Краткий терминологический словарь и библиотека техник логистики

ЗАКОНЫ

  ЗАКОНЫ ПО ЛОГИСТИКЕ ПРОДАЖ   ЗАКОНЫ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ   ЗАКОНЫ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА, ЭКСПЕДИЦИИ И ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ   СКЛАД ЗАКОНОВ О СЕРТИФИКАЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ и т.д. и т.п.   ЗАКОНЫ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ЛОГИСТИКЕ   ЗАКОНЫ ОБ АВИАПЕРЕВОЗКАХ   СКЛАД МОРСКИХ ЗАКОНОВ   ЗАКОНЫ по НДС   ЗАКОНЫ О ФИТОСАНИТАРНОМ, ВЕТЕРИНАРНОМ, КАРАНТИННОМ и пр. КОНТРОЛЕ   ЗАКОНЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ     СКЛАД ЗАКОНОВ О СТРАХОВАНИИ В ЛОГИСТИКЕ   ЗАКОНЫ О ДОКУМЕНТООБОРОТЕ ПРИ ДОСТАВКЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ   ЗАКОНЫ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ СКЛАД ТИПОВЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ПО ЛОГИСТИКЕ СКЛАД ИНСТРУКЦИЙ   МАТЕРИАЛЫ   СКЛАД   ЛОГИСТИКА И Т.Д.   СБОРИЩЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ    

.

Краткий терминологический словарь и библиотека техник логистики

Агент (agent)

Агентирование (agency)

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Агентский договор (agent’s contract)

Агентское вознаграждение (agency fee, commission)

Анализа АВС – метод (правило 80-20)

Анализа АВС – результат

Анализа XYZ — метод

Анализа XYZ — результат

Аутсорсинг

Бизнес-процесс

Бизнес-процессов структура

Бизнес-процессов реструктуризация (реинжиниринг)

Бизнес-процессов непрерывное усовершенствование (CPI –метод)

Бизнес-процесс реинжиниринг (BPR –метод)

Вертикальное сжатие бизнес-процессов

Выбор поставщика

Выбор логистических посредников

Взаимосвязь функций логистики и маркетинга

Горизонтальное сжатие бизнес-процессов

ДРП – 2 (DRP — 2)

Задача MOB

Запасы

Запасы Производственные

Запасы Товарные

Запасы Текущие

Запасы Подготовительные

Запасы Переходящие

Запасы Сезонные

Запасы Страховые (гарантийные)

Запасами — Цель управления

Запасами управление статистическое (SIC -метод)

Закупочная логистика

Интермодальная перевозка

Информационный поток

Информационной логистики задачи

Каботаж (cabotage, coasting/borne trade)

Канбан

Классификация систем контроля за состоянием запасов

Классификация маркировки

Классификация логистических систем организации производства

Комбинированная перевозка

Компоненты эффективности логистики

Коносамент (bill of lading, В/L, Bs/L, B/Lading)

Логистическая операция

Логистические издержки

Логистическая система

Логистический канал

Логистическая цепь

Логистика сбыта

Логистическая функция

Логистический сервис

Материальный поток

Метод «ТочноВ Срок» (JIT — Just In Time)

Методы решения задачи размещения складов

Маркировка

МРП (MRP)

МРП — 2 (MRP — 2)

Мультимодальная перевозка

ОПТ (ОРТ)

Оператор смешанной перевозки

Основная цель логистического анализа

Программное планирование закупок

Производственная логистика

Производственной логистики задачи

Прямое смешанное (комбинированное) сообщение

Распределительная логистика

Разграничение заготовительной и распределительной логистики

Сегментарная перевозка

Система снабжения производства по запросам

Система «толкающего» типа

Система «тянущего» типа

Системный подход

Склады

Складская логистика

Складской логистики задачи

Склада показатели работы

Складов задачи выбора

Смешанная международная перевозка

Транспортная логистика

Транспортной логистики задачи

Транспортного средства выбор

Транспортная характеристика груза

Уровень логистического сервиса

Формула Вильсона

Характеристика груза

Штриховой код, бар-код

Экспедитор (forwarding agent)

Экспедиция (expedition)

Эффективность логистической системы

*** Системный подход – комплексное изучение объекта исследования как единого целого с позиции системного анализа.

***Материальный поток – продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу. (Материальный поток имеет размерность “Объем (количество, масса) / время”). Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток.

***Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (см. Также «Задачи информационной логистики»)

***Логистическая операция – Обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока. Л.о. может быть задана множествами начальных условий, параметров внешней среды (переменные, неуправляемые с точки зрения данной логистической системы, которые могут быть фиксированными, случайными фиксированными и неопределенными), альтернативных стратегий, характеристик целевой функции. Л.о. могут быть подразделены на внешние (направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта) и внутренние (в рамках реализации логистической функции производства). Л.о. первого типа в значительно большей степени, чем второго, подвержены влиянию ряда случайных переменных (колебания рыночной конъюнктуры, невыполнение поставщиками обязательств по договору поставки и др.), порой должны производиться в условиях частичной или даже полной неопределенности. Л.о. могут быть одно- или двусторонними (связанными с переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое) с добавленной стоимостью или без таковой и т.д. Наиболее часто встречающимися Л.о. являются складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств, внутренне перемещение (internal inventory transfer), т.е. перемещение сырья, полуфабрикатов и др. при реализации логистической функции производства, и т.д. К Л.о. могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных информационного потока, соответствующего данному материальному потоку. Затраты на выполнение Л.о. последнего типа составляют значительную часть логистических издержек.

*** Логистика сбыта – Анализ, планирование, организация и контроль за всеми движениями и операциями складирования, связанными с производством и распределением товаров. В то время как распространение занимается простым передвижением продуктов к потребителям, логистика сбыта управляет распределением. Это передвижение сырья на фабрики, передвижение полуфабрикатов через стадии производственного процесса и передвижение готовых изделий с фабрики к потребителям. Подобная интегрированная система учитывает расположение заводов и складов и используемых каналов распространения, чтобы максимально увеличить эффективность.

***Логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

*** Логистическая функция – Укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы и задаваемая значениями показателей, являющихся ее выходными переменными. Ряд зарубежных специалистов в области логистики к основным («базисным») Л.ф. относит снабжение, производство, сбыт. В рамках базисных Л.ф. участниками логистического канала выполняются материальные и нематериальные операции, связанные со складированием продукции, передачей права собственности на нее и переходом страховых рисков, оформлением заказов и перевозочных документов и т.п. Л.ф. реализуются в тесном взаимодействии м функциями маркетинга, например управления ассортиментом продукции, прогнозирования емкости рынка и доли рынка фирмы, формирования ценовой политики и др. Ряд авторов под Л.ф. понимает также зависимость между уровнем логистических издержек и валовым национальным продуктом; между объемом продаж фирмы и объемом ее логистических издержек.

