Постановление Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. N 36

Постановление Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. N 36

class=»size2″>Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)

 

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия).

2. Ввести в действие Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утвержденные настоящим постановлением, с 30 июня 2003 года.

3. Департаменту условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации организовать издание и распространение Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия).

 

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Министр труда и социального развития

Российской Федерации                                                                                                                             А.П.Починок

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2003 г.

Регистрационный N 4824

 

Приложение

к постановлению Минтруда России

от 17 июня 2003 г. N 36

 

Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта

(конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)

 

 I.    Общие требования                                                 

 II.   Требования охраны труда работников при организации  и  проведении

       работ                                                            

 III.  Требования,  предъявляемые  к   производственным   помещениям   и

       производственным  площадкам  (для  процессов,   выполняемых   вне

       производственных помещений), для охраны труда работников         

 IV.   Требования,  предъявляемые  к  оборудованию,  его  размещению   и

       организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников

 V.    Требования, предъявляемые к хранению и  транспортировке  исходных

       материалов,  заготовок,  полуфабрикатов,  готовой   продукции   и

       отходов производства, для обеспечения охраны труда работников    

 VI.   Требования  к  профессиональному  отбору  работников  и  проверке

       знаний настоящих Правил                                          

 VII.  Требования к применению средств защиты                           

 VIII. Ответственность   за   нарушение   требований    законодательства

       Российской Федерации об охране труда                             

 

 Приложение. Перечень нормативных  правовых  актов  федеральных  органов

             исполнительной  власти,  на  которые   имеются   ссылки   в

             настоящих Правилах                                         

 

I. Общие требования

 

1.1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)*(1), устанавливают государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации конвейеров всех типов, рольгангов, транспортеров, трубопроводного транспорта и других транспортных средств непрерывного действия*(2), задействованных в технологических транспортных операциях на предприятиях, в учреждениях, организациях*(3) как в составе единого технологического комплекса, линии и т.п., так и при их отдельном применении.

Требования настоящих Правил распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию этих транспортных средств, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, а также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Организация и выполнение работ с применением транспортных средств непрерывного действия должны осуществляться при соблюдении Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*(4), иных нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда*(5).

1.2. Для транспортировки больших объемов стабильных по направлению, однородных по содержанию и непрерывных по подаче грузов наиболее эффективными являются транспортные средства непрерывного действия — конвейеры всех типов, монорельсовые и подвесные канатные дороги, пневматический, гидравлический и трубопроводный транспорт.

1.3. Применение транспортных средств непрерывного действия может быть высокоэффективным, если они представляют собой звено полностью механизированного комплекса погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.

1.4. Транспортные средства непрерывного действия могут иметь механические, гидравлические, электрические приводы, могут не иметь приводов или использовать гравитацию (конвейеры: ленточные, цепные, пластинчатые, винтовые, гравитационные, пневматические; лифты с непрерывным движением кабин; эскалаторы; монорельсовые дороги с тяговой лебедкой; подвесные канатные дороги; трубопроводный транспорт: гидравлический (напорный, безнапорный), пневматический (всасывающий, смешанный, нагнетательный, пневмоконтейнерный и т.п.).

1.5. Перспективным видом внутризаводского транспортного средства непрерывного действия являются транспортные системы, представляющие собой автоматические устройства, движущиеся вдоль магнитной дороги, получающие команду на выполнение производственного цикла от ЭВМ и передающие ей ответную информацию.

1.6. Настоящие Правила не распространяются на работников, эксплуатирующих магистральные трубопроводы, эскалаторы, элеваторы, грузовые и пассажирские канатные дороги, транспортные системы непрерывного действия в технологических комплексах роторного типа (патронное производство и др.), в комплексах и системах военного назначения, а также работающие в специфических пожаро-, взрывоопасных и др. условиях их применения и находящиеся под надзором Госгортехнадзора России.

1.7. Требования настоящих Правил должны учитываться при проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, при разработке и применении технологических процессов с использованием транспортных средств непрерывного действия, при реконструкции, техническом перевооружении или создании новых производств с применением транспортных средств непрерывного действия. Правила действуют на всей территории Российской Федерации.

1.8. Выполнение отдельных требований настоящих Правил, требующих значительных затрат, может осуществляться по срокам их реализации по согласованию с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, территориальными органами Госгортехнадзора России и другими органами государственного надзора и контроля по их компетенции.

1.9. Организацию работы по обеспечению безопасных условий эксплуатации транспортных средств непрерывного действия следует проводить на основе оценки уровня безопасности этих транспортных средств и последующего приведения их в соответствие с требованиями настоящих Правил, документации завода-изготовителя и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов по охране и безопасности труда.

1.10. С учетом конкретных условий в организации разрабатываются или приводятся в соответствие с требованиями настоящих Правил стандарты организации, положения, должностные инструкции и инструкции по охране труда.

1.11. Руководители структурных подразделений, начальники участков, мастера, прорабы должны иметь в наличии комплект действующих инструкций для работников по профессиям и видам работ, входящих в сферу их производственной деятельности.

1.12. Погрузка, выгрузка, перемещение и размещение грузов должны производиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и правил по охране труда.

1.13. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны, к освещению на рабочих местах, к уровню вибрации и шума должны определяться соответствующими государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другими нормативными документами.

1.14. Опасными и вредными производственными факторами при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, являются:

движущиеся элементы транспортных средств и перемещаемые ими грузы, материалы, особенно при размещении этих средств в тоннелях, галереях и в других стесненных условиях;

вращающиеся элементы приводных, натяжных, загрузочных, разгрузочных узлов и др.;

поражения электрическим током;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны и производственных помещений;

недостаточная освещенность.

1.15. Особую опасность при использовании транспортных средств непрерывного действия представляет контактирование с подвижными элементами (зубчатыми колесами, шкивами, грузом и др.) и зоны набегания ленты (у шкивов, роликов), захват за незастегнутую, незаправленную надлежащим образом спецодежду, рукавицы и т.п.

1.16. В конструкцию транспортных средств непрерывного действия должны входить необходимые ограждения, блокировки, сигнализация.

1.17. Вращающиеся валы транспортных средств непрерывного действия, даже когда они выполнены гладкими и вращаются с малыми оборотами, особенно выступающие их концы, должны быть ограждены, т.к. опасны возможностью захвата при контакте с ними спецодежды работника, не убранных под головной убор волос, находящихся в руках или выступающих из карманов спецодежды работника предметов и т.п., что создает опасность втягивания работника в опасную зону с тяжелыми последствиями.

1.18. Встречно вращающиеся валы, валки, цилиндры, фрикционы, зубчатые колеса, шестерни и т.п., встречающиеся в большом разнообразии у транспортных средств непрерывного действия, в зоне их набегания должны определяться как опасные вне зависимости от скорости вращения. Опасность в этих зонах представляет и возможный захват подающимися в эти механизмы материалами.

Указанные зоны должны быть ограждены или иметь другие средства защиты, исключающие доступ работника в эти зоны.

1.19. Зоны набегания между приводными ремнями и шкивами, между тросами и блоками, между приводными цепями и звездочками, между транспортирующими лентами и барабанами являются опасными зонами захвата и должны быть ограждены.

1.20. Шпонки, регулировочные и фиксирующие винты, болты и другие детали вращающихся валов, муфт и т.п. не должны выступать за габарит основных деталей и опасные зоны должны иметь ограждения.

