Генеральные условия экспедиторов Российской Федерации (ПРОЕКТ)

Генеральные условия экспедиторов Российской Федерации

Ассоциация экспедиторов Российской Федерации

 

Внимание! Документ не имеет юридической силы.

 

 

См.  Правила транспортно-экспедиционной деятельности утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

 

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

 

Приняты общим собранием Ассоциации экспедиторов Российской Федерации 11.01.2001 г.

Рекомендованы Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (решение Президиума ТПП РФ от протокол № )

Одобрены Министерством транспорта Российской Федерации (решение Коллегии от )

Введены в действие с

Депонированы в Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Депонированы в региональных торгово-промышленных палатах г. Москва

 

См. также Комментарий  к Генеральным условиям деятельности экспедиторов Российской Федерации.

 

1. Общие положения и применение

1.1. Настоящие Генеральные условия российских экспедиторов, в дальнейшем «Генеральные условия»:

1.1.1. Устанавливают и регулируют отношения между экспедитором и заказчиком экспедиторских слуг;

1.1.2. Имеют юридическую силу и применяются только тогда, когда они включены в письменной форме в договор экспедирования или когда на эти Генеральные условия есть ссылка в письменном виде в договоре экспедирования;

1.1.3. Отменяют действие других условий договора экспедирования, если они противоречат настоящим Генеральным условиям.

2. Определение понятий

2.1. «Экспедиторские услуги» — любые действия, относящиеся к организации и осуществлению перевозки, консолидации, хранения, складирования, обработки и доставки груза адресату по назначению, а также вспомогательные и консультационные услуги, относящиеся к выполнению вышеперечисленных работ, включая услуги, связанные с таможенным оформлением, прохождением карантинного и фито-санитарного контроля, решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечением страхования, производством платежей, оформлением документов, относящихся к грузам и их перевозке.

2.2. «Экспедитор» — юридическое или физическое лицо Российской Федерации, имеющее, в соответствии с действующим российским законодательством право осуществлять экспедиторскую деятельность, заключившее с заказчиком договор на оказание экспедиторских услуг.

2.3. «Заказчик» — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор на экспедирование или выдавшее экспедитору и принятое последним поручение на экспедирование, и обладающее правами и обязанностями в соответствии с этими договором и поручением или обладающее такими правами и обязанностями в результате действий, связанных с поручением на экспедирование.

2.4. «Перевозчик» — любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее перевозку грузов своими собственными транспортными средствами (фактический или действительный перевозчик) или любое физическое или юридическое лицо, возложившее на себя обязательства перевозчика (договорный перевозчик). Экспедитор может выступать договорным перевозчиком.

2.5. «Груз» — любое имущество и собственность, включая живых животных, а также контейнеры, поддоны и другие подобные предметы перевозки или упаковки, если только они не предоставлены экспедитором или перевозчиком.

2.6. «СПЗ» — специальные права заимствования в определении Международного валютного фонда.

2.7. «В письменном виде» — письма, телеграммы, телексы, факсимильные сообщения и любая запись, сделанная электронными средствами информации.

2.8. «Ценности, ценные вещи, драгоценности» — золотые и серебряные слитки, монеты, деньги, товарораспорядительные (оборотные) документы, драгоценные камни, ювелирные изделия, антиквариат, картины, произведения искусства и другая подобная собственность и имущество.

2.9. «Опасные грузы» — грузы, официально классифицируемые как опасные, и грузы, которые по своей природе являются или могут стать опасными, воспламеняющимися, радиоактивными, ядовитыми, а также грузы, могущие нанести ущерб природе и окружающей среде.

3. Договор об экспедировании

3.1. Договор экспедирования заключается в письменной форме.

3.2. По договору экспедирования экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет заказчика выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором экспедирования услуг, связанных с доставкой грузов заказчику в прямом или смешанном (мультимодальном) сообщении.

3.3. Договором экспедирования могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или заказчиком, обязанность экспедитора заключить от имени заказчика или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, получение документов, требующихся для осуществления экспорта, импорта, транзита грузов, производство таможенных и иных формальностей, проверку качества, количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов, а также осуществление иных работ и услуг, связанных с перевозкой груза. Эти правила действуют и в тех случаях, когда, согласно договору, обязанности перевозчика исполняет экспедитор.

