Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании"

Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании"

 

     Техническое регулирование                                          

     Технические регламенты                                             

     Стандартизация                                                      

     Сертификация                                                       

     Государственный   контроль  (надзор)  за  соблюдением   технических

     регламентов                                                        

     Информация о документах по техническому регулированию              

 

 См. первый специальный технический регламент: Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"

 

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее по тексту — Закон). Согласно пункту 1 статьи 46 Закона со дня вступления в силу Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Закон внес существенные изменения в систему стандартизации и сертификации продукции (работ, услуг). Рассмотрим указанные изменения подробнее.

 

Техническое регулирование

 

Статьей 2 Закона введен ряд понятий новых для системы стандартизации и сертификации. Такими являются, например, понятия "техническое регулирование" и "технический регламент".

Так, техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование основывается на принципах, установленных в статье 3 Закона:

1) применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

2) соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

3) независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

4) единой системы и правил аккредитации;

5) единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

6) единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

7) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

8) недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

9) недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

10) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Кроме того, Законом установлены особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну (далее по тексту — особая продукция). Так, согласно пункту 1 статьи 5 Закона в случае отсутствия требований технических регламентов в отношении особой продукции обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом. Фактически это означает, что требования устанавливаются:

1) органом государственной власти — заказчиком особой продукции самостоятельно;

2) в договоре (контракте) путем договоренностей продавца и заказчика особой продукции.

На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации федерального закона "О техническом регулировании" функции национального органа Российской Федерации по стандартизации и функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию исполняет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

 

Технические регламенты

 

Новым для российского законодательства является понятие "технический регламент" — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технический регламент должен соответствовать определенным требованиям:

1) технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Кроме того, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (пункт 3 статьи 7 Закона);

2) технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента (пункт 4 статьи 7 Закона);

3) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями (пункт 6 статьи 7 Закона);

4) технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит (пункт 7 статьи 7 Закона);

5) технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования (пункт 10 статьи 7 Закона);

6) технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу закона (пункт 7 статьи 46 Закона). Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении;

7) иные требования, установленные в Законе.

Согласно статье 8 Закона технические регламенты бывают двух видов:

1. Общие технические регламенты — регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти регламенты принимаются по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

пожарной безопасности;

биологической безопасности;

электромагнитной совместимости;

экологической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности.

2. Специальные технические регламенты — регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Создание технического регламента состоит из двух стадий:

1 стадия. Разработка технического регламента осуществляется в следующем порядке:

разработчиком проекта технического регламента, которым может быть любое лицо, публикуется уведомление о разработке проекта технического регламента по форме Приложения N 1, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах" (далее по тексту — Постановление N 673), в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Опубликование этого уведомления платное и на основании пункта 2 Постановления N 673 стоит 1000 рублей;

начинается публичное обсуждение проекта технического регламента. Срок обсуждения в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона не может быть менее двух месяцев. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента бесплатно или за плату, которая не может превышать затраты на изготовление копии проекта. На этом этапе разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения;

по завершении публичного обсуждения публикуется уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента по форме Приложения 2, установленной Постановлением N 673, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Опубликование этого уведомления платное и на основании пункта 2 Постановления N 673 стоит 1000 рублей;

проект технического регламента оформляется в виде проекта федерального закона (пункт 1 статьи 9 Закона).

Существенным новшеством Закона явилось то, что теперь органы исполнительной власти не могут утвердить документы (стандарты, нормативы и правила), схожие по целям принятия с техническими регламентами, на своем ведомственном уровне, как это было ранее.

2 стадия. Принятие технического регламента имеет следующие особенности:

субъект права законодательной инициативы (депутат, орган власти или иное уполномоченное лицо) вносит проект федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу (пункт 7 статьи 9 Закона);

внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации, которое на него в течение 1 месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию (пункт 7 статьи 9 Закона);

проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте публикуются не позднее чем за 1 месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта закона во втором чтении (пункт 8 статьи 9 Закона).

Опубликование проекта закона платное и на основании пункта 2 Постановления N 673 стоит 4000 рублей за учетно-издательский лист;

проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за 1 месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. Правительство РФ на проект закона о техническом регламенте в течение 1 месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию (пункт 8 статьи 9 Закона).

Отметим, что экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители:

федеральных органов исполнительной власти;

научных организаций;

саморегулируемых организаций;

общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию регламентирован Положением о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию". Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Опубликование заключений экспертных комиссий платное и на основании пункта 2 Постановления N 673 стоит 4000 рублей за учетно-издательский лист.

