда ширина транспортного средства с грузом или без груза превышает 3,75 м и длина свыше 30,0 м;

крупногабаритный груз – груз, который не может быть размещен на транспортном средстве без превышения нормативных габаритных параметров, установленных в Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД России), а также груз, выступающий за заднюю точку длины транспортного средства более чем на 2 метра;

крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают значения, установленные ПДД России. К крупногабаритным транспортным средствам относятся также автопоезда, в состав которых входят два и более прицепа;

тяжеловесный груз – груз, который с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации хотя бы один нормативный весовой параметр: массу или осевую нагрузку транспортного средства;

тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и(или) осевая масса превышает хотя бы один из нормативных весовых параметров, установленных для автомобильных дорог Российской Федерации. Различают две категории тяжеловесных транспортных средств: категории 1 и категории 2;

нормативные габаритные и весовые параметры транспортных средств – максимальные значения параметров, установленные нормативными правовыми актами для транспортных средств на основе дорожных ограничений;

сверхнормативная нагрузка (далее СНН) – нагрузка, при которой возможность перевозки тяжеловесного груза может быть определена только после разработки специального проекта, предусматривающего проведение мероприятий по усилению инженерных сооружений и обеспечению мер безопасности перевозок;

продолжительность доставки скоропортящихся грузов – время нахождения автотранспортного средства в пути с момента окончания погрузки грузов и до начала их выгрузки;

безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений населения.

мелкопартионные отправки грузов – перевозимые автотранспортными средствами одному грузополучателю партии грузов, массой до 5,0 т, но не менее 10 кг;

регулярные междугородные перевозки – перевозки, осуществляемые в междугородном сообщении по установленным маршрутам, графикам и расписаниям движения автотранспортных средств;

терминально-логистические комплексы – транспортно-экспедиторские предприятия и организации, осуществляющие прием, краткосрочное хранение, подсортировку и отправление грузов в междугородном сообщении и располагающие необходимой территорией и складами с грузоподъемной и другой техникой, используемой для погрузочно-разгрузочных, внутрискладских и других работ.

транзитные международные перевозки – перевозки грузов в международном сообщении через территорию страны без приема и сдачи груза на территории этой страны;

каботажные перевозки грузов – перевозки, осуществляемые иностранными перевозчиками между пунктами погрузки и разгрузки груза, расположенными в одной стране;

договор прямой смешанной (комбинированной) перевозки грузов – договор, заключенный оператором смешанной перевозки или другим перевозчиком с грузовладельцем (либо экспедитором) на доставку грузов двумя или более видами транспорта по единой транспортной накладной;

оператор прямой смешанной (комбинированной) перевозки – юридическое лицо, осуществляющее перевозку грузов двумя или более видами транспорта за плату с гарантией его сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором прямой смешанной (комбинированной) перевозки грузов и другими договорными обязательствами;

прямая смешанная (комбинированная) перевозка грузов – перевозка грузов, осуществляемая двумя или более видами транспорта на основании единой транспортной накладной, составленной на весь путь следования груза;

мультимодальный терминал – транспортно-экспедиторское предприятие (организация) на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте, предназначенное для сбора / развоза грузов, в том числе в контейнерах, с осуществлением перегрузки их с одного транспорта на другой, краткосрочного хранения грузов, подгруппировки по направлениям, а также выполнения с ними и других транспортно-экспедиторских операций;

централизованный завоз / вывоз грузов автомобильным транспортом – один из видов централизованной перевозки грузов, при котором автотранспортный перевозчик либо экспедитор принимает на себя вывоз всех грузов, прибывающих на мультимодальный терминал в адрес обслуживаемой клиентуры, а также завоз на этот терминал отправляемых клиентурой грузов, за исключением опасных и наливных грузов, а также других грузов, указанных в договоре об организации перевозки.

 

II. Правила заключения договоров и оформления

транспортно-сопроводительных документов

 

5. Перевозчики осуществляют перевозки грузов и выполняют дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, на основании договоров, заключаемых с грузоотправителями или грузополучателями.

6. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения (на место выгрузки) и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель (или грузополучатель) обязуется уплатить за перевозку установленную плату, если иное не предусмотрено указанным договором.

7. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составляемой грузоотправителем, если иное не предусмотрено указанным договором.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза нетоварного свойства. Неправильно составленная транспортная накладная или ее утеря не влияет на действительность заключенного договора перевозки груза.

В случае вывоза груза со станций железных дорог, из портов и аэропортов, а также перевозок сельскохозяйственной продукции на заготовительные пункты или перерабатывающие предприятия договор перевозки может быть заключен с грузополучателем.

8. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа на перевозку груза, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки на перевозку груза.

9. Заказ или заявку на перевозку груза грузовладелец представляет перевозчику не позднее 14 часов до начала перевозок груза в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении.

По согласованию сторон заявка на перевозку груза может быть составлена на один день, неделю или иной срок, предусмотренный договором об организации перевозок грузов.

При возникновении у одной из сторон каких-либо изменений или дополнений по сравнению с согласованной заявкой или заказом на перевозку груза соответствующая сторона уведомляет об этом другую сторону не позднее 14 часов дня, предшествующего дню осуществления ранее согласованной перевозки.

Договор перевозки груза признается заключенным с момента получения владельцем согласия перевозчика принять к исполнению заказ или заявку на перевозку груза. Образцы заказа и заявки на перевозку груза приведены в Приложении N 1 и Приложении N 2 к Правилам.

