Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (ПРОЕКТ)

97. Норма провоза багажа пассажира воздушным транспортом регламентируется массой багажа в килограммах , а при перевозке по некоторым международным воздушным линиям — также количеством мест багажа.

98. Перевозчик по просьбе пассажиров, имеющих общую цель поездки, подтвержденную документально, и следующих вместе по одному маршруту в один и тот же пункт назначения на одном воздушном судне (семья, делегация, туристическая группа, спортивная команда и т.п.), может применять к этим пассажирам и предоставлять групповую (суммарную) норму бесплатного провоза багажа.

99. Пассажир обязан информировать перевозчика или уполномоченного агента о багаже, масса и количество мест которого превышают установленную норму.

100. Пассажир обязан оплатить перевозку багажа, превышающего норму бесплатного провоза, по установленному перевозчиком тарифу, действующему на момент перевозки этого багажа.

Оплата перевозки багажа, вес которого превышает установленную перевозчиком норму, оформляется соответствующим документом (далее — квитанция для оплаты сверхнормативного багажа).

Квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, утерянная пассажиром, не восстанавливается, дубликат на нее не оформляется.

101. Квитанция для оплаты сверхнормативного багажа должна быть бланком строгой отчетности и состоять из купонов, выполненных по утвержденной форме. Квитанция может иметь контрольный купон и универсальный купон для оформления оплаты по платежной карточке, а также переднюю и заднюю обложки.

102. Пассажир имеет право уменьшить или, с согласия перевозчика, увеличить массу и количество мест перевозимого багажа.

103. Перевозчик имеет право ограничить перевозку или отказать пассажиру в перевозке багажа, масса которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза, если такая перевозка не была предварительно согласована с перевозчиком.

104. Если в пункте отправления пассажир предъявил к перевозке багаж по массе и количеству мест меньше, чем было предварительно забронировано и оплачено, разница в оплате между заявленной и фактической массой сверхнормативного багажа подлежит возврату в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок

Если пассажир предъявил к перевозке большее количество багажа, чем было предварительно согласовано с перевозчиком и оплачено, то такое количество багажа может быть принято к перевозке только при наличии на воздушном судне свободной провозной емкости и дополнительно оплачено пассажиром.

105. Пассажир при бронировании места на воздушном судне или приобретении билета обязан информировать перевозчика или уполномоченного агента о перевозке негабаритного багажа.

Негабаритный багаж принимается к перевозке при условии, что размеры загрузочных люков и багажно-грузовых отсеков воздушного судна позволяют производить его погрузку (выгрузку) на (из) воздушное судно и размещение на борту воздушного судна. Пассажир должен предусмотреть для такого багажа приспособления для его крепления на борту воздушного судна и перемещения к воздушному судну и от воздушного судна.

106. Перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке его багажа, если масса, количество мест, содержимое, размер или упаковка багажа не соответствуют требованиям настоящих Правил или установленных перевозчиком правил воздушных перевозок.

107. При необходимости перевозки сверхнормативного и (или) негабаритного багажа воздушными судами нескольких перевозчиков перевозчик, оформляющий перевозочные документы на этот багаж, должен получить согласие остальных перевозчиков на такую перевозку.

108. В качестве багажа пассажира могут перевозиться места массой не более 30 кг. Размер каждого места багажа не должен превышать 0,5х0,5х1,0 м.

109. С согласия перевозчика к перевозке могут быть приняты места багажа большей массы или большего размера, а также багаж пассажира, требующий особых мер предосторожности во время перевозки или особых условий его хранения (хрупкие и бьющиеся предметы, кино- и фотоаппаратура, теле- и видеоаппаратура, бытовая оргтехника, цветы, саженцы растений, живая зелень, ветки деревьев и кустарников, животные (домашние и дикие), птицы, пчелы, другая живность и т.п.), и который не может быть размещен в багажно-грузовом отсеке воздушного судна.

Багаж пассажира, требующий особых мер предосторожности при перевозке или хранении, который не может быть размещен в багажно-грузовом отсеке воздушного судна, с согласия перевозчика может быть перевезен в салоне воздушного судна.

110. Перевозка багажа в салоне воздушного судна оформляется и осуществляется по предварительному согласованию с перевозчиком. Пассажир обязан информировать перевозчика или уполномоченного агента о перевозке багажа в салоне воздушного судна при оформлении бронирования перевозки или приобретении билета и оплатить отдельное место для этого багажа.

Масса перевозимого в салоне багажа не должна превышать среднее значение массы пассажира, а габаритные размеры багажа должны позволять его размещение на отдельном пассажирском кресле.

Подъем багажа на борт воздушного судна и снятие его с борта воздушного судна, как правило, должны производиться пассажиром, перевозящим данный багаж.

Доставка багажа к борту воздушного судна и от воздушного судна производится перевозчиком или уполномоченным агентом.

111. Дипломатический багаж (почта), сопровождаемый дипкурьером, разрешается перевозить в салоне воздушного судна. Он оформляется как незарегистрированный багаж (ручная кладь) отдельно от личного багажа дипкурьера и может быть размещен на отдельном пассажирском кресле.

Масса перевозимого в салоне дипломатического багажа (почты) не должна превышать среднее значение массы пассажира, а габаритные размеры багажа должны позволять его размещение на отдельном пассажирском кресле.

Перевозка дипломатического багажа (почты) оплачивается в порядке, установленном перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

Перевозка дипломатического багажа (почты), сданного под ответственность перевозчика, производится в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

112. По желанию пассажира его багаж может быть оформлен к перевозке как несопровождаемый. Несопровождаемый багаж принимается к перевозке между теми же пунктами, между которыми следует пассажир.

