Федеральный закон РФ О специальном техническом регламенте об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств (ПРОЕКТ)

 

 

Для контроля полноприводных автомобилей с неотключаемым дифференциалом с жесткой гидравлической муфтой или валом между дифференциалами — наличие следящей системы уравнивания частот вращения блоков роликов

 

2.

Роликовый стенд для проверки тормозных систем грузовых автомобилей и автобу­сов

Максимальная осевая масса КТС

800…10000 кг

Тормозная сила колеса

2,4…29,5 кН

3%

Усилие на органе управления

300…750 Н

7%

Начальное значение коэффициента сцепления роликов

0,65

 

7%

 

Колея АТС

1400…2750 мм

5%

Возможность вращения в разных направлениях и раздельного включения блоков роликов

 

3.

Универсальный ро­ликовый стенд для проверки тормозных систем легковых, грузовых автомобилей и автобусов (применяется вместо стендов по пп. 1 и 2 и прибора по п. 4)

Максимальная осевая масса КТС

240…10000 кг

Тормозная сила колеса

0,3…29,5 кН

3%

Усилие на органе управления

300…750 Н

7%

Начальное значение коэффициента сцепления роликов, не менее

0,74

 

 

7%

 

 

Колея АТС

1250…2750 мм

5%

Возможность вращения в разных направлениях и раздельного включения блоков роликов

 

 

 

 

Для контроля полноприводных автомобилей с неотключаемым дифференциалом с жесткой гидравлической муфтой или валом между дифференциалами — наличие следящей системой уравнивания частот вращения блоков роликов

4.

Прибор для проверки тормозных систем КТС в дорожных условиях (применяется вместо роликовых стендов по пп. 1, 2 или 3)

Замедление и расчет установившегося замедления

0,4…8 м/с2

 

4%

 

Тормозной путь

9…40 м

5%

Время срабатывания тормозной системы

0,2…2 с

 

±0,03 с

 

Усилие на органе управления

300…750 Н

7%

Начальная скорость движения КТС

15…50 км/ч

 

±1 км/ч

 

Боковое смещение КТС при торможении (Дополнительная функция.)

0,2…2 м

7%

5.

Прибор для проверки тормозных систем КТС в дорожных условиях (допускается к применению вместо прибора по п. 1)

Установившееся замедление

0,4…8

4%

Время запаздывания тормозной системы

0,2…2 с

 

±0,03 с

 

Время нарастания замедления

0,2…2 с

±0,03 с

Начальная скорость движения КТС

15…50 км/ч

±1 км/ч

6.

Деселерометр — измеритель установившегося замедления КТС (применяется только для проверки вспомогательных тормозных систем при отсутствии прибора по п.4)

Установившееся замедление КТС при торможении вспомогательной тормозной системой 

0,4…1 м/с2

 

5%

 

 

7.

Электронный прибор для проверки пневмати­ческого тормозного привода (допускается исполнение в комплекте роликового стенда)

Давление сжатого воздуха

до 1 МПа

0,5…3%

Величина изменения давления сжатого воздуха

до 0,05 МПа

 

0,5…3%

 

Отсчет фиксированного отрезка времени

3…10 мин

±0,1 с

8.

Комплект манометров для проверки пневмати­ческого тормозного привода (допускается при отсутствии электронного прибора по п. 7)

Давление сжатого воздуха

 

до 1 МПа

 

 

5%

 

 

9.

Нагружатель механического привода инерционного тормоза прицепов категорий О1 и О2

Усилие на головке сцепного устройства

200…1600Н

5%

Средства технического диагностирования рулевого управления

 10.

Динамометр сжатия

Усилие вталкивания сцепного устройства инерционного тормоза прицепов категории О1

100…400 Н

±5%

 

 11.

Прибор для проверки суммарного люфта в рулевом управлении 

Угол поворота рулевого колеса

до 30°

±1°

Малый угол поворота управляемых колес при повороте рулевого колеса

0…0,06°

Не более 0,015°

 12.

