Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03 утв. Минтрансом РФ 29.04.2003 г. Приложения 1-7

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03

(утв.

Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г.)

 Приложения 1-7

 

Документ утратил силу в связи с окончанием срока действия.

См. Приложение 1 (справочное) Нормы расхода смазочных материалов

Приложение 2 (обязательное) Значения зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Приложение 3 (справочное) Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств

Приложение 4 (справочное) Нормы расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями

Приложение 5 Примеры расчета нормативного расхода топлив

Приложение 6 Порядок применения норм расхода топлив и смазочных материалов

Приложение 7 Рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов РФ

 

Приложение 1

(справочное)

 

НОРМЫ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов — изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.

 

Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел

(в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода

топлив автомобилем, не более

 

+——————————+————-+———-+———+———+

¦  Марка, модель автомобиля   ¦  Моторные   ¦Трансмис- ¦Специ-  ¦Пластич-¦

¦                             ¦    масла    ¦сионные и ¦альные  ¦ные     ¦

¦                             ¦             ¦гидравли- ¦масла и ¦смазки  ¦

¦                             ¦             ¦ческие    ¦жидкости¦        ¦

¦                             ¦             ¦масла     ¦        ¦        ¦

+——————————+————-+———-+———+———+

¦             1               ¦      2      ¦    3     ¦   4    ¦   5    ¦

+——————————+————-+———-+———+———+

                               Легковые автомобили

 

 Автомобили зарубежного

 производства и "АвтоВАЗа" всех

 моделей и модификаций              0,6         0,1       0,03     0,1

 

 ГАЗ-13, -14                        1,8         0,15      0,05     0,1

 ГАЗ-24 всех модификаций            1,8         0,15      0,05     0,1

 ГАЗ-24-07, -24-17                  1,6         0,15      0,05     0,1

 ГАЗ-3102 всех модификаций          1,7         0,15      0,05     0,1

 

 ЗАЗ-1102                           0,8         0,1       0,03     0,1

 

 ЗИЛ-114, -117, -4104               1,7         0,15      0,05     0,1

 

 ИЖ-2125 всех модификаций           1,8         0,15      0,05     0,1

 

 Москвич-412, -427, -433,

 -434, -2136, -2137, -2140,

 -2141 всех модификаций             1,8         0,15      0,05     0,1

 

 ЛуАЗ-1302 всех модификаций         1,3         0,1       0,03     0,1

 УАЗ-469, -3151 всех

 модификаций                        2,2         0,2       0,05     0,2

 

                                   Автобусы

 

 Ikarus-55 всех модификаций         2,9         0,4       0,1      0,3

 Ikarus-180, -250, -255, -256,

 -260, -263, -280 всех

 модификаций                        4,5         0,5       0,1      0,3

 

 КАвЗ-685, -3270, -3976 всех

 модификаций                        2,1         0,3       0,1      0,25

 

 ЛАЗ-695, -697 всех

 модификаций                        2,0         0,3       0,1      0,2

 ЛАЗ-699 всех модификаций           2,0         0,35      0,1      0,2

 ЛАЗ-4202 всех модификаций

 

 ЛиАЗ-158 всех модификаций          2,2         0,25      0,1      0,2

 ЛиАЗ-677 всех модификаций          1,8         0,35      0,3      0,2

 ЛиАЗ-5256 всех модификаций         2,8         0,4       0,3      0,35

 

 Nusa-501, -521, -522 всех

 модификаций                        2,2         0,2       0,05     0,2

 

 ПАЗ-651, -652 всех

 модификаций                        2,2         0,25      0,1      0,25

 ПАЗ-672, -3201, -3205, -3206

 всех модификаций                   2,1         0,3       0,1      0,25

 

 РАФ-977 всех модификаций           2,0         0,15      0,05     0,1

 РАФ-2203 всех модификаций          1,8         0,15      0,05     0,1

 

 УАЗ-452, -2206, -3962 всех

 модификаций                        2,2         0,2       0,05     0,2

 

                        Бортовые грузовые автомобили

 

 Avia-20, -21, -30, -31 всех

 модификаций                        2,8         0,4       0,1      0,3

 

 ГАЗ-51 всех модификаций            2,2         0,25      0,1      0,25

 ГАЗ-52, -52-27, -52-28 всех

 модификаций                        2,2         0,3       0,1      0,2

 ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09          2,0         0,25      0,07     0,2

 ГАЗ-53, -53-27 всех

 модификаций                        2,1         0,3       0,1      0,25

 ГАЗ-53-07, -53-19                  1,8         0,25      0,07     0,2

 ГАЗ-66 всех модификаций            2,1         0,3       0,1      0,25

 ГАЗ-3307                           2,1         0,3       0,1      0,25

 

 ЗИЛ-130, -131, -133, -138А,

 -138АБ, -138АГ, -4314, -4315,

 -4316, -4319 всех модификаций      2,2         0,3       0,1      0,2

 ЗИЛ-133ГЯ                          2,8         0,4       0,15     0,35

 ЗИЛ-138, -4318                     1,7         0,28      0,07     0,15

 ЗИЛ-150, -151, -157, -164

 всех модификаций                   2,2         0,25      0,1      0,2

 ЗИЛ-166А, -166В                    1,7         0,25      0,07     0,15

 ЗИЛ-4331 всех модификаций          2,8         0,4       0,15     0,35

 

 IFA W50L всех модификаций          2,9         0,4       0,1      0,3

 

 КамАЗ-4310, -5320, -5321 всех

 модификаций                        2,8         0,4       0,15     0,35

 

 КрАЗ-214, -219, -221, -222

 всех модификаций                   3,0         0,4       0,1      0,35

 КрАЗ-255, -256, -257, -258,

 -260 всех модификаций              2,9         0,4       0,1      0,3

 