10. Договор об организации перевозок заключается между грузовладельцем и перевозчиком при необходимости осуществления систематических перевозок грузов, в нем устанавливаются объемы, сроки, условия предъявления грузов к перевозке и предоставления транспортных средств, технологические особенности производства погрузочно-разгрузочных работ, порядок расчетов и иные условия организации перевозок. Примерный образец договора об организации перевозок грузов приведен в Приложении N 3 к Правилам.

11. Для перевозки груза автотранспортные средства могут предоставляться на основании договора фрахтования. По договору фрахтования, примерный образец которого приведен в Приложении N 4 к Правилам, фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю либо часть вместимости одного или нескольких автотранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Участниками договора фрахтования автотранспортного средства для перевозки грузов (фрахтовщик и фрахтователь) могут быть юридические или физические лица. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление автотранспортного средства для перевозки груза (далее – заказ-наряд). К реквизитам заказа-наряда относятся:

а) наименования, адреса, номера расчетных счетов, телефоны контактных лиц фрахтовщика и фрахтователя;

б) наименование работ, услуг;

в) требуемый тип и количество транспортных средств;

г) адреса погрузки и разгрузки груза;

д) объем услуг;

е) время прибытия транспортных средств под погрузку и время окончания работ;

ж) вид и размер произведенной оплаты;

з) оговорки и замечания фрахтователя;

и) подписи сторон.

Заказ-наряд оформляется согласно образцу, приведенному в Приложении N 5 к Правилам.

12. Заказ-наряд оформляется фрахтователем и передается фрахтовщику не позднее 14 часов накануне дня начала перевозок груза в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении. Принятие фрахтовщиком заказа-наряда для исполнения производится только при условии предварительной оплаты фрахтователем установленного в наряд-заказе объема работ.

13. Подача автотранспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием против согласованного времени более чем на 2 часа, считается непредставлением указанного автотранспортного средства, если иное не установлено соглашением сторон. Время прибытия автотранспортного средства к месту подачи исчисляется с момента предъявления водителем автотранспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.

14. В случае непредставления фрахтовщиком автотранспортных средств фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Статьей 34 Устава автомобильного транспорта.

При предъявлении фрахтователем к перевозке груза, не предусмотренного договором фрахтования или в согласованном заказе-наряде, фрахтовщик вправе расторгнуть договор фрахтования или отказаться от передачи автотранспортных средств в пользование фрахтователю по ранее согласованному заказу-наряду.

15. На выполнение транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой груза, между экспедитором и грузовладельцем заключается договор транспортной экспедиции, который включает следующие разделы: предмет договора, общие условия, обязанности и ответственность сторон, страхование, расчеты за услуги, дополнительные условия, юридические адреса сторон, банковские реквизиты.

По договору транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора за вознаграждение организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранному экспедитором или грузовладельцем, заключить от имени грузовладельца или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза.

За неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязанностей перевезти груз по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ту же ответственность перед грузовладельцем, что и перевозчик по договору перевозки груза. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки, ответственность экспедитора перед грузовладельцем определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

16. До подписания указанных выше договоров стороны, при наличии разногласий по условиям договоров, совместно рассматривают эти разногласия и устраняют их в соответствии с достигнутой договоренностью.

17. Любая из сторон указанных выше договоров может обратиться к другой стороне с предложением об изменении или расторжении договора, с указанием причин, послуживших основанием для такого обращения. Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора, должна рассмотреть это предложение и направить другой стороне извещение о принятии, либо об отклонении такого предложения. При достижении сторонами согласия об изменении или расторжении договора соответствующее соглашение оформляется в письменном виде.

18. Основным документом первичного учета перевозок грузов, а также других показателей работы на автомобильном транспорте, является путевой лист автотранспортного средства для перевозок грузов (далее путевой лист).

Путевой лист оформляется перевозчиком в установленном порядке на каждое автотранспортное средство на перевозки грузов на коммерческой основе и на перевозки грузов для собственных нужд.

19. Выполняемые по заказам юридических лиц или предпринимателей перевозки грузов на коммерческой основе оформляются транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом (далее транспортная накладная) согласно образцу, приведенному в Приложении N 6 к Правилам.

Такое требование распространяется на все виды перевозок, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера (в том числе геодезического) и взвешивания.

20. Транспортная накладная оформляется, как правило, на каждую ездку с грузом. В отдельных случаях транспортная накладная может оформляться одновременно на несколько ездок с грузом с дополнительным оформлением на каждую ездку с грузом талона отправителя, который является обязательным приложением к соответствующей транспортной накладной.

В Приложении N 6 к Правилам приведена инструкция по изготовлению, учету и заполнению транспортной накладной и талонов отправителя, а также образец талона отправителя.

21. Перевозки грузов на коммерческой основе, выполняемые по заказам граждан, оформляются заказами-квитанциями на перевозку грузов по форме, приведенной в Правилах перевозки грузов населения (раздел XXV Правил).

22. При введении новых систем безбумажной технологии документооборота (электронной накладной, цифровых тахографов и др.) порядок оформления транспортно-сопроводительных документов на перевозку грузов устанавливается дополнительно с учетом поэтапного перехода к этим системам, согласованного с заинтересованными участниками транспортного процесса.

23. Дополнительно к указанным выше основным транспортно- сопроводительным документам при перевозках отдельных видов грузов (опасных, скоропортящихся, тяжеловесных и крупногабаритных) оформляются и другие необходимые документы.

24. При выполнении автомобильных перевозок грузов производится обязательное и добровольное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательное страхование осуществляется в части, касающейся гражданской ответственности владельцев грузовых автотранспортных средств за вред, причиненный в результате дорожно-транспортных происшествий жизни или здоровью граждан, их имуществу, либо имуществу юридических лиц.

