Письмо ФНС РФ от 21.08.2009 г. N ШС-22-3/660@ О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров Приложения 8-8.5

Письмо ФНС РФ от 21 августа 2009 г.

N ШС-22-3/660@

О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров

 

 Содержание

N ШС-22-3/660@ О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» href=»#Приложение 8″>Приложение 8. Документы, оформляемые при транспортировке товаров на экспорт:

— автомобильным транспортом (приложение 8.1);

— воздушный транспорт (приложение 8.2);

— морским транспортом (приложение 8.3);

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

— при смешанной перевозке (приложение 8.4);

— документы таможенного контроля (приложение 8.5);

— железнодорожным транспортом (приложение 8.6).

Приложение 9. Порядок замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт поставки и т.п.) в товаросопроводительных документах.

Приложение 10. Схема документооборота по транспортировке грузов автомобильным транспортом.

Приложение 11. Схема документооборота по транспортировке грузов железнодорожным транспортом.

Приложение 12. Схема документооборота по транспортировке грузов речным транспортом.

Приложение 13. Схема документооборота по транспортировке грузов морским транспортом.

 

Приложение 8

 

ДОКУМЕНТЫ,

ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТОВАРОВ НА ЭКСПОРТ

 

Приложение 8.1

 

ДОКУМЕНТЫ,

ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТОВАРОВ НА ЭКСПОРТ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

8.1.1 Перечень документов, оформляемых при транспортировке товара на экспорт автомобильным транспортом

 

Таблица 8.1.1 — Перечень документов, оформляемых

при транспортировке товаров на экспорт

автомобильным транспортом

 

+—————————-+————+——————+————-+

¦   Наименование документа   ¦  Типовая  ¦   Использование  ¦   Раздел    ¦
¦                            ¦   форма   ¦  в других видах  ¦ приложения  ¦
¦                            ¦           ¦    транспорта    ¦             ¦
+—————————-+————+——————+————-+

¦Товарно-транспортная        ¦CMR        ¦Нет               ¦8.1.2        ¦
¦накладная международного    ¦           ¦                  ¦             ¦
¦образца (International      ¦           ¦                  ¦             ¦
¦Waybill)                    ¦           ¦                  ¦             ¦
+—————————-+————+——————+————-+

¦Счет-проформа (проформа-    ¦           ¦                  ¦8.1.3        ¦
¦инвойс)                     ¦           ¦                  ¦             ¦
+—————————-+————+——————+————-+

¦Сертификат веса             ¦           ¦                  ¦8.1.4.       ¦
¦                            ¦           ¦                  ¦             ¦
+—————————-+————+——————+————-+

 

8.1.2 Товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill)

Регламентируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.).

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется для автомобильного вида транспорта.

 

2. Каким субъектом применяется

Применяется российскими участниками сделки.

 

3. Сколько экземпляров составляется

Составляется в 3 оригинальных экземплярах. Первый оригинал — для отправителя, второй — для получателя, третий — для фрахтовщика. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

 

4. Кем из работников составляется

Составляется грузоотправителем. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик.

 

5. Обязательные реквизиты документа

Товарно-транспортная накладная содержит следующие данные:

1. дата и место составления накладной;

2. наименование и адрес отправителя груза, его подпись;

3. наименование и адрес перевозчика;

4. подпись перевозчика или агента, действующего от имени перевозчика;

5. штемпель или другое обозначение, подтверждающее принятие груза к перевозке;

6. место отгрузки, место назначения и путь следования;

7. наименование и адрес получателя груза;

8. общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов — их обычно принятое обозначение;

9. вес груза брутто или выраженное в других единицах измерений количество груза;

10. число грузовых мест, наличие их специальной маркировки нумерация мест;

11. платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю;

12. сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры таможенного оформления и других процедур.

Товарно-транспортная накладная может содержать также дополнительные данные:

1. указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается;

2. платежи, которые обязан осуществить отправитель;

3. сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке;

4. объявленная стоимость груза;

5. инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

6. согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка;

7. перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза.

 

6. Что подтверждает

Этот документ подтверждает наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Ее функция — доказать, что договор перевозки заключен, товары к перевозке и условия перевозки приняты. Служит основанием для получения выручки по международному договору перевозки.

 

7. Порядок применения

Согласно п. 1 ст. 1 названной Конвенции положения CMR применяются в случаях, когда место принятия к перевозке груза и место сдачи груза находятся на территории двух различных стран. Поэтому, если груз перевозится, например, из Москвы в Калининград, несмотря на пересечение границы РФ, перевозка будет считаться внутренней, а следовательно, правила оформления перевозочных документов в этой ситуации будут регулироваться Уставом автомобильного транспорта РСФСР и гл. 40 ГК РФ.

На CMR должна стоять отметка российского таможенного органа "Товар вывезен", которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ.

 

8. Место хранения

Хранится в бухгалтериях грузополучателя, грузоотправителя, а также фрахтовщика — транспортного предприятия, оказывающего услуги перевозки.

 

9. Использование в смешанном сообщении

Не найдено.

 

10. Использование в международном сообщении

Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной.

Следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 1 Конвенции положения этого документа применяются в случаях, когда место принятия к перевозке груза и место сдачи груза находятся на территории двух различных стран. Поэтому, если груз перевозят, например, из Москвы в Калининград, несмотря на пересечение границы РФ, перевозка считается внутренней. Следовательно, правила оформления перевозочных документов в этой ситуации регулируются Уставом автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 г. N 12) и гл. 40 Гражданского кодекса РФ.

 

11. Схема применения

 

             CMR. Отгруз. специф.

              Сертиф. о качестве            CMR

Грузоотправитель—————>Фрахтовщик——->Грузополучатель

               

           Квитанция о приеме груза       ¦     ¦
                                          ¦     ¦
                                          \——/

                                    Таможенная проверка

 

12. Дополнительные документы

Вместе с международной ТТН перевозчику передают: отгрузочную спецификацию, фактуру-спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты (п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом России 27 октября 1998 г.; далее — Перечень). Они должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок. Их предъявляют в соответствующих случаях проверки. До начала перевозки отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика документы, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей.

