Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (ПРОЕКТ)

В соответствии с решением Совета по совершенствованию воздушного законодательства при ГСГА Минтранса России от 16 февраля 2004 г.

предлагаем к рассмотрению проект Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов".

Организационно-экспертный комитет Совета ждет замечания и предложения по предложенному проекту от всех заинтересованных лиц до 1 марта 2004 г.

Замечания и предложения направлять в адрес Управления государственного нормативного регулирования деятельности гражданской авиации, E-mail: priemnaya_tarasova@scaa.ru.

Организационно-экспертный комитет Совета

 

См.

Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 Об утверждении Федеральных авиационных правил Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей

 

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минтранса России

т____________№________

 

Федеральные авиационные правила

«Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов»

(ПРОЕКТ)

 

I. Общие положения

II. Условия воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов

III. Воздушная перевозка пассажиров

IV. Воздушная перевозка багажа

V. Воздушная перевозка грузов

VI. Административные формальности

VII. Расторжение договора воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов

VIII. Ответственность перевозчика, пассажира и грузоотправителя

IX. Порядок предъявления требований, претензий и исков

X. Страхование ответственности

 

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов» (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 102 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный Кодекс Российской Федерации»*.

Правила устанавливают общие условия воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов, которые должны соблюдаться при заключении и исполнении договора воздушной перевозки пассажира и договора воздушной перевозки груза.

Правила устанавливают обязанности и права перевозчика, других лиц, участвующих в обслуживании воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Настоящие Правила применяются при осуществлении перевозчиком внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также при обеспечении этих перевозок по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 102 Воздушного кодекса перевозчик вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов регулируется другими нормативными актами, если они не противоречат положениям настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

Авиационная безопасность — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (статья 83 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее — Воздушный кодекс);

Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников; (статья 40 Воздушного кодекса);

Аэропорт международный — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль (статья 40 Воздушного кодекса);

________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383

 

Багаж — личные вещи пассажира или экипажа, перевозимые на борту воздушного судна по соглашению с эксплуатантом (приложение 9 «Стандарты и рекомендуемая практика. Упрощение формальностей» к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция, 1994 г.) (далее — приложение 9 к Чикагской конвенции)*.

Внешняя упаковка — тара, используемая одним грузоотправителем с целью объединения одного или нескольких грузовых мест и образования единой обрабатываемой единицы для удобства обработки и хранения (приложение 18 к Чикагской конвенции).

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации (статья 101 Воздушного кодекса);

Выгрузка — удаление грузов, почты, багажа и бортприпасов с борта воздушного судна после его приземления (приложение 9 к Чикагской конвенции).

Груз — любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортприпасов и сопровождаемого или неправильно засланного багажа (приложение 9 к Чикагской конвенции).

Грузовая отправка — одно или несколько мест с опасным грузом, принятых эксплуатантом от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и перевозимых одному грузополучателю в один пункт назначения (приложение 18 к Чикагской конвенции).

Грузовое место — конечный продукт операций по упаковыванию груза, состоящий из упаковочного комплекта и его содержимого, подготовленного в перевозке (приложение 18 к Чикагской конвенции).

Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) — договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов (статья 104 Воздушного кодекса);

Засланный багаж — багаж, преднамеренно или по невнимательности отделенный от пассажира или экипажа (приложение 9 к Чикагской конвенции).

Зона прямого транзита — выделенная в международном аэропорту с разрешения соответствующих государственных полномочных органов специальная зона, находящаяся под их непосредственным контролем и предназначенная для кратковременной остановки и загрузки воздушных судов, следующих транзитом через территорию данного Договаривающегося государства (приложение 9 к Чикагской конвенции)

_______

* Обязательства по выполнению положений Чикагской конвенции Российская Федерация приняла на себя в 1991 г., уведомив ООН о правоприемственности Россией всех прав и обязательств в рамках ООН и его специализированных организаций, в том числе ИКАО, бывшего СССР после его распада (Чикагская конвенция имеет 18 приложений).

 

Инвалид — любое лицо, чья способность передвигаться при пользовании транспортом ограничена в силу физических недостатков (функциональные нарушения органов чувств или движения), умственной отсталости, возраста, заболевания или по любой другой причине, вызванной функциональными расстройствами, и чье положение требует особого внимания и адаптации к потребностям такого лица видов обслуживания, предоставляемых всем пассажирам (приложение 9 к Чикагской конвенции).

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

— соответственно на территории двух государств;

— на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (статья 101 Воздушного кодекса);

Невостребованный багаж — багаж, который прибыл в аэропорт и не был получен или востребован пассажиром (приложение 9 к Чикагской конвенции).

Неопознанный багаж — багаж, который прибыл в аэропорт с багажной биркой или без багажной бирки и не был получен или востребован пассажиром (приложение 9 к Чикагской конвенции).

Несопровождаемый багаж — багаж, который перевозится как груз на другом или на том же воздушном судне, на котором находится лицо, являющееся его владельцем (приложение 9 к Чикагской конвенции).

Опасные грузы — изделия или вещества, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов в технических инструкциях или классифицируются в соответствии с этими инструкциями (приложение 18 к Чикагской конвенции).

Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на основании договоров воздушной перевозки (статья 100 Воздушного кодекса);

Погрузка — процесс помещения грузов, почты, багажа и бортприпасов на борт воздушного судна для перевозки определенным рейсом (приложение 9 к Чикагской конвенции);

Посадка (в воздушное судно) — вступление лиц на борт воздушного судна с целью совершения полета, за исключением членов экипажа и пассажиров, которые были взяты на борт на предыдущем этапе данного прямого рейса (приложение 9 к Чикагской конвенции);

Посадочная площадка — участок земли, водной или иной поверхности, пригодной для взлета и посадки воздушных судов (федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утверждены Приказом Минобороны России, Минтранса России и Росавиакосмоса от 31.03.2002 № 136/ 42/ 51, зарегистрированы в Минюсте России 24.07.2002, регистрационный № 3615);

Прямой рейс — вид полета воздушного судна, когда весь рейс от пункта отправления до пункта назначения через любые промежуточные пункты указывается эксплуатантом одним и тем же обозначением (приложение 9 к Чикагской конвенции);

Упаковочный комплект — емкости и любые другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции емкости по удержанию содержимого;

Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса).