25. При добровольном страховании транспортных рисков, в том числе страховании ответственности за хищение, утрату, порчу и повреждение грузов при перевозке и временном хранении, страховании фрахта, дополнительном страховании ответственности за повреждение, уничтожение, угон транспортного средства и др. страхователь (перевозчик, экспедитор или грузовладелец) заключает со страховщиком договор страхования в письменном виде на приемлемых для страхователя условиях страховщика.

 

III. Правила приема грузов к перевозке,

маркировки и пломбирования

 

26. Перевозчик принимает, а грузоотправитель предъявляет груз к автомобильной перевозке на основании договора перевозки груза.

Груз товарного характера перевозчик принимает к перевозке только при условии оформления грузоотправителем транспортной накладной.

27. Грузоотправитель обязан подготавливать грузы в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару, упаковку и иными актами, таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

28. Перевозчик обязан в сроки, установленные договором перевозки, предоставить технически исправные транспортные средства, а в случаях, предусмотренных договором перевозки, также контейнеры, в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

В случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, не пригодных для перевозки соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием против согласованного времени более чем на 2 часа, грузоотправитель вправе отказаться от перевозки, если иное не установлено соглашением сторон.

Подача автомобилей, не пригодных для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. При отказе грузоотправителя от поданных перевозчиком автомобилей составляется акт по установленной форме.

29. При приеме груза к перевозке водитель автомобиля, осуществляющий одновременно функции экспедитора (далее — водитель-экспедитор), предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, а также путевой лист, заверенный печатью перевозчика. Возложение на водителя функций экспедитора оформляется приказом руководителя автопредприятия (хозяйствующего субъекта).

30. Прием груза к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах транспортной накладной, один из которых остается у грузоотправителя.

Прием груза к перевозке, а также его выдача с использованием электронной накладной производится при наличии и в порядке, установленном в договоре об электронном обмене данными между перевозчиком и грузоотправителем или в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем.

31. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (упаковать, затарить, подгруппировать по грузополучателям), оформить транспортно-сопроводительные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п., с тем, чтобы обеспечить рациональное использование автомобиля, а также безопасность дорожного движения, сохранность груза, автомобиля и контейнера.

32. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их при перевозке от утраты, недостачи, порчи и повреждения, а также предотвращения загрязнения транспортных средств, автомобильных дорог, окружающей среды, должны предъявляться грузоотправителем к перевозке в исправной таре, соответствующей стандартам или техническим условиям, а в случаях, когда стандарты или технические условия не установлены, по согласованию с перевозчиком и грузоотправителем — в иной исправной таре, обеспечивающей сохранность груза.

33. Груз, который предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем договору перевозки и не был приведен им в надлежащее состояние в согласованный сторонами срок, считается непредъявленным.

34. Груз считается также не предъявленным грузоотправителем к перевозке, если:

а) груз предъявлен отправителем в ненадлежащей таре или упаковке;

б) предъявленный груз не предусмотрен договором перевозки или с назначением в другой пункт;

в) масса предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность автомобиля, поданного под погрузку согласно заказу или заявке, а также при отказе грузоотправителя указать фактическую массу предъявленного груза;

г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихийного характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам.

В этих случаях перевозчик вправе отказаться от выполнения перевозки, а грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также оплатить штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки, установленный Уставом автомобильного транспорта или по согласованию сторон.

35. При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных вышеотмеченными пунктами «а», «б» и «в», грузоотправитель оплачивает перевозчику стоимость фактического пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с расценками перевозчика, согласованными с грузоотправителем при заключении договора перевозки.

36. Грузоотправитель обязан передать перевозчику удостоверения, сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами, издаваемыми соответствующими компетентными органами.

37. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле или контейнере различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов или ухудшению их качества.

38. Грузоотправитель при предъявлении груза к перевозке имеет право объявлять его ценность.

Объявление ценности может осуществляться при перевозках грузов: драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, электронно-вычислительных машин и средств оргтехники, при перевозках домашних вещей населения и других ценных грузов, а также опытных машин, оборудования, приборов и других предметов, на которые не установлены цены.

Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, скоропортящихся и опасных грузов, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной.

Объявленная грузоотправителем ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

39. За перевозку грузов с объявленной ценностью с грузовладельца взимается дополнительная плата по соглашению между перевозчиком и грузовладельцем.

40. При сдаче грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в транспортной накладной масса или объем этих грузов.

41. Грузы в таре или упаковке, а также и штучные грузы принимаются для перевозки с указанием в транспортной накладной массы груза и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их для перевозки и указывается на грузовых местах. Общая масса груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или стандарту.

42. Для отдельных грузов масса может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемной массе или условно.

Запись в транспортной накладной о массе или объеме груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем.

43. При необходимости осуществления перевозки грузов в транспортном средстве с крытым кузовом, в отдельных секциях кузова, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.

44. Грузы, имеющие маркированную массу нетто или брутто, перевеске не подлежат. Водитель-экспедитор при отсутствии следов вскрытия тары или упаковки принимает такой груз у грузоотправителя согласно массе, указанной на маркировке.

45. Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание массы на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание массы брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в транспортной накладной в графе «Способ определения массы» проставляется запись «по стандарту».

46. Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. При массовых перевозках грунта определение его количества производится геодезическим замером.

47. Перевозчик может потребовать от грузоотправителя дополнительной проверки массы или объема перевозимого груза, если он сомневается в ее величине. Результаты проверки должны быть занесены в транспортную накладную.

48. Максимальные размеры и масса одного места груза не должны превышать грузоподъемность и размеры кузова автомобиля, используемого при перевозке, с учетом допускаемой предельной нагрузки на ось на маршруте и отклонений, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

49. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза, его массе или установленным стандартам и техническим условиям.