***Логистическая система – Адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. В качестве Л.с. можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие, инфраструктуру экономики отдельной страны или группы стран и т.д. В последнем случае принято говорить о макрологистической системе, в остальных случаях — о микрологистических системах. Основной целью Л.с. является доставка продукции производственно-технического назначения (ППТН) или товаров и изделий народного потребления в нужном количестве и ассортименте и в максимально возможной степени готовых к производственному или личному потреблению в требуемое потребителем место («нужный товар в нужное время и в нужном месте» — «the right product at the right time in the right place») при заданном уровне логистических издержек. Л.с. как система массового обслуживания характеризуется внутрисистемными связями и связями с внешней средой. Внутрисистемные связи при переработке материального потока являются главным образом циклическими, а переработка внутреннего материального потока производится по схеме обслуживания последовательного, т.е., например, на складе материальный поток одной подсистемы (например, хранения товаров), служащий ее выходом, одновременно является входом другой подсистемы (комплектации). Связи Л.с. с внешней средой характеризуются в основном как циклические и синергические. Последнее практически означает, что на уровне входного материального потока максимальная эффективность логистической системы достигается при одновременном поступлении всех требующихся комплектующих изделий, деталей и т.д. Вместе с тем невыполнение хотя бы одним поставщиком своих обязательств может привести к значительным потерям, размер которых для предприятия-потребителя несоизмерим с суммой недопоставки. Л.с. может быть также охарактеризована как система с временными ограничениями, т.е. при невыполнении установленных ограничений на время выполнения логистических операций наступают санкции. В зависимости от структуры системы, от вида логистической цепи Л.с. подразделяются на логистические системы с прямыми связями, логистические системы гибкие и логистические системы эшелонированные. Наряду с функциональными подсистемами в Л.с. можно выделить и обеспечивающий комплекс, в состав которого могут входить, например, информационное обеспечение (совокупность форм документов и т.д.), правовое обеспечение (положения, нормативные акты и т.д.), кадровое обеспечение и др.

*** Эффективность логистической системы – это группа показателей, характеризующих качество работы при заданном уровне логистических издержек.

*** Компоненты эффективности логистики: время поставки, обязательность при поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к поставкам.

*** Основная цель логистического анализа классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения эффективности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения управленческих затрат.

*** Метод АВС – анализа (правило 80-20) -средство классификации и ранжирования ресурсов по ряду параметров (стоимости, объему, массе и др.), значимость которых определяется поставленной целью анализа и спецификой предпринимательской деятельности фирмы

*** Результат АВС – анализа – группировка ресурсов по трем категориям:

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Ресурсы этой группы — основные в бизнесе фирмы.

Категория В составлена из тех видов ресурсов, которые в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).

Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных ресурсов, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля.

*** Метод XYZ — анализа — классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС — анализа в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.

*** Результат XYZ -анализа группировка ресурсов по трем категориям:

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

*** Запасыэто находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно–технического назначения, потребительские и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Запас – это форма существования материального потока; материальный поток, отнесенный не к временному интервалу, а к моменту времени, переходит в запас.

***Производственные запасы — часть совокупных запасов, предназначенных для производственного потребления, находящаяся на предприятиях – потребителях всех отраслей сферы материального производства. Производственные запасы обеспечивают бесперебойность производственного процесса, к ним относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

*** Товарные запасы — часть совокупных запасов, находящаяся у предприятий – изготовителей в виде готовой продукции и в каналах сферы обращения (запасы в пути и запасы на предприятиях торговли). Запасы товарные подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления.

*** Текущие запасы – основная, постоянно меняющаяся часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.

***Подготовительные запасы — часть производственных запасов, требующих дополнительной подготовки перед использованием их в производстве, и часть товарных запасов, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям.

***Переходящие запасы остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода.

*** Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства потребления или транспортировки.

*** Страховые (гарантийные) запасырезервная, постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств, например: отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса.

*** Цель управления запасами — обеспечение бесперебойного производства и поставки продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов, нахождение оптимального соотношения между издержками и выгодами

*** SIC (Statistical Inventory Control) – техника управления запасами использующая статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов (для производственных компаний – с учетом времени изготовления).

*** Формула Вильсона формула для определения оптимальной величины заказа

*** Классификация систем контроля за состоянием запасов – производится в зависимости от выбора и регулируемых значений таких параметров как: размер заказа, точка заказа, максимальный запас и периодичность (или период повторения) заказа.

***Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, первая логистическая подсистема, регулирующая процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

*** Программное планирование закупок — процесс планирования снабжения производства на основе производственной программы. Метод осуществляет планирование на 3-х уровнях:

1 уровень – планирование программы производства;

2 уровень – определение потребностей и распределение материалов;

3 уровень – оперативное управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система).