3. При международных воздушных перевозках пассажиров, багажа и грузов, выполняемых в соответствии с настоящими Правилами, применяется законодательство той страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки.

Если какие-либо положения, указанные в настоящих Правилах или в перевозочном документе, окажутся в противоречии с законодательством соответствующей страны и не могут быть изменены соглашением сторон договора воздушной перевозки, то такие положения остаются в силе только в той мере, в какой они не противоречат указанному законодательству. При этом недействительность какого-либо положения настоящих Правил не отменяет действие других положений настоящих Правил.

4. При воздушной перевозке пассажиров и багажа применяются правила, которые действуют в день отправления пассажира из аэропорта, из которого начинается или продолжается воздушная перевозка в соответствии с договором воздушной перевозки (далее — аэропорт отправления).

При воздушной перевозке груза применяются правила, которые действуют в день выдачи грузоотправителю грузовой накладной.

5. Перевозка пассажиров и багажа, осуществляемая перевозчиками разных видов транспорта по одному перевозочному документу (в прямом смешанном сообщении) с участием воздушного транспорта, регулируется соглашениями между заинтересованными сторонами, заключенными в установленном порядке.

 

II. Условия воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов

6. В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

7. В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Воздушного кодекса по договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

8. В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией и грузовой накладной (далее — перевозочные документы).

Формы билета, багажной квитанции (далее — билет) и грузовой накладной устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

9. Каждый договор воздушной перевозки оформляется перевозчиком, либо представляющим перевозчика лицом, которое уполномочено выступить от имени перевозчика при бронировании и продаже провозных емкостей на воздушном судне перевозчика, а также при оформлении других формальностей, связанных с прибытием, отправлением и оформлением воздушного судна данного перевозчика, пассажиров, багажа и грузов (далее — уполномоченный агент).

10. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая до аэропорта, в который согласно договора воздушной перевозки должен быть доставлен пассажир, багаж или груз (далее — аэропорт назначения) несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, рассматривается как единая перевозка, независимо от того, имели ли место пересадка (перевалка) или перерыв в перевозке.

11. Перевозочные документы, указанные в Настоящих правилах, в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.07 1993 № 745 и Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ* «О применении контроля по кассовой технике при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» являются перевозочными документами строгой отчетности и используются как учетно-финансовые контрольные документы при осуществлении расчетов с пассажирами, грузоотправителями и взаиморасчетов между участниками перевозочного процесса.

12. Перевозочные документы подлежат обязательной регистрации. Применение для оформления перевозки пассажиров, багажа и грузов перевозочных документов строгой отчетности, не прошедших регистрацию, не допускается.

13. Перевозочные документы, оформляемые для перевозок на внутренних воздушных линиях, должны удовлетворять положениям Воздушного кодекса; перевозочные документы, применяемые для оформления перевозок на международных воздушных линиях, — также положениям Конвенции для

________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. (далее — Варшавская конвенция) или указанной Конвенции, измененной Протоколом, подписанным в Гааге 28 сентября 1955 года (далее — Гаагский протокол)*, и другим международным документам в области воздушного транспорта.

 

14. В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

15. Перевозчик и аэропорт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. № 85 и постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154 ** осуществляют в установленном порядке учет воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов с целью предоставления в установленном порядке соответствующей информации.

16. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на регулярной и нерегулярной (чартерной) основе.

17. Выполнение регулярных перевозок производится в соответствии с расписанием полетов воздушных судов (далее — расписание), опубликованным перевозчиком.

Расписание полетов воздушных судов должно отражать информацию, позволяющую пассажиру и грузоотправителю получать сведения о наличии регулярного воздушного сообщения из данного аэропорта с другими аэропортами, а по каждому маршруту перевозки — о частоте выполнения этих перевозок по дням недели и по времени (в течение) суток, с указанием номера рейса, под которым осуществляется вылет каждого воздушного судна из этого аэропорта до аэропорта назначения (и обратно), используемых типах воздушных судов, уровне услуг, предоставляемых на борту воздушного судна при выполнении перевозок по каждому из маршрутов, и другую информацию.

18. Информация, опубликованная в расписании, должна соответствовать информации, изложенной в билете (грузовой накладной), в день оформления указанных перевозочных документов.

19. Перевозчик не отвечает за ошибки, искажения или упущения в расписаниях, опубликованных другими лицами без согласования с перевозчиком.

_______________

* Протокол ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 9 февраля 1957 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 20 апреля 1957 г. № 8 (875); Конвенция 1929 г. опубликована в Сборнике Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР, 1934 г., отд. 11, № 20, ст. 176, а также в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. VIII, стр. 326

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 7, ст. 652;  Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2002 г. № 3744

 

20. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется Воздушным кодексом.

21. Выполнение чартерных перевозок производится на основании предварительно составленных и согласованных заявок на полеты воздушных судов вне расписания (далее — план полетов) с соблюдением настоящих Правил и установленных перевозчиком правил воздушных перевозок

22. Перевозчик самостоятельно или через фрахтователя воздушного судна должен своевременно информировать пассажира (грузоотправителя) об условиях чартерной перевозки и о необходимости соблюдения правил перевозок, указанных в билете (грузовой накладной).

23. Расписание и план полетов воздушных судов могут быть изменены перевозчиком. Перевозчик должен принять меры к своевременному информированию пассажира и грузоотправителя (грузополучателя) об изменении расписания полетов (плана полетов) воздушных судов.

24. Перевозчик может отменить, перенести или задержать выполнение рейса, указанного в билете (грузовой накладной), произвести замену воздушного судна и изменить маршрут перевозки, если того требуют условия безопасности полетов и авиационной безопасности.

Перевозчик должен принимать все зависящие от него меры к своевременному выполнению перевозки согласно заключенному договору перевозки.

