Коментарий к Налоговому кодексу РФ Глава 21. Налог на добавленную стоимость 2000 год

Налоговый кодекс РФ Часть вторая от 5 августа 2000 г.

N 117-ФЗ

Комментарий юриста, 2000 год

 

   Глава 21.

Налог на добавленную стоимость            (ст.ст. 143 — 178)

   Глава 22. Акцизы                                    (ст.ст. 179 — 206)

 

Первая глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (глава 21) посвящена налогу на добавленную стоимость. Данная глава включает статьи 143-178.

 

Статья 143

 

В анализируемой статье перечисляются субъекты, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС)*(1). Этот перечень исчерпывающий. В него входят организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК РФ).

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст.11 части первой НК РФ).

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Что касается лиц, признаваемых плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, то согласно п.2 ст.110 ТК РФ НДС относится к числу таможенных платежей, а в соответствии со ст.118 ТК РФ "Плательщики таможенных платежей" таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо, если иное не предусмотрено ТК РФ. Обычно таможенные платежи уплачивает непосредственно декларант либо иное лицо в соответствии с действующим таможенным законодательством.

 

Статья 144

 

Порядок постановки на учет в качестве налогоплательщика урегулирован в ст.83, 84 части первой НК РФ. Они содержат нормы общего характера, распространяющие свое действие на всех налогоплательщиков вне зависимости от того, какие конкретно налоги уплачиваются.

Согласно ст.83 налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению ( п.1 ст.83 части первой НК РФ).

Учет налогоплательщиков — одно из основных условий осуществления налогового контроля. Сведения о налогоплательщиках включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог") и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Налоговые органы учитывают налогоплательщиков на основе информации, поступающей:

— от налогоплательщиков, которые обязаны встать на учет в налоговом органе;

— от регистрирующих органов, обязанных направлять в налоговые органы сведения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях, физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о зарегистрированных в этих органах транспортных средствах и их владельцах;

— от органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы на право осуществления определенных видов деятельности, о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

Постановка на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (например, независимо от наличия льгот по налогообложению).

Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством РФ, необходима при ее создании, реорганизации, изменении места нахождения.

Для постановки на учет организация обязана:

1) подать заявление о постановке на учет по форме, утвержденной МНС РФ (приложение 2 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц");

2) представить в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, и документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством создание организации.

Так, для постановки на учет организаций, созданных в результате реорганизации, в налоговый орган должны быть представлены разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование).

Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации в течение 10 дней после ее государственной регистрации и заполняется в одном экземпляре должностным лицом, имеющим административное право подписи финансовых документов (руководитель и главный бухгалтер или их заместители) или уполномоченным представителем организации, что должно быть подтверждено доверенностью, оформленной в установленном порядке. В нем указываются: — наименование налогового органа, в который представляется заявление;

— дата представления заявления;

— сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, адрес, указанный в учредительных документах, адрес постоянно действующего исполнительного органа, полное наименование регистрирующего органа, регистрационный номер, дата регистрации, размер уставного (складочного) капитала);

— причина постановки на учет;

— сведения о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения (фамилия, имя, отчество налогового инспектора, осуществившего постановку на учет, его подпись, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины и дата постановки на учет, сведения о выданном налогоплательщику свидетельстве о постановке на учет).

При наличии у налогоплательщика-организации учредителей (участников) — юридических или физических лиц — заявление сопровождается приложением (соответственно приложение 1 или 2, формы которых приведены в приложении 2 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г.), где указываются общее количество учредителей (участников) и сведения о них.

Для юридических лиц такими сведениями являются: полное наименование в соответствии с учредительными документами; ИНН и код причины постановки на учет; размер вклада в уставный (складочный) капитал, если по действующему законодательству это должно быть указано в учредительных или иных документах организации, заполняющей заявление и приложение к нему; адрес (адрес по учредительным документам учредителя (участника) или иному распорядительному документу о его создании, либо адрес по документу о предоставлении юридического адреса (для общественных организаций и объединений), либо адрес места нахождения органов юридического лица при отсутствии у него названных выше адресов).

К сведениям об учредителях (участниках) — физических лицах относятся: фамилия, имя, отчество; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан); ИНН, если он имеется; размер вклада в уставный (складочный) капитал; адрес места жительства (для физических лиц, имеющих место жительства в Российской Федерации, — адрес, где они постоянно или преимущественно проживают в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для физических лиц, не имеющих места жительства в России, — адрес, по которому они проживают за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства страны места жительства).

