ОСТ 54-3-59-92

ОСТ 54-3-59-92

Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом

Условия транспортировки грузов.

Основные требования.

 

Отраслевой стандарт

 

Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом

УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ

Основные требования

Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации

Москва

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.

РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации

ИСПОЛНИТЕЛИ: П.М. Зелинский (научный руководитель) Г.Е.. Лебедев (ответственный исполнитель).

2. УТВЕРЖДЕН Департаментом воздушного транспорта 12.11.92.

3 . Документ соответствует требованиям ГОСТ Р 1.5 "Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандарта". Терминология приведена в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной ассоциации вoздушного транспорта (ИАТА). Основные положения увязаны с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и действующими нормативно-техническими документами ИКАО, ИАТА и Департамента воздушного транспорта.

4 . Введен впервые.

Дата введения 01-09-93.

Введение

Настоящий стандарт является одним из серии отраслевых стандартов "Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом".

Стандарт устанавливает единые требования для любых коммерческих структур, осуществляющих или участвующих в перевозке грузов на борту воздушных судов Российской Федерации (далее — РФ)

В стандарте содержатся требования, как обязательные к исполнению, так и рекомендуемые, позволяющие исполнителю проявлять инициативу в обеспечении своей деятельности с наилучшими результатами.

Соблюдение требований стандарта должно стать одним из обязательных факторов, учитываемых при сертификации эксплуатанта и при выдаче ему лицензии на транспортировку грузов воздушным транспортом, а также должно обеспечивать повышение безопасности перевозок и качества обслуживания грузовой клиентуры.

 

ОСТ 54-3-59-92

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом

УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ

Основные требования

Дата введения 01.09.93

 

1. Область применения:

1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования, определяющие условия транспортировки груза на борту воздушных судов (далее — ВС), выполняющих полеты из/в/над/через территорию РФ, а также на ВС, принадлежащих РФ, выполняющих полеты по международным воздушным линиям.

1.2. Требования настоящего стандарта распространяется на эксплуатантов и перевозчиков независимо от их юридического статуса, ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе государственные, муниципальные, акционерные или частные (входящие в концерн, ассоциацию, корпорацию или другое объединение), а также коммерческие структуры, зарегистрированные на территории России, осуществляющие или участвующие в перевозке грузов на борту ВС

1.3. Требования настоящего стандарта не распространяются на транспортировку воздушными судами грузов на внешней подвеске.

1.4. Транспортировка опасных грузов производится в соответствии (Док. 4 и 5 Приложения Б) и настоящим стандартом, если требования стандарта не противоречат этим документам.

1.5. Требования настоящего стандарта является обязательными за исключением раздела 11, который является рекомендательным и приобретает статус обязательного при включении его в нормативную документацию эксплуатанта/перевозчика или его вышестоящего органа, а также в условия контракта.

1.6. Обязательные требования стандарта должны учитываться при сертификации и выдачи лицензии эксплуатанту на выполнение грузовых воздушных перевозок.

 

2. Нормативные ссылки.

В настоящем стандарте использованы ссылки на нормативно-техническую документацию, приведенную в приложении Б.

 

3. Определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины:

3.1 . Авиагрузовая накладная — документ, озаглавленный Авиагрузовая накладная, который составляется грузоотправителем или от его имени и который удостоверяет заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком (перевозчиками) о перевозке груза по маршрутам перевозчика (перевозчиков).

3.2 . Груз — любая собственность, перевозимая или подлежащая перевозке на ВС , за исключением почты и другого имущества, перевозимых в соответствии с положениями Международной почтовой конвенции, а также багаж и собственность перевозчика при условии, что багаж перевозится по грузовой накладной.

3.3 . Грузовая отправка — одно или несколько грузовых мест, принятых перевозчиком/эксплуатантом от одного грузоотправителя, одновременно и в один адрес, включенные в одну партию и следующие по одной авиагрузовой накладной одному грузополучателю и в один пункт назначения.

3.4. Грузовое место — конечный продукт операции по упаковыванию груза, состоящий из упаковочного комплекта и содержимого.