50. Прием к перевозке грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта и Правилами, производится по соглашению сторон.

51. Перевозчик обязан перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения транспортных средств, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональной является перевозка с увеличенным пробегом, о чем перевозчик при приеме заказа или заявки обязан поставить заказчика (грузоотправителя или грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.

52. Перевозчик по согласованию сторон осуществляет перевозку грузов с выполнением транспортно-экспедиционных операций по приему, сопровождению и сдаче их получателю своим водителем-экспедитором. Указанные операции могут выполняться также транспортно-экспедиционной организацией.

53. Для осуществления транспортно-экспедиционных операций, включая сопровождение груза в пути, грузовладелец обязан выделять своего представителя (экспедитора) при перевозках следующих грузов:

a) требующих по своему характеру особых условий перевозки: взрывчатые вещества, самовозгорающиеся вещества, легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), кинопленка и кинолента, отравляющие сильнодействующие вещества, едкие вещества, стекло и стеклянно-фарфоровые изделия без специальной упаковки;

б) требующих особой охраны: драгоценные камни, драгоценные металлы, ювелирные изделия, художественные изделия и антикварные вещи, предметы искусства (картины, скульптурные произведения и др.);

в) требующих ухода в пути (животные, птицы, пчелы).

Грузовладелец по соглашению сторон может осуществлять сопровождение во время перевозки и других грузов, поименованных им в заказе/заявке или договоре на перевозку.

54. В случаях, когда груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия автомобиля перевозчика. При опоздании экспедитора к моменту прибытия автомобиля грузоотправитель (грузополучатель) несет перед перевозчиком материальную ответственность за простой автомобиля по условиям договора.

55. При предъявлении различных штучных грузов товарного характера к перевозке грузоотправитель обязан заблаговременно произвести их транспортную маркировку, которая содержит основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки.

К основным надписям маркировки относят: полное или сокращенное наименование грузополучателя, количество грузовых мест в партии и их порядковый номер; к дополнительным надписям – наименование грузоотправителя, пункта отправления и др., а к информационным – масса грузовой единицы (брутто и нетто), а также габаритные размеры грузового места, если хотя бы один из них превышает 1,0 м.

По согласованию между торговыми партнерами на грузы кроме надписей для автоматической идентификации и сбора данных может быть нанесена дополнительная машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток и т.д.

Манипуляционные знаки указывают способы обращения с грузом при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении (например «Хрупкое. Осторожно», «Верх», «Крюками не брать» и т.п.). Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в Приложении 7 к Правилам.

56. Транспортная маркировка должна быть произведена путем непосредственного нанесения маркировочных знаков на грузы или с помощью ярлыков.

Маркировка мест груза должна быть четкой, ясной и надежной.

57. Маркировка может производиться на таре или грузе типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием или специальными маркировочными машинами. Маркировка от руки допускается в исключительных случаях.

58. Маркировка должна производиться условными обозначениями (знаками), выраженными надписью, буквами, цифрами или рисунками (символами) с применением контрастной краски, хорошо удерживающейся на любой поверхности, нестирающейся и не отслаивающейся, светостойкой и устойчивой к воздействиям влаги и температуры. Цвет краски должен резко отличаться от цвета тары или груза.

59. Маркировочные ярлыки могут быть изготовлены из бумаги, картона, ткани, фанеры, металла, пластмассы. Площадь маркировочного ярлыка должна быть достаточной для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей.

Маркировка на ярлыки должна быть нанесена одним из нижеследующих способов: типографским, печатанием на машинке (принтере), штемпелеванием по трафарету, продавливанием. Поверхность ярлыков должна быть устойчивой к воздействию климатических условий.

Ярлыки из бумаги и картона должны быть прикреплены к таре клеем или другим способом, обеспечивающим их надежное крепление.

Ярлыки из ткани должны быть пришиты, а из фанеры, металла, пластмассы должны быть прикреплены болтами, шурупами или гвоздями. Прибивание ярлыков к фанерным, картонным и бумажным ящикам не допускается. Допускается прикрепление ярлыков к грузам проволокой, если другой способ невозможен.

60. Маркировка наносится: на ящиках – на одной из боковых сторон; на мешках – в верхней части у шва; на тюках – на одной из боковых сторон; на кипах – на торцевой поверхности; на бочках и барабанах – на днище или на корпусе; на других видах тары и на грузах, не упакованных в тару – в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах. На неупакованные и незатаренные изделия допускается наносить маркировку непосредственно на изделие.

61. При перевозке металлических прутков, труб или других громоздких предметов, доставляемых в адрес нескольких получателей, допускается наносить маркировку на концы этих предметов масляной краской.

62. Манипуляционные знаки наносятся на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, за исключением знаков «Стропить здесь», «Центр тяжести», которые следует наносить в обозначенных местах.

63. По согласованию сторон ряд маркировочных надписей при автомобильных перевозках штучных грузов (кроме массы груза брутто и нетто) грузоотправителем может не осуществляться, за исключением перевозок мелкими отправками.

64. При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее, чем на четырех грузовых местах. В этом случае замаркированные грузовые места укладываются: в фургонах – у двери маркировкой наружу; на открытом кузове – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.

65. Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков), наносится на тару ее изготовителем. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.

На тару и упаковку, которые после использования могут быть подвергнуты вторичной переработке, наносят экологическую маркировку с применением знака «ленты Мебиуса», либо в виде знаков, приведенных в Приложении 7 к Правилам, включая знак, означающий «Беречь от загрязнений окружающей среды».