Если организация имеет дочерние, зависимые общества и дочерние предприятия, обособленные подразделения, то заявление о постановке на учет в налоговом органе дополняется приложениями 3 (для дочерних предприятий) и 4 (для обособленных подразделений). Формы этих приложений также содержатся в приложении 2 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г.

В приложениях 3, 4 приводятся следующие данные:

— общее количество дочерних, зависимых обществ, дочерних предприятий, обособленных подразделений;

— их полное наименование;

— ИНН, присвоенный дочернему, зависимому обществам и дочернему предприятию по месту их постановки на учет, и код причины постановки на учет при его наличии, код причины постановки на учет обособленного подразделения и ИНН, присвоенный налогоплательщику-организации налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения;

— адрес по учредительным или иным распорядительным документам, а в случае его отсутствия адрес места нахождения органов юридического лица (для дочерних предприятий) или адрес, указанный в документе о предоставлении юридического адреса (для обособленных подразделений).

Содержание заявления и приложений должно соответствовать учредительным и иным документам, необходимым для постановки на учет.

Налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком-организацией полного пакета документов должен осуществить процедуру постановки ее на учет.

Процедура постановки на учет завершается присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), кода причины постановки на учет и выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (приложение 14 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г.). Бланк свидетельства является документом строгой отчетности. Все его реквизиты на основании описания бланка свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (приложение 27 к упомянутому Приказу) должны быть на русском языке.

В Свидетельстве указываются полное наименование юридического лица, адрес места нахождения, сведения о регистрации (вид и реквизиты документа, наименование органа, выдавшего документ), дата постановки на учет, наименование государственной налоговой инспекции и ее код, ИНН и код причины постановки на учет, дата выдачи свидетельства.

Постановка на учет организации-налогоплательщика по месту нахождения ее обособленных подразделений и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств осуществляется следующим образом.

Организация представляет в налоговый орган соответственно Заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме приложения 6 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г., заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации (приложение 8 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г.) или заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации (приложение 10 к названному приказу) и заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего ее обязанность перечислять налоги в бюджет*(2).

В этих заявлениях указываются наименование налогоплательщика-организации, наименование налогового органа, в котором организация состоит на учете по месту своего нахождения и его код, ИНН и код причины постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения, серия и номер свидетельства о постановке на учет, дата его выдачи; наименование обособленного подразделения, адрес места нахождения обособленного подразделения, адрес места нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества, указанный в документах, подтверждающих право собственности, вид транспортного средства и адрес места нахождения подлежащего налогообложению транспортного средства; фамилии, имена, отчества руководителя организации и главного (старшего) бухгалтера, которые заверяются подписью, номера их контактных телефонов.

По факту постановки на учет организации присваивается код причины постановки на учет и выдаются уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (приложение 15 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г.), либо уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации (приложение 16 к тому же приказу), либо уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства на территории Российской Федерации (приложение 17 к указанному приказу).

Реквизитами уведомлений являются: полное наименование юридического лица, наименование и код налогового органа, в котором организация состоит на учете по месту своего нахождения, ИНН, дата постановки на учет и наименование налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества, транспортного средства, вид, наименование и реквизиты документа, на основании которого осуществляется постановка на учет, наименование и место нахождения обособленного подразделения, вид и место нахождения имущества, вид, марка, адрес места нахождения транспортного средства, код причины постановки на учет, дата выдачи уведомления.

Постановка на налоговый учет иностранных организаций регламентируется Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124.

По данному Положению учету в налоговых органах подлежат:

иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств;

международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами;

дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Российской Федерации.

Иностранные и международные организации и дипломатические представительства подлежат постановке на учет в налоговых органах с присвоением идентификационного номера налогоплательщика и указанием кода причины постановки на учет. Управления МНС РФ по субъектам Российской Федерации информируют налогоплательщиков о налоговых органах, в которых ведется учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств.

Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, производится в налоговых органах субъекта Российской Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации.

Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения

В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. Причем постановка на учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

При постановке на учет в налоговый орган представляются:

Заявление о постановке на учет (форма 2001И);

легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.) — легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановки на учет (форма 2401ИМД).

Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтролных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

заявление о постановке на учет (форма 2001И);

решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановки на учет (форма 2401ИМД).

Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций. В этом случае иностранная организация обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения (форма 2301И). Налоговый орган в течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации выдает ей информационное письмо с указанием соответствующего кода причины постановки на учет.

Отделение иностранной организации может быть создано филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства. В этом случае в налоговый орган наряду с вышеперечисленными документами представляется решение уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации (приложение 3 к заявлению о постановке на учет по форме 2001И).

