Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов РД 31.1.02-04 Приложения 8-18

Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов РД 31.1.02-04

 

Оглавление

Постановление

Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов. РД 31.1.02-04

Предисловие

1. Общие положения

2. Нормативные ссылки

3. Определения, обозначения и сокращения

4. Основные положения

5. Техническое обслуживание (ТО) и обязанности по содержанию подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии

6. Технический надзор

7. Регистрация и разрешение на пуск в работу подъемно-транспортного оборудования

8. Техническая документация

9. Допуск к управлению и обслуживанию перегрузочных машин и производство работ по перемещению грузов

10. Особенности технической эксплуатации машин специализированных конвейерных комплексов для навалочных грузов

11. Ремонт портовых перегрузочных машин

12. Расследование аварий, несчастных случаев и случаев выхода машин из строя

13. Требования охраны труда и охраны окружающей среды при эксплуатации и ремонте перегрузочных машин

Приложение 1. Документация и разъяснения Госгортехнадзора

Приложение 2. Типовой состав проверок при техническом обслуживании перегрузочных машин

Приложение 3. Удостоверение руководящих и инженерно-технических работников предприятий и организаций морского транспорта о проверке знаний Правил безопасной эксплуатации оборудования

Приложение 4. Удостоверение докера-механизатора и рабочего по техническому обслуживанию и ремонту

Приложение 5. Стальные канаты для грузоподъемных кранов морских портов

Приложение 6. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования перегрузочных машин

Приложение 7. Основные неисправности электрического оборудования и способы их устранения

Приложение 8. Диагностирование гидравлических систем перегрузочных машин

Приложение 9. Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин, грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей в исправном состоянии

Приложение 10. Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за содержанием перегрузочных машин, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей в исправном состоянии и по надзору за безопасным производством работ перегрузочными машинами

Приложение 11. Типовая инструкция для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами в морских портах

Приложение 12. Паспорт перегрузочной машины, не подконтрольной Госгортехнадзору России или Российскому Морскому Регистру Судоходства

Приложение 13. Паспорт грузозахватного органа, грузозахватного приспособления или средства укрупнения

Приложение 14. Формы журналов

Приложение 15. Акт периодического осмотра перегрузочной машины

Приложение 16. Примерный состав проверок при периодическом техническом обслуживании перегрузочных машин СККН

Приложение 17. Вахтенный журнал оператора СККН

Приложение 18. Формы технической документации по ремонту

Приложение 19. Дефектация и технические требования на ремонт. Сварка. Восстановление деталей

Приложение 20. Перечень государственных стандартов, норм, правил и руководящих документов, на которые в ПТЭ приведены ссылки

 

Приложение 8

к Правилам технической эксплуатации

подъемно-транспортного оборудования

морских торговых портов

 

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН

 

1. Общие положения

 

1.1. В настоящем Приложении изложен рекомендуемый порядок диагностирования гидравлических систем перегрузочных машин морских портов.

1.2. Диагностирование должно производиться при техническом обслуживании (ТО-2) и ремонте перегрузочных машин и обеспечивать их проведение по фактическому состоянию объектов гидросистемы (ОГ). Диагностирование может производиться в период эксплуатации перегрузочных машин при возникновении отказа ОГ.

1.3. Устанавливаются 2 вида диагностирования по объему выполненных работ — общее и локальное, причем последнее может быть частичным или полным.

1.4. Общее диагностирование должно производиться перед каждым очередным ТО-2 по параметрам работы (см. подраздел 2.3) отдельных гидроприводов.

1.5. Частичное локальное диагностирование должно производиться после общего диагностирования в случае выявления отклонений в работе гидропривода, а полное локальное диагностирование — при ремонте. При локальном диагностировании осуществляют проверку с выявлением места неисправности на уровне ОГ без его разборки и снятия.

1.6. При диагностировании рекомендуется использовать средства измерений согласно таблице 1 или аналогичные им по назначению (гидротестер или манометр, счетчик жидкости, дроссель и динамометр) в зависимости от параметров (давление, расход и сила) гидросистем конкретных типов и моделей перегрузочных машин.

 

Таблица 1

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

 

+——————————————————+——————+ ¦   Условное обозначение согласно ГОСТу, ОСТу или ТУ   ¦Пределы измерений ¦ +——————————————————+——————+ ¦Термометр, ГОСТ 28498-90                              ¦от 0 до +100 °С   ¦ +——————————————————+——————+ ¦Линейка измерительная                                 ¦от 0 до 500 мм    ¦ +——————————————————+——————+ ¦Секундомер                                            ¦от 0 до 60 с      ¦ +——————————————————+——————+ ¦Манометр образцовый                                   ¦от 0 до 2,5 МПа   ¦ +——————————————————+——————+ ¦Манометр, ГОСТ 2405-88                                ¦от 0 до 25 МПа    ¦ +——————————————————+——————+ ¦Вакуумметр, ГОСТ 2405-88                              ¦от 0 до 0,1 МПа   ¦ +——————————————————+——————+ ¦Счетчик жидкости, ГОСТ 28066-89                       ¦от 0,11 до 1,2 л/с¦ +——————————————————+——————+ ¦Счетчик жидкости, ГОСТ 28066-89                       ¦от 0,5 до 5,5 л/с ¦ +——————————————————+——————+ ¦Гидротестер                                           ¦от 0,5 до 5,0 л/с ¦ +——————————————————+——————+ ¦Дроссель                                              ¦от 0 до 30 МПа    ¦ +——————————————————+——————+ ¦Дроссель-расходомер                                   ¦от 0 до 1,5 л/с   ¦ +——————————————————+——————+ ¦Прибор КИ-562 ГОСНИИТИ для испытания форсунок         ¦от 0 до 40 МПа    ¦ +——————————————————+——————+ ¦Прибор НИИАТ К-402 для проверки рулевого управления   ¦от 0 до 12 кгс    ¦ +——————————————————+——————+ ¦Динамометр, ГОСТ 13837-79                             ¦от 0 до 10 кгс    ¦ +——————————————————+——————+ ¦Прибор ПКС-7 для проверки усилия сжатия захвата       ¦от 0 до 10000 кгс ¦ +——————————————————+——————+  

Примечания.

1. Все используемые для диагностирования средства измерений должны быть выпущены в обращение в соответствии с ГОСТом ПР 50.2.009-94, а также иметь действующие отметки о поверке по ГОСТу ПР 50.2.002-94.

2. Наличие гидротестера исключает необходимость в счетчиках жидкости, дросселях и манометрах, приведенных в таблице.

3. Прибор НИИАТ и динамометр взаимозаменяемы.

 

Все средства измерений, включая встроенные в агрегаты и механизмы машин, должны пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию и иметь действующие свидетельства (клейма) о проверке.

1.7. По результатам локального диагностирования должно составляться заключение о необходимости ремонта того или иного ОГ, а также замены рабочей жидкости гидросистемы с соответствующей записью в документе, указанном в разделе 5.

 

2. Порядок проведения общего диагностирования

 

2.1. Перед выполнением операций по диагностированию необходимо прежде всего убедиться в исправности других систем (механических, электрических и пневматических), с которыми связан гидропривод.

2.2. Температура рабочей жидкости перед диагностированием должна быть в пределах 40 — 50 °С для объемной передачи и 80 — 90 °С для гидродинамической передачи (трансмиссии с гидротрансформатором).

На трубопроводах и в местах их подсоединений не должно быть утечек. Уровень рабочей жидкости должен соответствовать контрольной отметке.

2.3. При общем диагностировании гидросистем производят проверку действия и параметров работы исполнительных механизмов, оснащенных гидроприводами. Примерный перечень проверяемых параметров указан в таблице 2.

