Комментарий к КоАП Глава 11. Административные правонарушения на транспорте

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях

Глава 11. Административные правонарушения на транспорте

 

Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте

1. Данная статья предусматривает административную ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте. По юридической конструкции статья сложная, состоит из пяти частей, в каждой из которых закреплены конкретные правонарушения, представляющие угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Объектом данного правонарушения является безопасная работа железнодорожного транспорта, которая регулируется специальными нормативными актами (правилами, инструкциями), действующими на железнодорожном транспорте, независимо от того, какими из указанных в данной статье действиями (бездействием) правонарушение было совершено.

2. В ч.1 комментируемой статьи речь идет о противоправных действиях, которые могут вызвать нарушение движения поездов.

Непосредственным объектом правонарушения в данном случае выступает установленный график движения поездов.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Объективная сторона выражается в совершении противоправных действий, таких, как: повреждение железнодорожного пути, сооружений, устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, оставление таких предметов на железнодорожных путях.

Следует обратить внимание и на такой признак объективной стороны, как место совершения правонарушения. В данной статье таким местом признаются железнодорожные пути. Данный состав имеет формальный характер, так как законодатель не устанавливает наличие вредных последствий, которые могут наступить от указанных противоправных действий.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективную сторону данного правонарушения составляет вина в форме умысла или неосторожности. Так, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут повлечь нарушение движения поездов, может быть совершено только умышленно, а повреждение железнодорожного пути — как умышленно, так и по неосторожности.

3. В ч.2 комментируемой статьи закрепляется правонарушение, которое выражается в несоблюдении установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» правила перевозки грузов на железнодорожном транспорте и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте разрабатываются и утверждаются Министерством путей сообщения РФ. Габариты грузов также установлены в этих правилах. Соответственно в рамках родового объекта — безопасность движения на железнодорожном транспорте — непосредственным объектом данного правонарушения будет нарушение правил перевозок грузов на железной дороге.

Объективную сторону правонарушения составляют действия по несоблюдению одного из требований вышеназванных правил, выражающемуся в нарушении установленных габаритов (размеров) груза при его погрузке и выгрузке.

Субъектами данного правонарушения признаются только должностные лица.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Но форма вины в данном составе не влияет на квалификацию деяния.

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает еще один состав правонарушения, посягающего на безопасность движения на железнодорожном транспорте и выражающегося в повреждении защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов. Непосредственным объектом данного правонарушения являются защитные лесонасаждения, снегозащитные заграждения и иные путевые объекты, предназначенные для обеспечения безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, а также безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств.

Объективную сторону составляют действия, выражающиеся в повреждении защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений и других путевых сооружений. Поскольку состав носит формальный характер, то законодатель не связывает ответственность за данное правонарушение ни с целью, ни с мотивами, ни с последствиями этих противоправных действий.

Субъектами данного правонарушения признаются как граждане, так и должностные лица.

5. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет состав правонарушения, объектом которого являются установленные правила проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей. Нарушение указанных правил мешает безопасной работе железнодорожного транспорта.

Объективную сторону составляют три конкретных действия, выражающиеся в несоблюдении установленных требований: при проезде гужевого транспорта, прогоне скота через железнодорожные пути, выпасе скота вблизи железнодорожных путей. Место совершения правонарушения — железнодорожные пути и прилегающие к ним территории.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективная сторона характеризуется тем, что указанные действия могут быть совершены только умышленно.

6. Последний, пятый состав правонарушения, установленный в комментируемой статье, своим объектом также имеет безопасность для жизни и здоровья людей и движения на железнодорожном транспорте.

В целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, а также безопасности движения на железнодорожном транспорте для прохода по железнодорожным путям оборудуются специально установленные места. Объективную сторону правонарушения составляют действия, связанные с несоблюдением правил прохода по железнодорожным путям, т.е. проход вне указанных мест.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вменяемые.

 

Статья 11.2. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта

1. Данная статья устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта. Промышленный железнодорожный транспорт — это комплекс, состоящий из подъездных путей к промышленным объектам от железнодорожных станций, путей внутри объектов, железнодорожные составы, сооружения, обеспечивающие нормальную деятельность промышленного объекта. Объектом данного правонарушения являются правила обеспечения безопасности движения и эксплуатации названного вида транспорта.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия, нарушающие установленные правила: безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта; переезда через подъездные железнодорожные пути. В данном составе законодатель определяет место совершения правонарушения — подъездные железнодорожные пути, не входящие в систему федерального железнодорожного транспорта.

