Инструкция по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте

 

Утверждена

распоряжением

Министерства транспорта

Российской Федерации

от 30 марта 2001 г.

N АН-24-р

 

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Инструкция

по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте (Инструкция по движению поездов и маневровой работе) в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта от 29 марта 2001 г. N АН-22-р (ПТЭ) и Инструкцией по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте от 30 марта 2001 г. N АН-23-р (Инструкция по сигнализации), определяет правила приема, отправления и пропуска поездов при различных средствах сигнализации и связи как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности этих устройств, приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях, безопасного производства маневров на станциях, выдачи предупреждений на поезда и другие правила, связанные с выполнением указанных операций.

Твердое знание и четкое выполнение предусмотренных настоящей Инструкцией требований причастными работниками — одно из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов и производства маневров на промышленном железнодорожном транспорте.

2. Каждая станция, пост в части руководства движением и каждый поезд должны находиться одновременно в распоряжении только одного работника: станция — дежурного по станции (диспетчера), пост — дежурного по посту, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера , поезд — машиниста локомотива (составителя).

———————————

Поездной диспетчер — сменный руководитель движением поездов на перегоне, обеспечивающий перевозки по путям организации в соответствии с установленными графиками.

В тексте настоящей Инструкции под термином "поездной диспетчер" подразумеваются и другие работники, выполняющие его обязанности.

 

Приемом, отправлением и пропуском поездов на каждой станции, посту может распоряжаться только один работник — дежурный по станции или соответственно дежурный по посту, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездной диспетчер.

На станциях в зависимости от путевого развития может быть несколько дежурных по станции, постам или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов, маневровой работой или выполняет определенные операции в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей каждого дежурного по станции, посту указываются в техническо-распорядительном акте станции (ТРА).

3. Все распоряжения по движению поездов и маневровой работе должны даваться кратко и ясно. Работник, давший распоряжение, должен каждый раз выслушать краткое повторение распоряжения и убедиться в том, что оно понято правильно.

Все операции по приему, отправлению и пропуску поездов, а также при производстве маневровой работы должны выполняться четко, с точным выполнением ПТЭ, Инструкции по сигнализации, настоящей Инструкции и ТРА станции.

4. Управление приборами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), открытие и закрытие светофоров (кроме автоматически действующих) производятся:

на станции — дежурным по станции или по его распоряжению оператором при дежурном по станции, оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста;

на посту — дежурным по посту;

на станционном исполнительном посту — оператором поста централизации;

при диспетчерской централизации — поездным диспетчером или по его распоряжению оператором поста централизации.

———————————

Станция — раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, транспортному обслуживанию технологических процессов производства (грузоотправителей, грузополучателей, контрагентов), а также маневровую работу по формированию и расформированию поездов, их техническое обслуживание, подборку вагонов по погрузочно-разгрузочным фронтам и другие технические операции с подвижным составом с учетом требований обслуживаемого производства.

В случаях, когда путевое развитие железнодорожного транспорта организации не имеет станций, требования к станционному хозяйству и станции распространяются на весь комплекс железнодорожного хозяйства организации.

 

5. При отправлении поезда со станции при запрещающем показании выходного светофора или с путей, не имеющих выходного светофора, разрешение на занятие перегона (если оно не передается по радиосвязи с автоматической регистрацией переговоров) вручается машинисту ведущего локомотива лично дежурным по станции, посту или через одного из работников локомотивной бригады отправляющегося поезда, или других работников, указанных в ТРА станции.

Машинист обязан убедиться, соответствует ли выданное разрешение номеру поезда и перегону. Запрещается машинисту локомотива при наличии разрешения на занятие перегона приводить в движение поезд без указания дежурного по станции, переданного по радиосвязи, или сигнала отправления, поданного дежурным по станции либо по его указанию дежурным по посту, оператором при дежурном по станции, оператором поста централизации, дежурным стрелочного поста, сигналистом, составителем поездов и др.

Порядок подачи сигнала отправления машинисту локомотива и работники, которым разрешается подавать такой сигнал, указываются в ТРА станции.

Перед приведением поезда в движение машинист локомотива и его помощник должны проверить, не подаются ли работниками станции сигналы остановки.

6. Допускается отправление поездов, а также прием их на станцию в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, по разрешению (приказу) дежурного по станции (поездного диспетчера), переданному машинисту локомотива по радиосвязи.

Предусмотренные настоящей Инструкцией приказы и разрешения дежурного по станции (поездного диспетчера), связанные с приемом и отправлением поездов, передаваемые машинистам локомотивов и специального самоходного подвижного состава, должны фиксироваться устройствами автоматической регистрации переговоров (УАРП) на магнитном носителе или в журнале движения поездов (графике исполненного движения).

При использовании УАРП фиксируется текст разрешения (приказа), переданного машинисту, и повторения машинистом полученного разрешения (приказа). В этих случаях на отправление поезда со станции машинисту локомотива выдается разрешение, а на прием — приказ.

Текст устного разрешения должен соответствовать тексту письменного разрешения.

При отправлении поездов по телефонным средствам связи, когда используются устройства автоматической регистрации переговоров, ведение дежурным по станции журнала поездных телефонограмм обязательно.

7. Во всех случаях приема поезда на станцию или отправления со станции при запрещающем показании или погасших основных огнях входного, выходного (маршрутного) светофоров дежурный по станции, прежде чем воспользоваться кнопкой пригласительного сигнала или дать машинисту соответствующее разрешение на проезд запрещающего светофора, обязан привести кнопку (рукоятку) пригласительного сигнала в положение, соответствующее запрещающему показанию светофора, и в порядке, установленном ТРА станции, убедиться: в свободности пути приема, правильности установки и замыкания стрелок в маршруте, а при отправлении поезда, кроме того, в свободности первого блок-участка (при автоблокировке) или перегона (при полуавтоматической блокировке) и в переключении устройств на соответствующее направление движения.

Кнопку пригласительного сигнала необходимо нажимать до тех пор, пока ведущий локомотив прибывающего или отправляющегося поезда не проследует светофор.

В случаях приема или отправления поездов при запрещающем показании входного или выходного светофора в журнале движения поездов (в графе Примечание) должна быть сделана соответствующая отметка: "ПС" (по пригласительному сигналу), "РС" (по радиосвязи), "ПР" (по письменному разрешению) и др.

8. На станциях с наличием переездов, расположенных в стрелочных горловинах или на участках удаления, на которые извещение о закрытии переезда при приеме или отправлении поезда при запрещающем показании светофора производится нажатием кнопки "закрытие переезда", дежурный по станции перед приемом или отправлением поезда должен нажать эту кнопку, а после проследования поезда через переезд возвратить ее в нормальное положение.

В любых случаях приема или отправления поезда при запрещающем показании светофора на таких станциях машинист при подходе к переезду должен следовать с особой бдительностью со скоростью не более 15 км/ч с готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. Перечень таких станций определяется руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта .

———————————

Руководитель подразделения железнодорожного транспорта организации — начальник управления железнодорожного транспорта, начальник железнодорожного цеха (участка), начальник (директор) отделения, начальник транспортного отдела и другие лица, на которых возложены обязанности руководителей железнодорожного транспорта организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Организация промышленного железнодорожного транспорта — транспортная организация, осуществляющая транспортное обслуживание на договорных условиях организаций, в том числе грузоотправителей, грузополучателей, контрагентов, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 

9. Дежурный по станции после прибытия (возвращения), отправления (проследования) поезда обязан немедленно сообщить об этом дежурному по соседней станции и поездному диспетчеру.