 МАЗ-200 всех модификаций           3,0         0,4       0,1      0,35

 МАЗ-500, -514, -516, -5334,

 -5335, -5337 всех модификаций      2,9         0,4       0,15     0,35

 МАЗ-543, -7310, -7313 всех

 модификаций                        4,5         0,5       1,0      0,3

 

 Magirus 232D19L, 290D26L           2,5         0,4       0,1      0,3

 

 Tatra 111R                         2,9         0,4       0,1      0,3

 

 Урал-355 всех модификаций          2,2         0,25      0,1      0,25

 Урал-375, -377 всех

 модификаций                        1,8         0,35      0,1      0,2

 Урал-4320 всех модификаций         2,8         0,4       0,15     0,35

 

 УАЗ-450, -451, -452, -3303,

 -3741 всех модификаций             2,2         0,2       0,05     0,2

 

 ЯАЗ-210, -210А                     3,0         0,4       0,1      0,35

 

                                 Тягачи

 

 Avstro-Fiat 5DN-120, 6DN-130       2,9         0,4       0,1      0,3

 

 БелАЗ-537Л, -6411, 7421            4,5         0,5       1,0      0,3

 

 Volvo-F10-33, -F89-32              2,5         0,4       0,1      0,3

 

 ГАЗ-51П                            2,2         0,25      0,1      0,25

 ГАЗ-52-06                          2,2         0,3       0,1      0,25

 

 ЗИЛ-130АН, -130В, -131В,

 -131НВ, -4415, -4413 всех

 модификаций                        2,0         0,3       0,1      0,2

 ЗИЛ-138В1, -4416 всех

 модификаций                        1,7         0,25      0,07     0,15

 ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ,

 -164АН, -164Н                      2,2         0,25      0,1      0,2

 

 Iveco-190.33, -190.42              2,5         0,4       0,1      0,3

 

 КАЗ-120ТЗ, -606 всех

 модификаций                        2,2         0,25      0,1      0,2

 КАЗ-608 всех модификаций           2,0         0,3       0,1      0,2

 

 КамАЗ-5410, -54118 всех

 модификаций                        2,8         0,4       0,15     0,35

 

 КрАЗ-221 всех модификаций          3,0         0,4       0,1      0,35

 КрАЗ-255, -258, -260, -6437,

 -6443, -6444 всех модификаций      2,9         0,4       0,1      0,3

 

 KNVF-12T Kamacu-Nissan             2,5         0,4       0,1      0,3

 

 КЗКТ-537, -7427, -7428             4,5         0,5       1,0      0,3

 

 ЛуАЗ-2403                          1,3         0,1       0,03     0,1

 

 МАЗ-200 всех модификаций           3,0         0,4       0,1      0,35

 МАЗ-504, -509 всех

 модификаций                        2,9         0,4       0,15     0,35

 МАЗ-537, -543                      4,5         0,5       1,0      0,3

 МАЗ-5429, -5430, -5432, -5433

 всех модификаций                   2,8         0,4       0,1      0,3

 МАЗ-6422 всех модификаций          2,8         0,4       0,1      0,3

 МАЗ-7310, -7313 всех

 модификаций                        4,5         0,5       1,0      0,3

 МАЗ-7916                           4,5         0,5       1,0      0,3

 

 Mercedes-Benz-1635S, -1926,

 -1928, -1935, -2232S, -2235,

 -2236 всех модификаций             2,5         0,4       0,1      0,3

 Mercedes-Benz-2628, -2632          2,5         0,4       0,1      0,3

 

 Praga ST2-TN                       2,9         0,4       0,1      0,3

 

 Tatra-815ТР всех модификаций       2,8         0,4       0,1      0,3

 

 Урал-375С, -377С всех

 модификаций                        1,8         0,35      0,1      0,2

 Урал-4420 всех модификаций         2,8         0,4       0,15     0,35

 

 Faun H-36-40/45, H-46-40/49        4,5         0,5       1,0      0,3

 Chepel D-450 всех модификаций      2,9         0,4       0,1      0,3

 

 Scoda-Lias-100 всех

 модификаций                        2,5         0,4       0,1      0,3

 Scoda-706 всех модификаций         2,9         0,4       0,1      0,3

 

                                Самосвалы

 

 Avia A-30KS                        2,8         0,4       0,1      0,3

 

 БелАЗ-540, -540А, -7510,

 -7522, -7526                       4,5         0,5       1,0      0,3

 БелАЗ-548, -548А, -549,

 -7509, -7519, -7521, -7523,

 -7525, -7527, -75401, -7548

 всех модификаций                   4,3         0,5       1,0      0,3

 

 ГАЗ-53Б                            2,1         0,3       0,1      0,25

 ГАЗ-93 всех модификаций            2,2         0,25      0,1      0,25

 ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508,

 -3509, -3510 всех модификаций      2,1         0,3       0,1      0,25

 

 ЗИЛ-ММЗ-138АБ, -554, -555,

 -4502, -4505 всех модификаций      2,0         0,3       0,1      0,2

 ЗИЛ-ММЗ-585 всех модификаций       2,2         0,25      0,1      0,2

 

 IFA W50/A, W50L/K                  2,9         0,4       0,1      0,3

 

 КАЗ-600 всех модификаций           2,2         0,25      0,1      0,2

 КАЗ-4540                           2,8         0,4       0,15     0,35

 

 КамАЗ-5510, -5511 всех

 модификаций                        2,8         0,4       0,15     0,35

 

 КрАЗ-222 всех модификаций          3,0         0,4       0,1      0,35

 КрАЗ-256, -6505, -6510 всех

 модификаций                        2,9         0,4       0,1      0,3

 