 

13. Ошибки в оформлении документа.

Внесение изменений в документ.

Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

 

14. Арбитражная практика

В п. 1 Обзора работы инспекций г. Москвы по возмещению НДС по экспортным операциям за 2002 г., направленного Письмом УМНС России по г. Москве от 31.03.2003 N 25-08/17810, установлена необходимость истребования документов, содержание которых изложено на государственном языке Российской Федерации, а именно товаросопроводительных, платежных документов. Судебная практика также признает, что банковский документ, подтверждающий поступление денежных средств за товар, должен быть составлен на русском языке (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2003 по делу N А19-3970/02-43-Ф02-159/03-С1, ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2003 по делу N А56-26549/02).

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 2007 года Дело N А56-42317/2006 (извлечение).

Из материалов дела видно, что 21.05.2006 общество как перевозчик на грузовом автомобиле (регистрационный N У 539 РН 78) с полуприцепом (регистрационный N АТ 0565 78) в контейнере N EMCU 922574-6 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации (в зоне деятельности таможни) товар, следовавший из Финляндии в адрес российского получателя по книжке МДП N ХN 49621458. В целях таможенного оформления груза водитель общества представил товаросопроводительные документы (книжку МДП, CMR, счет-фактуру и упаковочный лист), согласно которым в контейнере перемещался сборный груз (декоративные изделия из камня и керамики, изделия из дерева, нитки и звонки) в количестве 1064 грузовых места.

В ходе таможенного досмотра в месте прибытия выявлено, что в указанном контейнере товары перемещаются в количестве меньшем, чем заявлено. Также в контейнере N EMCU 922574-6 таможенным органом обнаружен незаявленный груз — колокольчики металлические (100 грузовых мест), маятники (27 грузовых мест), шарики (25 грузовых мест), картины (гобелен) в количестве 11 грузовых мест и декоративные "денежные" деревья (15 грузовых мест), что отражено в акте таможенного досмотра от 25.05.2006 N 10206040/250506/300376 (листы дела 71 — 73).

Названные обстоятельства послужили таможне основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении N 10206000-607/2006 по признакам деяния, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и проведения по нему административного расследования (определение таможни от 26.05.2006; листы дела 52 — 54).

В ходе административного расследования таможенный орган получил объяснения водителя и руководителя общества (листы дела 74, 94), согласно которым контейнер принят водителем к перевозке на терминале в порту города Котка (Финляндия) за исправной пломбой грузоотправителя. На просьбу водителя вскрыть контейнер и произвести досмотр груза сотрудник финляндского таможенного органа ответил отказом, после чего опломбировал товар и выдал товаросопроводительные документы. Вскрытие контейнера и пересчет грузовых мест не производились.

Согласно Постановлению таможни от 04.07.2006 действия общества квалифицированы как сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации (часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ). Виновность заявителя оценена применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде 100000 руб. (1000 МРОТ) штрафа.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 73 ТК РФ при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения о товарах и транспортных средствах, в том числе наименование товаров (подпункт 7 пункта 1). Перевозчик сообщает указанные сведения путем представления таможенному органу международной товаротранспортной накладной и имеющихся у него коммерческих документов на перевозимые товары (подп. 2 и 3 пункта 2).

В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образует сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 39 Конвенции МДП расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения названной Конвенции владельцем книжки МДП, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста. Под ошибками, допущенными по небрежности, следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Приведенными нормами наименование товара не отнесено к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности перевозчика.

Как следует из материалов дела, товар принят обществом к перевозке в контейнере за пломбой отправителя без пересчета грузовых мест, о чем в CMR имеется соответствующая отметка (лист дела 16). Факт получения товара перевозчиком в опломбированном контейнере без проверки и пересчета грузовых мест установлен судом и таможней не оспаривается. В ходе административного расследования в действиях водителя общества не выявлены признаки преднамеренности или небрежности при сообщении таможенному органу необходимых сведений о товаре.

С учетом отсутствия у водителя общества реальной технической возможности самостоятельно проконтролировать наименование товара, дальнейшие действия по его проверке перевозчиком выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для целей таможенного регулирования.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В данном случае таможенный орган не доказал наличия вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.

Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 28.11.2006 по делу N А56-42317/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни — без удовлетворения.

 

Международная товарно-транспортная накладная (не приводится).

 

8.1.3. Счет-проформа (проформа-инвойс)

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется для водного, автомобильного, воздушного и железнодорожного видов транспорта.

 

2. Каким субъектом применяется

Он активно используется при проведении таможенного и валютного контроля и производстве таможенного оформления. Документ должен представляться таможенному органу декларантом для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости.

 

3. Сколько экземпляров составляется

Заполняется в 2-х экземплярах — один на русском, другой на английском языке.

 

4. Кем из работников составляется

Направляется продавцом покупателю в соответствии с условиями договора

 

5. Обязательные реквизиты документа

1. реквизиты продавца и покупателя;

2. описание товара;

3. цена за единицу товара и общая сумма счета (платежа) в долларах;

4. базисные условия поставки товара;

Необходимо дать максимально подробное описание содержимого посылки без сокращений (а именно: наименование товара, его маркировку, материал изготовления, размеры, технические характеристики, сферу применения и т.д.).

Не допускается обобщенное описание товара.

 

6. Что подтверждает

Содержит сведения о цене и стоимости товара, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар и наоборот. Обычно он выписывается при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, при поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

 

7. Порядок применения

Счет-проформа применяется при помещении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации под выбранный таможенный режим (за исключением таможенного режима международного таможенного транзита).

 

8. Место хранения

Документ вручается уполномоченному лицу склада временного хранения. Второй экземпляр остается в таможенном органе для последующего приобщения к экземпляру грузовой таможенной декларации.