 

Таблица 2

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОВЕРЯЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ

 

+-------------------------------------------------------------------------+
¦                       Проверяемый параметр работы                       ¦    +----------------+---------------------+------------+---------------------+
¦      Тип       ¦    Наименование     ¦ Допустимое ¦  Условие проверки   ¦    ¦ перегрузочной  ¦                     ¦  значение  ¦                     ¦    ¦     машины     ¦                     ¦   в % от   ¦                     ¦    ¦                ¦                     ¦номинального¦                     ¦    +----------------+---------------------+------------+---------------------+
¦Погрузчик,      ¦Скорость подъема     ¦80          ¦Частота вращения     ¦    ¦тягач,          ¦номинального груза,  ¦            ¦двигателя (об./мин.) ¦    ¦контейнерный    ¦не менее             ¦            ¦согласно требованиям ¦    ¦перегружатель,  ¦                     ¦            ¦заводской и фирменной¦    ¦козловой кран   ¦                     ¦            ¦документации         ¦    ¦                ¦Скорость опускания   ¦120         ¦То же                ¦    ¦                ¦каретки (седла) с    ¦            ¦                     ¦    ¦                ¦грузом, не более     ¦            ¦                     ¦    ¦                ¦То же, без груза, не ¦80          ¦-"-                  ¦    ¦                ¦менее                ¦            ¦                     ¦    ¦                ¦Скорость втягивания  ¦80          ¦                     ¦    ¦                ¦штока цилиндра       ¦            ¦                     ¦    ¦                ¦наклона, не менее    ¦            ¦                     ¦    ¦                ¦Уменьшение усилия    ¦10          ¦Прибор ПКС-7         ¦    ¦                ¦сжатия груза на      ¦            ¦устанавливается между¦    ¦                ¦захвате за 10 мин.   ¦            ¦щеками захвата       ¦    ¦                ¦выдержки, не более   ¦            ¦                     ¦    ¦                ¦Усилие поворота на   ¦110         ¦Динамометр или прибор¦    ¦                ¦ободе колеса на      ¦            ¦НИИАТ К-402          ¦    ¦                ¦средних оборотах     ¦            ¦закрепляется на ободе¦    ¦                ¦двигателя, не более  ¦            ¦колеса               ¦    ¦                ¦Скорость передвижения¦80          ¦На горизонтальном    ¦    ¦                ¦погрузчика с         ¦            ¦участке дороги без   ¦    ¦                ¦гидротрансформатором,¦            ¦груза                ¦    ¦                ¦не менее             ¦            ¦                     ¦    +----------------+---------------------+------------+---------------------+

¦Реклаймер угле- ¦Снижение скорости    ¦15          ¦Без нагрузки         ¦ ¦перегрузочного  ¦вращения роторного   ¦            ¦                     ¦ ¦комплекса       ¦колеса, не более     ¦            ¦                     ¦ ¦                ¦Снижение скорости    ¦15          ¦Без нагрузки         ¦ ¦                ¦поворота стрелы, не  ¦            ¦                     ¦ ¦                ¦более                ¦            ¦                     ¦ ¦                ¦Изменение давления   ¦10          ¦С полной нагрузкой   ¦ ¦                ¦по показаниям штатных¦            ¦роторного колеса и   ¦ ¦                ¦манометров           ¦            ¦стрелы               ¦ +—————-+———————+————+———————+

 

2.4. При обнаружении отклонений проверяемых параметров от допустимых значений, а также неисправностей, указанных в таблицах 3 — 7, производят локальное диагностирование в соответствии с требованиями раздела 3.

 

3. Общие требования к проведению локального диагностирования

 

3.1. Проведение локального диагностирования должно включать:

определение перечня и осмотр ОГ, которые могут быть неисправными;

установление последовательности проверки выбранных ОГ в случае предположения неисправности двух и более агрегатов;

проверку выбранных ОГ.

3.2. Объекты гидросистемы, которые должны быть осмотрены и проверены, выбирают в зависимости от проявления неисправности и в соответствии с принципиальной гидравлической схемой с учетом таблиц 3.1 — 3.5 (не приводятся).

Осмотр выбранных для проверки ОГ проводят для выявления возможных внешних утечек, трещин корпуса, повышенного шума, нагрева, ослабления креплений и вибрации при работе. ОГ с указанными неисправностями должны проверяться в первую очередь.

3.3. В случае, если при осмотре ОГ не будет обнаружено внешнего проявления неисправности, то проверку выбранного перечня ОГ рекомендуется устанавливать в последовательности, указанной в таблицах 3 — 7 в графе «Объект диагностирования», в зависимости от типа машины.

 

Таблица 3

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ,

ИХ ПРИЧИН И ОБЪЕКТОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРОПРИВОДОВ

ПРИЧАЛЬНЫХ И ТЫЛОВЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ

 

+——————-+————————+—————————-+

¦Внешнее проявление ¦         Объект         ¦     Вероятная причина      ¦ ¦   неисправности   ¦    диагностирования    ¦   неисправности объекта    ¦ ¦                   ¦                        ¦      диагностирования      ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦                          Гидроприводы спредера                          ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦1. Отсутствие      ¦ ¦                            ¦ ¦движения:          ¦                        ¦                            ¦ ¦всех приводов      ¦Рабочая жидкость        ¦Загрязнение, понижение      ¦ ¦                   ¦                        ¦уровня или вязкости         ¦ ¦                   ¦Фильтры всасывающий и   ¦Засорение, заклинивание     ¦ ¦                   ¦напорный                ¦перепускного клапана        ¦ ¦                   ¦Распределитель общего   ¦Не переключается в рабочее  ¦ ¦                   ¦подключения             ¦положение                   ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного технической  ¦ ¦                   ¦                        ¦документацией               ¦ ¦                   ¦Насос                   ¦Износ                       ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода поворотных ¦Клапан редукционный     ¦Негерметичность, ослабла    ¦ ¦штыков             ¦                        ¦пружина клапана             ¦ ¦                   ¦Дроссель                ¦Засорение проходного канала,¦ ¦                   ¦                        ¦нарушена регулировка        ¦ ¦                   ¦Гидрозамок              ¦Заклинивание поршня         ¦ ¦                   ¦Гидродвигатель (цилиндр)¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении  ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода подъема    ¦Дроссель                ¦Засорение проходного канала,¦ ¦угловых            ¦                        ¦нарушена регулировка        ¦ ¦направляющих       ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Гидрозамок              ¦Заклинивание поршня         ¦ ¦                   ¦Гидродвигатель (цилиндр)¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении, ¦ ¦                   ¦                        ¦не переключается в рабочее  ¦ ¦                   ¦                        ¦положение                   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода выдвижения ¦Гидромотор (цилиндр)    ¦Износ и внутренние утечки   ¦ ¦и фиксации консоли ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении  ¦ ¦спредера           ¦Клапан редукционный     ¦Негерметичность, ослабла    ¦ ¦                   ¦                        ¦пружина клапана             ¦ ¦                   ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка        ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода раздвижения¦Клапан редукционный     ¦Ослабла пружина клапана     ¦ ¦спредера           ¦Дроссель                ¦Засорение проходного канала ¦ ¦                   ¦Цилиндр                 ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении  ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода раздвижения¦Гидрозамок              ¦Заклинивание поршня или     ¦ ¦блоков успокоения  ¦                        ¦клапана                     ¦ ¦качения            ¦Дроссель                ¦Засорение проходного канала,¦ ¦                   ¦                        ¦нарушена регулировка        ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Цилиндр                 ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении  ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода поворота   ¦Дроссель                ¦Засорение проходного отвер- ¦ ¦спредера           ¦                        ¦стия, нарушена регулировка  ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Гидромотор (цилиндр)    ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦                        ¦Внутренние утечки в рабочем ¦ ¦                   ¦                        ¦положении                   ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Давление срабатывания ниже  ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода фиксации   ¦Цилиндр                 ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦поворота спредера  ¦Распределитель          ¦Внутренние утечки в рабочем ¦ ¦                   ¦                        ¦положении                   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода продольного¦Фильтр напорный         ¦Засорение ¦ ¦наклона спредера   ¦Дроссель                ¦Засорение проходного канала,¦ ¦                   ¦                        ¦нарушена регулировка        ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Давление срабатывания ниже  ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Гидрозамок              ¦Заклинивание поршня         ¦ ¦                   ¦Цилиндр                 ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Не переключается в рабочее  ¦ ¦                   ¦                        ¦положение                   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода наклона    ¦Дроссель                ¦Засорение проходного        ¦ ¦спредера (смещение ¦                        ¦канала, нарушена регулировка¦ ¦центра тяжести)    ¦Цилиндр                 ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Гидрозамок              ¦Заклинивание поршня         ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦привода поперечного¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка        ¦ ¦наклона спредера   ¦Гидрозамок              ¦Негерметичность             ¦ ¦                   ¦Цилиндр                 ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Внутренние утечки в рабочем ¦ ¦                   ¦                        ¦положении                   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦2. Перекос спредера¦Делитель потока         ¦Нарушена симметричность     ¦ ¦при включении      ¦                        ¦исходного положения         ¦ ¦цилиндров наклона  ¦                        ¦золотника                   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦3. Самопроизвольное¦Гидрозамок              ¦Негерметичность ¦ ¦опускание угловых  ¦                        ¦                            ¦ ¦направляющих       ¦                        ¦                            ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦             Гидропривод натяжения канатов на перегружателе              ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦4. Отсутствие или  ¦Рабочая жидкость        ¦Загрязнение, снижение уровня¦ ¦слабое натяжение   ¦                        ¦или вязкости                ¦ ¦канатов            ¦Фильтр всасывающий      ¦Засорение                   ¦ ¦                   ¦Цилиндр                 ¦Износ и внутренние утечки   ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Насос                   ¦Износ                       ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении  ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦5. Не происходит   ¦Клапан предохранительный¦Клапан отрегулирован на     ¦ ¦ослабления         ¦                        ¦срабатывание при давлении   ¦ ¦натяжения канатов  ¦                        ¦большем, чем установленное  ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Не переключается в рабочее  ¦ ¦                   ¦                        ¦положение                   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦6. Канат вибрирует ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка        ¦ ¦при натяжении      ¦                        ¦                            ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦        Гидропривод успокоения качания спредера на перегружателе         ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦7. Отсутствие      ¦ ¦                            ¦ ¦движения цилиндров ¦                        ¦                            ¦ ¦раздвижения блоков:¦                        ¦                            ¦ ¦в сторону          ¦Рабочая жидкость        ¦Снижение уровня или вязкости¦ ¦раздвижения блоков ¦Фильтр всасывающий      ¦Засорение                   ¦ ¦в сторону сближения¦Насос                   ¦Износ                       ¦ ¦блоков             ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность             ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Утечка в рабочем положении  ¦ ¦                   ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка        ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦8. В контуре       ¦ ¦                            ¦ ¦гидроамортизатора: ¦                        ¦                            ¦ ¦жесткая работа     ¦Рабочая жидкость        ¦Высокая вязкость, загрязне- ¦ ¦цилиндров          ¦                        ¦ние, засорение канала       ¦ ¦мягкая работа      ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка и      ¦ ¦цилиндров          ¦                        ¦засорение канала            ¦ ¦                   ¦Рабочая жидкость        ¦Снижение вязкости           ¦ ¦                   ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка        ¦ ¦                   ¦Рабочая жидкость        ¦Наличие воздуха             ¦ ¦                   ¦Клапан обратный в       ¦Ослабла пружина и отсутству-¦ ¦                   ¦сливной линии           ¦ет подпор давления канала   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦9. Отсутствует     ¦Рабочая жидкость        ¦Снижение уровня или         ¦ ¦успокоение качания ¦                        ¦вязкости, загрязнение       ¦ ¦на всех канатах    ¦Насос подпитки          ¦Износ                       ¦ ¦(перегружатель     ¦Реле давления           ¦Не включается при           ¦ ¦»Коне»)            ¦                        ¦установленном давлении      ¦ ¦                   ¦Клапан разгрузочный     ¦Золотник заклинивает в      ¦ ¦                   ¦                        ¦положении открытия          ¦ ¦                   ¦Охладитель рабочей      ¦Не работает вентилятор      ¦ ¦                   ¦жидкости                ¦                            ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦10. Не происходит  ¦Насос                   ¦Не отключается насос        ¦ ¦опускание крюков   ¦Цилиндр                 ¦Заклинивание поршня         ¦ ¦запорного          ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении  ¦ ¦устройства         ¦                        ¦                            ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦ Гидропривод аварийного тормоза подъема консоли на перегружателе «Коне»  ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦11. При включении  ¦Рабочая жидкость        ¦Снижение уровня или         ¦ ¦насоса             ¦                        ¦вязкости, загрязнение       ¦ ¦растормаживания не ¦Клапан предохранитель-  ¦Давление срабатывания ниже  ¦ ¦происходит         ¦ный, реле давления      ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Насос                   ¦Износ                       ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦12. Резкое         ¦Аккумулятор             ¦Давление газа в             ¦ ¦торможение после   ¦                        ¦разделительном мешке ниже   ¦ ¦отключения насоса  ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка,       ¦ ¦                   ¦                        ¦засорение проходного канала ¦ ¦                   ¦Клапан обратный         ¦Негерметичность             ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦13. Тормоз не      ¦Клапан предохранительный¦Ослабла пружина, давление   ¦ ¦удерживает при     ¦в цепи подготовки к     ¦срабатывания ниже           ¦ ¦отключенном насосе ¦растормаживанию         ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Цилиндр                 ¦Не вращается вертушка и не  ¦ ¦                   ¦                        ¦происходит компенсация      ¦ ¦                   ¦                        ¦износа фрикционных накладок ¦ ¦                   ¦                        ¦тормоза                     ¦ ¦                   ¦Насос главный           ¦Снижение рабочего давления  ¦ ¦                   ¦                        ¦ниже номинального           ¦ ¦                   ¦Регулятор «Мооринг»     ¦Заклинивает цилиндр         ¦ ¦                   ¦                        ¦управления насосом          ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Давление срабатывания выше  ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦На одном канате    ¦Гидромотор              ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Клапан ограничения дав- ¦Нарушена регулировка        ¦ ¦                   ¦ления (клапан «Серво»)  ¦открытия клапана на слив    ¦ ¦при подъеме        ¦Распределитель          ¦Золотник не переключается от¦ ¦спредера           ¦                        ¦давления управления         ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦14. Канат          ¦Клапан предохранительный¦Давление срабатывания ниже  ¦ ¦успокоения качания ¦                        ¦установленного              ¦ ¦образует слабину   ¦                        ¦                            ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦ Гидропривод фиксации подъемной консоли на перегружателе «Мицуи-Пасеко» ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦15. Не происходит  ¦Рабочая жидкость        ¦Загрязнение, снижение уровня¦ ¦подъема крюков     ¦                        ¦или вязкости                ¦ ¦запорного          ¦Фильтр всасывающий      ¦Засорение                   ¦ ¦устройства         ¦Цилиндр                 ¦Износ и внутренние утечки   ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Насос                   ¦Износ                       ¦ ¦                   ¦Распределитель          ¦Утечки в рабочем положении  ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦                     Гидропривод рельсового захвата                      ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦16. Захват не      ¦Рабочая жидкость        ¦Снижение уровня или         ¦ ¦открывается        ¦                        ¦вязкости, загрязнение       ¦ ¦                   ¦Фильтр всасывающий      ¦Засорение                   ¦ ¦                   ¦Вентиль                 ¦Находится в открытом        ¦ ¦                   ¦гидроаккумулятора       ¦положении                   ¦ ¦                   ¦Насос                   ¦Износ                       ¦ ¦                   ¦Реле давления           ¦Не замыкается контакт вклю- ¦ ¦                   ¦                        ¦чения соленоида распредели- ¦ ¦                   ¦                        ¦теля или привода насоса     ¦ ¦                   ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка        ¦ ¦                   ¦Цилиндр                 ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность, давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦срабатывания ниже           ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ ¦                   ¦Насос                   ¦Не отключается насос        ¦ ¦                   ¦Клапан предохранительный¦Отрегулирован на давление   ¦ ¦                   ¦                        ¦выше установленного         ¦ ¦                   ¦Дроссель                ¦Нарушена регулировка        ¦ ¦                   ¦Фильтр сливной          ¦Засорение                   ¦ +——————-+————————+—————————-+

¦17. Перегрев       ¦Реле давления           ¦Не выключает привод насоса  ¦ ¦рабочей жидкости,  ¦                        ¦при давлении выше           ¦ ¦насос быстро       ¦                        ¦установленного              ¦ ¦изнашивается       ¦Гидроаккумулятор        ¦Давление газа в             ¦ ¦                   ¦                        ¦разделительном мешке ниже   ¦ ¦                   ¦                        ¦установленного              ¦ +——————-+————————+—————————-+

 

Таблица 4

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ,

ИХ ПРИЧИН И ОБЪЕКТОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРОПРИВОДОВ

ПОРТОВЫХ ТЯГАЧЕЙ И ПОГРУЗЧИКОВ (ВИЛОЧНЫХ И КОВШЕВЫХ)

 

+———————+———————-+—————————-+

¦ Внешнее проявление  ¦        Объект        ¦      Вероятная причина     ¦ ¦    неисправности    ¦   диагностирования   ¦   неисправности объекта    ¦ ¦                     ¦                      ¦     диагностирования       ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦1. Отсутствие или    ¦Насос                 ¦Износ, не развивает давления¦ ¦замедление подъема   ¦Распределитель        ¦Внутренние утечки в рабочем ¦ ¦седла тягача         ¦                      ¦положении                   ¦ ¦                     ¦Дроссель (регулятор   ¦Заклинило золотник в клапане¦ ¦                     ¦расхода)              ¦в закрытом состоянии        ¦ ¦                     ¦Предохранительный     ¦Не герметичен               ¦ ¦                     ¦клапан                ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦2. Скорость спуска   ¦Дроссель (регулятор   ¦Ослабла пружина золотника   ¦ ¦груза на седле тягача¦расхода)              ¦                            ¦ ¦мала                 ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦3. Скорость спуска   ¦Дроссель (регулятор   ¦Заклинило золотник в клапане¦ ¦тяжелого груза на    ¦расхода)              ¦в открытом состоянии        ¦ ¦седле тягача велика  ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦4. Тяжелый груз на   ¦Распределитель        ¦Внутренние утечки в         ¦ ¦седле тягача опуска- ¦                      ¦нейтральном положении       ¦ ¦ется самопроизвольно ¦Цилиндр               ¦Наружные утечки             ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦5. Отсутствие или    ¦Рабочая жидкость      ¦Снижение уровня или         ¦ ¦замедление движения  ¦                      ¦вязкости, загрязнение       ¦ ¦всех цилиндров       ¦Насос                 ¦Износ                       ¦ ¦грузоподъемника      ¦Клапаны               ¦Негерметичность, ослабла    ¦ ¦                     ¦предохранительный     ¦пружина                     ¦ ¦                     ¦или перепускной       ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦6. Снижение скорости ¦Фильтр сливной        ¦Засорение ¦ ¦подъема груза        ¦и всасывающий         ¦                            ¦ ¦                     ¦Клапан разгрузочный   ¦Ослабла пружина, внутренние ¦ ¦                     ¦                      ¦утечки                      ¦ ¦                     ¦Клапан обратный       ¦Заклинивает плунжер клапана ¦ ¦                     ¦                      ¦при открывании              ¦ ¦                     ¦Насос                 ¦Износ                       ¦ ¦                     ¦Делитель потока       ¦Заклинило поршень           ¦ ¦                     ¦Распределитель        ¦Износ и внутренние утечки   ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦7. При включении     ¦Цилиндр подъема       ¦Погнут шток или износ       ¦ ¦подъема движется     ¦каретки               ¦уплотнений поршня           ¦ ¦только шток подъема  ¦Направляющие каретки  ¦Изгиб направляющих и        ¦ ¦рамы «Тоета»         ¦подъема               ¦заклинивание каретки        ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦8. Отсутствие подъема¦Клапан перепускной    ¦Износ, ослабла пружинка     ¦ ¦на повышенных        ¦                      ¦                            ¦ ¦оборотах двигателя   ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦9. Скорость спуска   ¦Регулятор расхода     ¦Ослабла пружина или         ¦ ¦тяжелого груза       ¦                      ¦заклинило поршень           ¦ ¦велика, а каретки    ¦                      ¦                            ¦ ¦без груза мала       ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦10. Самопроизвольное ¦Клапан обратный или   ¦Негерметичность в закрытом  ¦ ¦опускание груза      ¦управляемый           ¦состоянии                   ¦ ¦(4045)               ¦Распределитель        ¦Износ золотника и внутренние¦ ¦                     ¦                      ¦утечки в нейтральном        ¦ ¦                     ¦                      ¦положении                   ¦ ¦                     ¦Цилиндр               ¦Износ уплотнений поршня     ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦11. При включении    ¦Клапан обратный       ¦Негерметичность ¦ ¦подъема на холостых  ¦                      ¦                            ¦ ¦оборотах двигателя   ¦                      ¦                            ¦ ¦груз опускается      ¦                      ¦                            ¦ ¦(4045)               ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦12. Отсутствует      ¦Клапан запорный или   ¦Заклинивает золотник клапана¦ ¦наклон грузоподъемни-¦разгрузочный          ¦в открытом положении        ¦ ¦ка или ковша назад   ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦13. Отсутствует      ¦Клапан запорный       ¦Заклинивает золотник клапана¦ ¦наклон грузоподъемни-¦                      ¦в закрытом положении        ¦ ¦ка или ковша вперед  ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦14. Снижение скорости¦Цилиндр               ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦наклона грузоподъем- ¦Распределитель        ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦ника или ковша       ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦15. Самопроизвольный ¦Клапан запорный       ¦Негерметичность ¦ ¦наклон грузоподъемни-¦Распределитель        ¦Внутренние утечки в         ¦ ¦ка или ковша с грузом¦                      ¦нейтральном положении       ¦ ¦вперед               ¦Цилиндр               ¦Износ уплотнений            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦16. В гидроприводе   ¦ ¦                            ¦ ¦рулевого управления: ¦                      ¦                            ¦ ¦- увеличение усилия  ¦Фильтр сливной        ¦Засорение                   ¦ ¦поворота рулевого    ¦Клапан предохранитель-¦Ослабла пружина,            ¦ ¦колеса с гидроусили- ¦ный, перепускной или  ¦негерметичность             ¦ ¦телем следящего типа ¦обратный в блоке      ¦                            ¦ ¦                     ¦клапана управления    ¦                            ¦ ¦                     ¦Клапан разгрузочный   ¦Негерметичность             ¦ ¦                     ¦Насос                 ¦Износ                       ¦ ¦                     ¦Цилиндр гидроусилителя¦Износ и внутренние утечки   ¦ ¦                     ¦Клапан управления     ¦Внутренние утечки в рабочем ¦ ¦                     ¦                      ¦положении золотника         ¦ ¦- при вращении руле- ¦Насос                 ¦Износ                       ¦ ¦вого колеса машины   ¦Распределитель типа   ¦Износ насосной пары,        ¦ ¦не разворачиваются   ¦»Орбитрол»            ¦негерметичен шариковый      ¦ ¦или разворачиваются  ¦                      ¦клапан в «Орбитроле»        ¦ ¦с опозданием         ¦Цилиндр               ¦Износ, внутренние утечки    ¦ ¦                     ¦Клапан                ¦Не герметичен               ¦ ¦                     ¦предохранительный     ¦                            ¦ ¦- самопроизвольный   ¦Распределитель типа   ¦Заедание роторных золотников¦ ¦разворот колес       ¦»Орбитрол»            ¦»Орбитрола» или повреждение ¦ ¦                     ¦                      ¦центровочной пружины        ¦ ¦- руль стремится вра-¦Распределитель типа   ¦Неправильно установлен      ¦ ¦щаться в направлении,¦»Орбитрол»            ¦поворотный валик «Орбитрол໦ ¦обратном требуемому  ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦17. В захвате для    ¦ ¦                            ¦ ¦кип:                 ¦                      ¦                            ¦ ¦лапы захвата не      ¦Гидрозамок            ¦Заклинило золотник          ¦ ¦расходятся           ¦                      ¦управления                  ¦ ¦лапы захвата не      ¦Гидрозамок            ¦Заклинило обратный клапан   ¦ ¦прижимают груз       ¦Клапан разгрузочный   ¦Негерметичность, ослабла    ¦ ¦                     ¦                      ¦пружина                     ¦ ¦                     ¦Клапан запорный       ¦Заклинило золотник          ¦ ¦                     ¦                      ¦управления                  ¦ ¦самопроизвольное     ¦Цилиндры              ¦Износ уплотнений поршня     ¦ ¦отжатие лап захвата  ¦Гидрозамок            ¦Негерметичность обратного   ¦ ¦от груза при         ¦                      ¦клапана                     ¦ ¦транспортировке      ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦18. В захвате        ¦ ¦                            ¦ ¦кантователя:         ¦                      ¦                            ¦ ¦захват не прижимает  ¦Цилиндр               ¦Износ уплотнений поршня     ¦ ¦груз                 ¦Гидрозамок            ¦Негерметичность             ¦ ¦захват не            ¦Гидрораспределитель   ¦Внутренние утечки в рабочем ¦ ¦разворачивается      ¦                      ¦положении                   ¦ ¦                     ¦Гидромотор            ¦Износ и внутренние утечки   ¦ ¦                     ¦Гидрораспределитель   ¦То же                       ¦ +———————+———————-+—————————-+

¦19. В гидроприводе   ¦ ¦                            ¦ ¦сталкивателя:        ¦                      ¦                            ¦ ¦сталкиватель не      ¦Цилиндры              ¦Износ уплотнений поршня     ¦ ¦развивает            ¦Гидрораспределитель   ¦Износ и внутренние утечки   ¦ ¦необходимое усилие   ¦                      ¦                            ¦ +———————+———————-+—————————-+

 

Таблица 5

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ,

ИХ ПРИЧИН И ОБЪЕКТОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРОПРИВОДОВ

ПОРТАЛЬНЫХ КОНВЕЙЕРНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ

 

+———————+———————+——————————+

¦ Внешнее проявление ¦       Объект        ¦Вероятная причина неисправно- ¦ ¦   неисправности    ¦  диагностирования   ¦сти объекта диагностирования  ¦ +———————+———————+——————————+

¦1. В гидроприводе   ¦ ¦                              ¦ ¦подъема:            ¦                     ¦                              ¦ ¦снижение скорости   ¦Рабочая жидкость     ¦Снижение вязкости, загрязнение¦ ¦подъема с грузом    ¦Фильтр сливной       ¦Засорение                     ¦ ¦                    ¦Цилиндры             ¦Износ уплотнений поршня       ¦ ¦                    ¦Предохранительный    ¦Ослабла пружина, внутренние   ¦ ¦                    ¦клапан               ¦утечки                        ¦ ¦                    ¦Насос                ¦Износ, внутренние утечки      ¦ ¦                    ¦Распределитель       ¦Внутренние утечки в положении ¦ ¦                    ¦                     ¦подъема                       ¦ ¦                    ¦Тормозной клапан     ¦Смещение золотника в положении¦ ¦                    ¦(«Пайнер»)           ¦слива                         ¦ ¦перекос при подъеме ¦Цилиндры             ¦Повышенный износ и внутренние ¦ ¦спредера с грузом с ¦                     ¦утечки в одном из цилиндров   ¦ ¦механической        ¦Гидрозамок           ¦Повышение сопротивления       ¦ ¦синхронизацией      ¦                     ¦открытию обратного клапана    ¦ ¦                    ¦Механическая система ¦Неравномерное удлинение цепей ¦ ¦                    ¦синхронизации        ¦подъема, большая эксцентри-   ¦ ¦                    ¦                     ¦чность нагрузки на спредере   ¦ ¦самопроизвольное    ¦Гидрозамок           ¦Негерметичность обратного     ¦ ¦опускание или       ¦                     ¦клапана                       ¦ ¦перекос поднятого   ¦Цилиндры             ¦Износ уплотнений поршня       ¦ ¦спредера с грузом   ¦Перепускные (выравни-¦Нарушение нейтральной         ¦ ¦перекос при подъеме ¦вающие) клапаны      ¦установки золотника           ¦ ¦спредера с          ¦Делитель потока      ¦Неравномерность распределения ¦ ¦гидравлической      ¦                     ¦потока по секциям             ¦ ¦синхронизацией      ¦Цилиндры             ¦Повышенный износ и внутренние ¦ ¦                    ¦                     ¦утечки в одном из цилиндров   ¦ +———————+———————+——————————+

¦2. В гидроприводе   ¦ ¦                              ¦ ¦рулевого управления:¦                     ¦                              ¦ ¦колеса не           ¦Насос                ¦Износ, внутренние утечки      ¦ ¦разворачиваются или ¦Клапан управления    ¦Износ насосной пары в         ¦ ¦разворачиваются с   ¦»Орбитрол»           ¦»Орбитроле»                   ¦ ¦запаздыванием       ¦Цилиндр              ¦Негерметичность обратного     ¦ ¦                    ¦                     ¦клапана                       ¦ ¦                    ¦                     ¦Износ уплотнений поршня       ¦ ¦самопроизвольный    ¦Клапан управления    ¦Заедание внутреннего и внешне-¦ ¦разворот колес или  ¦»Орбитрол»           ¦го золотника или повреждение  ¦ ¦разворот рывками    ¦                     ¦центровочной пружины          ¦ ¦                    ¦Насос                ¦Не создает давления           ¦ ¦тяжелый поворот руля¦Цилиндр              ¦Погнут шток                   ¦ +———————+———————+——————————+

¦3. В гидроприводе   ¦ ¦                              ¦ ¦спредера:           ¦                     ¦                              ¦ ¦не действуют все    ¦Насос                ¦Износ, внутренние утечки      ¦ ¦цилиндры управления ¦Распределитель общего¦Заело золотник в положении    ¦ ¦                    ¦подключения          ¦слива рабочей жидкости        ¦ ¦не действует        ¦Цилиндр              ¦Износ уплотнений поршня       ¦ ¦цилиндр поворота    ¦Распределитель       ¦Износ и утечки в рабочем      ¦ ¦передней (задней)   ¦                     ¦положении                     ¦ ¦части спредера      ¦                     ¦                              ¦ ¦не действуют        ¦Цилиндры             ¦Износ уплотнений поршня       ¦ ¦цилиндры поворота   ¦Распределитель       ¦Износ и утечки в рабочем      ¦ ¦штыков на 20 (40)-  ¦                     ¦положении                     ¦ ¦футовом спредере    ¦                     ¦                              ¦ +———————+———————+——————————+

¦4. В гидроприводе   ¦ ¦                              ¦ ¦передвижения        ¦                     ¦                              ¦ ¦(«Пайнер»):         ¦                     ¦                              ¦ ¦снижение скорости   ¦Насос основной или   ¦Снижение подачи и давления    ¦ ¦передвижения        ¦подпитки             ¦из-за износа                  ¦ ¦                    ¦Гидромоторы          ¦Износ, увеличение утечек в    ¦ ¦                    ¦                     ¦дренажную линию               ¦ ¦                    ¦Предохранительный    ¦Негерметичность, ослабла      ¦ ¦                    ¦клапан               ¦пружина                       ¦ ¦не включается       ¦Насос блокировки     ¦Износ                         ¦ ¦блокировка гидро-   ¦Распределитель       ¦Нарушение положения золотника ¦ ¦моторов (блокировка ¦блокировки           ¦                              ¦ ¦дифференциала)      ¦                     ¦                              ¦ +———————+———————+——————————+

