Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта РФ (Проект N 341092-4 от 25 сентября 2006 г.)

Проект N 341092-4

Федеральный закон РФ

 в первом чтении

от 25 сентября 2006 г.

 

Вносится Правительством Российской Федерации

 25 сентября 2006 г. N 3448п-П9

Раздел I Общие положения

Раздел II Перевозка грузов

Раздел III Перевозка пассажиров и багажа

Раздел IV Плата за пользование транспортным средством, провозная плата

Раздел V Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и фрахтователей

Раздел VI Акты, претензии, иски

Раздел VII Заключительные положения

 

См. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, вступающий в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Окончательная редакция, принятая ГД ФС РФ 18 октября 2007 года. Одобрен СФ ФС РФ 26 октября 2007 года. Начало действия документа — 13.05.2008

 

См. также:

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Проект N 341092-4 от 18 октября 2007 г. (в третьем чтении)

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Проект N 341092-4 от 9 октября 2007 г. (во втором чтении)

Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации Проект от 10 мая 2006 г.

Устав автомобильного транспорта Российской Федерации Проект Минтранс от 21 января 2005 г.

 

См. Устав автомобильного транспорта РСФСР утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12

 

Раздел I Общие положения

 

Статья 1

Устав автомобильного и городского

 наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации (далее — Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта.

Настоящий Устав определяет общие условия перевозок (за исключением условий перевозок в международном сообщении) грузов, пассажиров и багажа грузовыми автомобилями, автомобильными прицепами, автомобильными полуприцепами, автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями (далее — транспортные средства), а также общие условия оказания услуг пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям на объектах транспортной инфраструктуры.

Перевозки грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

К отношениям, связанным с перевозкой пассажиров и багажа, а также грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Статья 2

Для целей настоящего Устава используются следующие основные понятия:

автомобильный транспорт — отрасль экономики, основной сферой деятельности которой являются организация и осуществление перевозок грузов, пассажиров и багажа с использованием грузовых автомобилей, автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, автобусов, легковых автомобилей и объектов транспортной инфраструктуры;

багаж — вещи пассажира, принятые к перевозке в установленном порядке;

городской наземный электрический пассажирский транспорт — отрасль экономики, основной сферой деятельности которой являются организация и осуществление перевозок пассажиров и багажа с использованием трамваев, троллейбусов и объектов транспортной инфраструктуры;

груз — объекты, принятые к перевозке в установленном порядке;

груз нетоварного характера — объекты, по которым не ведется учет движения товарно-материальных ценностей;

грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в автотранспортной накладной;

грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

контейнер — предмет транспортного оборудования специальной конструкции, имеющий внутренний объем не менее одного кубического метра, пригодный для многократного пользования и приспособленный для механизированной погрузки, разгрузки, перегрузки с одного транспортного средства на другое без промежуточной перегрузки грузов;

маршрут — путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктом;

маршрут регулярного сообщения — маршрут, зарегистрированный в установленном порядке;

объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров и персонала перевозчиков, а также для обеспечения работы транспортных средств на линии;

остановочный пункт — место остановки транспортных средств, оборудованное для посадки (высадки) пассажиров и ожидания транспортных средств;

перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки пассажира или груза обязанность доставить пассажира и сданный им багаж или вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж или груз управомоченному на его получение лицу;

платежная карта с транспортным приложением — платежная карта, содержащая реквизиты билета, хранимые в электронном виде;

расписание — временной график или дифференцированные по времени суток и (или) дням недели интервалы отправления транспортных средств от остановочных пунктов (прибытия транспортных средств на остановочные пункты);

ручная кладь — вещи пассажира, провоз которых осуществляется в салоне транспортного средства;

скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима и (или) влажности;

специализированные транспортные средства — транспортные средства, предназначенные для перевозки определенных видов грузов или определенных категорий пассажиров;

терминал — складской комплекс, предназначенный для временного хранения грузов;

фрахтовщик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязательства предоставить фрахтователю всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Статья 3

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта на основании настоящего Устава разрабатывает и утверждает правила перевозок грузов автомобильным транспортом и правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок отдельных видов грузов.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом (далее — правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок пассажиров и багажа.

Статья 4

Перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляются в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в пределах границы территории городского поселения, сельского населенного пункта (за исключением населенных пунктов, входящих в состав городского поселения).

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются за пределы границы территории городского поселения, сельского населенного пункта (за исключением населенных пунктов, входящих в состав городского поселения) на расстояние до 50 километров включительно, измеряемое от границы территории этого городского поселения, сельского населенного пункта.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются за пределы границы территории городского поселения, сельского населенного пункта (за исключением населенных пунктов, входящих в состав городского поселения) на расстояние более 50 километров, измеряемое от границы территории этого городского поселения, сельского населенного пункта.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом по территории Российской Федерации.