 

Постановка на учет дипломатических представительств

 

При постановке на учет дипломатические представительства направляют в налоговый орган:

заявление о постановке на учет (форма 2003Д;

для представительств, иных, чем посольства и консульства, — документы, подтверждающие соответствующий статус представительства.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет, выдает дипломатическому представительству свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановки на учет (форма 2401ИМД).

 

Постановка на учет международных организаций

 

Для постановки на учет международные организации направляют в налоговый орган:

— заявление о постановке на учет (форма 2002М);

— надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).

При постановке на учет налоговый орган выдает международной организации свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и кода причины постановки на учет.

Постановка на учет иностранных и международных организаций, имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации

Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства, в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения.

Иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.

Иностранные и международные организации, имеющие транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.

При постановке на учет в налоговый орган представляются:

заявление о постановке на учет (форма 2004ИМ);

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;

легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), — легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации, а в случае отсутствия установленного законодательством требования о такой регистрации — в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав. При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и кода причины постановки на учет.

Иностранная (международная) организация может иметь недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации). В этом случае иностранная (международная) организация обязана информировать налоговый орган о таком имуществе путем направления сообщения (форма 2302ИМ).

Налоговый орган в течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной и международной организации выдает ей информационное письмо по форме 2202ИМ с указанием соответствующего кода причины постановки на учет.

Иностранная (международная) организация может иметь недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, иному, чем налоговый орган, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации), и относящиеся к этому отделению (представительству международной организации). В этом случае иностранная (международная) организация обязана информировать каждый из упомянутых налоговых органов о таком имуществе путем направления сообщения (форма 2302ИМ).

Налоговый орган по месту нахождения имущества иностранной (международной) организации в течение пяти дней с момента получения сообщения от этой организации выдает ей информационное письмо (форма 2202ИМ) с указанием соответствующего кода причины постановки на учет.

Учет иностранных и международных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), а также иностранных и международных организаций, извлекающих доходы от источников в Российской Федерации, не относящиеся к их отделениям (представительствам международных организаций) в Российской Федерации, производится путем направления ими уведомлений в налоговый орган, осуществляющий учет иностранных (международных) организаций, по месту осуществления ими деятельности и в МНС РФ. Уведомление должно быть направлено соответственно до начала осуществления деятельности в Российской Федерации либо в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов отдельно по каждому источнику выплаты дохода с указанием каждого вида дохода.

В случае, если деятельность организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации, то такие иностранные организации тоже учитываются налоговым органом на основании уведомлений. Вместе с уведомлением в налоговый орган направляются копия договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон, и легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если организация является одним из учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Для постановки на учет физических лиц-индивидуальных предпринимателей необходимы:

— письменное заявление (приложение 18 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г.);

— свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копия лицензии на право занятия частной практикой;

— документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Заявление подается в налоговый орган в течение десяти дней с момента государственной регистрации, выдачи лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которых осуществляется деятельность физического лица.

В заявление включаются:

— сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество; пол, дата и место рождения; вид документа, удостоверяющего личность и его реквизиты; название государства, гражданином которого является заявитель; точный адрес места жительства в России; дата регистрации по указанному адресу и страна постоянного проживания до прибытия в Россию — для иностранных граждан и лиц без гражданства);

— причина постановки на учет;

— сведения из правоустанавливающего документа (наименование органа, осуществившего государственную регистрацию или выдавшего лицензию; его регистрационный номер; дата регистрации; дата окончания срока действия документа; дата выдачи документа);

— данные о деятельности заявителя (виды деятельности и их адреса).

Налоговый орган принимает названные документы и в срок до пяти дней обязан:

1) проверить достоверность указанных сведений;

2) при обнаружении их несоответствия действующему законодательству выдать налогоплательщику письменное уведомление о выявленных нарушениях, а также направить информацию о допущенных нарушениях в орган, выдавший свидетельство о государственной регистрации или лицензию;

присвоить ИНН.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

— код налогового органа, который присвоил налогоплательщику ИНН, (NNNN);

— собственно порядковый номер:

— для налогоплательщиков — организаций — 5 знаков (XXXXX),

— для налогоплательщиков — физических лиц — 6 знаков (XXXXXX);

— контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС РФ:

— для налогоплательщиков — организаций — 1 знак (С),

— для налогоплательщиков — физических лиц — 2 знака (СС).

Особенности постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков-юридических лиц и формы документов, используемых при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков-юридических лиц, определены Приказом МНС РФ от 15 декабря 1999 г. N АП-3-10/399.