 

Таблица 6

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ,

ИХ ПРИЧИН И ОБЪЕКТОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН

 

+———————+———————+——————————-+

¦ Внешнее проявление ¦       Объект       ¦Вероятная причина неисправности¦ ¦   неисправности    ¦  диагностирования  ¦   объекта диагностирования    ¦ +———————+———————+——————————-+

¦1. Повышенный нагрев¦Рабочая жидкость    ¦Снижение уровня или загрязнение¦ ¦рабочей жидкости в  ¦Маслоохладитель     ¦Засорение                      ¦ ¦трансмиссии         ¦Гидротрансформатор  ¦Проскальзывание муфты          ¦ ¦                    ¦                    ¦свободного хода статора        ¦ +———————+———————+——————————-+

¦2. Отсутствует или  ¦ ¦                               ¦ ¦замедлено           ¦                    ¦                               ¦ ¦передвижение машины:¦                    ¦                               ¦ ¦в направлении вперед¦Коробка передач,    ¦Износ и негерметичность        ¦ ¦или назад           ¦муфты сцепления     ¦шарикового клапана, износ      ¦ ¦                    ¦                    ¦уплотнения на поршне сцепления ¦ ¦                    ¦                    ¦или на ведущем валу            ¦ ¦в обоих направлениях¦Диски сцепления     ¦Износ                          ¦ ¦                    ¦Рабочая жидкость    ¦Снижение уровня или вязкости,  ¦ ¦                    ¦                    ¦загрязнение                    ¦ ¦                    ¦Клапан медленного   ¦Заедание золотника в открытом  ¦ ¦                    ¦движения            ¦состоянии                      ¦ ¦                    ¦Клапан регулирующий ¦Ослабла пружина                ¦ ¦                    ¦Насос               ¦Износ                          ¦ ¦                    ¦Фильтры всасывающий ¦Засорение                      ¦ ¦                    ¦и сливной           ¦                               ¦ ¦                    ¦Гидротрансформатор  ¦Износ внутренних уплотнений,   ¦ ¦                    ¦                    ¦повреждение рабочих колес,     ¦ ¦                    ¦                    ¦износ муфты свободного хода    ¦ ¦                    ¦                    ¦статора                        ¦ +———————+———————+——————————-+

¦3. Неплавное        ¦Регулятор или клапан¦Заедание золотника клапана в   ¦ ¦включение сцепления ¦разгрузочный        ¦закрытом состоянии             ¦ ¦гидротрансмиссии    ¦Клапан регулирующий ¦То же                          ¦ +———————+———————+——————————-+

¦4. Задержка при     ¦Регулятор установки ¦Заедание золотника клапана     ¦ ¦трогании с места    ¦давления            ¦в открытом состоянии           ¦ ¦(«Тоета»)           ¦                    ¦                               ¦ +———————+———————+——————————-+

¦5. Невозможность    ¦Клапан «медленного  ¦Золотник клапана не            ¦ ¦медленного передви- ¦движения»           ¦перемещается при нажатии на    ¦ ¦жения при работе на ¦                    ¦педаль «медленного движения» и ¦ ¦высокой частоте     ¦                    ¦не сбрасывает давления         ¦ ¦вращения двигателя  ¦                    ¦                               ¦ +———————+———————+——————————-+

 

Таблица 7

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИХ ПРИЧИН

И ОБЪЕКТОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРОПРИВОДА РЕКЛАЙМЕРА

 

+———————+————————+—————————+

¦ Внешнее проявление ¦         Объект         ¦     Вероятная причина     ¦ ¦   неисправности    ¦    диагностирования    ¦   неисправности объекта   ¦ ¦                    ¦                        ¦     диагностирования      ¦ +———————+————————+—————————+

¦1. Снижение скорости¦Рабочая жидкость        ¦Загрязнение, понижение     ¦ ¦вращения роторного  ¦                        ¦уровня или вязкости,       ¦ ¦колеса или поворота ¦                        ¦охлаждение ниже            ¦ ¦стрелы              ¦                        ¦установленной температуры  ¦ ¦                    ¦                        ¦(неисправен нагреватель    ¦ ¦                    ¦                        ¦либо терморегулятор;       ¦ ¦                    ¦                        ¦неисправности в системе    ¦ ¦                    ¦                        ¦предварительного           ¦ ¦                    ¦                        ¦подогрева)                 ¦ ¦                    ¦Фильтры напорный и      ¦Засорение                  ¦ ¦                    ¦всасывающий             ¦                           ¦ ¦                    ¦Клапан предохранительный¦Негерметичность,           ¦ ¦                    ¦                        ¦срабатывание при давлении  ¦ ¦                    ¦                        ¦меньшем, чем установленное ¦ ¦                    ¦Насос подпитки          ¦Износ                      ¦ ¦                    ¦Насос главной системы   ¦То же                      ¦ ¦                    ¦Обратный клапан подпитки¦Заедание в закрытом        ¦ ¦                    ¦                        ¦состоянии                  ¦ ¦                    ¦Гидромоторы             ¦Износ и внутренние утечки  ¦ ¦                    ¦Гидрораспределитель     ¦Утечки в рабочем положении ¦ ¦                    ¦управления насосом      ¦                           ¦ +———————+————————+—————————+

¦2. Не включается    ¦Гидрораспределитель     ¦Заклинивание золотника     ¦ ¦один из гидромоторов¦управления гидромотором ¦распределителя, не срабаты-¦ ¦привода             ¦                        ¦вает электромагнит (отсут- ¦ ¦                    ¦                        ¦ствие напряжения на клеммах¦ ¦                    ¦                        ¦или обрыв в катушке)       ¦ +———————+————————+—————————+

¦3. Скорость вращения¦Дроссель контрольной    ¦Засорение проходного       ¦ ¦роторного колеса    ¦системы насоса          ¦канала, нарушена           ¦ ¦(стрелы) изменяется ¦                        ¦регулировка                ¦ ¦очень медленно или  ¦                        ¦                           ¦ ¦изменяется рывками  ¦                        ¦                           ¦ +———————+————————+—————————+

 

3.4. Приведенный в таблицах 3 — 7 перечень объектов диагностирования является примерным (обобщенным по основным типам машин, находящихся в эксплуатации в морских портах) и должен быть сокращен или дополнен в зависимости от особенностей устройства гидроприводов конкретных типов и моделей машин.

3.5. Диагностирование отдельных ОГ производят в соответствии с указаниями раздела 4 и с учетом подразделов 2.1 и 2.2. Подключение приборов должно производиться с помощью переходных устройств в условиях, исключающих попадание загрязнений в гидросистему. При этом рекомендуется применить быстроразъемные запорные муфты.

3.6. При обнаружении первого же неисправного ОГ производят его замену или ремонт. Затем повторно делают необходимую проверку действия исполнительного механизма с гидроприводом. Если механизм работает исправно, то диагностирование заканчивают. В противном случае продолжают последовательную проверку ОГ. При составлении заключения о ремонте неисправного ОГ необходимо учитывать причину неисправности, указанную в таблицах 3 — 7.

 

4. Порядок проверок отдельных объектов гидросистемы

при локальном диагностировании

 

4.1. Рабочую жидкость проверяют на загрязнение и вязкость в специализированной лаборатории по ГОСТу 6370-83 и ГОСТу 33-2000. Пробу рабочей жидкости объемом не менее 0,4 л отбирают в чистую посуду из бака при непрерывной циркуляции в гидросистеме. Допустимое содержание механических примесей по массе не должно превышать 0,005%. Кинематическая вязкость, определенная при температуре рабочей жидкости 50 °С, не должна выходить за пределы, указанные в таблице 8.