3.5. Грузовой отсек — грузовая кабина, грузовое или багажно-грузовое помещение ВС, расположенное в фюзеляже, предназначенное для размещения багажа, почты или груза.

3.6. Грузоотправитель — лицо, указанное в авиагрузовой накладной или в грузовом документе в качестве стороны, заключившей с перевозчиком договор перевозки груза.

3.7. Грузополучатель — лицо, указанное в авиагрузовой накладной или грузовом документе в качества стороны, которой перевозчик должен доставить груз.

3.8. Опасные грузы— изделия или вещества, которые при перевозка по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности полета или имущества.

3.9. Перевозка — перевозка пассажиров, и/или багажа, и/или груза по воздуху, безвозмездно или за плату.

3.10. Перевозчик — авиаперевозчик, выдающий билет, авиагрузовую накладную или грузовой документ, и все другие авиаперевозчики, которые осуществляют или обязуются осуществить перевозку пассажиров, багажа или груза, либо предоставить какое-либо другое обслуживание, связанное с воздушной перевозкой.

3.11. Средство пакетирования — любой тип грузового контейнера, авиационного поддона с сеткой или авиационного поддона с сеткой или авиационного поддона под защитным колпаком. 3.12. Транспортировка — эквивалент термина ПЕРЕВОЗКА.

3.13. Упаковочный комплект — емкость или любые компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функций емкости по удержанию содержимого и для соответствия минимальным требованиям по упаковыванию для воздушной перевозки.

3.14. Эксплуатант — лицо, организация или предприятие, занимающиеся эксплуатацией ВС или предлагающие услуги в этой области.

 

4. Общие положения

4.1. Всякая транспортировка груза, регламентируемая настоящим стандартом, выполняется с учетом норм и правил эксплуатанта, действующих на дату выдачи перевозчиком авиагрузовой накладной или грузового документа. В случае расхождения между настоящими требованиями и нормами, правилами, установленными эксплуатантом, превалируют настоящие требования.

4.2. Устанавливается, что деятельность эксплуатанта/перевозчика и любого его представителя должна мотивироваться и направляться на обеспечение безопасности полета, безопасности для окружающей среды, соблюдение интересов грузоотправителя/грузополучателя и всякое отклонение от требований настоящего стандарта может иметь отрицательные последствия.

4.3 . Эксплуатант обязан обеспечить транспортировку груза на борту ВС в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, условиями договора и информацией о перевозимом грузе, предоставленной грузоотправителем.

4.4. Перевозчик, занимающий доминирующее положение на рынке перевозок, обязан заключать с грузоотправителем договор на транспортировку груза, за исключением случаев, когда его действия выходят за рамки уставной деятельности, производственных возможностей или не могут обеспечить безопасность перевозки.

4.5. Грузоотправитель обязан принять все меры, чтобы груз, предъявляемый к воздушной перевозке, при его хранении и транспортировки был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не мог причинить вред имуществу эксплуатанта или какого-либо третьего лица.

4.6. Перевозчик/эксплуатант обязан предоставлять грузоотправителю/грузополучателю необходимую и достоверную информацию о правилах, условиях транспортирования груза.

4.7. Оформление всей документации, связанной с транспортированием груза, а равно нанесение транспортной маркировки должно производиться на русском языке. Допускается дублирование транспортной маркировки на национальном языке, а при международных перевозках — нанесение транспортной маркировки и оформление документации на одном из иностранных языков.

 

5. Обязанности грузоотправителя

5.1. Грузоотправитель должен выполнять все применяемые законы, обычаи и государственные правила любой страны, в/из/черев/над которой перевозится груз, включая те, что касаются упаковки, перевозки и передачи груза. Грузоотправитель должен представлять вместе с грузовой отправкой такую информации и такие документы, которые могут оказаться необходимыми для соблюдения этих законов и правил.

5.2. Перед тем как предложить какую-либо грузовую отправку для перевозки по воздуху грузоотправитель должен убедиться, что: а) груз не содержит изделий и веществ, запрещенных к транспортировка по воздуху; б) груз должным oбразом скомплектован, упакован и снабжен транспортной и специальной маркировками; в ) на каждом грузовом месте указаны реквизиты грузоотправителя и грузополучателя; г) документы на перевозку оформлены надлежащим образом; д) если грузовое место или внешняя упаковка используются повторно, удалены все ненужные знаки транспортной и специальной маркировки.