*** Система снабжения производства по запросам — по системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей. Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения

*** Метод «Точно_в_срок» (JIT — JustInTime) – полная синхронизация процессов снабжения с производством, что значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок.

*** Выбор поставщика – процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий.

*** Задача MOB ( MakeOrBye — «сделать» или «купить»)- решения по закупке или самостоятельному производству комплектующих изделий или реализации вспомогательных процессов. Принимаются как по использованию собственных средств производства (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, комплектующих).

*** Аутсорсинг — это отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого, например, в сфере ремонта или обслуживания оборудования. Русский аналог слова аутсорсинг — кооперация

*** Распределительная логистика — это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю. Распределительная логистика должна обеспечить системную взаимосвязь:

— процесса управления материальными и информационными потоками с целями и задачами маркетинга;

— процесса распределения с процессами производства и закупок в плане сквозного управления материальными потоками);

— всех функций внутри самого распределения.

***Логистический канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

*** Логистическая цепь – Линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции (в том числе с добавленной стоимостью) по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (непроизводственное, личное потребление). В простейшем случае (логистическая система с прямыми связями) Л.ц. состоит из поставщика и потребителя, в более сложных случаях Л.ц. может иметь древовидную структуру (эшелонированная логистическая система) или, например, вид ориентированного графа (гибкая логистическая система).

Условные обозначения:

Т1…….Тn— множество транспортно – экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров.

D1……..Dm— множество оптовых и розничных посредников.

*** Выбор логистических посредников — использование посредника уменьшает цену продукции для предприятия и поэтому должно быть оправдано конкретными преимуществами, такими как: экономия на транспортных издержках, затратах на складирование, и т.д. При выборе посредника необходимо следить, чтобы затраты, связанные с его использованием, были меньше, чем вызванное этим увеличение прибыли.

***Складская логистика — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

***Задачи выбора складов — определение оптимального количества складов в системе распределения и определение оптимального месторасположения складов (распределительных центров) на обслуживаемой территории.

*** Методы решения задачи размещения складов (распределительных центров):

Эвристический метод

Метод полного перебора

Метод определения центра тяжести

Метод сетки

***Логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров, и неразрывно связан с процессом распределения. Объектом Логистического сервиса являются различные потребители материального потока.

*** Уровень логистического сервиса — количественная оценка теоретически возможного и фактически оказываемого объема логистических услуг в соотношении с временными и стоимостными затратами на его оказание.

*** Взаимосвязь функций логистики и маркетинга — маркетинг формирует спрос, а логистика — его реализует путем создания технико–технологически сопряженных систем движения материалов и систем контроля за их прохождением.

*** Критерий разграничения заготовительной и распределительной логистики — момент перехода прав собственности на товары от одного субъекта хозяйственной связи к другому. Технически данный вопрос может решаться в соответствии с базовыми условиями договоров купли – продажи, основные положения которых систематизированы Международной Торговой Палатой в ее издании «INCOTERMS».

*** Склады – здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к употреблению и отпуску потребителям.

*** Задачи складской логистики:

— Рациональная планировка склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

— Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличит мощность склада;

— Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции;

— Минимизация маршрутов внутри складской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

— Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной доставки;

— Максимальное использование возможностей информационных систем.

*** Показатели работы склада ехнико – экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов.

*** Штриховой код, бар–код – комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшением издержек обращения, повышением уровня контроля за состоянием запасов и др.

***Транспортная логистика — оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

*** Задачи транспортной логистики:

— Выбор вида транспортного средства.

— Выбор типа транспортного средства.

— Определение разноканальных маршрутов доставки.

— Обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса.

— Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).

— Создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей.

