Письмо МВД РФ от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72

Письмо МВД РФ от 18 июня 2003 г.

N 13/ц-72

О направлении методических рекомендаций

(в ред.

писем МВД РФ от 12.08.2003 N 13/ц-112, от 30.12.2003 N 13/ц-176, от 12.07.2004 N 13/ц-2978, от 06.08.2004 N 13/Ц-73, от 19.08.2004 N 13/ц-76, от 15.02.2005 N 13/Ц-2-7, от 21.11.2005 N 13/ц-2-99, от 20.12.2006 N 13/Ц-7218, от 30.07.2007 N 13/Ц-2-145, от 01.10.2007 N 13/ц-2-187)

 

Направляю для использования в практической работе по осуществлению производства по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях.

 

Начальник генерал-майор милиции А.Ю.ЯКИМОВ

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

 

Приложение

 

Методические рекомендации

по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения

 

Оглавление

I. Общие положения

II. Составление протокола об административном правонарушении

III. Особенности составления протоколов об административных правонарушениях при совершении отдельных нарушений Правил

IV. Административное расследование

V. Меры обеспечения производства по делам о нарушении Правил

VI. Рассмотрение дел о нарушении Правил

VII. Рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу о нарушении Правил

VIII. Исполнение постановлений по делам о нарушениях Правил

IX. Особенности организации производства по делам о нарушении Правил членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, зарегистрированными кандидатами в депутаты органов местного самоуправления, судьями и работниками прокуратуры

X. Особенности организации производства по делам о нарушениях Правил иностранными гражданами и лицами без гражданства

XI. Ведение делопроизводства по делам об административных нарушениях Правил

Приложение N 1. Протокол об административном правонарушении

Приложение N 2. Протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом

Приложение N 3. Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия

Приложение N 4. Схема места дорожно-транспортного происшествия

Приложение N 5. Протокол осмотра транспортного средства

Приложение N 6. Справка по дорожно-транспортному происшествию

Приложение N 7. Примерный перечень обстоятельств, которые рекомендуется отражать в объяснениях водителей — участников дорожно-транспортного происшествия

Приложение N 8. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении

Приложение N 9. Запрос

Приложение N 10. Определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении

Приложение N 11. Сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии

Приложение N 12. Справка об участии в дорожно-транспортном происшествии

Приложение N 13. Временное разрешение на право управления транспортными средствами

Приложение N 14. Протокол об отстранении от управления транспортным средством

Приложение N 15. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование

Приложение N 16. Протокол изъятия вещей и документов

Приложение N 17. Протокол о задержании транспортного средства. — Исключен

Приложение N 18. Протокол о запрещении эксплуатации транспортного средства. — Исключен

Приложение N 19. Извещение

Приложение N 20. Постановление по делу об административном правонарушении

Приложение N 21. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом

Приложение N 22. Определение о передаче дела об административном правонарушении

Приложение N 23. Справка

Приложение N 24. Заключение по результатам проверки жалобы (рассмотрения протеста)

Приложение N 25. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Приложение N 26. Постановление-квитанция о наложении административного штрафа

Приложение N 27 Письмо в Департамент государственного протокола МИД России

Приложение N 28. Реестр учета поступления и расходования специальной продукции

Приложение N 29. Журнал учета материалов о нарушении правил дорожного движения российской федерации и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Приложение N 31. Справка

 

I. Общие положения

 

1. Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения ставят своей задачей формирование единого в Российской Федерации подхода к организации деятельности должностных лиц подразделений Госавтоинспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения , в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

———————————

Далее — "Методические рекомендации".

См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22.11.1993, N 47, ст. 4531, с последующими изменениями и дополнениями.

Далее — "Правила".

 

2. Производство по делу об административном правонарушении, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении Правил, осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

———————————

Далее — "Кодекс".

 

3. Должностным лицам подразделений Госавтоинспекции рекомендуется оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

4. Соблюдение требований законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях в связи с нарушением Правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором , правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

———————————

См.: ст. 24.6 Кодекса.

 

II. Составление протокола

об административном правонарушении

 

5. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении (приложения N N 1 и 2), за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1 статьи 28.6 Кодекса.