3. В данной статье предусмотрен специальный субъект — работники промышленного железнодорожного транспорта.

4. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

 

Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за совершение действий, угрожающих безопасности полетов. Статья содержит четыре состава правонарушений. Общим объектом является безопасность полетов.

2. Часть 1 статьи предусматривает ответственность за нарушение правил размещения в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц. Данные правила установлены в Воздушном кодексе РФ. Соответственно непосредственным объектом правонарушения будут именно эти правила.

Объективную сторону составляют действия, выражающиеся в: размещении в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов; применение без разрешения администрации аэропорта, аэродрома пиротехнических средств; устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц.

Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, являются правила размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в бездействии, выражающемся в невыполнении вышеуказанных правил.

Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла.

4. Объектом правонарушения, установленного ч.3 комментируемой статьи, являются: аэродромное оборудование, аэродромные знаки, воздушные суда и их оборудование.

Объективная сторона проявляется в действиях, направленных на повреждение вышеуказанного оборудования, т.е. приведение его в состояние, непригодное для использования, требующее ремонта.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Объектом правонарушения, предусмотренного в ч.4 данной статьи, являются правила прохода или проезда по территориям аэропортов (за исключением аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов.

Объективная сторона выражается в противоправных действиях — проезде, проходе, т.е. состав имеет формальный характер — достаточно самого факта совершения одного из указанных действий.

Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

С субъективной стороны данные действия могут быть совершены только умышленно.

 

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

1. Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, является безопасность полетов, а непосредственно оно направлено на нарушение установленных правил пользования воздушным пространством. Воздушное пространство — это пространство над поверхностью земли, в пределах которого выполняются полеты, обеспеченные аэродромными и наземными радиотехническими средствами.

Рассматриваемый состав носит формальный характер и его объективная сторона выражается в совершении лицом деяния, нарушающего федеральные правила пользования воздушным пространством.

В данной статье предусматривается ответственность специальных субъектов — граждан, должностных лиц, юридических лиц, наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

С субъективной стороны указанные действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

2. Часть 2 данной статьи предусматривает административную ответственность за те же противоправные действия, но устанавливает ответственность для физических лиц, должностных лиц и юридических лиц, не наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Таким образом, субъект правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи, характеризуется дополнительным признаком.

Объективная сторона выражается в рассматриваемом случае не только в том, что лицо совершает действия, нарушающие установленные правила, но и в том, что при этом оно не имеет права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

 

Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

1. Одним из способов обеспечения безопасности полетов является надзор за эксплуатацией воздушных судов. Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются установленные федеральным органом управления авиационным транспортом правила безопасности эксплуатации воздушных судов.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих вышеуказанные правила.

3. Субъектами правонарушения признаются граждане и должностные лица, имеющие право управления воздушным судном.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается виной в форме умысла.

 

Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

1. Данная статья содержит три состава административных правонарушений, угрожающих безопасности движения на водном транспорте. Водный транспорт включает в себя морской и внутренний водный транспорт. Общим объектом рассматриваемого правонарушения является безопасность движения, которая обеспечивается специальными правилами, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление транспортным комплексом.

2. Часть 1 статьи содержит состав, объектом которого является безопасность движения на водном транспорте.

Объективная сторона включает ряд действий, могущих создать опасность для движения на водном транспорте. К таким действиям законодатель относит: нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройство заколов и иных приспособлений для ловли рыбы в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений; проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах; несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ. В данном составе объективная сторона характеризуется не только действием (бездействием), но и такими элементами, как место — неустановленные места, отсутствие согласования с уполномоченным органом или надлежащего разрешения.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения признаются граждане и должностные лица.

Форма вины — умысел.

3. Второй состав правонарушения (ч.2 ст.11.6) посягает на безопасность движения на водном транспорте, а также на нормальное функционирование водных транспортных средств, сооружений и устройств связи и сигнализации, навигационного оборудования, портовых и гидротехнических сооружений. Непосредственным объектом являются: устройства связи и сигнализации, плавучее и береговое навигационное оборудование, портовые и гидротехнические сооружения.