5.3. Грузоотправитель несет ответственность за груз, надлежащую и пригодную для воздушной перевозки его упаковку, с тем, чтобы он мог безопасно транспортироваться, не создавая опасности для лиц, окружающей среды и имущества на борту ВС.

5.4. Если для безопасного хранения и транспортировки груза, не относящегося к опасным грузам, необходимо соблюдение специальных правил, грузоотправитель обязан разработать такие правила и согласовать их с эксплуатантом.

5.5. Перевозчик/эксплуатант оставляет за собой право осматривать упаковку и содержание любых грузовых отправок, на соответствие установленным требованиям, и выяснять правильность или достаточность информации/документов, касающихся любой грузовой отправки, а также принятия окончательного решения о возможности транспортировки груза на борту ВС.

6. Требования к грузу

6.1. К воздушной перевозке принимаются грузы, характер упаковки и свойства которых позволяют осуществлять их безопасную транспортировку при условии длительного воздействия: — температуры от -60 С до +60 С; — пониженного до 193 ГП (145 мм рт.ст.) давления; — вибрации с амплитудой в диапазоне от 5 мм на частоте 7 Гц (что соответствует ускорению 1g) до 0,05 мм на частоте 200 Гц (что соответствует ускорению в 8g); — эксплуатационных перегрузок в соответствия со значениями, приведенными в таблице 1.

6.2. Если в состав грузовой отправки включены предметы/вещества, относящееся к опасный грузам, то они подлежат изъятию из грузовой отправки и должны перевозиться отдельно в соответствии с правилами, установленными (Док 4, 5 приложения Б).

 

Таблица 1 — Значения эксплуатационных перегрузок

Значение перегрузки, при ее направлении

вперед

назад

вверх

вниз

вбок

1.0g

1.0g

1.0g

3.0g

1.0g

 

6.3. Каждое грузовое место должно быть разборчиво и надежно промаркировано грузоотправителем, с указанием того же наименования и адресов, которые указаны в авиагрузовой накладной или грузовом документе.

6.4. Маркировка и упаковка груза должны соответствовать требованиям, изложенным в (Док.6 Приложение Б). Все маркировочные знаки должны наноситься на упаковочный комплект таким образом, чтобы ни одна часть упаковочного комплекта, дополнение к нему или другие маркировочные знаки не и ее затеняли их, a также сохранялись на все время транспортировки.

6.5. Груз, загрузка которого требует применение бортовых средств механизации и масса которого не превышает их грузоподъемность, должен иметь такелажные узлы для их присоединения.

6.6. Груз, масса которого превышает грузоподъемность бортовых средств механизации или их применение не обеспечивает правильную его загрузку, должен быть обеспечен грузоотправителем специальным загрузочным оборудованием, разработанным предприятием-разработчиком груза и согласованный с эксплуатантом или полномочным органом государства.

6.7. Груз в мелких упаковочных комплектах должен быть предварительно скомплектован в средства пакетирования до габаритов и массы, не превышающих допустимые значения для соответствующих отсеков. Допускается мелкие партии груза перевозить россыпью, размещая равномерно по грузовому отсеку или его части.

6.8. На технике, перевозимой в грузовых отсеках в качестве груза, должно быть обеспечено: — выключение подрессоривания (для техники, имеющей подрессоривание); — исключение самопроизвольного выпадения или ослабления швартовки; — исключение возможности подтекания из топливных и жидкостных систем на всех режимах полета; — исключение возможности короткого замыкания, искрения, самовольного срабатывания и т.п. в электросистемах.

6. 9. Тяжеловесные, длинномерные грузы должны перевозиться всоответствии с разделом 2.9 (Док.6 Приложение Б).

6.10 . Средства пакетирования должны соответствовать требованиям действующих стандартов или сертифицированы полномочным органом государства для воздушной транспортировки груза.