 

Статья 145

 

В статье закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от исчисления и уплаты НДС. Получение права на эту льготу зависит от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки без учета НДС и налога с продаж не должна превышать 1 млн.руб. Однако даже при соблюдении данного условия действие льготы не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Кроме того, законодатель не разрешает применять рассматриваемую льготу в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию России.

Льгота предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты НДС, подаваемых им в налоговый орган по месту своего учета. Форма заявления должна быть утверждена МНС РФ.

Освобождение от НДС распространяется на двенадцать последовательных календарных месяцев. Для получения льготы в последующие налоговые периоды необходимо представить в налоговый орган письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение двенадцатимесячного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.

Налоговый орган проверяет поступившие документы и выносит решение:

о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение;

о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отказе в таком продлении.

 

Статья 146

 

Объект налогообложения — один из существенных элементов налогообложения, без определения которого налог не может быть установлен (п.1 ст.17 части первой НК РФ). В соответствии с п.1 ст.38 части первой НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого объекта выступают четыре вида операций, перечисленные в п.1 комментируемой статьи. Остановимся на каждом из них подробнее.

Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Определение понятия "реализация товаров, работ или услуг" содержится в п.1 ст.39 части первой НК РФ. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются:

а) передача на возмездной основе права собственности на товары результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, включая обмен товарами, работами или услугами;

б) возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу;

в) передача права собственности на товары результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных НК РФ. Об одном из таких случаев идет речь в подп.1 п.1 рассматриваемой статьи.

Товаром является любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Это могут быть изделия производственно-технического назначения, здания, сооружения, электрическая и тепловая энергия, газ, вода и др. Объектом налогообложения признаются операции по реализации на российской территории товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

Работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц. Такая деятельность охватывает строительно-монтажные, ремонтные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, проектно-изыскательские и прочие работы.

Услугой для целей налогообложения законодатель признает деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (в этом ее основное отличие от работы), реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Под данное определение подпадают транспортные, посреднические услуги по сдаче в аренду имущества, в том числе лизинговые услуги, услуги связи, бытовые, жилищно-коммунальные и т.д.

Реализация предметов залога включает их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

Новация регламентируется ст.414 ГК РФ, отступное — ст.409 ГК РФ.

Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций.

Речь идет о реализации товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Товары ввозятся в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. 16 февраля 2000 г. ГТК РФ и МНС РФ утвердили совместную Инструкцию о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.

В пункте 2 ст.146 перечисляются операции, не относящиеся к реализации товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежащие обложению НДС. В первую очередь к ним отнесены операции, указанные в п.3 ст.39 части первой НК РФ. Но поскольку перечень, приведенный в п.3 ст.39 является открытым, то в соответствии с подп.9 п.3 ст.39 законодатель применительно к НДС дополнил его подп.2-5 п.2 ст.146.

 

Статья 147

 

Согласно части первой ст.67 Конституции РФ российская территория включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.

Таким образом, сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся под суверенитетом Российской Федерации. Водная территория охватывает национальные воды, находящиеся в пределах границ России: воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу (территориальные воды). Воздушная территория включает воздушное пространство над сушей, водами государства, в том числе территориальными. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак Российской Федерации, в теории международного права именуются "плавучей", "летучей" и "космической" территориями России.

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств, перечисленных в ст.147.

 

Статья 148

 

Настоящая статья посвящена месту реализации работ (услуг). Оно определяется как территория Российской Федерации в следующих случаях:

1) недвижимое имущество, с которым связаны работы или услуги, находится на территории России;

2) движимое имущество, с которым связаны работы (услуги), находится на территории России;

3) местом фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта, является территория России;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет свою экономическую деятельность на территории России. Этот случай применим к ситуации, когда продавец работ (услуг) имеет место нахождения за пределами Российской Федерации. Однако данное положение распространяется не на все работы и услуги, а лишь на некоторые их виды, перечисленные в подп.4 п.1 комментируемой статьи: по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, работы (услуги) по обслуживанию морских судов и т.д.

Местом реализации иных (т.е. не названных) работ или услуг считается территория России, если экономическая деятельность организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих эти работы (оказывающих услуги), осуществляется на российской территории. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к основной реализации работ, услуг, то местом "вспомогательной" реализации считается место реализации основных работ, услуг.

При оказании услуг по сдаче в аренду воздушных, морских или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем и услуг по перевозке место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих такие услуги, определяется местом фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации судов либо местом оказания услуг по перевозке.