3.4. По договору экспедирования заказчик обязуется возместить экспедитору все расходы и затраты, понесенные экспедитором в связи с исполнением договора, и уплатить экспедитору согласованное вознаграждение.

3.5. Если выполнение экспедитором своих обязательств находится под угрозой срыва, вследствие возможных помех, препятствий или любых рисков, включая угрозу состоянию грузов, и если эта угроза срыва не вызвана ошибками или небрежностью экспедитора не может быть предотвращена путем принятия разумных мер и усилий, экспедитор имеет право отказаться от перевозки грузов по заключенному договору, и по мере возможности может передать эти грузы или любую их часть заказчику в месте, которое, по мнению экспедитора, является безопасным, удобным и пригодным для такого действия. При этом ответственность экспедитора в отношении такого груза должна быть прекращена, и экспедитор имеет право на получение согласованного по договору вознаграждения и компенсации, а заказчик обязан оплатить дополнительные затраты и расходы, проистекающие из выше упомянутых обстоятельств.

4. Экспедиторские документы

Для осуществления своей деятельности экспедиторы – члены Ассоциации по разрешению дирекции Ассоциации могут использовать бланки экспедиторских документов, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).

Право на использование этих бланков документов предоставляется Ассоциацией при условии принятия экспедитора в индивидуальные члены ФИАТА.

К экспедиторским документам ФИАТА относятся:

Экспедиторское поручение;

Интермодальное весовое свидетельство грузоотправителя;

Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов;

Складская расписка экспедитора;

Экспедиторская расписка о приеме груза;

Транспортный сертификат экспедитора;

Авианакладная ИАТА, применяемая экспедиторами;

Оборотный транспортный коносамент смешанной перевозки;

Необоротная транспортная накладная смешанной перевозки.

5. Поручение на экспедирование (экспедиторское поручение)

5.1. Экспедиторским поручением является документ, выдаваемый заказчиком экспедитору на организацию перевозки и экспедиторское обслуживание заказчика. Экспедиторское поручение выдается как в рамках заключенного договора на экспедирование, так и может быть разовым.

Типовой бланк поручения на экспедирование разрабатывается Ассоциацией экспедиторов Российской Федерации с учетом рекомендаций ФИАТА и может быть предоставлен экспедитору по его заявке.

5.2. В случае, если поручение на экспедирование выдается заказчиком в рамках подписанного между заказчиком и экспедитором договора, и наличия согласованных ставок, экспедитор принимает такое поручение к исполнению немедленно по его получении.

5.3. Если поручение на экспедирование выдается заказчиком в качестве отдельного задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор на экспедирование.

5.4. Поручение на экспедирование выдается в письменной форме: телексные и телеграфные поручения, а также поручения, переданные в виде факсимиле и электронных средств, считаются выданными в письменной форме.

5.5. При необходимости исполнения срочного поручения на экспедирование экспедитор может принять поручение устно по телефону при условии обязательного оформления в дальнейшем этого поручения в письменном виде. До предоставления экспедитору письменного подтверждения заказчик несет все риски, связанные с неправильной или неполной передачей поручения.

5.6. В случае, если после получения письменного подтверждения поручения, переданного по телефону, обнаруживается несоответствие между устным и письменным поручением, то экспедитор обязан немедленно информировать об этом заказчика и запросить уточнение поручения.

5.7. Изменения и дополнения экспедиторских поручений должны производиться только в письменном виде.

5.8. Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. За возможные последствия неправильных или неполных данных экспедитор не несет ответственность.

6. Грузы

6.1. Экспедитор не проверяет вес и количество мест принятого перевозчиком от заказчика или заказчиком от перевозчика груза, если на это нет специального указания. Количество мест устанавливается лишь в том случае, если груз принимается на склад экспедитора или отгружается со склада экспедитора.

6.2. Грузы, которые могут нанести ущерб другим грузам (опасные грузы), а также скоропортящиеся грузы принимаются экспедитором только по письменному поручению.

Если такие грузы передаются экспедитору без специальных указаний, то заказчик принимает на себя ответственность за все убытки, которые могут возникнуть в связи с перевозкой и перевалкой этих грузов.

6.3. При получении поручения на перевозку опасных грузов экспедитор может предложить заказчику заполнить Декларацию ФИАТА о перевозке опасных грузов. Бланки указанных деклараций предоставляются экспедитору дирекцией Ассоциации экспедиторов Российской Федерации.