25. Перевозчик по согласованию с пассажиром или грузоотправителем (грузополучателем) может выполнить перевозку этого пассажира или груза другим воздушным судном, выполняющим рейс по маршруту, указанному в перевозочном документе, или передать перевозку пассажира или груза другому перевозчику, или организовать перевозку другим видом транспорта, или возвратить пассажиру или отправителю груза, либо уполномоченному им лицу часть или всю стоимость воздушной перевозки или обслуживания, которые были им ранее оплачены, но не использованы (далее — возврат сумм) в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

26. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов выполняется между указанными в билете (грузовой накладной) в установленной последовательности аэропортами (пунктами) (далее — маршрут перевозки). Изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром (грузоотправителем).

27. Если перевозчик не может выполнить перевозку между аэропортами (пунктами), указанными в перевозочном документе, он должен предложить пассажиру (грузоотправителю) другой маршрут перевозки, а при отказе пассажира (грузоотправителя) от перевозки по этому маршруту произвести возврат стоимости перевозки в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

28. Изменение пассажиром (грузоотправителем) даты и (или) времени перевозки на более поздний или ранний срок, чем указано в перевозочном документе, рассматривается как отказ от исполнения договора перевозки по инициативе пассажира (грузоотправителя), если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки.

29. Перевозчик оказывает пассажирам (грузоотправителям) в аэропортах и других пунктах регистрации перевозки, пунктах продажи перевозок, на борту воздушного судна услуги, касающиеся осуществления и обеспечения перевозок воздушным транспортом. Предоставленные услуги должны быть направлены на качественное обслуживание пассажиров (грузоотправителей, грузополучателей).

Услуги перевозчика или его уполномоченного агента оказываются бесплатно или на возмездной основе.

Услуги перевозчика или уполномоченного агента, касающиеся выполнения договора воздушной перевозки, оказываемые пассажиру (грузоотправителю, грузополучателю) на возмездной основе, оформляются соответствующим документом (далее — квитанцией (ордером) разных сборов).

Квитанция (ордер) разных сборов является документом строгой отчетности. Квитанция (ордер) разных сборов, утерянная пассажиром, не восстанавливается, дубликат не выдается.

30. В соответствии со статьей 106 Воздушного кодекса пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

31. Перевозчик в аэропорту, других пунктах регистрации пассажиров, оформления багажа (грузов) обеспечивает без дополнительной оплаты пассажирам (грузоотправителям) предоставление следующих услуг:

регистрацию пассажиров и оформление багажа и грузов по маршруту и на рейс, указанный в перевозочном документе, а также проведение предполетного досмотра;

доставку вылетающих (прилетающих) пассажиров и их багажа от места регистрации к воздушному судну (от воздушного судна к месту получения багажа), их посадку на борт воздушного судна и высадку из воздушного судна при прибытии в аэропорт назначения или другой аэропорт (пункт), указанный в билете пассажира, расположенный по маршруту полета, в котором по расписанию (плану полетов) предусмотрена посадка воздушного судна (далее-транзитный или промежуточный аэропорт);

доставку багажа и грузов от места их приема к перевозке в аэропорту отправления до воздушного судна и обратно от воздушного судна к месту выдачи пассажиру (грузополучателю) в аэропорту назначения, их погрузку на воздушное судно и выгрузку из воздушного судна;

проведение таможенного, пограничного, а также, при необходимости, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля при международных воздушных перевозках;

доставку пассажиров от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется бесплатно;

доставку пассажиров, багажа и грузов из аэропорта вынужденной посадки в ближайший аэропорт, не являющийся для пассажиров (грузоотправителей) аэропортом назначения;

прием на хранение вещей, находящихся при пассажире, и незарегистрированного багажа при вынужденной задержке воздушного судна, которое должно выполнять перевозку этого пассажира;

32. В соответствии со статьей 106 Воздушного кодекса перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Перевозчик в аэропорту, других пунктах регистрации пассажиров, оформления багажа и грузов, пунктах продажи перевозок обеспечивает без дополнительной оплаты пассажиром (грузоотправителем) предоставление следующей информации о:

времени отправления и прибытия (вылета и прилета) воздушных судов, выполняющих перевозку по расписанию (плану полетов);

месте и времени начала и окончания регистрации пассажиров и багажа на рейс, указанный в перевозочном документе;

времени посадки пассажиров в воздушное судно, выполняющее перевозку по расписанию (плану полетов);

задержанных вылетах (прилетах) воздушных судов, выполняющих перевозки по расписанию (плану полетов), и причинах их задержек;

расписании выполнения полетов воздушных судов, стоимости воздушной перевозки по выполняемым маршрутам, в том числе льготных условиях перевозки детей и других категорий пассажиров;

правилах перевозки пассажиров и багажа, в том числе нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, и других особых условиях перевозки;

адресах пунктов продажи и правилах продажи и бронирования перевозок;

правилах и порядке проведения досмотра пассажиров, вылетающих из аэропорта, их багажа, в том числе ручной клади, а также грузов;

правилах прохождения пассажирами, вылетающими международными рейсами, таможенного, пограничного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля.

33. Каждый перевозчик или уполномоченный агент также должен предоставлять без дополнительной оплаты пассажиром информацию пассажирам о тех видах опасных предметов и веществ, которые им не разрешается перевозить на борту воздушного судна.

Такая информация должна, по меньшей мере, состоять из:

— информации, предоставляемой в пассажирском билете или другим образом с тем, чтобы пассажир получил ее до или во время регистрации;

— предупреждений, размещаемых в достаточном количестве в пунктах продажи билетов и в заметных местах аэропорта, где производится продажа билетов и регистрация пассажиров, а также в установленных зонах посадки на воздушное судно и в любом другом месте, где происходит регистрация пассажиров.