Перевозка несопровождаемого багажа оформляется грузовой накладной и оплачивается как перевозка груза в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Если предусматривается перевозка багажа по международному маршруту, то пассажир должен оформить на перевозку этого багажа документы, предусмотренные актами компетентных органов соответствующих государств.

113. Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа:

предметы и вещества, воздушная перевозка которых запрещена законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также национальным законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;

предметы и вещества, которые по своей массе, размеру или другим характеристикам не могут быть приняты к перевозке в качестве багажа, определенные в установленных перевозчиком правилах воздушных перевозок.

114. В соответствии с Постановлением Правительства Российской от 30.07.94 № 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»* по условиям авиационной безопасности запрещается перевозить в ручной клади (незарегистрированном багаже) следующие предметы и вещества:

1) огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное и механическое оружие всех видов и его имитаторы, в том числе пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, ракетницы, стартовые пистолеты, арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, кортики, стилеты, ножи охотничьи, десантные, финские, штыки-ножи, ножи с выбрасывающимся клинком, с запирающимися замками и другое огнестрельное, газовое, пневматическое холодное и механическое оружие, электрошоковые устройства и их имитаторы, а также детали оружия;

2) хозяйственно-бытовые ножи, ножницы, рогатки, гарпуны, остроги, средства для безболезненного умерщвления животных, топоры, стрелы и дротики, кошки, ледорубы и пешни, бейсбольные биты, дубинки полицейские, ночные (светящиеся) и другие дубинки и жезлы, лыжные палки, коньки, биты для игры в софтбол, крокетные биты, клюшки для игры в гольф, хоккейные клюшки, клюшки для игры в лакросс, бильярдные кии, кии для игры в снукер и пул, средства рукопашного боя, включая кастеты, биты, цепы и нунчаки, кубатоны и кубасаунты, звездочки для метания (сурикены), а также любые другие колющие и (или) режущие предметы, которыми можно нанести телесные повреждения;

3) рабочие (строительные) инструменты, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, в том числе дрели, ножи для резки картона и ножи универсальные, все виды пил, отвертки, монтировки, молотки, плоскогубцы, гаечные ключи, а также огнетушители, газовые баллоны, паяльные и керосиновые лампы;

4) взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:

пороха всякие в любой упаковке и в любом количестве;

патроны к боевому, служебному и гражданскому огнестрельному оружию (в том числе малокалиберные);

патроны к газовому оружию;

капсюли (пистоны) охотничьи;

пиротехнические средства (сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные, бытовые петарды);

____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 49, ст. 4823

 

тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;

капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители (детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.);

5) сжатые и сжиженные газы:

газы для бытового пользования (бутан — пропан) и другие газы;

газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия;

6) легковоспламеняющиеся жидкости:

ацетон;

бензин;

пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;

метанол;

метилацетат (метиловый эфир);

сероуглерод;

эфиры;

этилцеллозольв;

все другие легковоспламеняющиеся жидкости;

7) воспламеняющиеся твердые вещества:

вещества, которые от действия на них воды выделяют тепло и горючие газы, что может вызвать самовоспламенение и пожар, в том числе калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и другие;

фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;

перекиси органические;

нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25% воды или растворителя;

нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25% спирта;

нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30% растворителя или 20% воды;

8) ядовитые, сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком, газообразном или твердом состоянии, упакованные в любую тару:

бруцин;

никотин;

стрихнин;

тетрагидрофурфуриловый спирт;

антифриз;

тормозная жидкость;

этиленгликоль;

ртуть;

все соли синильной кислоты и цианистые препараты;

циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и все другие ядовитые, сильнодействующие и отравляющие вещества;

9) едкие и коррозирующие вещества:

сильные неорганические кислоты (соляная, серная, азотная);

фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные органические и неорганические кислоты и коррозирующие вещества;

10) другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.

115. Подробный перечень изделий и веществ, которые ни пассажиры ни члены экипажа воздушного судна не должны перевозить в качестве ручной клади или зарегистрированного багажа, ни внутри такого багажа представлен в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, утвержденных советом ИКАО и изданных по его решению (Doc 9284-AN/905)(далее — ТИ ИКАО)*.

Положения указанных ТИ ИКАО в соответствии с частью 8 главы 1 не распространяются на некоторые изделия и вещества при их перевозке пассажирами или в транспортируемом перевозчиком багаже, который был отделен от своего владельца при транзите (например, утерянный или ошибочно засланный багаж), в том числе на:

алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5л в таре, предназначенной для розничной торговли. Общее количество нетто таких напитков на одно лицо составляет 5л;

нерадиоактивные лекарства или туалетные принадлежности, включая аэрозоли (лаки для волос, духи, одеколоны и медикаменты, содержащие спирт). Общее количество нетто всех таких изделий, перевозимых каждым лицом, не должно превышать 2 кг или 2 л, и количество нетто каждого отдельного изделия не должно превышать 0,5 кг или 0,5 л. (аэрозоли категории 2.2 ТИ

ИКАО, без какой-либо дополнительной опасности для использования в спортивных или бытовых целях допускаются к перевозке только в зарегистрированном багаже);

небольшие баллоны с углекислым газом для приведения в действие искусственных конечностей, а также запасные баллоны аналогичных размеров, если это необходимо для обеспечения необходимых запасов на время перевозки (только с разрешения перевозчика);

стимуляторы сердечной мышцы или другие устройства на радиоактивных изотопах, включая устройства с питанием от литиевых батарей, имплантированные в тело человека, или радиоактивные фармацевтические препараты, содержащиеся в теле человека как следствие лечения;

щипцы для каталитической завивки волос (в зарегистрированном багаже), содержащие углеводородный газ в количестве не более одних щипцов на одного пассажира и при условии, что нагревательный элемент имеет надежный защитный колпак. Газовые дозаправочные элементы для таких щипцов перевозить запрещается;

____________________________

* Внедрены в практику российской гражданской авиации согласно конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). В соответствии со Статьей 37 Конвенции российская Федерация выполняет требования международного стандарта, помещенного в Приложении 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху» Чикагской конвенции. ТИ ИКАО в соответствии с пунктом 1.4. содержит подробный технический материал, необходимый для дополнения общих положений приложения 18 с целью всеобщего свода международных положений.