Статья 5

Перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования осуществляются в соответствии с договорами об организации указанных перевозок, заключаемыми с перевозчиками органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Договор об организации перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования предусматривает применение тарифов и (или) установление преимуществ по провозной плате в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6

На каждое транспортное средство, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и багажа оформляется путевой лист, содержащий отметки о предрейсовых медицинских осмотрах водителя транспортного средства, предрейсовых технических осмотрах транспортного средства, служащий для учета работы транспортного средства, а также подтверждающий полномочия водителя транспортного средства на принятие груза к перевозке.

Обязательные реквизиты путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

 

Раздел II Перевозка грузов

 

Статья 7

Заключение договора перевозки груза подтверждается автотранспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Форма и порядок составления автотранспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Груз товарного характера, не оформленный автотранспортной накладной, перевозчиком к перевозке не принимается.

Грузоотправитель обязан передать перевозчику документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с таможенными, санитарными и другими правилами.

Статья 8

Договор перевозки груза может заключаться на основании предварительного договора.

Предварительный договор перевозки груза заключается посредством направления грузоотправителю письменного согласия перевозчика принять к исполнению представленный грузоотправителем письменный заказ, а при наличии договора об организации перевозок грузов — предоставленную грузоотправителем письменную заявку.

Заказ, заявка должны включать:

реквизиты грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика;

сведения о грузе;

наименование и адреса пунктов погрузки и разгрузки транспортных средств;

сроки предоставления транспортного средства для погрузки;

даты начала и окончания выполнения перевозки;

провозную плату.

Статья 9

Перевозчик обязан в сроки, установленные соглашением сторон, предоставить технически исправные транспортные средства, а в случаях, предусмотренных соглашением сторон, контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

В случае предоставления перевозчиком транспортных средств контейнеров, не пригодных для перевозки соответствующего груза, или предоставления транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием относительно согласованного времени грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза, предусмотренный статьей 56 настоящего Устава.

Статья 10

При приеме груза к перевозке водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.

Статья 11

Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить при его перевозке безопасность дорожного движения, сохранность груза, транспортного средства и контейнера.

При предъявлении груза в таре или упаковке грузоотправитель обязан замаркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок грузов.

Статья 12

Груз считается непредъявленным к перевозке грузоотправителем в следующих случаях:

опоздание относительно согласованного времени;

предъявление в иной, чем установлено соглашением сторон, пункт назначения;

предъявление груза, не предусмотренного соглашением сторон;

несоответствие состояния предъявленного груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в надлежащее состояние в согласованный сторонами срок.

В случае непредъявления грузоотправителем груза перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с грузоотправителя штраф, предусмотренный статьей 56 настоящего Устава.

Статья 13

Грузоотправитель имеет право при сдаче груза к перевозке объявить его ценность. Прием к перевозке груза с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

За перевозку грузов с объявленной ценностью с грузоотправителя (грузополучателя) взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком.

Статья 14

Время прибытия транспортного средства под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства грузоотправителю документов, предусмотренных статьей 10 настоящего Устава, в пункте погрузки, а время прибытия транспортного средства под разгрузку — с момента предъявления водителем транспортного средства грузополучателю автотранспортной накладной в пункте разгрузки.

Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в автотранспортной накладной время прибытия автотранспортного средства в пункты погрузки (разгрузки) и убытия из них.

Статья 15

Погрузка и разгрузка транспортного средства, контейнера должны выполняться в сроки, устанавливаемые соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения — в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов.

Статья 16

Необходимые для погрузки, разгрузки и перевозки приспособления и вспомогательные материалы должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено соглашением сторон.

Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, возвращаются перевозчиком грузоотправителю в соответствии с его указанием в автотранспортной накладной и за счет грузоотправителя, а при отсутствии такого указания — грузополучателю при выдаче груза в пункте назначения.

Статья 17

Погрузка, разгрузка транспортного средства, крепление и укрытие грузов производится грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Погрузка (выгрузка) грузов на транспортное средство, крепление и укрытие грузов производится в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить обнаруженные недостатки в укладке и креплении груза за исключением случаев, когда укладка и крепление груза осуществляется перевозчиком. В случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в укладке и креплении груза перевозчик вправе отказаться от выполнения перевозки.

Статья 18

При предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, должна быть определена и указана в автотранспортной накладной масса этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в автотранспортной накладной массы груза и количества грузовых мест. Масса тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке. Для отдельных грузов их масса может определяться расчетным путем, по обмеру или по объемному весу.