Прибор для проверки натяжения ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления(применяется вместо динамометра по п. 10 и линейки по п. 14)

Усилие нажатия на ремень привода насоса гидроусилителя

40 Н

 

 

±5%

 

 

Прогиб ремня привода насоса гидроусилителя

5,0…50,0 мм

±5%

 13.

Динамометр сжатия(допускается совместно с линейкой по п. 14 при отсутствии прибора по п. 12)

Усилие нажатия на ремень привода насоса гидроусилителя

40 Н

 

±5%

 

 14.

Линейка (допускается совместно с динамометром по п. 10 при отсутствии прибора по п. 12)

Линейные размеры

5,0…40,0 мм

±0,5 мм

Средства технического диагностирования внешних световых приборов

 15.

Прибор для проверки и регулировки фар

Диапазон высоты установки центра фары над опорной поверхностью, не менее

250…1600 мм

 

 

±1,5 мм

 

 

Угол наклона пучка светового прибора в вертикальной плоскости

30’…150’

 

0,5%

 

Горизонтальное отклонение оси светового пучка от оси отсчета

0…5’

 

0,5%

 

Сила ближнего света фар в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета:

 

 

 

 

 

 

— в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы, не более

10…1500 кд

 

 

15%

 

 

— в направлении 52′ вниз от положения левой части светотеневой границы

10…10000 кд

 

 

15%

 

 

Сила дальнего света фар по оси отсчета 

1000…150000 кд

15%

 

Сила света противотуманных фар в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета:

 

 

 

 

 

— в направлении 3º вверх от положения верхней светотеневой границы

10…1500 кд

 

 

15%

 

 

 — в направлении 3º вниз от положения верхней светотеневой границы, не менее

 

10…10000 кд

 

 

15%

 

 

Средства технического диагностирования колес и шин

 16.

Набор шинных манометров

Давление сжатого воздуха

до 1 МПа

±0,01 МПа

 17.

Калибр-шаблон (применяется вместо измерителя по п. 18 и штангенциркуля по п. 19)

Проверка соответствия линейных размеров и диаметров установленным ограничениям

1…55 мм

0,05 мм

 18.

Измеритель глубины  протектора шин

Остаточная высота рисунка протектора

0,5…3,0 мм

±0,1 мм

 19.

Штангенциркуль применяется вместо и калибра-шаблона по п. 17 и измерителя по п. 18)

Измерение линейных размеров

до 70 мм

±0,05 мм

Средства технического диагностирования двигателя и его систем

 20.

Газоанализатор

прибор для измерения содержания вредных веществ в отработавших газах КТС с бензиновыми двигателями)

Содержание оксида углерода (СО)

0…5%

 

3…4%

 

Содержание углеводородов (СН)

0…2000 млн-1

 

5%

 

Содержание диоксида углерода (СО2)

0…16%

 

4%

 

Содержание кислодорода (О2)

0…21%

3…4%

Коэффициент избытка воздуха l

0,8…1,2

0,3%

 21.

Дымомер (прибор для измерения дымности отработавших газов КТС с дизельными двигателями)

Натуральный показатель ослабления светового потока

0,2…10 м-1

 

2,0%

 

Коэффициент ослабления светового потока

5…100%

2,0%

 22.

Универсальный измеритель содержания вредных веществ и дымности отработавших газов (применяется вместо газоанализатора по п. 20 и дымомера по п. 21)

Параметры в соответствии с пп. 20 и 21

в соответствии с пп. 20 и 21

в соответствии с пп. 20 и 21

 23.

Течеискатель (индикатор опасной концентрации газа в воздухе) для проверки герметичности газовой системы питания

Содержание углеводородов (пропана, метана, гексана и др.) в воздухе 

1,0…2,0% или 2,0…3,5%, в зависимости от состава газа

10…15%

Средства технического диагностирования прочих элементов конструкции

 24.