 

один небольшой медицинский или клинический термометр, содержащий ртуть, предназначенный для личного использования, если он находится в защитном футляре.

116. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, в том числе патронов и специальных средств (далее — оружие), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством государств на территорию или с территории или через территорию, которых выполняется воздушная перевозка.

117. В соответствии с приказом МВД России и ФАС России от 30 ноября 1999 г. № 120/971 « Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета»* оружие пассажиров, имеющих право на его хранение и ношение, в обязательном порядке передается для временного хранения на период полета в аэропорту отправления и выдается пассажиру по окончании полета в аэропорту назначения.

Прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт воздушного судна в аэропорту назначения осуществляют уполномоченные сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта (далее — уполномоченное лицо).

При посадке (высадке) пассажиров на посадочных площадях, где отсутствуют службы авиационной безопасности, прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов ,доставку на борт воздушного судна и выдачу оружия осуществляет член экипажа, ответственный за сохранность и перевозку оружия.

Осмотр оружия и оформление документов на его перевозку должны производиться в специально отведенном помещении аэровокзала, оборудованном в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обустройству таких помещений органами внутренних дел.

Прием оружия к перевозке оформляется актом, составляемым в трех экземплярах, которые подписываются уполномоченным лицом и владельцем оружия.

Один из экземпляров акта выдается пассажиру в аэропорту отправления для предъявления в аэропорту назначения для получения оружия, переданного пассажиром для временного хранения на период полета.

При оформлении акта уполномоченное лицо обязано разъяснить пассажиру порядок получения оружия в аэропорту назначения.

По предъявлению пассажиром врученного ему в аэропорту отправления экземпляра акта и документа, удостоверяющего его личность, а также документа

_______________________

* Зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2000г., регистрационный №2200

 

на право ношения и хранения оружия, а в необходимых случаях — соответствующего разрешения на ввоз оружия на территорию Российской Федерации или вывоз оружия из Российской Федерации, оно выдается владельцу после расписки в этом экземпляре акта.

Невостребованное пассажиром оружие в аэропорту назначения сдается уполномоченным лицом в органы внутренних дел с оформлением соответствующих документов.

Сотрудниками Федеральной службы охраны Российской Федерации Государственной фельдъегерской службы при Правительстве Российской Федерации, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей, а также военнослужащими и сотрудниками других государственных и военизированных организаций, имеющими соответствующие командировочные предписания и осуществляющими сопровождение конвоируемых лиц, оружие для временного хранения на период полета не передается.

118. Масса оружия не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается в соответствии с тарифом, установленным перевозчиком, если иное не предусмотрено установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

119. В случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, пассажир несет ответственность за перевозку в багаже предметов, запрещенных к перевозке или сданных для перевозки без соблюдения требований и условий перевозки, установленных настоящими Правилами и установленных перевозчиком правилами воздушных перевозок.

120. Пассажиру не рекомендуется включать в свой зарегистрированный багаж хрупкие и скоропортящиеся предметы, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, компьютеры и другую оргтехнику, электронные средства связи, ценные бумаги и другие ценности, деловые документы, ключи и иные подобные предметы.

121. Перевозка животных и птиц воздушным транспортом в качестве багажа осуществляется в сопровождении пассажира при условии согласия перевозчика, а также разрешения стран прибытия или транзита при международных воздушных перевозках.

Пассажир обязан информировать перевозчика или уполномоченного агента о перевозке животных (птиц) при оформлении бронирования перевозки или приобретении билета.

Пассажир, сопровождающий животное (птицу) при перевозке воздушным транспортом, должен иметь и представить при регистрации билета действующие документы (свидетельства, сертификаты и др.) о здоровье животного (птицы), выданные государственными компетентными органами, другие документы, предусмотренные актами действующего законодательства, а также при международной воздушной перевозке международными договорами Российской Федерации и требуемые странами пролета или транзита.

Животное (птица) при перевозке воздушным транспортом должно быть помещено в упаковочный контейнер (клетку или корзину), достаточных размеров с доступом воздуха.

Дно контейнера (клетки или корзины) должно быть водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. Клетки птиц должны быть покрыты плотной светонепроницаемой тканью.

122. Масса животного (птицы), в том числе масса контейнера (клетки или корзины) и пищи, предназначенной для питания животного (птицы), не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается пассажиром в соответствии с тарифом, установленным перевозчиком.

123. Собаки-поводыри, сопровождающие пассажиров с отсутствием зрения (слуха), перевозятся в салоне воздушного судна бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря, при условии, что на такой собаке имеются ошейник и намордник и она находится привязанной у ног владельца.

124. Собаки, подготовленные для обнаружения взрывчатых и (или) наркотических веществ, могут перевозиться в салоне воздушного судна в сопровождении пассажира — кинолога в счет нормы бесплатного провоза багажа при предъявлении перевозчику или уполномоченному агенту в пункте регистрации билета документов, подтверждающих специальное обучение собаки, и командировочного удостоверения пассажира — кинолога. Такая собака должна иметь ошейник и намордник и находиться в салоне воздушного судна рядом с сопровождающим ее пассажиром.

125. Прием к перевозке животных (птиц) производится при условии, что пассажир берет на себя всю ответственность за них. Перевозчик не несет ответственность за ранение, потерю, болезнь или смерть животного (птицы), если перевозчику было отказано в их ввозе (или провозе) в (через) страну или территорию при международной воздушной перевозке.