Запись в автотранспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения производится грузоотправителем, если иное не установлено соглашением сторон.

Статья 19

Определение массы груза производится грузоотправителем в присутствии перевозчика техническими средствами грузоотправителя, а на терминалах перевозчика — перевозчиком в присутствии грузоотправителя техническими средствами перевозчика.

При перевозке грузов в крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.

Статья 20

Загруженные крытые транспортные средства, отдельные секции транспортных средств, контейнеры и цистерны с назначением одному и тому же грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, если иное не установлено соглашением сторон.

Пломбирование указанных транспортных средств, отдельных секций транспортных средств, контейнеров и цистерн осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

При перевозке грузов с участием двух и более перевозчиков прием грузов к перевозке без пломбы производится только с согласия всех участвующих в этой перевозке перевозчиков.

Порядок опломбирования транспортных средств, отдельных секций транспортных средств, контейнеров и цистерн устанавливается правилами перевозок грузов.

Статья 21

Перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, устанавливаемые соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения — в сроки, установленные правилами перевозок грузов.

Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию: при перевозках в городском и пригородном сообщении в течение 10 дней со дня приема груза к перевозке, при перевозке в междугородном сообщении — в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю.

Статья 22

Перевозчик обязан доставить груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в автотранспортной накладной, а грузополучатель — принять поступивший в его адрес груз.

Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в соответствии со статьей 62 настоящего Устава в случае, если вследствие порчи или повреждения груза в процессе перевозки его свойства изменились настолько, что исключается возможность использования груза по прямому назначению.

Статья 23

Хранение груза на терминале перевозчика производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. За хранение груза свыше одних суток перевозчик взимает с грузополучателя (грузоотправителя) плату, определяемую соглашением сторон.

Предельный срок хранения груза на терминале перевозчика не может превышать 30 дней, если иное не установлено соглашением сторон.

Перевозчик по истечении предельного срока хранения груза на его терминале запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе груза.

Если грузополучатель или грузоотправитель не примет решение о дальнейшей судьбе указанного груза в течение четырех суток после получения запроса, перевозчик вправе возвратить такой груз грузоотправителю за счет последнего или реализовать груз по договору купли-продажи, исходя из документально подтвержденной цены груза, а при отсутствии таких документов, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары либо на основании экспертной оценки. Средства, вырученные от реализации груза, за вычетом причитающихся перевозчику платежей, а также и затрат, связанных с реализацией груза, возвращаются грузоотправителю.

Статья 24

В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по новому адресу, указанному грузоотправителем, или возвратить груз грузоотправителю.

Переадресация груза осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Во всех указанных в настоящей статье случаях перевозка груза при его возврате грузоотправителю или при переадресации другому получателю осуществляется за счет грузоотправителя.

Статья 25

Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю по причинам, не зависящим от перевозчика, перевозчик запрашивает информацию об указании грузоотправителя в отношении груза. В случае если грузоотправитель в течение четырех суток после запроса не дал указаний, в том числе о новом грузополучателе, перевозчик вправе реализовать груз по договору купли-продажи, исходя из документально подтвержденной цены груза, а при отсутствии таких документов, исходя из цены, которая обычно взимается за аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах либо на основании экспертной оценки. Сумма, вырученная перевозчиком за реализацию груза, за вычетом причитающихся перевозчику платежей, а также затрат, связанных с реализацией груза, перечисляется:

грузополучателю, указанному в автотранспортной накладной, — в случае оплаты им стоимости груза;

грузоотправителю — во всех остальных случаях.

Статья 26

Проверка массы груза и количества грузовых мест при сдаче грузов грузополучателю в пункте назначения производится в том же порядке, что и при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления.

Грузы, прибывшие в исправных крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы и состояния груза, а также количества грузовых мест.

Статья 27

Сдача грузов перевозчиком в пункте назначения с проверкой массы груза, количества грузовых мест и состояния груза осуществляется в следующих случаях:

прибытие грузов в крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах, принятых к перевозке без пломбы;

прибытие груза в неисправных кузове транспортного средства, отдельной секции транспортного средства, цистерне, контейнере или в исправном кузове, секции, цистерне, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;

прибытие скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки, установленных договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.

Сдача перевозчиком тарных и штучных грузов с проверкой массы и состояния груза осуществляется только в случаях повреждения тары и (или) упаковки. При обнаружении повреждения тары и (или) упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут влиять на изменение состояния груза, перевозчик обязан произвести проверку состояния и массы грузов, находящихся в поврежденных таре и (или) упаковке.

Разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не должна превышать нормы естественной убыли, установленной законодательством Российской Федерации.