О прибытии (возвращении) поезда сообщается по форме:

 

"Поезд N _____ прибыл (возвратился) в ______ ч ________ мин.".

 

О прибытии (возвращении) поезда в полном составе дежурный по станции убеждается лично или по докладу дежурного стрелочного поста, сигналиста, оператора при дежурном по станции, оператора поста централизации, работника составительской бригады и других работников, указанных в ТРА станции.

Об отправлении (проследовании) поезда сообщается по форме:

 

"Поезд N _____ отправился (проследовал) в ______ час. ______ мин.".

 

Если поезд следовал с подталкивающим локомотивом, в уведомлении добавляется "с толкачом".

При наличии в поезде вагонов с опасным грузом к номеру поезда добавляется буква "Р" (например, 2765Р). Соответствующие буквы добавляются к номеру поезда также в случаях отправления и следования длинносоставных поездов "Д" (2765Д), тяжеловесных "Т" (2765Т). При отправлении поездов с негабаритными грузами к номеру поезда после буквы "Н" добавляется цифровой индекс, характеризующий степень негабаритности груза.

Время фактического отправления, проследования, прибытия каждого поезда дежурный по станции обязан отметить в журнале движения поездов (на графике исполненного движения). Номера поездов, дополненные соответствующими буквами, записываются с этими буквами.

10. Дежурный по станции, обнаружив (лично или по докладам других работников) неисправность путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, должен сделать запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (журнал осмотра) и немедленно известить об этом работника, обслуживающего эти устройства (электромеханика СЦБ, дорожного мастера и др.) или дежурного работника соответствующей службы, цеха (участка).

О всех неисправностях технических устройств, которые создают угрозу безопасности движения или могут вызвать задержки поездов, дежурный по станции, кроме того, должен поставить в известность поездного диспетчера. Об устранении неисправности соответствующим работником делается отметка в журнале осмотра, которая удостоверяется его подписью и подписью дежурного по станции.

Если неисправность устройств СЦБ связана с необходимостью срыва пломбы с кнопки пригласительного сигнала, то в журнале осмотра указывается и о срыве пломбы с кнопки пригласительного сигнала, например:

 

"Участок 5 — 9 СП показывает ложную занятость. Сорвана пломба с кнопки пригласительного сигнала "Н".

Дежурный по станции ________ (подпись)".

 

Соответствующая запись в журнале осмотра производится дежурным по станции и в случаях, когда из-за неисправности устройств СЦБ прием или отправление поездов осуществляется по пригласительным сигналам, имеющим непломбируемые кнопки (при наличии счетчиков). При этом после записи о неисправности и восстановлении нормальной работы устройств в журнале осмотра указываются и показания счетчика.

11. Закрытие, открытие одного или нескольких путей перегона и установление однопутного движения при всех средствах сигнализации и связи, а также переход с одних средств сигнализации и связи на другие производятся приказом поездного диспетчера.

Перед переходом на телефонные средства связи дежурные по станциям, ограничивающим перегон, должны привести кнопки (рукоятки) выходных светофоров, ограждающих выход на перегон, в положение, соответствующее запрещающему показанию светофоров.

12. Во всех случаях отправления поезда на перегон, длина которого меньше длины поезда или тормозного пути, установленного для данного участка, а также на перегон, на котором при остановке поезда у входного светофора соседней станции трогание с места затруднено, а осаживание невозможно, дежурный по станции приема при свободности перегона должен приготовить маршрут приема, открыть входной светофор и только после этого дать согласие на прием поезда. После этого дежурный по станции отправления готовит маршрут, открывает выходной светофор и отправляет поезд. В таком же порядке отправляются поезда со станций, границы которых совпадают.

13. Перед вступлением на дежурство дежурный по станции обязан:

ознакомиться с планом предстоящей работы, имеющимися указаниями и распоряжениями, касающимися приема и отправления поездов, маневров, наличием и расположением подвижного состава на приемо-отправочных путях, положением (свободностью или занятостью) прилегающих к станции перегонов в порядке, установленном ТРА станции;

убедиться в исправности приборов управления устройствами СЦБ и связи, наличии на них пломб в соответствии с описью, а также в исправности обслуживаемых им лично стрелочных переводов;

проверить наличие на рабочем месте и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и инвентаря;

ознакомиться с записями в журнале осмотра, журнале диспетчерских приказов, журнале движения поездов, книге предупреждений, журнале поездных телефонограмм и других книгах и журналах по вопросам движения поездов, которые ведутся дежурным по станции;

при наличии устройств автоматической регистрации переговоров проверить работу этих устройств по всем каналам связи.

Вступление на дежурство оформляется записями в журнале движения поездов (на графике исполненного движения) по форме:

 

"Число ____ месяц _______ 20__ г. _______ ч _______ мин.

Дежурство принял дежурный по станции _______ (подпись)".

"Число ____ месяц _______ 20__ г. _______ ч _______ мин.

Дежурство сдал дежурный по станции _________ (подпись)".

 

При наличии счетчиков искусственного срабатывания устройств контроля прибытия, вспомогательного перевода стрелок, пригласительных сигналов или искусственной разделки маршрута перед текстом о приеме и сдаче дежурства в журнале указываются показания счетчиков.

14. Вступив на дежурство, дежурный по станции обязан:

проверить явку на работу составителей поездов, дежурных постов централизации, стрелочных постов, сигналистов, проверить через них состояние обслуживаемых ими рабочих мест, особенно правильность закрепления подвижного состава в соответствии с ТРА станции;

принять необходимые меры, обеспечивающие нормальную работу и безопасность движения.

15. При упразднении на отдельных раздельных пунктах дежурного штата работников, обеспечивающих перевозочный процесс, руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта в зависимости от системы имеющихся устройств СЦБ и связи должен быть установлен порядок выполнения операций, связанных с приемом, отправлением поездов и производством маневров на таких раздельных пунктах.

 

Глава 1. ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКЕ

 

1.1. Движение поездов на однопутных перегонах, оборудованных автоблокировкой для двустороннего движения, осуществляется в обоих направлениях.

На двухпутных перегонах как с односторонней, так и с двусторонней автоблокировкой по каждому пути движение четных поездов осуществляется по одному, нечетных — по другому главному пути, каждый из которых является правильным для поездов данного направления.

На двухпутных перегонах с двусторонней автоблокировкой может осуществляться двустороннее движение по каждому пути по правилам однопутного движения, если каждый из путей не специализирован для пропуска поездов преимущественно одного направления.

Порядок движения на таких и многопутных перегонах по каждому главному пути в пределах предприятия устанавливается руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.

1.2. При автоматической блокировке разрешением на занятие поездом блок-участка служит разрешающее показание выходного или проходного светофора.

Как исключение, на проходных светофорах (кроме находящихся перед входными светофорами), расположенных на затяжных подъемах, допускается в каждом отдельном случае с разрешения руководителя железнодорожного транспорта установка условно-разрешающего сигнала — щита с отражательным знаком в виде буквы "Т". Наличие этого сигнала служит разрешением грузовому поезду на проследование красного огня светофора без остановки. При этом машинист должен вести поезд так, чтобы проследовать светофор с красным огнем со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановить его, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

После остановки поезда перед проходным светофором с красным сигналом, а также с непонятным показанием или погасшим, если машинист видит или знает, что впереди лежащий блок-участок занят поездом, ему запрещается продолжать движение до тех пор, пока блок-участок не освободится. Если машинист не знает о нахождении на впереди лежащем блок-участке поезда, он должен после остановки отпустить автотормоза и, если за это время на светофоре не появится разрешающий сигнал, вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. В случае, когда следующий проходной светофор будет в таком же положении, движение поезда после остановки продолжается в том же порядке.

