Указание МПС РФ от 16 января 1998 г. N Г-61у

Указание МПС РФ от 16 января 1998 г.

N Г-61у

Об утверждении и введении в действие документов системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте

 

С целью совершенствования нормативного обеспечения сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, созданной на основании Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", Министерство путей сообщения приказывает:

1.

Утвердить и ввести в действие с 1 марта 1998 года прилагаемые стандарты:

СТ ССФЖТ 1.0-98 "Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения";

СТ ССФЖТ 1.1-98 "Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок разработки нормативных документов по сертификации";

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

СТ ССФЖТ 1.2-98 "Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации".

2. Начальнику Управления технической политики Н.Г. Васильеву, директору ВНИИЖТ А.Л. Лисицыну обеспечить в установленном порядке издание и рассылку организациям и предприятиям утвержденных стандартов в соответствии со списком рассылки настоящего указания.

3. Возложить на Руководителя Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А. Матюшина:

ведение стандартов Системы нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации;

проведение нормоконтроля разрабатываемых нормативных документов по сертификации на соответствие их требованиям стандартов Системы нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации.

 

Заместитель Министра

Ю.М.ГЕРАСИМОВ

 

 

Утвержден

указанием МПС России

от 16.01.1998 N Г-61у

 

Дата введения —

1 марта 1998 года

 

СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

SYSTEM OF NORMATIVE ASSURANCE CERTIFICATION

FOR FEDERAL RAILWAYS OF RUSSIAN FEDERATION.

BASIC PRINCIPLES

 

СТ ССФЖТ 1.0-98

 

Предисловие

 

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России.

Исполнители: В.А. Матюшин, канд. техн. наук; С.Л. Гольдин, канд. техн. наук; В.А. Морозов.

Внесен Управлением технической политики МПС России.

2. Утвержден указанием МПС России от 16.01.1998 N Г-61у.

3. В настоящем стандарте реализованы положения:

Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ;

Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848;

Соглашения о взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в области обязательной сертификации от 06.09.1996;

Руководства ИСО/МЭК 7 "Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделия";

Правил по сертификации П ССФЖТ 01-96 "Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения".

4. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает общие правила проведения работ по нормативному обеспечению сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Требования настоящего стандарта обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих и применяющих нормативные документы по сертификации, предназначенные для использования в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ).

Настоящий стандарт не распространяется на проведение работ по нормативному обеспечению сертификации в рамках государственной, межгосударственной и международной стандартизации.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.4-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

П ССФЖТ 01-96. Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения.

П ССФЖТ 12-97. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок организации и проведения надзора и контроля в Системе сертификации.

П ССФЖТ 13-97. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Правила информационного обеспечения в Системе сертификации.

ПР 50-688-92. Временное типовое положение о техническом комитете по стандартизации.

 

3. Определения

 

Для целей настоящего стандарта используются следующие определения:

3.1. Нормативный документ в области сертификации на федеральном железнодорожном транспорте — документ, содержащий требования безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья пассажиров, охраны труда, сохранности имущества, экологической безопасности и другие обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации .

———————————

Термин "нормативный документ" является родовым термином, охватывающим такие понятия, как свод правил, регламенты, стандарты и другие документы, соответствующие основному определению.

 

3.2. Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти (ГОСТ Р 1.0).

3.3. Технический регламент — регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (ГОСТ Р 1.0) .

———————————

К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей в части устанавливаемых в них обязательных требований; иные нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований.

Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на нормативный документ, либо путем включения в себя содержания нормативного документа.

 

3.4. Стандарт — нормативный документ, разработанный, как правило, на основе согласия (консенсуса), характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) компетентным органом.

3.5. Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) — стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации.

3.6. Стандарт отрасли (ОСТ) — стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции .

———————————

Под отраслью понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которая имеет однородное потребительское или функциональное назначение.

 

3.7. Правила по сертификации — основополагающий нормативный документ, устанавливающий общие организационно-методические положения для определенной области деятельности.

3.8. Федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте (ФТС ЖТ) — технический регламент, утвержденный Правительством Российской Федерации или Министерством путей сообщения Российской Федерации.

3.9. Стандарт (правила) Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (СТ ССФЖТ, П ССФЖТ) — технический регламент, утвержденный Министерством путей сообщения Российской Федерации или руководящим органом ССФЖТ в пределах его компетенции.

3.10. Технические рекомендации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ТР ССФЖТ) — нормативный документ, утвержденный руководящим органом ССФЖТ в пределах его компетенции и носящий рекомендательный характер.

3.11. Международный стандарт — нормативный документ, принятый международной организацией .

———————————

Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), документы Международного Союза железных дорог (МСЖД) и др.

 

3.12. Региональный стандарт — нормативный документ, принятый региональной организацией .

———————————

Документы Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и др.

 

3.13. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (ГОСТ Р 1.0) .

———————————

Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.

 

3.15. Применение нормативного документа — использование нормативного документа его пользователями с выполнением требований, установленных в нормативном документе, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

3.16. Применение международного стандарта, регионального стандарта или национального стандарта другой страны — использование стандарта путем включения его полного содержания в отечественный нормативный документ.

3.17. Дата введения нормативного документа в действие — дата, с которой нормативный документ приобретает юридическую силу.

3.18. Пользователь нормативного документа — юридическое или физическое лицо, применяющее нормативный документ в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности.

3.19. Объект железнодорожного транспорта (объект ЖТ) — железнодорожные технические средства (ЖТС), поставляемые МПС России и другим юридическим лицам для эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте; системы качества; производство ЖТС; услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам федеральным железнодорожным транспортом.

3.20. Нормативное обеспечение сертификации на федеральном железнодорожном транспорте — организация, управление и координация деятельности по разработке нормативных документов, устанавливающих сертификационные требования к объектам железнодорожного транспорта, разработка, согласование, принятие (утверждение), регистрация, издание, обновление (изменение, пересмотр), отмена этих нормативных документов, а также установление общих требований к их построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

 

4. Задачи нормативного обеспечения

 

Основными задачами нормативного обеспечения сертификации являются:

— нормативное обеспечение функционирования Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

— определение приоритетных направлений в области нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

— оптимизация состава, структуры и управления фондом нормативных документов, устанавливающих сертификационные требования;

— обеспечение единства перспективного (стратегического) и текущего (оперативного) планирования работ по нормативному обеспечению сертификации;

— установление рациональной формы и содержания нормативных документов;

— широкое внедрение методов и средств современных информационных технологий;

— защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности и качества объектов железнодорожного транспорта;

— повышение безопасности и качества объектов железнодорожного транспорта в соответствии с развитием науки, техники и технологии, с потребностями населения и народного хозяйства;

— обеспечение единства сертификационных требований, согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— нормативное обеспечение контроля (испытаний, анализа, оценки соответствия) сертификационных характеристик объектов железнодорожного транспорта.