Порядок определения размеров естественной убыли массовых однородных грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом по разным автотранспортным накладным от одного и того же грузоотправителя в адрес одного и того же грузополучателя, устанавливается правилами перевозок грузов.

Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного и того же грузополучателя и прибывшего в исправном подвижном составе без признаков недостачи в пути, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза.

Статья 28

После выгрузки груза транспортное средство и контейнеры должны быть очищены от остатков груза, а после перевозки грузов, перечень которых определяется правилами перевозок грузов, транспортное средство и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.

Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортного средства и контейнеров лежит на грузополучателе, если иное не установлено соглашением сторон.

Статья 29

Если при проверке массы груза, количества грузовых мест и состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.

При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактической недостачи, порчи или повреждения груза перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, а также грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.

Статья 30

Транспортное средство для перевозки груза нетоварного характера предоставляется на основании договора фрахтования.

Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза удостоверяется заказом-нарядом на предоставление транспортного средства для перевозки груза.

Обязательные реквизиты и порядок составления заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза устанавливаются правилами перевозок грузов.

Статья 31

Фрахтовщик обязан в сроки, установленные соглашением сторон, предоставить технически исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Предоставление фрахтовщиком транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, или транспортных средств в пункт погрузки с опозданием относительно согласованного времени считается непредоставлением указанных транспортных средств.

В случае непредоставления транспортных средств фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный статьей 57 настоящего Устава.

Статья 32

Время прибытия транспортного средства к месту подачи, предусмотренному договором фрахтования, исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документов, предусмотренных статьей 10 настоящего Устава.

Статья 33

Предъявление фрахтователем к перевозке груза, не предусмотренного соглашением сторон, или в иной, чем установлено соглашением сторон, пункт считается отказом от использования предоставленных фрахтовщиком транспортных средств.

В случае отказа фрахтователя от использования предоставленных транспортных средств фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза и взыскать с фрахтователя штраф, предусмотренный статьей 57 настоящего Устава.

 

Раздел III Перевозка пассажиров и багажа

 

Статья 34

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные маршрутные перевозки;

2) маршрутные таксомоторные перевозки;

3) заказные перевозки;

4) таксомоторные перевозки.

Статья 35

Регулярные маршрутные перевозки выполняются по маршрутам регулярного сообщения в соответствии с расписанием, установленным для каждого остановочного пункта. Остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров осуществляется на каждом остановочном пункте маршрута регулярного сообщения, за исключением случаев, когда согласно установленному расписанию посадка (высадка) пассажиров осуществляется на остановочных пунктах по их требованию.

Статья 36

Маршрутные таксомоторные перевозки выполняются по маршрутам регулярного сообщения в соответствии с расписанием, установленным для начального и конечного остановочных пунктов маршрута. Остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров в других пунктах маршрута осуществляется по требованию пассажира.

Статья 37

Каждому маршруту регулярного сообщения присваивается номер в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Статья 38

Регулярные маршрутные перевозки и маршрутные таксомоторные перевозки (далее — регулярные перевозки) осуществляются на основании договора перевозки пассажира.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Обязательные реквизиты билета, квитанции на провоз ручной клади, багажной квитанции устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Кассовый чек с размещенными на нем реквизитами билета или квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету или квитанции на провоз ручной клади.

Платежная карта с транспортным приложением приравнивается к билету.

Статья 39

Пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность. Прием к перевозке багажа с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

За перевозку багажа с объявленной ценностью с пассажира взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком.

Статья 40

При проезде в транспортных средствах, осуществляющих регулярные перевозки, пассажир имеет право:

провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 7 лет в городском и пригородном сообщении и не старше 5 лет в междугородном сообщении, если он не занимает отдельное место для сидения;

пользоваться преимуществами по оплате провоза детей, установленными перевозчиком, а в случае перевозок транспортом общего пользования — органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;

в случае невозможности осуществления перевозки предоставленным транспортным средством (в связи с неисправностью, аварией и др.) воспользоваться выданным билетом, квитанцией на провоз ручной клади, багажной квитанцией для проезда и провоза ручной клади, багажа другим транспортным средством в порядке, установленном перевозчиком;

провозить с собой бесплатно одно место ручной клади, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте не превышает 120 см;

провозить за плату в транспортных средствах, имеющих багажное отделение (отсек) или работающих с багажным прицепом, два места багажа, сумма измерений каждого из которых по длине, ширине и высоте не превышает 180 см.