6.4. На принятые грузы экспедитор может по просьбе заказчика выписывать бланки документов ФИАТА.

7. Способ и маршрут перевозки

Экспедитор должен предоставлять услуги в соответствии с полученным им от заказчика поручением. В случае, если поручение неточное или неполное, или не соответствует договору, экспедитор имеет право на риск и за счет клиента действовать так, как он считает подходящим в сложившейся обстановке. Если другое не согласовано, экспедитор может, не ставя об этом в известность заказчика, организовать перевозку на палубе или в трюме (под палубой), выбрать или заменить транспортное средство, маршрут перевозки, порядок обработки товаров, их хранения, штивки и перевозки исходя из защиты интересов заказчика.

8. Страхование

8.1. Страхование грузов может осуществляться экспедитором только по письменному поручению заказчика. При этом страхование производится с учетом исключений и условий полисов страховых компаний, принимающих на себя риски.

8.2. При выдаче заказчику бланков экспедиторских документов ФИАТА экспедитор обязан застраховать свою ответственность.

9. Права и обязанности экспедитора

Экспедитор имеет право:

9.1. Привлекать третьих лиц для выполнения поручения.

9.2. Осуществлять перевозку груза собственным транспортом. В этом случае экспедитор заключает с заказчиком договор перевозки.

9.3. Предложить заказчику смешанный (мультимодальный) способ перевозки и выступать в качестве договорного перевозчика. В этом случае экспедитор по договоренности с заказчиком может выдавать документ смешанной (мультимодальной) перевозки — коносамент или накладную ФИАТА, при этом взаимоотношения между экспедитором и заказчиком регулируются положениями этих документов.

9.4. Требовать от заказчика возмещения всех расходов, возникших у него при исполнении поручения, уплаты согласованного вознаграждения.

Экспедитор обязан:

9.5. Исполнить принятое им поручение с необходимым старанием, тщательно и добросовестно в интересах заказчика.

9.6. Точно следовать указаниям заказчика. Если указание заказчика мешает экономичной и безопасной доставке груза, экспедитор должен немедленно обратить на это внимание заказчика. Если заказчик повторяет свое указание, экспедитор выполняет поручение с отнесением всех рисков на заказчика.

9.7. Если экспедитор не в состоянии полностью или частично выполнить поручение по независящим от него причинам, то исполнение соразмерно отодвигается на время действия этих причин. Экспедитор обязан немедленно информировать заказчика о невозможности исполнения поручения.

10. Ответственность экспедитора

10.1. Ответственность экспедитора, действующего в качестве агента заказчика.

10.1.1. Экспедитор обязан, это его долг действовать при выполнении поручения заказчика с должным старанием и ответственностью.

Экспедитор несет ответственность и обязан, если он не проявит должного старания и не примет необходимых разумных мер, компсенные грузу, равным образом как и возместить прямые финансовые потери, проистекающие из нарушения экспедитором своего долга и обязанности действовать с необходимым старанием и ответственностью.

10.1.2. Экспедитор не несет ответственности за действия и упущения третьей стороны (перевозчиков, владельцев складов, работников складов, стивидоров, портовых властей, портовых работников, других экспедиторов), если экспедитор проявил должное старание и ответственность при подборе такой третьей стороны, при выдаче ей поручения и при контроле за выполнением его поручения.

10.2. Ответственность экспедитора, выступающего в качестве заказчика.

10.2.1. Ответственность экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика.

Экспедитор несет ответственность в качестве заказчика не только в тех случаях, когда он фактически осуществляет перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), но и тогда, когда экспедитор выписывает свой собственный перевозочный документ, или когда экспедитор иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик). Однако экспедитор не считается ответственным в качестве перевозчика, если заказчик получил перевозочный документ, выписанный другим, нежели экспедитор, лицом, и если в течение разумного времени заказчик не доказал, что экспедитор, тем не менее, несет ответственность в качестве перевозчика.

10.2.2. Ответственность экспедитора, выступающего в качестве заказчика при предоставлении других услуг.