 

9. Использование в смешанном сообщении

Не найдено.

 

10. Использование в международном сообщении

При декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами и по резервному методу используется данный счет. При декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, при определении таможенной стоимости по методу сложения и при определении таможенной стоимости по резервному методу представляется счет-проформа.

 

11. Схема применения

 

12. Дополнительные документы

Нет.

 

13. Ошибки в оформлении документа. Внесение изменений в документ

В соответствии с п. 4.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105, в тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

В первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

 

14. Арбитражная практика

Постановление ФАС СЗО от 27.06.2004 N А13-2732/04-07

Транспортные расходы, выделенные в счете-проформе от 03.11.2003 N 10-36 отдельной строкой, не свидетельствует об их невключении в цену сделки. Данные расходы были выделены для определения залоговой стоимости товара.

 

+———————————————————————————+

¦                                                                                 ¦
+———————————————————————————+

¦ Invoice number (if applicable):    N/A                                          ¦
+———————————————————————————+

¦                                                                                 ¦
+———————————————————————————+

¦                                                                                 ¦
+——————————+—————————————————+

¦Company Name:                 ¦                                                  ¦
+——————————+—————————————————+

¦Name / Department:            ¦                                                  ¦
+——————————+—————————————————+

¦                              ¦                                                  ¦
+——————————+—————————————————+

¦                              ¦                                                  ¦
+——————————+—————————————————+

¦Address:                      ¦                                                  ¦
+——————————+—————————————————+

¦City / Postal Code:           ¦                                                  ¦
+——————————+—————————————————+

¦Country:                      ¦                                                  ¦
+——————————+—————————————————+

¦Telephone no:                 ¦                                                  ¦
+——————————+———————-+————-+————-+

¦Reference/ Order #:           ¦                      ¦             ¦             ¦
+——————————+———-+————+————-+————-+

¦                                         ¦             AIRWAYBILL NO

+——————————————+—————————————+

¦                                         ¦                                       ¦
+——————-+———————+————————-+————-+

¦Company Name:      ¦EVROGEN RU           ¦Number of pieces:        ¦             ¦
+——————-+———————+————————-+————-+

¦Name / Department: ¦                     ¦                                       ¦
+——————-+———————+————————-+————-+

¦                   ¦                     ¦Total Gross Weight:      ¦             ¦
+——————-+———————+————————-+————-+

¦Address:           ¦                     ¦Total Net Weight:        ¦             ¦
+——————-+———————+————————-+————-+

¦City / Postal Code:¦                     ¦Movement Certificate type no:          ¦
+——————-+———————+—————————————+

¦Country:           ¦                     ¦                                       ¦
+——————-+———————+————————-+————-+

¦Telephone no:      ¦                     ¦Carrier:                 ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦Full definition of ¦ Customs  ¦Country of¦ Quantity  ¦ Unit Value  ¦  Sub Total  ¦
¦       goods       ¦ Commod.  ¦  Origin  ¦           ¦and Currency ¦    Value    ¦
¦                   ¦   Code   ¦          ¦           ¦             ¦and Currency ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦          1¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦          ¦          ¦           ¦             ¦             ¦
+——————-+———-+———-+————+————-+————-+

¦                   ¦ Total Value and Currency:                     ¦             ¦
+——————-+————————————————+————-+

 

    Terms of Transportation (INCOTERMS):

    Reasons for Export: Scientific Research Project

 

    I declare that the above information is true and correct to the best of

    my knowledge  and  that  except  otherwise  indicated,  the goods  meet

    the conditions to obtain originating status in preferential trade with:

 

    and that the country of origin of the goods is: _______________________

    Signature: _________________________

    Name: _________________________________________________________________

 

    Place and date: __________________________

 

___________________________________________________________________________

 

8.1.4. Сертификат веса

 

CERTIFICATE OF WEIGHT

 

    PORT ____________________________ Name of the ship ____________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    B/L N _________________________________________________________________

    Destignation __________________________________________________________

 

+———+————-+——-+———+——————+—————+

¦        ¦NAME OF GOODS¦Packing¦Quantity¦                  ¦  Volume      ¦
¦        ¦             ¦ CONT  ¦ of pack+————+——+              ¦
¦        ¦             ¦       ¦  BAL   ¦gross kilos ¦ NET ¦  in m_53_0   ¦
+———+————-+——-+———+————+——+—————+

¦        ¦             ¦       ¦        ¦            ¦     ¦              ¦
+———+————-+——-+———+————+——+—————+

¦        ¦             ¦       ¦        ¦            ¦     ¦              ¦
+———+————-+——-+———+————+——+—————+

¦        ¦             ¦       ¦        ¦            ¦     ¦              ¦
+———+————-+——-+———+————+——+—————+

¦        ¦             ¦       ¦        ¦            ¦     ¦              ¦
+———+————-+——-+———+————+——+—————+

¦        ¦             ¦       ¦        ¦            ¦     ¦              ¦
+———+————-+——-+———+————+——+—————+

 

Приложение 8.2

 

ДОКУМЕНТЫ,

ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТОВАРОВ НА ЭКСПОРТ

ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

8.2.1 Перечень документов, оформляемых при транспортировке товара на экспорт воздушным транспортом

 

Таблица 8.2.1 — Перечень документов, оформляемых

при транспортировке товаров на экспорт

воздушным транспортом

 

+—————————+———+———————+————-+

¦   Наименование документа  ¦ Типовая ¦    Использование    ¦   Раздел    ¦
¦                           ¦  форма  ¦   в других видах    ¦ приложения  ¦
¦                           ¦         ¦     транспорта      ¦             ¦
+—————————+———+———————+————-+

¦Генеральная декларация     ¦         ¦Нет                  ¦8.2.2        ¦
+—————————+———+———————+————-+

¦Декларация о судовых       ¦         ¦Железнодорожный      ¦8.2.3        ¦
¦припасах                   ¦         ¦                     ¦             ¦
+—————————+———+———————+————-+

¦Пассажирская ведомость     ¦         ¦Нет                  ¦8.2.4        ¦
+—————————+———+———————+————-+

 

Приложение 2.8.2. Генеральная декларация

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется при экспортных перевозках грузов воздушным транспортом.