Объективная сторона правонарушения выражена в таких действиях, как уничтожение или повреждение соответствующих сооружений или устройств, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов. То есть приведение указанных объектов в состояние, при котором они не могут использоваться по своему назначению без соответствующего ремонта или восстановления.

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются как граждане, так и должностные лица.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

4. Непосредственным объектом третьего состава, закрепленного в ч.3 комментируемой статьи, являются правила содержания и установленный режим эксплуатации навигационного оборудования на гидротехнических сооружениях.

Объективная сторона выражается в действиях, нарушающих установленные правила и режим эксплуатации навигационного оборудования на гидротехнических сооружениях.

Субъектами правонарушения признаются только должностные лица, ответственные за нормальное функционирование навигационного оборудования.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 11.7. Нарушение правил плавания

1. Данная статья состоит из двух составов правонарушений, посягающих на безопасность плавания судов водного транспорта.

2. Непосредственным объектом посягательства правонарушения, установленного ч.1 комментируемой статьи, являются установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление водным транспортом, правила плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков.

Объективную сторону составляют как действия, так и бездействие, заключающиеся в нарушении указанных правил. Эти нарушения могут выражаться в ненадлежащем исполнении этих правил или в неисполнении содержащихся в них предписаний.

В рассматриваемом составе установлен специальный субъект — судоводитель или иное лицо, управляющее судном (за исключением маломерного).

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Объектом правонарушения, установленного в ч.2 комментируемой статьи, являются установленные уполномоченными органами государства правила плавания маломерных судов.

Объективную сторону составляют как действия, например превышение установленной скорости, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, нарушение правил маневрирования и т.д., так и бездействие — несоблюдение требований навигационных знаков.

В составе предусмотрен специальный субъект правонарушения — судоводитель или иное лицо, управляющее маломерным судном.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, но преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах — только умышленно, о чем свидетельствует употребление слова «преднамеренная».

 

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Правонарушение, состав которого установлен комментируемой статьей, посягает на безопасность плавания и эксплуатации водного транспорта. Непосредственный объект в данном составе — установленный порядок эксплуатации водного транспорта. Данный порядок установлен Кодексом торгового мореплавания РФ и Правилами регистрации судов, эксплуатируемых на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 5 марта 1993 г.

2. Объективная сторона правонарушения, закрепленного в ч.1 ст.11.8, выражается в противоправных действиях (бездействии) — неисполнении или уклонении от исполнения установленных правил при управлении судном (в том числе маломерным). Эти нарушения состоят в том, что осуществляется управление судном, не отвечающим одному из предусмотренных условий: не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического осмотра (освидетельствования); не несущим бортовых номеров или обозначений; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация; с нарушением норм пассажировместимости; нарушением ограничений по району и условиям плавания.

Субъектом данного правонарушения могут быть как физические, так и должностные лица, обязанные обеспечивать исполнение вышеуказанных правил.

Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле, судоводитель сознает, что судно, которым он управляет, не отвечает правилам его эксплуатации.

3. Часть 2 комментируемой статьи содержит состав правонарушения, объектом которого является безопасность плавания, и предусматривает ответственность за управление судном лицом, не имеющим для этого предусмотренного права. Право на управление судном подтверждается соответствующим документом: дипломом, свидетельством, удостоверением.

Объективная сторона выражается в двух противоправных действиях — либо в управлении судном лицом, не имеющим права управления этим судном, либо в передаче управления судном лицу, не имеющему права управления.

Субъект правонарушения — лицо, которое для управления судном должно иметь право управления им, либо лицо, передавшее право управления судном в нарушение установленных правил.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

 

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Объектом правонарушения, предусмотренного в ч.1 данной статьи, являются безопасность плавания судов, жизнь и здоровье граждан, общественный порядок.

Объективная сторона выражается в двух действиях: 1) управление судном (в том числе и маломерным) судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения; 2) передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Под состоянием опьянения следует понимать как алкогольное опьянение, так и опьянение от употребления наркотических и токсических веществ. Данный состав носит формальный характер, т.е. для возбуждения дела об административном правонарушении достаточно факта управления судном в состоянии опьянения или передачи управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, независимо от того, наступили какие-либо вредные последствия или нет.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются как судоводитель, так и иное лицо, находящиеся в состоянии опьянения.