При совершении лицом одновременно нескольких административных правонарушений, по факту совершения правонарушений, рассмотрение которых относится к компетенции судьи, составляются отдельные протоколы.

Согласно ст. 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела . При составлении протокола об административном правонарушении рекомендуется избегать формулировок общего характера (например, "нарушил правила дорожного движения", "превысил скорость" и другие).

———————————

См.: ч. 2 ст. 28.2 Кодекса.

 

Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в протоколе об административном правонарушении, целесообразно вписывать печатными буквами согласно разметке (по одной букве в каждую графоклетку).

Протокол об административном правонарушении и другие документы рекомендуется заполнять шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений.

В соответствии со ст. 26.8 Кодекса показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом рекомендуется указывать наименование измерительного прибора, его номер, дату проведения метрологической поверки.

6. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе .

———————————

См.: ч. 3 ст. 28.2 Кодекса.

 

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу .

———————————

См.: ч. 4 ст. 28.2 Кодекса.

 

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись .

———————————

См.: ч. 5 ст. 28.2 Кодекса.

 

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе .

———————————

См.: ч. 6 ст. 28.2 Кодекса.

 

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотруднику милиции, оформляющему материалы по факту выявленного правонарушения, рекомендуется составить рапорт и приобщить его к протоколу об административном правонарушении.

7. В соответствии со ст. 25.5 Кодекса с момента составления протокола об административном правонарушении в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

 

III. Особенности составления протоколов

об административных правонарушениях при совершении

отдельных нарушений Правил

 

8. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт технического осмотра транспортного средства , который рекомендуется приобщить к протоколу об административном правонарушении.

———————————

См.: Приказ МВД России от 15 марта 1999 г. N 190, зарегистрирован в Минюсте России 22 апреля 1999 г., регистрационный N 1763 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 18-19).

 

9. При невыполнении водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также об остановке транспортного средства в протоколе об административном правонарушении рекомендуется указывать фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей.

В случаях, когда невыполнению водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения Правил, о совершении каждого нарушения рекомендуется составлять отдельный протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 Кодекса.

10. При оформлении материалов по факту нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации , за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 3 статьи 12.21.1 Кодекса, в протоколе об административном правонарушении целесообразно отражать существо правонарушения и указать, какие конкретно пункты Правил были нарушены.

———————————

Инструкция Минтранса России, МВД России, ФДС России от 27 мая 1996 г. "Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), зарегистрирована в Минюсте России 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146 // Российские вести, N 157, 22.08.1996, N 167, 05.09.1996.

 

В случае выявления нарушения Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом , за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2, в протоколе об административном правонарушении целесообразно указывать конкретные пункты данных Правил и сведения о нарушениях требований и положений, в них содержащихся.

———————————

Приказ Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 "Об утверждении правил перевозки опасных грузов" // Российские вести, N 15, 25.01.1996, N 20, 01.02.1996.

 

11. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с невыполнением в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства рекомендуется указывать сведения, подтверждающие факт, что лица, привлекаемые к административной ответственности, по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны выполнять предписания . В протоколе об административном правонарушении целесообразно изложить существо невыполненного предписания и указать срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.

———————————

См.: ст. 2.4 Кодекса.

 

12. При составлении протокола об административном правонарушении по факту невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства рекомендуется отразить обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий водителя транспортного средства (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов и жестов, попытки скрыться от преследования).

При этом к протоколу об административном правонарушении целесообразно приобщить рапорта сотрудников милиции, требования которых об остановке не выполнил водитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования водителя транспортного средства, не выполнившего законное требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, к протоколу об административном правонарушении также целесообразно приобщить рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.

В случае выявления факта управления транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию гражданской ответственности , действия водителя, а также владельца транспортного средства подлежат квалификации по части 2 ст. 12.37 Кодекса. При решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении следует учитывать, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования, если страхователь не позднее чем за два месяца до окончания срока действия договора не заявил о его расторжении .

———————————

См. ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, N 18, ст. 1720; 30.06.2003, N 26, ст. 2566; 03.01.2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 06.05.2005, N 23, ст. 2311; 25.07.2005, N 30 (ч. I), ст. 3114).