При движении поезда по участку машинист и его помощник обязаны следить за показаниями светофоров и строго выполнять их требования.

1.3. При соединении поездов на перегоне машинисту поезда, идущего на соединение, разрешается следовать без остановки на блок-участок, занятый поездом, с которым предстоит соединение, со скоростью, обеспечивающей с учетом профиля пути своевременную остановку у стоящего поезда, но не свыше 15 км/ч.

 

Прием и отправление поездов

 

1.4. Перед приемом или отправлением поезда дежурный по станции в установленном порядке готовит маршрут приема или отправления и открывает входной (выходной) светофор.

На однопутных перегонах, а также при необходимости отправления поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах с двусторонней автоблокировкой дежурный по станции, кроме того, обязан предварительно согласовать с дежурным по соседней станции право занятия перегона.

При проходе поезда входной (выходной) светофор автоматически закрывается. Если управление светофором осуществляется сигнальной рукояткой, дежурный по станции ставит ее в нормальное положение.

На двухпутных участках, входные, маршрутные и выходные светофоры, расположенные на главных путях станции в правильном направлении, могут переводиться на автодействие. В этом случае светофоры работают в автоматическом режиме как проходные светофоры на перегонах.

1.5. Прием на станцию поездов, следующих по неправильному пути, производится по разрешающему показанию специально устанавливаемого входного светофора, который в зависимости от местных условий может быть расположен и с левой стороны по направлению движения, или по приказу дежурного по станции.

Во всех случаях скорость входа на станцию поезда, следующего по неправильному пути при разрешающем показании входного светофора, не должна превышать установленную для приема на боковой путь.

1.6. Отправление поезда при наличии групповых выходных (маршрутных) светофоров производится по разрешающему показанию выходного светофора и маршрутному указателю, показывающему цифрой зеленого цвета номер того пути, с которого разрешается отправление поезда.

При наличии групповых выходных светофоров, когда неисправны маршрутные указатели или когда светофоры не оборудованы маршрутными указателями, отправление поездов со станции производится при открытом выходном групповом светофоре с вручением машинисту локомотива письменного разрешения с заполнением пункта III.

Разрешение на отправление поезда с соответствующего пути по открытому групповому светофору в случаях неисправности маршрутных указателей, а также при отсутствии маршрутных указателей может быть дано машинисту по радиосвязи:

 

"Машинисту поезда N ____ разрешаю отправиться с ____ пути станции ____________ по открытому выходному (маршрутному), групповому светофору, маршрутный указатель неисправный (отсутствует), и следовать до следующего светофора. Дежурный по станции ________________ (фамилия)".

 

1.7. Отправление поезда с путей, не имеющих выходных светофоров, как правило, не допускается. В исключительных случаях отправление поездов с таких путей производится так же, как и при неисправности выходного светофора в порядке, установленном п. п. 1.17 и 1.18 настоящей Инструкции.

В таком же порядке производится отправление поездов со станции в тех случаях, когда голова поезда находится за выходным светофором, в том числе и после остановки поезда за этим светофором из-за самопроизвольного закрытия, если, восприняв закрытие, машинист локомотива остановит поезд уже после проезда сигнала.

Если ведущий локомотив поезда находится за выходным (маршрутным) сигналом с разрешающим показанием, то машинисту по радиосвязи должен быть передан приказ:

 

"Машинист поезда N ______ на ______ пути. Выходной светофор Вам открыт. Разрешаю отправиться. Дежурный по станции _____________ (фамилия)".

 

Отправление поезда в этом случае может быть произведено также по письменному разрешению с заполнением пункта III, вручаемому машинисту.

1.8. Отправление и движение поезда с подталкивающим локомотивом на весь перегон или часть его с возвращением толкача обратно, а также хозяйственного поезда для работы на перегоне с прибытием на соседнюю станцию или с возвращением его с перегона на станцию отправления (когда перегон не закрывается) производится по сигналам автоматической блокировки.

Обратное следование с перегона производится по ключу-жезлу, который выдается на станции отправления машинисту подталкивающего локомотива или руководителю работ (составителю) для передачи машинисту хозяйственного поезда перед возвращением его с перегона.

1.9. При наличии станционных аппаратов управления, не оборудованных ключом-жезлом, или при неисправности ключа-жезла отправление поезда с подталкивающим локомотивом или хозяйственного поезда, возвращающихся с перегона обратно, производится только после перехода на телефонные средства связи.

Машинистам ведущего, подталкивающего локомотивов и хозяйственного поездов в этих случаях выдаются на однопутных и двухпутных перегонах письменные разрешения с заполнением пункта II с соответствующей разницей в заполнении текста.

1.10. Отправление на перегон самодвижущихся единиц на железнодорожном ходу производится по сигналам автоблокировки, при этом они должны обеспечивать надежное шунтирование рельсовой цепи.

Съемные подвижные единицы (дрезины, ремонтные вышки, путевые вагончики и др.) должны иметь изоляцию колесных пар.

 

Порядок действий при неисправностях автоблокировки

 

1.11. К неисправностям, при которых действие автоблокировки должно быть прекращено, относятся:

погасшие сигнальные огни на двух или более расположенных подряд светофорах на перегоне;

наличие разрешающего огня на выходном или проходном светофоре при занятом блок-участке;

невозможность смены направления, в том числе и с помощью рукояток (кнопок) вспомогательного режима на однопутном перегоне или при отправлении поезда по неправильному пути на двухпутном перегоне с двусторонней автоблокировкой. При этом пользование автоблокировкой в установленном направлении разрешается;

невозможность открытия выходного светофора при свободном перегоне, не имеющем проходных светофоров.

Машинист поездного локомотива, обнаружив одну из неисправностей автоблокировки на перегоне, обязан немедленно остановить поезд и сообщить об этом дежурному по ближайшей станции (поездному диспетчеру). Дальнейшее движение по перегону машинист осуществляет, руководствуясь п. 1.2 настоящей Инструкции, а в случае наличия разрешающего показания проходного светофора при занятом блок-участке он обязан дополнительно сообщить об этом по радиосвязи машинистам сзади идущих поездов. Следовать на этот блок-участок можно только после освобождения его поездом со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Дежурный по станции, получив сообщение о неисправности автоблокировки на перегоне или обнаружив ее неисправность на станции, обязан:

прекратить отправление поездов на данный перегон (по данному пути), привести выходные светофоры в запрещающее положение;

вызвать по радиосвязи машинистов поездов, находящихся на перегоне, и предупредить их о неисправности;

сообщить о неисправности автоблокировки поездному диспетчеру;

сделать соответствующую запись в журнале осмотра и сообщить электромеханику СЦБ (дежурному по службе сигнализации и связи).

На участках с диспетчерской централизацией указанные действия выполняет поездной диспетчер.

Во всех указанных случаях приказом поездного диспетчера действие автоблокировки прекращается, и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи.

Перед передачей приказа о переходе на телефонные средства связи при движении поездов, а также о восстановлении действия автоблокировки диспетчер должен убедиться через дежурных по станции в свободности межстанционного перегона.