126. Пассажир обязан соблюдать законные требования перевозчика и возместить ему в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, все убытки и дополнительные расходы, которые могут возникнуть в связи с перевозкой животного (птицы).

127. Вещи, перевозимые пассажиром в качестве багажа, должны быть упакованы.

Каждое сдаваемое в багаж место должно иметь отдельную упаковку.

Упаковка мест, сдаваемых пассажиром в багаж, должна обеспечивать сохранность содержимого багажа при обращении с ним во время его обслуживания и перевозки.

Багаж, в упаковке которого имеются острые торчащие предметы, а также багаж в неисправной упаковке к перевозке не допускается.

Рекомендуется, чтобы каждое место багажа имело идентифицируемую маркировку с именем и адресом пассажира.

128. Пассажир обязан получить свой зарегистрированный и (или) несопровождаемый багаж после предъявления его к выдаче перевозчиком в аэропорту (пункте) назначения, остановки или трансфера.

129. Зарегистрированный багаж выдается пассажиру или другому лицу, предъявившему багажную квитанцию и отрывной талон багажной бирки на каждое место багажа.

Перевозчик или уполномоченный агент не обязан проверять, действительно ли предъявитель багажной квитанции и отрывного талона багажной бирки имеет право на получение багажа, и не несет ответственность за ущерб или расходы, понесенные пассажиром, вызванные выдачей багажа без проведения такой проверки.

Если лицо, претендующее на получение багажа, не может предъявить багажную квитанцию и отрывной талон багажной бирки, перевозчик может выдать багаж такому лицу только при условии предъявления доказательств своих прав на этот багаж.

130. Несопровождаемый багаж выдается при предъявлении пассажиром грузовой накладной.

131. Выдача багажа производится в аэропорту, до которого багаж был принят к перевозке. Однако по просьбе пассажира багаж может быть выдан также в пункте отправления пассажира до начала его перевозки или в промежуточном пункте посадки, если выдача багажа в этих пунктах не запрещена установленными правилами и если время и обстоятельства позволяют осуществить выдачу.

В случае выдачи багажа в пункте отправления или в промежуточном пункте посадки все ранее уплаченные перевозчику в связи с перевозкой этого багажа суммы могут быть возвращены только с согласия перевозчика.

132. Багаж пассажира в аэропорту назначения может храниться бесплатно в пределах срока, установленного перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

За хранение багажа сверх бесплатного срока хранения с пассажира — владельца багажа взимается плата, установленная перевозчиком.

Хранение багажа, не доставленного в аэропорт назначения в сроки в соответствии с перевозочным документом пассажира по вине перевозчика, производится за счет перевозчика.

Хранение багажа, не полученного пассажиром в аэропорту назначения в сроки, установленные перевозчиком для бесплатного хранения багажа, производится за счет пассажира.

133. Багаж пассажира, на котором отсутствует багажная бирка и владелец которого не установлен, считаются без документным багажом.

134. Багаж пассажира, невостребованный пассажиром в срок, установленный перевозчиком, в том числе и бездокументный багаж, реализуется перевозчиком в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.

Перевозчик или уполномоченный агент обязан в течение установленного срока хранения, до реализации багажа как невостребованного принять меры к розыску пассажира — владельца багажа.

135. Ручная кладь, оставленная или забытая пассажиром на борту воздушного судна, хранится в аэропорту назначения в течение времени и на условиях хранения невостребованного багажа.

136. Если пассажир после прибытия в пункт назначения, остановки или трансфера не получил свой багаж и письменно заявил об этом, перевозчик или уполномоченный агент должен принять все необходимые меры к розыску багажа.

При этом пассажир должен предъявить багажную квитанцию и отрывной талон номерной багажной бирки.

В случае невыдачи багажа пассажиру по вине перевозчика багаж, перевозка которого была оплачена пассажиром по правилам, установленным перевозчиком, досылается в пункт назначения, остановки или трансфера за счет перевозчика.

137. Багаж может быть сдан пассажиром к перевозке с объявленной ценностью. Порядок перевозки багажа с объявленной ценностью устанавливается перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

Все вещи, принимаемые к перевозке в качестве багажа с объявленной ценностью, должны быть в исправной упаковке.

Пассажир имеет право объявить ценность своего багажа как в пункте отправления, так и в любом промежуточном пункте по маршруту перевозки. Пассажир имеет право увеличить размер ранее объявленной ценности багажа в соответствии с порядком, установленным перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

За воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки.

Плата за объявленную ценность багажа осуществляется в пункте, где эта ценность объявляется, и удостоверяется квитанцией (ордером) разных сборов с указанием пунктов маршрута перевозки, между которыми объявлена ценность багажа.

 

V. Воздушная перевозка грузов

138. Воздушная перевозка грузов осуществляется в соответствии с договором воздушной перевозки между перевозчиком и грузоотправителем и удостоверяется грузовой накладной.

139. Воздушная перевозка грузов осуществляется пассажирскими и грузовыми воздушными судами, выполняющими внутренние и международные воздушные перевозки.

Воздушная перевозка грузов пассажирскими воздушными судами производится в порядке их дозагрузки.

140. Перевозчик принимает к перевозке грузы, характер упаковки и свойства которых должны позволять осуществлять их безопасную перевозку. К перевозке принимаются также некоторые виды особых грузов (скоропортящиеся и опасные грузы, живность и другие), а также тяжеловесные — негабаритные грузы, которые требуют особых условий при их перемещении воздушным транспортом.

Условия перевозки грузов не должны изменять химических, физических и иных их свойств, которые могут привести к порче или к повышению степени опасности в период перевозки этих грузов.