См. ст. 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, N 18, ст. 1720; 30.06.2003, N 26, ст. 2566; 03.01.2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 06.05.2005, N 23, ст. 2311; 25.07.2005, N 30 (ч. I), ст. 3114).

13. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приложения N 20 и 21).

———————————

См.: ст. 28.9 Кодекса.

 

При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения, рекомендуется проводить процессуальные действия в соответствии со ст. 27.12 и 27.13 Кодекса. При этом следует учитывать, что:

— в случае, если у водителя при себе отсутствует водительское удостоверение, проводится проверка на предмет установления наличия у него права управления транспортным средством. При получении достоверных данных об отсутствии такого права рекомендуется составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 12.7 Кодекса;

— в случае, если на месте выявления правонарушения не представляется возможным установить, имеется ли у водителя право на управление транспортным средством, рекомендуется составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 Кодекса. При получении информации об отсутствии у данного водителя права на управление транспортным средством его действия рекомендуется переквалифицировать с ч. 1 ст. 12.3 на ч. 1 ст. 12.7 Кодекса.

Материалы, оформленные по факту управления в состоянии опьянения либо отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, приобщаются к протоколу об административном правонарушении, составленному на основании части 1 ст. 12.7 Кодекса, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 или ст. 12.26 Кодекса, прекращается в соответствии со ст. 28.9 Кодекса.

При отсутствии информации об уплате административного штрафа в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса, должностное лицо, уполномоченное осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, извещает лицо, привлеченное к административной ответственности, о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса. В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса составляется в их отсутствие. При составлении протокола об административном правонарушении рекомендуется использовать сведения, содержащиеся в материалах дела об административном правонарушении, за совершение которого данное лицо привлечено к административной ответственности. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

 

IV. Административное расследование

 

(в ред. письма МВД РФ от 19.08.2004 N 13/ц-76)

 

14. По факту совершения нарушений Правил, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения необходимо осуществление экспертиз (автотехнической, судебно-медицинской и др.) или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, целесообразно проводить административное расследование .

———————————

Часть 1 статьи 28.7 Кодекса.

15. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса решение о проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным согласно ст. 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении (приложение N 8).

По окончании административного расследования по факту совершенного нарушения Правил в соответствии со статьей 28.7 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

16. При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол осмотра места совершения административного правонарушения (приложение N 3), а также схему места совершения административного правонарушения (приложение N 4).

17. В схеме места дорожно-транспортного происшествия рекомендуется указывать:

место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

———————————

Далее — "ДТП".

 

ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

направление движения участников ДТП до момента его наступления.

18. Рекомендовать водителям — участникам ДТП описывать в объяснениях обстоятельства происшедшего согласно примерному перечню обстоятельств, которые целесообразно отражать в объяснениях водителей — участников дорожно-транспортного происшествия (приложение N 7), а также подписывать каждый лист протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

19. По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении либо принимается решение о проведении административного расследования.

При оформлении материалов о ДТП по факту нарушения Правил, ответственность за совершение которого установлена Кодексом, в соответствии со ст. 28.2 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении, в котором рекомендуется отражать наступившие последствия.

В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 Кодекса.

20. Сведения о причиненных телесных повреждениях рекомендуется получать в медицинском учреждении по запросу (приложение N 9), куда доставлялся (обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.

Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении судебно-медицинской экспертизы (приложение N 10).

———————————

Далее — "Государственная инспекция".

См.: ч. 1 ст. 26.4 Кодекса.

 

21. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по окончании административного расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего, в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 Кодекса, составляется протокол об административном правонарушении.

22. При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, сотруднику Государственной инспекции, производившему административное расследование, рекомендуется незамедлительно доложить материалы начальнику (командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания .

———————————

См.: п. 3 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса.

 

23. При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение Правил оставил место ДТП, в дополнение к материалам, предусмотренным п. 16 настоящей Инструкции, рекомендуется составить рапорт и принять меры по розыску скрывшегося водителя.