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

66. При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены надписи, в том числе общее количество пакетов в партии, количество грузовых мест в пакете, порядковый номер пакета. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера в пакете грузоотправитель устанавливает в нормативных документах на конкретные виды продукции.

67. При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

68. Загруженные крытые автотранспортные средства, отдельные секции автотранспортных средств, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены.

Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.

69. Перевозчик может по соглашению с грузоотправителем осуществлять перевозки грузов в крытых автотранспортных средствах и цистернах без пломбы. В этих случаях услуга, связанная с выполнением водителем-экспедитором дополнительных операций по приему и сдаче грузов, оплачивается грузоотправителем по договорным ценам.

70. При перевозке грузов с участием двух и более перевозчиков прием грузов к перевозке без пломбы может производиться только с согласия всех участвующих в этой перевозке перевозчиков.

71. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого в несколько адресов, внутри кузова фургона перевозчик может устанавливать перегородки, позволяющие разделять кузов на отдельные пломбируемые секции.

72. Водитель не принимает участия в перевесах и пересчетах грузов, прибывших в исправных автотранспортных средствах и контейнерах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также в исправной обандероленной таре; выдача таких грузов грузополучателю водителем осуществляется без проверки массы и состояния груза и без пересчета грузовых мест.

73. Пломбы грузоотправителя должны иметь сокращенное наименование грузоотправителя и контрольные знаки (торговые знаки или номер тисков).

74. При пломбировании перевозчиком пломбы должны иметь наименование перевозчика и номер тисков.

75. Пломбы, навешиваемые на автофургоны, автоцистерны и контейнеры, их секции и отдельные грузовые места не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целостности.

76. Пломбы навешиваются:

у фургонов или его секций – на всех дверях по одной пломбе;

у контейнеров – на дверях по одной пломбе;

у цистерн – на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен для отдельных видов грузов;

у грузового места – от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.

77. Пломбирование кузова автотранспортного средства, укрытого брезентом, можно производить только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу. Пломбы навешиваются на концах соединительного материала в местах стыкования последнего с кузовом автотранспортного средства.

78. Перед пломбированием автофургонов или контейнеров обе дверные петли (накладки) должны быть укреплены закрутками из проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250-260 мм.

Закручивание проволоки должно производиться специальной металлической пластинкой с двумя отверстиями 6-10 мм и расстоянием между ними 35 мм.

Укрепление дверных петель или накладок проволочными закрутками осуществляется грузоотправителем.

79. Для пломбирования кузовов автомобилей, контейнеров и отдельных грузовых мест применяются свинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или двумя параллельными отверстиями, а также термически обработанная проволока диаметром 0,6 мм. Пломбы должны быть навешены на проволоку, предварительно скрученную в две нити из расчета 4 витка на 1 см длины.

При навешивании пластмассовых пломб проволока может быть не скручена.

Схемы навешивания пломб приведены в Приложении 8 к Правилам на рисунках 1, 2 и 3.

80. При навешивании пломб с двумя параллельными отверстиями в каждое из отверстий должен быть продет один конец отрезка проволоки. Свободный конец проволоки должен быть пропущен два раза сквозь ушко дверной накладки двери фургона (контейнера), а затем продет через одно и второе отверстия пломбы. После этого пломба должна быть зажата тисками (рис. 1).

81. При навешивании свинцовых пломб с камерой концы проволоки должны быть пропущены через входные отверстия пломбы, скручены в 2-3 витка и втянуты в камеру пломбы, после чего должны быть зажаты тисками (рис. 2).

При навешивании пластмассовых пломб с камерой концы проволоки должны быть пропущены через входные отверстия пломбы в последовательности, приведенной на рис. 3 (а, б, в, г, д, е).

82. Петля проволоки, образуемая при пломбировании между ушками дверной накладки (крышки колпака цистерны) и пломбой, должна быть не более 25 мм.

83. Пломба должна быть сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.

Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.

84. Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлов и в каждом месте скрепления маркироваться штампом или печатью грузоотправителя.

Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целости используемого материала.

 

IV. Правила погрузки, размещения и крепления грузов

на транспортном средстве и разгрузки грузов

 

85. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми транспортными средствами (далее – автомобили или автотранспортные средства), грузоотправители и грузополучатели должны располагать погрузочно-разгрузочными площадками с подъездными путями к ним, обеспечивающими беспрепятственный проезд и маневрирование автомобилей, а также возможность работы в темное время суток с надлежащим освещением рабочих мест.

86. Погрузочно-разгрузочные площадки должны быть оборудованы устройствами для выполнения погрузки и разгрузки грузов; обеспечивать соблюдение противопожарных, санитарно-гигиенических и экологических нормативов; обеспечивать сохранность груза и безопасность труда персонала, работающего на этих площадках; иметь, при необходимости, весовое и другое оборудование для определения массы и качества перевозимого груза, а также телефонную и другие виды связи.

Количество и оснащенность постов погрузки (разгрузки) устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных операций на площадках должно соответствовать виду и объему перевозимого груза и обеспечивать минимальные простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой.

87. Погрузку груза на автомобиль, закрепление, увязку и укрытие груза, открытие и закрытие бортов платформы автомобиля, люков автоцистерны, опускание и выемку шлангов из люков автоцистерны, привинчивание и отвинчивание шлангов в пунктах погрузки производит грузоотправитель; разгрузку грузов, снятие креплений и укрытий груза, а также выполнение отмеченных выше операций с бортами платформы автомобиля, люками и шлангами автоцистерн в пунктах разгрузки осуществляет грузополучатель.