 

Таблица 8

 

ПРЕДЕЛ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ВЯЗКОСТИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ

 

+——————————+——————————————+

¦       Тип гидропривода       ¦Допустимый предел кинематической вязкости ¦ ¦                              ¦     рабочей жидкости, кв. мм/с (сСт)     ¦ +——————————+——————————————+

¦Объемный гидропривод          ¦10 — 30 ¦ +——————————+——————————————+

¦Гидродинамическая трансмиссия ¦25 — 30                                   ¦ +——————————+——————————————+

 

Состояние фильтров проверяют по штатным указателям загрязнения. При их отсутствии фильтры тонкой очистки необходимо промывать, а сменные элементы заменять без проверки, если их наработка (в машино-часах) составляет больше половины допускаемой. Состояние всасывающих фильтров проверяют косвенно путем прослушивания и осмотра всасывающего трубопровода при работе двигателя на номинальных оборотах. Повышенный шум, хлопки и вибрация всасывающего трубопровода являются показателем засоренности фильтра. Сетчатые элементы всасывающих фильтров следует осматривать и промывать, если снятие их не вызывает затруднений и при этом исключается попадание загрязнений в гидросистему. Проверку фильтров можно производить также с помощью манометра и вакуумметра в соответствии с таблицей 9 при номинальной частоте вращения двигателя.

 

Таблица 9

 

СХЕМЫ ПРОВЕРКИ ФИЛЬТРОВ

 

+—————-+—————————+——————————+

¦  Тип фильтра   ¦   Используемый прибор    ¦     Измеряемый параметр     ¦ ¦                ¦  и место его установки   +—————+————-+

¦                ¦                          ¦ Наименование ¦Величина МПа,¦ ¦                ¦                          ¦               ¦  не более   ¦ +—————-+—————————+—————+————-+

¦Всасывающий,    ¦Вакуумметр на всасывающей ¦Разряжение по ¦0,03         ¦ ¦сетчатый        ¦линии насоса              ¦вакуумметру    ¦             ¦ +—————-+—————————+—————+————-+

¦Напорный, тонкой¦Манометр перед входом и на¦Перепад ¦0,2          ¦ ¦очистки         ¦выходе из фильтра         ¦давления       ¦             ¦ +—————-+—————————+—————+————-+

¦Сливной, тонкой ¦Манометр перед входом     ¦Давление по ¦0,3          ¦ ¦очистки         ¦рабочей жидкости в фильтр ¦манометру      ¦             ¦ +—————-+—————————+—————+————-+

 

4.2. Насосы проверяют по давлению, измеряемому манометром, установленным на напорной линии. Давление, развиваемое насосом при максимальной нагрузке, должно составлять не менее 90% от номинального рабочего. Если это условие не выполняется, то насос рекомендуется дополнительно проверить на подачу с помощью гидротестера, состоящего из нагрузочного дросселя с манометром и расходомера. Гидротестер подключают в напорную линию насоса после предохранительного клапана, как показано рис. 1 (не приводится). При наличии штатного дросселя в напорную линию следует подключить манометр и расходомер. Вместо дросселя можно использовать для создания нагрузки штатный разгрузочный (предохранительный) клапан. При этом рекомендуется на время проверки снизить давление разгрузки этого клапана на 20 — 25%, а расходомер подключить к сливной линии, как показано на рис. 2 (не приводится).

Проверку подачи производят в 2 приема при одной и той же частоте вращения двигателя. Сначала проверяют подачу насоса без нагрузки, т.е. при полностью открытом дросселе 4 или нейтральном положении распределителя (при проверке без дросселя). Затем создают нагрузку, поднимая давление до номинального рабочего плавным поворотом регулировочной головки дросселя или установкой распределителя в рабочее положение (при проверке без дросселя). Подача насоса под нагрузкой по расходомеру должна составлять не менее 60% от подачи без нагрузки. При наличии в гидросистеме сдвоенных насосов следует проверять каждый из них отдельно. Для этого линия подачи насоса, который не проверяется, должна быть переведена на возврат в гидробак. Отключенный трубопровод необходимо заглушить. Для насосов с номинальной подачей до 0,7 л/с вместо расходомера допускается измерять подачу насоса с помощью мерной емкости, устанавливаемой на сливной линии перед гидробаком. Необходимо учитывать, что в случае измерения подачи мерной емкостью нельзя допускать опорожнения гидробака и оголения всасывающего трубопровода. Поэтому насос можно включать на время не более 15 с и сливать рабочую жидкость из емкости обратно в бак перед следующим включением насоса.

Если частота вращения двигателя во время диагностирования будет отличаться от величины, соответствующей номинальной подаче насоса, то необходимо учитывать, что подача насоса изменяется пропорционально изменению частоты его вращения и может быть вычислена по формуле:

 

                           Q = Q    х n / n ,                         (1)

                                ном        ном

 

    где:

    Q — фактическая подача насоса, л/с;

    Q    — номинальная подача насоса;

     ном

                                                          -1

    n — частота вращения двигателя при диагностировании, с  ;

    n     —  частота вращения двигателя, соответствующая номинальной подаче

     ном

         -1

насоса, с  .

Следует иметь в виду, что насосы на портальных контейнеровозах и других машинах могут иметь номинальную подачу до 4 — 6 л/с. В то же время существующие расходомеры (гидротестеры) имеют предел измерения до 3 — 5 л/с. Поэтому такие насосы можно проверять только на пониженной частоте вращения с учетом того, чтобы фактическая подача не превышала предел измерения прибора. При больших подачах насосы могут иметь дренажную линию, через которую отводятся внутренние утечки. Такие насосы можно проверять непосредственно по этим утечкам с помощью мерной емкости или расходомера. Утечки в дренажную линию насоса при номинальной загрузке гидропривода не должны превышать 10% от подачи насоса.

4.3. Клапаны предохранительные (разгрузочные) и редукционные проверяют с помощью манометра, установленного на напорной линии насоса. При этом распределитель проверяемого контура устанавливают в рабочее положение, а рабочий орган перемещают до упора в крайнее положение. В момент остановки рабочего органа фиксируют давление срабатывания клапана, которое должно быть в пределах 95 — 105% от номинального значения. В контуре гидроусилителя руля проверка давления срабатывания клапана производится после поворота рулевого колеса до упора. Более точная проверка клапана, а также проверка в случае, если насос изношен и не развивает необходимого давления, может быть произведена специальным ручным насосом. Для этого при неработающем насосе отсоединяют и заглушают трубопроводы на входе, выходе и дренажном отверстии клапана. Входное отверстие клапана соединяется с нагнетательной секцией переносного ручного набора с манометром. С этой целью можно использовать прибор для испытания топливных форсунок типа КИ-562 ГОСНИТИ или другой аналогичного назначения. Создавая давление ручным насосом, по манометру проверяют давление срабатывания клапана. Герметичность клапана проверяют путем измерения утечек через его выходное отверстие. Для этого в течение 5 — 10 с необходимо поддержание давления примерно на 10% ниже, чем давление срабатывания клапана. Утечки не должны превышать 1% от подачи насоса.

4.4. Гидроцилиндры двустороннего действия проверяют, как правило, по схеме, приведенной на рис. 3 (не приводится). При этом шток цилиндра выдвигают до отказа. Привод насоса останавливают. Отсоединяют и заглушают трубопровод штоковой полости цилиндра. Вместо него подсоединяют короткий шланг, второй конец которого опускают в мерную емкость.