При установлении личности водителя на него составляется протокол об административном правонарушении по факту оставления в нарушение Правил места ДТП, в котором целесообразно отражать сведения, подтверждающие противоправный характер его действий. К протоколу об административном правонарушении рекомендуется приобщать рапорта сотрудников милиции с изложением действий по выявлению водителя, скрывшегося с места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные данные.

Абзац исключен. — Письмо МВД РФ от 30.07.2007 N 13/Ц-2-145.

24. При оформлении материалов по факту ДТП, повлекшего причинение материального ущерба, рекомендуется составлять схему места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 4) и приобщать к ней сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (приложение N 11), объяснения участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия. При этом должностному лицу, оформляющему материалы, целесообразно составлять рапорт, в котором рекомендуется излагать дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу, и также выдавать справки об участии в дорожно-транспортном происшествии (приложение N 12).

25. Должностное лицо, оформляющее материалы по факту дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на месте происшествия выдает участникам ДТП справку о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от 25 сентября 2006 г. N 748 "О форме справки о дорожно-транспортном происшествии".

———————————

См.: п. 44 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (Собрание законодательства РФ, 19.05.2003, N 20, ст. 1897; 04.09.2006, N 36, ст. 3833).

 

26. При выявлении правонарушения, предусмотренного статьей 12.4 Кодекса, в случаях, когда водитель или иное лицо, отрицает свою причастность к установке на транспортном средстве указанных в статье приборов или устройств, рекомендуется получить объяснения с указанных лиц, составить рапорт и вынести решение о проведении административного расследования.".

27. При оформлении материалов по факту управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, в целях получения достоверной информации о наличии права управления транспортным средством, лишении права управления транспортным средством, обстоятельствах, смягчающих или отягчающих административную ответственность, рекомендуется принимать решение о проведении административного расследования.

 

V. Меры обеспечения производства

по делам о нарушении Правил

 

28. В соответствии со ст. 27.1 Кодекса в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

29. В соответствии со ст. 27.2 Кодекса в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется доставление нарушителя в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

30. В соответствии со ст. 27.10 Кодекса в случае совершения нарушения Правил, за которое может быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя до вынесения постановления по делу об административном правонарушении изымается водительское удостоверение и одновременно выдается временное разрешение на право управления транспортным средством (приложение N 13) до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца.

———————————

См.: Приказ МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472", зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2002 г., регистрационный N 3745.

 

При совершении нарушения Правил в случае, когда у водителя уже ранее изъято водительское удостоверение, рекомендуется не изымать временное разрешение на право управления транспортными средствами , при этом факт осуществленного ранее изъятия водительского удостоверения целесообразно отражать в протоколе об административном правонарушении.

———————————

Далее — "временное разрешение".

 

При нарушении правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установке на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, в случаях, предусмотренных ст. 12.4, 12.5 Кодекса, в соответствии со ст. 27.10 Кодекса осуществляется изъятие указанных вещей и составляется протокол изъятия вещей и документов (приложение N 16). При невозможности изъятия устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов рекомендуется осуществлять арест указанных вещей в соответствии со ст. 27.14 Кодекса и составлять протокол об аресте вещей (приложение N 30).

31. В соответствии со ст. 27.12 Кодекса лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения .

———————————

См.: ч. 1 ст. 27.12 Кодекса.

 

Согласно ст. 27.12 Кодекса об отстранении от управления транспортным средством составляется протокол об отстранении от управления транспортным средством (приложение N 14), о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (приложение N 15), копии которых вручаются лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Указанные протоколы рекомендуется составлять в присутствии двух понятых.

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (приложение N 15), руководствуясь Критериями, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 7 сентября 2004 г. N 115), следует отражать выявленные признаки опьянения. Указанные в Критериях технические средства индикации рекомендуется применять с согласия водителя в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями.

 

По вопросу, касающемуся освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, см. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475.

 

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов" .

———————————

См.: ч. 6 ст. 27.12 Кодекса.

 

В случаях невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в протоколе об административном правонарушении рекомендуется указать имеющиеся признаки опьянения и его действия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования.

32. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, статьей 12.26 Кодекса, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".

———————————

См.: ч. 5 ст. 27.13 Кодекса.