Рассмотрим один из частных случаев документального оформления оказания подобных услуг. Так, документами, подтверждающими место оказания услуг российской организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися собственниками транспортных средств, за пределами России, являются:

договор аренды российских транспортных средств с экипажем, заключенный российским судовладельцем-налогоплательщиком с иностранным лицом;

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;

документы, подтверждающие фактическое оказание услуг за пределами Российской Федерации.

 

Статья 149

 

Данной статьей предусматривается освобождение от НДС ряда объектов. Это разновидность налоговой льготы, так как налогоплательщик на основании ст.149 может совершать названные в ней операции, не уплачивая НДС, что в полной мере соответствует определению льгот по налогам и сборам, закрепленному в п.1 ст.56 части первой НК РФ.

Положения комментируемой статьи конкретизируются в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах органов исполнительной власти. В частности, применительно к освобождению от НДС реализации на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (подп.1 п.2 ст.149) действует Постановление Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г. "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых форм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению". Это постановление определяет перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, о которых идет речь в подп.1 п.2 ст.149.

В отношении подп.18 п.2 ст.149 следует отметить, что реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, регламентируется Положением о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденным Приказом ГТК РФ N 468 от 23 июля 1999 г. Магазин беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической политики. Магазины беспошлинной торговли могут учреждаться и функционировать в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для пересечения границы физическими лицами.

К операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями (подп.3 п.3 ст.149) относятся:

— действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

— изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;

— перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

— ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации (ст.1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г.).

Осуществление операций с банковскими картами (подп.4 п.3 ст.149) регламентируется Положением "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", утвержденным Центральным банком РФ 9 апреля 1998 г. N 23-П.

Подпунктом 5 п.3 ст.149 предусматривается, что действие НДС не распространяется на отдельные банковские операции, осуществляемые организациями без лицензии Центрального банка РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень банковских операций закреплен в ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (принят 2 декабря 1990 г., действует с изменениями и дополнениями).

Без лицензии Центрального банка РФ может совершаться ряд банковских операций. Например, согласно Инструкции Центрального банка РФ "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации" от 16 июля 1993 г. N 16 (действует с последующими изменениями и дополнениями) нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки за счет средств на своих рублевых счетах типа "И", рублевых корреспондентских счетах банков-нерезидентов и рублевых счетах физических лиц-нерезидентов, а также за счет средств на рублевых счетах типа "Т" в случаях и порядке, установленных п.3 раздела IV названной Инструкции. Кроме того, нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки при условии зачисления в полном объеме рублей, полученных в результате продажи иностранной валюты, на свои рублевые счета (п.5 Инструкции).

Применительно к подп.21 п.3 комментируемой статьи следует отметить, что под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы (ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Средство массовой информации рекламного характера — средство массовой информации, в котором реклама превышает 40% объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах — 25% объема вещания, а средство массовой информации эротического характера — периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу (ст.1 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации").

 

Статья 150

 

В данной статье приведен перечень товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС.

Таможенная территория Российской Федерации определена в ТК РФ как сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст.3 ТК РФ).

В соответствии со ст.1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" безвозмездной помощью (содействием) считаются средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Техническая помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием").

Гуманитарная помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия). Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ N 1335 от 4 декабря 1999 г.

В подпункте 10 п.1 ст.150 неточно употребляются термины "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта". Дефиниции этих терминов содержатся в ст.1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (п.1 и 3 соответственно). К валюте Российской Федерации относятся находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Таким образом, банкноты являются составной частью валюты (как российской, так и иностранной), поэтому употребление данного понятия через запятую наряду с терминами "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта" некорректно.

Что касается ценных бумаг, то в тексте подп.10 п.1 не уточняется, в какой валюте они должны быть выражены. Очевидно, имеются в виду ценные бумаги как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.

В пункте 2 комментируемой статьи закреплен целевой характер освобождения от налогообложения, предусмотренного нормами данной статьи. В случае несоблюдения целей, в связи с которыми было предоставлено освобождение от НДС, последний должен уплачиваться в полном объеме с начислением пени за весь период с даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации до момента фактической уплаты налога.

 

Статья 151

 

Обложение НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ зависит от избранного таможенного режима. Таможенные режимы транзита, таможенного склада, реимпорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства предполагают полное освобождение от НДС (подп.3 п.1 ст.151).

Полное или частичное освобождение от НДС осуществляется при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза и при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации (подп.5, 6 п.1 ст.151).