Прибор для проверки светопропускания стекол

Светопропускание 

10…100%

5%

 25.

Линейка

Линейные размеры

До 0,8 м

±0,5 мм

 26.

Прибор для проверки внешних свтосигнальных фонарей

Сила света сигнальных огней (фонарей) в направлении оси отсчета

1…3000 кд

 

 

15%

 

 

Частота проблесков

0,2…4 Гц

7%

Объем оперативной памяти

128 МБ и более

 

 

Статья 24. Прочие требования к специализированному оборудованию

 

1. Характеристики специализированного оборудования должны соответствовать типу, массовым и габаритным параметрам КТС или его систем, для которых это оборудование применяется.

2. Специализированное оборудование должно обеспечивать выполнение требований безопасности, предусмотренных общими техническими регламентами.

3. В конструкциях передвижного оборудования, предназначенного для монтажа, демонтажа, подъема и опускания, транспортирования сборочных единиц и агрегатов или колесного транспортного средства (далее — КТС) в целом, должно быть предусмотрено устройство, удерживающее оборудование от самопроизвольного смещения на ровном твердом покрытии.

4. В конструкциях органов управления, предназначенных для включения специализированного оборудования, должны быть предусмотрены средства защиты от случайного включения.

5. Специализированное оборудование с автоматическим (программным) управлением не должно начинать выполнение исполнительских технологических операций (вывод диагностируемого КТС или его агрегата на заданный режим, подкачка сжатого воздуха в шины и пр.) без команды подтверждения персонала.

6. Предохранительные клапаны гидравлических домкратов с ручным приводом, гидравлических, электрогидравлических и плунжерных подъемников, маслораздаточных колонок (установок), шиномонтажных электрогидравлических стендов не должны допускать превышения номинального давления более чем на 12 %.

7. Окрасочное оборудование, установки для нанесения антикоррозионных покрытий и приборы для проверки расхода топлива КТС, в составе которых имеются электрические цепи и узлы, должны быть изготовлены во взрывозащищенном исполнении.

8. Автоматические бесконвейерные моечные автомобильные установки должны быть оснащены на въезде световой сигнализацией въезда-выезда.

9. В конструкциях автоматических воздухораздаточных колонок должны быть предусмотрены узлы для автоматического прекращения накачки, сигнализаторы процесса накачки и достижения заданного давления в шинах.

10. В конструкциях стационарных, передвижных и переносных специальных компрессоров с электроприводом и автоматическим управлением должно быть предусмотрено не менее одного устройства, отключающего электропривод при превышении установленного максимального давления с погрешностью срабатывания в пределах ±0,05 МПа.

11. Электроприводные нагнетатели смазки и маслораздаточные колонки (установки) должны снабжаться предохранительным клапаном для ограничения давления и реле для автоматического отключения электропривода, установленными на выходе нагнетателя и исключающими превышение номинального давления более чем на 10 %.

12. Пневмоприводные нагнетатели смазки и маслораздаточные колонки (установки) должны снабжаться не менее чем одним конструктивным элементом для ограничения давления.

13. Высота подъема воронки передвижных установок для сбора отработанных масел должна быть не менее 1700 мм над опорной поверхностью.

14. Отношение минимального размера основания к высоте передвижных стоек напольных одностоечных подъемников должно быть не менее 0,45.

15. Опорные поверхности подхватов и педалей домкратов должны быть рифлеными.

16. Максимальная скорость опускания и подъема АТС напольными стационарными и передвижными подъемниками должна быть не более 0,1 м/с.

17. Конструкция подъемников с двумя и более плунжерами или стойками, с высотой подъема более 300 мм должна обеспечивать синхронный подъем и опускание КТС с отклонениями по высоте не более 10 % независимо от нагрузки, приходящейся на каждый плунжер или стойку.

18. Конструкция подъемников должна обеспечивать подъем и опускание КТС только при непосредственном воздействии оператора на органы управления.