 

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о задержании транспортного средства по форме, утвержденной Приказом МВД России от 19 марта 2004 г. N 187 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759". Копия протокола о задержании транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых .

———————————

См.: ч. 4 ст. 27.13 Кодекса.

 

33. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьей 12.1 (за исключением управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), частью 2 статьи 12.5 Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".

———————————

См.: ч. 5 ст. 27.13 Кодекса.

 

О запрещении эксплуатации транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о запрещении эксплуатации транспортного средства по форме, утвержденной Приказом МВД России от 19 марта 2004 г. N 187 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759". Копия протокола о запрещении эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении .

———————————

См.: ч. 4 ст. 27.13 Кодекса.

 

VI. Рассмотрение дел о нарушении Правил

 

34. В соответствии со ст. 23.3 Кодекса дела о нарушении Правил в пределах своей компетенции рассматриваются должностными лицами Государственной инспекции.

35. В соответствии со статьей 28.6 Кодекса, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. При наложении административного штрафа физическому лицу, совершившему административное правонарушение, выдается постановление-квитанция установленного образца, предусмотренное статьей 32.3 Кодекса (приложение N 26).

Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности .

———————————

См.: ч. 2 ст. 32.3 Кодекса.

 

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса административный штраф уплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение тридцати дней в банк или иную кредитную организацию.

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении .

———————————

См.: ч. 2 ст. 28.6 Кодекса.

 

36. Дело о нарушении Правил рассматривается по месту его совершения .

———————————

См.: ч. 1 ст. 29.5 Кодекса.

 

В соответствии со ст. 24.4 и 29.5 Кодекса при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства, дело направляется для рассмотрения по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование .

———————————

См.: ч. 2 ст. 29.5 Кодекса.

 

При невозможности провести проверку о повторности совершения однородного административного правонарушения дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, направляется для рассмотрения по месту учета транспортного средства .

———————————

См.: ч. 4 ст. 29.5 Кодекса.

 

В случае если лицо, в отношении которого возбужденное дело об административном правонарушении с учетом положений статьи 4.5 Кодекса не рассмотрено в течение двух месяцев, обращается к должностному лицу, в производстве которого находится дело, о продлении срока действия временного разрешения на право управления транспортным средством. Данному должностному лицу рекомендуется продлевать при каждом обращении срок временного разрешения, но не более чем на один месяц.

37. Дело о нарушении Правил рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего. В отсутствие этих лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном их извещении о месте и времени рассмотрения дела, а также если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения .

———————————

См.: ст. 25.1, 25.2, 25.4 и 29.7 Кодекса.

 

Если при составлении протокола об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший не были поставлены в известность о времени и месте рассмотрения дела, рекомендуется приглашать их в подразделение Государственной инспекции извещением с уведомлением (приложение N 19).

38. При совершении лицом одновременно двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При одновременном рассмотрении таких правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение наказания лицу, совершившему правонарушение, более строгого административного наказания .

———————————

Статья 4.4 Кодекса.

39. В соответствии со ст. 29.6 Кодекса дела о нарушениях Правил рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств должностному лицу, рассматривающему дело, рекомендуется продлевать срок рассмотрения дела, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока следует выносить мотивированное определение.

40. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания (приложения N 20 и 21).

———————————

См.: ч. 1 ст. 29.9 Кодекса.

 

В постановлении указываются сведения, предусмотренные ст. 29.10 Кодекса. При описании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, рекомендуется отражать наступившие последствия совершенного правонарушения.

41. В соответствии со статьей 28.8 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 12.2, частями 1 и 2 статьи 12.4, частями 3 — 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 3 статьи 12.10, частью 4 статьи 12.15, статьей 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, частью 1 статьи 19.5 Кодекса, направляются судье в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии со статьями 23.1 и 29.9 Кодекса дела о нарушениях Правил, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 12.2, частью 4 статьи 12.9, частью 1 статьи 12.10, частью 2 статьи 12.17, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.24 Кодекса, на основании определения о передаче дела об административном правонарушении (приложение N 20) могут быть переданы должностным лицом, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, на рассмотрение судье.