 Magirus-232D19K, -290D26K          2,5         0,4       0,1      0,3

 

 МАЗ-205                            3,0         0,4       0,1      0,35

 МАЗ-503, -510, -511, -512,

 -513, -5549, -5551 всех

 модификаций                        2,9         0,4       0,15     0,35

 

 МоАЗ-75051                         4,5         0,5       1,0      0,3

 

 САЗ-3502                           2,1         0,3       0,1      0,25

 САЗ-3503, -3504                    2,2         0,3       0,1      0,25

 

 Tatra-138, -148 всех

 модификаций                        2,8         0,4       0,1      0,3

 Tatra-T815C всех модификаций       2,8         0,4       0,1      0,3

 

 Урал-5557                          2,8         0,4       0,15     0,35

 

                                 Фургоны

 

 Avia A-20F, -30F, -30KSU,

 -31KSU                             2,8         0,4       0,1      0,3

 

 ГЗСА-731, -947, -3713, -3714,

 -3718, -3719                       2,1         0,3       0,1      0,25

 ГЗСА-891, -891В, -892, -893А,

 -893Б, -3702, -37022, -3704,

 -37042, -3712, -37122, -3742,

 -37421 всех модификаций            2,2         0,3       0,1      0,25

 ГЗСА-890А, -891Б, -893АБ,

 -950А, -37021, -3704               2,0         0,25      0,07     0,2

 ГЗСА-949, -950, -3705, -3706,

 -3711, -3716, -3721, -37231,

 -3726, -3944 всех модификаций      2,1         0,3       0,1      0,25

 

 ЕрАЗ-762, -3730 всех

 модификаций                        1,8         0,15      0,05     0,1

 ЕрАЗ-37111                         2,1         0,3       0,1      0,25

 ЕрАЗ-37121                         2,2         0,3       0,1      0,25

 

 Zuk А-03, А-06, А-07М, А-11,

 А-13, А-13М                        2,2         0,2       0,05     0,2

 

 ИЖ-2715 всех модификаций           1,8         0,15      0,05     0,1

 

 IFA-Robur LD 3000KF/STKo           2,8         0,4       0,1      0,3

 

 КАвЗ-664                           2,1         0,3       0,1      0,25

 

 Кубань-Г1А1, -Г1А2                 2,2         0,3       0,1      0,25

 Кубанец-У1А                        1,8         0,15      0,05     0,1

 

 ЛуМЗ-890, -890Б                    2,0         0,25      0,07     0,2

 ЛуМЗ-945, -946, -948, -949         1,3         0,1       0,03     0,1

 

 Мод. 35101, 3716, 37311,

 37231, 3726, 3718, 3944,

 39021, 39031                       2,1         0,3       0,1      0,25

 Мод. 53423, 5703                   2,8         0,4       0,15     0,35

 Москвич-2733, -2734                1,8         0,15      0,05     0,1

 

 НЗАС-3944                          2,1         0,3       0,1      0,25

 НЗАС-4208, -4951                   2,8         0,4       0,15     0,35

 НЗАС-4347, -4947                   1,8         0,35      0,1      0,2

 

 Nusa C-502-1, -521C, -522C         2,2         0,2       0,05     0,2

 

 ПАЗ-3742, -37421                   2,1         0,3       0,1      0,25

 

 РАФ-22031-01, -22035,

 -22035-01, 22036-01                1,8         0,15      0,05     0,1

 

 ТА-1А4, -943А, -943Н, -949А        2,2         0,3       0,1      0,25

 

 УАЗ-450А, -451А, -374101,

 396201                             2,2         0,2       0,05     0,2

 

 Урал-49472                         1,8         0,35      0,1      0,2

—————————————————————————

 

Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:

 

+———————+——————————————-+

¦ Виды и сорта масел ¦  Временная норма расхода масел и смазок   ¦

¦      (смазок)      ¦   на 100 л общего нормируемого расхода    ¦

¦                    ¦             топлива, не более:            ¦

¦                    +——————————+————-+

¦                    ¦Легковые и грузовые автомоби-¦ Внедорожные ¦

¦                    ¦ли, автобусы, работающие     ¦ автомобили- ¦

¦                    +—————+————-+ самосвалы,  ¦

¦                    ¦  на бензине,  ¦на дизельном ¦работающие на¦

¦                    ¦   сжатом и    ¦   топливе   ¦  дизельном  ¦

¦                    ¦сжиженном газе ¦             ¦   топливе   ¦

+———————+—————+————-+————-+

 Моторные масла, л          2,4            3,2           4,5

 

 Трансмиссионные и

 гидравлические

 масла, л                   0,3            0,4           0,5

 

 Специальные масла и

 жидкости, л                0,1            0,1           1,0

 

 Пластичные

 (консистентные), кг        0,2            0,3           0,2

——————————————————————

 

Приложение 2

(обязательное)

 

ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК

К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ

 

+—+————————————+—————-+————+

¦ N ¦   Регионы России (по федеральным  ¦   Количество   ¦Предельная ¦

¦п/п¦              округам)             ¦ месяцев и срок ¦величина   ¦

¦   ¦                                   ¦    действия    ¦зимних над-¦

¦   ¦                                   ¦     зимних     ¦бавок не   ¦

¦   ¦                                   ¦    надбавок    ¦более, %   ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦1  ¦                  2                ¦       3        ¦     4     ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦I. Центральный                     ¦                ¦           ¦