*** Выбор вида транспортного средства — одна из основных задач транспортной логистики, решаемая с учетом следующих данных:

— базисных условий поставки;

— характера груза – его консистенции, веса, объема, габаритов и т.д.;

— количества отправляемых партий груза;

— места нахождения точки, в которую должен быть доставлен груз, его погодных, климатических, сезонных характеристик;

— расстояния, на который должен быть доставлен груз;

— ограничений скорости перевозки груза;

— ценности груза;

— близости расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, магистральным автомобильным дорогам, морским и речным портам и т.д.

*** Транспортная характеристика груза – совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения.

***Характеристика груза – это режим хранения, способ упаковки, перегрузки и перевозки, физико – химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

*** Маркировка – различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документам, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные надписи, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки.

*** Классификация маркировки:

Товарная – содержит наименование изделия, название производителя товара, его адрес, заводскую марку (товарный знак), качественные характеристики (сорт, ГОСТ и т.д.) и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительская – содержит номер места, (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

Транспортная – наносится в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправлений, в знаменателе – число мест данной отправки), рядом с дробью номер грузовой накладной, масса брутто и нетто.

Специальная – указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций.

*** Производственная логистика — обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

*** Задачи производственной логистики:

— Планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;

— Разработка план–графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;

— Разработка графиков запуска – выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

— Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

— Оперативное управление производством и организация выполнение производственных заданий;

— Участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;

— Участие в разработке и реализации производственных нововведений;

*** Классификация логистических систем организации производства:

— «толкающего» типа МRP; DRP и др.

— «тянущего» типа ОРТ, Канбан и др.

— Комбинации систем «толкающего» и «тянущего» типа МRP-2 – Канбан

*** Система «толкающего» типа представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции.

*** Система «тянущего» типа – система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей только по мере необходимости.

*** МРП (MRP) -планирование потребности в материалах. Эта система располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени.

*** МРП — 2 (MRP — 2) -система планирования производственных ресурсов, включающая функции МРП, а также функции управления технологическими процессами, САПР и др.

*** ДРП – 2 (DRP — 2) -система управления и планирования распределением продукции, позволяющая не только учитывать рыночную конъюнктуру, но и активно воздействовать на нее.

*** ОПТ (ОРТ) — оптимизированные производственные технологии. Основным принципом системы ОПТ является выявление “узких” мест – критических ресурсов, в качестве которых могут выступать: запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы, персонал.

*** Канбан — комплексная система организации производства, претворяющая в жизнь принципы общей теории систем, в соответствии с которыми фирма трактуется как организационное единство. Система обеспечивает оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии поточного производства.

*** JIT («Точно В Срок») – общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитываемого спроса и точного управления, резко сокращаются запасы и длительность производственного цикла.

*** Задачи информационной логистики:

1. Организация и структуризация потоков данных сопровождающих материальный поток

2. Доставка их в требуемое место в требуемое время и в требуемом объеме

3. Накопление структурированных данных — формирование информационного поля для проведения полномасштабного анализа

4. Обеспечение проведения анализа и принятия решений (расчеты, визуализация анализа и результатов, экспертные рекомендации)

5. Доведение решений до исполнителей и контроль исполнения.

*** Бизнес-процесс — модель преобразования сущностей типа «вход-выход», понимаемая как работа по реализации приписываемой функции

***Структура процессов — отражение компонент процессов и устойчивых связей между ними

*** Реструктуризация бизнес-процессов — изменение модели бизнес-процессов компании: сокращение, добавления, изменения образующих бизнес-процессы работ, изменение сетевой модели образующих бизнес-процессы работ, перераспределение ответственности звеньев за исполнение бизнес-процессов

*** Непрерывное Усовершенствование Процесса (CPIContinuousProcessImprovement) — методика «плавной» реструктуризации бизнес-процессов

***Бизнес-процесс реинжиниринг (BPR — business process reengineering)- методика кардинальной реструктуризации бизнес-процессов