С субъективной стороны это правонарушение может быть совершено только умышленно.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит состав, связанный с уклонением судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Объектом, на который посягает данное правонарушение, выступает установленный порядок управления.

Субъектами правонарушения являются как судоводитель, так и иное лицо, управляющие судном. Следует иметь в виду, что статья исходит из того, что иное лицо должно иметь право управления судном. Если у него такого права нет, то ответственность для указанного лица будет наступать еще и по ст.11.8 настоящего Кодекса.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно, о чем свидетельствует употребляемый термин «уклонение», т.е. стремление избежать прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

 

Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах

1. Данная статья предусматривает административную ответственность лиц, на которых возложена обязанность обеспечить безопасность пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах. Объект правонарушения — жизнь и здоровье граждан, воспользовавшихся услугами водного транспорта. Непосредственным объектом посягательства являются правила обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта.

2. Нарушения вышеназванных правил, установленных федеральным органом исполнительной власти в области управления водным транспортом, составляют объективную сторону рассматриваемого правонарушения. Законодатель выделяет в объективной стороне обстоятельства, при которых может быть совершено данное правонарушение: при посадке на суда, в пути следования, при высадке пассажиров с судов водного транспорта либо маломерных судов.

3. Субъектами указанного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

 

Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов

1. В целях обеспечения безопасности при плавании судов, в том числе и маломерных, разработаны правила, непосредственно связанные со свойствами грузов, например, сухие, наливные, сельскохозяйственные продукты, промышленные товары и т.д. Именно такие правила и являются непосредственным объектом посягательства при совершении этого правонарушения.

2. Объективная сторона выражается в нарушении требований указанных правил. Это может быть нарушение режима укладывания грузов, укрепления его на судне, заполнения грузового помещения, прием груза для погрузки без сопроводительных документов и т.д. Указанные нарушения могут быть совершены как активными действиями, так и путем бездействия, т.е. неисполнения того, что предписано нормой права.

3. К ответственности за рассматриваемые противоправные действия привлекается специальный субъект — судоводитель, т.е. лицо, управляющее судном, в том числе маломерным.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

 

Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянки маломерных судов

1. Закрепленный в комментируемой статье состав правонарушения имеет объектом посягательства безопасность жизни и здоровья людей, безопасность окружающей среды, а также установленный порядок деятельности органов государственной инспекции по маломерным судам.

2. Объективную сторону составляет ряд противоправных действий: эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов государственной инспекции по маломерным судам; нарушение норм базирования маломерных судов; нарушение условий и технических требований безопасной эксплуатации баз (сооружений); содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов.

Правила технического надзора за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов утверждены приказом Министерства природы РФ от 12 сентября 1995 г. Надзор за их исполнением осуществляют органы государственной инспекции по маломерным судам.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, ответственные за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.

Субъективная сторона комментируемого состава характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

 

Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения

1. Данная статья закрепляет два состава административных правонарушений, посягающих на безопасность плавания, жизнь и здоровье граждан.

2. Часть 1 ст.11.13 закрепляет состав правонарушения, непосредственным объектом посягательства которого являются правила выпуска судна в плавание (за исключением маломерных). Эти правила установлены для морского транспорта в Кодексе торгового мореплавания РФ, для речных судов — Правилами технической эксплуатации речного транспорта, Речным регистром РФ, Правилами плавания по внутренним водным путям РФ.

Объективную сторону правонарушения составляют активные действия, направленные на нарушение правил выпуска судна в плавание. Это: выпуск судна в плавание без документов, удостоверяющих его принадлежность, годность к плаванию; с неукомплектованным экипажем; при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости; с нарушением ограничений по району и условиям плавания.

Здесь же закреплены нарушения требований допуска лиц к управлению судном или к его механизмам и оборудованию: допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения), либо допуск к управлению лиц, находящихся в состоянии опьянения.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть только должностные лица, ответственные за выпуск судна в плавание.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной как умышленной, так и неосторожной.

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за правонарушение, связанное с выпуском в плавание маломерного судна.

Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные правила пользования маломерными судами.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют противоправные действия, нарушающие вышеуказанные правила и выражающиеся в выпуске в плавание маломерного судна: не зарегистрированного в установленном порядке; не прошедшего технического осмотра (освидетельствования); имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация; не укомплектованного снаряжением; переоборудованного без соответствующего разрешения. Вторая группа противоправных деяний связана с допуском к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения.

Субъектом рассматриваемого правонарушения признаются должностные лица, ответственные за эксплуатацию маломерных судов, и выпуск этих судов в плавание с вышеуказанными нарушениями, что означает неисполнение ими или недобросовестное исполнение возложенных обязанностей.

Субъективная сторона данного правонарушения — умысел, т.е. должностное лицо, ответственное за эксплуатацию маломерного судна, сознает, что выпускает его в плавание с нарушением установленных правил.

 

Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

1. Комментируемая статья закрепляет три состава административных правонарушений на транспорте — воздушном, водном, железнодорожном, посягающих на безопасность полетов, плавания и передвижения по железным дорогам. Непосредственным объектом всех трех правонарушений являются установленные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, обеспечивающие безопасность воздушного, водного и железнодорожного транспорта. Различия в объекте посягательства этих трех составов состоят только в том, на какой вид транспорта распространяются указанные правила.

2. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют противоправные деяния, нарушающие установленные на воздушном, водном, железнодорожном транспорте правила для перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Нарушения могут быть выражены в активных действиях либо в бездействии (неисполнении того, что предписано нормой права). Особенность объективной стороны комментируемых правонарушений — в виде транспорта, на котором совершаются названные противоправные деяния.

3. Субъектами всех трех составов являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является имущество на транспортных средствах общего пользования, а также грузовые вагоны, плавучие и другие транспортные средства, контейнеры или иное оборудование, предназначенное для перевозки и хранения грузов на транспорте.

Объективную сторону составляют противоправные действия, вызвавшие повреждения имущества на транспортных средствах, а также транспортных средств и оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте, в результате чего они не могут использоваться по назначению без ремонта или переоборудования.

Следует иметь в виду, что причиненный имущественный ущерб имуществу транспортного средства общего пользования не должен превышать одного минимального размера оплаты труда. При иных повреждениях размер имущественного ущерба в статье не предусмотрен.

Субъектами данного правонарушения являются физические лица.

С субъективной стороны рассматриваемые противоправные действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

2. Часть 2 ст.11.15 предусматривает правонарушение, объектом которого является безопасность и сохранность перевозимых грузов, а равно нормальное состояние строений, используемых для выполнения операций по перевозке грузов.

Субъективная сторона выражается в разнообразных противоправных действиях: повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов; повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов; повреждение ограждений на пассажирских платформах; нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов; повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзов и складов. Все вышеперечисленное предназначено для выполнения операций по перевозке грузов.

Субъектами правонарушения являются физические лица.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

 

Статья 11.16. Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

1. В Российской Федерации обеспечение пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. Названные нормативные акты устанавливают общие требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, которые являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности. Следовательно, и на транспорте соблюдение указанных правил является обязательным.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.11.16, является пожарная безопасность на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, а непосредственно противоправные деяния направлены на нарушение установленных правил пожарной безопасности.

2. Объективная сторона комментируемого правонарушения выражается в нарушениях, которые могут совершаться как активным действием, так и бездействием.

3. Субъектом данного административного правонарушения являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является безопасность пассажиров на всех видах транспорта: железнодорожном, воздушном, водном. Непосредственным объектом посягательства являются установленные правила поведения граждан на указанных видах транспорта.

Субъектом данного правонарушения является гражданин — пассажир. С субъективной стороны данный состав характеризуется только прямым умыслом.

Что касается объективной стороны, то данная статья предусматривает разнообразные противоправные действия. Кроме того, в зависимости от характера нарушения установлена различная административная ответственность.

2. В ч.1 данной статьи предусмотрены следующие нарушения установленных правил: посадка или высадка граждан на ходу поезда; проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах; самовольная без надобности остановка поезда; самовольный проезд в грузовом поезде.

3. Часть 2 ст.11.17 устанавливает административную ответственность за выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта.