 

2. Каким субъектом применяется

Применяется юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими экспортные и импортные перевозки (внешнеэкономическими организациями).

 

3. Сколько экземпляров составляется

Составляется в двух экземплярах.

 

4. Кем из работников составляется

Составляется представителем перевозчика, подписывается капитаном судна или другим уполномоченным на это лицом.

 

5. Обязательные реквизиты документа

Содержит следующие требуемые таможенным органом сведения:

1. вид воздушного судна;

2. номер рейса;

3. национальная принадлежность;

4. вместимость (грузоподъемность);

5. фамилия командира;

6. краткое описание грузов (товаров);

7. число членов экипажа на борту судна;

8. число пассажиров на борту судна;

9. краткие сведения о рейсе;

10. дата и час прилета или отлета судна;

11. аэропорт прилета или отлета судна.

 

6. Что подтверждает

Подтверждает фактические данные о воздушном судне и перевозимом на не грузе.

 

7. Порядок применения

Генеральная декларация предоставляется перевозчиком таможенному органу в 2 экземплярах, подписывается капитаном судна или другим уполномоченным на это лицом. Уполномоченное лицо таможенного органа принимает эти документы и после проверки возвращает 1 экземпляр обратно на воздушное судно со штампом таможни.

 

8. Место хранения

 

9. Использование в смешанном сообщении

Не применяется.

 

10. Использование в международном сообщении

Используется в международном сообщении.

 

11. Схема применения

 

+————+                   +———-+

¦Перевозчик +——————>¦Таможенный¦
¦составление¦      2 экз.       ¦орган     ¦
¦           ¦ +————+ 1 экз. со штампом +———-+

 

12. Дополнительные документы

Комплект дополнительно предоставляемых таможенному органу документов содержит также грузовую ведомость; документ, содержащий сведения о бортовых припасах; авиагрузовые накладные; пассажирскую ведомость; документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.

Предусмотрена международными соглашениями в области гражданской авиации ТК РФ (ст. 75).

 

13. Ошибки в оформлении документа.

Внесение изменений в документ.

Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

 

14. Арбитражная практика

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, Постановление арбитражного суда кассационной инстанции г. Краснодар Дело N А15-1736/2007 5 февраля 2008 г. Вх. Ф08-8855/2007-9А.

ОАО "Авиалинии Дагестана" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Дагестанской таможни от 03.08.2007 N 10302000-465/2007 о привлечении к ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не дал оценки тому факту, что на борту воздушного судна груза не было, а находился только багаж, количество мест которого по перевозочным документам соответствовало фактическому. В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебный акт без изменения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 20.06.2007 в аэропорт Махачкала прибыл самолет общества ТУ-154М, бортовой номер 85630, авиарейс N DAG-9704 сообщением Шарджа (ОАЭ) — Махачкала. При проведении таможенного контроля и таможенного оформления воздушного судна перевозчиком на таможенный пост аэропорт Махачкала Дагестанской таможни были представлены перевозочные документы — грузовая ведомость (лодшид) и генеральная декларация, в которых заявлены сведения о количестве пассажиров, членов экипажа авиарейса, сведения о весе перевозимого багажа и груза. В данных документах заявлено: количество пассажиров — 42 человека, количество членов экипажа — 12 человек, вес багажа — 2 190 кг, вес груза — 980 кг, количество мест перевозимого товара не указано.

При проведении таможенного осмотра воздушного судна произведен пересчет мест перевозимого багажа и его взвешивание, в результате чего установлено, что фактически авиарейсом ввезено в Российскую Федерацию из ОАЭ 191 место багажа, вес которого составил 2 789 кг, груз на борту отсутствовал. Данные обстоятельства зафиксированы в акте таможенного досмотра (осмотра) от 20.06.2007 N 10302040/200607/000155.

По факту сообщения обществом недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию в отношении него 20.06.2007 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проведенного административного расследования таможня составила протокол об административном правонарушении от 20.07.2007 N 10302000-465/2007 и вынесла Постановление от 03.08.2007 N 10302000-465/2007 о привлечении общества к административной ответственности.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в суд. Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Таможенного кодекса Российской Федерации при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 — 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

Согласно статье 75 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения о количестве мест по каждой грузовой накладной путем представления таможенному органу стандартного документа перевозчика, предусмотренного международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация) и документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость).

Из представленных таможне обществом перевозочных документов (грузовая ведомость, генеральная декларация и отчет о полете) следует, что перевозчик не указал количество мест перевозимого багажа, в то время как при проведении таможенных мероприятий установлено 191 место багажа. Кроме того, груз на борту отсутствовал, а вес багажа составил 2 789 кг вместо указанного в документах 2190 кг.

Следовательно, факт представления обществом таможне недостоверных сведений о количестве мест ввезенного багажа, его весе и непринятие всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, подтверждается материалами дела.

Принятие обязанности по соблюдению условий перемещения товаров, в том числе и по представлению документов, содержащих достоверные сведения, подлежит обязательному соблюдению.