Статья 41

Перевозчик вправе:

устанавливать нормы провоза ручной клади, багажа, в том числе бесплатного, большего размера или большего количества, чем это предусмотрено статьей 40 настоящего Устава;

отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение препятствует проходу между сиденьями, а также входу и выходу пассажиров из транспортного средства;

не допустить к посадке в транспортное средство или высадить из транспортного средства пассажира, находящегося в болезненном состоянии, создающем угрозу для здоровья других пассажиров, если это установлено врачебно-медицинским персоналом и при этом нет возможности поместить указанного пассажира отдельно от других пассажиров.

Перевозчик обязан информировать пассажира о нормах и условиях оплаты провоза ручной клади, багажа.

Статья 42

При проезде в транспортных средствах, осуществляющих регулярные перевозки в междугородном сообщении, помимо прав, установленных статьей 40 настоящего Устава, пассажир имеет право:

1) при опоздании к отправлению транспортного средства в течение трех часов, а вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить билет с доплатой 25 процентов стоимости проезда и провоза ручной клади, багажа или получить стоимость проезда и провоза ручной клади, багажа за вычетом 25 процентов их стоимости;

2) при возврате билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства получить стоимость проезда и провоза ручной клади, багажа за вычетом 5 процентов их стоимости, а при возврате билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства — получить стоимость проезда и провоза ручной клади, багажа за вычетом 15 процентов их стоимости;

3) при прекращении поездки получить стоимость проезда и провоза ручной клади, багажа пропорционально непроследованному расстоянию в следующих случаях:

при высадке пассажира из транспортного средства по основаниям, установленным статьей 41 настоящего Устава;

при невозможности доставки пассажира до пункта назначения по дорожно-климатическим и другим причинам, не зависящим от перевозчика;

4) вернуть билет в кассу до отправления транспортного средства в рейс и получить обратно полную стоимость проезда и провоза ручной клади, багажа в следующих случаях:

отмена отправления транспортного средства;

опоздание отправления транспортного средства относительно расписания более чем на один час;

предоставление пассажиру места в транспортном средстве, проезд в котором оплачивается по более низкой стоимости, чем тот, на который ему продан билет;

непредоставление пассажиру указанного в билете места;

5) при согласии на проезд в транспортном средстве, оплачиваемом по более низкой стоимости, получить разницу между оплаченной суммой и платой, причитающейся за проезд и провоз ручной клади, багажа;

6) проезда и провоза ручной клади, багажа без доплаты при предоставлении транспортного средства, проезд или провоз ручной клади, багажа в котором оплачивается дороже, чем в транспортном средстве, указанном в расписании.

Возврат стоимости проезда и провоза ручной клади, багажа в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Статья 43

Порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места в транспортном средстве вследствие превышения предельной нормы вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.

Продажа билетов без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

Пассажир обязан хранить билет, квитанцию на провоз ручной клади, багажную квитанцию в течение всего времени поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, производящих контроль. Контроль за наличием билетов, квитанций на провоз ручной клади, багажных квитанций осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Статья 44

Прием и выдача багажа осуществляется в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров.

Принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт в соответствии с договором перевозки пассажира.

За хранение багажа, не востребованного в пункте назначения свыше одних суток со дня его доставки, считая неполные сутки за полные, взыскивается плата в размере, установленном перевозчиком.

В случае прибытия багажа в пункт назначения раньше пассажира плата за хранение багажа со дня его доставки до дня прибытия пассажира не взимается.

Багаж считается утраченным и его стоимость подлежит возмещению, если он не прибудет в пункт назначения по истечении десяти суток со дня, когда багаж должен был быть доставлен.

В случае отказа пассажира в письменной форме от получения багажа или непредставления пассажиром информации о соответствующем решении в отношении багажа в течение четырех суток после уведомления пассажира в письменной форме о прибытии багажа в пункт назначения перевозчик вправе реализовать багаж.

Реализация перевозчиком указанного багажа осуществляется по договору купли-продажи, исходя из документально подтвержденной стоимости багажа, а при отсутствии таких документов — исходя из цены, которая обычно взимается за аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах либо на основании экспертной оценки.

Предъявитель багажной квитанции имеет право получить сумму, вырученную перевозчиком при реализации багажа, за вычетом причитающихся перевозчику платежей, а также затрат, связанных с реализацией невостребованного багажа.

Статья 45

Заказная перевозка пассажиров осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования.

Заключение договора фрахтования транспортного средства для заказной перевозки пассажиров удостоверяется заказом-нарядом на предоставление транспортного средства для заказной перевозки.

Обязательные реквизиты и порядок составления заказа-наряда на предоставление транспортного средства для заказной перевозки пассажиров устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Статья 46

Предоставление фрахтовщиком транспортного средства для заказной перевозки пассажиров, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием относительно согласованного времени считается непредоставлением указанных транспортных средств.

В случае непредоставления транспортных средств фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный статьей 57 настоящего Устава.