19. В конструкциях подъемников должно быть предусмотрено не менее двух независимых один от другого узлов, один из которых страховочный, препятствующих самопроизвольному опусканию рабочих органов. Эти узлы должны быть снабжены не менее чем одним средством контроля их состояния. В конструкциях электромеханических подъемников одно из этих средств должно обеспечивать возможность непосредственного визуального контроля.

20. В конструкциях электромеханических подъемников и опрокидывателей КТС должно быть предусмотрено не менее двух концевых выключателей, фиксирующих крайние положения рабочих органов как с нагрузкой, так и без нагрузки.

21. Механические домкраты и электромеханические подъемники должны выдерживать поднятый груз в течение 10 мин при перегрузке 25 % и три полных цикла подъема — опускания груза при перегрузке 10 %. При этом появление остаточных деформаций не допускается.

22. В конструкциях роликовых стендов для проверки тяговых, тормозных и ходовых свойств должны быть предусмотрены страховочные устройства для предотвращения при диагностировании самопроизвольного выезда КТС со стенда в продольном направлении и для ограничения перемещения КТС в поперечном направлении.

23. Конструкции роликовых стендов для проверки тяговых, тормозных и ходовых свойств должны обеспечивать статическую и динамическую устойчивость КТС (предотвращение выезда или выброса со стенда) во всем диапазоне режимов проверок.

24. Снижение коэффициента сцепления рабочих поверхностей роликов стенда с колесам и при сухих чистых протекторах шин вследствие износа и загрязнения рифления или абразивного покрытия роликов до уровня менее 0,65 при проверке КТС категорий М1, или менее 0,6 при проверке АТС категорий М2, М3, N1, N2, N3, не допускается.

25. Пульты управления роликовыми стендами для проверки тяговых и тормозных качеств должны:

1) исключать случайное срабатывание устройства въезда и выезда транспортного средства до полной остановки роликов;

2) обеспечивать плавное изменение тормозного момента нагружающего устройства при ступенчатом переключении задаваемых значений (установок) регулируемого параметра в режиме его автоматической стабилизации.

26. Узлы и приборы, устанавливаемые на колеса КТС при диагностировании, должны оснащаться зажимными и страховочными приспособлениями, препятствующими отсоединению и падению этих узлов и приборов.

27. Конструкция роликовых стендов для проверки тяговых свойств должна предусматривать сигнализацию пуска стенда.

28. Средства технического диагностирования двигателей с искровым зажиганием и воспламенением от сжатия должны исключать возможность возникновения искр и контакта топлива и его паров с горячими частями оборудования в процессе его работы, если такой контакт может явиться причиной взрыва или пожара.

29. В состав тяговых стендов и прочего оборудования, применяемого при работающем двигателе в помещении должно входить заборное устройство для отвода отработавших газов.

30. Конструкция заборного устройства должна обеспечивать возможность подключения зондов приборов для анализа состава отработавших газов, а также отвод отработавших газов в систему вытяжной вентиляции.

31. В конструкциях стендов для монтажа и демонтажа шин, вулканизаторов, шинных борторасширителей должно быть не менее одного узла, предотвращающего повышение давления в пневмоприводе.

 

Глава 7. Оценка соответствия требованиям настоящего Федерального Закона

 

Статья 25. Формы оценки соответствия колесных транспортных средств

 

1. Оценка соответствия колесных транспортных средств требованиям настоящего Федерального закона является обязательной и производится в следующих формах:

1) подтверждение соответствия;

2) государственный контроль (надзор).

 

Статья 26. Подтверждение соответствия колесных транспортных средств

 

1. Подтверждение соответствия колесных транспортных средств требованиям настоящего Федерального закона проводится после технических воздействий на указанные в гл. 3 и 4 настоящего Федерального закона составные части и системы колесных транспортных средств, и осуществляется в форме принятия декларации о соответствии по каждому колесному транспортному средству в случае его соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

2. Декларация о соответствии колесного транспортного средства требованиям настоящего Федерального закона может быть принята заявителем, которым может быть производитель, продавец колесного транспортного средства или специализированная организация, являющаяся членом профессионального объединения организаций технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств, указанного в части 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.