Габариты груза ограничиваются размерами загрузочных люков и багажных грузовых отсеков.

Масса перевозимого груза ограничивается допустимой предельной коммерческой загрузкой используемых воздушных судов.

141. Перевозка груза, а также несопровождаемого багажа осуществляется после оформления перевозчиком или уполномоченным агентом грузовой накладной.

142. Грузовая накладная должна иметь три оригинальных экземпляра:

один экземпляр остается в аэропорту отправления;

второй экземпляр следует с грузом и передается грузополучателю после выполнения воздушной перевозки груза;

третий экземпляр передается грузоотправителю после принятия груза к воздушной перевозке.

Грузовая накладная может иметь также до пяти экземпляров копий, предназначенных для использования перевозчиком, на каждой из которых должен быть виден номер грузовой накладной и должна иметься надпись о том, что эта копия грузовой накладной.

143. В грузовой накладной рекомендуется отражать, например, сведения об условиях договора воздушной перевозки груза, по ограничению ответственности перевозчика в соответствии с действующим законодательством и другую информацию, касающуюся этой перевозки.

Типографские тексты на лицевой стороне бланка грузовой накладной, а также условий договора и другой информации, представленной на грузовой накладной, используемой при внутренней воздушной перевозке, рекомендуется выполнять на русском языке, а при международной воздушной перевозке на русском и английском языках.

144. Грузовая накладная выдается грузоотправителю только после оплаты стоимости перевозки по тарифу.

145. Груз принимается к перевозке на следующих условиях:

габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку) на (из) воздушное судно, его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление;

при предоставлении грузоотправителем необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством, другими нормативными документами в области гражданской авиации, а также настоящими Правилами и правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, и договором воздушной перевозки груза;

груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, на котором он перевозится, а также для багажа и другого груза, перевозимого совместно с ним;

груз должен иметь исправную тару и внешнюю упаковку, обеспечивающую возможность его надежной швартовки на борту воздушного судна и сохранность при перевозке;

Тара или внешняя упаковка груза должна иметь чистую поверхность, не иметь заостренных углов, выступов, что может привести к повреждению или загрязнению воздушного судна и его оборудования, а также перевозимого совместного с ним другого груза.

146. Тара или упаковка груза, сдаваемого к воздушной перевозке с объявленной ценностью (за исключением личного имущества физических лиц), должна быть опломбирована в установленном порядке грузоотправителем. Пломбы должны иметь ясные оттиски цифровых или буквенных знаков.

В грузовой накладной делается отметка о проведенном пломбировании груза, указываются наименование (обозначение) пломб грузоотправителя и объявленная ценность.

147. Перевозчик имеет право отказать в приеме и перевозке груза, если тара и (или) упаковка не обеспечивают его сохранность.

Без упаковки по согласованию с перевозчиком может перевозиться тяжеловесный и (или) негабаритный груз, если это разрешено техническими условиями его транспортировки.

148. Упаковка каждого грузового места должна иметь текст, условные обозначения и рисунки (далее — транспортную маркировку), а опасный и другой груз, требующий специальных условий перевозки (скоропортящийся, живность и т. п.), — специальную маркировку. Транспортная маркировка, за исключением надписи, выполненной перевозчиком или уполномоченным агентом, наносится грузоотправителем до предъявления груза к воздушной перевозке.

149. Транспортная маркировка должна содержать основные, дополнительные, а в случае необходимости — информационные надписи и манипуляционные знаки, а также изображения, указывающие на способы обращения с грузом.

150. Грузы, требующие особых условий при их перевозке воздушным транспортом и другие (скоропортящиеся и опасные грузы, животные (птица), принимаются к перевозке, если они допущены к перевозке законодательством Российской Федерации, а также национальным законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, а также настоящими Правилами и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

151. Легковесный и тяжеловесный грузы, а также негабаритный груз может быть принят к воздушной перевозке в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

152. Перевозчик или уполномоченный агент при приеме груза к перевозке обязан произвести взвешивание груза в присутствии грузоотправителя и указать фактическую массу груза в грузовой накладной.

При приеме легковесного груза перевозчик или уполномоченный агент должен определить его объем для размещения на воздушном судне.

153. При приеме к перевозке крупногабаритного и (или) другого негабаритного груза допускается руководствоваться весовыми характеристиками груза, представленными в технической документации грузоотправителя, о чем указывается в грузовой накладной.

Грузоотправитель отвечает за достоверность представленной информации о массе крупногабаритного и другого негабаритного груза в соответствии с действующим законодательством.

154. Груз считается негабаритным, если размеры его одного места превышают габаритные размеры загрузочных люков и грузовых отсеков пассажирских воздушных судов.

155. Максимально допустимая к перевозке масса одного места тяжеловесного груза зависит от максимально допустимой удельной нагрузки на пол воздушного судна

Тяжеловесный и негабаритный груз должен быть загружен таким образом, чтобы не повредить конструкцию воздушного судна и другой груз, перевозимый совместно с тяжеловесным (негабаритным) грузом.

156. Скоропортящийся груз принимается к перевозке при предъявлении грузоотправителем документов (свидетельств, удостоверений или сертификатов), подтверждающих, что груз при его перемещении в предусмотренные сроки перевозки не потеряет своих качеств.

Документы, подтверждающие качество скоропортящегося груза, должны быть выданы компетентным органом и предъявлены грузоотправителем отдельно на каждую грузовую отправку.

Прием к перевозке скоропортящегося груза без документов, подтверждающих качество груза, не производится.

Перевозчик вправе отказать в перевозке скоропортящегося груза, если он не может обеспечить его доставку в сроки, в течение которых груз не потеряет своих качеств.