*** Вертикальное сжатие бизнес-процессов — объединение нескольких разноуровневых рабочих процедур в одну

*** Горизонтальное сжатие бизнес-процессов объединение нескольких одноуровневых рабочих процедур в одну

*** Команда процесса — выделенная группа менеджеров и специалистов, ответственная за реализацию процесса (Во главе команды стоит «Владелец процесса»)

*** Количественные модели логистики — количественные описания логистических моделей компании

*** Интермодальная перевозка (Intermodal Transport) — это родовое понятие для Комбинированной перевозки, Сегментарной перевозки, Мультимодальной перевозки. Она определяется как перевозка груза несколькими видами транспорта, где один из перевозчиков обязуется организовать всю перевозку груза от дери до двери (D2D) из одного пункта назначения или порта через один или несколько пунктов в конечный пункт назначения. В зависимости от того, как распределена ответственность между включенными в такую перевозку перевозчиками, выдаются различные транспортные документы (В законодательстве РФ используется понятие Прямое смешанное (комбинированное) сообщение).

*** Сегментарная перевозка (Segmented Transport) — это перевозка, в которой перевозчик, организующий всю перевозку груза от дери до двери (D2D) принимает на себя ответственность только за ту часть перевозки, которую осуществляет он сам.

*** Мультимодальная перевозка (Multimodal Transport) — это перевозка, в которой перевозчик, организующий всю перевозку груза от дери до двери (D2D) принимает на себя ответственность за всю перевозку груза в целом. В этом случае он может выдавать отправителю документ на мультимодальную перевозку, который покрывает весь путь следования груза.

*** Комбинированная перевозка (Combined Transport) — это перевозка груза в одном и том же перевозочном месте, осуществляемая нескольким видами транспорта — дорожным, железнодорожным и водным

*** Смешанная международная перевозка — перевозка грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой.

*** Оператор смешанной перевозки — любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.

*** Прямое смешанное (комбинированное) сообщение — перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.

*** Workflow— программное обеспечение для описания, проектирования, управления и контроля бизнес-процессов

*** АГЕНТ (agent) — доверенное лицо (юридическое или физическое), совершающее определенные действия по поручению другого лица (принципала) от его имени и в его интересах. Юридическим основанием для выполнения А. действий служит агентский договор. Форма его может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, либо доверенность на выполнение агентских действий или разовых поручений. Договор морского агентирования принято называть агентским соглашением. В торговом мореплавании различают следующие категории А.:

— судовой A. (ship’s agent) — А. судовладельца, действующий от его имени в определенном порту и таким образом, как это бы делал сам судовладелец. Такой А. имеет дело с трамповыми судами или выполнением операций по обработке генеральных грузов и ограничен полномочиями, которыми его наделил принципал. За свои услуги А. получает агентское вознаграждение;

— линейный A. (liner agent) — помимо обычного обслуживания выполняет ряд дополнительных функций: занимается букировкой грузов на линии, рекомендует и назначает стивидоров, тальманов, операторов терминалов, субагентов, а также занимается вопросами экспедирования грузов, претензиями по грузам, ремонтом контейнеров и т.п. За свои услуги получает комиссию (обычно определенный процент от фрахта);

— генеральный A. (general agent) — занимается агентированием судов в нескольких портах региона на основе договора с судовладельцем. Он выполняет эту работу через субагентов в портах на основе заключенных с ними соглашений или через филиалы своей компании;

— протектинг A. (protecting agent) — договорной А. судовладельца в данном порту, основной задачей которого является оказание помощи капитану судна. Его услуги оплачиваются в размере 50% от базисной ставки

*** АГЕНТИРОВАНИЕ (agency)

1. выполнение агентом определенных функций;

2. отношения, существующие между двумя сторонами, когда одна сторона (агент) уполномочена другой стороной (принципалом) выполнять от ее имени определенные поручения по отношению к третьей стороне.

*** АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР (agent’s contract) — договор между доверителем и агентом, определяющий характер и объем поручения, которое агент обязуется выполнить за счет и от имени доверителя за агентское вознаграждение. В А.д., кроме перечня обязанностей сторон, содержатся также указания о Порядке взаимоотношений с третьими лицами, сроке действия договора и условиях его прекращения, размере вознаграждения агенту, а также порядке и сроках его отчетности перед доверителем.

*** АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (agency fee, commission) — оплата услуг агента за обслуживание судна в порту, т.е. за выполнение агентом обычных функций представительства интересов судовладельца и оказания Помощи капитану судна в порту. Размер А.в. определяется действующими тарифами или условиями агентского соглашения. Его ставки обычно колеблются в зависимости от тоннажа судна, количества и рода груза, а также от вида плавания (заграничное, каботажное). Характерным является предоставление значительных льгот и скидок с тарифов А.в. для судовладельцев, находящихся с агентскими фирмами в договорных отношениях. За выполнение функций посредничества по заключению фрахтовых сделок агент получает брокерскую (фрахтовую) комиссию, которая, как правило, начисляется в виде определенного процента от суммы фрахта.

*** КАБОТАЖ (cabotage, coasting/borne trade)вид плавания морских судов, при котором перевозки грузов и пассажиров осуществляются между портами одной страны. Различают: большой каботаж (long range cabotage) — судоходство между портами разных морских бассейнов и малый каботаж (petit cabotage) — судоходство между портами одного бассейна. См. также статью Каботаж

*** КОНОСАМЕНТ (bill of lading, В/L, Bs/L, B/Lading) — документ, выдаваемый перевозчиком владельцу отправляемого на морском, речном или воздушном судне груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю. Кроме функции расписки в принятии груза к перевозке, К. выполняет роль товарораспорядительного документа, а также является доказательством наличия и содержания договора перевозки. К. составляется обычно в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. При выдаче грузов по одному из экземпляров К. остальные теряют силу. К. бывают: именными (straight bill of lading) — с указанием имени получателя груза; ордерными (order bill of lading) — содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя; «на предъявителя» — согласно которому груз выдается предъявителю К., составляется в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. При выдаче груза по одному из них остальные теряют силу. Передача данных видов К. осуществляется по правилам передачи ценных бумаг и равносильна передаче груза. К. является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле над грузами, перевозимыми морским транспортом. См. также статью Мультимодальный коносамент — документ на груз или вид ценных бумаг

*** ЭКСПЕДИТОР (forwarding agent)

работник предприятия (фирмы), осуществляющий получение грузов, их сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товарораспорядительных документов, а также упаковку, маркировку грузов, их хранение и др.

— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, организующее доставку грузов

*** ЭКСПЕДИЦИЯ (expedition) — договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (клиента) отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять иные связанные с этим действия, а клиент — сдавать для отправки, принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора;

предприятие или отдел предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо.

См. также:

ГОСТ 16299-78 Упаковывание. Термины и определения

ГОСТ 17527-86 Упаковка. Термины и определения.

ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

ГОСТ Р 52297-2004 Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения.

ГОСТ 18861-73 Документация внешнеторговая Основные понятия Термины и определения.

ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения.

ГОСТ 18501-73 Оборудование подъемно-транспортное. конвейеры, тали, погрузчики и штабелеры. Термины и определения.

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике Основные понятия. Термины и определения.

Стандарт ИСО 830 — 1981 Грузовые контейнеры — Терминология.

ГОСТ 18338-73 Тара производственная и стеллажи. Термины и определения.

Р 50.1.031-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Стадии жизненного цикла продукции

ГОСТ Р 52361-2005 Контроль объекта аналитический Термины и определения

Терминология комбинированных перевозок Основные термины на четырех рабочих языках, используемые в комбинированных перевозках или имеющие отношение к этим перевозкам. Предназначены для работы трех межправительственных организаций – Европейского союза, Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) и ЕЭК ООН, подготовивших настоящую компиляцию.

Англо-русский словарь сокращений транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов и выражений ФИАТА. FIATA’s code of abbreviations