Согласно Указанию ГТК РФ от 25 апреля 1994 г. N 01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)" полное освобождение от уплаты НДС применяется при временном ввозе товаров в следующих случаях.

1. Временный ввоз транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая запасные части, обычные принадлежности, контейнеры и другое транспортное оборудование, ввозимые вместе с транспортными средствами, а также временный ввоз запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.

2. Временный ввоз профессионального оборудования (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства товаров, транспортировки товаров, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта и содержания зданий, строений и сооружений, упаковки товаров, землеройных работ и другого подобного оборудования) и инструментов (включая вспомогательные аппараты, принадлежности и материалы), принадлежащих иностранным лицам, ввозимых ими и необходимых для выполнения конкретной работы на территории Российской Федерации, а также временный ввоз запасных частей, предназначенных для ремонта временно ввезенного профессионального оборудования и инструментов.

3. Временный ввоз товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых в целях продажи ввезенных товаров), а также вспомогательного оборудования и материалов, предназначенных для использования при демонстрации товаров либо в ходе международных встреч, конференций и конгрессов.

4. Временный ввоз оборудования и материалов для научно-исследовательских и учебных целей, запасных частей, предназначенных для ремонта указанных временно ввезенных оборудования и материалов, и инструментов, предназначенных для наладки, контроля и ремонта такого оборудования, если указанные оборудование, материалы, запасные части и инструменты остаются в собственности иностранного лица и не используются в целях извлечения дохода.

5. Временный ввоз материалов для улучшения социально-бытовых (т.е. в сфере культуры, образования, отдыха, религии и спорта) условий жизни экипажей иностранных морских судов, если такие материалы остаются в собственности иностранного лица и не используются в целях извлечения дохода.

6. Временный ввоз безвозмездно передаваемых во временное пользование государственным органам и учреждениям товаров для устранения последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

7. Временный ввоз контейнеров (включая необходимые для данного контейнера принадлежности и оборудование, ввозимые вместе с контейнером и возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо ввозимые отдельно и возвращаемые вместе с контейнером), а также запасных частей, предназначенных для ремонта временно ввезенных контейнеров.

8. Временный ввоз поддонов.

9. Временный ввоз иной многооборотной тары и упаковки.

10. Временный ввоз образцов, если они остаются в собственности иностранного лица, предназначены исключительно для получения заказов на товары такого типа и не используются в целях извлечения дохода и количество идентичных образцов не превышает двух экземпляров.

11. Временный ввоз рекламных материалов (каталоги, прейскуранты и коммерческие проспекты) иностранным лицом, если для одного получателя эти материалы ввозятся в одном экземпляре либо их общий вес брутто не превышает одного килограмма.

12. Временный ввоз рекламных фильмов, раскрывающих свойства или функционирование товаров, если эти фильмы остаются в собственности иностранного лица, относятся к иностранным товарам, предлагаемым иностранным лицом, подходят только для показа возможным приобретателям, ввозятся в одном экземпляре и не используются в целях извлечения дохода.

13. Временный ввоз товаров для проведения испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик, если они не используются в целях извлечения дохода.

14. Временный ввоз носителей цифровой информации, предоставляемых безвозмездно для использования при автоматической обработке данных.

15. Временный ввоз безвозмездно передаваемого во временное пользование медицинского, хирургического или лабораторного оборудования, предназначенного для использования лечебными и другими медицинскими учреждениями и организациями в диагностических, хирургических или терапевтических целях и остающегося в собственности иностранного лица.

16. Временный ввоз товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок на территории Российской Федерации, если такие товары остаются в собственности иностранного лица.

17. Временный ввоз остающихся в собственности иностранного лица животных для дрессировки, обучения, разведения, ветеринарного лечения, туризма, кормления, проведения испытаний, спасательных операций, осуществления специальных функций, участия в выставках, конкурсах, соревнованиях, демонстрациях, спектаклях, представлениях и других подобных мероприятиях, а также в медицинских целях и в качестве рабочего скота (вместе с соответствующим оборудованием) для использования в прилегающей к таможенной границе Российской Федерации полосе.

18. Временный ввоз театральных (цирковых) костюмов, сценического оборудования и другого театрального (циркового) реквизита, предназначенных для проведения представлений, спектаклей и подобных мероприятий.

19. Временный ввоз кино- и видеофильмов, диапозитивов, фотографий и других материалов с зафиксированным изображением для демонстрации на фото- и киноконкурсах и подобных мероприятиях, если они не используются в целях извлечения дохода.

Запись опубликована автором Борис в рубрике Законы по НДС.