4. В ч.3 статьи предусмотрена административная ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта.

5. Часть 4 предусматривает административную ответственность за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна.

 

Статья 11.18. Безбилетный проезд

1. Перевозка пассажиров и багажа на всех видах транспорта осуществляется на основе гражданско-правового договора перевозки (ст.786 ГК). По этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира и доставить его в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, т.е. проезд без билета является нарушением договора перевозки.

Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются договор купли-продажи и установленные правила оплаты проезда.

2. Объективная сторона характеризуется противоправным бездействием — неоплатой пассажиром проезда, независимо от причины отсутствия проездного документа — пассажир не приобрел билет, использовал просроченный проездной документ, утерял его.

3. Субъектом данного правонарушения является физическое лицо — пассажир, т.е. гражданин, пользующийся услугами транспортного средства.

4. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно: лицо сознает противоправность своих действий, предвидит их общественно опасные последствия и сознательно допускает их наступление.

 

Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа

1. Провоз ручной клади, багажа и грузобагажа осуществляется на основе гражданско-правового договора перевозки груза и договора перевозки пассажира (ст.785, 786 ГК).

Объектом рассматриваемого правонарушения являются установленные правила провоза ручной клади, багажа и грузобагажа.

2. Объективная сторона выражена в противоправных действиях, нарушающих вышеуказанные правила. В зависимости от характера этих действий (провоз ручной клади с превышением установленных норм без оплаты, провоз веществ и предметов, запрещенных к перевозке, и т.д.), а также от вида транспорта в статье установлена различная административная ответственность.

3. Субъектом данного правонарушения, исходя из содержания статьи, являются физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. С субъективной стороны указанные противоправные деяния могут быть совершены только умышленно.

 

Статья 11.20. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

1. Магистральные трубопроводы предназначены для транспортировки нефти и нефтепродуктов, естественных и искусственных углеводородных газов, конденсата, сжиженного углеводородного газа, жидкого аммиака, нестабильного бензина и т.д. Для сохранности трубопроводов и обеспечения безопасности их эксплуатации устанавливаются охранные зоны и их особый правовой режим. Правила охраны магистральных трубопроводов утверждены постановлением Правительства СССР от 12 апреля 1979 г. «Об усилении охраны магистральных трубопроводов». Соответственно объектом рассматриваемого правонарушения является режим охранных зон магистральных трубопроводов, урегулированный нормами права.

2. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, выражается в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов. Эти правила могут быть нарушены при их строительстве, эксплуатации, ремонте и пуске в эксплуатацию. В охранных зонах без письменного согласия предприятия, организации, эксплуатирующей трубопровод, запрещается возводить любые постройки и сооружения, высаживать деревья и кустарники, содержать скот, сооружать проезды через трассы трубопроводов, производить мелиоративные земляные работы, горные, строительные, геолого-съемочные, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и т.д.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Следует отметить, что Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации» в ч.3 ст.32 указывает на возможность привлечения к ответственности органов исполнительной власти за виновное нарушение правил охраны магистральных трубопроводов.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется виной как в форме умысла, так и неосторожности.

 

Статья 11.21 Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги

1. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.) и изданные на его основе нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов устанавливают правовой режим полосы отвода автомобильных дорог. Ширина полосы отвода определяется в зависимости от категории дороги.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность дорожного движения и установленный порядок использования полосы отвода автомобильных дорог.

2. Объективная сторона выражается в противоправных действиях, нарушающих этот установленный порядок. В статье дан исчерпывающий перечень действий, которые не могут совершаться без согласования с дорожными органами: распашка земли, покос травы, выпас скота, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна или выемка грунта, вываливание мусора, снега либо спуск канализационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения на полосе отвода автомобильной дороги, прокладка инженерных коммуникаций, установка наружной рекламы, дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса. Кроме того, в данной статье предусмотрены и действия, посягающие на правила противопожарной безопасности в полосе отвода автомобильной дороги. К ним относятся разведение огня на полосе отвода и ближе 100 метров от деревянных мостов и курение на мостах с деревянными настилами.