Статья 47

При невозможности осуществления заказной перевозки пассажиров предоставленным транспортным средством (в связи с неисправностью, аварией и др.) фрахтовщик обязан по согласованию с фрахтователем предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортным средством.

Статья 48

Таксомоторная перевозка осуществляется легковым автомобилем, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем транспортного средства, являющимся фрахтовщиком или действующим от имени и по поручению фрахтовщика.

Договор фрахтования транспортного средства для таксомоторной перевозки может быть также заключен на основании предварительного договора, оформляемого в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Фрахтовщик вправе отказаться от предоставления транспортного средства для таксомоторной перевозки в случае, если маршрут движения или поведение фрахтователя может угрожать безопасности водителя.

Фрахтовщик с согласия фрахтователя, следующего в транспортном средстве, вправе предоставить часть вместимости указанного транспортного средства другому фрахтователю.

Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю кассовый чек или бланк строгой отчетности, подтверждающий оплату стоимости пользования транспортным средством, предоставленным для таксомоторной перевозки.

Статья 49

Фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора фрахтования транспортного средства для таксомоторной перевозки в случае простоя транспортного средства, связанного с ожиданием фрахтователя при остановке в пути следования по его требованию свыше согласованного сторонами времени либо свыше оплаченного времени.

Статья 50

При невозможности проезда транспортного средства, предоставленного для таксомоторной перевозки, в конечный пункт маршрута по не зависящим от фрахтовщика причинам (бездорожье, закрытие дороги и др.) фрахтователь оплачивает стоимость пользования транспортным средством до момента прекращения поездки.

Статья 51

Нормы провоза багажа и ручной клади в транспортном средстве, предоставляемом для выполнения таксомоторной перевозки, устанавливаются фрахтовщиком.

Статья 52

Найденные в транспортных средствах или на объектах транспортной инфраструктуры забытые вещи подлежат возврату их владельцам в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Статья 53

Требования к свойствам и упаковке вещей пассажиров, допускаемых к провозу багажом и в качестве ручной клади, требования к оформлению и оборудованию транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры в целях предоставления услуг пассажирам, составу информации, включаемой в расписание отправления транспортных средств, и порядок ее размещения определяются правилами перевозок пассажиров.

 

Раздел IV Плата за пользование транспортным средством, провозная плата

 

Статья 54

Плата за пользование транспортным средством, провозная плата за перевозку грузов, пассажиров, багажа, плата за провоз ручной клади определяются соглашением сторон, а в случае перевозок пассажиров, багажа и провоза ручной клади транспортом общего пользования — на основании тарифов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений настоящего Устава.

Статья 55

Тарифы за перевозку пассажиров и багажа, а также за провоз ручной клади транспортом общего пользования утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями в области организации транспортного обслуживания населения, установленными законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией вправе устанавливать для отдельных категорий граждан преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, а также за провоз ручной клади транспортом общего пользования.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, багажа и провоз ручной клади транспортом общего пользования по маршрутам, пролегающим в границах территории муниципального образования, при условии заключения с соответствующим муниципальным образованием соглашения, определяющего порядок возмещения расходов перевозчиков, связанных с предоставлением указанных преимуществ по провозной плате.

 

Раздел V Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и фрахтователей

 

Статья 56

За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного соглашением сторон, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере 20 процентов платы за перевозку невывезенного груза, если иное не установлено соглашением сторон.

За непредъявление к перевозке груза, предусмотренного соглашением сторон, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере 20 процентов платы за перевозку непредъявленного к перевозке груза, если иное не установлено соглашением сторон.

Перевозчик, грузоотправитель также вправе потребовать возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 57

За непредоставление транспортных средств, предусмотренных соглашением сторон, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 20 процентов платы за пользование непредоставленными транспортными средствами, если иное не установлено соглашением сторон.

За отказ от использования транспортных средств, предусмотренных соглашением сторон, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере 20 процентов платы за пользование невостребованными транспортными средствами, если иное не установлено соглашением сторон.

Фрахтовщик, фрахтователь также вправе потребовать возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 58

За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренного соглашением сторон, перевозчик, фрахтовщик уплачивает грузоотправителю, фрахтователю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения — в размере:

5 процентов провозной платы, платы за пользование транспортным средством — при перевозке, предоставлении транспортного средства для перевозки в городском или пригородном сообщении;

1 процента среднесуточной провозной платы, платы за пользование транспортным средством, определенной в соответствии с установленным соглашением сторон сроком перевозки, сроком пользования транспортным средством — при перевозке, предоставлении транспортного средства для перевозки в междугородном сообщении.