При этом дела направляются: производство по которым осуществлялось в форме административного расследования — судьям районных судов; об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьям военных гарнизонных судов; в остальных случаях — мировым судьям, при их отсутствии — судьям районных судов.

42. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения .

———————————

Часть 1 статьи 4.5 Кодекса.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, двухмесячный срок начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении .

———————————

См.: ч. 4 ст. 4.5 Кодекса.

 

43. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления .

———————————

См.: ч. 1 и 2 ст. 29.11 Кодекса.

 

44. После вынесения постановления по делу об административном правонарушении, повлекшем причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, инспектором (старшим инспектором) по административной практике, инспектором (старшим инспектором) по дознанию участникам ДТП при их обращении рекомендуется выдавать справки (приложение N 23).

Заинтересованным организациям аналогичные справки рекомендуется выдавать по их письменным запросам.

При этом целесообразно рекомендовать лицам, участвовавшим в ДТП, разрешать вопросы, связанные с возмещением имущественного ущерба, в порядке, установленном статьей 4.7 Кодекса.

 

VII. Рассмотрение жалобы или протеста

на постановление по делу о нарушении Правил

 

45. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лица, защитником или представителем лица, а также опротестовано прокурором .

———————————

См.: ст. ст. 30.1 и 30.10 Кодекса.

 

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом Государственной инспекции, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела .

———————————

См.: ст. 30.1 Кодекса.

 

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления .

———————————

См.: ст. 30.3 Кодекса.

 

Поступившая в подразделение Государственной инспекции жалоба на постановление, вынесенное начальником (командиром) или заместителем начальника (заместителем командира) данного подразделения, в течение трех суток направляется вместе со всеми материалами дела в соответствующий суд либо вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции, которые правомочны ее рассматривать и которым она адресована .

———————————

См.: ч. 1 ст. 30.2 Кодекса.

 

46. По жалобе или протесту целесообразно назначать проверку, результаты которой излагать в мотивированном заключении по результатам проверки жалобы, рассмотрения протеста (приложение N 24). Рассмотрение жалобы, протеста осуществляется соответствующим должностным лицом в порядке, установленном в ст. 30.6 Кодекса. По результатам рассмотрения вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении согласно ст. 30.7 Кодекса выносится решение по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (приложение N 25).

Должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, в случае обращения лица, подавшего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, рекомендуется продлевать срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе .

———————————

См.: ч. 2 ст. 30.8 Кодекса.

 

47. В соответствии со ст. 30.9 Кодекса постановление должностного лица Государственной инспекции и (или) решение вышестоящего должностного лица Государственной инспекции по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в течение десяти дней со дня вынесения указанного решения может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы.

 

VIII. Исполнение постановлений

по делам о нарушениях Правил

 

48. В соответствии со ст. 32.1 Кодекса должностное лицо, вынесшее постановление, приводит в исполнение постановление о назначении предупреждения путем вручения или направления копии постановления, руководствуясь при этом пунктом 43 настоящих Методических рекомендаций.

49. Исполнение постановления о наложении штрафа осуществляется в соответствии со статьей 32.2 Кодекса. Порядок уплаты штрафа рекомендуется разъяснять нарушителю при вручении постановления.

50. При отсутствии сведений, свидетельствующих об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы неуплаченного штрафа. При этом должностное лицо, уполномоченное осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса, в отношении лица, не уплатившего штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

51. Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством, выданного взамен утраченного водительского удостоверения .

———————————

Часть 1 статьи 32.6 Кодекса.

52. По истечении срока лишения права управления транспортными средствами водителю в течение одного рабочего дня после его обращения возвращается водительское удостоверение .

———————————

Часть 4 статьи 32.6 Кодекса.

 

IX. Особенности организации

производства по делам о нарушении Правил

членами Совета Федерации, депутатами Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

депутатами законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, зарегистрированными

кандидатами в депутаты органов

местного самоуправления, судьями

и работниками прокуратуры

 

53. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж .

———————————

См.: ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3466).

 

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации  — без согласия Генерального прокурора Российской Федерации .

———————————

См.: ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2253).

54. Зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления на территории муниципального образования не может быть подвергнут мерам административного наказания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации .

———————————

См.: ст. 24 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 22.06.1998) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" ("Собрание законодательства РФ", 02.12.96, N 49, ст. 5497).

 

55. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей .

———————————

См.: ст. 16 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" ("Ведомости СНД и ВС Российской Федерации", 1992, N 30, ст. 1792, с последующими изменениями и дополнениями); ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447); Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6270).

 

56. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя органов прокуратуры, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, а также задержания при совершении преступления .

———————————

См.: ст. 42 Федерального закона от 17.11.1995 N 168-ФКЗ "О прокуратуре Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 47, ст. 4472, с последующими изменениями и дополнениями).

 

57. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия Государственной Думы, а равно задержан, арестован либо подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации распространяется на его жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы .

———————————

См.: ст. 12 Федерального закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011).

 

X. Особенности организации производства по делам

о нарушениях Правил иностранными гражданами

и лицами без гражданства

 

58. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях .

———————————

См.: ст. 2.6 Кодекса.

 

В соответствии со ст. 2.6 Кодекса исключение составляют иностранные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации . Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, совершившего на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.

———————————

Далее — "иммунитет".

 

59. При нарушении Правил лицом, пользующимся иммунитетом, рекомендуется составлять протокол об административном правонарушении, а документы возвращать владельцу.

В случае управления транспортным средством лицом, пользующимся иммунитетом и находящимся в состоянии опьянения, рекомендуется руководствоваться пунктом 31 настоящих Методических рекомендаций.

60. Протокол об административном правонарушении и другие материалы о нарушении Правил иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом, рекомендуется в 5-дневный срок передавать (пересылать) в Управления (отделы) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД для последующего направления их препроводительным письмом (приложение N 27) в Департамент государственного протокола МИД России.

61. По истечении срока лишения права управления транспортными средствами невостребованное водительское удостоверение рекомендуется высылать в МИД России для возвращения владельцу.

62. При составлении материалов по факту нарушения правил, повлекшего ДТП с участием водителя транспортного средства — иностранного владельца, целесообразно указывать буквенные и цифровые символы национального регистрационного знака транспортного средства, дополнительно внося сведения: наименование и адрес страховой компании, номер, срок действия, дата и место выдачи страхового документа.

 

XI. Ведение делопроизводства по делам

об административных нарушениях Правил

 

63. Бланки временных разрешений, протоколов об административных правонарушениях, протоколов осмотра места совершения административного правонарушения, протоколов об отстранении от управления транспортным средством, актов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протоколов направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протоколов задержания транспортного средства, протоколов о запрещении эксплуатации транспортного средства, постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений-квитанций рекомендуется считать документами строгой отчетности и изготавливать по заказам органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации.

Целесообразно, чтобы они имели не менее двух защитных элементов, в том числе серию, порядковый номер и код региона. Серия и номер протокола об административном правонарушении (приложения N N 1 и 2), постановления по делу об административном правонарушении (приложение N 18), постановления-квитанции о наложении административного штрафа (приложение N 24) состоят из цифр и заглавных букв: ККАА0000000, где:

КК — цифровой код региона, применяемый на государственных регистрационных знаках. Для регионов, имеющих несколько шифров, необходимо использовать первый присвоенный региону; АА — символьная серия, состоящая из букв русского алфавита, идентичных по написанию буквам латинского алфавита; 0000000… — номер длиной не менее шести цифр и не более двадцати цифр.

При оформлении заказа на изготовление постановления по делу об административном правонарушении, постановления-квитанции о наложении административного штрафа рекомендуется указывать информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа и адрес органа, должностное лицо которого их выдало, для ее заполнения типографским способом.

В иных случаях информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении и в постановлении-квитанции о наложении административного штрафа любым доступным способом.

64. Получение, учет, хранение и выдача бланков, указанных в пункте 63 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению с документами строгой отчетности. Количественный учет их поступления и выдачи целесообразно вести в реестре учета поступления и расходования специальной продукции (приложение N 28).

65. Заполнение временных разрешений рекомендуется производить шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) или на печатающих устройствах.