1.21. В скрепляющих узлах транспортерных лент, приводных ремней транспортных средств непрерывного действия применение металлических соединительных элементов (болтов, скоб и т.п.) не допускается. Сращивание должно выполняться сшивкой или вулканизацией.

1.22. Червяки, шнеки, спирали, зоны между ними и корпусами в конструкциях транспортных средств непрерывного действия должны быть закрыты ограждениями, исключающими доступ работника в эти опасные зоны при работающем оборудовании.

1.23. Извлечение застрявшего предмета, вызвавшего остановку шнекового транспортера, необходимо производить после отключения привода транспортера от электрической сети. Извлечение застрявшего предмета производить с использованием шуровок, клещей и т.п.инструмента.

1.24. Микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения) и содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должны быть в пределах санитарно-гигиенических норм, что обеспечивается:

а) при незначительных перегревах воздуха и умеренных выбросах паров, газов, аэрозоля — применением организованной естественной вентиляции;

б) при значительных уровнях теплового воздействия и выбросов загрязнителей — устройством принудительной вентиляции, обеспечивающей снижение температуры воздуха и концентрации загрязнителей до допустимых пределов притоком свежего воздуха в рабочую зону.

1.25. Источники интенсивных выбросов загрязнителей должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией непосредственно от них.

1.26. При невозможности достижения нормативных показателей микроклимата воздуха рабочей зоны должна обеспечиваться защита работников системами местного кондиционирования, воздушного душирования, средствами индивидуальной защиты, регламентом трудового процесса.

1.27. При эксплуатации производственного оборудования в атмосфере пожаро — и взрывоопасной пыли и пылевоздушных смесей основным условием безопасности является предотвращение пожаро — и взрывоопасных ситуаций, что обеспечивается:

а) последовательностью пуска и остановки оборудования, работающего в едином технологическом комплексе, с автоматической блокировкой при ее нарушении;

б) светозвуковой сигнализацией срабатывания любой блокировки;

в) устройством аварийного отключения приводов;

г) датчиками уровня заполнения бункеров*(6), сблокированными с транспортным и другим технологическим оборудованием;

д) минимальным количеством точек перегрузки на транспортных коммуникациях и их минимальной протяженностью;

е) защитой электрооборудования от взрыва, коротких замыканий и перегрузок;

ж) герметичностью производственного оборудования (размещением в закрытых кожухах самотечных транспортных средств, норий, цепных, ленточных и безроликовых конвейеров).

1.28. Не допускается пуск и работа оборудования, выделяющего пыль, с открытыми люками, крышками, дверками.

1.29. Проведение огневых работ в помещениях с пылегазовыми выделениями, опасными во взрывопожарном отношении, допускается в исключительных случаях при соблюдении требований правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

1.30. Общая компоновка производственного оборудования должна обеспечивать проходы и подходы к нему в соответствии с действующими нормами.

1.31. Пылевыделяющее производственное оборудование должно быть загерметизировано и эффективно аспирироваться с тем, чтобы в производственные помещения пыль от него не выделялась.

1.32. Производственное оборудование при эксплуатации должно находиться в исправном состоянии, быть отрегулировано, работать без несвойственного ему шума, вибрации и повышенного трения движущихся частей.

1.33. Ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств непрерывного действия возлагается на руководителей структурных подразделений, эксплуатирующих эти транспортные средства, а также на службы главных специалистов и руководителей ремонтных служб по их компетенции.

1.34. Общее руководство комплексом работ по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия возлагается, как правило, на главного инженера (технического директора) организации. В организациях с малой численностью работающих исполнение этих обязанностей может быть возложено на одного из работников организации.

1.35. Не допускается применение в организациях вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, а также оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе и иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, иметь сертификаты соответствия*(7).

1.36. Транспортные работы в организации должны проводиться с соблюдением требований пожарной безопасности: не допускать пролива, протечек горючих жидкостей и смазочных материалов, открытого выделения их паров, соблюдать меры осторожного обращения с источником огня, искр, высоких температур и т.п.

Контроль параметров газовоздушной среды должен обеспечивать своевременное принятие мер, не допускающих достижения пороговых значений концентрации опасных веществ в воздушной среде производственных и других помещений, зданий и сооружений.

1.37. Ответственность и контроль за выполнением требований настоящих Правил несут должностные лица организации в соответствии с их должностными обязанностями.

 

II. Требования охраны труда работников

при организации и проведении работ

 

 2.1.  Общие  требования  охраны  труда  работников   при   эксплуатации

       транспортных средств непрерывного действия                       

 2.2.  Требования охраны труда работников  при  эксплуатации  конвейеров

       общего применения                                                

 2.3.  Требования охраны труда  работников  при  эксплуатации  ленточных

       конвейеров                                                        

 2.4.  Требования охраны труда работников при эксплуатации  пластинчатых

       конвейеров                                                       

 2.5.  Требования  охраны  труда  работников  при  эксплуатации   цепных

       конвейеров                                                       

 2.6.  Требования охраны труда работников  при  эксплуатации  тележечных

       конвейеров                                                       

 2.7.  Требования охраны  труда  работников  при  эксплуатации  винтовых

       (шнековых) конвейеров                                            

 2.8.  Требования охраны труда работников при эксплуатации  вибрационных

       и гравитационных конвейеров                                      

 2.9.  Требования охраны труда  работников  при  эксплуатации  роликовых

       конвейеров                                                       

 2.10. Требования   охраны    труда    работников    при    эксплуатации

       пневматических конвейеров                                         

 2.11. Требования охраны труда  работников  при  эксплуатации  подвесных

       конвейеров                                                       

 2.12. Требования охраны труда  работников  при  эксплуатации  сборочных

       конвейеров автотранспортных средств                              

 2.13. Требования охраны труда  работников  при  эксплуатации  подвесных

       транспортных средств                                             

 2.14. Требования   охраны    труда    работников    при    эксплуатации

       трубопроводного транспорта                                       

 2.15. Требования   охраны    труда    работников    при    эксплуатации

       пневматического транспорта                                        

 2.16. Требования охраны труда работников при эксплуатации аспирационных

       систем                                                           

 2.17. Режимы труда и отдыха работников                                 

 

2.1. Общие требования охраны труда работников при эксплуатации

транспортных средств непрерывного действия

 

2.1.1. Общие требования охраны труда к конструкции, техническому состоянию, размещению и эксплуатации транспортных средств непрерывного действия определяются государственными стандартами на соответствующее производственное оборудование, правилами устройства и безопасной эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, документацией завода-изготовителя и настоящими Правилами.

2.1.2. Транспортные средства непрерывного действия должны использоваться по назначению в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя.

2.1.3. Транспортные средства непрерывного действия должны быть безопасными при эксплуатации как отдельно, так и в составе комплексов и технологических систем, а также при монтаже, обслуживании, ремонте, демонтаже, транспортировке и хранении. При экстренных остановах транспортные средства непрерывного действия не должны создавать опасности при срабатывании этих устройств.

2.1.4. Не рекомендуется вносить изменения в конструкцию узлов транспортных средств непрерывного действия без согласования этих изменений в установленном порядке.

2.1.5. Перед пуском транспортного средства непрерывного действия необходимо убедиться в том, что на трассе не производятся какие-либо работы.

2.1.6. Транспортные средства непрерывного действия при эксплуатации не должны загрязнять окружающую среду выбросами вредных веществ выше установленных санитарных норм.