 

5. Основные принципы нормативного обеспечения

 

5.1. Фонд нормативных документов по сертификации должен быть оптимальным по структуре, составу и содержанию требований к объектам железнодорожного транспорта и методам их испытаний и (или) оценки соответствия установленным требованиям. Этот фонд должен формироваться с учетом действующих нормативных правовых актов и потребности в нормативном обеспечении сертификации конкретных объектов железнодорожного транспорта.

5.2. Основными принципами нормативного обеспечения сертификации являются:

— усиление правовой основы нормативного обеспечения сертификации;

— использование международного опыта;

— разграничение требований по сертификации на обязательные и рекомендуемые и сосредоточение требований по обязательной сертификации в соответствующих технических регламентах;

— разработка нормативных документов по сертификации техническими комитетами по стандартизации;

— осуществление управления фондом нормативных документов федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта — Министерством путей сообщения Российской Федерации;

— исключение дублирования нормативных документов; принятие во внимание при разработке новых нормативных документов требования уже действующих, включая международные и региональные;

— комплексное установление в нормативных документах взаимосогласованных требований:

по всем стадиям жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (требований нормативных документов, относящихся к предыдущей стадии жизненного цикла, должны обеспечивать выполнение требований, относящихся к последующим стадиям);

по всем уровням разукрупнения: от конечной продукции до комплектующих изделий материалов, веществ и технологий (сертификационные требования, регламентированные в нормативных документах на комплектующие изделия, материалы, вещества и технологии, должны обеспечивать выполнение сертификационных требований, предъявляемых к конечной продукции);

по всем аспектам процедуры сертификации, включая установление взаимосогласованных требований к объектам железнодорожного транспорта, методам испытаний и (или) оценки соответствия, метрологическому обеспечению;

— обеспечение обязательными требованиями нормативных документов необходимого уровня безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды на федеральном железнодорожном транспорте; ориентация рекомендуемых требований на наиболее высокие достижения науки, техники и технологии;

— минимизация фонда нормативных документов за счет рационального их укрупнения, объединения и замены (отмены) неактуальных и морально устаревших нормативных документов;

— четкость и однозначность изложения требований нормативных документов, исключающие различное их толкование;

— сближение с международными, региональными и зарубежными национальными системами нормативных документов и гармонизация требований отечественных и международных, региональных и национальных нормативных документов в области железнодорожного транспорта;

— реализация принципа открытости Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с принятыми соглашениями, включая предоставление информации о действующих правилах процедуры, нормативных документах, более раннее уведомление заинтересованных сторон о разработке новых нормативных документов, обмен нормативными документами и т.д.;

— участие в работе на добровольной основе всех заинтересованных сторон с целью коллективной выработки оптимальных требований;

— гласность работ: широкое информирование специалистов и общественности о разработке новых нормативных документов, публикация их проектов в специальных изданиях и периодической печати, издание информационных указателей действующих нормативных документов по сертификации;

— сокращение сроков внедрения нормативных документов на основе широкого признания их положений до их официального принятия (утверждения).

5.3. Нормативные документы должны устанавливать только те сертификационные требования, которые могут быть объективно проверены с необходимой степенью точности, достоверности и воспроизводимости.

Нормативные документы должны быть изложены четко и ясно, чтобы обеспечить однозначность понимания их требований пользователями.

Нормативные документы должны иметь обозначение, позволяющее проводить их идентификацию.

 

6. Организация работ по нормативному обеспечению

 

6.1. Организацию работ по нормативному обеспечению сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, включая координацию работ и взаимодействие с заинтересованными органами и организациями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России).

МПС России формирует и реализует государственную политику в области нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований по обязательной сертификации объектов ЖТ, участвует в разработке международных (региональных) нормативных документов, устанавливающих сертификационные требования к объектам ЖТ.

Работы по государственной стандартизации организует Госстандарт России с соответствии в законодательством Российской Федерации и ГОСТ Р 1.0.

6.2. Работы по стандартизации сертификационных требований к объектам ЖТ проводятся техническими комитетами (ТК) по стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, предприятий и организаций, осуществляющих ее ремонт, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в ТК должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.

Создание ТК и осуществление их деятельности регламентируются ГОСТ Р 1.0 и ПР 50-688.

6.3. Заказчиком разработки нормативных документов, устанавливающих требования по обязательной сертификации, является МПС России.

Заказчиками разработки нормативных документов, устанавливающих требования по добровольной сертификации, могут являться любые юридические и физические лица.

6.4. Работы по нормативному обеспечению сертификации проводятся по плановым документам, разрабатываемым МПС России с учетом определяемых им приоритетных направлений развития работ по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, перспективных программ (планов) работы ТК, предложений заинтересованных юридических и физических лиц.

При разработке федеральных и иных государственных программ и проектов в области железнодорожного транспорта, финансируемых из средств государственного бюджета или централизованных средств МПС России, в них должны быть предусмотрены разделы нормативного обеспечения сертификации.

Планирование работ, их состав и содержание необходимо максимально приближать к системам планирования, используемым международными и национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран (ИСО, МЭК, Евронорм, ДИН, АФНОР и др.):

— разработка по заявкам заинтересованных сторон двухлетних планов (программ) работ технических комитетов и их рабочих групп с обязательным ежегодным уточнением (дополнением или сокращением) плановых заданий;

— разработка по инициативе международного или национального органа в области железнодорожного транспорта перспективного плана (прогноза) работ на период 15 — 20 лет.

Работы по нормативному обеспечению в сфере обязательной сертификации должны финансироваться за счет централизованных средств МПС России.