 

7. Грузовые отсеки воздушных судов

7.1. Грузовые отсеки, предназначенные для транспортировки груза, должны быть оснащены соответствующим грузовым оборудованием, обеспечивающим перемещение(при загрузке/выгрузке), размещение и крепление (швартовку) груза, как в средствах пакетирования, так и россыпью.

7.2: Грузовые отсеки ВС классифицируются (приложение А) в соответствии, с (Док.7 Приложение Б) и должны иметь защиту от пожара не ниже требований 7.5.1. — 7.5.3 (Док. 8 Приложение Б).

7.3 . Грузовые отсеки, предназначенные для транспортировки груза в средствах пакетирования, должны быть оборудованы системой бортовой механизации.

7.4. Элементы конструкции грузовых отсеков, узлы и средства крепления (швартовки) груза должны отвечать требованиям 4.3.1.1 (Док. 8 Приложение Б).

7.5. Грузовое оборудование, устанавливаемое в грузовых отсеках, должно быть изготовлено в производственных условиях и сертифицировано полномочным органом государства, как удовлетворяющее требованиям норм летной годности.

7.5.1. Ответственность за сертификацию грузового оборудования по нормам летной годности несет изготовитель.

7.6. Для предохранения груза от перемещений (продольных и поперечных), защиты загрузочных люков и перегородок в грузовых отсеках должны быть предусмотрены швартовочные и/или защитные сетки, барьеры, швартовочные ремни, цепи и т.п.

7.8 . Грузовые отсеки должны быть полностью укомплектованы оборудованием, обеспечивающим размещение и крепление груза, исходя из вариантов загрузки рейсов в прямом и обратном направлениях, а также противопожарным и аварийно-спасательным оборудованием независимо от варианта загрузки. При необходимости, по требованию эксплуатанта, грузовые отсеки должны доукомплектовываться грузоотправителем дополнительным противопожарным и аварийно-спасательным оборудованием.

 

8. Размещение и крепление груза на борту ВС

8.1. Перевозка груза на борту ВС должна осуществляться только в грузовых отсеках.

8.1.1. Допускается, в виде исключения, перевозка груза в мягкой упаковке: а) при неполной пассажирской загрузке — в специальных мягких контейнерах, размещаемых на свободных рядах кресел в пассажирских салонах; б) на ВС с грузовыми отсеками ограниченных размеров на свободных креслах пассажирских салонов, накрытых рабочими чехлами. При этом груз: — должен быть надежно закреплен таким образом, чтобы исключить его смещение в полете; — не должен занимать кресла, расположенные у аварийных люков.

8.2. Эксплуатант обязан обеспечить, чтобы грузовое место или внешняя упаковка груза не грузились на ВС или средство пакетирования, если непосредственно перед погрузкой не проведена его проверка, устанавливающая отсутствие явных признаков утечки/просыпки или повреждения.

8.3. Общая масса груза (брутто), размещаемая в грузовых отсеках, должна определяться с учетом полезной нагрузки и центровки ВС и не должна превышать предельно допустимых значений каждого грузового отсека, исходя из его объема и габаритов.

8.4. Грузы крупногабаритных размеров в спакетированном виде, со средствами их транспортировки или в отдельных упаковочных комплектах, должны вписываться в размеры грузовых отсеков о учетом необходимых зазоров между грузом и элементами грузовых отсеков.

8.5. Погрузка и размещение, тяжеловестных грузов с малой площадью опоры и сосредоточенной местной нагрузкой, превышающей допустимую на пол грузового отсека допускается, с разрешения эксплуатанта, только с применением распределителей нагрузки.

8.5.1. При необходимости, по требованию эксплуатанта, распределители нагрузки и дополнительные крепления предоставляет грузоотправитель.

8.6. Грузы, относящиеся к опасных грузам, могут перевозиться на ВС только в грузовых отсеках в соответствии с таблицей 2 и не должны размещаться в непосредственной близости от источника тепла, элэктропроводки или эдектрооборудования.