    Включают   привод   на  холостых  оборотах  при  нейтральном положении

гидрораспределителя.  Затем включают подачу рабочей жидкости в надпоршневую

полость цилиндра и увеличивают обороты привода до номинальных. Объем утечек

в  кубических  сантиметрах через уплотнения поршня, замеряемых в течение 15

                                     2

с, не должен превышать величины 0,12D , где D — внутренний диаметр цилиндра

в  сантиметрах.  Цилиндры  одно- и двустороннего действия механизма подъема

груза  погрузчиков  и механизма подъема седла портовых тягачей проверяют по

скорости   усадки   штока  поршня  или  плунжера  под  действием поднятого

номинального  груза  при  нейтральном положении гидрораспределителя подъема

после  остановки  насоса.  Сливное  отверстие гидрораспределителя при этом

необходимо заглушить. Скорость усадки штока поршня или плунжера цилиндра не

                         -5

должна  превышать 16 х 10   м/с (1 см/мин.), если в заводской или фирменной

документации  не  указана  меньшая  предельно  допустимая величина данного

параметра.  Гидроцилиндры  двустороннего  действия  можно также проверять с

помощью  гидротестера  по схеме, приведенной на рис. 4 (не приводится). При

этом   шток   цилиндра   устанавливают   в   крайнее положение,  включают

распределитель  в  положение  1  и поднимают давление с помощью дросселя до

номинального  рабочего.  Расходомером  измеряют  расход  рабочей жидкости и

сравнивают   его  с  номинальной  подачей  насоса  при одинаковой  частоте

вращения. Разница в расходах определяет утечки в цилиндре.

4.5. Гидрораспределитель проверяют различными способами в зависимости от типа машины, наличия средств измерения, вида неисправности и компоновки самого распределителя:

а) гидрораспределители механизма подъема погрузчиков и портальных контейнерных погрузчиков можно проверить по скорости самопроизвольного опускания груза.

Для проверки в рабочем положении необходимо выполнить следующие операции:

зафиксировать в открытом положении обратные клапаны в гидрозамках (при их наличии);

поднять номинальный груз на высоту 0,5 — 1 м и остановить двигатель при нейтральном положении распределителя;

отключить от распределителя напорный трубопровод со стороны насоса и заглушить отверстие для подсоединения этого трубопровода на распределителе;

установить золотник распределителя в положение «подъем» и замерить скорость опускания груза. Если скорость самопроизвольного опускания груза в рабочем положении распределителя будет более 0,01 м/с, то распределитель считается неисправным;

    б)   в   случае   самопроизвольного  опускания  номинального груза  на

-3

нейтральном положении  распределителя  со  скоростью более 33 х 10   м/с (2

см/мин.)  требуется  проверка  распределителя  в нейтральном положении. Для

этого сначала определяют скорость усадки штока цилиндра подъема под грузом,

как  указано в пункте 4.4, и соответствующую этой усадке скорость опускания

груза.  Затем  из общей скорости самопроизвольного опускания груза вычитают

скорость  опускания  из-за  усадки  штока.  Разница этих скоростей косвенно

характеризует  утечки  в  нейтральном  положении распределителя и не должна

                 -5

превышать 16 х 10   м/с (1 см/мин.);

в) распределители гидроприводов, которые не могут быть загружены постоянной статической нагрузкой, можно проверить по схеме, приведенной на рис. 5 (не приводится), также без специальных приборов. Для этого отделяют сливную линию распределителя 4 от общей сливной линии 7, устанавливают в конце сливного трубопровода гибкий шланг 6 и направляют его в заливную горловину гидробака 1 машины. Затем при работе насоса 2 включают распределитель в рабочее положение I и II и после остановки поршня цилиндра 5 вынимают шланг 6 из гидробака и замеряют утечки мерным резервуаром 8 в режиме срабатывания предохранительного клапана 3.

Необходимо учитывать, что работа насоса в режиме срабатывания предохранительного клапана может продолжаться не более 15 с.

Утечки, собранные в резервуаре 8, за вычетом замеренных ранее утечек в цилиндре (см. пункт 4.4) не должны превышать 5% от подачи насоса за одно и то же время;

г) при наличии гидротестера любой распределитель можно проверить по схеме, приведенной на рис. 6 (не приводится).

При этом гидротестер или средства, его заменяющие, подключают на выходе из распределителя. Затем при работающем насосе устанавливают золотник распределителя 2 в рабочее положение I или II и, вращая головку дросселя 4, создают номинальное давление, контролируя его по манометру 3, и измеряют расход расходомером 5.

Частота вращения двигателя и средства измерения должны быть аналогичными, как и при проверке насоса в данном контуре.

Исправность распределителя определяется по его объемному КПД, который определяется по формуле:

 

                              КПД = Q  / Q ,

                                     р    н

 

    где:

    Q  — расход на входе распределителя при номинальном давлении, л/с;

     н

    Q   —  подача  насоса, определенная при проверке насоса (см. пункт 4.2)

     р

при том же давлении и на той же частоте вращения двигателя, что и Q , л/с.

р

Значение объемного КПД должно быть не ниже 0,7.

4.6. Гидрозамки проверяют с учетом следующих требований:

а) для проверки одностороннего гидрозамка в контуре подъема необходимо поднять номинальный груз на высоту 0,5 — 1 м и остановить двигатель. Затем отсоединяют трубопровод в любом месте между гидрозамком и распределителем подъема. Если со стороны гидрозамка через отключенный трубопровод (после слива остатка рабочей жидкости, находящейся в нем выше места отключения) будет наблюдаться утечка, то гидрозамок считается неисправным;

б) если компоновка агрегатов позволяет производить подключение приборов, то двусторонний гидрозамок проверяют в 2 приема с помощью ручного насоса с манометром. Для этого после отсоединения от гидроагрегата всех трубопроводов заглушают выходное отверстие клапана 5 в точке 4 (рис. 7 — не приводится), а к отверстию в точке 8 подсоединяют ручной гидронасос и создают рабочее давление. Через отверстие в точке 2 продувают (например, шинным насосом) воздух, проверяя открытие клапана 6 на выходе отверстия в точке 1.

Затем заглушают выходное отверстие клапана 6 в точке 1 и подводят давление к отверстию в точке 2. Через отверстие в точке 8 продувают сжатый воздух, проверяя открытие клапана 5. Проверку одностороннего гидрозамка (обратного клапана с гидроуправлением) производят аналогично в один прием. При этом заглушать отверстие не требуется. Если при проверке окажется, что давление не поднимается или быстро падает, то это означает, что имеется износ поршня или цилиндра. Требуется ремонт или замена всего агрегата. Если при рабочем давлении воздух не продувается, то это означает, что заклинивает поршень. Требуется разобрать и промыть цилиндр и поршень. Если воздух продувается без создания давления на поршень, то это указывает на негерметичность клапана. Требуется разобрать, промыть и притереть седло и запорный элемент клапана;

    в)  если  компоновка  агрегатов  не  позволяет  подключить ручной насос

непосредственно  к  гидрозамку,  а  также  проверить  его,  как указано  в

подпункте  4.6, то ручной насос следует подключить к цилиндру, связанному с

гидрозамком.  При  этом  ручной  насос подключают к цилиндру таким образом,

чтобы  давление,  создаваемое  этим  насосом,  передавалось через  поршень

цилиндра на гидрозамок. Проверку производят при отключенном штатном насосе.

Если  после  создания  номинального  давления  усадка  штока поршня  будет

                 -5

превышать 16 х 10   м/с (1 см/мин.), то делается заключение о неисправности

гидрозамка.

4.7. Гидромотор проверяют измерением утечек через дренажную линию при работе с номинальной нагрузкой. Утечки не должны превышать 10% от подачи насоса. Если для диагностирования нельзя создать постоянную номинальную нагрузку на исполнительном органе, то для этого в сливную линию гидромотора подключают дроссель (или гидротестер с дросселем), как показано на рис. 8 (не приводится).

Создание нагрузки при этом достигается путем установления номинального давления на выходе гидромотора. При использовании гидротестера утечки можно определить как разницу между подачей насоса и расходом на выходе гидромотора.

При отсутствии гидротестера утечки замеряют с помощью мерной емкости, если в схеме не предусмотрены штатные индикаторы утечек.