С учетом изложенного оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 по делу N А15-1736/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

 

Генеральная декларация

 

                                    +—+————-+—+—————+

                                    ¦   ¦Прилет       ¦   ¦Отлет          ¦
+——————+—————-+—+————-+—+—————+

¦1. Вид и описание ¦2. Номер рейса  ¦3. Аэропорт      ¦Дата, время        ¦
¦   воздушного     ¦                ¦   прилета/отлета¦прилета/отлета     ¦
¦   судна          ¦                ¦                 ¦                   ¦
¦                  ¦                ¦                 ¦                   ¦
¦                  ¦                ¦                 ¦                   ¦
+——————+—————-+——————+——————-+

¦4. Национальная   ¦5. Фамилия      ¦6. Аэропорт вылета/аэропорт          ¦
¦принадлежность    ¦   командира    ¦   назначения                        ¦
¦воздушного судна  ¦                ¦                                     ¦
¦                  ¦                ¦                                     ¦
+——————+—————-+————————————-+

¦7. Свидетельство о регистрации     ¦8. Название и адрес агента           ¦
¦   (дата, номер)                   ¦                                     ¦
¦                                   ¦                                     ¦
+————————————+                                     ¦
¦9. Вместимость                     ¦                                     ¦
¦                                   ¦                                     ¦
+————————————+                                     ¦
¦                                   ¦                                     ¦
¦                                   ¦                                     ¦
+————————————+————————————-+

¦10. Краткие сведения о рейсе                                             ¦
¦                                                                         ¦
+————————————————————————-+

¦11. Краткое описание груза                                               ¦
¦                                                                         ¦
+——————+—————+—————————————+

¦12. Число членов  ¦13. Число      ¦14. Примечания                        ¦
¦экипажа (включая  ¦пассажиров     ¦                                      ¦
¦командира)        ¦               ¦                                      ¦
¦                  ¦               ¦                                      ¦
+——————+—————+                                      ¦
¦      Прилагаемые документы       ¦                                      ¦
¦(отметить количество экземпляров) ¦                                      ¦
+——————+—————+                                      ¦
¦15. Грузовая      ¦16. Декларация ¦                                      ¦
¦ведомость         ¦   о судовых   ¦                                      ¦
¦                  ¦   припасах    ¦                                      ¦
¦                  ¦               ¦                                      ¦
+——————+—————+—————————————+

¦17. Пассажирская ведомость        ¦18. Дата и подпись командира,         ¦
¦                                  ¦уполномоченного агента или            ¦
¦                                  ¦должностного лица                     ¦
¦                                  ¦                                      ¦
+———————————-+—————————————+

 

8.2.3. Декларация о судовых припасах

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется при экспортных и импортных перевозках грузов.

 

2. Каким субъектом применяется

Применяется юридическими лицами, осуществляющими экспортные и импортные перевозки.

 

3. Сколько экземпляров составляется

Составляется в двух экземплярах.

 

4. Кем из работников составляется

Составляется представителем перевозчика, подписывается капитаном судна или другим уполномоченным на это лицом.

 

5. Обязательные реквизиты документа

Содержит следующие требуемые таможенным органом сведения:

1. краткие сведения о рейсе;

2. вид воздушного судна;

3. номер рейса;

4. национальная принадлежность;

5. вместимость (грузоподъемность);

6. фамилия командира;

7. число членов экипажа и пассажиров на борту судна;

8. дата и час прилета или отлета судна;

9. аэропорт прилета или отлета судна;

10. сведения о судовых припасах: наименование объекта, количество, особенности.

 

6. Что подтверждает

Подтверждает фактические данные, требуемые таможенным органом, о припасах на борту воздушного судна.

 

7. Порядок применения

Для таможенного оформления и таможенного контроля воздушного судна командир воздушного судна или ответственное лицо предъявляет сотруднику таможенного органа декларацию о судовых припасах в двух экземплярах, удостоверенную в соответствии с установленным порядком.

Уполномоченное лицо таможенного органа принимает эти документы и после проверки возвращает 1 экземпляр обратно на воздушное судно.

 

8. Место хранения

 

9. Использование в смешанном сообщении

Не применяется.

 

10. Использование в международном сообщении

Используется в международном сообщении.

 

11. Схема применения

 

+————+                   +———-+

¦Перевозчик +——————>¦Таможенный¦
¦составление¦      2 экз.       ¦орган     ¦
¦           ¦ +————+      1 экз.       +———-+

 

12. Дополнительные документы

Комплект дополнительно предоставляемых таможенному органу документов содержит также грузовую ведомость; документ, содержащий сведения о бортовых припасах; авиагрузовые накладные; пассажирскую ведомость; документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.

 

12. Ошибки в оформлении документа.

Внесение изменений в документ.

Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

 

14. Арбитражная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2003 г. N А56-13331/03.

Заявление ООО о признании недействительным решения ИМНС об отказе возместить налогоплательщику НДС по экспорту удовлетворено, так как в материалы дела представлены документы, подтверждающие право заявителя на возмещение НДС.

ООО "Кокет Марин Ойл Лимитед" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее — Инспекция), от 20.02.2003 N 07-50/04 и незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе возместить налогоплательщику НДС по экспорту за октябрь 2002 года.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении его требований. По мнению налогового органа, заявитель не подтвердил свое право на применение ставки 0%, предусмотренной подпунктом 8 пункта статьи 164 НК РФ, поскольку не выполнил требования подпункта 3 пункта 1 статьи 165 названного Кодекса. Инспекция указывает на то, что вместо таможенной декларации на припасы с предусмотренными этой нормой отметками таможенных органов о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации Общество представило поручения на отгрузку топлива, которые оформлены с нарушением Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов", так как в них "не указаны порт и страна назначения морского судна" и "нет стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта" — декларации о судовых припасах.

Проверив представленные документы в камеральном порядке, Инспекция установила несоответствие их требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку поручения на отгрузку оформлены с нарушением пункта 10 Приказа ГТК N 1000: "не указаны порт и страна назначения морского судна при отправлении с таможенной территории Российской Федерации" и "нет стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, которые являются неотъемлемой частью таможенной декларации".

Принятым по результатам проверки решением от 20.02.2003 N 07-50/4 Инспекция отказала Обществу в возмещении 4091527 рублей НДС, признав неправомерным применение им ставки 0% за октябрь 2002 года. Кассационная инстанция считает, что суд правомерно признал указанное решение налогового органа недействительным, как не соответствующее требованиям статей 165 и 176 НК РФ.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно статье 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 названного Кодекса документы, на основании которых налоговый орган должен не позднее трех месяцев принять решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении.

Пункт 1 статьи 165 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и припасов, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов (подпункт 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ). В этот перечень согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ включена грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа. Однако при вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов в силу названной нормы представляется таможенная декларация на припасы (ее копию) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации, а согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ — копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река — море) плавания.

В данном случае Общество представило в налоговый орган контракт от 10.05.2001, заключенный с компанией "Associated Marin Ltd." (Кипр); выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица; поручения на отгрузку судовых припасов с отметками таможенного органа и доставочные расписки (товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз припасов с территории Российской Федерации), что и соответствует требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ, а также пункта 2 приложения к Приказу ГТК N 1000.

Вместе с тем не основаны на положениях статьи 165 НК РФ доводы Инспекции об отсутствии в представленных поручениях на отгрузку судовых припасов сведений "о порте и стране назначения морского судна", а также "стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта — декларации о судовых припасах".

Несостоятельна в этом случае и ссылка налогового органа на Приказ ГТК N 1000. В соответствии с пунктом 2 приложения к данному Приказу декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда (далее — транспортные средства) во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации таможенным органом принимается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов (далее — заявка), составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение от 16.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13331/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу — без удовлетворения.

 

Декларация о судовых припасах на воздушном судне

 

                              +—+———+—+———+—+————+

                              ¦   ¦Прилет   ¦   ¦Отлет    ¦   ¦Номер      ¦
                              ¦   ¦         ¦   ¦         ¦   ¦страницы   ¦
+——————————+—+———+—+—+——+—+————+

¦1. Название (вид) воздушного     ¦2. Аэропорт     ¦3. Дата, время        ¦
¦судна, номер рейса               ¦прилета/Отлета  ¦прилета/отлета        ¦
¦                                 ¦                ¦                      ¦
+———————————+——+———-+———————-+

¦4. Национальная принадлежность         ¦Аэропорт вылета/аэропорт         ¦
¦воздушного судна                       ¦назначения                       ¦
¦                                       ¦                                 ¦
+—————-+———————-+———————————+

¦6. Число лиц на ¦7. Время стоянки      ¦8. Место стоянки                 ¦
¦борту           ¦                      ¦                                 ¦
+—————-+———————-+———————————+

¦9. Название     ¦10. Количество        ¦11. Для использования            ¦
¦предмета        ¦                      ¦официальным лицом                ¦
+—————-+———————-+————+———————+

¦                ¦                      ¦            ¦                    ¦
+—————-+———————-+————+———————+

¦                ¦                      ¦            ¦                    ¦
+—————-+———————-+————+———————+

¦                ¦                      ¦            ¦                    ¦
+—————-+———————-+————+———————+

¦                ¦                      ¦            ¦                    ¦
+—————-+———————-+————+———————+

¦                ¦                      ¦            ¦                    ¦
+—————-+———————-+————+———————+

 

12. Дата и подпись командира, уполномоченного агента или должностного лица

    ________________________________________

 

8.2.4. Пассажирская ведомость

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется при экспортных и импортных перевозках грузов.

 

2. Каким субъектом применяется

Применяется юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими экспортные и импортные перевозки.

 

3. Сколько экземпляров составляется

Составляется в двух экземплярах.

 

4. Кем из работников составляется

Составляется представителем перевозчика, подписывается капитаном судна или другим уполномоченным на это лицом.

 

5. Обязательные реквизиты документа

Содержит следующие требуемые таможенным органом сведения:

1. вид воздушного судна;

2. номер рейса;

3. национальная принадлежность;

4. фамилия командира;

5. краткое описание грузов (товаров);

6. число членов экипажа на борту судна;

7. число пассажиров на борту судна;

8. список и краткие данные о пассажирах — ФИО, дата рождения, гражданство, пункты следования, особые отметки;

9. сведения о багаже;

10. краткие сведения о рейсе;

11. дата и час прилета или отлета судна;

12. аэропорт прилета или отлета судна.

 

6. Что подтверждает

Подтверждает фактические сведения о пассажирах и их багаже на борту воздушного судна. Дополнительно может содержать сведения о экипаже.

 

7. Порядок применения

Предоставляется перевозчиком таможенному органу, подписывается капитаном судна или другим уполномоченным на это лицом. Уполномоченное лицо таможенного органа принимает документы и после проверки возвращает экземпляр пассажирской ведомости обратно на воздушное судно.

 

8. Место хранения

У перевозчика.

 

9. Использование в смешанном сообщении

Применяется.

 

10. Использование в международном сообщении

Используется в международном сообщении.

 

11. Схема применения

 

+————+                   +———-+

¦Перевозчик +——————>¦Таможенный¦
¦составление¦      2 экз.       ¦орган     ¦
¦           ¦ +————+ 1 экз. со штампом +———-+

 

12. Дополнительные документы

Комплект дополнительно предоставляемых таможенному органу документов содержит также грузовую ведомость; документ, содержащий сведения о бортовых припасах; авиагрузовые накладные; пассажирскую ведомость; документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.

 

13. Ошибки в оформлении документа.

Внесение изменений в документ.

Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

 

14. Арбитражная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 июля 2005 г. N КА-А41/6043-05.

Удовлетворяя иск об обязании налогового органа возместить НДС, суд указал, что налогоплательщик представил полный пакет документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки ноль процентов.

ОАО "Аэропорт Раменское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИМНС РФ по г. Жуковскому о признании недействительным решения налогового органа N 12 от 22.03.2004 и обязании возместить из бюджета НДС в сумме 72900 руб.

Решением суда от 27.01.05 заявленные требования удовлетворены в связи с представлением налогоплательщиком полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе ИФНС России по г. Жуковскому, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, ссылаясь на непредставление налогоплательщиком транспортных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных п. п. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Заявитель в отзыве и его представители в выступлении в заседании суда с доводами кассационной жалобы не согласились, считая, что суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Право ОАО "Аэропорт Раменское" на налогообложение по налоговой ставке 0 процентов и получение возмещения НДС основано на положениях ст. ст. 164, 165, 169, 171, 176 НК РФ.