2.1.7. Безопасность транспортных средств непрерывного действия обеспечивается:

выбором их типа и конструктивного исполнения, соответствующих условиям применения;

применением средств механизации, автоматизации и дистанционного управления, средств защиты;

выполнением эргономических требований;

включением требований безопасности в техническую документацию на их монтаж, эксплуатацию, ремонт, транспортировку и хранение.

2.1.8. Транспортные средства непрерывного действия должны быть пожаро- и взрывобезопасными.

2.1.9. Транспортные средства непрерывного действия в установленных для них режимах и условиях эксплуатации не должны создавать опасности от воздействия влажности, солнечной радиации, механических колебаний, от изменений атмосферного давления, температуры, ветровых нагрузок и т.п.

2.1.10. Транспортные средства непрерывного действия, работающие с выделением пыли, аэрозолей, газов, необходимо укрывать изолирующими кожухами и другими устройствами либо располагать в отдельных изолированных помещениях, тоннелях и т.п. и оснащать их местными отсосами.

2.1.11. Местные отсосы систем удаления вредных веществ от производственного оборудования и транспортных средств непрерывного действия должны блокироваться с этими оборудованием и транспортными средствами для исключения их работы при выключенной вентиляции.

В организациях, где применяются особо токсичные вещества, системы местных отсосов должны иметь сигнализацию, включающуюся автоматически при остановке вентилятора.

2.1.12. Электрооборудование и электрические устройства, применяемые в транспортных средствах непрерывного действия, должны соответствовать государственным стандартам и правилам, определяющим требования к оборудованию по электробезопасности.

2.1.13. Эксплуатация транспортных средств непрерывного действия, подконтрольных территориальным органам Госгортехнадзора России, должна производиться в соответствии с правилами, установленными Госгортехнадзором России.

2.1.14. Транспортные средства непрерывного действия, обслуживание которых связано с перемещением персонала, должны размещаться с обеспечением необходимых безопасных и удобных проходов, оснащаться необходимыми приспособлениями и иными устройствами для безопасного ведения работ.

2.1.15. Транспортные средства непрерывного действия, имеющие большую протяженность, не должны блокировать пути перемещения работников (в столовую, к санитарно-бытовым помещениям, к выходам из производственного здания и т.п.). При необходимости устраиваются переходные мостики или тоннельные переходы.

В местах постоянного прохода людей и проезда транспортных средств под трассой конвейера устанавливаются металлические сетки для улавливания падающих с конвейера грузов.

2.1.16. Стационарные транспортные средства непрерывного действия устанавливаются в соответствии с планировками на прочные основания или фундаменты, выверяются и закрепляются. Допускается бесфундаментная установка транспортных средств непрерывного действия на виброгасящие опоры.

2.1.17. При установке транспортных средств непрерывного действия на междуэтажных перекрытиях или в галереях они должны быть проверены на безопасность воздействия от возникающих при их эксплуатации нагрузок.

2.1.18. Транспортные средства непрерывного действия, при работе которых создается шум, превышающий предельно допустимые нормы, в рабочей зоне обслуживающего персонала рекомендуется оборудовать устройствами подавления или снижения уровня шума до санитарных норм.

2.1.19. Узлы, агрегаты транспортных средств непрерывного действия, имеющих газо-, паро-, пневмо-, гидро- и другие системы, должны быть выполнены в соответствии с требованиями безопасности, действующими для этих систем.

2.1.20. Движущиеся части транспортных средств непрерывного действия, являющиеся источниками опасности, ограждаются, за исключением частей, ограждение которых невозможно по их функциональному назначению.

Приводные звездочки, шестерни и соединительные муфты приводов конвейеров, поворотные звездочки люлечных конвейеров должны иметь сплошные металлические или сетчатые ограждения.

2.1.21. Средства защиты должны приводиться в готовность до начала работы транспортных средств непрерывного действия так, чтобы функционирование транспортных средств было невозможно при отключенных или неисправных средствах защиты. Системы защиты должны непрерывно выполнять свои функции и их действие не должно прекращаться раньше, чем прекратится действие опасного или вредного производственного фактора.

Отказ отдельных элементов средств защиты не должен прекращать защитного действия других средств или создавать какие-либо дополнительные опасности.

Средства защиты должны быть доступны для обслуживания и контроля.

2.1.22. Элементы и детали транспортных средств непрерывного действия не должны иметь травмоопасных острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, являющихся потенциальным источником опасности.

2.1.23. Конструкция транспортных средств непрерывного действия должна исключать возможность случайного соприкосновения работников с горячими или переохлажденными поверхностями.

2.1.24. В необходимых случаях транспортные средства непрерывного действия оборудуются средствами местного освещения, соответствующими условиям эксплуатации.

2.1.25. Конструкция транспортных средств непрерывного действия в необходимых случаях должна предусматривать систему сигнализации, а также систему автоматического останова и отключения привода от источников энергии при опасных неисправностях, аварийных ситуациях или при режимах работы, близких к опасным.

2.1.26. Конструкция транспортных средств непрерывного действия должна исключать возможность накопления зарядов статического электричества в опасных количествах.

Оборудование и цепи, содержащие электрические емкости, снабжаются устройствами для снятия с них остаточных электрических зарядов.

2.1.27. Органы управления транспортными средствами непрерывного действия должны быть безопасными, удобными, не требующими значительных усилий для работы, исключать возможность непроизвольного или самопроизвольного включения и выключения оборудования, иметь необходимые блокировки и аварийные выключатели.

Органы аварийного выключения (кнопки, рычаги, краны, штурвалы, заслонки и т.п.) должны быть красного цвета, легко распознаваемыми и доступными.

Органы управления, предотвращающие аварийную ситуацию, должны иметь окраску желтого цвета.

2.1.28. У транспортных средств непрерывного действия, обеспечивающих транспортировку материалов на значительные расстояния, органы управления должны иметь возможность остановки этих транспортных средств из нескольких мест. При наличии нескольких пусковых устройств должны исключаться несогласованные пуски, пуски оборудования без предварительной подачи звукового и светового сигналов.

2.1.29. При обслуживании, смазке и ремонте транспортных средств непрерывного действия должны обеспечиваться безопасные условия их проведения, при этом:

уборка упавшего транспортируемого материала должна производиться при остановленном оборудовании с применением лопат, крючков, сметок, щеток и т.п.;

уборка и чистка электрооборудования, находящегося под напряжением, не допускается;

ремонт и наладка, смазка приводов оборудования и механизмов, не имеющих встроенных систем смазки, во время работы не допускаются.

2.1.30. После окончания ремонта или наладки перед пуском транспортных средств непрерывного действия все снятые ограждения и приспособления должны быть установлены на место и прочно закреплены.

2.1.31. Для предотвращения образования в бункере, включенном в единую технологическую транспортную систему, зависаний транспортируемого материала могут применяться связанные с бункером устройства пневматического или вибрационного действия, включаемые в работу одновременно с конвейером.

2.1.32. Сверху бункер должен быть оборудован ограждениями, исключающими падение работника в бункер.

2.1.33. Ручное разрушение сводов, козырьков из зависшего в бункере материала ломами, лопатами не допускается. Проталкивание застрявшего материала должно производиться специальными пиками с надбуркерной площадки.

В исключительных случаях для ремонта или чистки бункера работник может опуститься в бункер. Эти работы выполняются по наряду-допуску.