Финансирование работ по нормативному обеспечению, включаемых в государственные научно-технические и социально-экономические программы и крупные проекты в области железнодорожного транспорта, должны осуществляться за счет ассигнований, выделяемых на эти программы и проекты.

Финансирование работ по нормативному обеспечению сертификации на федеральном железнодорожном транспорте может осуществляться также за счет безвозмездной государственной или иной поддержки, размеры которой должно определяться объемами, важностью и неотложностью проведения соответствующих работ.

 

7. Виды нормативных документов и их применение

 

7.1. Общие требования к нормативным документам

7.1.1. К нормативным документам (регламентам и техническим регламентам) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте относятся:

— законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области сертификации;

— нормативные правовые акты МПС России в области сертификации;

— федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте;

— стандарты и правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

— технические рекомендации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

— государственные стандарты Российской Федерации;

— применяемые в установленном порядке международные и региональные (в том числе межгосударственные) стандарты и иные нормативные документы;

— стандарты отраслей;

— групповые технические условия на продукцию при наличии ссылки на них в соответствующем техническом регламенте.

При установлении обязательных требований по сертификации предпочтительной является разработка федеральных требований по сертификации на железнодорожном транспорте и стандартов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.1.2. Требования, устанавливаемые нормативными документами по сертификации, должны обеспечивать необходимый уровень безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды, а также иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Требования должны основываться на достигнутом уровне науки, техники и технологии, международных и региональных стандартах, международных соглашениях и договорах в области железнодорожного транспорта, а также учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.

7.1.3. Нормативные документы по сертификации должны содержать количественные или качественные характеристики показателей сертификации, методы оценки соответствия объектов ЖТ установленным требованиям, правила упаковки, транспортировки, хранения и маркировки сертифицированной продукции, требования к информации о проведенной сертификации, приводимой в документах на сертифицированный объект ЖТ.

7.1.4. Требования по обязательной сертификации объектов ЖТ, включаемые в государственные стандарты, подлежат обязательному согласованию с МПС России как с надзорным органом в области обеспечения безопасности на федеральном железнодорожном транспорте.

7.1.5. Нормативные документы по сертификации должны иметь соответствующее обозначение для их идентификации и быть зарегистрированы в установленном порядке в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.1.6. Разработка, принятие (утверждение), введение в действие, применение, изменение и отмена государственных стандартов и стандартов отраслей осуществляются в соответствии с ГОСТ Р 1.2 и ГОСТ Р 1.4.

Используемые при сертификации в рамках ССФЖТ государственные стандарты и стандарты отраслей подлежат учетной регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.2. Федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте

7.2.1. Федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте (ФТС ЖТ) разрабатываются на все объекты ЖТ, сертифицируемые в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.2.2. ФТС ЖТ являются техническим регламентом в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и содержат требования по сертификации объектов ЖТ либо непосредственно, либо путем ссылки на нормативный документ, либо путем включения в себя содержания нормативного документа.

ФТС ЖТ должны содержать полную номенклатуру обязательных требований, содержащихся во всех действующих на данный объект регламентах и технических регламентах.

7.2.3. Требования, устанавливаемые ФТС ЖТ, являются обязательными для всех юридических и физических лиц при разработке, проектировании, изготовлении и обязательной сертификации объектов ЖТ в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.2.4. ФТС ЖТ утверждаются Министерством путей сообщения Российской Федерации.

По решению МПС России утверждение отдельных ФТС ЖТ может быть вынесено на уровень Правительства Российской Федерации.

7.2.5. ФТС ЖТ вводятся в действие после их регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.3. Стандартны и правила Системы сертификации

7.3.1. Стандарты (СТ ССФЖТ) и правила (П ССФЖТ) Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте устанавливают общие правила проведения работ по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и методы испытаний и (или) оценки соответствия объектов железнодорожного транспорта установленным требованиям по сертификации.

7.3.2. СТ ССФЖТ и П ССФЖТ являются обязательными нормативными документами для всех юридических и физических лиц при проведении работ по сертификации объектов ЖТ в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.3.3. СТ ССФЖТ и П ССФЖТ утверждаются Министерством путей сообщения Российской Федерации.

7.3.4. СТ ССФЖТ и П ССФЖТ вводятся в действие после их регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.4. Технические рекомендации Системы сертификации

7.4.1. Технические рекомендации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ТР ССФЖТ) содержат не являющиеся обязательными с точки зрения законодательства Российской Федерации в области сертификации технические требования к узлам, агрегатам, материалам и комплектующим изделиям железнодорожных технических средств непосредственно или в виде ссылок на государственные стандарты и стандарты отраслей, применение которых рекомендуется при выборе соответствующих узлов, агрегатов, материалов и комплектующих изделий для железнодорожных технических средств, сертифицируемых в ССФЖТ.

7.4.2. ТР ССФЖТ являются рекомендательными нормативными документами. При включении ссылок на ТР ССФЖТ в ФТС ЖТ или в условия договора (контракта) их требования становятся обязательными для всех юридических и физических лиц или сторон договора (контракта) при разработке, проектировании, изготовлении и обязательной сертификации объектов ЖТ в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.4.3. ТР ССФЖТ утверждаются Министерством путей сообщения Российской Федерации.

7.4.4. ТР ССФЖТ вводятся в действие после их регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.5. Применение нормативных документов

7.5.1. Нормативные документы по сертификации применяют юридические и физические лица при разработке, проектировании, производстве и сертификации объектов ЖТ, сертифицируемых в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

7.5.2. Нормативные документы по сертификации применяют в полном объеме для импортируемых объектов ЖТ в том случае, когда они подлежат обязательной сертификации.

Необходимость применения нормативных документов по сертификации в отношении экспортируемых объектов ЖТ определяется условиями договора (контракта) на поставку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

7.5.3. Разработанные вновь и обновленные нормативные документы (в части внесенных в них изменений), как правило, не распространяются на объекты ЖТ, документация на которые была утверждена до введения их в действие, если иное не установлено МПС России.

7.5.4. Международные, региональные и национальные нормативные документы других стран применяются на основе соответствующих международных соглашений (договоров) или при наличии разрешения соответствующих компетентных органов международных, региональных и национальных организаций.

7.5.5. Международные, региональные и национальные нормативные документы других стран применяются в ССФЖТ в качестве нормативных документов по сертификации либо непосредственно в виде аутентичного текста на русском языке, либо в виде аутентичного текста на русском языке с дополнительными требованиями, отражающими специфику Российских железных дорог.