¦   ¦                                   ¦                ¦           ¦

¦1  ¦Москва                             ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦2  ¦Белгородская обл.                  ¦      4.0       ¦     7     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.XI…15.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦3  ¦Брянская обл.                      ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦4  ¦Владимирская обл.                  ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦5  ¦Воронежская обл.                   ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦6  ¦Ивановская обл.                    ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦7  ¦Калужская обл.                     ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦8  ¦Костромская обл.                   ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦9  ¦Курская обл.                       ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦10 ¦Липецкая обл.                      ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦11 ¦Московская обл.                    ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦12 ¦Орловская обл.                     ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦13 ¦Рязанская обл.                     ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦14 ¦Смоленская обл.                    ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦15 ¦Тамбовская обл.                    ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦16 ¦Тверская обл.                      ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦17 ¦Тульская обл.                      ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦18 ¦Ярославская обл.                   ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦II. Северо-Западный                ¦                ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦19 ¦Санкт-Петербург                    ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦20 ¦Республика Карелия                 ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦21 ¦Республика Коми                    ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦22 ¦Архангельская обл.                 ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦(без Ненецкого автономного округа) ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦23 ¦Вологодская обл.                   ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦24 ¦Калининградская обл.               ¦      4.0       ¦     7     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.XI…15.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦25 ¦Ленинградская обл.                 ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦26 ¦Мурманская обл.                    ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦27 ¦Новгородская обл.                  ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦28 ¦Псковская обл.                     ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦29 ¦Ненецкий автономный округ          ¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦III. Северо-Кавказский             ¦                ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦30 ¦Республика Адыгея                  ¦      3.0       ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦31 ¦Республика Дагестан                ¦      3.0       ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦32 ¦Республика Ингушетия               ¦      3.0       ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦33 ¦Чеченская Республика               ¦       3.0      ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦34 ¦Кабардино-Балкарская Республика    ¦       3.0      ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦35 ¦Республика Калмыкия                ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.X…15.III  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦36 ¦Карачаево-Черкесская Республика    ¦      3.0       ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦37 ¦Республика Северная Осетия — Алания¦       3.0      ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦38 ¦Краснодарский край                 ¦       3.0      ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…1.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦39 ¦Ставропольский край                ¦       3.5      ¦     5     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XII…15.III¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦40 ¦Астраханская обл.                  ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.X…15.III  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦41 ¦Волгоградская обл.                 ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.X…15.III  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦42 ¦Ростовская обл.                    ¦      4.0       ¦     7     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.XI…15.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦IV. Приволжский                    ¦                ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦43 ¦Республика Башкортостан            ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦44 ¦Республика Марий Эл                ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦45 ¦Республика Мордовия                ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦46 ¦Республика Татарстан               ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦47 ¦Удмуртская Республика              ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦48 ¦Чувашская Республика               ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦49 ¦Кировская обл.                     ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.X…31.III  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦50 ¦Нижегородская обл.                 ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦51 ¦Оренбургская обл.                  ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦52 ¦Пензенская обл.                    ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦53 ¦Пермская обл. (без Коми-           ¦      5.5       ¦    10     ¦

¦   ¦Пермяцкого автономного округа)     ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦54 ¦Самарская обл.                     ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦55 ¦Саратовская обл.                   ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦56 ¦Ульяновская обл.                   ¦      5.0       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…31.III ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦57 ¦Коми-Пермяцкий автономный округ    ¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦V. Уральский                       ¦                ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦58 ¦Курганская обл.                    ¦      5.5       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦59 ¦Свердловская обл.                  ¦      5.5       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦60 ¦Тюменская обл. (без Ханты-         ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦Мансийского и Ямало-Ненецкого      ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

¦   ¦автономных округов)                ¦                ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦61 ¦Челябинская обл.                   ¦      5.5       ¦    10     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦62 ¦Ханты-Мансийский автономный округ  ¦      6.5       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦63 ¦Ямало-Ненецкий автономный округ    ¦      6.5       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦VI. Сибирский                      ¦                ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦64 ¦Республика Алтай                   ¦      5.5       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦65 ¦Республика Бурятия                 ¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦66 ¦Республика Тува                    ¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦67 ¦Республика Хакасия                 ¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦68 ¦Алтайский край                     ¦      5.5       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦69 ¦Красноярский край (без Таймырского ¦      5.5       ¦    15     ¦

¦   ¦и Эвенкийского автономных округов) ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦70 ¦Иркутская обл. (без Усть-Ордынского¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦Бурятского автономного округа)     ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦71 ¦Кемеровская обл.                   ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦72 ¦Новосибирская обл.                 ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦73 ¦Омская обл.                        ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦74 ¦Томская обл.                       ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦75 ¦Читинская обл. (без Агинского      ¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦Бурятского автономного округа)     ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦76 ¦Таймырский автономный округ        ¦      7.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…15.V   ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦77 ¦Усть-Ордынский Бурятский автономный¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦округ                              ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦78 ¦Эвенкийский автономный округ       ¦      7.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…15.V   ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦79 ¦Агинский Бурятский автономный округ¦      6.0       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦VII. Дальневосточный               ¦                ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦80 ¦Республика Саха (Якутия) (без      ¦      7.0       ¦    20     ¦

¦   ¦Чукотского автономного округа)     ¦  15.X…15.V   ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦81 ¦Приморский край                    ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦82 ¦Хабаровский край                   ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦Охотский район                     ¦      6.5       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦83 ¦Амурская обл.                      ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦84 ¦Камчатская обл. (без Корякского    ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦автономного округа)                ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦85 ¦Магаданская обл.                   ¦      6.5       ¦    18     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦86 ¦Сахалинская обл. — южная часть     ¦      5.0       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 15.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦   ¦Сахалинская обл. — северная часть  ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦(выше 50 град. сев. широты)        ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦87 ¦Еврейская автономная обл.          ¦      5.5       ¦    12     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…15.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦88 ¦Корякский автономный округ         ¦      6.0       ¦    15     ¦

¦   ¦                                   ¦ 01.XI…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦89 ¦Чукотский автономный округ         ¦      6.5       ¦    20     ¦

¦   ¦                                   ¦  15.X…30.IV  ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

¦90 ¦Острова Северного Ледовитого океана¦      7.0       ¦    20     ¦

¦   ¦и морей                            ¦ 01.XI…31.V   ¦           ¦

+—+————————————+—————-+————+

 

Порядок

применения зимних надбавок к нормам расхода топлив

 

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах — в соответствии с ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей".