157. Животные, птицы, звери, пчелы, рыбы и т.п. (далее — живность) принимаются к перевозке при предъявлении грузоотправителем ветеринарных разрешений, а в необходимых случаях — и разрешений карантинных служб.

Перевозчик при приеме к перевозке живности в качестве груза может потребовать, чтобы грузоотправитель поместил ее прочную тару (контейнеры, транспортные клетки и т.п.), обеспечивающую необходимые удобства при перевозке, безопасность и соблюдение санитарных требований.

Перевозка живности производится, как правило, с сопровождающим этого груза, выделенного грузоотправителем или грузополучателем.

Сопровождающий груза живности должен иметь необходимые медицинские и технические средства (ветеринарную аптечку, спецодежду, подстилочные и крепежные материалы, инвентарь и т.п. ), а также питье и питание, осуществлять уход за ней и кормление, а также при перевозке обеспечивать безопасность членов экипажа и других окружающих.

Перевозка некоторых видов живности в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушной перевозки разрешается без сопровождающих.

158. В соответствии со статьей 113 Воздушного кодекса воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легко- воспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

159. Перечень опасных предметов и веществ, в котором перечислены наиболее часто перевозимые воздушным транспортом опасные грузы, общие требования по упаковыванию и конкретные инструкции по упаковыванию опасных грузов, обязанности грузоотправителя и эксплуатанта, а также другие сведения, касающиеся безопасной перевозки опасных грузов по воздуху, представлены в ТИ ИКАО.

160. Персонал перевозчика или уполномоченного агента с целью предотвращения погрузки недекларированных опасных грузов на воздушное судно в качестве смешанного груза при приеме грузов должен требовать от грузоотправителей подтверждение в отношении содержимого любого грузового места в том случае, когда возникает подозрение, что это место может содержать опасные грузы.

161. К перевозке воздушным транспортом принимаются человеческие останки в гробах, урны с прахом, а также останки животных в ящиках при обеспечении требований санитарных норм.

К перевозке воздушным транспортом принимаются:

металлические или обшитые листовым металлом деревянные гробы (ящики для животных), тщательно запаянные, вложенные в деревянные ящики, свободное пространство между металлическим гробом и деревянным ящиком должно быть засыпано опилками, углем, торфом или известью;

урны с прахом — в ящиках, оббитых плотной тканью.

Гробы с покойниками, как правило, должны перевозиться с сопровождающим.

162. Перевозка воздушным транспортом человеческих останков осуществляется при условии предъявления грузоотправителем свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа, и справки органов здравоохранения об отсутствии препятствий к перевозке человеческих останков.

Перевозка останков животных также должна осуществляться при условии предъявления грузоотправителем необходимых документов.

163. Перевозка гробов с покойниками, а также ящиков с останками животных на пассажирских воздушных судах допускается, если имеются изолированные от пассажиров багажно-грузовые помещения.

  Перевозка гробов с покойниками, а также ящиков с останками животных в одном салоне совместно с пассажирами запрещается.

  Погрузка гробов с покойниками (ящиков с останками животных) в пассажирских воздушных судах производится до посадки пассажиров, выгрузка их в аэропорту назначения производится после высадки пассажиров и выгрузки багажа.

164. Проведение официальных проводов, встреч и обрядов при погрузке и выгрузке из воздушного судна гробов с покойниками запрещается.

165. Перевозчик или уполномоченный агент при приеме груза, который в соответствии с договором воздушной перевозки перегружается в каком — либо аэропорту с воздушного судна, выполняющего один рейс, на воздушное судно, выполняющее другой рейс, по маршруту воздушной перевозки (далее — трансферный груз) оформляет грузовую накладную с указанием в ней аэропортов трансфера.

Перевозчик должен доставить трансферный груз в аэропорт где будет осуществляться его перегрузка на другое воздушное судно за такой срок до вылета этого воздушного судна, выполняющего рейс, чтобы можно было выполнить все административные формальности и процедуры по передаче груза с одного воздушного судна на другое.

Трансферный груз, прибывший в аэропорт, где происходит его перегрузка с одного воздушного судна на другое, в упаковке, не обеспечивающей его сохранность для дальнейшей перевозки, должен быть переупакован перевозчиком, передающим груз. Дальнейшая перевозка трансферного груза производится после устранения неисправности упаковки и переоформления грузовой накладной на груз по фактической массе с оформлением соответствующего акта, прилагаемого к перевозочному документу.

166. Международная воздушная перевозка трансферного груза производится с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также национальным законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется такая перевозка.

167. Погрузка груза в воздушное судно и выгрузка его из воздушного судна производится, как правило, перевозчиком или уполномоченным агентом в порядке, предусмотренном договором воздушной перевозки груза, с соблюдением положений настоящих Правил и установленных перевозчиком правил воздушной перевозки. В отдельных случаях перевозчик по согласованию со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации имеет право принять груз к перевозке на условиях его погрузки (выгрузки) в (из) воздушное судно силами и средствами грузоотправителя либо грузополучателя. Погрузка и выгрузка груза силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) производится по указанию и под контролем перевозчика или уполномоченного агента.

168. Перевозчик имеет право потребовать от грузоотправителя (грузополучателя) для погрузки (выгрузки) негабаритного и тяжеловесного груза необходимые приспособления, оборудование и крепежные материалы.

169. Перевозка груза считается выполненной после выдачи груза грузополучателю в соответствии с условиями, указанными в договоре воздушной перевозки груза.

170. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза не позднее чем через 12 часов с момента прибытия груза в аэропорт назначения, а опасного, скоропортящегося груза и живности — не позднее чем через 3 часа с момента прибытия груза, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

171. Перевозчик или уполномоченный агент обязан обеспечить надлежащее хранение прибывшего в аэропорт назначения груза до выдачи его грузополучателю в течение установленных сроков хранения. Сроки, порядок хранения и взимание платы за хранение груза определяются согласно установленным перевозчиком правилам воздушной перевозки.