2.1.34. Перед спуском работника в бункер необходимо:

прекратить подачу материала в бункер;

перекрыть выходное отверстие бункера;

отключить приводы подающего в бункер конвейера и вывесить на них предупредительный плакат "Не включать — работают люди!";

при необходимости провентилировать бункер с последующим контролем состояния атмосферы.

2.1.35. Для наблюдения за работником, выполняющим работы в бункере, и оказания ему в случае необходимости экстренной помощи вне бункера сверху должны находиться не менее двух наблюдающих работников с необходимыми средствами оказания такой помощи.

2.1.36. Крепить опускаемую в бункер металлическую лестницу с крюками и (или) страховочный канат предохранительного пояса спускающегося в бункер работника необходимо сверху, вблизи бункера.

2.1.37. Работник, опускающийся в бункер, должен быть в каске, очках, респираторе, одет в спецодежду, соответствующую условиям работы (брюки на выпуск), с предохранительным поясом, имеющим страховочный канат, цепь или веревку, обут в сапоги.

2.1.38. При подъеме работника из бункера страховочный канат должен выбираться так, чтобы в бункере не было провисания каната.

2.1.39. Металлоконструкции транспортных средств непрерывного действия и другого производственного оборудования, эксплуатируемого в составе единого технологического комплекса, должны быть заземлены.

Заземление должно обеспечивать защиту работников от поражения электрическим током.

2.1.40. Для предупреждения об опасности при работе транспортных средств непрерывного действия должны применяться звуковые, световые и цветовые сигнализации, которые должны располагаться в зонах видимости и слышимости работников, и их сигналы должны быть легко различимы в производственных условиях.

2.1.41. Части транспортных средств непрерывного действия, представляющие опасность для работников, и которые по их функциональному назначению не могут быть закрыты кожухом, щитком и т.п., должны быть окрашены в сигнальные цвета с установкой знаков безопасности.

2.1.42. Если транспортное средство непрерывного действия останавливается на длительное время (например, при сезонной работе), все его узлы подлежат консервации, включающей их очистку и смазку.

2.1.43. Ограждения и другие защитные устройства, устанавливаемые на транспортных средствах непрерывного действия, должны быть выполнены в соответствии с техническими требованиями, обеспечивающими их функциональное назначение, быть достаточно прочными и надежными в течение установленного срока эксплуатации.

2.1.44. Ограждения, устанавливаемые на транспортных средствах непрерывного действия, кроме тех случаев, когда это невозможно, должны исключать частичное ограждение и доступ к ограждаемому объекту без их снятия.

2.1.45. Ограждения должны обеспечивать безопасную работу транспортного средства непрерывного действия и доступ к точкам смазки и другим деталям, требующим наблюдения за их состоянием в процессе работы.

2.1.46. Ограждения не должны снижать производительности труда и затруднять работнику выполнение работы.

2.1.47. Ограждения должны обеспечивать возможность проведения обслуживания механизмов транспортного средства непрерывного действия с минимальной степенью опасности.

2.1.48. Ограждения не должны иметь острых кромок и должны исключать возможность получения травмы при обращении с ними.

2.1.49. Ограждения могут быть выполненными из листового металла, из проволочной сетки, металлических прутьев или стержней, из армированного или слоистого стекла, из пластмассы.

2.1.50. Ограждения, устанавливаемые стационарно, должны закрепляться на транспортных средствах непрерывного действия надежно и сниматься с использованием специального инструмента. Где не требуется визуального наблюдения предпочтительны сплошные ограждения из металла.

Там, где необходимо визуальное наблюдение, для изготовления ограждений следует применять прутки, стержни, сетки, прозрачные материалы.

Если в конструкции ограждения предусмотрены регулируемые части или детали, то эти элементы ограждения должны быть безопасно расположены, надежны и удобны в работе. При выполнении регулировочных операций необходимо остановить оборудование.

2.1.51. В определенных случаях устанавливаемые ограждения дополняются блокировками или другими автоматическими средствами безопасности для предотвращения доступа к источнику опасности при работающем механизме через открытые по необходимости пространства.

2.1.52. Для целей блокировки предпочтительнее применять нормально разомкнутые выключатели, которые замыкаются при постановке ограждения на место.

2.1.53. Ограждения, функционально связанные с ними детали и элементы транспортных средств непрерывного действия, должны регулярно подвергаться тщательному осмотру, а их блокирующие и автоматические системы — периодическим осмотрам, проверкам на функционирование, регулировочным и наладочным операциям.

 

2.2. Требования охраны труда работников при эксплуатации

конвейеров общего применения

 

2.2.1. Требования охраны труда при работе конвейеров определяются государственными стандартами на конвейеры, документацией завода-изготовителя, настоящими Правилами.

2.2.2. Трасса конвейера должна быть проложена по кратчайшему пути с минимальным числом перегибов.

Максимальные радиусы выпуклых и вогнутых участков ленточных конвейеров в продольном профиле зависит от типа применяемой конвейерной ленты, ее ширины, угла наклона боковых роликов, типа натяжного устройства, величины натяжения конвейерной ленты и угла наклона конвейера.

2.2.3. При транспортировке сыпучих грузов на подъем наибольшие углы наклона ленточного конвейера с гладкой конвейерной лентой зависят от транспортируемого материала и могут приниматься для:

каменного угля — 16 — 18°;

гальки круглой сухой — 10°;

гипса порошкообразного — 22°;

глины мелкокусковой сухой — 16°;

глины крупнокусковой влажной — 20 — 22°;

щебня — 18°;

гравия -18 — 20°;

грунта земляного — 18 — 22°;

известняка — 16 — 18°;

песка (в зависимости от влажности) — 14 — 20°;

формовочной смеси — 20 — 24°;

цемента — 20°;

шлака — 20°.

2.2.4. При транспортировке тарно-штучного груза на подъем наибольшие углы наклона ленточного конвейера с гладкой конвейерной лентой зависят от типа упаковки груза:

для груза в картонных коробках — 15°;

для груза:

в мешках бумажных — 17°;

в мешках льняных или джутовых — 20°;

для груза:

в ящиках деревянных — 16°;

в ящиках металлических — 12°.

2.2.5. Максимально допустимые углы наклона ленточных конвейеров с гладкой конвейерной лентой при транспортировке грузов на спуск должны быть на 6 — 8° меньше углов наклона, указанных в пп.2.2.3, 2.2.4 настоящих Правил, но не более 12°.

2.2.6. Для ленточных конвейеров с углами наклона (подъема, спуска) более углов, указанных в пп.2.2.3, 2.2.4, 2.2.5 настоящих Правил, следует применять специальные профильные ленты.

2.2.7. Основным технологическим требованием, предъявляемым к конвейерам, является прием на несущий орган поступающих максимальных минутных грузопотоков без просыпи груза при нормальном режиме работы привода и тягового органа конвейера.

2.2.8. Конструкция конвейера должна предусматривать установку загрузочных и разгрузочных устройств для равномерной и центрированной подачи груза на конвейер и его разгрузки.

2.2.9. Загрузочные и разгрузочные устройства конвейеров (бункеры, направляющие лотки, загрузочные воронки и т.п.) должны обеспечивать равномерную и центрированную подачу груза на несущее полотно конвейера в направлении его движения и устойчивое положение груза на нем, быть оборудованы средствами, предотвращающими налипание, заклинивание и зависание в них груза, образование просыпей (выпадение штучных грузов) и перегрузку конвейера.

2.2.10. Конвейеры с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны оборудоваться конечными выключателями и упорами, ограничивающими зону их перемещения.