3. Субъектами правонарушений, как следует из содержания статьи, являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений

1. Охрана автомобильных дорог (проезжая часть, трамвайные пути, тротуары, обочины) и дорожных сооружений (мосты, дорожные знаки и т.д.) обеспечивает безопасность движения на автомобильных дорогах. Именно безопасность дорожного движения и правила, установленные для ее обеспечения, являются объектом рассматриваемого правонарушения.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в бездействии.

В соответствии с диспозицией данной статьи землепользователь в границах закрепленных за ним участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения, должен исполнять обязанности по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков, по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики. Неисполнение землепользователем обязанностей, возложенных на него, является противоправным деянием.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть признаны граждане, должностные лица, юридические лица — землепользователи, за которыми закреплены участки, прилегающие к полосам отвода автомобильных дорог.

4. С субъективной стороны вина может быть умышленной или неосторожной.

 

Статья 11.23. Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» в ст.8 закрепляет, что водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

На грузовом автотранспортном средстве или автобусе при осуществлении международной перевозки должно быть установлено контрольное устройство — тахограф, регистрирующий режим труда и отдыха водителей транспортных средств. В некоторых случаях допускается вместо тахографа ведение ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Объектом рассматриваемого правонарушения является безопасность дорожного движения при осуществлении международных автомобильных перевозок грузовым автотранспортным средством или автобусом, а непосредственно правонарушение посягает на Правила использования тахографов на автомобильном транспорте Российской Федерации, утвержденные 7 июля 1998 г. приказом министра транспорта РФ.

Статья 11.23 содержит два состава правонарушений с одним объектом посягательства, но с различной объективной стороной.

В статье предусмотрен и один субъект. Это водитель транспортного средства, но не любого, а осуществляющего международные автомобильные перевозки. Причем водители, которые могут быть привлечены к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение, — это и граждане Российской Федерации, и иностранные граждане.

С субъективной стороны оба правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23, состоит в управлении грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки: без контрольного устройства (тахографа), с выключенным тахографом, с незаполненными тахограммами, без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха.

3. В ч.2 комментируемой статьи закреплено правонарушение, объективную сторону которого составляют действия водителя грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющего международную перевозку, нарушающие установленный режим труда и отдыха водителя.

Речь идет в данном случае о том, что водитель надлежащим образом ведет регистрацию своего труда и отдыха, но при этом своим поведением нарушает нормативы труда и отдыха, что может привести к физическому переутомлению и вероятности совершения дорожно-транспортного происшествия, угрожающего здоровью и жизни водителя, иных лиц, а также могущего причинить материальный ущерб.

 

Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов

1. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст.15 закреплено положение, согласно которому Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются инвалиды, их права и предусмотренные нормами права условия, обеспечивающие для них возможность беспрепятственного пользования всеми видами транспорта.

2. Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие лиц, ответственных за организацию системы транспортного обслуживания и эксплуатацию транспортных средств, нарушающие установленные законодательством требования о включении в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, т.е. не создают условия доступности для инвалидов транспортного обслуживания.

3. В комментируемой статье предусмотрен специальный субъект правонарушения — руководитель организации или иное должностное лицо, ответственное за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств.

4. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла.

 

Статья 11.25. Нарушение правил перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов

1. Данная статья содержит два состава правонарушений, объектом посягательства которых являются безопасность дорожного движения и правила по перевозке автомобильным транспортом тяжеловесных грузов. Технические характеристики тяжеловесных грузов определены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27 мая 1996 г. Для перевозки указанных грузов необходимо получить разрешение в дорожном органе, с территории обслуживания которого начинается маршрут движения транспортного средства.

2. Объективную сторону данного правонарушения составляют следующие противоправные действия: осуществление без специального разрешения международной автомобильной перевозки с превышением максимального веса или нагрузки на ось, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации для автомобильных дорог, до 15%; уклонение от указанного в разрешении маршрута такой перевозки. В ч.2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за те же действия, но с превышением максимального веса или нагрузки на ось свыше 15%.

3. Субъектом рассматриваемого правонарушения является физическое лицо — водитель грузового автотранспортного средства, осуществляющий международную автомобильную перевозку.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров

1. В данной статье закреплены два состава административных правонарушений, связанных с незаконным использованием зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закрепляется состав правонарушения, объектом которого являются установленные правила использования автотранспортных средств, зарегистрированных в других государствах, на территории Российской Федерации.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, в частности со ст.7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», запрещаются перевозки грузов и пассажиров, в том числе временно ввезенными на территорию Российской Федерации транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок движения между пунктами по территории Российской Федерации автотранспортных средств, принадлежащих иностранному перевозчику.