Ответственность за порчу и повреждение груза при погрузке возлагается на грузоотправителя, а при разгрузке – на грузополучателя; ответственность за последствия ненадлежащего крепления и размещения груза в кузове автомобиля (повреждение груза во время перевозки, его смещение, опрокидывание и др.) возлагается на грузоотправителя.

Перевозчик должен контролировать осуществляемые грузоотправителем указанные процессы погрузки, крепления и размещения груза в кузове автотранспортного средства, закрытия бортов (люков) и др. При невыполнении грузоотправителем требований перевозчика о размещении и креплении грузов, а также и других указанных выше операций перевозчик может отказаться от осуществления перевозки грузов с возмещением ему грузоотправителем соответствующих затрат.

В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем по вопросам надежности установки и крепления груза грузоотправитель должен обеспечить документальное подтверждение безопасности подписью своего компетентного уполномоченного лица, скрепленной оттиском печати.

88. Перед началом движения и в пути следования водитель обязан при наличии объективной возможности контролировать размещение, крепление и состояние груза в кузове автомобиля во избежание его смещения и падения. Если размещение, крепление, состояние груза создают угрозу безопасности дорожного движения, водитель должен принять меры к устранению возникшей опасности либо прекратить дальнейшее движение.

89. Перевозчик по договору перевозки груза с заказчиком (грузоотправителем или грузополучателем) может принять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ на условиях, предусмотренных в соответствующем договоре, с учетом осуществления заказчиком предварительной подготовки груза, предоставления мест для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных машин и устройств, служебных помещений для устройства раздевалок и мест для отдыха рабочих и др.

В случае, когда перевозчик по договору с заказчиком принимает на себя производство погрузочно-разгрузочных работ, размещение и крепление груза в кузове автомобиля и другие операции, ответственность за порчу и повреждение груза во время производства этих работ и за последствия ненадлежащего осуществления соответствующих операций возлагается на перевозчика.

90. Участие водителя автомобиля в погрузке и разгрузке груза возможно только при его согласии, а также согласии перевозчика, в порядке, не противоречащем Правилам охраны труда и техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. При этом при погрузке водитель принимает груз в кузове автомобиля, а при разгрузке – подает груз из кузова автомобиля.

При использовании автомобилей, оборудованных грузоподъемными устройствами (автомобилей – самопогрузчиков), управление грузоподъемным устройством осуществляется водителем такого автомобиля.

91. Заказчик должен обеспечить загрузку автотранспортного средства перевозчика в соответствии с согласованными в заявке/заказе видом груза, его весом и количеством, а также временем осуществления работ в реальных условиях перевозки грузов.

92. При перевозках грузов с небольшой объемной массой перевозчик по согласованию с грузоотправителем может принимать меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности автомобиля.

Для предотвращения потерь сыпучих и навалочных грузов во время перевозки грузоотправитель должен осуществлять их погрузку с таким расчетом, чтобы поверхность грузов не выступала за верхние края открытого кузова автомобиля. При этом перевозчик совместно с грузоотправителем обеспечивает укрытие таких грузов пологами.

93. Штучные грузы, погрузка и разгрузка которых требует больших затрат времени, до начала погрузки грузоотправителем должны быть уложены в укрупненные грузовые единицы (транспортные пакеты), приспособленные для механизированной погрузки и разгрузки с использованием погрузчиков, кранов и других грузоподъемных машин.

При размещении грузов на плоских и стоечных поддонах укладка должна быть выполнена таким образом, чтобы можно было проверить количество грузовых мест без нарушения их расположения и крепления на поддоне.

Схемы и порядок формирования транспортных пакетов должны соответствовать техническим условиям на изготовление, транспортировку и хранение продукции предприятий изготовителей, а также Правилам перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах.

94. Погрузка, размещение и крепление груженых и порожних контейнеров на автотранспортных средствах осуществляется в соответствии с настоящим разделом Правил и Правилами перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах (раздел XI Правил).

95. При осуществлении погрузочных работ грузоотправитель обязан:

а) до начала погрузки обеспечить очистку кузова автомобиля от снега, льда и загрязнений;

б) равномерно размещать грузы по всей площади пола кузова автомобиля, не допуская эксцентричное распределение нагрузки в кузове и нагрузки по осям с превышением величин, установленных для данного автомобиля;

в) штабелировать однородные штучные грузы в кузове автомобиля с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;

г) более тяжелые грузы размещать ближе к оси симметрии кузова автомобиля;

д) обеспечивать установление центра тяжести груза как можно ниже и в середине длины кузова автомобиля;

е) не допускать укладку грузов с большей объемной массой на грузы с меньшей объемной массой;

ж) заполнять зазоры между штабелем груза и стенками кузова при помощи различных крепежных средств (прокладок, надувных емкостей и других устройств);

з) при погрузке длинномерных грузов (трубы, стальной прокат, лесоматериалы и другое) разных размеров, разной длины и толщины подбирать их одинаковыми в каждом отдельном ряду, более длинные грузы – размещать в нижних рядах.

96. Для предотвращения опрокидывания или смещения груза в кузове во время движения автотранспортного средства грузоотправитель обязан надежно закрепить его в кузове автотранспортного средства с использованием собственных средств крепления, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.

97. Выбор средства крепления грузов в кузове автотранспортного средства (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, противоскользящие маты и другие) осуществляется грузоотправителем с учетом обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности перевозимого груза и автотранспортного средства.

98. Грузы большой массы, погрузка которых может быть осуществлена только механизированным способом, должны иметь петли, проушины, выступы или иные специальные приспособления для захвата при использовании грузоподъемных машин и устройств.