172. В соответствии со статьей 111 Воздушного кодекса грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Выдача груза производится в аэропорту назначения грузополучателю, указанному в грузовой накладной или уполномоченному им лицу в соответствии с предъявленной доверенностью, оформленной в установленном порядке.

При выдаче груза перевозчик по требованию грузополучателя обязан проверить количество мест и массу прибывшего груза и указать эту массу в грузовой накладной.

173. При обнаружении повреждений тары или упаковки, пломб грузоотправителя, могущих повлиять на состояние груза, перевозчик обязан при участии грузополучателя вскрыть и проверить груз поврежденных мест по упаковочным листам и документам грузоотправителя.

174. Грузоотправитель имеет право отказаться от воздушной перевозки в случаях:

неотправки груза в срок, указанный в договоре воздушной перевозки груза;

выполнения воздушным судном, осуществляющим перевозку груза, посадки в аэропорту, не предусмотренном договором воздушной перевозки груза, которое повлекло нарушение условий договора воздушной перевозки, за исключением случаев посадки, вынужденных обстоятельствами непреодолимой силы;

дополнительной задержки в перевозке груза в аэропорту трансфера более срока, указанного в договоре воздушной перевозки груза;

отказа перевозчика передать груз для перевозки другому перевозчику в случае невозможности выполнить перевозку в аэропорт назначения согласно договору воздушной перевозки;

перевозки груза в аэропорт, не являющийся аэропортом назначения согласно грузовой накладной.

175. В соответствии со статьей 110 Воздушного кодекса грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном настоящими Правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю.

176. В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Воздушного кодекса если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, установленный перевозчиком в правилах воздушной перевозки или договором воздушной перевозки груза, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.

Груз, не полученный в течение 10 дней по истечении срока его доставки в аэропорт назначения или в течение срока, предусмотренного установленными перевозчиком правилами воздушной перевозки или договором воздушной перевозки груза, считается невостребованным и реализуется в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

177. Груз, поступивший в аэропорт назначения без документов и (или) без транспортной маркировки, хранится в аэропорту назначения до выяснения его принадлежности. Перевозчик или уполномоченный агент обязан принять необходимые меры для установления принадлежности груза и передачи его грузоотправителю (грузополучателю).

Перевозчик или уполномоченный агент обязан информировать грузоотправителя о своем решении реализовывать груз, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

 

VI. Административные формальности

178. На прибывающих в Российскую Федерацию, убывающих из Российской Федерации и следующих транзитом с посадкой на территории Российской Федерации пассажиров, а также багаж и груз, ввозимый в Российскую Федерацию и вывозимый из Российской Федерации, распространяется действие пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного контроля (далее — административные формальности), устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

179. Пассажир, грузоотправитель (грузополучатель) обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации и международные договора Российской Федерации, а также национальное законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающаяся выполнения требований по обеспечению авиационной безопасности административных формальностей, а также валютного и других видов контроля.

180. Пассажир, грузоотправитель (грузополучатель) обязаны предъявлять в пунктах пропуска через государственную границу въездные, выездные, медицинские и другие документы, установленные государственными компетентными органами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется воздушная перевозка пассажира, багажа и груза.

181. Перевозчику или уполномоченному агенту в сотрудничестве с государственным компетентным органом следует стремиться к тому, чтобы при международных воздушных перевозках общая продолжительность выполнения требуемых формальностей, связанных с вылетом, не превышали в совокупности 60 минут для всех пассажиров, подлежащих обычному оформлению, рассчитывая это время от момента прибытия пассажира в первый пункт оформления в аэропорту. Требуемые формальности, связанные с убытком, подлежащие выполнению в течении рекомендуемых 60 минут, включают производимую регистрацию, применение мер авиационной безопасности и, где это применимо, взимание аэропортовых и других сборов и принятие мер пограничного, таможенного и других видов контроля.

182. Перевозчику или уполномоченному агенту в сотрудничестве с государственным компетентным органом следует стремиться обеспечивать оформление в течение не более сорока пяти (45) минут после высадки с борта воздушного судна всех пассажиров, подлежащих обычной проверке, независимо от вместимости воздушного судна и времени прибытия по расписанию.

183. Перевозчик или уполномоченный агент по согласованию с государственным компетентным органом за счет создания зон транзита или каким-либо иным образом создает условия для того, чтобы пассажиры и их багаж, прибывающие из одного государства в аэропорт Российской Федерации и в тот же день убывающие из этого же аэропорта на воздушном судне, выполняющим тот же или другой рейс в третье государство, могли временно оставаться в аэропорту прибытия без прохождения формальностей пограничного контроля, требуемых при въезде в Российскую Федерацию как государство транзита.

184. Перевозчик или уполномоченный агент во взаимодействии с государственными компетентными органами принимает меры к тому, чтобы международным транзитным пассажирам, неожиданно задерживающимся на ночь в связи с аннулированием или задержкой рейса, разрешалось покидать аэропорт с целью размещения.

185. Перевозчик или уполномоченный агент по согласованию с государственными компетентными органами имеет право направлять засланный багаж в место нахождения его владельца без возложения на себя ответственности за выплату неустоек, штрафов, импортных пошлин и налогов, связанных с засылкой багажа.

186. Перевозчик или уполномоченный агент по согласованию с государственными компетентными органами разрешается прямая передача багажа в одном и том же аэропорту с одного международного рейса на другой без проверки, за исключением случаев, обусловленных мерами авиационной безопасности или другими необходимыми мерами контроля. В тех случаях, когда прямая передача не может быть осуществлена, принимаются меры к временному хранению такого багажа под тщательным наблюдением в соответствующем месте.