На двухпутных перегонах, оборудованных односторонней автоблокировкой, приказ о восстановлении действия автоблокировки может быть передан до освобождения межстанционного перегона от поездов, отправленных по правильному пути.

1.12. После прекращения пользования автоматической блокировкой и перехода на телефонные средства связи машинистам локомотивов выдаются:

на однопутном и двухпутном перегонах письменное разрешение с заполнением пункта II и отметкой вверху бланка "Автоблокировка не действует" или разрешение дежурного по станции, переданное машинисту по радиосвязи:

на однопутных перегонах:

 

"Разрешаю поезду N ______ отправиться с _______ пути станции _______ по ______ пути и следовать до входного светофора станции __________. Согласие станции __________ на прием поезда имеется. Автоматическая блокировка не действует.

Дежурный по станции ___________ (фамилия)";

 

на двухпутных перегонах:

 

"Разрешаю поезду N _____ отправиться с _______ пути станции ________ по _______ пути и следовать до входного светофора станции _________. Сведения о прибытии ранее отправленного поезда имеются. Автоматическая блокировка не действует.

Дежурный по станции ___________ (фамилия)".

 

Письменное разрешение или разрешение, переданное дежурным по станции машинисту по радиосвязи, является одновременно и разрешением на проследование выходного светофора с запрещающим показанием.

Проследование отправляющимся поездом (как на однопутный, так и на двухпутный перегон) маршрутного светофора с запрещающим показанием осуществляется по разрешениям, предусмотренным п. п. 1.17 и 1.18 настоящей Инструкции, после проверки дежурным по станции свободности участка пути, ограждаемого светофором.

1.13. Если поезд с несколькими действующими или с подталкивающим локомотивом следует на весь перегон, письменное разрешение вручается только машинисту ведущего локомотива. Машинисты остальных локомотивов должны руководствоваться сигналами машиниста ведущего локомотива.

1.14. Прекращение действия автоблокировки вследствие ее неисправности с переходом на телефонные средства связи при перерыве действия поездной диспетчерской связи или ее отсутствии производится следующим порядком:

А. На однопутных перегонах

Дежурный по станции, обнаруживший неисправность автоблокировки, убедившись путем переговоров с дежурным по соседней станции и по записям в журнале движения поездов в свободности перегона, передает на соседнюю станцию поездную телефонограмму:

 

"Автоблокировка между станциями ______________________ не действует. Последним прибыл от Вас поезд N _______. Последним отправлен к Вам поезд N _______. Прошу перейти на телефонные средства связи.

Дежурный по станции __________ (фамилия)".

 

Дежурный по соседней станции, убедившись в свободности перегона, отвечает поездной телефонограммой:

 

"Последним прибыл от Вас поезд N ______. Последним отправлен к Вам поезд N _______. Перегон свободен. Устанавливаю телефонные средства связи. Дежурный по станции _________ (фамилия)".

 

Б. На двухпутных перегонах

При обнаружении неисправности автоблокировки дежурный по станции, для которой путь данного направления является правильным, требует от дежурного по соседней станции извещения поездной телефонограммой о прибытии последнего отправленного по автоматической блокировке поезда, и, получив извещение, передает на эту станцию поездную телефонограмму:

 

"Автоблокировка на перегоне ______ по ______ пути не действует. Движение поездов по этому пути устанавливаю по телефонным средствам связи. Дежурный по станции _________ (фамилия)".

 

Аналогично оформляется переход на телефонные средства связи и в случаях, когда действие автоблокировки прекращается и по другому пути двухпутного перегона.

1.15. Восстановление движения поездов по автоматической блокировке при перерыве действия поездной диспетчерской связи производится следующим порядком:

А. На однопутных перегонах

После устранения неисправности автоблокировки и при наличии соответствующей записи об этом в журнале осмотра дежурный по станции передает на соседнюю станцию поездную телефонограмму:

 

"Неисправность автоблокировки между станциями _________________ устранена. Последним прибыл от Вас поезд N _____. Последним отправлен к Вам поезд N _______. Прошу восстановить движение поездов по автоблокировке. Дежурный по станции _________ (фамилия)".

 

Дежурный по соседней станции, проверив свободность перегона, отвечает поездной телефонограммой:

 

"Последним прибыл от Вас поезд N _______. Последним отправлен к Вам поезд N _______. Перегон свободен. Движение поездов восстанавливаю по автоблокировке. Дежурный по станции ___________ (фамилия)".

 

Б. На двухпутных перегонах

Дежурный по станции, для которой путь данного направления является правильным, на основании записи в журнале осмотра об устранении неисправности автоблокировки или соответствующего извещения, полученного от дежурного по соседней станции, при отсутствии на пути поездов встречного направления передаст поездную телефонограмму:

 

"Неисправность автоблокировки на перегоне ______ по ______ пути устранена. Движение поездов восстанавливаю по автоблокировке. Дежурный по станции _______ (фамилия)".

 

1.16. Если двухпутный перегон не оборудован автоблокировкой для двустороннего движения поездов по каждому пути, то перед отправлением поезда по неправильному пути действие автоблокировки по этому пути должно быть прекращено и установлено движение поездов по телефонным средствам связи с выдачей машинистам письменных разрешений с заполнением пункта II или разрешения, переданного дежурным по станции машинисту отправляющегося поезда по радиосвязи:

 

"Разрешаю поезду N _____ отправиться с _____ пути станции __________ по ______ пути и следовать до входного светофора станции _________. Согласие станции __________ на прием поезда имеется. Дежурный по станции _________ (фамилия)".

 

1.17. Если при правильно установленном маршруте и свободном первом блок-участке выходной светофор не открывается, поезд может быть отправлен на двухпутный перегон по правильному пути:

по пригласительному сигналу на выходном светофоре;

по письменному разрешению с заполнением пункта I;

по разрешению дежурного по станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по радиосвязи:

 

"Разрешаю поезду N ______ отправиться с _______ пути станции __________ по _______ пути при запрещающем показании выходного светофора и следовать до первого проходного светофора, а далее руководствоваться сигналами автоблокировки.

Дежурный по станции ____________ (фамилия)".

 

1.18. При невозможности открытия выходного светофора для отправления поезда на однопутный или по неправильному пути на двухпутный перегон с двусторонней автоблокировкой выдача письменного разрешения с заполнением пункта I или разрешения, переданного дежурным по станции машинисту локомотива по радиосвязи на следование поезда на перегон (до первого проходного светофора), может быть произведена дежурным по станции только после установки устройств в направлении движения отправляемого поезда и только по приказу поездного диспетчера после предварительной проверки свободности перегона от встречных поездов:

 

"Разрешаю отправить поезд N _____ со станции __________ по _____ пути при запрещающем показании выходного светофора _______. Перегон от встречных поездов свободен.

Поездной диспетчер _________ (фамилия)".

 

Отправление поезда по пригласительному сигналу на однопутный перегон и по неправильному пути на двухпутный перегон запрещается.

1.19. Запрещается дежурному по станции отправлять поезд при запрещающем показании выходного светофора на перегон, оборудованный автоблокировкой, пока он не убедится в свободности первого блок-участка.

Если по истечении времени, необходимого на проследование ранее отправленным поездом первого блок-участка, контрольные устройства продолжают показывать его занятость, и выходной светофор при правильно приготовленном маршруте не открывается, дежурный по станции должен имеющимися в его распоряжении средствами (переговорами по радиосвязи с машинистом ранее отправленного поезда, по сообщению сигналистов, дежурных стрелочного поста, дежурных по переездам или другим способом) выяснить, где находится ранее отправленный поезд.

Если по истечении времени, необходимого на проследование отправленным поездом всего перегона, дежурный по станции не может выяснить его местонахождение, следующий поезд может быть отправлен при запрещающем показании выходного светофора, при этом машинист перед отправлением со станции должен быть предупрежден отметкой на письменном разрешении или сообщением по радиосвязи о том, что о свободности первого блок-участка сведений нет.

1.20. Лунно-белый огонь пригласительного сигнала на выходном светофоре, письменное разрешение с заполнением пункта I или разрешение дежурного по станции, переданное по радиосвязи, дают машинисту право проследовать закрытый выходной светофор и вести поезд до первого проходного светофора со скоростью не выше 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения, а далее руководствоваться сигналами автоматической блокировки.

При неисправности маршрутного светофора указанные разрешения дают машинисту право в аналогичном порядке проследовать до выходного (или до следующего маршрутного) светофора.

При неисправности одновременно маршрутного и выходного светофоров в зависимости от конкретных условий работы может выдаваться одно разрешение на проезд запрещающих показаний обоих светофоров или же отдельные разрешения на проезд каждого светофора, что устанавливается в ТРА станции.

1.21. При неисправности группового светофора отправление поездов производится по письменному разрешению с заполнением пункта I или по разрешению дежурного по станции в порядке, предусмотренном в п. п. 1.18 и 1.19 настоящей Инструкции.

1.22. При неисправности на выходном светофоре маршрутного указателя направления следования (белого цвета) отправление поездов производится по открытому выходному светофору, но и этом случае перед отправлением поезда дежурный по станции должен сообщить машинисту (лично, по радиосвязи, через сигналиста или дежурного стрелочного поста) о неисправности указателя и готовности маршрута в направлении следования поезда.

1.23. При нарушении нормальной работы повторителей светофоров, участков приближения и удаления, стрелочных изолированных участков прием и отправление поездов должны осуществляться по автоматической блокировке. При этом дежурный по станции обязан убедиться в фактическом состоянии напольных устройств СЦБ.

1.24. Если контрольные устройства показывают занятость перегона при фактической его свободности и при этом требуется изменить направление движения (на однопутных перегонах или на двухпутных с двусторонней автоблокировкой), то при наличии кнопок (рукояток) вспомогательного режима такое изменение осуществляется с их помощью по приказу поездного диспетчера, передаваемому дежурным по станциям, ограничивающим перегон, после предварительной проверки его свободности по форме:

 

"Разрешаю изменить направление движения по автоблокировке на перегоне _____ (по _____ пути перегона ______) с нечетного на четное с помощью кнопок (рукояток) вспомогательного режима. Перегон _______ (______ пути перегона) от поездов свободен.

Поездной диспетчер ________ (фамилия)".

 

Получив такой приказ, дежурные по обеим станциям срывают пломбы и устанавливают кнопки (рукоятки) вспомогательного режима для изменения направления движения. Изменив направление движения, дежурные по станции должны по показаниям контрольных устройств на табло убедиться в том, что изменение произошло, и установить вспомогательные кнопки (рукоятки) в нормальное положение. О срыве пломб делается запись в журнале осмотра.

1.25. При перерыве действия всех установленных видов телефонной связи, но исправном действии автоблокировки (свободности по показаниям контрольных приборов участков удаления) движение поездов на двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой для одностороннего движения, производится по сигналам автоблокировки. На однопутных перегонах использовать в этих случаях автоблокировку для отправления поездов может только станция, отправляющая поезда в преимущественном направлении при условии, что и направление автоблокировки на этой станции на момент перерыва связи соответствует движению поездов в этом направлении.

Использовать двустороннюю автоблокировку для отправления поездов по неправильному пути двухпутного перегона в этих случаях запрещается.

 

                          РАЗРЕШЕНИЕ N __________

                                (штемпель)

 

Станция

_______

(пост)

 

"__" ________ 20__ г.

_______ ч ______ мин.

 

                                     I

 

Разрешаю поезду N _______ отправиться с ______ пути по ___________ пути при

запрещающем показании выходного  (маршрутного)  светофора  и  следовать  до

                                                      станции

первого проходного, выходного (маршрутного) светофора ____________________.

                                                      поста

 

                                    II

 

Разрешаю поезду (толкачу поезда) N ___________ отправится с __________ пути

                                                     станции

по __________ пути и следовать до входного светофора ______________________

                                                     поста

(до _________________ км) с возвращением обратно. Сведения о прибытии ранее

отправленного поезда (согласие на прием поезда) N _________________________

на станцию                 имеются

_____________________________________.

пост                       не имеются

 

                                    III

 

Разрешаю поезду N _____ отправиться с ________ пути по открытому групповому

(выходному, маршрутному) светофору и следовать до ______________ светофора.

            станции

Дежурный по _____________________.

            посту

_____________________ (подпись).

(ненужное зачеркнуть)

 

                           КОРЕШОК РАЗРЕШЕНИЯ N

 

Станция

_______

пост

 

"__" ________ 20__ г.

 

Разрешение выдано на поезд N ________

(толкач поезда N _____) с заполнением

пункта ______________________________

            станции

Дежурный по _________________________

            посту

___________________________ (подпись)

 

Глава 2. ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ НА УЧАСТКАХ, ОБОРУДОВАННЫХ

ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЕЙ

 

2.1. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, средством сигнализации и связи при движении поездов является автоматическая блокировка.

Управление всеми станционными светофорами и стрелками на участках осуществляется непосредственно поездным диспетчером. Положение стрелок, показания светофоров, свободность станционных путей, стрелочных участков, оборудованных электрической изоляцией, и перегонов контролируется поездным диспетчером по показаниям табло.

Все распоряжения, касающиеся движения поездов и маневровой работы, поездной диспетчер по телефону или радиосвязи передает непосредственно машинисту или другому работнику, на которого на данном раздельном пункте возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов или производству маневров.

2.2. В необходимых случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, поездной диспетчер может передавать станции на резервное управление, после чего прием и отправление поездов, маневровая работа, а также открытие и закрытие светофоров производятся начальником станции или другим работником, на которого возложено выполнение этих операций. До передачи станции на резервное управление поездной диспетчер обязан проинформировать этого работника о поездах, находящихся на прилегающих перегонах.

Если до передачи станции на резервное управление поездным диспетчером было разрешено производство работ на контактной сети со снятием напряжения на станционных путях, он обязан сообщить об этом вступающему на дежурство работнику диспетчерским приказом.

Отдельные стрелки или горловины станций могут быть переданы поездным диспетчером на местное управление. Перевод стрелок в этих случаях производится работником, осуществляющим руководство маневровой работой в данном районе станции. Если передача на местное управление вызвана необходимостью ремонта устройств СЦБ, не требующего предварительной записи в журнале осмотра, то переводить переданные на местное управление стрелки для проверки правильности их работы разрешается электромеханику СЦБ.

 

Прием и отправление поездов

 

2.3. Перед приемом поезда на станцию поездной диспетчер, убедившись по показаниям контрольных устройств в свободности пути приема и стрелочных участков, устанавливает маршрут приема.

2.4. Перед отправлением поезда поездной диспетчер, убедившись по показаниям контрольных устройств на центральном пульте управления в свободности стрелочных участков, а при смене направления — и перегона, устанавливает маршрут отправления.

2.5. Фактический перевод стрелок и открытие входного (выходного) светофора проверяется по показаниям соответствующих контрольных устройств.