2.2.11. Приемная часть конвейеров, загружаемых вручную штучными грузами, должна быть выполнена так, чтобы обеспечивалась загрузка конвейера горизонтальным перемещением груза или с небольшим уклоном в сторону загрузки, и, как правило, исключался бы подъем груза с пола (погрузочной площадки, транспортных средств).

2.2.12. Приемная часть загрузочных устройств конвейеров для сыпучих и пылевидных грузов должна быть выполнена так, чтобы обеспечивалась загрузка механизированным способом и пылеулавливание.

2.2.13. В технически обоснованных случаях допускается ручная загрузка конвейера, если:

а) по технологическому процессу недопустима механизированная загрузка;

б) расстояние от пола или площадки (подножки), на которой находится работник, до верхней кромки бункера не превышает 1,3 м.

2.2.14. Ширина площадки для загрузки конвейера должна быть не менее 0,8 м и при расположении на высоте более 0,5 м должна иметь ограждение высотой 1,0 м с обшивкой понизу шириной не менее 0,15 м.

2.2.15. Конвейеры, предназначенные для транспортировки тарных грузов, оснащаются по всей длине бортами высотой не менее 200 мм.

Для исключения падения груза при его передаче с конвейера на спуск концы отводных шлагбаумов должны вплотную примыкать к борту конвейера и спуска.

2.2.16. У наклонно установленных конвейеров должна исключаться возможность самопроизвольного перемещения грузонесущего элемента с грузом при отключении привода.

Неприводные конвейеры должны иметь в загрузочной части ограничительные упоры и приспособления, обеспечивающие снижение скорости движения груза.

2.2.17. Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки и конечные выключатели, отключающие привод конвейера при достижении натяжной тележкой крайних положений.

2.2.18. На наклонных конвейерах (участках конвейеров) штучные грузы при транспортировке должны находиться в неподвижном состоянии по отношению к плоскости грузонесущего элемента конвейера и не менять свое положение, данное при загрузке.

2.2.19. Участки цепных конвейеров с углом наклона более 10° оснащаются ловителями для захвата цепи в случае ее обрыва, угрожающего созданием травмоопасной ситуации для обслуживающего персонала.

2.2.20. Возможность установки цепного конвейера без ловителей проверяется расчетом. Конвейеры с тросовыми лентами должны оснащаться средствами контроля состояния ленты или ловителями ленты.

2.2.21. Конструктивные элементы конвейеров массой более 50 кг, подлежащие подъему или перемещению при монтаже, демонтаже, ремонте, должны иметь приливы, отверстия или рым-болты, если без них применение стропов и других такелажных средств является опасным.

2.2.22. Конвейеры, предназначенные для транспортировки пылевидных, пыле-, паро- и газовыделяющих грузов, должны иметь укрытия, снабженные местными отсосами для подключения аспирационных устройств или оросительных систем.

2.2.23. Конвейеры, предназначенные для транспортировки мокрых грузов, должны быть закрыты по всей длине кожухами или щитами, предохраняющими работников от брызг пульпы.

2.2.24. Конвейеры, транспортирующие горячие грузы, должны быть оборудованы средствами защиты работников от ожогов.

2.2.25. При размещении стационарных конвейеров для транспортировки сыпучих грузов должна быть обеспечена возможность применения в доступных местах трассы конвейера механизированной уборки из-под него просыпи без остановки конвейера.

2.2.26. В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка или установка предупредительной сигнализации, исключающей возможность несанкционированного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.

2.2.27. На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двухсторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически перед включением привода конвейера.

2.2.28. Электрические провода на конвейере и от конвейера до рубильника должны быть защищены дополнительной резиновой изоляцией. Рама конвейера должна быть заземлена.

2.2.29. Конвейеры должны иметь устройства, отключающие конвейер при обрыве ленты или канатно-натяжных устройств. При наличии на одном конвейере нескольких пусковых кнопок, установленных в разных местах, они должны быть электрически сблокированы так, чтобы исключался случайный пуск конвейера.

2.2.30. Монтаж конвейера должен производиться под руководством работника, ответственного за безопасность и квалифицированное выполнение работ (мастера, бригадира).

2.2.31. Не допускается подключение приводов конвейера к электросети до полного окончания монтажа конвейера.

2.2.32. На отключенных электрических аппаратах конвейеров при работе людей на линии должны вывешиваться таблички с надписью "Не включать — работают люди!"

2.2.33. Производство ремонтных и других работ на конвейере во время его работы не допускается. Не допускается работа конвейеров при отсутствии или неисправности: ограждения натяжных и приводных барабанов, роликоопор и отклоняющих роликов, заземления электрооборудования, бронированных кабелей и металлоконструкций, а также сигнализации и освещения, а в необходимых случаях — переходных мостиков, перекрытий бункеров, ходовых трапов, средств борьбы с пылью (аспирационных устройств, оросительных систем и т.п.), при загромождении проходов.

2.2.34. Для обеспечения безопасности при работе нескольких взаимосвязанных конвейеров в одной технологической линии применяется взаимная блокировка их электрических приводов. У каждого конвейера устанавливается аварийная кнопка "Стоп", с помощью которой при необходимости может быть остановлена вся транспортная система. Пульт управления ленточных конвейеров оборудуется сигнальными лампами, которые показывают движение или остановку каждого конвейера, что способствует предотвращению несогласованности их работы.

2.2.35. Требования к электрооборудованию, монтажу электрических цепей и заземлению конвейера должны быть отражены в нормативно-технической документации на него.

2.2.36. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные, отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные, зубчатые, цепные и другие передачи, муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви тягового органа в зоне рабочих мест, шкивы, набегающие участки лент на расстоянии не менее радиуса барабана плюс 1,0 м от линии касания ленты и барабана), к которым в зонах рабочих мест возможен доступ работников, должны быть ограждены.

2.2.37. Защитные ограждения конвейеров должны быть откидными (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.

Ограждения, дверцы и крышки должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и в случае необходимости быть сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.

2.2.38. Защитные ограждения конвейеров следует изготавливать из металлических листов или из сетки с ячейками размером не более 20 х 20 мм. Не допускается изготавливать ограждения из наваренных на каркас прутьев и полос. Для подвесных конвейеров размер ячеек сетки для ограждения может быть увеличен в зависимости от характера транспортируемого груза.

2.2.39. В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены:

а) канаты и блоки натяжных устройств, грузы натяжных устройств на высоту их перемещения и участок пола под ними;

б) загрузочные устройства для насыпных грузов, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;

в) приемные устройства (бункеры, горловины машин и т.п.), установленные в местах сброса грузов с конвейеров;

г) нижние выступающие части конвейера, пересекающего проходы для людей или проезды для транспортных средств, устройством навесов, продолженных за габариты конвейера не менее чем на 1,0 м;

д) участки трассы конвейеров (кроме подвесных), через которые не допускается проход людей, установкой вдоль трассы перил высотой не менее 1,0 м со сплошной обшивкой понизу на высоту не менее 0,15 м от уровня пола и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.

2.2.40. Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, должны быть закрыты специальными кожухами или ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от уровня пола.

2.2.41. На рабочих местах обслуживания конвейера или конвейерной линии должны быть размещены таблички, разъясняющие значения применяемых средств сигнализации и режим управления конвейером.

2.2.42. Места периодической смазки узлов конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.

2.2.43. На конвейерах, входящих в транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены автоматические устройства остановки привода конвейера при появлении аварийной ситуации.