Как видим, рассмотренный порядок создания технических регламентов по сравнению с существовавшим порядком принятия схожих по целям принятия документов (стандартов, нормативов и правил) гораздо более сложен. Вместе с тем, в этом случае станет возможно учесть больше предложений и замечаний, что несомненно улучшит качество принимаемого документа.

Вместе с тем, Закон предусмотрел особый, ускоренный порядок принятия технических регламентов. Так, согласно пункту 1 статьи 10 Закона в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

 

Стандартизация

 

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Согласно статье 1 Закона изменены цели стандартизации:

1) введена новая цель стандартизации, такая как обеспечения научно-технического прогресса;

2) изменена цель стандартизации с "повышения качества продукции, работ, услуг" на "повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг";

3) упразднена цель стандартизации "единство измерений".

На основании статьи 13 Закона изменен перечень документов в области стандартизации:

1) государственные стандарты заменены на национальные стандарты;

2) упразднены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

В отличие от ранее действовавшего порядка согласно пункту 2 статьи 15 Закона национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Напомним, что согласно пункту 2 статьи 7 ранее действовавшего Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" требования, установленные государственными стандартами были обязательными для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности.

Принятие национального стандарта осуществляется в следующем порядке:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов и обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчиком проекта национального стандарта, которым может быть любое лицо, публикуется уведомление о разработке национального стандарта по форме Приложения N 1, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке, проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" (далее по тексту — Постановление N 458), в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Опубликование этого уведомления платное и на основании пункта 2 Постановления N 458 стоит 1000 рублей за один лист оригинала уведомления, напечатанный с одной стороны.

3. Начинается публичное обсуждение проекта национального стандарта. Срок обсуждения в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона не может быть менее двух месяцев. С момента опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта соответствующий проект национального стандарта должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта бесплатно или за плату, которая не может превышать затраты на изготовление копии проекта. На этом этапе разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

4. По завершении публичного обсуждения публикуется уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта по форме Приложения 2, установленной Постановлением N 458, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Опубликование этого уведомления платное и на основании пункта 2 Постановления N 458 стоит 1000 рублей за один лист оригинала уведомления, напечатанный с одной стороны.

5. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта, который готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направляет его в национальный орган по стандартизации (пункт 8 статьи 16 Закона).

6. Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта (пункт 8 статьи 16 Закона).

 

Сертификация

 

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Закон внес в систему сертификации следующие существенные изменения:

1. Разделил понятие знак соответствия на:

знак соответствия. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации;

знак обращения на рынке. На основании пункта 1 статьи 27 Закона продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке утверждено постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696 "О знаке обращения на рынке".

2. Перевел работы и услуги в разряд объектов, соответствие которых подтверждается на добровольной основе.

Так, согласно пункту 2 статьи 46 Закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации. Вместе с тем, возникли практические сложности с работами и услугами, сертифицированными ранее: отменяется ли с момента вступления в силу Закона инспекционный контроль по ранее сертифицированным работам, услугам. Согласно информационному письму Госстандарта РФ от 11 июля 2003 г. N ВК-110-28/2522 "О сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р":

если в договоре на сертификацию услуг заявителя с органом по сертификации проведение инспекционного контроля не было предусмотрено, то его проведение для подтверждения действия сертификата соответствия не предполагается;

если в договоре на сертификацию услуг проведение инспекционного контроля было предусмотрено, то возможны две ситуации:

1-я: Заявитель отказывается от проведения инспекционного контроля. Это означает нарушение условий договора, что регулируется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть следует наложение взысканий;

2-я: Заявитель согласен на проведение инспекционного контроля. В этом случае инспекционный контроль подтверждает, что сертифицированная услуга продолжает соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

 

Государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов

 

Вместе с появлением технических регламентов появился и государственный контроль (надзор) за их соблюдением. Согласно пункту 1 статьи 33 Закона государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Органами государственного контроля (надзора) на основании статьи 33 Закона являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора).

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона органы государственного контроля (надзора) вправе:

1) требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

2) осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

4) принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

5) приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

6) привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

7) принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

На основании пункта 2 статьи 34 Закона органы государственного контроля (надзора) обязаны:

1) проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

2) соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

3) соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

4) принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

5) направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона;

6) осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

 

Информация о документах по техническому регулированию

 

Официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации".

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию".

 

В.В. Худолеев

"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2004 г.