При необходимости использования только отдельных требований указанных нормативных документов эти требования могут быть включены непосредственно в соответствующий технический регламент.

Ссылки на непримененные международные, региональные и национальные нормативные документы других стран должны быть заменены на соответствующий аутентичный текст из ссылочного документа, если вопрос о применении указанного документа в данный момент не может быть решен.

7.5.6. Юридические и физические лица, допустившие нарушение обязательных требований нормативных документов по сертификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.5.7. Нормативные документы МПС России по сертификации могут применять другие федеральные органы исполнительной власти, а также юридические и физические лица других государств на основе соответствующих договоров (соглашений, разрешения) с МПС России.

7.6. Информация о нормативных документах, их издание и реализация

7.6.1. Для обеспечения доступности для пользователей, в том числе зарубежных, информация о принятых (утвержденных) нормативных документах по сертификации публикуется МПС России в специализированных периодических изданиях отрасли и информационных указателях нормативных документов по сертификации.

7.6.2. МПС России создает и ведет фонд нормативных документов по сертификации. Пользование указанным фондом осуществляется в соответствии с П ССФЖТ 13.

7.6.3. Исключительное право официального опубликования нормативных документов по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте принадлежит МПС России.

7.6.4. Реализация нормативных документов по сертификации заинтересованным юридическим и физическим лицам осуществляется по договорным ценам, согласованным МПС России, Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте с разрешения МПС России.

 

8. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований нормативных документов

 

8.1. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов по сертификации — в соответствии с П ССФЖТ 01 и П ССФЖТ 12.

8.2. Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все необходимые условия для осуществления государственного контроля и надзора.

 

9. Международное сотрудничество в области разработки нормативных документов

 

9.1. Международное сотрудничество в области разработки нормативных документов по сертификации осуществляется Министерством путей сообщения Российской Федерации в рамках соответствующих соглашений (договоров) в пределах его компетенции.

9.2. Основными задачами международного сотрудничества являются:

— устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности и эффективного участия промышленности и Российских железных дорог в международном разделении труда;

— использование международного опыта, активизация участия в разработке нормативных документов по сертификации в области железнодорожного транспорта на международном и региональном уровнях;

— сближение с международными, региональными и зарубежными национальными системами нормативных документов, расширение участия России в деятельности Международного Союза железных дорог, Европейского сообщества, других международных, региональных и зарубежных национальных организаций железнодорожного транспорта, занимающихся разработкой нормативных документов и нормативных правовых актов в области железнодорожного транспорта;

— гармонизация требований отечественных нормативных документов в области железнодорожного транспорта с международными, региональными и национальными стандартами стран, обладающих передовым опытом нормотворчества в области железнодорожного транспорта;

— расширение практики прямого применения на Российских железных дорогах и в промышленности международных, региональных и зарубежных национальных нормативных документов в качестве отечественных стандартов, если их требования удовлетворяют требованиям безопасности, потребностям национальной экономики и не противоречат законодательству Российской Федерации.

9.3. В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

 

 

Утвержден

указанием МПС России

от 16.01.1998 N Г-61у

 

Дата введения —

1 марта 1998 года

 

СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

 

SYSTEM OF NORMATIVE ASSURANCE CERTIFICATION

FOR FEDERAL RAILWAYS OF RUSSIAN FEDERATION.

PROCEDURES FOR DEVELOPING NORMATIVE DOCUMENTS

 

СТ ССФЖТ 1.1-98

 

Предисловие

 

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России.

Исполнители: В.А. Матюшин, канд. техн. наук; С.Л. Гольдин, канд. техн. наук; В.А. Морозов.

Внесен Управлением технической политики МПС России.

2. Утвержден указанием МПС России от 16.01.1998 N Г-61у.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию (утверждению), регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене нормативных документов по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Требования настоящего стандарта обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих и применяющих нормативные документы по сертификации, предназначенные для использования в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ).

Настоящий стандарт не распространяется на проведение работ по нормативному обеспечению сертификации в рамках государственной, межгосударственной и международной стандартизации.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

СТ ССФЖТ 1.0-97. Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения.

СТ ССФЖТ 1.2-97. Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации.

Руководство ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.

МС ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.

 

3. Определения

 

Определения, применяемые в настоящем стандарте, соответствуют СТ ССФЖТ 1.0, Руководству ИСО/МЭК 2 и МС ИСО 8402.

 

4. Разработка нормативного документа

 

4.1. Общие положения

4.1.1. Разработку нормативных документов по сертификации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК) в соответствии с заданиями программ (планов) или в инициативном порядке.

4.1.2. При разработке нормативных документов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми документами МПС России и СТ ССФЖТ 1.0.

4.1.3. Нормативный документ проходит, как правило, следующие стадии разработки:

1 стадия — организация разработки нормативного документа;

2 стадия — разработка первой редакции проекта нормативного документа;

3 стадия — разработка окончательной редакции проекта нормативного документа и представление его для принятия (утверждения);

4 стадия — принятие (утверждение) и регистрация нормативного документа;

5 стадия — издание нормативного документа .

———————————

Допускается совмещение стадий разработки нормативного документа, что должно быть отражено в договоре (техническом задании) на его разработку.

 

4.1.4. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение нормативных документов — по СТ ССФЖТ 1.2.

4.2. Организация разработки нормативного документа

4.2.1. Разработке нормативных документов предшествуют, как правило, подготовка и представление в МПС России заявок на разработку нормативных документов по сертификации объектов железнодорожного транспорта (объектов ЖТ).

В заявке приводят обоснование необходимости разработки нормативного документа. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект нормативного документа, подготовленный заявителем.

Рассмотрение заявок, включение их в план работ и заключение договоров на разработку нормативных документов осуществляются в порядке, установленном МПС России.

Разработка нормативных документов по заказу других организаций проводится по договорам, заключаемым заказчиком разработки непосредственно с ТК.

4.2.2. После принятия заявки ТК определяет подкомитет (ПК), рабочую группу или организацию для разработки нормативного документа и заключает договор с заказчиком разработки. Неотъемлемым приложением к договору на разработку нормативного документа является техническое задание на разработку, оформляемое по форме Приложения А.