 

Производство маневров

 

2.6. Перевод стрелок при маневрах может осуществляться:

поездным диспетчером с центрального пульта с передачей соответствующим работникам указаний о готовности маршрута для маневровых передвижений по радиосвязи или диспетчерской связи по телефонам, устанавливаемым в горловинах станций;

начальником станции или другим работником, на которого возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, — при передаче станции на резервное управление;

составителем поездов или другим работником в соответствии с порядком, установленным руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта при передаче отдельных стрелок станции на местное управление. При передвижениях по станционным путям одиночных локомотивов, специального самоходного подвижного состава перевод стрелок, переданных на местное управление, может осуществляться одним из работников локомотивной бригады или специального самоходного подвижного состава.

Работник, переводящий стрелки, после каждою перевода должен убеждаться в правильности положения остряков по контрольным приборам на пульте местного управления или по положению остряков.

2.7. Запрещается переводить стрелку с пульта местного управления или ключом местного управления до освобождения стрелочного изолированного участка, а там, где не включена в зависимость изоляция стрелки, — до освобождения стрелки от подвижного состава.

2.8. По окончании маневров стрелочные и маневровые рукоятки, а также ключ местного управления устанавливаются в нормальное положение, руководитель маневров докладывает об окончании работы поездному диспетчеру, а последний устанавливает в нормальное положение соответствующие кнопки и переводит стрелки на центральное управление.

 

Глава 3. ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ ПРИ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКЕ

 

3.1. При полуавтоматической блокировке разрешением на занятие поездом перегона служит разрешающее показание выходного или проходного светофора, при этом на однопутных участках для открытия выходного светофора необходимо предварительно получить от дежурного по соседней станции, на которую отправляется поезд, блокировочный сигнал согласия.

 

Прием и отправление поездов

 

3.2. Перед приемом поезда дежурный по станции заблаговременно подготавливает маршрут приема и открывает входной светофор.

На станциях, где нет устройств автоматического закрытия входного светофора, дежурный по станции обязан по прибытии поезда установить кнопку (рукоятку) сигнала в положение закрытия светофора.

Убедившись в прибытии поезда на станцию в полном составе, дежурный по станции приема подает на станцию отправления блокировочный сигнал прибытия, а по телефону извещает ее о времени прибытия поезда. Если поезд следовал с подталкивающим локомотивом, то уведомление о прибытии и блокировочный сигнал прибытия дежурный по станции приема подает на станцию отправления после того, как убедится в прибытии толкача.

Без получения от соседней станции уведомления по телефону о прибытии ранее отправленного поезда дежурному по станции на однопутных перегонах запрещается давать блокировочный сигнал согласия на прием поезда встречного направления.

3.3. Дежурному по станции запрещается передавать на станцию отправления уведомление о прибытии поезда и блокировочный сигнал прибытия, если он предварительно не убедился в том, что поезд с перегона прибыл в полном составе.

О прибытии поезда на станцию в полном составе дежурный по станции убеждается по наличию поездного сигнала на последнем хвостовом вагоне поезда лично или по докладу дежурного стрелочного поста, а на станциях с централизацией стрелок, где нет дежурных стрелочного поста, — по докладам других станционных работников, связанных с движением поездов, или дежурных по переездам в порядке, установленном руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.

3.4. Перед отправлением поезда дежурный по станции должен получить блокировочный сигнал согласия от дежурного по станции приема, приготовить маршрут отправления и открыть выходной светофор.

На станциях, где нет устройств автоматического закрытия выходного светофора, дежурный по станции после прохода поездом выходного светофора устанавливает сигнальную кнопку (рукоятку) в положение закрытия светофора и по телефону извещает соседнюю станцию о времени фактического отправления поезда.

Независимо от наличия блокировочного сигнала прибытия дежурный по станции имеет право открыть выходной светофор и отправить поезд только после получения от соседней станции по телефону уведомления о прибытии ранее отправленного поезда.

3.5. Если после открытия выходного светофора поезд почему-либо не будет отправлен, дежурный по станции обязан закрыть выходной светофор, сделать об этом запись в журнале движения поездов и сообщить на соседнюю станцию и поездному диспетчеру о задержке поезда.

Отправление задержанного или другого поезда того же направления производится при закрытом выходном светофоре по письменному разрешению с заполнением пункта I или при наличии устройств автоматической регистрации переговоров (УАРП) по разрешению, передаваемому дежурным по станции машинисту локомотива по радиосвязи:

 

"Разрешаю поезду N ______ отправиться с _______ пути станции ________ по ______ пути при запрещающем выходном светофоре и следовать до входного светофора станции __________. Согласие станции _________ на прием поезда имеется.

Дежурный по станции __________ (фамилия)".

 

Дежурный по соседней станции о времени фактического отправления поезда уведомляется по телефону. Следующий поезд отправляется по полуавтоматической блокировке в установленном порядке.

Письменное разрешение с заполнением пункта I или разрешение, переданное дежурным по станции машинисту локомотива по радиосвязи при соблюдении требований п. 7 настоящей Инструкции, выдается машинисту ведущего локомотива также в случаях самопроизвольного закрытия выходного светофора (вследствие ложной занятости изолированной секции, перегорания светофорной лампы или ошибочного закрытия выходного светофора) при исправном действии полуавтоматической блокировки.

3.6. Если на станции, ограничивающей однопутный перегон, после открытия выходного светофора появится необходимость задержать поезд и отправить на этот перегон с другой станции поезд встречного направления, выходной светофор закрывается, пользование полуавтоматической блокировкой прекращается, и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи. Отправление встречного поезда производится при закрытом выходном светофоре по письменному разрешению с заполнением пункта II или при наличии УАРП по разрешению, передаваемому дежурным по станции машинисту локомотива по радиосвязи.

Действие полуавтоматической блокировки возобновляется при последующем отправлении на перегон ранее задержанного или другого поезда, следующего в том же направлении, причем этот поезд отправляется по письменному разрешению с заполнением пункта I или при наличии устройств УАРП по разрешению, переданному дежурным по станции машинисту локомотива по радиосвязи, а на станциях, имеющих устройства для повторного открытия выходного светофора, — по открытому выходному светофору.

3.7. Отправление поездов при наличии групповых выходных светофоров производится по разрешающему показанию выходного светофора и маршрутному указателю с цифрой зеленого цвета, соответствующей номеру того пути, с которого разрешается отправление поезда.

При наличии групповых выходных светофоров, не оборудованных маршрутными указателями, а также при неисправности маршрутных указателей отправление поездов со станции производится при открытом выходном групповом светофоре с вручением машинисту локомотива письменного разрешения с заполнением пункта III или при наличии устройств УАРП по разрешению, передаваемому дежурным по станции машинисту локомотива по радиосвязи порядком, предусмотренным п. 1.6 настоящей Инструкции.

При неисправности на выходном светофоре маршрутного указателя направления следования (белого цвета) отправление поездов производится в порядке, предусмотренном п. 1.22 настоящей Инструкции.

3.8. Отправление поездов на однопутных и двухпутных перегонах (по правильному пути) с возвращением с перегона на станцию отправления производится при закрытом выходном светофоре с выдачей машинисту ключа-жезла на право проезда закрытого выходного светофора и обратного следования. При этом на однопутных перегонах перед отправлением поезда на перегон с последующим возвращением в установленном порядке должен быть получен от соседней станции блокировочный сигнал согласия на отправление поезда.

По прибытии поезда на станцию ключ-жезл возвращается дежурному по станции, который вкладывает его в аппарат и по телефону уведомляет дежурного по соседней станции о возвращении поезда.

3.9. При неисправности ключа-жезла, а также в случаях, когда пульт управления не оборудован ключом-жезлом, отправление поезда с последующим возвращением на станцию отправления производится по телефонным средствам связи с прекращением действия полуавтоматической блокировки.

Поезда в этом случае отправляются при запрещающем показании выходного светофора с выдачей машинисту письменного разрешения с заполнением пункта II.

Действие полуавтоматической блокировки возобновляется после возвращения поезда с перегона.

3.10. Отправление поезда с подталкивающим локомотивом, следующим до соседней станции, производится по полуавтоматической блокировке в обычном порядке с уведомлением этой станции по телефону об отправлении поезда с подталкивающим локомотивом.

Отправление поезда с подталкивающим локомотивом, возвращающимся с перегона на станцию отправления, производится по полуавтоматической блокировке (при открытом выходном светофоре). На право обратного следования машинисту подталкивающего локомотива вручается на станции отправления ключ-жезл.

3.11. При неисправности ключа-жезла, а также в случаях, когда пульт управления не оборудован ключом-жезлом, отправление поезда с подталкивающим локомотивом, возвращающимся на станцию отправления, производится по телефонным средствам связи с прекращением действия полуавтоматической блокировки.

Машинисту подталкивающего локомотива на право обратного следования выдается письменное разрешение с заполнением пункта II.

3.12. Специальный самоходный подвижной состав отправляется на перегон (в том числе и с возвращением обратно) в обычном порядке — как поезда.

 

Движение поездов при неисправности

полуавтоматической блокировки

 

3.13. К неисправностям, при которых действие полуавтоматической блокировки должно быть прекращено, относятся:

невозможность открытия выходного или проходного светофора при свободном перегоне;

невозможность закрытия выходного или проходного светофора;

произвольное получение блокировочных сигналов;

невозможность подачи или получения блокировочных сигналов;

отсутствие пломб на аппарате управления (за исключением пломб на педальной замычке или вспомогательной кнопке).

Во всех указанных случаях, а также при работах по переоборудованию, ремонту, испытанию и замене устройств полуавтоматической блокировки и других работах, вызывающих временное прекращение действия устройств, действие полуавтоматической блокировки прекращается, и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи.

3.14. Во время осмотра электромехаником СЦБ устройств полуавтоматической блокировки действие ее не прекращается. При этом, пока аппарат управления открыт, дежурный по станции и электромеханик СЦБ обязаны особо внимательно следить за правильностью работы устройств полуавтоматической блокировки.

Перед опломбированием после окончания осмотра, регулировки аппаратуры полуавтоматической блокировки электромеханик СЦБ совместно с дежурным по станции по показаниям контрольных устройств проверяют соответствие показаний на аппарате управления фактическому состоянию перегонов (по записям в журнале движения поездов и переговорами с дежурным по соседней станции).

О каждом случае вскрытия аппарата управления для его осмотра или ремонта, а также об окончании этой работы электромехаником СЦБ делается соответствующая запись в журнале осмотра.

3.15. Переход на телефонные средства связи, а также возобновление движения поездов по полуавтоматической блокировке осуществляются по приказу поездного диспетчера после предварительной проверки через дежурных по станциям свободности перегона.

При неисправности диспетчерской связи переход на телефонные средства связи при движении поездов и восстановление действий полуавтоматической блокировки производятся в порядке, указанном в п. п. 1.14 и 1.15 настоящей Инструкции.

3.16. После прекращения действия полуавтоматической блокировки и перехода на телефонные средства связи машинистам локомотивов выдаются для следования до соседней станции на однопутных и двухпутных перегонах письменные разрешения с заполнением пункта II с отметкой вверху бланка "Полуавтоматическая блокировка не действует" или при наличии устройств УАРП разрешение дежурного по станции, переданное машинисту по радиосвязи:

 

"Разрешаю поезду N _______ отправиться при запрещающем показании выходного светофора с _____ пути станции _____________ по ______ пути и следовать до входного светофора станции __________. Согласие станции _______ на прием поезда (прибытие ранее отправленного поезда) имеется. Полуавтоматическая блокировка не действует.

Дежурный по станции ____________ (фамилия)".

 

3.17. При следовании поезда двойной тягой или с подталкивающим локомотивом на весь перегон разрешение на право занятия перегона она вручается только машинисту ведущего локомотива. Машинист второго (при двойной тяге) и подталкивающего локомотивов должны в этих случаях руководствоваться сигналами машиниста ведущего локомотива.

3.18. При неисправности поездной межстанционной телефонной связи дежурные по станции обязаны особо внимательно следить за изменениями показаний контрольных устройств на аппаратах управления.

Уведомления о движении поездов в этом случае производятся через поездного диспетчера или по другим средствам связи, находящимся в распоряжении дежурного по станции.

3.19. На двухпутных (многопутных) перегонах, оборудованных односторонней полуавтоматической блокировкой для движения в одном направлении, отправление поездов по неправильному пути производится по приказу поездного диспетчера с переходом на телефонные средства связи по правилам однопутного движения.

3.20. В зависимости от системы полуавтоматической блокировки и конкретных условий работы на том или ином участке порядок пользования устройствами, а также порядок действий работников при приеме, отправлении и пропуске поездов устанавливается ТРА станции.

 

Глава 4. ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ ПРИ ЭЛЕКТРОЖЕЗЛОВОЙ СИСТЕМЕ

 

4.1. При электрожезловой системе разрешением на занятие поездом перегона служит жезл данного перегона, вручаемый машинисту.

4.2. Все переговоры по телефону по вопросам движения поездов, а также извлечение и вложение жезлов, выдача и получение их могут производиться только дежурным по станции. При установке жезловых аппаратов в помещениях стрелочных постов извлечение и вложение жезлов, выдача и получение их могут производиться старшим дежурным стрелочного поста по разрешению дежурного по станции.

4.3. Дежурный по станции имеет право передавать без пропуска через жезловой аппарат жезл, полученный на путях с прибывающего поезда, на отправляемый на тот же перегон поезд. В этом случае необходимо предварительно получить согласие дежурного по соседней станции, на которую отправляется поезд.

На станциях, где жезловые аппараты имеют ключи-жезлы, передавать жезл без пропуска через жезловой аппарат запрещается.

4.4. Запрещается:

запрашивать разрешение на извлечение жезла ранее готовности поезда к отправлению, за исключением безостановочного пропуска поездов или стоянок их по расписанию не более 5 мин.;

хранить действующие жезлы не вложенными в аппарат;

провозить жезл на соседний перегон.

4.5. Устройства электрожезловой системы не должны допускать изъятия из жезловых аппаратов одновременно более одного жезла. Жезловые аппараты, устанавливаемые в помещениях стрелочных постов, не должны допускать изъятие жезла из аппарата без разрешения дежурного по данной станции.

4.6. Каждый жезл должен иметь порядковый номер, серию и наименование станций, ограничивающих перегон. Каждому перегону должна соответствовать своя серия жезлов. Установка жезловых аппаратов одной серии допускается не чаще чем через три перегона, а на станциях, к которым примыкают более трех перегонов, оборудованных электрожезловой системой, — через два перегона. В жезловых аппаратах обеих станций, ограничивающих перегон, при отсутствии на перегоне поездов должно быть в сумме четное число жезлов.

