Комментарий к Положению о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров утв. постановлением Правительства РФ от 9.06.2005 г. N 363

Экспорт и импорт теперь по разрешению

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 363

 

В начале 90-х годов прошлого века была провозглашена либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД). На внешний рынок дозволено было выходить любому, пожелавшему торговать с миром. Только деятельность эта должна была осуществляться под контролем государства. А как же — дело новое, как бы горячие головы, опьянев от такой свободы, чего не натворили. И потому каждый новый участник ВЭД в обязательном порядке должен был зарегистрироваться в качестве такового в Министерстве внешнеэкономических связей (МВЭС) страны.

Без регистрационного документа оформление товара по внешнеторговым контрактам таможня не производила. С течением времени условие обязательной регистрации было отменено. В МВЭС торговый люд стал обращаться чаще только для получения лицензий на перемещение через границу России тех или иных товаров, весьма ограниченного перечня. Да и само МВЭС было преобразовано в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Но, говорят, новое — это хорошо забытое старое. 15 июля вступает в силу постановление правительства РФ от 9.06.05 г. N 363. Документ сей утвердил положение о наблюдении за перемещением через границу нашей страны отдельных видов товаров. Наблюдение будет осуществляться «посредством выдачи Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации через свои территориальные органы разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров». Ну а получить разрешение можно будет, подав заявление в названный государственный орган, где его должны зарегистрировать. Чем грозит отсутствие такого разрешения, вы, наверное, уже догадались. Правильно — отказом в выпуске товара таможенным органом. Дабы этого не произошло и не пришлось нести дополнительные расходы за простой транспортных средств, за хранение товаров, участнику ВЭД следует держать руку на пульсе торгово-экономической политики правительства. Именно правительство по мере необходимости будет определять тот перечень товаров, к которым и будет проявлено пристальное внимание.

Поводы для такого внимания также оговорены постановлением. Еще со времен Петра Великого таможенно-тарифные меры регулирования внешней торговли России были направлены не только на пополнение казны, но и на защиту своего производителя. Действующее таможенное законодательство также предусматривает ряд мер для реализации государством этих функций. Последнее время представители различных министерств все чаще говорят о необходимости введения мер, ограничивающих объемы ввоза тех или иных товаров. Более того, такие рычаги уже применяются, например, в отношении сельхозпродукции. Квотирование импорта мяса и введение повышенных пошлин на сверхлимитный ввоз мясопродукции — яркий тому пример. Другое дело, что попытка таким образом защитить своего производителя обернулась небывалым скачком цен. Из той же серии — постоянный рост пошлин на автомобили иностранного производства в угоду российскому автопрому. Но, как говорится, не в коня корм.

Отныне действие различных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, запретов и ограничений во внешней торговле будет оцениваться по результатам мониторинга динамики экспорта и импорта товаров.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Увидев в перечне наблюдаемых товаров свой, участнику ВЭД следует обратиться в региональное представительство МЭРТ России за получением разрешения на ввоз — вывоз товара. Разрешения должны выдаваться в течение трех дней, без каких-либо ограничений — только на основании поданного заявления. И никаких иных документов не требуется.

На сегодняшний день перечень товаров, попадающих в зону особого внимания, отсутствует, так же, как и разъяснения о порядке применения постановления. Остается открытым вопрос, будет выдача разрешений производиться на платной основе либо абсолютно безвозмездно. Во всяком случае, в региональном управлении уполномоченного Министерства экономического развития и торговли РФ на этот вопрос ответить не готовы.

Не совсем понятно, каким образом регистрация намерений перемещения товаров через таможенную границу страны может отразить истинную картину торговли. Как известно, не всегда желание совпадает с возможностями. А ведь это не такой праздный вопрос, как кажется на первый взгляд. По результатам исследований чиновники МЭРТ будут определять, какие пошлины устанавливать, какие отменять, какие товары ограничить к ввозу, а какие и вовсе запретить. В таможенном ведомстве тоже, на сегодня, кроме телеграммы о вступлении в силу названного постановления, какие-либо указания отсутствуют. «Ждем», — говорят в обоих ведомствах. А дней осталось не так много. И как бы не пришлось догонять.

На внешнем рынке региона сейчас работают тысячи участников ВЭД. Можно представить, что будет твориться в ведомстве, выдающем разрешение на перемещение товаров, если перечень появится накануне 15 июля. Сможет ли это ведомство обеспечить выдачу разрешений всем заявителям в трехдневный срок? А в это время товар уже пересек границу и ждет таможенного оформления. Время — деньги. Чем дольше простой, тем дороже станет товар. И оплачивать дополнительные издержки участников ВЭД, как всегда, придется нам за счет содержимого наших кошельков.

Тихоокеанская звезда