При перевозках указанных грузов исходя из необходимости обеспечения безопасности движения водитель перед началом движения обязан проверить соответствие габаритов автотранспортного средства, общей массы перевозимого груза и распределение нагрузки по осям Правилам дорожного движения Российской Федерации и Правилам перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, а во время движения – состояние крепления и размещения груза на автотранспортном средстве.

99. Крепление груза гвоздями, скобами или другими способами, повреждающими автотранспортное средство, не допускается.

100. Грузоотправитель (грузополучатель) должен предоставлять, устанавливать и снимать лотки, ремни, проволоку, другие приспособления и вспомогательные материалы, необходимые для погрузки и перевозки, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.

Перевозчик может за дополнительную оплату предоставлять брезент, веревки и другие материалы для укрытия и увязки грузов, если это предусмотрено договором перевозки.

101. В связи с необходимостью перевозки специальных грузов перевозчик по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем может осуществить переоборудование автотранспортного средства в специализированное, с учетом требований государственных стандартов, правил и нормативов, действующих в Российской Федерации.

102. Приспособления для обеспечения сохранности грузов и производства погрузочно-разгрузочных работ, принадлежащие грузоотправителю, передаются перевозчиком грузополучателю в пункте разгрузки вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в пункт погрузки или иное место в соответствии с договором перевозки или указанием в транспортной накладной.

103. В случае обнаружения перевозчиком несоответствия укладки или крепления груза на автотранспортном средстве требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям обеспечения сохранности груза или автотранспортного средства, перевозчик должен поставить об этом в известность заказчика и отказаться от выполнения перевозки до устранения заказчиком замеченных недостатков.

104. Время прибытия автотранспортного средства под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем грузоотправителю путевого листа и документа, удостоверяющего личность, а время прибытия автотранспортного средства под разгрузку – с момента предъявления грузополучателю транспортной накладной в пункте разгрузки.

При перевозках грузов в контейнерах со снятием их с автотранспортных средств, оформляемых в таких случаях сопроводительной ведомостью, время подачи порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости: грузоотправителю – в пункте погрузки, а грузополучателю в пункте разгрузки.

105. Погрузка груза в автотранспортное средство считается законченной, если груз погружен в кузов автотранспортного средства и на него надлежащим образом оформлена транспортная накладная.

При подаче перевозчиком автотранспортного средства под погрузку ранее согласованного времени считается, что перевозчик приступил к выполнению договора в согласованное время. В этом случае грузоотправитель может принять автотранспортное средство к погрузке с момента его фактического прибытия.

106. Разгрузка прибывшего груза считается законченной, если груз полностью выгружен с автотранспортного средства, оформлены транспортная накладная, путевой лист и другие документы на перевозку груза, а также выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

107. При наличии у грузоотправителя или грузополучателя въездных ворот или контрольно-пропускного пункта время прибытия автотранспортного средства под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или транспортной накладной грузоотправителю (грузополучателю) у въездных ворот или контрольно-пропускном пункте.

108. Время пробега автотранспортного средства от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой.

109. Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.

110. На складах транспортно-экспедиционных предприятий (терминалах) погрузочно-разгрузочные операции и другие работы, связанные с отправлением и получением грузов автотранспортом (подготовка грузов, крепление, укрытие и др.) выполняют эти предприятия, если иное не установлено договором перевозки.

111. После выгрузки груза кузов автотранспортного средства или контейнер должен быть очищен грузополучателем, а после перевозки животных, птицы, скоропортящихся и других грузов, загрязняющих кузов, — промыт и при необходимости — пропарен или продезинфицирован. Указанные операции по очистке и санобработке кузова автотранспортного средства по соглашению сторон могут быть выполнены перевозчиком.

112. Заказчик несет имущественную ответственность перед перевозчиком за повреждение транспортного средства при погрузке/разгрузке груза, а также в пути из-за неправильного размещения и крепления груза в сумме фактических затрат, понесенных перевозчиком на ремонт транспортного средства.

113. Заказчик обязан обеспечить погрузку/разгрузку и оформить транспортно-сопроводительные документы в сроки, установленные соглашением сторон и исчисляемые с момента прибытия транспортного средства под погрузку/разгрузку. В случае сверхустановленного простоя транспортного средства под погрузкой/разгрузкой, а также вследствие ненадлежащего оформления транспортно-сопроводительных документов или их отсутствия, Заказчик обязан оплатить перевозчику штраф в размере, установленном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения – в соответствии с Уставом автомобильного транспорта.

114. Основные нормы времени простоя автомобилей и автопоездов в пунктах погрузки и разгрузки грузов приведены в Приложении 9 к Правилам.

 

V. Правила выдачи и переадресовки грузов

 

115. Перевозчики обязаны доставлять грузы грузополучателям, указанным в транспортной накладной, в сроки, установленные соглашением сторон, а грузополучатели принять поступившие грузы и обеспечить разгрузку автотранспортных средств.

Сдача груза перевозчиком и прием груза получателем по массе и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (путем взвешивания на весах, подсчета грузовых мест, обмера и др.).

116. Грузы, прибывшие в неповрежденных кузовах автотранспортных средств, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы и состояния груза и количества грузовых мест.

При перевозке груза в отвалы, снега и других грузов нетоварного характера, по которым складской учет не ведется, перевозчик по условиям договора может освободиться от оформления сдачи груза получателю с проверкой его массы.

Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартной массе или массе, указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте, выдаются грузополучателю по счету мест с проверкой массы и состояния только поврежденных мест груза.