Техническое задание на разработку нормативных документов, устанавливающих требования по обязательной сертификации, согласовывается с Управлением технической политики МПС России и утверждается департаментом (управлением) МПС России, за которым закреплен объект стандартизации. Техническое задание на разработку нормативных документов, устанавливающих требования по добровольной сертификации, согласовывается с департаментом (управлением) МПС России, за которым закреплен объект стандартизации, и утверждается заказчиком разработки нормативного документа.

4.2.3. После заключения договора ТК направляет информацию о начале разработки нормативного документа для опубликования в соответствующее профильное издание МПС России для получения от заинтересованных организаций заявок на направление им на отзыв проекта нормативного документа.

4.3. Разработка первой редакции проекта нормативного документа

4.3.1. Разработчик готовит проект нормативного документа и пояснительную записку к нему.

Если при разработке проекта нормативного документа выявляется необходимость изменения или отмены действующих взаимосвязанных нормативных документов, разработчик одновременно с разработкой проекта нормативного документа должен подготовить соответствующие обоснованные предложения и направить их в организации, утвердившие эти документы, и в организации, за которыми они закреплены. К моменту утверждения нормативного документа разработчик должен располагать заключениями по этим предложениям.

4.3.2. Проект нормативного документа и пояснительная записка к нему должны быть подписаны теми же должностными лицами, которыми было подписано техническое задание на разработку нормативного документа.

4.3.3. В наименовании пояснительной записки указывают вид разрабатываемого нормативного документа и его полное наименование.

Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

— основание для разработки;

— цели и задачи разработки;

— характеристику объекта стандартизации;

— сведения о соответствии разработки законодательству Российской Федерации и зарубежным аналогам;

— предполагаемую дату введения в действие и срок действия нормативного документа;

— взаимосвязь с другими нормативными документами и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

— сведения о рассылке на отзыв (для всех редакций, кроме первой) и опубликовании информации о начале разработки;

— сведения о согласовании (для окончательной редакции);

— источники информации;

— дополнительные сведения.

4.3.4. Ответственный специалист (орган) ТК (ПК) проверяет соответствие разработки условиям договора, проводит нормоконтроль проекта нормативного документа и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК).

Члены ТК (ПК) рассматривают проект нормативного документа (на заседании или путем переписки) и подготавливают свои предложения по нему в порядке, установленном ТК.

4.3.5. С учетом полученных предложений ТК (ПК) подготавливает первую редакцию проекта нормативного документа и направляет его с пояснительной запиской заказчику разработки и организациям, указанным в перечне рассылки проекта документа на отзыв, а также другим заинтересованным организациям, приславшим заявки на рассмотрение проекта нормативного документа.

4.3.6. Отзыв на проект нормативного документа должен быть представлен заинтересованными организациями в ТК (ПК) не позднее одного месяца со дня получения проекта документа. Учет отзывов, представленных в более поздние сроки, осуществляется по усмотрению разработчика нормативного документа.

Составление и направление отзывов на проект нормативного документа осуществляются на безвозмездной основе.

4.3.7. Отзыв должен содержать обоснованные конкретные замечания и предложения по проекту нормативного документа.

Если отзыв содержит предложения по введению новых, исключению или изменению основных характеристик, показателей, норм и требований, то эти предложения должны иметь технико-экономическое обоснование.

Замечания и предложения в отзыве рекомендуется излагать в следующем порядке:

— по проекту нормативного документа в целом;

— по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам нормативного документа и приложениям к нему в порядке их изложения;

— по пояснительной записке.

4.4. Разработка окончательной редакции проекта нормативного документа и представление его для принятия (утверждения)

4.4.1. ТК (ПК) проводит рассмотрение полученных отзывов и составляет сводку отзывов по форме Приложения Б.

Все замечания и предложения по проекту нормативного документа следует систематизировать в следующем порядке:

— перечень организаций, не имеющих замечаний и предложений по проекту нормативного документа;

— замечания и предложения по проекту нормативного документа в целом;

— замечания и предложения по разделам, подразделам, пунктам и приложениям в порядке изложения нормативного документа;

— замечания и предложения по пояснительной записке.

В графе 4 сводки отзывов приводят полное содержание замечаний и предложений либо их обобщенное содержание (при их неконкретности или большом объеме). При отсутствии замечаний и предложений включают формулировку: "Замечаний и предложений не имеет".

В графе 5 сводки отзывов указывают заключение разработчика нормативного документа с соответствующим обоснованием. Заключение следует давать с использованием следующих типовых формулировок:

"Принято" — если замечание принимается полностью;

"Принято частично" — если замечание принимается не полностью. Далее излагается обоснование отклоненной части замечания;

"Принято к сведению" — если разработчик согласен с замечанием, но оно не имеет прямого отношения к содержанию проекта нормативного документа;

"Отклонено" — если замечание не принимается. Далее излагается обоснование отклонения замечания.

Допускается вместо обоснования заключения делать ссылку на порядковый номер (графа 1 сводки отзывов) предыдущего заключения сводки отзывов, если оно может служить исчерпывающим ответом на данное замечание.

4.4.2. ТК (ПК) готовит с учетом поступивших замечаний и предложений окончательную редакцию проекта нормативного документа и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК), организациям, указанным в перечне рассылки проекта нормативного документа на согласование, а также в соответствующее издательство на редактирование.

Организации, которым проект стандарта рассылается на согласование, в месячный срок со дня его получения должны согласовать проект нормативного документа или дать по нему обоснованное заключение. Запись "Согласовано с замечаниями" в согласующих письмах не допускается. При отсутствии согласования проекта нормативного документа или представления по нему обоснованного заключения в указанные сроки проект нормативного документа считается согласованным.

Члены ТК (ПК) рассматривают проект нормативного документа в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК). Срок рассмотрения не должен превышать 30 календарных дней.

4.4.3. ТК (ПК) дорабатывает проект нормативного документа по результатам рассмотрения его членами ТК (ПК), согласования и издательского редактирования.

При наличии разногласий по проекту нормативного документа ТК (ПК) организует проведение согласительных совещаний для снятия имеющихся разногласий.

Окончательное решение по разногласиям принимает МПС России.

4.4.4. ТК (ПК) на своем заседании рассматривает доработанный проект нормативного документа и проводит по нему голосование.