Объективная сторона выражается в неправомерной перевозке грузов и (или) пассажиров между пунктами на территории Российской Федерации указанными автотранспортными средствами.

Субъектом данного правонарушения могут быть как водитель автотранспортного средства, так и должностное лицо грузоотправителя, грузополучателя, посредника.

Субъективная сторона в рассматриваемом правонарушении может быть выражена виной как в форме умысла, так и неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи также посвящена нарушениям вышеуказанного Федерального закона. Статья 2 этого Закона устанавливает, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями (для государств, являющихся членами Европейской конференции министров транспорта). Кроме того, ст.9 Закона устанавливает, что перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки, должны использовать только транспортные средства, имеющие регистрационные номера и отличительные знаки другого государства.

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации.

Объективная сторона выражается либо в осуществлении международной автоперевозки на зарегистрированном в иностранном государстве автотранспортном средстве или автобусе с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства без соответствующего разрешения; либо на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, в котором автотранспортное средство не зарегистрировано.

В данном составе предусмотрен специальный субъект — водитель автотранспортного средства.

Объективная сторона может быть выражена виной как в форме умысла, так и неосторожности.

 

Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки

1. В комментируемой статье установлено три вида противоправных деяний, за которые наступает административная ответственность. Эти деяния нарушают предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» порядок осуществления указанных перевозок. Следовательно, объектом правонарушения являются правовые нормы, регулирующие этот порядок.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в трех противоправных деяниях:

управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа). Требование наличия регистрационных и отличительных знаков своего государства на транспортных средствах, осуществляющих международные автомобильные перевозки, закреплено в ст.9 вышеуказанного Закона. В этой статье указано также, что прицепы или полуприцепы могут иметь регистрационные и отличительные знаки другого государства;

управление транспортным средством при осуществлении международной перевозки без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз. В соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения у водителя транспортного средства должны иметься разрешения и иные документы, которые требуются для осуществления международных транспортных перевозок, в том числе и транспортный документ на перевозимый груз. Отсутствие такого документа является противоправным деянием, за которое предусмотрена административная ответственность;

осуществление международной нерегулярной перевозки пассажиров автобуса в установленных случаях без списков пассажиров. Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» в ст.6 устанавливает, что если нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются без разрешений, водители транспортных средств должны иметь списки пассажиров. Отсутствие таких списков является в соответствии с комментируемой статьей административным правонарушением.

3. Субъектом рассматриваемого правонарушения является водитель транспортного средства, осуществляющий международную транспортную перевозку.

4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в виде умысла или неосторожности.

 

Статья 11.28. Нарушение порядка международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» установлено, что международные автомобильные перевозки крупногабаритных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, выдаваемыми в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного движения. В этом разрешении указываются допустимые габариты и заранее определенный маршрут (ст.3 Закона). Следовательно, объектом данного правонарушения будет установленный нормами права порядок международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют противоправные действия водителя: отсутствие специального разрешения для международной перевозки крупногабаритных или опасных грузов; отклонение от заранее определенного маршрута; превышение габаритов, указанных в специальном разрешении.

3. Субъект рассматриваемого правонарушения — водитель, нарушивший требования, установленные нормами права для международной перевозки крупногабаритных или опасных грузов.

4. С субъективной стороны указанные противоправные деяния могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» в ст.2 предусматривает, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями. Законом предусматриваются разрешения различного вида: на передвижение иностранных перевозчиков по территории Российской Федерации, на заранее определенный маршрут, на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, на нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки и т.д. Следовательно, объектом рассматриваемого правонарушения будет установленный порядок осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими иностранным перевозчикам.

2. Объективную сторону составляет отсутствие у водителя установленного разрешения, если такое разрешение обязательно.

3. Субъектом данного правонарушения признается водитель транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, осуществляющий международную перевозку в нарушение установленных правил, т.е. без надлежащего разрешения.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

 

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушенияхГлава 11. Административные правонарушения на транспорте