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия.

Региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ и с НИИАТ Минтранса РФ.

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается минус 5 град. C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

 

Приложение 3

(справочное)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных, работ, не связанных с перевозкой грузов (в т.ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны и т.п.).

В настоящее время для автотранспорта вводятся новая классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН N 36, N 52 и др.).

 

Классификация автотранспортных средств,

принятая ЕЭК ООН

 

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦Катего-¦Тип и общее назначение АТС ¦  Максимальная  ¦      Класс и      ¦

¦рия АТС¦                           ¦    масса, т    ¦ эксплуатационное  ¦

¦       ¦                           ¦                ¦  назначение АТС   ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   1   ¦             2             ¦       3        ¦         4         ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   M1  ¦АТС,    используемые    для¦       Не       ¦Легковые           ¦

¦       ¦перевозки      пассажиров и¦регламентируется¦автомобили, в том  ¦

¦       ¦имеющие  не  более  8  мест¦                ¦числе повышенной   ¦

¦       ¦(кроме места водителя)     ¦                ¦проходимости       ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   M2  ¦АТС,    используемые    для¦     До 5,0     ¦Автобусы:          ¦

¦       ¦перевозки      пассажиров и¦                ¦городские (кл. I), ¦

¦       ¦имеющие более 8 мест (кроме¦                ¦междугородные      ¦

¦       ¦места водителя)            ¦                ¦(кл. II),          ¦

¦       ¦                           ¦                ¦туристические      ¦

¦       ¦                           ¦                ¦(кл. III)          ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   M3  ¦АТС,    используемые    для¦   Свыше 5,0    ¦Автобусы:          ¦

¦       ¦перевозки      пассажиров и¦                ¦городские, в том   ¦

¦       ¦имеющие более 8 мест (кроме¦                ¦числе сочлененные  ¦

¦       ¦места водителя)            ¦                ¦(кл. I),           ¦

¦       ¦                           ¦                ¦междугородные      ¦

¦       ¦                           ¦                ¦(кл. II),          ¦

¦       ¦                           ¦                ¦туристические      ¦

¦       ¦                           ¦                ¦(кл. III)          ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦  M2 и ¦Отдельно         выделяются¦       Не       ¦Автобусы           ¦

¦   M3  ¦маломестные            АТС,¦регламентируется¦маломестные, в том ¦

¦       ¦предназначенные         для¦                ¦числе повышенной   ¦

¦       ¦перевозки       пассажиров,¦                ¦проходимости, для  ¦

¦       ¦вместимостью  не  более  22¦                ¦стоящих и сидящих  ¦

¦       ¦сидящих     или     стоящих¦                ¦пассажиров (кл. A) ¦

¦       ¦пассажиров   (кроме   места¦                ¦и для сидящих      ¦

¦       ¦водителя)                  ¦                ¦пассажиров (кл. B) ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   N1  ¦АТС,  предназначенные   для¦     До 3,5     ¦Грузовые,          ¦

¦       ¦перевозки грузов           ¦                ¦специализированные ¦

¦       ¦                           ¦                ¦и специальные      ¦

¦       ¦                           ¦                ¦автомобили, в т.ч. ¦

¦       ¦                           ¦                ¦повышенной         ¦

¦       ¦                           ¦                ¦проходимости       ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   N2  ¦АТС,  предназначенные   для¦  Свыше 3,5 до  ¦Грузовые           ¦

¦       ¦перевозки грузов           ¦      12,0      ¦автомобили,        ¦

¦       ¦                           ¦                ¦автомобили-тягачи, ¦

¦       ¦                           ¦                ¦специализированные ¦

¦       ¦                           ¦                ¦и специальные      ¦

¦       ¦                           ¦                ¦автомобили, в т.ч. ¦

¦       ¦                           ¦                ¦повышенной         ¦

¦       ¦                           ¦                ¦проходимости       ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   N3  ¦АТС,  предназначенные   для¦   Свыше 12,0   ¦Грузовые           ¦

¦       ¦перевозки грузов           ¦                ¦автомобили,        ¦

¦       ¦                           ¦                ¦автомобили-тягачи, ¦

¦       ¦                           ¦                ¦специализированные ¦

¦       ¦                           ¦                ¦и специальные      ¦

¦       ¦                           ¦                ¦автомобили, в т.ч. ¦

¦       ¦                           ¦                ¦повышенной         ¦

¦       ¦                           ¦                ¦проходимости       ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   O1  ¦АТС,    буксируемые     для¦    До 0,75     ¦Прицепы            ¦

¦       ¦перевозки                  ¦                ¦                   ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   O2  ¦АТС,    буксируемые     для¦ Свыше 0,75 до  ¦Прицепы и          ¦

¦       ¦перевозки                  ¦      3,5       ¦полуприцепы        ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   O3  ¦АТС,    буксируемые     для¦  Свыше 3,5 до  ¦Прицепы и          ¦

¦       ¦перевозки                  ¦      10,0      ¦полуприцепы        ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

¦   O4  ¦АТС,    буксируемые     для¦   Свыше 10,0   ¦Прицепы и          ¦

¦       ¦перевозки                  ¦                ¦полуприцепы        ¦

+——-+—————————+—————-+——————-+

 

Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.

1-я цифра обозначает класс АТС:

Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):

11 — особо малый (объем до 1,1 л);

21 — малый (от 1,1 до 1,8 л);

31 — средний (от 1,8 до 3,5 л);

41 — большой (свыше 3,5 л);

51 — высший (рабочий объем не регламентируется).