3. При первичной продаже колесного транспортного средства продавец может использовать по своему выбору:

1) схему декларирования соответствия на основании собственных доказательств, включающих документальные подтверждения соответствия требованиям настоящего Федерального закона, представленные производителями по каждому колесному транспортному средству и действительные на момент продажи колесного транспортного средства;

2) схему декларирования соответствия с участием третьей стороны.

4. Продавец колесного транспортного средства, не имеющий доказательств, включающих документальные подтверждения соответствия требованиям настоящего Федерального закона, представленных производителями по каждому колесному транспортному средству и действительных на момент продажи колесного транспортного средства, а также специализированная организация осуществляют подтверждение соответствия по схеме декларирования соответствия с участием третьей стороны.

5. Декларация о соответствии требованиям настоящего Федерального закона (в дальнейшем — декларация) должна содержать информацию в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О техническом регулировании», а также:

1) перечень проведенных технических воздействий и таблицу (карту) контроля соответствия требованиям безопасности для конкретного колесного транспортного средства;

2) оценку соответствия по полному перечню требований безопасности гл. 3 или гл. 4 настоящего Федерального закона для данной категории колесного транспортного средства (при продаже колесного транспортного средства и контрольно-диагностических работах, проводимых при периодическом техническом осмотре);

3) оценки соответствия требованиям безопасности, относящиеся к составным частям и/или системам колесного транспортного средства, подвергнутым техническим воздействиям (при передаче колесного транспортного средства владельцу после проведения технического обслуживания и/или ремонта).

6. Срок действия декларации, устанавливается заявителем, но не может быть менее одного года.

7. Состав доказательственных материалов при декларировании соответствия с участием третьей стороны включает:

1) сведения о нормативно-технической документации по технологии предпродажной подготовки, контрольно-диагностических работ, технического обслуживания и ремонта колесного транспортного средства;

2) сведения об используемом технологическом оборудовании, в т.ч. заверенные копии сертификатов соответствия;

3) сведения о контрольно-диагностическом оборудовании, в т.ч. сертификаты соответствия, документы об утверждении типа средств измерений и действующие документы о поверке;

4) сведения об используемых запасных частях, материалах и рабочих жидкостях, в т.ч. заверенные копии сертификатов соответствия;

5) сведения о квалификации персонала, в том числе аттестаты (сертификаты) о квалификации;

6) сведения о гарантийных обязательствах и рекламациях;

7) протокол исследований, проведенных в аккредитованном испытательном центре, или сертификат системы качества добровольной системы сертификации общероссийского профессионального объединения.

8. Порядок получения протокола исследований, проведенных в аккредитованном испытательном центре, включает в себя:

1) сбор заявителем собственных доказательств о подтверждении соответствия продукции (колесного транспортного средства), включающих:

2) подачу заявителем в испытательный центр заявки на проведение экспертизы собственных доказательств, исследований (испытаний) на соответствие требованиям настоящего Федерального закона;

3) экспертизу собственных доказательств заявителя испытательным центром;

4) исследование испытательным центром процесса производства на предприятии заявителя;

5) выдачу испытательным центром протокола исследований (испытаний) колесного транспортного средства определенной категории (марки, модели) после проведения заявленных видов технических воздействий со сроком действия до одного года.

9. При наличии нескольких испытательных центров по данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

10. Испытательный центр рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия исследований и испытаний, в том числе указывается перечень необходимых технических документов.

11. При проведении исследований (испытаний) и при осуществлении отбора образцов применяются правила и методы, утвержденные Правительством Российской Федерации.

12. Испытания могут проводиться на территории заявителя с использованием испытательного оборудования, принадлежащего заявителю, если оно соответствует требованиям испытательного центра.