Решение заседания оформляется протоколом, в котором должны быть приведены результаты голосования каждой организации — члена ТК.

Если полномочный представитель организации — члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании, допускается подтверждение согласия членов ТК (ПК) с проектом нормативного документа письмом, телеграммой, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) организации — члена ТК (ПК), или его подписью на проекте нормативного документа. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.

При получении письменного согласия всех членов ТК (ПК) с проектом нормативного документа заседание ТК (ПК) допускается не проводить.

4.4.5. Проект нормативного документа считается одобренным и рекомендованным для его принятия (утверждения) МПС России, если с этим проектом согласно не менее двух третей организаций — членов ТК (ПК).

4.4.6. Для принятия (утверждения) нормативного документа ТК (ПК) направляет с сопроводительным письмом в МПС России:

— три экземпляра одобренной окончательной редакции проекта нормативного документа, один из которых должен быть первым;

— пояснительную записку;

— сводку отзывов по первой редакции нормативного документа;

— копию протокола заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта нормативного документа;

— подлинные документы, подтверждающие согласование проекта нормативного документа;

— экземпляр проекта нормативного документа, прошедшего издательское редактирование;

— проект указания МПС России об утверждении и введении в действие нормативного документа.

В случае если заказчиком является не МПС России, одновременно проект нормативного документа с пояснительной запиской и копией протокола заседания ТК (ПК) направляется заказчику разработки нормативного документа.

4.5. Принятие (утверждение) и регистрация нормативного документа

4.5.1. МПС России рассматривает проект нормативного документа и принимает (утверждает) и вводит его в действие указанием МПС России.

Дата введения нормативного документа устанавливается с учетом объема мероприятий, необходимых для его внедрения (в том числе сроков издания и распространения нормативного документа). Срок действия нормативного документа, как правило, не ограничивается.

4.5.2. Регистрация нормативного документа осуществляется МПС России в установленном им порядке путем внесения его в Государственный Реестр Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и присвоения соответствующего обозначения по СТ ССФЖТ 1.2.

4.6. Издание нормативного документа

Публикация о принятых (утвержденных) нормативных документах по сертификации, их издание и распространение осуществляются МПС России в установленном им порядке.

 

5. Обновление, отмена нормативного документа

 

5.1. Общие положения

5.1.1. Обновление нормативного документа по сертификации проводят для поддержания его соответствия потребностям федерального железнодорожного транспорта с учетом законодательства Российской Федерации в области сертификации.

Предложения по обновлению нормативного документа в ТК (ПК) или в МПС России могут быть представлены любым заинтересованным юридическим или физическим лицом.

В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного нормативного документа.

5.1.2. ТК (ПК) с учетом поступивших предложений разрабатывает и направляет в МПС России проект изменения нормативного документа (проект пересмотренного нормативного документа) или предложение по его отмене.

5.1.3. МПС России принимает решение об отмене нормативного документа в случаях:

— прекращения выпуска продукции (проведения работ, оказания услуг), требования к которой содержались в данном нормативном документе;

— разработки взамен данного другого нормативного документа;

— изменения законодательства и в других обоснованных случаях.

5.2. Разработка изменения к нормативному документу

5.2.1. Изменение к нормативному документу разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований нормативного документа без изменения его обозначения.

5.2.2. Разработку изменения к нормативному документу проводят в порядке, установленном для нормативного документа с учетом требований настоящего раздела.

5.2.3. При разработке изменения к нормативному документу одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов.

5.2.4. Изменение к нормативному документу допускается не согласовывать с организациями, согласовавшими сам нормативный документ, в случае, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

5.2.5. Каждому вносимому в нормативный документ изменению МПС России присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения).

5.2.6. Информация об изменении к нормативному документу публикуется в специализированных изданиях МПС России и информационном указателе нормативных документов по сертификации.

5.3. Пересмотр нормативного документа

5.3.1. При пересмотре нормативного документа разрабатывают новый нормативный документ взамен действующего. Заменяемый нормативный документ отменяют, а в новом нормативном документе указывают, взамен какого нормативного документа он разработан. Новому нормативному документу присваивают обозначение старого нормативного документа с заменой двух последних цифр года принятия (утверждения) нормативного документа.

5.3.2. При пересмотре нормативного документа одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов.

5.4. Отмена нормативного документа

5.4.1. При согласии с предложением об отмене нормативного документа ТК направляет в МПС России с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую документацию в одном экземпляре:

— протокол заседания ТК (ПК);

— информацию о том, какой нормативный документ будет действовать взамен отменяемого (если такая замена предусматривается);

— подлинные документы о согласовании отмены нормативного документа.

5.4.2. МПС России регистрирует документ об отмене нормативного документа и публикует эту информацию в специализированном издании МПС России, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены нормативного документа.

 

Приложение А

(рекомендуемое)

 

ФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

НА РАЗРАБОТКУ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

 

СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

_____________________________        _____________________________

  (должность, наименование             (должность, наименование

         организации)                         организации)

_________ ___________________        _________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)        (подпись   инициалы, фамилия)

"__" ________________ 19__ г.        "__" ________________ 19__ г.

 

                       ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

     на разработку ___________________________________________

                   (вид и наименование нормативного документа)

       по теме (договору) ________________________________

                              (шифр темы (договора))

 

    Исполнитель __________________________________________________

                    (наименование организации-разработчика)

    Соисполнители ________________________________________________

                     (наименование организаций-соисполнителей)

    1. Основание для разработки __________________________________

__________________________________________________________________

    2. Срок выполнения:

    Начало "__" ___________________ г.

    Окончание "__" ________________ г.