Грузоотправитель, фрахтователь также вправе потребовать возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 59

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности вследствие:

особых естественных свойств перевозимого груза;

недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

повреждения груза, связанного с недостатками его укладки и крепления грузоотправителем, в случае, если эти обязанности возложены на грузоотправителя;

сдачи груза к перевозке без указания в автотранспортной накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении.

Статья 60

Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Статья 61

Перевозчик не несет ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, кроме случаев, когда пассажир докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

Статья 62

Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа в следующих размерах:

в случае утраты или недостачи груза, багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза, багажа;

в случае повреждения (порчи) груза, багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза, багажа — в размере его стоимости;

в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере доли объявленной ценности груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа;

в случае утраты, а также невозможности восстановления испорченного или поврежденного груза, багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной ценности.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) перевозимого груза, багажа возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

Статья 63

Грузоотправитель и грузополучатель возмещают перевозчику убытки, возникшие по их вине вследствие:

перегруза транспортного средства;

повреждения транспортного средства при погрузке или разгрузке;

неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза.

Статья 64

За неуказание в автотранспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 20 процентов провозной платы.

Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику в результате предусмотренных настоящей статьей нарушений.

Статья 65

За отправление в сданном для перевозки багаже предметов, перевозка которых в качестве багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

Статья 66

За задержку транспортных средств, поданных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сроков (простой) грузоотправитель или грузополучатель уплачивает за каждый полный час простоя штраф в размере, установленном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения — в размере:

5 процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

При простое специализированных транспортных средств размер штрафа увеличивается в два раза, если иное не установлено соглашением сторон. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.

Штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление к перевозке грузов, предусмотренных договором перевозки груза.

Основанием для начисления штрафа за простой транспортных средств служат отметки в автотранспортной накладной о времени прибытия и убытия транспортных средств.

Статья 67

За задержку контейнеров, принадлежащих перевозчику, сверх норм, установленных договором перевозки груза, грузоотправители (грузополучатели) уплачивают за каждый полный час задержки штраф в размере, установленном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения — в размере:

5 процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Штраф за задержку контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление к перевозке грузов, предусмотренных договором перевозки груза.

Основанием для начисления штрафа за задержку контейнеров служат отметки в автотранспортной накладной о времени подачи и уборки контейнеров.

Статья 68

Грузоотправитель (грузополучатель) освобождается от уплаты штрафа за простой транспортных средств и задержку контейнеров, если это произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) подачи транспортных средств и контейнеров в количестве, превышающем установленное договором перевозки груза.

Статья 69

Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 15 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено соглашением сторон.

Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы.

Просрочка доставки груза исчисляется с 24 часов суток, в которые должен быть доставлен груз, если иное не установлено соглашением сторон.

Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служат отметки в автотранспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт разгрузки.

Статья 70

За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 3 процентов провозной платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, считая неполные сутки за полные, но не более размера провозной платы за перевозку багажа.

Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов суток, в которые должен прибыть багаж.

Уплата штрафа за просрочку доставки багажа производится на основании акта, составленного по письменному требованию получателя багажа.

Статья 71

За задержку в отправлении или опоздание прибытия в пункт назначения транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, свыше одного часа относительно установленного в расписании времени перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.

Пассажир также вправе потребовать возмещения причиненных ему убытков, связанных с задержкой в отправлении или опозданием прибытия транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 72

Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, фрахтователь освобождаются от уплаты штрафа и ответственности, предусмотренных статьями 56 — 58, 69 — 71 настоящего Устава, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

непреодолимой силы;

временного прекращения или ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий;

иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, фрахтователя.

Статья 73

При полной или частичной утрате, повреждении (порче) пассажиром имущества автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта, в том числе предоставленного ему в пользование в процессе перевозки, с пассажира взимается стоимость утраченного имущества или стоимость восстановления поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 74

Любые соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью ограничить или устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

 

Раздел VI Акты, претензии, иски

 

Статья 75

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей при перевозке, предоставлении транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа, удостоверяются актами, а также записями в автотранспортных накладных.

Порядок составления актов устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.

Статья 76

До предъявления перевозчику, фрахтовщику иска, возникшего в связи с перевозкой или предоставлением транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров или багажа, обязательно предъявление к нему претензии. Право на предъявление к перевозчику, фрахтовщику претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договор перевозки, договор фрахтования, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком, фрахтовщиком своих обязательств по перевозке, предоставлению транспортного средства для перевозки.

Порядок предъявления претензии к перевозчику, фрахтовщику страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии лицами, заключившими договор перевозки, договор фрахтования.

Порядок оформления претензии устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.