34. Перевозчик может предоставлять пассажирам, грузоотправителям (грузополучателям) и другую информацию в соответствии с утвержденными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

35. Предоставление информации об оформлении перевозочных документов на имя конкретного пассажира (грузополучателя), прохождении регистрации в аэропорту отправления, вылете и прилете осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

36. Перевозчик или уполномоченный агент в аэропорту, других пунктах регистрации пассажиров и оформления багажа, в пунктах продажи перевозок должен размещать:

— расписание выполнения полетов воздушных судов из данного аэропорта;

— тексты настоящих Правил и установленных перевозчиком правил воздушных перевозок (если такие имеются), других документов, изданных в развитие настоящих Правил;

— информацию о размещении должностных лиц служб аэропорта (перевозчика), ответственных за обслуживание пассажиров, багажа и грузов;

— справочную службу, справочное бюро, окно справок (телефонные автоматы) для получения пассажирами и грузоотправителями (грузополучателями) справок, касающихся пользования воздушным транспортом.

37. Предварительное закрепление за пассажиром места на воздушном судне на определенный рейс и дату или предварительное закрепление объема и тоннажа для перевозки багажа, груза на воздушном судне (далее — бронирование провозной емкости) перевозчика является для пассажира и грузоотправителя необходимым условием перевозки пассажира, багажа и груза воздушным транспортом.

Бронирование провозной емкости производится перевозчиком или уполномоченным агентом.

Бронирование провозной емкости может осуществляться как при непосредственном обращении пассажира или грузоотправителя к перевозчику или уполномоченному агенту, так и по телефону, факсимильной связи, электронной почте, интернету, а также с помощью других видов связи.

Бронирование провозной емкости должно быть внесено в систему бронирования перевозчика и выполнено по установленным перевозчиком правилам воздушных перевозок, и не должно противоречить условиям договора воздушной перевозки.

Возможность изменения параметров бронирования провозной емкости на воздушном судне может быть ограничена или исключена в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

38. При бронировании провозной емкости перевозчик имеет право не закреплять за пассажиром конкретное место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. Номер конкретного места, выделяемого пассажиру, должен указываться перевозчиком или уполномоченным агентом при оформлении билета в пункте продажи или при регистрации пассажира и его багажа в пункте (аэропорту) отправления.

39. Перевозчик или уполномоченный агент при бронировании перевозки грузов с его перегрузкой в каком-либо аэропорту по маршруту перевозки (далее — аэропорт трансфера) должен получить подтверждение о бронировании провозной емкости на всех участках перевозки грузов, в том числе на участках, перевозка по которым выполняется другими перевозчиками.

40. Бронирование провозной емкости для пассажира и грузоотправителя и оформление перевозочного документа на перевозку пассажира, багажа и грузов производятся в сроки, установленные перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

41. Бронирование провозной емкости для пассажира и грузоотправителя считается предварительным до тех пор, пока перевозчик или уполномоченный агент не выдал пассажиру (грузоотправителю) оформленный перевозочный документ.

Заявка пассажира или грузоотправителя на бронирование аннулируется без предупреждения, если пассажиром или грузоотправителем не были получены билет или грузовая накладная в установленный перевозчиком или уполномоченным агентом срок.

42. Перевозчик имеет право аннулировать бронирование провозной емкости без информирования пассажира или грузоотправителя, если пассажир или грузоотправитель не произвел оплату бронирования перевозки в установленный срок или не выполнил другие условия, установленные перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

Перевозчик имеет право аннулировать бронирование провозной емкости на участках маршрута перевозки или на обратный маршрут, если пассажир или грузоотправитель не воспользовался забронированной для него провозной емкостью на одном из предшествующих участков маршрута перевозки.

43. Пассажир и грузоотправитель при бронировании провозной емкости на воздушном судне должны сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о маршруте перевозки, дате и времени вылета, необходимом количестве бронируемых мест, классе обслуживания на борту воздушного судна, гражданстве и особых условиях перевозки пассажира, наименовании груза, его массе и объеме, особых свойствах и условиях перевозки этого груза.

Перевозчик или уполномоченный агент не имеет право передавать информацию, полученную от пассажира (грузоотправителя), третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

44. Особыми условиями при бронировании провозной емкости для пассажира, требующими согласования с перевозчиком, является перевозка:

детей до 2 лет;

детей от 2 до 12 лет;

детей, не сопровождаемых родителями, опекунами или попечителями;

багажа, сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа (далее — сверхнормативный или платный багаж);

багажа, габариты которого в упакованном виде превышают размеры 0,5х 0,5х1,0 м ( далее — негабаритный багаж), в том числе личного спортивного снаряжения, снаряжения для гольфа и других видов спорта;

багажа, который необходимо перевозить только в салоне воздушного судна;

животного или птицы;

тяжелобольного или больного на носилках;

пассажира с отсутствием зрения (слуха) без или при наличии сопровождения;

пассажира с отсутствием зрения (слуха) с собакой-поводырем;

пассажира-инвалида в кресле-коляске, способного передвигаться самостоятельно;

пассажира, которому необходимо специальное питание;

пассажира, которому необходима помощь со стороны перевозчика;

пассажира, имеющего оружие и боеприпасы;

транзитного пассажира без визы.

45. За воздушную перевозку пассажиров, багажа и грузов взимается плата, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с правилами применения тарифов.

Установление льготного, специального тарифа, скидок и надбавок к тарифам (далее — тарифная информация), а также сборов, взимаемых с пассажира (грузоотправителя), осуществляется перевозчиком в соответствии с правилами применения тарифов.

В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

46. Выполненные перевозчиком изменения правил формирования и применения тарифов за воздушную перевозку пассажиров, багажа и грузов не дают права перевозчику изменять условия договора, заключенного с пассажиром (грузополучателем) до даты вступления в силу этих изменений.

Билет (грузовая накладная), оформленный и оплаченный пассажиром (грузоотправителем) до вступления в силу указанных изменений действителен на дату выполнения перевозки без перерасчета, если не были произведены изменения в договоре воздушной перевозки после даты вступления в силу этих изменений.

47. Перевозчик обязан информировать пассажира (грузоотправителя) о взимаемых с него налогах и сборах, не включенных в тариф за воздушную перевозку пассажира, багажа и груза.

Указанные налоги и сборы отражаются в перевозочном документе.

48. Тарифы, налоги и сборы оплачиваются пассажиром (грузоотправителем) в валюте той страны, на территории которой оформляется перевозка, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) национальным законодательством соответствующей страны.