В выдаваемых временных разрешениях в графах категорий транспортных средств, на управление которыми нет разрешений в водительском удостоверении, рекомендуется зачеркивать соответствующие буквы.

66. Бланки, указанные в пункте 63 настоящих Методических рекомендаций, испорченные при заполнении, целесообразно уничтожать при очередных проверках, о чем следует составлять соответствующие акты. В таком же порядке рекомендуется аннулировать временные разрешения, обнаруженные после их утраты, если взамен их выданы новые.

67. Составленные протоколы и другие материалы о нарушениях Правил, а также изъятые водительские удостоверения и иные документы в течение суток целесообразно регистрировать в журнале учета материалов о нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения (приложение N 29).

В случае выявления недостатков в составленных материалах рекомендуется возвращать их для доработки в орган (должностному лицу), представивший указанные материалы.

68. Журнал, предусмотренный в пункте 67 настоящих Методических рекомендаций, целесообразно вести в дежурных частях подразделений Государственной инспекции. В подразделениях Государственной инспекции, в которых нет дежурных частей, указанный журнал рекомендуется вести инспектору по административной практике или сотруднику, исполняющему его обязанности.

69. Протоколы об административных правонарушениях и прилагаемые к ним документы, поступающие из других подразделений Государственной инспекции и органов внутренних дел, рекомендуется регистрировать в отдельном журнале учета материалов о нарушении Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, который целесообразно вести инспектору по административной практике или лицу, ответственному за регистрацию входящей корреспонденции.

70. В подразделениях Государственной инспекции протоколы об административных правонарушениях и прилагаемые к ним документы рекомендуется передавать от сотрудника к сотруднику под расписку с отметкой в графе 6 журнала учета материалов о нарушении Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

71. В другие подразделения Государственной инспекции протоколы и прилагаемые к ним документы в пятидневный срок рекомендуется пересылать заказной корреспонденцией или передавать по разносной книге, о чем делать отметку в графе 7 журнала учета материалов о нарушении Правил и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренного приложением N 29 к Методическим рекомендациям.

72. Журнал и реестр, предусмотренные пунктами 64 и 67 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется нумеровать, шнуровать, скреплять печатью и регистрировать в секретариате (канцелярии) органа внутренних дел.

Записи в журнале и реестре рекомендуется производить чернилами (пастой) без помарок и исправлений.

73. Материалы о нарушении Правил, по которым закончено производство, рекомендуется подшивать в дела в соответствии с порядковым номером по журналу и хранить в подразделениях Государственной инспекции по месту принятия решения о наложении наказания. При этом в отношении лиц, лишенных права управления транспортными средствами, материалы вместе с водительскими удостоверениями и временными разрешениями целесообразно подшивать в отдельные дела. Подшитые в делах листы нумеруются. На последнем листе рекомендуется производить заверительную подпись о количестве пронумерованных листов.

Реестр и журнал, предусмотренные пунктами 64 и 67 настоящих Методических рекомендаций, дела о нарушениях Правил рекомендуется хранить в течение трех лет. Невостребованные водительские удостоверения лиц, лишенных права управления транспортными средствами, рекомендуется хранить три года после исполнения постановления о наложении административного наказания.

74. В случае письменного обращения лица, у которого срок лишения права управления транспортными средствами истек, водительское удостоверение для возвращения рекомендуется пересылать в подразделение Государственной инспекции по месту его жительства.

75. Дела о нарушениях Правил, невостребованные водительские удостоверения, срок хранения которых истек, целесообразно уничтожать во время проведения проверок административной практики подразделения Государственной инспекции. Уничтожение рекомендуется оформлять соответствующим актом.

 

Приложения к Методическим рекомендациям

 

В приложениях к настоящим Методическим рекомендациям приведены образцы процессуальных документов, которые рекомендуется использовать при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях сотрудниками Госавтоинспекции.

 

НИЦ ГИБДД МВД России

 

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных правонарушениях

в области дорожного движения

 

(в ред. писем МВД РФ от 21.11.2005 N 13/ц-2-99,

от 01.10.2007 N 13/ц-2-187)

 

ОБРАЗЕЦ

 

                     ПРОТОКОЛ ККАА N 0000000