8.7 . Порядок загрузки грузовых отсеков должен соответствовать следующий правилам: — средства пакетирования с грузом, загружаемая техника должны размещаться в соответствии со схемами загрузки и/или исходя из условия обеспечения необходимой центровки; — груз россыпью должен распределяться в грузовом отсеке или его части равномерно, чтобы общий центр тяжести находился посредине отсека/его части; — вначале должен загружаться груз, затем почта и, в последнюю очередь багаж; — группировать в отсеках грузовые отправки, по возможности, по пунктам назначения.

8.8. При швартовка груза должно быть обеспечено: — расположение швартовочных узлов на грузе возможно ближе к горизонтальной плоскости, лроходящей через центр тяжести груза, симметрично относительно продольной и поперечной осей, с удобным подходом к ним; — наличие скругления охватывающих поверхностей швартовочных узлов радиусом не менее 22 мм, для исключения повреждения и снижения несущей способности швартовочных связей: — возможность свободного прохода швартовочных связей в швартовочные узлы.

 

Таблица 2. Отсеки ВС размещения опасных грузов

Тип ВС

Тип отсека

Номер отсека

Класс отсека

Ил-62

Багажно-грузовой

3

В

Ил-86

Багажно-грузовой Грузовой Грузовой

4 1 2

С В В

Ту-154

Багажно-грузовой Багажно-грузовой

1 2

В В

Ту-134

Багажно-грузовой

2

В

Як-42

Багажно-грузовой Багажно-грузовой

11 2

С С

Ил-76

Грузовая кабина

Е

Ан-12

Грузовая кабина

Е

Ан-26

Грузовая кабина

Е

Як-40К

Грузовая кабина

Е

Л-410

Багажный

передний

С

Ан-2

Грузовая кабина

Е

 

8.8.1. Допускается использовать в качестве швартовочных узлов отдельные элементы конструкции транспортируемого груза. 8.8.2. Не допускается швартовать грузы одновременно за узлы, расположенные на полу и на подвижных элементах конструкции грузового отсека.

 

9. Обеспечение сохранности груза

9.1. Ответственность за вред или убытки, связанные с утратой, недостачей или повреждением груза, которые лроизошли во время, когда груз находился у эксплуатанта, несет эксплуатант, если он не докажет, что им или его работниками были приняты все необходимые меры для предотвращения вреда или убытков, либо такие меры невозможно было принять, либо убытки связаны с невыполнением установленных правил и требований со стороны грузоотправителя.

9.2. Сохранность груза обеспечивают: а) до загрузки груза на ВС — приемосдатчик и грузчики или лица выполняющие их функции, обеспечивающие доставку и загрузку груза на ВС или грузоотправитель, если загрузку он производил своими собственными силами; б) от момента принятия груза на борт и до момента снятия груза с ВС — бортпроводник (бортоператор) или, при его отсутствии в составе экипажа, один из членов экипажа, ответственный за коммерческую загрузку, или сопровождающий грузоотправителя, если груз перевозится с сопровождающим; в) от момента выгрузки груза из ВС — приемосдатчик и грузчики или лица выполняющие их функции, обеспечивающие разгрузку груза из ВС или грузоотправитель, если выгрузку он производил своими собственными силами;

9.3. Безопасность транспортировки груза обеспечивают: а) диспетчер по центровки или лицо выполняющее его функции — правильностью расчета центровки ВС для данного рейса; б) диспетчер по загрузке или лицо выполняющее его функции — строгим соответствием схемы загрузки центровочным графикам; в ) бригадир грузчиков (грузчик) или лицо выполняющее его функции — правильностью загрузки и надежностью крепления (швартовки) груза; г) грузоотправитель, если загрузку ВС он производил своими силами, — правильностью загрузки и надежностью крапления (швартовки) груза; д) член экипажа, ответственный за коммерческую загрузку, — контролем правильности крепления и соответствия размещения груза данным расчета и центровочному графику.

9.4. Грузоотправитель несет ответственность за точность сведения, внесенных в грузовую накладную и за техническую исправность средств пакетирования и упаковочных комплектов при сдаче их к перевозке под своей пломбой.

9.5. Эксплуатант освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, прибывшего в исправном упаковочном комплекте или средстве пакетирования с исправной пломбой грузоотправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что утрата, недостача или повреждения груза произошли по вине эксплуатанта.