Если оплата перевозки производится в валюте иной, чем валюта публикации тарифа, то расчет эквивалента в валюте оплаты производится по курсу Банка России, действующего на день оплаты.

 

III. Воздушная перевозка пассажиров

49. Воздушная перевозка пассажира осуществляется в соответствии с договором воздушной перевозки между перевозчиком и пассажиром и удостоверяется билетом .

Выдача пассажиру билета производится при предоставлении пассажиром документа, удостоверяющего его личность (паспорт или документ, его заменяющий (удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.)).

Билет должен состоять из купонов (агентского, полетных, пассажирского и других), текстовых страниц, содержащих, например, сведения об условиях договора воздушной перевозки пассажира и его багажа, уведомлении об ограничении ответственности за багаж, об опасных предметах и веществах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, и другую информацию, касающуюся этой перевозки. Типографские тексты на лицевой стороне бланка билета, а также условий договора воздушной перевозки и другой информации, представленной на бланке билета, используемого при внутренней воздушной перевозке, рекомендуется выполнять на русском языке, а при международной воздушной перевозке — на русском и английском языках.

50. Билет выдается пассажиру только после оплаты стоимости перевозки по тарифу установленному перевозчиком за наличный расчет и по безналичному расчету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

51. Пассажир допускается к перевозке только при предъявлении им билета, оформленного в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок и имеющего соответствующий маршруту полетный купон. Пассажир не допускается к перевозке, если предъявленный им билет или соответствующий полетный купон испорчен, записи в нем искажены или он выдан не перевозчиком или уполномоченным агентом перевозчика.

Перевозчик или уполномоченный агент должен предупреждать пассажира о необходимости сохранения пассажиром имеющегося у него билета (неиспользованных купонов) в течение всей перевозки и предъявления его перевозчику или уполномоченному агенту по их требованию.

52. Внесение изменений в билет по просьбе пассажира допускается с согласия перевозчика и осуществляется только перевозчиком или уполномоченным агентом.

53. Перевозчик может признать билет недействительным и имеет право отказать в перевозке, если:

какая-либо часть билета повреждена;

купоны билета имеют исправления, не подтвержденные перевозчиком или уполномоченным агентом в установленном порядке;

билет (полетные и пассажирский купоны) не имеет отметки (штампа), в том числе выполненного билетопечатающим устройством перевозчика или уполномоченного агента;

предъявленный билет был объявлен утраченным или признан в порядке, установленном действующим законодательством, поддельным;

билет был приобретен не у перевозчика, выполняющего перевозку, указанную в перевозочном документе, и не у его уполномоченного агента.

Билет, признанный перевозчиком недействительным по вине перевозчика или уполномоченного агента, при необходимости подлежит обмену на другой билет.

Билет, признанный перевозчиком недействительным по другим причинам, не подлежит замене и подлежит изъятию. В указанных случаях перевозчик или уполномоченный агент обязан составить акт с указанием причин, по которым билет признан недействительным.

54. Билет, утерянный пассажиром, не восстанавливается.

Перевозчик может по просьбе пассажира выдать ему дубликат утерянного или испорченного билета, если установленные перевозчиком правила воздушной перевозки допускают выдачу дубликата. Оформление дубликата билета производится в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Дубликат билета, оформленный взамен утраченного перевозочного документа, действителен только по маршруту перевозки, указанному первоначально в этом перевозочном документе. Возврат стоимости перевозки по дубликату билета не производится, если иное не предусмотрено установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

В случае утери дубликата билета, выданного взамен утраченного перевозочного документа, повторный дубликат билета не оформляется.

55. Билет не может быть передан другому лицу или использован другим лицом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принятие перевозчиком обратно билета за невыполненную перевозку от лица, не указанного в перевозочном документе, и возврат такому лицу стоимости этой перевозки производятся при предъявлении доверенности, выданной указанным в перевозочном документе лицом, и оформленной в установленном порядке.

56. Период действия билета включает в себя общий период действия билета и период действия билета для полета.

57. Общий период действия билета дает пассажиру право использовать билет в соответствии с настоящими Правилами, а также установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, в том числе для бронирования места на воздушном судне на определенную дату вылета и конкретный рейс, а также получения к возврату сумм за полностью или частично не выполненную перевозку.

Общий период действия билета, оформленного пассажиру по нормальному тарифу соответствующего класса обслуживания, составляет один год:

от даты продажи билета (включая дату продажи), если перевозка не была начата и ни один из полетных купонов не использован;

от даты вылета, указанной в первом полетном купоне (включая дату вылета), если перевозка начата.

Общий период действия билета, оформленного пассажиру по льготному или специальному тарифу перевозчика, действителен для перевозки только в течение периода, установленного перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

58. Период действия билета для полета определяется согласно полетным купонам билета. Каждый полетный купон билета действителен для перевозки пассажира только между указанными в нем аэропортами (пунктами), на конкретный рейс и дату вылета с предоставлением пассажиру на борту воздушного судна услуг в соответствии с оплаченным классом обслуживания.

Если билет оформлен без указания в нем даты вылета (с «открытой» датой вылета), то полетные купоны такого билета действительны для полета между указанными в нем аэропортами (пунктами), только после внесения в билет перевозчиком или уполномоченным агентом конкретных даты вылета и номера рейса после бронирования пассажирского места и подтверждения этого бронирования.

Бронирование пассажирского места на борту воздушного судна на заявленную пассажиром дату вылета производится при наличии свободных мест в пределах общего периода действия билета.

59. Перевозчик обязан продлить период действия билета для перевозки пассажира в пункт назначения при невыполнении перевозчиком договора воздушной перевозки или по причине болезни пассажиров или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне согласно перевозочным документам, и если билет не был использован в течение установленного периода действия .

60. Пассажир, имеющий билет, должен в аэропорту отправления или другом пункте, установленном перевозчиком, пройти процедуру регистрации и оформления багажа.

Персонал, занимающийся регистрацией пассажиров, должен требовать от пассажиров подтверждения в отношении содержимого любого места багажа, когда возникает подозрение, что это место может содержать опасные предметы и вещества, с целью воспрепятствовать тому, чтобы находящиеся в багаже пассажиров опасные предметы и вещества, которые запрещены к перевозке, попадали на борт воздушного судна.