Статья 77

Срок исковой давности для предъявления претензий к перевозчику, фрахтовщику исчисляется в отношении:

1) возмещения ущерба, причиненного повреждением (порчей) или недостачей груза или багажа, — со дня выдачи груза или багажа;

2) возмещения ущерба, причиненного утратой груза, — по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки;

3) возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, — по истечении 10 дней после окончания срока доставки багажа;

4) просрочки доставки груза, багажа — со дня выдачи груза, багажа;

5) всех остальных случаев — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Статья 78

Перевозчик, фрахтовщик обязан рассмотреть предъявленную претензию и результаты ее рассмотрения представить заявителю письменно в течение 30 дней со дня получения претензии.

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком, фрахтовщиком претензии в уведомлении должно быть указано основание такого решения перевозчика, фрахтовщика со ссылкой на соответствующую статью настоящего Устава. В этих случаях представленные с претензионным заявлением документы возвращаются заявителю.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован или выдан другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, то претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз, и с указанием лица, по заявлению которого произведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета с фактическим грузополучателем или лицом, по заявлению которого была произведена переадресовка или выдача груза.

Статья 79

Иски к перевозчику, фрахтовщику, возникшие в связи с перевозкой груза, пассажиров и багажа, а также с предоставлением транспортного средства для перевозок грузов, пассажиров и багажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика, фрахтовщика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика, фрахтовщика ответа в течение 30 дней со дня получения им претензии.

Указанные иски предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, фрахтовщика в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

Статья 80

Иски перевозчиков, фрахтовщиков к грузоотправителям, грузополучателям, пассажирам и фрахтователям, возникшие в связи с осуществлением перевозки и предоставлением транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров и багажа, могут быть предъявлены в суд по месту нахождения перевозчика, фрахтовщика в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

 

Раздел VII Заключительные положения

 

Статья 81

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении четырех месяцев со дня его официального опубликования.

Статья 82

Изданные до введения в действие настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, относящимся к предмету регулирования настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 83

Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с пользованием услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта и возникшим после его вступления в силу.

К отношениям, связанным с пользованием услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.

 

Президент Российской Федерации

 

 

Пояснительная записка к проекту Федерального закона

"Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации"

 

Проект федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации" (прежнее название "Устав автомобильного транспорта Российской Федерации") (далее — Устав) определяет общие условия перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом, а также общие условия оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры.

Необходимость уточнения названия связана с тем, что прежнее название проекта федерального закона — "Устав автомобильного транспорта Российской Федерации" не в полной мере отражало его содержание, поскольку Устав регламентирует не только отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами объектов транспортной инфраструктуры, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами автомобильного транспорта, но и городского наземного электрического пассажирского транспорта.   

Необходимость принятия Устава определена Гражданским кодексом Российской Федерации.

Устав автомобильного транспорта РСФСР утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12.

Часть содержащихся в нем положений не отвечает принципам рыночной экономики и противоречит законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным за последние годы.

Необходимость принятия законопроекта неоднократно поднималась администрациями субъектов Российской Федерации, отраслевыми ассоциациями и союзами, а также хозяйствующими субъектами.

Законопроект определяет права, обязанности и ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев, пассажиров и владельцев объектов транспортной инфраструктуры, а также регулирует отношения, возникающие между ними в процессе осуществления перевозок автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом.

В отличие от Устава автомобильного транспорта РСФСР, законопроект значительно расширяет возможности сторон регулировать их правоотношения на основе заключаемых договоров.

Это положение соответствует принципам рыночной экономики и будет способствовать развитию конкуренции среди организаций, занятых в этой сфере деятельности.

В соответствующих разделах законопроекта отражены вопросы, регулирующие отношения в области перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, взимания провозной платы и расчетов за перевозку, ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев и пассажиров. Отдельный раздел посвящен порядку предъявления претензий и исков, условиям и формам представления документов, обосновывающих претензию.

Законопроектом предусматривается, что в его развитие будут утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом.

Принятие законопроекта позитивно отразится на стабилизации экономики Российской Федерации, будет содействовать расширению новых экономических связей, повышению объемов и качества услуг, предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями автомобильного городского наземного электрического пассажирского транспорта.

 

 

Финансово-экономическое обоснование

к проекту Федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации"

 

Вступление в силу федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

 

Перечень

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием проекта федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации"

 

Принятие федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации" потребует признания утратившими силу:

"Устав автомобильного транспорта РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12;

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в части регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

 

См. также статьи:

Законотворческая деятельность — 5 лет бесплодия или Устав Автомобильного Транспорта РФ

Законотворческая деятельность — уже 6 лет бесплодия или Устав Автомобильного Транспорта РФ.

 

Проект N 341092-4 Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации (во первом чтении)