В подтверждение права на налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов за январь 2004 г., налогоплательщиком в налоговый орган представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В качестве документов, предусмотренных п. п. 3, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, с учетом особенностей оформления реализации припасов в таможенном режиме перемещения припасов, предусмотренных ст. 165 НК РФ и Приказом ГТК РФ от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов", представлена заявка от 03.12.03 N А-273 с необходимыми отметками таможенного органа, свидетельствующими о вывозе припасов с территории РФ, задание на полет N 23, пассажирская ведомость, письмо Домодедовской таможни от 08.12.2004 N 31-11/105 о подтверждении фактического вывоза товара, в совокупности свидетельствующие о вывозе припасов с территории РФ.

Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. ст. 286, 288 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 — 289 АПК РФ, суд постановил:

решение от 27.01.2005 по делу N А41-К2-8950/04 Арбитражного суда Московской области и Постановление от 26.04.2005 N 10АП-487/05-АК Десятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Жуковскому — без удовлетворения.

 

Пассажирская ведомость

 

                    +—+———-+———-+—+———+—+——————+

                    ¦   ¦          ¦Прилет    ¦  ¦Отлет   ¦  ¦Номер страницы    ¦
+——————-+—+———-+———-+—+—-+—+—+——————+

¦1. Вид воздушного      ¦2. Номер  ¦3. Аэропорт       ¦4. Дата, время прилета/  ¦
¦судна                  ¦рейса     ¦прилета/Отлета    ¦отлета                   ¦
+————————+———-+———+———+————————-+

¦5. Национальная принадлежность воздушного  ¦6. Аэропорт вылета/аэропорт        ¦
¦судна                                      ¦назначения                         ¦
¦                                           ¦                                   ¦
+—————-+—————————+————————————+

¦7. Число лиц на ¦8. Время стоянки          ¦9. Место стоянки                   ¦
¦борту           ¦                          ¦                                   ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦ ФИО пассажира  ¦Гражданство ¦    Дата     ¦ Аэропорт  ¦  Аэропорт  ¦  Данные  ¦
¦                ¦            ¦  рождения   ¦  посадки  ¦  высадки   ¦ о багаже ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦                                 Экипаж судна                                  ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦   Должность    ¦    ФИО     ¦ Гражданство ¦   Дата    ¦  Отметки   ¦  Данные  ¦
¦                ¦            ¦             ¦ рождения  ¦            ¦ о личных ¦
¦                ¦            ¦             ¦           ¦            ¦  вещах   ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦Командир        ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦Второй пилот    ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦Штурман         ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦Бортмеханик     ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦Стюардесса      ¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

¦________________¦            ¦             ¦           ¦            ¦          ¦
+—————-+————+————-+————+————+———-+

 

Приложение 8.3

 

ДОКУМЕНТЫ,

ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТОВАРОВ НА ЭКСПОРТ

МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

 

8.3.1. Перечень документов, оформляемых при транспортировке товара на экспорт воздушным транспортом

 

Таблица 8.3.1 — Перечень документов, оформляемых

при транспортировке товаров на экспорт морским транспортом

 

+—————————-+————+——————+—————+

¦   Наименование документа   ¦  Типовая  ¦  Использование  ¦  Приложение  ¦
¦                            ¦   форма   ¦  в других видах ¦   к отчету   ¦
¦                            ¦           ¦    транспорта   ¦              ¦
+—————————-+————+——————+—————+

¦Чартер (договор фрахтования ¦           ¦Нет              ¦              ¦
¦Charter Party)              ¦           ¦                 ¦              ¦
+—————————-+————+——————+—————+

¦Фрахтовый счет              ¦           ¦Нет              ¦Приложение    ¦
¦                            ¦           ¦                 ¦2.8.3.2       ¦
+—————————-+————+——————+—————+

¦Коносамент (Bill of         ¦           ¦Нет              ¦Приложение    ¦
¦Landing) именной (Straight  ¦           ¦                 ¦2.8.3.3       ¦
¦B/L)                        ¦           ¦                 ¦              ¦
+—————————-+————+——————+—————+

¦Коносамент (Bill of         ¦           ¦                 ¦Приложение    ¦
¦Landing) на предъявителя    ¦           ¦                 ¦2.8.3.4       ¦
¦(To bearer B/L)             ¦           ¦                 ¦              ¦
+—————————-+————+——————+—————+

¦Коносамент (Bill of         ¦           ¦                 ¦Приложение    ¦
¦Landing) ордерный (Order    ¦           ¦                 ¦2.8.3.5       ¦
¦B/L)                        ¦           ¦                 ¦              ¦
+—————————-+————+——————+—————+

¦Морская накладная (Sea      ¦           ¦                 ¦Приложение    ¦
¦Waybill)                    ¦           ¦                 ¦2.8.3.6       ¦
+—————————-+————+——————+—————+

¦Линейная накладная          ¦           ¦                 ¦Приложение    ¦
¦                            ¦           ¦                 ¦2.8.3.7       ¦
+—————————-+————+——————+—————+

 

8.3.2. Фрахтовый счет

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется для морского вида транспорта.

 

2. Каким субъектом применяется

Является связующим звеном экспортера и импортера.

 

3. Сколько экземпляров составляется

Составляется в двух экземплярах.

 

4. Кем из работников составляется

Выдается транспортным оператором (грузоперевозчиком).

 

5. Обязательные реквизиты документа

Указываются фрахтовые ставки и издержки на транспортировку, а также условия платежа.

 

6. Что подтверждает

Выписывается в удостоверение того, что товар принят к перевозке.

 

7. Порядок применения

Счет может быть предъявлен в пункте отправления, если производится предварительная оплата перевозки, или в пункте назначения, если оплата производится по факту доставки.

 

8. Место хранения

 

9. Использование в смешанном сообщении

Применяется.