9.8. В случае убытка, причиненного грузоотправителю/грузополучателю или какому-либо третьему лицу неисполнении или ненадлежащим исполнением эксплуатантом договора о воздушной перевозке, эксплуатант обязан в добровольном порядке возместить причиненные убытки и выплатить неустойку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

10. Основные требования по технике безопасности

10.1. Подъезд/отъезд автотранспорта и средств механизации к/от ВС при загрузке/выгрузке груза должен осуществляться в соответствии с положениями (Док.9 Приложение Б).

10. 2. Перемещение средств пакетирования и загружаемой техники необходимо осуществлять в соответствии с, требованиями техники безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных устройств и средств механизации.

10.3. Перед погрузкой в ВС средства пакетирования, загружаемая техника, узлы и устройства для их строповки и крепления должны быть очищены от посторонних предметов, льда, снега, грязи.

10.4. Перед подъемом и перемещением средств пакетирования необходимо обеспечить надежность и правильность их строповки, обеспечить устойчивость и зафиксировать от произвольного перемещения подъемно-транспортные средства.

10.5. Не допускается нахождение людей и передвижение посторонних транспортных средств в зоне перемещения груза подъемно-транспортными устройствами.

10.6. Груз должен устанавливаться и закрепляться так, чтобы исключить его смещение во время транспортировки наземными транспортными средствами.

10.7 . Требования к персоналу, допускаемому к погрузочно-разгрузочным работам, и требования безопасности по их проведению, должны быть не ниже, установленных (Док. 5 Приложение Б). Лица, производящие эти работы, должны быть обучены их проведению и иметь удостоверение на право их выполнения

 

11. Контроль качества условий транспортировки груза

11.1. Инспекторский контроль и технический надзор условий транспортировки груза на борту ВС и соблюдения требований настоящего стандарта должно производиться: а) инспекторским составом перевозчика или эксплуатанта — не реже одного раза в месяц; б) инспекторским составом вышестоящей организации или полномочного органа государства — один раз в три месяца.

11.2. Все инспектора, уполномоченные осуществлять контроль и надзор, должны иметь соответствующие удостоверения, в которых указывается, что они выполняют функции инспекторов, нанятых соответствующим органом.

11.3. Осуществление функций надзора должно основываться на проведении выборочных проверок всех аспектов условий транспортировки и должно охватывать по меньшей мере область, рассматриваемую при сертификации перевозчика и эксплуатанта.

11.4. Инспекторский перечень может включать: — укомплектованность персоналом; — подготовка персонала; — квалификация персонала; — нормирование служебного времени; — нормативно-техническая документация; — достаточность руководства; — состав оборудования; — управление транспортом и средствами механизации; — защита от повреждения ВС; — загрузка/выгрузка груза в/из ВС; — меры безопасности; — связь при аварийных ситуациях; — порядок действия в аварийных ситуациях; — размещение груза; — крепление груза; — центровка; — соответствие оборудования и приспособлений для размещения и крепления груза; — оформление документации; — перевозка опасных грузов; — перевозка животных; — организация сдачи/приемки груза; — обеспечение сохранности; — соблюдение правил и требований полномочных органов; — соблюдение правил и политики эксплуатанта.

11.5. В случае выявления каких-либо недостатков, инспектору следует выявлять их причину, предлагать действия по их устранению и осуществлять последующую проверку для определения эффективности этих действий.

 

Приложение А (справочное)

Классификация грузовых отсеков ВС

Класс А — Грузовым или багажным отсеком класса А является отсек, в котором:

а) возникновение пожара легко обнаруживается членами экипажа с их рабочих мест;

б) любая часть отсека легко доступна в полете.

Класс В — Грузовым или багажным отсеком класса В является отсек, в котором:

а) имеется необходимый доступ в полете, позволяющий любому члену экипажа эффективно обрабатывать любую часть отсека содержимым ручного огнетушителя;

б) при использовании его входных устройств в любые помещения, занимаемые пассажирами или членами экипажа, не проникает опасное количество дыма, пламени или огнегасящего вещества.

в) имеется отдельный стандартный сигнализатор наличия дыма или система обнаружения пожара для предупреждения пилота или бортинженера.