4.7. Жезловые аппараты станций, с которых производится отправление поездов с подталкивающим локомотивом, возвращающимся с перегона обратно на станцию, должны дополняться ключом-жезлом. Конструкция жезлового аппарата, дополненного ключом-жезлом, не должна допускать извлечения из аппарата ключа-жезла до извлечения основного жезла, а также извлечения основного жезла при изъятом ключе-жезле.

4.8. Жезловые аппараты станций, с которых производится отправление поездов с подталкивающим локомотивом, следующим до соседней станции, должны иметь развинчивающиеся жезлы. Каждый развинчивающийся жезл должен состоять из двух частей: "жезла" и "билета".

4.9. Обмен жезлов производится с помощью механических жезлообменивателей или вручную, как правило, у помещения дежурного по станции. При обмене жезлов вручную жезлы должны быть положены в жезлоподаватели.

При безостановочном пропуске поездов запрещается производить обмен жезлов на выходных горловинах.

 

Прием и отправление поездов

 

4.10. Перед приемом поезда дежурный по станции заблаговременно готовит маршрут приема и открывает входной светофор.

По прибытии поезда на станцию жезл сдается дежурному по станции, который, убедившись в прибытии поезда в полном составе и проверив принадлежность жезла данному перегону, с которого прибыл поезд, записывает номер жезла в журнал движения поездов, вкладывает жезл в жезловой аппарат и уведомляет по телефону станцию отправления о прибытии поезда.

На станциях, где жезловые аппараты установлены в помещениях стрелочных постов, жезл с прибывающего поезда передается старшему дежурному стрелочного поста, который, убедившись в прибытии поезда в полном составе и проверив принадлежность жезла данному перегону, вкладывает жезл в аппарат и сообщает дежурному по станции номер жезла для записи его в журнал движения поездов.

4.11. При прибытии поезда с подталкивающим локомотивом дежурный по станции, получив первую часть жезла (билет) от машиниста ведущего локомотива и вторую часть жезла (жезл) от машиниста подталкивающего локомотива, обязан свинтить обе части, после этого вложить жезл в жезловой аппарат.

4.12. Для отправления поезда дежурный по станции запрашивает по телефону согласие дежурного по станции, на которую отправляется поезд, по форме: "Могу ли отправить поезд N _______."

Дежурный по станции, если нет препятствий для приема поезда, дает по телефону согласие по форме: "Ожидаю поезд N _________" и разрешает вынуть жезл.

Вынув из аппарата жезл, дежурный по станции отправления обязан записать его номер в журнал движения поездов и вручить машинисту отправляемого поезда.

На станциях, где жезловые аппараты вынесены на стрелочные посты, номер изъятого жезла сообщается дежурному по станции старшим дежурным стрелочного поста.

Если дежурные по станциям предварительно согласовали возможность отправления встречного поезда с жезлом от прибывающего поезда без пропуска жезла через аппарат, то в журналах движения поездов (обеих станций) против номера этого поезда должна быть сделана отметка:

 

"Согласовано отправление по жезлу от поезда N ________.

Дежурный по станции ___________ (подпись)".

 

4.13. Если после изъятия жезла для отправления поезда последний почему-либо не будет отправлен, дежурный по станции обязан вложить жезл в аппарат, уведомить об этом дежурного по соседней станции и сделать отметку в журнале движения поездов:

 

"Поезд N _______ задержан.

Дежурный по станции ___________ (подпись)".

 

4.14. При отправлении поезда с последующим возвращением его с перегона на станцию отправления жезл машинисту локомотива выдается в обычном порядке. Дежурный по соседней станции уведомляется как об отправлении, так и о возвращении поезда с перегона.

4.15. При отправлении поезда с неприцепленным подталкивающим локомотивом, следующим на весь перегон, машинисту ведущего локомотива вручается первая часть жезла ("Билет"), а машинисту толкача — вторая часть жезла ("Жезл").

Дежурный по станции отправления ставит в известность дежурного по соседней станции о следовании к нему поезда с подталкивающим локомотивом.

В тех случаях, когда подталкивающий локомотив следует по всему перегону прицепленным к составу поезда, жезл вручается только машинисту ведущего локомотива.

4.16. Если жезловые аппараты не оборудованы развинчивающимися жезлами, то при необходимости отправления поезда с не прицепленным к составу подталкивающим локомотивом, следующим на весь перегон, действие электрожезловой системы прекращается и движение поездов осуществляется по телефонным средствам связи.

4.17. При отправлении поезда с подталкивающим локомотивом, возвращающимся с перегона на станцию отправления, машинисту ведущего локомотива выдается жезл, а машинисту подталкивающего — ключ-жезл.

Ключи-жезлы могут использоваться также для организации подачи (уборки) вагонов на пути, примыкающие на перегонах, и при отправлении хозяйственных поездов с последующим возвращением их на станцию отправления.

4.18. Если жезловые аппараты не оборудованы ключами-жезлами, то при необходимости отправления поезда с подталкивающим локомотивом, возвращающимся с перегона на станцию отправления, действие электрожезловой системы прекращается и движение поездов осуществляется по телефонным средствам связи.

 

Движение поездов при наличии примыканий на перегоне

 

4.19. При наличии на перегоне примыкания, не обслуживаемого вспомогательным постом, стрелка примыкания должна быть оборудована для ее замыкания электроприводом или контрольным замком. Электропривод управляется со станции, к которой приписана стрелка примыкания.

4.20. При необходимости подачи (уборки) вагонов на примыкание, не обслуживаемое вспомогательным постом, с возвращением локомотива на станцию отправления или дальнейшим следованием до соседней станции, машинисту выдается жезл и ключ от контрольного замка стрелки примыкания. Дежурный по соседней станции извещается как об отправлении локомотива для подачи (уборки) вагонов на примыкание, так и о его возвращении на станцию.

4.21. При наличии на перегоне примыкания, обслуживаемого вспомогательным постом, этот пост соединяется с одной из станции, ограничивающей перегон, дополнительной электрожезловой связью.

Аппараты и жезлы дополнительной электрожезловой связи должны иметь одну и ту же серию и надписи, что и аппараты станций, ограничивающих перегон. В паре аппаратов станций, ограничивающих перегон, при отсутствии на нем поездов находится четное число жезлов, а в аппаратах, связывающих станцию с постом, — нечетное.

Вспомогательный пост в движении поездов, следующих непосредственно между станциями, участия не принимает. Стрелки примыкания оборудуются соответствующей зависимостью, исключающей возможность:

перевода стрелки при отсутствии у дежурного по посту изъятого жезла;

вложения жезла в аппарат, установленный на посту, до установки стрелки в нормальное положение — по главному пути.

4.22. При отправлении поезда на примыкание, обслуживаемое вспомогательным постом, дежурный по станции, согласовав с постом отправление к нему поезда, должен запросить соседнюю станцию и, получив согласие дежурного по этой станции, вынуть жезл, который выдается машинисту поезда, отправляемого на примыкание. Об отправлении поезда сообщается по телефону дежурным по вспомогательному посту и соседней станции.

4.23. При прибытии поезда на вспомогательный пост и уборке его на примыкание стрелка устанавливается в нормальное положение; дежурный по посту вкладывает в аппарат жезл прибывшего на примыкание поезда и сообщает дежурным по обеим станциям время прибытия поезда и освобождения перегона. Затем разрешает дежурному по станции, с которой пост соединен электрожезловой связью, изъять жезл для перекладки ею из дополнительного жезлового аппарата в основной.