 

10. Использование в международном сообщении

Используется в международном сообщении.

 

11. Схема применения

 

12. Дополнительные документы

Поручение на отгрузку.

 

13. Ошибки в оформлении документа. Внесение изменений в документ

В соответствии с п. 4.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105, в тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

В первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

 

14. Арбитражная практика

Отсутствует.

 

8.3.3. Коносамент (Bill of Landing) именной (Straight B/L)

Утвержден Правилами оформления грузовых и перевозочных документов в редакции 31.10.07-89, утвержденными Минморфлотом СССР 02.01.1990, и Конвенцией Организации объединенных наций о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г.

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется только для морского и внутреннего водного транспорта.

 

2. Каким субъектом применяется

Применяется любым лицом, от имени которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любым лицом, от имени которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором морской перевозки.

 

3. Сколько экземпляров составляется

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

 

4. Кем из работников составляется

Составляется перевозчиком по требованию отправителя.

Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика.

 

5. Обязательные реквизиты документа

В коносамент должны быть включены следующие данные:

1. наименование перевозчика и место его нахождения;

2. наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3. наименование отправителя и место его нахождения;

4. наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5. наименование получателя, если он указан отправителем;

6. наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7. внешнее состояние груза и его упаковки;

8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9. время и место выдачи коносамента;

10. число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11. подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

 

6. Что подтверждает

Коносамент подтверждает наличие договора перевозки. Коносамент представляет собой доказательство поставки товара на борт судна, а также способ передачи прав на находящийся в пути товар другой стороне посредством передачи ей документа. Он подтверждает не только передачу товара перевозчику, но также и тот факт, что товар был получен в полной исправности и хорошем состоянии, насколько перевозчик может это определить. Любая отметка в транспортном документе, указывающая, что товар получен не в таком состоянии, делает такой документ "нечистым" и поэтому неприемлемым в соответствии с UCP (Uniform Customs and Practice).

 

7. Порядок применения

Именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования.

Груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала именного коносамента получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования.

В тех случаях, когда выдается коносамент или любой другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, он должен включать указание о том, что перевозка регулируется положениями Конвенции Организации объединенных наций о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г., которые лишают юридической силы любое условие, противоречащее этим положениям в ущерб грузоотправителю или грузополучателю.

Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика.

Подпись на коносаменте может быть сделана от руки, напечатана в виде факсимиле, перфорирована, поставлена с помощью штампа, в виде символов или с помощью любых иных механических или электронных средств, если это не противоречит закону страны, в которой выдается коносамент.

 

8. Место хранения

Хранится в бухгалтерии организации.

 

9. Использование в смешанном сообщении

Выдавая этот коносамент, оператор (понятие "оператор" означает исполнитель перевозки груза в смешанном сообщении, который выдает настоящий коносамент перевозки груза в смешанном сообщении и принимает на себя ответственность за исполнение договора перевозки в смешанном сообщении в качестве перевозчика):

— обязуется осуществить и/или от своего собственного имени обеспечить исполнение сквозной перевозки от места, в котором груз был принят на ответственность (место получения записано в этом коносаменте), до места сдачи назначенного в настоящем коносаменте;

— принимает на себя ответственность в соответствии с тем, как это установлено изложенными условиями.

В соответствии с условиями этого коносамента оператор должен нести ответственность за поступки и упущения своих работников или агентов, действующих в пределах своих полномочий, или любого другого лица, услугами которого он пользуется при выполнении договора перевозки, представленного этим коносаментом так, как если бы эти поступки и упущения были совершены им самим.

 

10. Использование в международном сообщении

Именной коносамент используется при перевозке грузов в международном сообщении и представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет право владения перевозимым грузом, товаром.

 

11. Схема применения

Перевозчик -> грузоотправитель

 

12. Дополнительные документы

Поручение на отгрузку.

 

13. Ошибки в оформлении документа. Внесение изменений в документ

Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

 

14. Арбитражная практика

Постановление ФАС Московского округа от 19.02.2001 N КГ-А40/327-01.

Срок исковой давности для требований, вытекающих из договора перевозки грузов, погашается давностью в один год. Предъявление претензии в письменной форме приостанавливает течение давности до того дня, когда перевозчик в письменной форме отклонил претензию.

 

BILL OR LADING (не приводится).

 

8.3.4. Коносамент (Bill of Landing) на предъявителя (To bearer B/L)

Утвержден Правилами оформления грузовых и перевозочных документов в редакции 31.10.07-89, утвержденными Минморфлотом СССР 02.01.1990, и Конвенцией Организации объединенных наций о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г.

 

1. Для каких видов транспорта применяется

Применяется только для морского и внутреннего водного транспорта.

 

2. Каким субъектом применяется

Применяется любым лицом, от имени которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любым лицом, от имени которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором морской перевозки.

 

3. Сколько экземпляров составляется

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

 

4. Кем из работников составляется

Составляется перевозчиком по требованию отправителя. Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика.

 

5. Обязательные реквизиты документа

В коносамент должны быть включены следующие данные:

1. наименование перевозчика и место его нахождения;

2. наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3. наименование отправителя и место его нахождения;

4. наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5. наименование получателя, если он указан отправителем;

6. наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7. внешнее состояние груза и его упаковки;

8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9. время и место выдачи коносамента;

10. число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11. подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Указываются фрахтовые ставки и издержки на транспортировку, а также условия платежа.

 

6. Что подтверждает

Коносамент подтверждает наличие договора перевозки. Коносамент представляет собой доказательство поставки товара на борт судна, а также способ передачи прав на находящийся в пути товар другой стороне посредством передачи ей документа. Он подтверждает не только передачу товара перевозчику, но также и тот факт, что товар был получен в полной исправности и хорошем состоянии, насколько перевозчик может это определить. Любая отметка в транспортном документе, указывающая, что товар получен не в таком состоянии, делает такой документ "нечистым" и поэтому неприемлемым в соответствии с UCP (Uniform Customs and Practice).