2.2.44. Не допускается управление автоматизированной конвейерной линией с двух и более пультов (мест), а также стопорение подвижных элементов аппаратуры управления иными, не предусмотренными инструкцией, способами.

2.2.45. В местах передачи транспортируемого груза с одного конвейера на другой конвейер или на иное оборудование должны быть предусмотрены устройства, исключающие падение груза с конвейера.

2.2.46. Конвейерные линии должны быть оснащены аппаратурой автоматического или дистанционного управления.

2.2.47. Аппаратура управления конвейерной линии должна допускать перевод управления любым конвейером с автоматического на местное с сохранением в этом режиме действия всех защит, предупредительной сигнализации и экстренной остановки конвейера.

2.2.48. Конвейерная линия большой протяженности включается по грузопотоку.

2.2.49. Средства автоматизации конвейеров должны обеспечивать автоматический контроль и защиту каждого конвейера, автоматическое управление конвейерной линией в заданном режиме, сигнализацию и блокировку с перегрузочным оборудованием.

2.2.50. Оператору конвейерной линии оставлять свое рабочее место и передавать управление конвейерной линией другому лицу разрешается в порядке, установленном в организации.

2.2.51. Конвейеры с грузовыми натяжными устройствами должны иметь концевые упоры и выключатели привода конвейера при крайнем положении натяжной тележки.

2.2.52. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно соединенных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т.п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины и конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза.

С мест обслуживания должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.

2.2.53. Конвейеры в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками "Стоп".

2.2.54. Конвейеры с открытой трассой в местах повышенной опасности, а также конвейеры длиной более 30 м должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для его обслуживания.

2.2.55. Работники, обслуживающие конвейер, должны хорошо знать местонахождение кнопочных выключателей, которые располагаются на видных и доступных местах. При аварийной обстановке на конвейере должна автоматически включаться светозвуковая сигнализация.

2.2.56. Многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.

2.2.57. При работе конвейера не допускается:

а) ремонтировать узлы и элементы конвейера, очищать поддерживающие ролики, барабаны приводных, натяжных и концевых станций, убирать просыпь из-под конвейера;

б) устранять пробуксовку ленты на барабане путем подбрасывания в зону между лентой и барабаном песка, глины, канифоли, битума и других материалов;

в) переставлять поддерживающие ролики, натягивать и выставлять ленту конвейера вручную;

г) работать при неисправных реле скорости, защиты от пробуксовки, схода ленты и других реле, при неисправных сигнальных устройствах и устройствах экстренной остановки конвейера;

д) ремонтировать электрооборудование, находящееся под напряжением.

Выполнение указанных работ должно производиться при полной остановке и отключении от сети конвейера, при снятых предохранителях и закрытом на замок пусковом устройстве, на котором должна быть вывешена табличка с надписью "Не включать — работают люди!"

2.2.58. К монтажу, эксплуатации, обслуживанию и ремонту конвейеров допускаются работники, прошедшие обучение и обладающие необходимыми техническими знаниями и производственными навыками по обслуживанию и ремонту конвейеров, прошедшие инструктаж по охране труда и допущенные к выполнению работ в установленном порядке. [1]

2.2.59. Работники, обслуживающие конвейеры, должны систематически проверять состояние конвейерной установки, выявлять и устранять в установленном порядке неисправности, не допускать заштыбовки (чрезмерного накопления просыпи) трассы конвейера и концевых станций.

2.2.60. Смазка узлов и элементов конвейера (шестерен, цепей и т.п.) должна производиться при полной остановке конвейера и после принятия мер по исключению его случайного пуска.

2.2.61. При работе конвейера необходимо следить за работой очистных и оросительных устройств (при их наличии), за наличием и состоянием ограждений, исправностью приводных, натяжных и тормозных устройств, поддерживающих роликов, ловителей, за положением несущего органа по всей трассе конвейера.

2.2.62. Для обеспечения нормальной эксплуатации, обслуживания, ремонта конвейеров рекомендуется закрепление за ними ответственных лиц из числа инженерно-технических работников, аттестованных в установленном порядке.

2.2.63. Ввод конвейера в эксплуатацию осуществляется на основе результатов приемо-сдаточных испытаний:

стационарных конвейеров — на месте их эксплуатации;

переносных и передвижных — на заводе-изготовителе.

2.2.64. В ходе приемо-сдаточных испытаний конвейеров производятся внешний осмотр, проверка укомплектованности и правильности сборки конвейеров, их испытания, при этом:

а) перед первым пуском производятся внешний осмотр конвейера и проверка его укомплектованности и правильности монтажа става, механизмов и узлов, привода, электрооборудования, смазочных и сигнальных устройств, натяжения грузонесущего полотна конвейера и т.п.;

б) опробование конвейера на холостом ходу производится сначала до установки загрузочных, разгрузочных, очистных и весовых устройств, а затем и после их монтажа.

Продолжительность испытаний — не менее 2 часов. Контролируются: скорость движения и ход грузонесущего полотна, действие тормозов, натяжного устройства, вращение барабанов, роликов, действие центрирующих устройств, подшипников барабанов, работа редукторов, средств автоматизации и электрической блокировки, температура основных агрегатов.

Допустимое отклонение ленты от продольной оси конвейера не должно превышать половины разности между длиной обечайки концевого или оборотного барабана и шириной ленты;

в) пуск конвейера под нагрузкой производится после устранения неисправностей, обнаруженных при холостой работе конвейера.

Загрузка конвейера осуществляется с нарастанием по отношению к номинальной его производительности, по достижении которой конвейер должен работать не менее 2 часов при условии стабильного центрированного хода грузонесущего полотна.

Контролируются: расположение груза на грузонесущем полотне, скорость движения ленты, действие тормозов и натяжного устройства, температура подшипников барабанов, редукторов, электродвигателей, расход электроэнергии, действие средств пробуксовки, сигнализации и управления, устройств для очистки ленты, загрузки и разгрузки конвейера и других вспомогательных механизмов, а также уровень вибрации, шума, пылеобразование.

2.2.65. Результаты испытаний конвейеров оформляются приемо-сдаточным актом и протоколом, в которых дается заключение о годности конвейера к эксплуатации.

2.2.66. После выполнения монтажно-наладочных работ производится пробная эксплуатация (обкатка) конвейера под нагрузкой в течение нескольких рабочих смен под постоянным наблюдением эксплуатационного персонала.

2.2.67. Для обеспечения исправного состояния и работоспособности конвейер должен систематически проходить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты.

Техническое обслуживание и текущий ремонт производятся, как правило, по эксплуатационной документации завода-изготовителя.

2.2.68. Основными условиями безопасности при эксплуатации конвейеров являются:

а) недопущение таких работ без остановки конвейера, как уборка просыпи, подметание, устранение налипания материала, исправление смещения (сбега) ленты, устранение ее пробуксовки и т.п.;

б) ограждение приводных и натяжных барабанов, тяговых органов при скорости движения грузонесущего полотна больше 0,2 м/с;

в) установка на подвижной каретке натяжной станции двух концевых выключателей: одного — для отключения конвейера при перегрузке тяговых органов, другого — для остановки конвейера при обрыве тягового органа;

г) установка на муфте привода предохранительного пальца, работающего на срез при превышении тягового усилия на 25% от номинального;

д) рациональное устройство загрузочных лотков, воронок и сбрасывателей материала с грузонесущего полотна. Обеспечение равномерной и центрированной подачи (разгрузки) грузов на конвейер (с конвейера);

е) применение устройств, исключающих или уменьшающих необходимость ручного труда (скребки и щетки для удаления налипшего и намерзшего материала и др.);

ж) применение пускового устройства, сблокированного со звуковым сигналом таким образом, что пуск конвейера производится через 1 — 2 минуты после включения сигнала;

з) применение устройства для остановки конвейера из любого места вдоль конвейера со стороны прохода с использованием сигнального троса, натянутого вдоль конвейера;

и) ограждение конвейеров, размещенных над рабочими местами, проходами для людей и проездами для транспортных средств;

к) устройство постоянных переходных мостиков с перилами в местах расположения конвейеров на небольшой высоте от пола;

л) недопущение работы винтового (шнекового) конвейера со снятой крышкой (кожухом), которая должна иметь блокировку, исключающую возможность включения привода при снятом кожухе (крышке);

м) недопущение во время движения шнека проталкивания вручную застрявшего в желобе материала или удаления попавших инородных предметов.

 

2.3. Требования охраны труда работников при эксплуатации ленточных

конвейеров

 

2.3.1. Ленточный конвейер представляет собой непрерывно движущуюся конвейерную ленту, транспортирующую различные грузы как в таре, так и навалом (главным образом сыпучие грузы).

Ленточный конвейер может иметь длину от 1 — 2 м (например, для подачи легких деталей к станку) и до 1 км и более, производительность от нескольких м3/ч до нескольких тыс. м3/ч, ширину ленты от 0,4 до 1,8 м, скорость движения ленты от 0,5 до 5 м/с.

2.3.2. При работе ленточных конвейеров необходимо обеспечивать нормальную работу конвейерной ленты без сбегания ее с барабанов и роликов, без задевания об опорные конструкции и без пробуксовки на барабанах.

Работа ленточных транспортеров должна быть спланирована так, чтобы исключались их завалы транспортируемым материалом при пуске, остановке или в аварийной ситуации.

Скорость движения конвейерной ленты при ручной грузоразборке должна быть не более:

0,5 м/с — при массе обрабатываемого груза до 5 кг;

0,3 м/с — при массе наибольшего груза, превышающей 5 кг.

2.3.3. Электрический привод ленточного конвейера должен обеспечивать плавный пуск конвейера при полной нагрузке. Электрооборудование конвейеров должно иметь исполнение, соответствующее условиям эксплуатации.

2.3.4. Блок управления должен обеспечивать равномерное распределение нагрузки между приводными барабанами ленточного конвейера.

2.3.5. Электрооборудование (электродвигатели, электрическая аппаратура, приборы, цепи управления и т.п.) должны отвечать действующим правилам и нормам.

2.3.6. Состояние электрооборудования, изоляции, заземляющих устройств, зашиты от утечки токов ленточных конвейеров необходимо регулярно проверять, т.к. повреждение электропроводки, пусковых и заземляющих устройств может привести к поражению электрическим током.

2.3.7. Температура транспортируемых ленточными конвейерами грузов обычно соответствует температуре окружающей среды и составляет от -10 до 30°С, в отдельных случаях от -50 до 200°С.

2.3.8. Ленточные конвейеры устанавливаются на открытом воздухе на эстакадах и открытых площадках, в туннелях, галереях (отапливаемых и неотапливаемых), в зданиях. Температура окружающего воздуха при эксплуатации конвейеров колеблется, как правило, в диапазоне от -50 до 45°С.

2.3.9. Ленточные конвейеры обычно оснащаются жесткими трехроликовыми опорами, скребками или щеточными устройствами для очистки конвейерной ленты с обеих сторон, имеют приводные, концевые и отклоняющие барабаны. В качестве загрузочных устройств применяются лотки, воронки, спуски, бункеры с затворами, питатели.

В загрузочной части конвейера, как правило, устраиваются борта с уплотнителями.

При транспортировке крупногабаритного груза конвейеры могут быть оснащены в загрузочной их части подамортизированными роликоопорами.

2.3.10. Для предотвращения падения грузов с ленточных транспортеров углы наклона их не должны превышать указанных в пп.2.2.3 — 2.2.6 настоящих Правил, а для ограничения смещения конвейерной ленты в сторону устанавливаются боковые ролики, поднимающие края ленты. Натяжное устройство ленты, устанавливаемое на ведомом барабане, должно иметь ограждение.

2.3.11. Ленточные конвейеры оснащаются вспомогательным оборудованием, обеспечивающим их эксплуатацию в заданном режиме и создающим условия для нормальной и надежной работы всех механизмов: загрузочных устройств, центрирующих и очистных устройств, средств контроля пробуксовки, целостности и обрыва ленты, устройств для уборки просыпи и пылеподавления, аппаратуры автоматического управления, сигнализации и др.

2.3.12. Все ленточные конвейеры и конвейерные линии должны быть оснащены устройствами защиты и блокировок: датчиками схода ленты, звуковыми сигнальными устройствами, аппаратами контроля пробуксовки, датчиками уровня загрузки и др.

Кабель-тросовые выключатели должны размещаться на ставе конвейера со стороны прохода.

2.3.13. Ленточные конвейеры должны иметь устройства для удаления с поверхности нижней ветви просыпавшихся или упавших грузов.

2.3.14. Ленточные конвейеры должны быть оборудованы устройствами, исключающими падение с них транспортируемого материала.

Холостая ветвь ленты должна быть оборудована устройством для автоматической очистки конвейерной ленты от налипшей смеси.

2.3.15. На ленточных конвейерах длиной более 15 м для предотвращения боковых смещений конвейерной ленты должны быть установлены направляющие и центрирующие устройства.

2.3.16. Ленточные конвейеры, предназначенные для эксплуатации на открытых площадках, должны быть оборудованы защитными средствами, предотвращающими возможность сброса ветром конвейерной ленты или транспортируемого груза.

Данное требование не распространяется на участки трассы конвейеров с передвижными погрузочными и разгрузочными устройствами.

2.3.17. При необходимости ленточные конвейеры оборудуются остановами, предотвращающими самопроизвольное движение конвейерной ленты при отключении привода.

2.3.18. Приводные барабаны ленточных конвейеров могут облицовываться футеровкой (например, из резины) или оснащаться прижимными механизмами, обеспечивающими передачу на конвейерную ленту необходимого тягового усилия.

2.3.19. Натяжные устройства обеспечивают исключение пробуксовки конвейерной ленты и заданное ей натяжение в период пуска, установившегося движения и при отключении привода ленточного конвейера.

2.3.20. Не допускается буксование конвейерной ленты на приводном барабане. В случае его возникновения буксование должно быть ликвидировано способами, предусмотренными конструкцией ленточного конвейера (увеличением натяжения ленты, увеличением давления прижимного ролика и т.п.).

2.3.21. Ленточные конвейеры могут оснащаться роликоопорами с изменяющейся геометрией установки в плане и по вертикали, обеспечивающие центрирование конвейерной ленты как на рабочей, так и на холостой ветвях в случае ее смешения от продольной оси конвейера.

2.3.22. При необходимости ленточный конвейер может быть оснащен роликоопорами с винтовой поверхностью, способствующей центрированию конвейерной ленты.

2.3.23. Ленточные конвейеры могут быть оснащены центрирующими роликоопорами или механизмами с приводом и датчиками смещения, обеспечивающими автоматическое регулирование положения центрирующих роликоопор и конвейерной ленты в заданном режиме.