117. Сдача груза получателю перевозчиком с проверкой груза, количества грузовых мест и состояния груза осуществляется в следующих случаях: прибытие груза в крытом кузове автотранспортного средства, контейнере и цистерне, принятого к перевозке без пломбы; груз прибыл в поврежденной таре, поврежденном кузове автотранспортного средства, в поврежденной цистерне и контейнере, или с поврежденными пломбами грузоотправителя; скоропортящийся груз прибыл к грузополучателю с нарушением сроков доставки или с нарушением установленного температурного режима перевозки.

118. При определении массы груза с помощью взвешивания перевозчик не несет ответственности за расхождение массы груза, указанной в транспортной накладной, и фактической массы груза, если разница в массе не превышает норм естественной убыли, точности показаний весов или норм точности взвешивания груза.

119. Разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не должна превышать нормы естественной убыли, установленной законодательством Российской Федерации; при перевозках груза без взвешивания до и после его доставки нормы естественной убыли не применяются.

Нормы естественной убыли начисляются в процентах к начальной массе нетто товара (груза), принятого к перевозке в пункте отправления.

120. Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только при установлении фактических потерь грузов, образующихся вследствие усушки, утечки (разлива), россыпи и распыла, улетучивания и/или выветривания. Потери в пределах норм естественной убыли могут быть списаны только при наличии соответствующих актов, подтверждающих фактические потери. Списание грузов (товаров) по норме естественной убыли до установления фактических потерь не допускается.

Нормы естественной убыли для отдельных видов грузов могут быть установлены для разных периодов года и разных климатических зон.

121. Естественная убыль грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом, доставляемых по разным транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, а также на различные расстояния, но в пределах одного принятого по нормам интервала, списывается по одной норме.

122. При недостаче груза грузополучатель должен сделать запись в транспортной накладной и подтвердить ее подписью перевозчика.

123. Перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить соответствующих экспертов для установления размера или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также для определения суммы, на которую понизилась стоимость груза.

Расходы по оплате экспертов несет перевозчик, если недостача, порча или повреждение груза произошли по его вине; в других случаях эти расходы оплачиваются грузоотправителем.

124. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей перевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, акт экспертизы составляется в ее отсутствие и признается действительным.

125. Грузополучатель может отказаться принять груз, если его качество вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по прямому назначению. Не принятый и испорченный (поврежденный) груз возвращается грузоотправителю.

126. Если грузополучатель отказывается принять скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, а грузоотправитель в течение двух суток или другого согласованного с перевозчиком срока после запроса перевозчика не дал письменных указаний о новом грузополучателе, перевозчик вправе реализовать этот груз в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма, вырученная перевозчиком за реализацию груза за вычетом причитающихся перевозчику платежей за перевозку, а также затрат, связанных с реализацией груза, перечисляются грузополучателю, указанному в транспортной накладной (в случае оплаты им стоимости груза) и грузоотправителю – во всех остальных случаях.

127. В случае отказа грузополучателя принять груз по независящим от перевозчика причинам груз может быть возвращен перевозчиком грузоотправителю или по его письменному указанию передан (переадресован) другому грузополучателю. Стоимость перевозки, а также связанные с переадресовкой дополнительные расходы должны быть оплачены грузоотправителем.

При отказе принять груз грузополучатель должен известить об этом грузоотправителя и сделать в транспортной накладной заверенную подписью и печатью запись об отказе, а при отказе от извещения грузоотправителя и проставления отметки в транспортной накладной соответствующие действия производятся перевозчиком.

128. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке груза должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать следующие данные: номера первого заказа и транспортной накладной, наименование первоначального грузополучателя и его адрес, наименование нового грузополучателя и его адрес, причины переадресовки.

Распоряжение о переадресовке может распространяться на всю грузовую отправку, следующую по одной транспортной накладной.

129. В договорах между перевозчиком и грузоотправителем может быть установлен порядок, при котором распоряжение о переадресовке груза грузоотправителем передается по телефону с последующим письменным подтверждением.

130. Переадресовка опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих для осуществления перевозки получения разрешений и/или специальных разрешений, может быть произведена грузоотправителем только после получения письменного или телеграфного согласия на переадресовку от органа, осуществившего выдачу указанных разрешений.

131. В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозможности получить распоряжение грузоотправителя о переадресовке груза перевозчик может сдать груз на хранение в пункте фактического нахождения до получения соответствующего распоряжения грузоотправителя с возложением всех расходов по сохранности груза на Заказчика.

132. При невозможности выполнить распоряжение грузоотправителя о переадресовке груза перевозчик ставит об этом в известность грузоотправителя и возвращает ему груз с учетом компенсации расходов на перевозку этого груза.

При принятии перевозчиком распоряжения о переадресовке груза к исполнению в транспортной накладной в графе «переадресовка» указываются наименование и адрес нового грузополучателя, а также вносятся и другие изменения, вносимые и заверяемые подписью водителя и представителя перевозчика.

 

VI Правила расчетов за перевозку груза

 

133. Порядок оплаты за перевозку груза автомобильным транспортом устанавливается соглашением сторон (договором перевозки), если иное не предусмотрено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Связанные с перевозкой грузов дополнительные работы и услуги, выполняемые перевозчиком для заказчика (грузоотправителя или грузополучателя) оплачиваются по соглашению сторон.

134. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему грузоотправителем для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему платежей за перевозку, включая просроченную дебиторскую задолженность отправителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено соглашением сторон. При этом грузоотправителем возмещаются перевозчику также расходы, связанные с удержанием груза (хранение, транспортировка и т.п.).

135. Причитающиеся перевозчику платежи за перевозку груза и другие услуги должны вноситься заказчиком авансом и оформляться в виде платежных документов (платежных поручений или требований, чеков, векселей, аккредитивов) или наличными деньгами в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.