В отношении других услуг, не относящихся к перевозке грузов, таких как хранение, складирование, обработка, упаковка, рассылка грузов, а также дополнительных работ, связанных с перечисленными выше услугами, экспедитор несет ответственность в качестве заказчика в случаях:

— если эти услуги исполнялись им самим с использованием собственных средств или собственных служащих;

— если экспедитор, выразил четкое и прямое намерение взять на себя обязательство нести ответственность в качестве заказчика.

В этих обоих случаях ответственность экспедитора подтверждается выданным им документом и его подписью и печатью.

10.2.3. Экспедитор, действующий в качестве заказчика, является ответственным за действия и упущения третьей стороны, которую он нанял для выполнения договора перевозки или прочих услуг, в той же мере, в какой он был бы ответственен, если бы такие действия и упущения были сделаны им самим. При этом права и обязанности экспедитора подпадают под действие положений соответствующих нормативных актов, касающихся вида транспорта и вида услуг, на предоставление которых имеется четко выраженное согласие.

10.3. Во всех вышеперечисленных случаях экспедитор несет ответственность за действительный ущерб, нанесенный заказчику ненадлежащим исполнением поручения, если это произошло по его вине.

10.4. Экспедитор не несет ответственности:

за ценности или опасные грузы, если они не заявлены экспедитору во время заключения договора на экспедирование;

за убытки, проистекающие из-за несоблюдения сроков доставки, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме;

за прямые или косвенные убытки, понесенные в результате потери прибыли, рынка.

11. Оценка убытков

Стоимость грузов определяется в соответствии с действующей биржевой ценой на груз, если таковой цены нет, то в соответствии с текущей рыночной ценой; если нет ни биржевой, ни рыночной цены, то стоимость груза определяется путем ссылки на обычную стоимость груза такого же вида и качества.

12. Пределы ответственности экспедитора

12.1. За неисполнение или не надлежащее исполнение обязанностей по договору экспедирования экспедитор несет ответственность перед заказчиками по основаниям и в размере, определяемым в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

12.2. При работе с документами ФИАТА экспедитор не может нести ответственность за утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающей эквивалент 2 (двух) единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только большая сумма не востребована с заказчика, перед которым экспедитор является ответственным.

12.3. Если экспедитор является ответственным за убытки, связанные с задержкой в доставке груза, то такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей фактических убытков за эту задержку.

12.4. Несмотря на положения предыдущих статей, пределы ответственности экспедитора за любые утрату и ущерб не должны превышать в каждом конкретном случае суммы, установленной российскими нормативными актами, если только с заказчика экспедитора, перед которым этот экспедитор несет ответственность, не взыскана большая сумма.

12.5. Если груз не был доставлен получателю в течение 90 календарных дней после даты, когда этот груз должен был быть доставлен, заказчик может, если нет свидетельств противоположному, считать груз утраченным.

12.б. Если экспедитору не было вручено извещение об утрате груза или нанесенном грузу ущербе лицом, уполномоченным получить этот груз, в момент передачи ему груза, то такая передача является фактическим доказательством доставки груза в хорошем состоянии и в целостности. В тех случаях, когда утрата или ущерб не являются очевидными, признается то же самое правило фактической доставки груза, если в течение шести календарных дней, считая с даты получения груза, не поступило в письменном виде от получателя извещения об утрате груза или ущербе грузу.

12.7. В отношении всех других утрат и ущерба, проистекающих из услуг, оказанных экспедитором заказчику, или услуг, которые экспедитор обязался предоставить заказчику, претензии должны быть предъявлены экспедитору в письменном виде в течение 14 дней, считая со дня, когда заказчику стало известно, что возникла необходимость предъявить такую претензию.

Если в течение указанного времени претензия не была предъявлена экспедитору, то она считается не действительной и полностью отклоняется, за исключением случаев, когда заказчик докажет, что он по независящим от него причинам не мог предъявить эту претензию и что он предъявил ее как только появилась для этого разумная возможность.

13. Исковая давность

13.1. Экспедитор, если другое четко и прямо не оговорено, освобождается от ответственности по настоящим правилам по истечении девяти месяцев после доставки грузов или после даты, когда эти грузы должны считаться поставленными, или с даты, когда заказчик имел право считать грузы утерянными или не поставленными.

В отношении других убытков, кроме потери или порчи грузов, период в девять месяцев исчисляется с даты, когда установлено, что экспедитор не исполнил своих обязательств, и когда это неисполнение давало право предъявить экспедитору претензию.