2.3.24. Ленточные конвейеры с криволинейными в плане ставами оснащаются роликоопорами, наклонно установленными в вертикальной плоскости для исключения смещения и отрыва конвейерной ленты от линейных роликоопор.

2.3.25. Неисправные ролики заменяются новыми, ролики должны вращаться легко и не создавать шума.

2.3.26. Крепление осей роликов должно исключать возможность их выпадения и вертикального перемещения при движении конвейерной ленты.

2.3.27. При вращении роликов не должен происходить нагрев соприкасающихся деталей.

2.3.28. Ленточные конвейеры, транспортирующие сыпучие материалы, должны быть оснащены устройствами для очистки конвейерной ленты скребкового или щеточного типа.

2.3.29. При транспортировке сильно налипающих материалов ленточные конвейеры на холостой ветви рекомендуется оборудовать дисковыми или спиральными роликоопорами.

2.3.30. Ленточные конвейеры для транспортировки материалов, выделяющих вредные вещества (пыль, газы и т.п.), должны оборудоваться укрытиями, присоединенными к вытяжной вентиляционной системе.

2.3.31. При применении ленточных конвейеров в шламовом хозяйстве для удаления налипания могут применяться очистители конвейерной ленты с гидросмывом, обеспечивающим очистку конвейерной ленты и удаление счищенного материала в пульпе.

2.3.32. Накопительным устройством ленточного конвейера, перемещающего сыпучие грузы, является бункер.

Накопление штучных грузов осложнено требованием сохранения их положения в пространстве, и их накопление со схода с ленточного конвейера может быть осуществлено в специальном накопительном устройстве в виде кольцевого накопительного стола с ограждениями. Такие накопительные устройства могут быть многоярусными и представлять собой склад или его секцию.

Конструкция загрузочных устройств должна исключать заклинивание и зависание в них грузов, выпадение грузов или их просыпание, а также перегрузку конвейера.

2.3.33. Зоны подачи на ленточный конвейер сыпучих пылящих материалов через отверстия загрузочных устройств, зоны выгрузки сыпучих пылящих материалов, как правило, должны быть укрыты и присоединены к вытяжной вентиляционной системе с обеспечением скорости потока воздуха в открытых проемах укрытия не менее 3 м/с.

2.3.34. Загрузочные отверстия лотков для сыпучих материалов принимаются шириной 0,6 — 0,7 ширины конвейерной ленты, а наклон стенок лотков ленточного конвейера — на 10 — 15° больше угла естественного откоса транспортируемого материала.

2.3.35. Ход передвижных погрузочно-разгрузочных устройств ленточного конвейера ограничивается конечными выключателями и упорами.

2.3.36. Разгрузка ленточных конвейеров, транспортирующих сыпучие грузы, может производиться с помощью плужковых сбрасывателей, представляющих собой щит, устанавливаемый над конвейерной лентой под углом к направлению движения груза. Груз, двигаясь вдоль щита, сбрасывается с ленты на одну или на обе стороны. Разгрузка ленточных конвейеров может производиться с помощью разгрузочных тележек, передвигающихся по рельсам вдоль конвейера и устанавливаемых в месте разгрузки.

В этом случае смонтированные на тележке два барабана огибаются лентой и груз, поднимаясь по ленте до верхнего барабана тележки, сбрасывается в лоток, отводящий его в сторону от конвейера.

2.3.37. При загрузке вручную приемная часть загрузочного устройства выполняется таким образом, чтобы было обеспечено горизонтальное (или с небольшим уклоном) перемещение груза в сторону загрузки. При этом следует исключать, как правило, подъем груза работниками с пола или с другого транспортного средства.

2.3.38. Конструкция и размещение ленточных конвейеров должны обеспечивать при транспортировке штучных грузов на наклонном участке трассы их неподвижное относительно несущего органа положение, принятое при загрузке.

2.3.39. При подаче груза сбрасывающими устройствами в бункеры, расположенные непосредственно под ленточным конвейером, люки бункеров должны быть ограждены стандартными перилами и напольными бордюрами или закрыты решетками с размером ячеек, пропускающих только груз.

2.3.40. Ленточные конвейеры, транспортирующие грузы, которые могут налипать, оснащаются неподвижными скребками или вращающимися щетками для удаления налипшего груза. Указанные приспособления должны исключать необходимость ручной очистки, недопустимой при движущейся конвейерной ленте.

2.3.41. При транспортировке влажных грузов конвейерную ленту необходимо очищать в конце каждой смены, для этой цели на нижней стороне переднего шкива ленточного конвейера устанавливается устройство со щетками с механическим приводом, что исключает опасность защемления рук работника при ручной очистке.

2.3.42. Для снятия с ленточного конвейера статического электричества может быть установлен статический токосъемник в районе сбегающей части конвейерной ленты у приводного шкива или натяжного ролика.

2.3.43. В местах загрузки ленточных конвейеров, транспортирующих кусковые грузы, предусматриваются отбойные щитки, исключающие падение кусков груза с конвейерной ленты.

2.3.44. Концевые участки ленточного конвейера (привод, натяжные устройства), устройства для очистки конвейерной ленты должны быть ограждены с возможностью быстрого снятия этих ограждений. Ограждения должны иметь блокировки с приводом конвейера. Ограждения, при которых необходим осмотр узлов без снятия ограждения, изготавливаются сетчатыми.

2.3.45. Ленточный конвейер должен быть оборудован устройствами механической очистки конвейерной ленты и барабанов от налипшего на них транспортируемого материала, предотвращающими попадание транспортируемого материала между лентой и барабанами, между лентой и роликами.

2.3.46. Устройство автоматического натяжения должно поддерживать минимальное натяжение конвейерной ленты, необходимое для надежной работы привода при всех режимах работы, включая пуск. В передвижных ленточных конвейерах допускается неавтоматическое натяжение ленты с контролем величины натяжения.

2.3.47. Очистка барабанов и конвейерных лент от налипшего транспортируемого груза во время работы ленточных конвейеров должна производиться автоматически. Ручную очистку допускается производить после остановки конвейера.

2.3.48. В конструкции ленточного конвейера не должно быть горючих конструкционных материалов.

При применении гидропривода в механических узлах конвейера необходимо использовать негорючие жидкости.

2.3.49. В конструкции ленточного конвейера может быть предусмотрена возможность регулирования положения приводного барабана, а обечайка барабана может быть выполнена с центрирующими ленту элементами.

2.3.50. Ленточные конвейеры большой длины оборудуются датчиками контроля схода конвейерной ленты для отключения привода конвейера при недопустимом ее смещении или подачи управляющего сигнала для включения в работу центрирующего устройства ленты.

2.3.51. Все ленточные конвейеры независимо от их параметров и угла наклона должны оснащаться тормозными устройствами, а устанавливаемые с углом наклона более 6° должны иметь, кроме тормозных устройств, и остановы.

2.3.52. Ленточные конвейеры должны быть оборудованы измерительными, сигнальными устройствами и блокировками в соответствии с требованиями соответствующих правил и норм, предъявляемыми к транспортным средствам непрерывного действия, а работающим в пожаро- и взрывоопасных условиях, обеспечивающими кроме того — автоматическую остановку привода при аварийной ситуации, заданную скорость движения ленты без пробуксовки и схода ее, контроль с блокировкой и сигнализацией температуры нагрева выше допустимой приводных, натяжных и оборотных барабанов, корпусов подшипников и т.д.