Для автобусов по габаритной длине (в метрах):

22 — особо малый (длина до 5,5);

32 — малый (6,0 — 7,5);

42 — средний (8,5 — 10,0);

52 — большой (11,0 — 12,0);

62 — особо большой (сочлененный) (16,5 — 24,0).

Для грузовых автомобилей по полной массе:

 

+—————-+————————————————+

¦Полная масса, т ¦     Эксплуатационное назначение автомобиля    ¦

¦                +——-+——+——-+———+——-+——-+

¦                ¦Борто- ¦Тягачи¦Самос- ¦Цистерны¦Фургоны¦Специа-¦

¦                ¦вые    ¦      ¦валы   ¦        ¦       ¦льные  ¦

+—————-+——-+——+——-+———+——-+——-+

¦до 1,2             13      14      15      16      17      19   ¦

¦1,2 до 2,0         23      24      25      26      27      29   ¦

¦2,0 до 8,0         33      34      35      36      37      39   ¦

¦8,0 до 14,0        43      44      45      46      47      49   ¦

¦14,0 до 20,0       53      54      55      56      57      59   ¦

¦20,0 до 40,0       63      64      65      66      67      69   ¦

¦свыше 40,0         73      74      75      76      77      79   ¦

+—————————————————————-+

 

Примечание. Обозначения классов от 18-го до 78-го, оканчивающиеся на цифру "8", являются резервными и в индексацию не включены.

 

2-я цифра обозначает тип АТС:

1 — легковой автомобиль;

2 — автобус;

3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;

4 — седельный тягач;

5 — самосвал;

6 — цистерна;

7 — фургон;

8 — резервная цифра;

9 — специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.

5-я цифра — модификация автомобиля.

6-я цифра — вид исполнения:

1 — для холодного климата;

6 — экспортное исполнение для умеренного климата;

7 — экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. — это указывает на то, что базовая модель имеет модификации.

 

Приложение 4

(справочное)

 

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ НА ОБОГРЕВ САЛОНОВ АВТОБУСОВ И КАБИН

АВТОМОБИЛЕЙ НЕЗАВИСИМЫМИ ОТОПИТЕЛЯМИ

 

+————————+—————-+———-+————+

¦      Марка, модель     ¦Марка отопителя ¦  Расход  ¦Примечание ¦

¦автомобиля или автобуса ¦                ¦ топлив,  ¦           ¦

¦                        ¦                ¦  на 1 ч  ¦           ¦

¦                        ¦                ¦работы на ¦           ¦

¦                        ¦                ¦линии, л/ч¦           ¦

+————————+—————-+———-+————+

¦           1            ¦        2       ¦    3     ¦     4     ¦

+————————+—————-+———-+————+

 Ikarus-255, -255.70,

 -260.01, -260.18,

 -260.27, -260.37,

 -260.50, -260.52         Sirokko-262         1,2

 

 Ikarus-260, -260.01      Sirokko-265         1,4

 

 Ikarus-250.12            Sirokko-262 (два    2,4

                          отопителя)

 

 Ikarus-250, -250.58,

 -250.58S, -250.59,

 -250.93, -256.95,

 -256, -256.54,

 -256.59, -256.74,

 -256.75, -260.51         Sirokko-268         2,3

 

 Ikarus-180               Sirokko-268 плюс    3,7      С учетом

                          Sirokko-265                  обогрева

                                                       прицепа

 

 Ikarus-280, -280.01,

 -280.33, -280.63,        Sirokko-268 плюс    3,5      С учетом

 -280.64                  Sirokko-262                  обогрева

                                                       прицепа

 

 ЛАЗ-699А, -699Р          ОВ-95               1,4

 ЛАЗ-4202, -42021         П-148106            2,5

 

 ЛиАЗ-5256                ДВ-2020             2,5

 

 IFA-Robur LD-2002,

 -LD-3000                 Sirokko-251         0,9

 

 Tatra-815 C1, C3         X7A, KP-D2-24.1     0,8

——————————————————————

 

Примечания.

1. Пользование отопителями предполагается в зимнее (в тот период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавок), а также в холодное время года при среднесуточной температуре ниже +5 град. C.

2. Для АТС и марок отопителей, не вошедших в данный перечень, расчет расхода топлива для последних рекомендуется проводить по данным завода-изготовителя.

 

Приложение 5

 

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВ

(в примерах приводятся условные цифры)

 

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300 — 800 м, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs= 13,0 л/100 км;

— надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 13,0 x 244 x (1 + 0,01 x 5) = 33,3 л.

2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;

— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;

— норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Hот = 3,5 л/ч.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T = 0,01 x 43,0 x 164 x (1 + 0,01 x 8) + 3,5 x 8 = 104,2 л.

3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = 31,0 л/100 км;

— норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т·км.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x (Hs x S + Hw x W) = 0,01 (31 x 217 + 2 x 820) = 83,7 л.

4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 — 2000 м и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;

— норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет Hg = 1,3 л/100 т·км;

— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;

— масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;

— норма расхода топлив на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

Hsan = Hs + Hg x Gпр = 25 + 1,3 x 3,5 = 29,55 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (29,55 x 475 + 1,3 x 6413) x (1 + 0,01 x 18) = 264,0 л.

5. Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т·км транспортной работы при пробеге 595 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;

— масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 т;

— надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;

— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет: Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23 + 1,3 x 5,7 = 30,41 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (30,41 x 595 + 1,3 x 9520) x (1 — 0,01 x 9) = 277,3 л.

6. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs = 28 л/100 км;

— норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;

— надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере — D = 12%.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x m = 0,01 x 28 x 165 x (1 + 0,01 x 18) + 0,25 x 10 = 57 л.

7. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлив определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;

— работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

— масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;

— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет: Hsan = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x [Hsan x S + Hw (S’ x G’ + S» x G»)] = 0,01 x [33,6 x 240 + 1,3 x (115 x 13 + 80 x 16)] = 116,7 л.

8. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;

— надбавка за работу с почасовой оплатой D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 34 x 152 x (1 + 0,01 x 18) = 61 л.

9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 52,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Hт = 8,4 л/ч;

— надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%.

Нормативный расход топлива:

Qн = (0,01 x Hsc x S + Hт x Т) x (1 + 0,01 x D) = (0,01 x 52 x 127 + 8,4 x 6,8) x (1 + 0,01 x 5) = 129,3 л.

 

Приложение 6

 

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

К 1 июля 2003 г. вместо старых "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Руководящий документ Р 3112194-ОЗ66-97) в связи с окончанием срока их действия разработан НИИАТ и утвержден Минтрансом России 29 апреля 2003 г. как новый Руководящий документ Р 3112194-0366-03.

При подготовке нового Руководящего документа (РД) были учтены развивающаяся и обновляемая структура автопарка страны, интенсификация транспортных перевозок, изменения в условиях эксплуатации, влияние климатических и сезонных условий по регионам, уточнены положения и формулировки, методы нормативных расчетов и применения надбавок, а также приняты во внимание обоснованные предложения и замечания, поступившие от потребителей.

Так, данный РД впервые в практике подготовки аналогичных нормативов был согласован с Министерством РФ по налогам и сборам, что полностью отвечает его назначению и упрощает порядок его применения.

Исходя из сегодняшних требований как технического, так и экономического характера уточнены следующие формулировки и положения РД.

Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и других юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

Нормы расхода топлив (и смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей "Методике определения базовых норм расхода топлив"), и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Установлены следующие виды норм для автомобилей общего назначения.

Базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии.

Транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:

— для автобусов — с учетом снаряженной массы и нормативной по назначению автобуса загрузкой пассажиров;

— для самосвалов — с учетом снаряженной массы и нормативной загрузкой самосвала (в большинстве случаев с коэффициентом 0,5).

Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т•км) транспортной работы грузового автомобиля, которая учитывает дополнительный к базовой норме расход топлив при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом:

— или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями;

— или с использованием более точных расчетов, выполняемых НИИАТ по специально разработанной современной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС (по индивидуальному заказу).

В новом РД приведены переводные коэффициенты при работе автомобилей на сжиженном нефтяном и природном газе (при условии, если установлены нормы для жидкого топлива):

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива на 100 км пробега;

— для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), — в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг) на 100 км пробега;

— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), — в метрах кубических спг (из расчета 1 л бензина соответствует 1 куб. м спг) на 100 км пробега;

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м снг с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах (их соотношение определяется производителем техники или в инструкции по эксплуатации) на 100 км пробега.

 

В новом РД с учетом возросшей интенсивности проведения транспортных работ АТС в эксплуатационных условиях в значительной степени изменены надбавки (поправочные коэффициенты), а также уточнены условия и место их применения, в частности:

— по условиям работы АТС в зимнее время каждый регион выделен в отдельную строку с конкретными и уточненными, в ряде случаев повышенными значениями величины и срока действия зимних надбавок, что в большей мере согласуется с ГОСТом 16350-80 ("Климат СССР") и местными условиями эксплуатации техники;

— уточнены надбавки при работе АТС в горной местности, а также конкретизировано применение надбавок при работе АТС на дорогах со сложным планом трассы вне пределов городов и пригородных зон;

— с учетом численности населения городов (согласно новому Градостроительному кодексу) городские надбавки уточнены и более четко дифференцированы с их увеличением практически во всех случаях, также впервые применение надбавок распространено на поселки городского типа, если на их улицах имеются знаки регулирования дорожного движения;

— учитывая широкое разнообразие городов по численности населения, по занимаемой площади, по конфигурации, по географическим условиям, по потребности в расширении территории и т.д., определение границы городов и протяженности пригородных зон должно являться прерогативой местных администраций регионов;

— ближе к реальным условиям разграничены скорости АТС и надбавки при перевозке нестандартных и опасных грузов;

— разграничены и увеличены надбавки при эксплуатации АТС от 5 до 8 лет — до 5%, более 8 лет — до 10%;

— уточнены условия и типы АТС для применения надбавок, если не учитывается масса перевозимого груза;

— для АТС общего и специального назначения с учетом как нормальных, так и экстремальных условий эксплуатации уточнены величины и основания для использования надбавок, включая особые условия их работы и категорию дорог;

— разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при работе кондиционеров и установок "климат-контроль" или при движении АТС — до 7%, или на стоянке АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;

— разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при технологических простоях АТС с работающим двигателем — до 10%, а также в зимнее (холодное при температуре ниже +5 град. C) время года при простоях и прогреве АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;

— конкретизированы условия нормирования расхода топлива на внутригаражные нужды до 1% от общего количества потребляемого данным предприятием топлива, но с обязательным учетом конкретных типов и единиц АТС, участвующих в данном технологическом процессе.

Новый Руководящий документ 2003 г. значительно дополнен типами, моделями, марками и модификациями отечественных и зарубежных АТС, поступающих в автопарк страны с 1997 г., нормы для которых рассчитываются в основном по заявкам потребителей.

Новые нормы рассчитаны и установлены с использованием компьютерной программы-методики, разработанной НИИАТ с участием ведущих ученых специалистов смежных институтов, утвержденной Минтрансом России в 1996 г. Данная методика является современной электронной версией — моделью, максимально отражающей теоретические основы и конструктивные особенности автомобилей, полностью приближенной к реальным условиям эксплуатации, учитывает типизированные маршруты для различных видов АТС, а также особенности движения по дорогам России и требования Правил дорожного движения в городских условиях и на магистралях страны.