187. Перевозчику или уполномоченному агенту по согласованию с государственными компетентными органами разрешается предъявлять неопознанный, невостребованный или засланный багаж для таможенной очистки в соответствующем пункте назначения от имени его владельца и доставлять такой багаж владельцу. В соответствии с условиями, установленными государственными компетентными органами, перевозчику или его уполномоченному агенту разрешается вскрывать такой багаж при необходимости для установления его владельца.

188. Перевозчик или уполномоченный агент освобождается от обязанности сохранять багаж, еще не прошедший очистку государственных компетентных органов, и от ответственности за уплату импортных пошлин и налогов, взыскиваемых с указанного багажа, когда этот багаж поступает в распоряжение таможенных органов и находится под их исключительным контролем.

189. Перевозчик или уполномоченный агент несет ответственность за охрану и опеку пассажиров до тех пор, пока они не будут приняты к проверке сотрудникам контрольных органов на предмет допуска их в Российскую Федерацию. Ответственность перевозчика или его уполномоченного агента включает охрану пассажиров на пути следования от воздушного судна до здания аэровокзала, а также в транзитной зоне аэровокзала.

190. Государственные компетентные органы обеспечивают изъятие сфабрикованных поддельных или фальшивых проездных документов у пассажиров без права на въезд, а также проездных документов у пассажира без права на въезд , выдающего себя за законного обладателя проездного документа.

191. Пассажир, которому отказано в праве на въезд, вновь передается под ответственность либо перевозчика, который перевозил его непосредственно в последний пункт назначения, либо в зависимости от обстоятельств, под ответственность одного из перевозчиков, который перевозил его в один из пунктов транзита.

192. Пассажир, которому отказано в праве на въезд, вновь передается под ответственность перевозчика, который отвечает за незамедлительную его отправку или в пункт, где указанный пассажир начал свою поездку или в любое другое место, куда въезд указанному пассажиру разрешен.

193. В тех случаях, когда какому-либо пассажиру отказано в праве на въезд в Российскую Федерацию и он передается под ответственность перевозчика, для отправления с территории Российской Федерации, перевозчик не лишается права взыскать с этого пассажира в установленном порядке все транспортные расходы, связанные с отказом в праве на въезд.

194. Обязательство перевозчика отправить какого-либо пассажира с территории Российской Федерации прекращается в тот момент, когда этот пассажир на законном основании допущен для въезда в Российскую Федерацию.

 

VII. Расторжение договора воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов

195. В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Воздушного кодекса перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках — также правил, определенных соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также выполнения пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса;

7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к перевозке предметов или веществ.

В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса.

В случае, предусмотренным подпунктом 6 в пункте 1 статьи 107 Воздушного кодекса, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается.

196. При невыполнении воздушной перевозки груза по вине перевозчика или при отказе пассажира от перевозки или грузоотправителя от отправки груза перевозчик или уполномоченный агент обязан возвратить суммы по неиспользованным перевозочным документам, а также квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции (ордера) разных сборов.

Возврат сумм производится в соответствии с положениями настоящих Правил, правил формирования и применения тарифов и установленных перевозчиком правил воздушных перевозок.

Возврат сумм производится в пункте приобретения этих документов, если иное не предусмотрено установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Возврат сумм по неиспользованным перевозочным документам производится в пределах общего периода действия этих документов.

Возврат сумм по неиспользованным квитанциям для оплаты сверхнормативного багажа и квитанции (ордера) разных сборов производится:

в пределах общего периода действия перевозочных документов, если этот возврат осуществляется одновременно с возвратом сумм за неиспользованные перевозочные документы;

в сроки, установленные перевозчиком в правилах воздушных перевозок, если этот возврат осуществляется без предъявления перевозочных документов.

Возврат сумм по утерянным перевозочным документам, квитанциям для оплаты сверхнормативного багажа, квитанциям (ордерам) разных сборов не производится.

 

VIII. Ответственность перевозчика, пассажира и грузоотправителя

197. В соответствии со статьей 116 Воздушного кодекса перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Перевозчик, пассажир, грузоотправитель и грузополучатель за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

198. Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед пассажиром воздушного судна и грузоотправителем несет перевозчик, фактически выполняющий перевозку.

199. В соответствии со статьей 117 Воздушного кодекса ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определяется международными договорами Российской Федерации.

200. В соответствии со статьей 118 Воздушного кодекса перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

201. В соответствии со статьей 119 Воздушного кодекса за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

202. В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

203. В соответствии со статьей 121 Воздушного кодекса грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

204. В соответствии со статьей 123 Воздушного кодекса перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами Российской Федерации.

205. В соответствии с пунктом 4 статьи 129 Воздушного кодекса имущественную ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный имуществу третьих лиц, находящемуся на воздушном судне, несет владелец воздушного судна в соответствии с Воздушным кодексом, при этом он имеет право обратного требования (регресса) к виновному в соответствии с пунктом 1 статьи 129 Воздушного кодекса.

206. В соответствии со статьей 130 Воздушного кодекса за вред, причиненный жизни, или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

IX. Порядок предъявления требований, претензий и исков

207. В соответствии со статьей 124 Воздушного кодекса по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт.

Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.

Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств:

1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;

2) повреждение (порча) груза;

3) недостача или повреждение (порча) багажа;

4) обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия.

В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

208. В соответствии со статьей 125 Воздушного кодекса право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:

1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;

в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир.

Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:

1) в случае утраты груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;

3) в случае просрочки доставки груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;

4) страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

209. В соответствии со статьей 126 Воздушного кодекса претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки его доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза;

2) о возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

210. В соответствии со статьей 127 Воздушного кодекса в случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной в форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

В случае утраты багажа, груза претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.