    3. Основные цели и задачи разработки _________________________

__________________________________________________________________

    4. Характеристика стандартизуемого объекта ___________________

__________________________________________________________________

    5. Разделы   нормативного   документа  и   перечень   основных

требований, устанавливаемых нормативным документом _______________

__________________________________________________________________

    6. Взаимосвязь с другими нормативными документами ____________

__________________________________________________________________

    7. Использованные источники информации _______________________

__________________________________________________________________

8. Этапы работ и сроки их выполнения

 

+——+———-+————+—————-+——————+

¦Номер¦Содержание¦Исполнители¦Сроки выполнения¦Чем заканчивается ¦

¦этапа¦   работ  ¦           +——+———+      работа      ¦

¦     ¦          ¦           ¦начало¦окончание¦                  ¦

+——+———-+————+——+———+——————+

¦     ¦          ¦           ¦      ¦         ¦                  ¦

+——+———-+————+——+———+——————+

 

9. Работы, выполняемые соисполнителями

 

+——+———-+————+—————-+——————+

¦Номер¦Содержание¦Исполнители¦Сроки выполнения¦Чем заканчивается ¦

¦этапа¦   работ  ¦           +——+———+      работа      ¦

¦     ¦          ¦           ¦начало¦окончание¦                  ¦

+——+———-+————+——+———+——————+

¦     ¦          ¦           ¦      ¦         ¦                  ¦

+——+———-+————+——+———+——————+

 

    10. Дополнительные условия ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Приложения:

1. Перечень организаций, которым должен быть разослан проект нормативного документа на отзыв.

2. Перечень организаций, с которыми должен быть согласован проект нормативного документа.

 

Руководитель        ______________   _________ ___________________

(зам. руководителя) (наименование    (подпись) (инициалы, фамилия)

                     организации-

                     разработчика

                     (ТК (ПК)))

Начальник подразделения              _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель разработки              _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

Ответственный исполнитель            _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

СОИСПОЛНИТЕЛИ:

Руководитель        ______________   _________ ___________________

(зам. руководителя) (наименование    (подпись) (инициалы, фамилия)

                     организации)

Начальник подразделения              _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель разработки              _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

Ответственный исполнитель            _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Приложение Б

(рекомендуемое)

 

ФОРМА СВОДКИ ОТЗЫВОВ

 

                                 УТВЕРЖДАЮ

                                 _________________________________

                                 (Руководитель (зам. руководителя)

                                 организации-разработчика)

                                 _________ _______________________

                                 (подпись)   (инициалы, фамилия)

                                 "__" ___________ ____ г.

 

                          СВОДКА ОТЗЫВОВ

               по ________________ редакции проекта

                  (номер редакции)

    __________________________________________________________

       (вид и наименование проекта нормативного документа)

 

+—+—————-+—————+————-+—————+

¦ N ¦ Номер раздела, ¦ Наименование ¦ Замечания и ¦  Заключение  ¦

¦п/п¦  подраздела и  ¦ организации, ¦ предложения ¦ разработчика ¦

¦   ¦ пункта проекта ¦ номер письма ¦ по проекту  ¦   документа  ¦

¦   ¦    документа   ¦    и дата    ¦  документа  ¦              ¦

+—+—————-+—————+————-+—————+

¦ 1 ¦        2       ¦       3      ¦      4      ¦       5      ¦

+—+—————-+—————+————-+—————+

¦   ¦                ¦              ¦             ¦              ¦

+—+—————-+—————+————-+—————+

 

                               ТЕКСТ

 

Начальник подразделения              _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель разработки              _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

Ответственный исполнитель            _________ ___________________

                                     (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Утвержден

указанием МПС России

от 16.01.1998 N Г-61у

 

Дата введения —

1 марта 1998 года

 

СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ,

ИЗЛОЖЕНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ОБОЗНАЧЕНИЮ

НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

 

SYSTEM OF NORMATIVE ASSURANCE CERTIFICATION

FOR FEDERAL RAILWAYS OF RUSSIAN FEDERATION.

GENERAL REQUIREMENTS FOR LAY-OUT, FORMULATION,

PRESENTATION, CONTENTS AND DESIGNATION

OF NORMATIVE DOCUMENTS

FOR CERTIFICATION

 

СТ ССФЖТ 1.2-98

 

Предисловие

 

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России.

Исполнители: В.А. Матюшин, канд. техн. наук; С.Л. Гольдин, канд. техн. наук; В.А. Морозов.

Внесен Управлением технической политики МПС России.

2. Утвержден указанием МПС России от 16.01.1998 N Г-61у.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Требования настоящего стандарта обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих и применяющих нормативные документы по сертификации, предназначенные для использования в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ).

Настоящий стандарт не распространяется на требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению используемых при проведении работ по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте государственных стандартов и стандартов отрасли.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

П ССФЖТ 01-96. Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения.

ОСТ 32.55-96. Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний.

П ССФЖТ 06-97. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Правила ведения Государственного Реестра Системы сертификации.

Руководство ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.

МС ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.

 

3. Определения

 

Определения, применяемые в настоящем стандарте, соответствуют СТ ССФЖТ 1.0, Руководству ИСО/МЭК 2 и МС ИСО 8402.

 

4. Требования к построению нормативного документа

 

4.1. Структурные элементы нормативного документа

4.1.1. Нормативный документ по сертификации содержит следующие структурные элементы:

— титульный лист;

— предисловие;

— содержание;

— введение;

— наименование;

— область применения;

— нормативные ссылки;

— определения;

— обозначения и сокращения;

— требования;

— приложения;

— библиографические данные.

4.1.2. Указанные в пункте 4.1.1 структурные элементы являются обязательными, за исключением структурных элементов "Введение", "Обозначения и сокращения", "Приложения" и "Библиографические данные", которые включают в нормативный документ по мере необходимости.

4.2. Титульный лист

4.2.1. Первую страницу титульных листов федеральных требований по сертификации на железнодорожном транспорте, стандартов, правил и технических рекомендаций Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ) оформляют в соответствии с Приложениями А, Б, В и Г.

4.2.2. На второй странице титульного листа помещают предисловие. После предисловия в нижней части листа приводят запись:

"Настоящий (вид нормативного документа) не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МПС России".

4.2.3. Издание нормативных документов в виде сборника — по ГОСТ Р 1.5.

4.3. Предисловие

4.3.1. Слово "Предисловие" записывают с прописной буквы посередине страницы.