14. Ответственность экспедитора за действия привлеченной им третьей стороны к исполнению договора на экспедирование.

14.1. Экспедитор несет ответственность за действия любой третьей стороны, привлеченной им к исполнению договора на экспедирование. При этом общая ответственность экспедитора и привлеченного участника исполнения экспедиторского договора не должна превышать пределов ответственности, относящейся к данному виду услуг в соответствии с четко выраженным соглашением между экспедитором и заказчиком или проистекающих из настоящих Генеральных условий.

15. Право залога

15.1. Экспедитор в любое время имеет, в рамках действующего законодательства, право залога на грузы и относящиеся к грузу документы на любую сумму, причитающуюся экспедитору от заказчика, включая расходы по складированию и хранению, а также в качестве компенсации всех понесенных экспедитором расходов.

15.2. Экспедитор может удерживать залог любым разумным способом, который по мнению экспедитора, подходит для этих цепей.

16. Права и обязанности заказчика

16.1. Заказчик имеет право требовать от экспедитора исполнения принятого поручения надлежащим образом с должным усердием, с тщательностью добросовестного предпринимателя, в установленный срок и в интересах заказчика.

16.2. Заказчик имеет право отозвать ранее выданное экспедитору поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

16.3. Заказчик принимает на себя все расходы и затраты, связанные с действиями экспедитора в интересах заказчика в непредвиденных обстоятельствах.

16.4. Заказчик обязан сообщить экспедитору всю необходимую для осуществления экспедирования информацию о грузе и своевременно предоставить в распоряжение экспедитора все документы, требуемые для выполнения поручения. Указать особые свойства груза, вследствие которых может быть нанесен вред другим грузам, людям, окружающей среде, а также обращать внимание на подверженность груза быстрой порче и разложению.

16.5. Заказчик гарантирует правильность и полноту представляемых экспедитору данных о грузе, передаваемом экспедитору, обращая особое внимание на свойства, касающиеся общей природы груза, ее маркировки, веса, объема, количества и, если требуется, на степень опасности груза.

16.6. Заказчик обязан возместить экспедитору все затраты и расходы, понесенные им в связи с исполнением поручения на экспедирование груза, за исключением случаев. указанных в пункте 10.1.1.

16.7. Заказчик обязан возместить экспедитору все предъявляемые ему иски, проистекающие из общей аварии, и предоставить по требованию экспедитора гарантии, обеспечивающие . удовлетворение таких исков.

16.8. Заказчик обязан уплатить экспедитору согласованное вознаграждение в соответствии с договором на экспедирование.

17. Ответственность заказчика

17.1. Заказчик несет перед экспедитором ответственность за все потери, убытки, расходы, затраты и официальные сборы, понесенные экспедитором в связи с неполной информацией или неточным поручением, переданным им экспедитору или любым лицом, действующим от его имени, или любому другому лицу, перед которым экспедитор может нести ответственность, о грузах, причинивших смерть или увечье человеку, ущерб собственности, вред окружающей среде или любой другой убыток.

17.2. Заказчик несет ответственность за простой транспортных средств под погрузкой или выгрузкой или в ожидании погрузки/выгрузки, вызванный неправомерными действиями или без действиями заказчика, а также несвоевременным приемом или вывозом грузов со складов экспедитора в размере штрафных санкций, предъявленных перевозчиком.

18. Претензия и иски

Если другое не предусмотрено, споры и разногласия между экспедитором и заказчиком, возникающие при исполнении договора или поручения на экспедирование, регулируются действующим российским законодательством и условиями конкретного договора на экспедирование.

19. Обязательность Генеральных условий

Генеральные условия имеют силу и применяются только в том случае, если они не противоречат положениям международных конвенций и российских законов, регулирующих экспедиторскую деятельность и экспедиторские услуги.

20. Настоящие Генеральные условия отменяют действие Общих условий деятельности российских международных экспедиторов от 18 апреля 1995г.

Ассоциация экспедиторов Российской Федерации 

Внимание! Документ не имеет юридической силы.

 

 

См. ПРОЕКТ Правил транспортно-экспедиционной деятельности, разработанный  Минтрансом РФ 25 ноября 2003 г. (Внимание. Данный документ не имеет юридической силы)

 

 

См. также статью «Транспортная экспедиция – борьба без правил «