61. В целях обеспечения авиационной безопасности пассажир, его багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажире, и груз проходят обязательный предполетный досмотр.

В соответствии со статьей 85 Воздушного кодекса предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, производится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр проводится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки считается расторгнутым.

62. В соответствии с приказом Минтранса России от 21 ноября 1995 г. № 102 ДСП «Об утверждении и введении в действие руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов»* пассажир для прохождения, в установленном порядке, процедуры регистрации и оформления багажа должен предоставить документ, удостоверяющий его личность:

паспорт или документ его заменяющий;

удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);

для иностранцев, лиц без гражданства и политэмигрантов: национальный паспорт, вид на жительство;

удостоверение депутата Совета Федерации и депутата ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации (в течение срока депутатских полномочий);

____________________________________

* зарегистрирован в Минюсте России 13 декабря 1995 г. Регистрационный № 995

 

справку об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органами внутренних дел;

иной документ, предусмотренный или признаваемый в соответствии с федеральными законами, международными договорами Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.

63. Время начала и окончания регистрации пассажира и его багажа устанавливается перевозчиком и должно быть указано в перевозочном документе. Это время должно быть достаточным для прохождения пассажиром установленных предполетных формальностей (процедуры регистрации, оплаты сверхнормативного багажа, прохождения досмотра, оформления выездных и въездных документов, прохождения таможенных, пограничных и других формальностей и прочее), а также его посадки и погрузки багажа на борт воздушного судна.

64. Если пассажир прибыл в пункт регистрации позднее времени, установленного для выполнения этой процедуры, и вследствие этого не смог зарегистрировать себя и свой багаж, перевозка такого пассажира воздушным судном, выполняющим рейс в дату, указанную в билете этого пассажира, не производится.

Пассажир теряет право на перевозку воздушным судном, выполняющим рейс в дату, указанную в билете, также в случае прибытия на регистрацию или посадку в воздушное судно без перевозочных документов и (или) без документов, удостоверяющих его личность.

С пассажира, опоздавшего на регистрацию или посадку в воздушное судно, а также прибывшего на регистрацию без перевозочного документа или документа, удостоверяющего его личность, может быть удержан сбор в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

65. Перевозчик обязан обеспечить информирование пассажира на борту воздушного судна о:

условиях полета и правилах поведения пассажира на борту воздушного судна;

местах нахождения основных и запасных выходов, а также об условиях покидания воздушного судна в аварийных ситуациях;

местах расположения в салоне воздушного судна индивидуальных средств защиты и надувных трапов.

Перевозчик предоставляет пассажиру на борту воздушного судна комплекс услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности его полета, времени суток, в течение которых происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в перевозочном документе.

66. Пассажир воздушного судна по согласованию с перевозчиком может прервать свою перевозку в каком-либо транзитном аэропорту, указанном в билете по маршруту перевозки (далее — аэропорт остановки).

Перерыв в перевозке в аэропорту остановки пассажира по маршруту перевозки разрешается в пределах периода действия билета, при условии, что он заранее согласован с перевозчиком или уполномоченным агентом, указан в билете, учтен при расчете стоимости перевозки, а при международной перевозке также разрешен авиационными (государственными) властями той страны, на территории которой предполагается эта остановка.

В случае, когда перевозка оформлена по специальному тарифу, перерыв в перевозке в аэропорту остановки пассажира по маршруту перевозки осуществляется с учетом ограничений касающихся этой остановки, предусмотренных перевозчиком в установленных правилах воздушных перевозок.

67. Если при оформлении билета пассажир не заявил об остановке в транзитном аэропорту по маршруту перевозки, но пожелал сделать такую остановку и заявил об этом в данном аэропорту, то такой пассажир может продолжить полет только после возмещения перевозчику разницы в стоимости перевозки, а также компенсации перевозчику сумм, подлежащих к уплате перевозчиком в связи с задержкой вылета воздушного судна, связанной со снятием с воздушного судна багажа этого пассажира, если перевозка такого пассажира была оформлена до пункта, указанного первоначально в перевозочном документе. Исключение составляет остановка пассажира, вызванная его болезнью или болезнью члена его семьи, следующего с ним на одном воздушном судне, или форс-мажорными обстоятельствами в пункте остановки. Факт болезни пассажира, не позволяющий ему продолжить перевозку, должен быть подтвержден соответствующими медицинскими документами.

Если пассажир не смог далее продолжить перевозку из промежуточного аэропорта по причинам, зависящим от перевозчика, перевозчик обязан отправить такого пассажира в пункт назначения воздушным судном, выполняющим ближайший по времени рейс, предусмотренный расписанием, и принять меры к обеспечению сохранности незарегистрированного багажа и личных вещей пассажира, оставшихся на борту воздушного судна. Дополнительные плата и сборы за перевозку этого пассажира не взимаются.

68. Перевозчик при выполнении воздушных перевозок по расписанию обязан предоставлять отдельным категориям граждан льготы по оплате перевозок на воздушном транспорте, установленные законодательством Российской Федерации.

Льготы по оплате перевозок, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, предоставляются от нормального тарифа экономического класса обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При желании пассажира, имеющего право на льготный проезд воздушным транспортом, следовать в салоне повышенного класса обслуживания с такого пассажира перевозчиком взимается доплата в соответствии с правилами формирования и применения тарифов.

Оформление перевозочного документа пассажиру, имеющему право льготного проезда в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится при предъявлении пассажиром документов, подтверждающих право на льготную перевозку.

69. В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Воздушного кодекса пассажир воздушного судна имеет право бесплатного, а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

70. Пассажир при оформлении билета на ребенка (в возрасте до 12 лет), а также пассажир, сопровождающий ребенка (в возрасте до 12 лет) при его перевозке воздушным транспортом, при прохождении процедуры регистрации обязаны предъявлять перевозчику документ, подтверждающий возраст ребенка (свидетельство о рождении). Возраст ребенка учитывается на дату начала перевозки от начального пункта отправления, указанного в перевозочном документе.