4.3.2. Сведения, приводимые в предисловии, нумеруют арабскими цифрами и располагают в следующей последовательности:

 

    1) сведения о разработчике

    "РАЗРАБОТАН __________________________________________________

                     (наименование организаций-разработчиков)

    ИСПОЛНИТЕЛИ: _______________________________________________";

                (инициалы, фамилия, ученая степень исполнителей)

    2) сведения об организации, внесшей нормативный документ

    "ВНЕСЕН ____________________________________________________";

            (наименование департамента (управления) МПС России)

    3) сведения об утверждении нормативного документа

    "УТВЕРЖДЕН  И  ВВЕДЕН  В  ДЕЙСТВИЕ  указанием  МПС  России  от

"__" _____________ г. N _______";

    4)    сведения    о   применении   положений   международного,

регионального или национального стандарта другой страны

    "В разделах  (подразделах,  пунктах,  приложениях)  настоящего

нормативного документа реализованы положения _____________________

                                                 (обозначение

_________________________________________________________________;

                     и наименование стандарта)

    5) сведения  о  реализации  законодательных  актов  Российской

Федерации

    "В   настоящем   нормативном   документе   реализованы   нормы

_________________________________________________________________;

               (наименование законодательного акта)

    6) сведения   о  нормативных   документах,    взамен   которых

разработан  настоящий  нормативный  документ

    "ВЗАМЕН __________________________________________________ или

                  (обозначение нормативного документа)

    "ВЗАМЕН ____________________________________ в части ________"

            (обозначение нормативного документа)

    Для нормативного документа, вводимого впервые, указывают:

    "ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ";

    7) сведения о переиздании нормативного документа:

    "ПЕРЕИЗДАНИЕ _________________________________"

                           (месяц, год)

    "ПЕРЕИЗДАНИЕ _____________________ С ИЗМЕНЕНИЯМИ N ___________

                     (месяц, год)                        (номер

__________________________________________________________________

            изменения, номер информационного документа)

 

4.3.3. При необходимости в предисловие могут быть включены дополнительные сведения.

4.4. Содержание

Требования к структурному элементу "Содержание" — по ГОСТ Р 1.5.

4.5. Введение

Требования к структурному элементу "Введение" — по ГОСТ Р 1.5.

4.6. Наименование

Требования к структурному элементу "Наименование" — по ГОСТ Р 1.5.

4.7. Область применения

Требования к структурному элементу "Область применения" — по ГОСТ Р 1.5.

4.8. Нормативные ссылки

4.8.1. Структурный элемент "Нормативные ссылки" содержит перечень законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативных документов, на которые в тексте стандарта дана ссылка.

В перечень могут быть включены законодательные и иные нормативные правовые акты, на основе которых разработан нормативный документ, если они не вошли в структурный элемент "Предисловие".

4.8.2. Перечень ссылочных нормативных документов начинают со слов:

"В настоящем нормативном документе использованы ссылки на следующие нормативные документы".

Перечень ссылочных законодательных и иных нормативных правовых актов начинают со слов:

"Настоящий нормативный документ разработан на основании и в соответствии со следующими законодательными и иными нормативными правовыми актами".

4.9. Определения

Требования к структурному элементу "Определения" — по ГОСТ Р 1.5.

4.10. Обозначения и сокращения

Требования к структурному элементу "Обозначения и сокращения" — по ГОСТ Р 1.5.

4.11. Требования

Требования к объектам стандартизации устанавливают в зависимости от их специфики в следующих видах нормативных документов:

Федеральных требованиях по сертификации на железнодорожном транспорте — требования по обязательной сертификации объектов ЖТ;

Правилах Системы сертификации — основные правила процедуры Системы сертификации;

Стандартах Системы сертификации — основные требования к нормативным документам Системы сертификации и обязательные требования к методам испытаний и оценки соответствия объектов ЖТ установленным требованиям;

Технических рекомендациях Системы сертификации — рекомендуемые требования к продукции, работам, процессам, услугам, методам испытаний и оценки соответствия.

4.12. Приложения

Требования к структурному элементу "Приложения" — по ГОСТ Р 1.5.

4.13. Библиографические данные

В нормативном документе приводят библиографические данные, которые размещают на отдельной странице.

Библиографические данные содержат:

— обозначение УДК, присваиваемое при регистрации;

— код ОКС (КГС, ОКСТУ), присваиваемый при регистрации;

— ключевые слова.

 

5. Требования к изложению нормативного документа

 

Требования к изложению нормативного документа — по ГОСТ Р 1.5.

 

6. Требования к построению и изложению изменения

к нормативному документу

 

Требования к построению и изложению изменения к нормативному документу — по ГОСТ Р 1.5.

 

7. Требования к оформлению нормативных документов

 

7.1. Требования к оформлению текста нормативных документов

Требования к оформлению текста нормативных документов — по ГОСТ Р 1.5.

7.2. Требования к оформлению страниц нормативных документов

7.2.1. Первую страницу федеральных требований по сертификации на железнодорожном транспорте, правил, стандарта и технических рекомендаций Системы сертификации оформляют в соответствии с Приложениями Д, Е, Ж, И.

На первой странице нормативного документа указывают дату введения его в действие.

Дату обозначают арабскими цифрами, разделенными дефисами, в следующей последовательности элементов: год, месяц, число.

Пример — 1998-01-01.

7.2.2. Оформление и нумерация страниц нормативных документов, нумерация страниц в сборниках нормативных документов — по ГОСТ Р 1.5.

7.2.3. Лист регистрации изменений нормативного документа оформляют в соответствии с Приложением К.

7.2.4. Оформление последней страницы проекта нормативного документа — по ГОСТ Р 1.5.

 

8. Требования к содержанию нормативных документов

 

8.1. Требования к содержанию Федеральных требований по сертификации на железнодорожном транспорте

8.1.1. Федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте устанавливают требования к объектам ЖТ, которые являются обязательными и подлежат проверке при сертификации (сертификационные показатели). Если отдельные требования не могут быть выражены количественно, то должна быть приведена их качественная характеристика. Если требования не могут быть выражены определенными показателями, а могут быть достигнуты при условии однозначного соблюдения каких-либо других требований (санитарно-гигиенических, организационно-технических, технологических и др.), эти требования также должны быть приведены в нормативном документе.

8.1.2. Нормативные значения сертификационных показателей могут быть либо установлены непосредственно в Федеральных требованиях по сертификации, либо в других нормативных документах, на которые в Федеральных требованиях дается соответствующая ссылка.

8.1.3. Требования, характеризующиеся качественными показателями, как правило, излагают в текстовой части документа (его разделах, подразделах, пунктах и подпунктах). Требования, характеризующиеся числовыми показателями, приводят в табличном виде по форме Приложения Л.