Принятая методика позволяет определять не только базовые, но и эксплуатационные нормы расхода топлив при проведении транспортной работы АТС с учетом перевозимого груза (в данный период осуществляется накопление данных по заявкам потребителей).

Перечни АТС с нормами расхода топлив приведены в РД в виде таблиц, разделены на автомобили отечественные и стран СНГ и на автомобили зарубежного производства, что более реально отражает ситуацию в автопарке на данный период. Для каждой марки автомобиля впервые приведен вид потребляемого топлива.

Из таблиц исключены очень старые автомобили, выпуск которых прекращен 20 и более лет назад. В таблицах, однако, приведен ряд автомобилей, устаревших конструктивно, морально и физически, но еще находящихся в эксплуатации. Для таких АТС и нормы расхода топлив были оставлены из предыдущих РД, которые были определены по устаревшим расчетно-экспериментальным методам. Поэтому эти (в основном завышенные старые нормы) не адекватны нормам расхода топлива по РД-2003, рассчитанным по современной методике для конструктивно и экономически более совершенных машин, и с этим на данный период следует согласиться (эти АТС и старые нормы выделены во всех таблицах курсивом).

Следует особо отметить, что по результатам расчетов по современной методике в таблицах приведены основные параметры двигателей и коробок передач для каждой марки или модификации автомобиля. Это является важной информацией для потребителей, эксплуатирующих технику, а также для контрольных органов в связи с тем, что практически все изготовители постоянно осуществляют в той или иной мере модернизацию своей техники, что предполагает изменение указанных параметров и, в свою очередь, изменение нормируемых значений расхода топлив, т.е. перерасчета. Например, это относится к маркам и модификациям отечественных автомобилей ВАЗ, базовых моделей ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110, а также к большинству зарубежных автомобилей.

В главе 2 по нормам расхода топлив для спецподвижного состава на шасси автомобилей по сравнению с РД-97 существенных изменений не вносилось. Исключение составили пожарные автомобили, перечень которых был официально представлен Государственной противопожарной службой МВД (ныне — МЧС) России. Сложной проблемой для спецавтомобилей является определение дополнительных норм расхода топлив на работу агрегатов спецоборудования в связи с тем, что во многих случаях трудно получить исходные данные от разработчиков или производителей этих агрегатов.

Эксплуатационные нормы расхода смазочных материалов (приложение 1) приведены в качестве справочных, поскольку в настоящий период не поступают достоверные исходные данные как от отечественных, так и от зарубежных изготовителей АТС.

Исходя из практического опыта все зарубежные легковые автомобили могут быть приравнены к современным автомобилям "АвтоВАЗ" с количественным ограничением нормы расхода смазочных материалов — "не более". Кроме того, для автомобилей, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода смазочных материалов, приведены временные нормы, также с ограничением "не более".

В приложении 2 изложен порядок применения зимних надбавок к нормативному расходу топлив. В частности указано, что местные органы власти могут уточнять значения надбавок, а также сроки их применения в случае существенного отклонения от среднестатистических температур с учетом местных климатических условий, но по согласованию с местными службами Гидрометцентра РФ и с обоснованной информацией, направляемой в НИИАТ как разработчику данного РД.

В порядке дополнительной информации в помощь руководителям местных администраций и предприятий потребителей для правильного выбора АТС с учетом оптимального расхода и затрат на топливо в приложении 3 приведены как современная Международная классификация и система обозначения АТС по Правилам ЕЭК ООН, так и традиционная отечественная классификация согласно нормали ОН 025270-66.

НИИАТ как разработчик данного РД и норм расхода автомобильных топлив для АТС, рекомендует направлять в его адрес обоснованные предложения и замечания, а также при необходимости заявки на разработку и уточнение как базовых, так и эксплуатационных норм расхода топлив с учетом транспортной работы АТС.

 

Приложение 7

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СЕЗОННОМУ ПРИМЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ

ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Испаряемость бензинов характеризуется двумя показателями — давлением насыщенных паров и фракционным составом.

С целью снижения потерь от испарения и уменьшения загрязнения окружающей среды низкокипящими углеводородами при транспортировке, хранении и применении автобензинов ужесточается норма на показатель "давление насыщенных паров", что требует ограничения в них легких фракций.

Испаряемость топлива влияет на выбросы автомобилей в условиях холодной и жаркой погоды. Низкая испаряемость в холодную погоду увеличивает продолжительность запуска двигателя, и, поскольку топливно-воздушная смесь экстремально обогащена, увеличиваются выбросы несгоревших углеводородов с отработанными газами.

При прогреве двигателя недостаточная испаряемость бензина приводит к увеличению времени прогрева, перерасходу топлива и увеличению количества выбросов несгоревших углеводородов и оксида углерода.

В жаркую погоду в результате интенсивного испарения бензина в топливном насосе и в трубопроводах основная проблема заключается в образовании паровых пробок, что нарушает и ограничивает равномерную подачу топлива в двигатель. Это приводит к ухудшению приемистости и перебоям в работе и в экстремальных случаях — к остановке двигателя. На автомобилях с карбюраторными двигателями высокая испаряемость может также привести к закипанию топлива в поплавковой камере, вследствие чего в цилиндры поступает очень богатая смесь и как результат увеличиваются выбросы оксида углерода и несгоревших углеводородов. Повышенная испаряемость загрязняет окружающую среду парами бензина, образует фотохимический смог и т.д.

Испаряемость можно регулировать и контролировать двумя способами:

— максимальной температурой, при которой устанавливается отношение пары — жидкость, равное 20;