Перевозчик или уполномоченный агент должны указывать в билете ребенка дату его рождения.

71. Билет ребенка при изменении пассажиром маршрута перевозки после начала перевозки переоформляется по тарифу воздушной перевозки со скидкой, соответствующей возрасту ребенка на дату начала перевозки от начального пункта отправления, указанную в перевозочном документе, если возраст ребенка изменился к моменту переоформления билета.

72. Воздушная перевозка ребенка, не достигшего четырнадцати лет, без сопровождения родителей (усыновителей, опекунов) или их доверенного лица не допускается.

73. Воздушная перевозка ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в сопровождении или без сопровождения родителей (усыновителей, попечителей) или их доверенного лица осуществляется:

по территории Российской Федерации — в соответствии с настоящими Правилами и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

за пределы Российской Федерации — в соответствии с настоящими Правилами при предъявлении ребенком, кроме паспорта, нотариально оформленного согласия родителей (усыновителей, попечителей) на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить (статья 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ

«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»)*.

__________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029

 

74. Пассажир обязан определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья. Если возраст, психическое или физическое состояние пассажира могут вызвать в полете ухудшение его здоровья или создать опасность для его жизни, то перевозка такого пассажира производится при условии, что перевозчик не отвечает за последствия, наступившие в результате указанных причин.

Пассажир, физическое состояние которого вызывает у перевозчика опасение за его здоровье, а также пассажир, являющийся инвалидом и передвигающийся в коляске (складном кресле), допускаются к воздушной перевозке по предъявлении справки лечебного учреждения о том, что их заболевание не является опасным для окружающих и что им не противопоказана перевозка воздушным транспортом.

75. Перевозка инвалида в коляске (складном кресле) и больного на носилках производится только в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете. Перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему места в воздушном судне с оплатой, установленной перевозчиком.

В тех случаях, когда больной не может быть перемещен с носилок на кресло, возможность его перевозки определяется лицом, сопровождающим больного, по согласованию с перевозчиком.

Перевозчик вправе отказать в перевозке инвалида на коляске (складном кресле), больного на носилках при отсутствии на воздушном судне условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.

Перевозчик или уполномоченный агент при перевозке инвалида в коляске (складном кресле) или больного на носилках обязан предварительно информировать аэропорт назначения (аэропорт посадки) о перевозке такого пассажира для принятия необходимых мер по его доставке с борта (на борт) воздушного судна.

76. Положения пунктов 74 — 75 настоящих Правил не распространяются на перевозку больных (инвалидов) воздушными судами, выполняющими перевозку по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру), и санитарными воздушными судами.

77. Пассажир с отсутствием зрения (слуха) перевозится воздушным транспортом с сопровождающим его лицом или в сопровождении собаки-поводыря. Перевозка пассажира с отсутствием зрения (слуха) в сопровождении собаки-поводыря может быть произведена при предъявлении перевозчику или его уполномоченному агенту документа, подтверждающего дату установления инвалидности этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря.

Уполномоченный агент при бронировании места на борту воздушного судна для пассажира с отсутствием зрения (слуха), следующего в сопровождении собаки-поводыря, или при оформлении такому пассажиру билета должен информировать перевозчика о перевозке такого пассажира с целью оказания этому пассажиру помощи при регистрации в аэропорту отправления, доставке его к воздушному судну, посадке на воздушное судно, высадке из него и доставке от воздушного судна в аэропорту назначения.

При перевозке пассажира с отсутствием зрения (слуха) в сопровождении собаки-поводыря собака-поводырь перевозится на воздушном судне бесплатно в пассажирском салоне экономического класса сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа. Собака-поводырь должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.

78. Перевозка депортированных иностранных граждан и пассажиров, административно выдворяемых за пределы Российской Федерации, производится в соответствии с международными договорами Российской Федерации, национальным законодательством, настоящими Правилами и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

79. Перевозка дипломатических курьеров осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, национальным законодательством, настоящими Правилами и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик вправе потребовать от дипломатического курьера предъявить документы, подтверждающие его специальные полномочия в качестве лица, сопровождающего специальный багаж (почту).

80. Перевозка официальных лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Обслуживание официальных лиц в аэропорту отправления, прибытия, транзита или трансфера производится в специальных помещениях аэропорта — залах официальных лиц и делегаций (если такие имеются) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1116 «Об утверждении Положения о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)»*.

81. Оформление воздушной перевозки и перевозка сотрудников службы специальной связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (далее — служба специальной связи), а также воздушная перевозка отправлений службы специальной связи осуществляются с особенностями, установленными приказом Министерства Российской

Федерации по связи и информатизации и Министерства транспорта Российской Федерации от 14 августа 2001 г. № 185/128 ДСП « Об утверждении Инструкции по организации перевозок воздушным транспортом отправлений службы специальной связи Министерства Российской Федерации по связи и информации»*.

________________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации (996, № 40, ст. 4654; 2002, № 40, ст. 3928)

 

82. Перевозчик или уполномоченный агент при оформлении пассажиру билета по маршруту перевозки:

с пересадкой в промежуточном аэропорту — обязан обеспечить бронирование и подтверждение бронирования перевозки этого пассажира от аэропорта трансфера до аэропорта назначения, позволяющее пассажиру прибыть в аэропорт трансфера на регистрацию в установленное время;

с посадкой воздушного судна или с пересадкой пассажира, перезагрузкой его багажа (далее — трансферный багаж) в промежуточном аэропорту — обязан информировать пассажира о процедуре, которую должен выполнить этот пассажир для его дальнейшей перевозки в аэропорт назначения.

Доставка пассажиров от воздушного судна в здание аэровокзала по прилету воздушного судна в транзитный аэропорт и посадка этих пассажиров на воздушное судно для дальнейшего полета до аэропорта назначения должна производиться в первую очередь по сравнению с пассажирами, для которых этот аэропорт является пунктом назначения или начальным аэропортом отправления.

83. Пассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки в аэропорту (пункте) отправления или в любом другом аэропорту (пункте) по маршруту перевозки и получить обратно уплаченную сумму за воздушную перевозку или за ее неиспользуемую часть по причине болезни или невыполнения перевозчиком договора воздушной перевозки (далее — вынужденный отказ), вследствие:

задержки перевозчиком отправления воздушного судна, выполняющего рейс по расписанию (плану полетов) согласно перевозочному документу, а также отмены выполнения этого рейса;

невыполнения перевозчиком предусмотренной расписанием (планом полетов) посадки воздушного судна в промежуточном аэропорту или аэропорту назначения;

непредставления перевозчиком пассажиру места в воздушном судне согласно классу обслуживания , а также на рейс и дату, указанные в билете;

возвращения воздушного судна, выполняющего рейс, указанный в билете, в аэропорт отправления;

несостоявшейся перевозки пассажира из аэропорта трансфера далее по маршруту перевозки согласно перевозочному документу из-за опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт трансфера, в том числе в случаях перевозки до (от) аэропорта трансфера по разным перевозочным документам;

несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, выполняющем рейс по расписанию (плану полетов) согласно перевозочному документу, вызванной задержкой пассажира в аэропорту отправления из-за продолжительности проведения его досмотра, если при личном досмотре пассажира или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

_____________________________

* Зарегистрирован Минюстом России 01.10.01, регистрационный № 2957

 

замены указанного в расписании типа воздушного судна другим типом воздушного судна;

посадки воздушного судна, выполняющего перевозку по расписанию (плану полетов), в аэропорту, не предусмотренном договором перевозки;

болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне согласно перевозочным документам, что подтверждается медицинскими документами;

неправильного оформления перевозчиком или уполномоченным агентом перевозочного документа, в том числе из-за произведенного бронирования перевозки;

несостоявшейся перевозки пассажира по другим причинам, кроме перечисленных, по вине перевозчика или уполномоченного агента, а также по причинам, не зависящим от перевозчика, но признанным перевозчиком уважительными.

При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик обязан отправить пассажира при его согласии одним из ближайших рейсов на воздушном судне, выполняющем перевозку в пункт назначения, указанный в перевозочном документе пассажира, или произвести возврат пассажиру стоимости воздушной перевозки или часть стоимости перевозки за неиспользованный участок перевозки без удержания сбора.

84. В соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

 

IV. Воздушная перевозка багажа

85. Воздушная перевозка багажа пассажира осуществляется в соответствии с договором воздушной перевозки между перевозчиком и пассажиром и удостоверяется билетом и багажной квитанцией.

86. Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления или другом пункте регистрации.

При регистрации пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж предназначенный для перевозки, если иное не предусмотрено установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок .

Перевозчик или уполномоченный агент при регистрации багажа пассажира обязан выдать этому пассажиру документ для идентификации каждого места сданного багажа в аэропорту его получения (далее — багажная бирка).

Часть багажной бирки должна прикрепляться к каждому месту сданного багажа, другая — отдаваться пассажиру.

87. Багаж пассажира, принятого перевозчиком к воздушной перевозке под ответственность перевозчика и на который он выдал багажную квитанцию и багажную бирку является зарегистрированным багажом.

Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует этот пассажир.

Несопровождаемый багаж пассажира может перевозиться на другом воздушном судне отдельно от этого пассажира.

Перевозка несопровождаемого багажа пассажира обязана быть принята к перевозке с оформлением грузовой накладной.

Зарегистрированный и несопровождаемый багаж пассажира перевозится в багажно-грузовых отсеках воздушного судна.

88. Вещи, находящиеся при пассажире, перевозимые в салоне воздушного судна и размещаемые в багажных отделениях, расположенных над пассажирскими креслами или под сидением пассажира являются незарегистрированным багажом (далее — ручная кладь).

На вещи, находящиеся при пассажире, перевозчик обязан выдать бирку «ручная кладь» или «в кабину».

Пассажир может перевозить в салоне воздушного судна в качестве ручной клади отдельные, негромоздкие вещи и предметы (портфель («дипломат»), сумку, зонтик, колыбель для ребенка, складное кресло (коляску для инвалида) и т.п.), а в исключительных случаях, по разрешению перевозчика, также вещи, требующие при их перевозке особых мер предосторожности.

Пассажир обязан заботиться о сохранности ручной клади, перевозимой в салоне воздушного судна. В случае перерыва в выполнении рейса, указанного в перевозочном документе, пассажир при высадке с борта воздушного судна обязан забрать с собой размещенную там ручную кладь.

89. Перевозчик в аэропорту посадки и (или) в аэропорту назначения имеет право проверить массу багажа, перевозимого пассажиром. Если будет установлено, что пассажир перевозит багаж сверх установленной бесплатной нормы или сверх количества, указанного в багажной квитанции, без соответствующей оплаты этой перевозки, перевозчик может потребовать оплатить стоимость неоплаченной части багажа.

90. Перевозчик имеет право отказать в приеме к перевозке негабаритного багажа, если он не отвечает требованиям настоящих Правил и установленным перевозчиком правилам воздушных перевозок.

91. С момента сдачи зарегистрированного багажа к перевозке и до момента его выдачи доступ пассажира к багажу запрещается, кроме случаев проведения его идентификации или дополнительного досмотра соответствующими уполномоченными службами (лицами).

92. Перевозчик обязан принять меры к тому, чтобы багаж пассажира был отправлен в пункт назначения тем же воздушным судном, на котором следует пассажир, которому принадлежит данный багаж. Если такая перевозка стала невозможна, перевозчик должен, по согласованию с пассажиром, перевезти багаж пассажира воздушным судном, которое выполняет ближайший по времени рейс в пункт назначения пассажира.

94. В соответствии с пунктом 2 статьи 106 Воздушного кодекса пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

95. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

Норма бесплатного провоза багажа не распространяется на багаж ребенка, следующего с пассажиром без предоставления отдельного места в салоне воздушного судна.

96. Перевозчик или уполномоченный агент обязан информировать пассажира о нормах бесплатного провоза багажа, устанавливаемых при перевозке, а также о необходимости оплаты сверхнормативного провоза багажа.