Класс С — Грузовым или багажным отсеком класса С является отсек, отвечающий требованиям класса А или В но в котором:

а) имеется отдельный стандартный сигнализатор наличия дыма или система обнаружения пожара для предупреждения пилота или система обнаружения пожара для предупреждения пилота или бортинженера;

б) имеется встроенная система пожаротушения, приводимая в действие с места пилота или бортинженера;

в) имеются средства, предотвращающие попадание опасных количеств дыма, пламени или огнегасящего вещества в любое помещение, занимаемое пассажирами или членами экипажа;

г) имеются средства контроля вентиляции и тяги в пределах данного отсека с тем, чтобы используемое огнегасящее вещество могло затушить любой пожар, возникающий в этом отсеке.

Класс D — Грузовым или багажным отсеком класса D является отсек, в котором:

а) возникающий пожар будет полностью локализован, не создавая опасности для самолета или лиц, находящихся на борту самолета;

б) имеются средства, предотвращающие попадание опасных количеств дыма, пламени или огнегасящего вещества в любое помещение, занимаемое пассажирами или членами экипажа;

в) вентиляция и тяга контролируется в пределах каждого помещения так, чтобы любой пожар, который может возникнуть в данном отсеке, не распространится за безопасные пределы;

г) учитывается воздействие прогрева отсека на соседние важные узлы самолета. Для отсеков с объемом 14,2 куб.м и менее, приемлем поток воздуха 42,5 куб.м в час.

Класс Е — Грузовым отсеком класса Е является отсек на борту самолета, предназначенный только для перевозки грузов, в котором:

а) имеется отдельный стандартный сигнализатор наличия дыма или система обнаружения пожара для предупреждения пилота или бортинженера;

б) имеются средства для прекращения подачи воздуха для вентиляции, поступающего в отсек или из него, управление которыми осуществляется членами экипажа из кабины экипажа;

в) имеются средства, предотвращающие попадание опасных количеств дыма, пламени или вредных газов в кабину экипажа;

г) штатные аварийные выходы для членов экипажа доступны при любых условиях загрузки.

 

Приложение Б (справочное)

Библиография

1. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N2300/1-1

2. ГОСТ Р 1.5. Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандарта

3. Система качества. Сборник нормативно-методических документов. ГОСТ 40.9001 — ГОСТ 40.9003 (ИСО 9001 — ИСО 9003). М. Госстандарт. 1989

4. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Doс 9284-АN/905, ИКАО

5. Основные процедуры, связанные с перевозкой опасных грузов воздушными судами ГА СССР. Указание МГА от 06.05.91 N 195/у.

6. Руководство по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях СССР. М. Воздушный транспорт. 1985

7. Техническое руководство по летной, годности. Dос 9051-АN/896, ИКАО 1987.

8. Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран-членов СЭВ. М. МВК. 1985

9. Руководство по организации движения воздушных судов, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах ГА. Приказ МГА от 03.07.86 N 150.

10. Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспекции. Doс 8335-АN/3, ИКАО, 1983

11 . Cargo cervices Conferenco Resolutions Manual. Montreal-Geneva. JATA. 1990.

12 . Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов. М. Воздушный транспорт. 1986.

13 . Положение по организации перевозок грузов и багажа в контейнерах (на поддонах) на внутренних воздушных линиях СССР. Утв. МГА 28.07.89.

14 . Воздушный кодекс СССР. М. 1983.

15. Инструкция о погрузке, выгрузке, швартовке техники и грузов на самолетах ИЛ-76Т в ГА. М., РИО. 1978.

16. Инструкция о погрузке, выгрузке, швартовке и перевозке техники и груза на самолетах Ан-26 и Ан-26Б в ГА. М. Воздушный транспорт.1982.

17 . Инструкция по загрузке, разгрузке, швартовке и перевозке грузов на самолетах Ан-12 в ГА. М. РИОт.1975.

18 . Инструкция о порядке приема-сдачи коммерческой загрузки на борт воздушных судов ГА. М., Воздушный транспорт. 1981.

 

ОСТ 54-3-59-92 Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом Условия транспортировки грузов. Основные требования.