ГОСТ Р 52160-2003

ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов.

Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСТ Р 52160-2003

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

 

ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ.

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

 

 

Предисловие

 

РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный  научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18.12.2003 N 375-ст

3 Настоящий стандарт соответствует  “ Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров “, принятому в Вене в 1997 году, а также требованиям ГОСТ Р 41.24-99 (Правила ЕЭК ООН № 24) "Единообразные предписания, касающиеся:

I официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

II официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;

III официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

IV измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран-членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" в части предельных значений дымности, минимальных требований и процедуры контроля.

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Содержание

 

1  Область применения

2  Нормативные ссылки

3  Определения и обозначения.

4  Нормы дымности

5  Методы контроля

Приложение А Пересчет значений k в N

Приложение Б Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k) от времени(t) за единичный цикл свободного ускорения

 

 ГОСТ Р 52160-2003

 

Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия.

Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

 

Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.

Visible pollutants.

Norms and methods of the control for estimation of technical condition

 

 Дата введения  2003-07-01

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей) категорий М1, М2,М3, N1, N2, N3 .

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-99 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:

— I официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

— II официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;

— III официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

— IV измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия.

 

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями.

3.1 свободное ускорение: Увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачи топлива (далее — педаль) до упора.

3.2 максимальная частота вращения — пmax, мин-1: Ограниченная регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при нажатой до упора педали.

3.3 минимальная частота вращения — пmin, мин-1: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Требования, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении 8 ГОСТ 41.24.

3.5 эффективная база дымомера — L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с разделом 4 приложения 8 ГОСТ 41.24 и указывают на дымомере.

3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствие с приложением 9 ГОСТ 41.24

3.7 коэффициент поглощения света — k , м-1: Величина дымности, измеренная дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ¥.

3.8 коэффициент ослабления света- N, %: Величина дымности, измеренная дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100.

3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения — kсу, м-1: Максимальная величина коэффициента поглощения (см. приложение Б) света, измеренная в режиме свободного ускорения.

3.10 предельно допустимая величина дымностиkдоп, м-1: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения света, установленное для автомобиля в соответствие с 4.2 или 4.3.

3.11 расчетное значение коэффициента поглощения светаkср,, м-1: Среднее арифметическое значение четырех последних измерений в соответствие с 5.4.1 или 5.4.2, которое принимается за результат измерения.

3.12 обкатка автомобиля: Пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.

3.13. автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.

 

4 НОРМЫ ДЫМНОСТИ

 

4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным — коэффициент ослабления света N. Пересчет k в N для дымомера с L , равной 0,43 м, приведен в приложении А.

4.2 Дымность автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать:

— предельно-допустимое значение коэффициента поглощения света kдоп, указанное предприятием-изготовителем в знаке официального утверждения и нанесенное на двигатель/автомобиль в соответствие с приложением 3 ГОСТ Р 41.24 (Правила ЕЭК ООН № 24) для обкатанных автомобилей;

— более чем на 0,5м-1 предельных значений kдоп , указанных в знаке официального утверждения, для необкатанных автомобилей .

4.3 Дымность kдоп автомобилей, не имеющих знак официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

2,5 м-1 — для двигателей без наддува;

3,0 м-1 — для двигателей с наддувом.

 

5 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

 

5.1 Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 до 35оС и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения 8 ГОСТ Р 41.24.

5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 — 100о С и погрешностью измерений не более ±2,5 % от верхнего предела измерений.

5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 — 6000 мин-1 и погрешностью измерений не более ±2,5 % от верхнего предела измерений.

5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.

5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения 9 ГОСТ Р 41.24.

5.3 Подготовка к измерениям

5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60о С.

 Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3 Измеряют значения пmin и пmax , которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.

5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

— заглушают двигатель (при его работе);

— затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

— устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2 , N3);

— устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

— запускают двигатель;

— устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач – селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.

Примечание — При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.

5.4 Измерение дымности

5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

— при работе двигателя в режиме холостого хода на пmin равномерно перемещают педаль за 0.5-1.0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 — 3 с. Отпускают педаль и через 8 — 10 с приступают к выполнению следующего цикла;

— циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

— измеряют значения kсу, на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

— измеренные значения kсу, считают достоверными , если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;

— определяют среднее арифметическое значение четырех последних измерений kср, которое принимается за результат измерения

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.

5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное значение среднего арифметического kср , полученное в одной из выпускных труб.

 

Приложение А

 ( справочное)

 

Пересчет значений k в N

 (для дымомера с L , равной 0,43 м)

 

k-1

N, %

0,0

0,0

0,1

4

0,2

8

0,3

11

0,4

15

0,5

20

0,55

21

0,6

23

0,65

24

k-1

N, %

0,7

26

0,75

28

0,8

29

0,85

31

0,9

32

0,95

34

1,0

35

1,05

36

1,1

38

k-1

N, %

1,15

39

1,2

40

1,25

42

1,3

43

1,35

44

1,4

45

1,45

46

1,5

47

1,55

49

k-1

N, %

1,6

50

1,65

51

1,7

52

1,75

53

1,8

54

1,85

55

1,9

56

1,95

57

2,0

58

k-1

N, %

2,05

59

2,1

59,5

2,15

60

2,2

61

2,25

62

2,3

63

2,35

64

2,4

64,4

2,45

65

k-1

N, %

2,5

66

2,55

67

2,6

67,3

2,65

68

2,7

69

2,75

69,3

2,8

70

2,85

71

2,9

71,3

k-1

N, %

3,0

72,5

3,05

73

3,1

73,6

3,15

72

3,2

75

3,25

75,3

3,3

76

3,35

76,3

3,4

77

k-1

N, %

3,45

77,3

3,5

78

3,55

78,3

3,6

79

3,65

79,2

3,7

80

3,75

80,1

3,8

80,5

3,85

81

k-1

N, %

3,9

81,3

3,95

81,7

4,0

82

4,05

82,5

4,1

83

4,15

83,3

4,2

83,7

4,25

84

¥

100

 

Примечание: Пересчет значений N в k производят по формуле:

 

где

k — коэффициент поглощения света, м-1;

L — эффективная база дымомера, м.

N -коэффициент ослабления света, %.

 

 

Приложение Б

(справочное)

 

Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения

Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения.
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

 

1 — частота вращения коленчатого вала двигателя (n);

2 – дымность отработавших газов двигателя (k);

nmin — минимальная частота вращения;

nmax — максимальная частота вращения;

tо — общее время одного цикла свободного ускорения (12 -15 с);

tсу — время свободного ускорения от пmin до пmax (1 — 2 с);

tнпу — время нажатой до упора педали (2 — 3 с);

tхх — время работы на пmin (8 — 10 с);

kсу максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения.

а — начало 1-го цикла свободного ускорения;

б — окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения.

 

УДК         502.3:006.354                                       ОКС        43.060.                   Д 24                       ОКП 45 6132

                                                                                         13.040.50               Т 58        

 

Ключевые слова: автомобиль, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы дымности, методы измерения дымности

 

Председатель ТК-315 Рошаль Л.Я.

Ответственный секретарь ТК-315 Иорданская Е.П.

Руководитель разработки Парфёнов Е.В.

 

См. также:

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения"

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.

ГОСТ Р 52280-2004 Автомобили грузовые Общие технические требования

ГОСТ Р 17.2.02.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей

 

ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния