Распоряжение Ространснадзора от 15 декабря 2005 г. N ВС-255-р(фс)

Распоряжение Ространснадзора от 15 декабря 2005 г.

N ВС-255-р(фс)

О введении в действие инструкции (руководства) по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях

 

В целях совершенствования организации деятельности госинспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в области авиационной безопасности и в соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, предлагаю:

1.

Использовать Инструкцию (Руководство) по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях государственными инспекторами в области авиационной безопасности для целей проведения контроля.

2. Руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора Ространснадзора довести настоящее распоряжение до руководителей организаций гражданской авиации, осуществляющих аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Б. Чертока.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

 

Руководитель В.Н.САЛЕЕВ

 

См. также Распоряжение Ространснадзора от 15 декабря 2005 г. N ВС-254-р(фс) О введении в действие инструкции для государственных инспекторов по осуществлению надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортного комплекса

 

Приложение

к распоряжению Федеральной службы

по надзору в сфере транспорта

от 15 декабря 2005 года

N ВС-255-р(фс)

 

Инструкция (руководство) по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях

 

Настоящая Инструкция (Руководство) по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях (далее по тексту — Инструкция) разработана в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ), Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897, Положения о правах и ответственности государственных инспекторов Федеральной авиационной службы России по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1131 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2003 N 282), Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Положения об Управлении транспортной безопасности ФСНСТ, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18.10.2004 N АН-225фс, Руководства по производству досмотра пассажиров, экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.11.1995 N 102, зарегистрированного Минюстом России от 13.12.1995, peг. N 995 (с изменениями, внесенными Приказом ФСВТ России от 07.04.2000 N 80-ДСП, зарегистрированным Минюстом России от 24.04.2000, peг. N 2200, "О внесении изменений в порядок применения Приказа Минтранса России от 21.11.1995 N 102 "Об утверждении и введении в действие Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов"), Наставления по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации, утвержденного Приказом ДВТ Минтранса России от 26.08.1993 N ДВ-115, Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 17.10.1994 N 76, Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, утвержденного Приказом ФАС России 20.01.1998 N 22, Типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации, утвержденного Приказом ФАС России от 15.07.1998 N 222, Приказа ФАС России от 16.10.1998 N 310 "О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации", Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденной Приказом ФСВТ России и МВД России от 30.11.1999 N 120/971, Приказа Минтранса России от 30.09.2005 N 117 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 102", зарегистрированного Минюстом России 19.10.2005 peг. N 7107, Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc 8973, издание 6-2002 ИКАО), Справочным руководством по проведению проверок в сфере обеспечения авиационной безопасности (Doc 9807, издание 1-2004 ИКАО).

———————————

Далее по тексту — ВК РФ.

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Сфера применения настоящей Инструкции

1.1. Требования настоящей Инструкции предназначены для обеспечения единообразного порядка применения стандартных процедур проведения контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях, аэропортах, эксплуатантах (далее по тексту — контроль) государственными инспекторами по контролю за авиационной безопасностью Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Такой порядок обеспечивает проведение контроля выполнения авиапредприятиями, аэропортами, эксплуатантами при осуществлении ими деятельности обязательных требований в области авиационной безопасности, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.

1.2. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для должностных лиц и государственных инспекторов по контролю за авиационной безопасностью Ространснадзора и его территориальных органов, инспекторов авиапредприятий и эксплуатантов, а также для юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.

1.3. Требования и процедуры настоящей Инструкции разработаны с учетом соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем положения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", регулирующие отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не применяется к отношениям, связанным с проведением государственного контроля (надзора) инспекторскими службами гражданской авиации на территориях аэропортов.

1.4. В настоящей Инструкции использованы обязательные нормативные требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также требования Стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (Приложение 1).

 

2. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции

Для целей настоящей Инструкции используются следующие понятия и их определения:

Авиационная безопасность — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (п. 1 ст. 83 ВК РФ).

Авиационный персонал — лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (п. 1 ст. 52 ВК РФ).

Авиационное предприятие (авиапредприятие) — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ).

Аэродром — участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудование, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. 1 ст. 40 ВК РФ).

Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (п. 3 ст. 40 ВК РФ).

Внутриобъектовый режим — это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) (п. 3.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме).

Досмотр — применение технических или иных средств, предназначенных для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (приложение 17).

Груз — любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортприпасов и сопровождаемого или засланного багажа (приложение 17).

Зарегистрированный агент — агент, экспедитор грузов или любое другое юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность с эксплуатантом и обеспечивающее контроль в целях безопасности, который признается или требуется соответствующим полномочным органом в отношении груза, курьерских и срочных отправлений или почты (приложение 17).

Засланный багаж — багаж, непреднамеренно или по невнимательности отделенный от пассажиров или экипажа (Руководство по безопасности).

Зона контроля (пункт досмотра) — место, куда следуют (направляются) пассажиры (и имущество) для прохождения процедуры досмотра/проверки отсутствия у них оружия или оборудования (электронного) или для визуального осмотра (п. 3.38 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).

Контроль в целях безопасности — меры, с помощью которых может быть предотвращен пронос оружия, взрывчатых веществ или предметов, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства (приложение 17).

Контролируемая зона — рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (приложение 17).

Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль (п. 4 ст. 40 ВК).

Незаконное вмешательство — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий (п. 3 ст. 83 ВК).

Неконтролируемая зона — та зона аэропорта и здания, куда пассажиры, а также лица, не являющиеся пассажирами, имеют неограниченный доступ (Руководство по безопасности).

Неопознанный багаж — багаж, который прибыл в аэропорт с багажной биркой или без багажной бирки и не был получен или опознан пассажиром (приложение 17).

Организация, осуществляющая аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности — юридическое лицо, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта (п. 3.7 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).

Перрон — определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания (Руководство по безопасности).

Проверка при найме на работу — проверка личности и послужного списка лица, включая, когда это уместно, любые случаи привлечения к уголовной ответственности в рамках оценки возможности предоставления данному лицу права допуска без сопровождения в охраняемую зону ограниченного доступа (приложение 17).

———————————

В целях настоящей Инструкции используется термин — проверка при приеме на работу.

 

Проверка воздушного судна в целях безопасности — осмотр внутренних помещений воздушного судна, в которые пассажиры могли иметь доступ, и осмотр багажного отсека в целях обнаружения подозрительных предметов, оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств (приложение 17).

Пропускной режим — это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) (п. 2.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме).

Служба авиационной безопасности аэропорта — самостоятельное структурное подразделение аэропорта, осуществляющее в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливающее (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или в чрезвычайных обстоятельствах (п. 1.2 Типового положения о САБ аэропорта).

Служба авиационной безопасности эксплуатанта — структурное подразделение эксплуатанта, обеспечивающее выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе (п. 13 Положения о Федеральной системе защиты ГА от АНВ).

Стерильная зона — зона между любым пунктом проверки/досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (п. 3.32 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).

Сотрудник службы авиационной безопасности — лицо, имеющее специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющее деятельность по обеспечению авиационной безопасности (п. 3.32 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).

Сторонние организации — предприятия, не базирующиеся на данном аэродроме и не использующие в своей производственной деятельности рабочую площадь аэродрома (п. 3.22 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).

Транзитные пассажиры — пассажиры, вылетающие из аэропорта тем же рейсом, которым они прибыли (Руководство по безопасности).

Трансферные пассажиры/багаж — пассажиры, делающие прямую пересадку, и багаж, перегружаемый с одного рейса на другой (Руководство по безопасности).

Экипаж воздушного судна — члены летного экипажа (командир, другие лица летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоры и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 ВК РФ).

Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ).

 

3. Полномочия по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности

3.1. Полномочия по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности (контрольные и надзорные функции) возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Управление транспортной безопасности) и его территориальные органы.

3.1.1. В соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (далее — Положение), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, действующих в Российской Федерации норм и правил обеспечения авиационной безопасности, международных договоров Российской Федерации в области гражданской авиации.

3.1.2. В соответствии с п. 6 Положения Ространснадзор имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, в том числе деятельность по обеспечению авиационной безопасности, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по проведению контроля, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в области авиационной безопасности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

3.2. Полномочия государственных инспекторов по контролю за авиационной безопасностью.

3.2.1. Государственные инспекторы по контролю за авиационной безопасностью (далее — инспекторы) являются федеральными государственными служащими, работниками (должностными лицами) структурных подразделений Ространснадзора и его территориальных органов, непосредственно осуществляющими контрольные и надзорные функции.

Требования инспекторов в пределах их полномочий, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.

3.2.2. В соответствии с п. 5 ст. 84 Воздушного кодекса РФ "при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе:

1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;

3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;

4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;

5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам".

3.2.3. Инспектор в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

— контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами (их структурными подразделениями), обеспечивающими деятельность в области авиационной безопасности на территории Российской Федерации (а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, — и за ее пределами), требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации;

— проведение анализа состояния авиационной безопасности в регионе и в установленном порядке информирование заинтересованных государственных органов, организаций и предприятий о состоянии авиационной безопасности;

— в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях ;

———————————

В соответствии с правилами ст. 23, 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномоченные должностные лица органов воздушного транспорта вправе рассматривать дела, налагать и исполнять взыскание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения правонарушения.

 

— в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научными и общественными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;

— иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3.3. Инспектор при осуществлении контрольных и надзорных функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, а также настоящей Инструкцией.

3.4. Инспектор в целях реализации полномочий в области контроля за обеспечением авиационной безопасности имеет право:

— беспрепятственно в установленном порядке посещать служебные и производственные помещения аэропортов, авиапредприятий, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;

— проверять деятельность служб авиационной безопасности (далее по тексту — САБ) авиапредприятий, аэродромов, аэропортов, эксплуатантов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, САБ авиапредприятий, эксплуатантов, других юридических и физических лиц, связанную с обеспечением авиационной безопасности гражданской авиации;

— требовать и получать от авиапредприятий, аэропортов, эксплуатантов, учреждений и организаций информацию, документы, сведения и материалы по всем вопросам обеспечения авиационной безопасности и расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий;

— давать заключения по результатам проводимых территориальными органами Ространснадзора расследований актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий;

— вносить обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков в обеспечении авиационной безопасности с установлением сроков представления информации о принимаемых мерах;

— задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам;

— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам обеспечения авиационной безопасности;

— взаимодействовать в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научными и общественными организациями по вопросам обеспечения авиационной безопасности;

— участвовать в выполнении технических рейсов по проверке вновь открываемых воздушных линий, аэродромов и средств посадки, а также аэродромов на действующих воздушных линиях при внедрении новых типов воздушных судов;

— при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;

— включаться в установленном порядке в состав экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантов воздушного транспорта региона в качестве проверяющих при осуществлении полетов на внутренних линиях и на международных трассах .

———————————

1) Инспекторам территориальных органов Ространснадзора при проведении инспекций на маршруте (в полете) включаться в задание на полет разрешается только в экипажи эксплуатантов, зарегистрированных в конкретном регионе.

2) Конкретные права и обязанности работников, в том числе и начальников подразделений, излагаются в должностных инструкциях, утверждаемых в установленном порядке.

 

3.5. При проведении мероприятий по контролю инспектор не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Ространснадзора в области авиационной безопасности;

— осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей;

— требовать представление документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;

— изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

— распространять информацию, охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

3.6. Инспектор в целях реализации полномочий по контролю за обеспечением авиационной безопасности обязан:

— осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

— запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц авиапредприятий, аэропортов, эксплуатантов, САБ авиапредприятий, аэропортов, авиапредприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;

— осуществлять в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях. В соответствии с правилами ст. 23, 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномоченные должностные лица органов воздушного транспорта вправе рассматривать дела, налагать и исполнять взыскание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения правонарушения;

— давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;

— знать и выполнять требования законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, регулирующие деятельность в области авиационной безопасности гражданской авиации;

— своевременно информировать своих непосредственных начальников о вскрытых ими недостатках в обеспечении мер авиационной безопасности;

— выполнять должностные инструкции;

— хранить информацию, представляющую государственную и служебную тайну;

— выполнять правила внутреннего распорядка;

— иметь при себе удостоверение установленного образца.

3.7. Государственный инспектор в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за:

— неисполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него задач и должностных обязанностей;

— достоверность сведений по вопросам обеспечения авиационной безопасности;

— объективность и качество проводимых мероприятий по контролю, а также за правильность оформления материалов проверок;

— объективность указаний и предписаний;

— непринятие мер к нарушителям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов по вопросам обеспечения авиационной безопасности.

Государственный инспектор в целях реализации предоставленных ему полномочий в области обеспечения авиационной безопасности несет ответственность за:

— выполнение функций, возложенных на территориальный орган Ространснадзора;

— объективность и качество расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий;

— несвоевременное выполнение указаний непосредственного начальника;

— упущения и недостатки в своей работе, повлиявшие на работу по контролю обеспечения авиационной безопасности в проверяемом авиапредприятии (аэропорту, эксплуатанте).

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1. Цели и принципы проведения контроля

1.1. В соответствии со ст. 27 ВК РФ "целью государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг".

Целями организации и проведения контроля обеспечения авиационной безопасности являются:

— проверка соблюдения воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации авиапредприятиями, аэропортами, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки, авиационные работы и услуги, действующих норм и правил по обеспечению авиационной безопасности;

— выявление имеющихся недостатков и несоответствий в системе обеспечения авиационной безопасности;

— подготовка соответствующих предписаний и рекомендаций для их устранения или исправления.

1.2. Основными принципами организации и проведения контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях являются:

— презумпция добросовестности проверяемого юридического лица;

— установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

— открытость и доступность для юридических лиц нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении контроля;

— обеспечение качества всех аспектов контроля, включая планирование, проведение, оформление результатов проверок и выполнение последующих мероприятий;

— проведение мероприятий по контролю инспекторами Ространснадзора;

— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции Ространснадзора;

— периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

— учет мероприятий по контролю, проводимых Ространснадзором;

— возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц Ространснадзора, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленными федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и настоящей Инструкцией;

— признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

— устранение Ространснадзором в полном объеме допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица обоснованной;

— ответственность Ространснадзора и его должностных лиц за нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные при проведении контроля;

— недопустимость взимания платы с юридических лиц за проведение мероприятий по контролю;

— конфиденциальность информации, полученной по результатам контроля.

 

2. Требования к организации и проведению контроля

2.1. Ространснадзор проводит и контролирует проведение профессиональной подготовки и аттестации инспекторов.

2.2. Инспекторы имеют служебные удостоверения:

— удостоверения, подписанные Руководителем Ространснадзора, дают право прохода на территорию и объекты авиапредприятий и аэропортов, входящих в сферу деятельности Ространснадзора (исключая контролируемую зону аэропортов) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;

— удостоверения, подписанные руководителями территориальных управлений государственного авиационного надзора (УГАН) Ространснадзора, дают право прохода на территорию и объекты авиапредприятий и аэропортов, входящих в сферу деятельности территориального органа (исключая контролируемую зону аэропортов) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Предъявитель удостоверения со специальным вкладышем на основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта":

— уполномочен Федеральной службой по надзору в сфере транспорта осуществлять контрольные и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации, на объектах гражданской авиации, входящих в сферу деятельности Ространснадзора и в сферу деятельности территориального УГАН;

— имеет право беспрепятственного прохода на территорию и объекты авиапредприятий и аэропортов (включая контролируемую зону аэропортов) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

2.3. Мероприятия по контролю проводятся на основании приказов (распоряжений) Ространснадзора и его территориальных органов.

В приказе (распоряжении) о проведении мероприятия по контролю указываются:

— номер и дата приказа (распоряжения) о проведении мероприятия по контролю;

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

— наименование юридического лица, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;

— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Приказ (распоряжение) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия вместе со служебным удостоверением предъявляются инспектором должностному лицу авиапредприятия (аэропорта, организации гражданской авиации, подразделения ведомственной охраны уполномоченного органа в области транспорта).

2.4. Мероприятие по контролю может проводиться только теми инспекторами, которые указаны в приказе (распоряжении) о проведении мероприятия по контролю конкретного авиапредприятия (аэропорта).

2.5. Мероприятия по контролю могут проводиться как отдельными инспекторами, так и группой инспекторов.

Группа по проведению мероприятий по контролю, как правило, состоит из руководителя группы и двух — трех членов. Число членов группы зависит от масштаба, объема и сложности предстоящей проверки.

При необходимости к проверке могут быть привлечены в установленном порядке научные и иные организации, ученые и специалисты.

2.6. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях и на основании мотивированного предложения инспектора или руководителя группы инспекторов Руководителем Ространснадзора или его заместителем по транспортной безопасности срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

2.7. Мероприятия по контролю проводятся в форме плановых и внеплановых проверок выполнения юридическими лицами обязательных требований по обеспечению авиационной безопасности.

2.7.1. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в два года.

2.7.2. Внеплановые проверки проводятся в целях контроля исполнения предписаний об устранении выявленных в ходе плановой проверки нарушений обязательных требований по обеспечению авиационной безопасности.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся Ространснадзором также в случаях:

— получения информации от юридических лиц о возникновении чрезвычайных ситуаций и актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, об изменениях или о нарушениях технологий процессов досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц;

— обращения физических и юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, связанные с невыполнением ими обязательных требовании, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Ространснадзор (территориальный УГАН Ространснадзора) с подобной информацией, не могут служить основанием для обязательного проведения внепланового мероприятия по контролю.

 

3. Меры, принимаемые инспекторами по фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятий по контролю

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом обязательных требований Ространснадзор в пределах полномочий обязан принять меры ограничительного или запретительного характера с целью устранения выявленных нарушении, их предупреждения, предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности путем направления проверяемому авиапредприятию (аэропорту, эксплуатанту) Предписания об устранении выявленных несоответствий обязательным требованиям с указанием срока доклада о ходе их устранения.

 

4. Порядок проведения мероприятия по контролю

4.1. При проведении мероприятия по контролю инспектором (группой инспекторов) проверяется соблюдение обязательных требований законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, Программы обеспечения авиационной безопасности, локальных нормативных правовых актов авиапредприятия (аэропорта, эксплуатанта) по обеспечению авиационной безопасности.

4.2. По результатам проведения мероприятия по контролю инспектором (группой инспекторов) составляется акт и заполняется карта проведения контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятии (аэропорте, эксплуатанте). Форма карты приведена в Приложении 2.

 

5. Порядок оформления результатов мероприятия по контролю

5.1. По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором по контролю за авиационной безопасностью составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

— дата, время и место составления акта;

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

— наименование проверяемого авиапредприятия (аэропорта, эксплуатанта), фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю;

— дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

— сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных несоответствиях, об их характере, в случае необходимости — о должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

— сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта, а также иных должностных лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

— подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются объяснения должностных лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

5.2. Один экземпляр акта с копией карты проведения контроля обеспечения авиационной безопасности вручается руководителю авиапредприятия (аэропорта, эксплуатанта) или его заместителю, или их представителям под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Ространснадзора.

5.3. В случае выявления в результате мероприятия по контролю в действиях должностных лиц авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта или в действиях юридического лица состава административного правонарушения должностным лицом Ространснадзора составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушении.

5.4. Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

5.5. Руководители аэропортов, авиапредприятий, предприятий гражданской авиации, юридических лиц обеспечивают по требованию инспекторов присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

5.6. Должностные лица и (или) представители аэропорта, авиапредприятия, предприятия гражданской авиации при проведении мероприятий по контролю имеют право:

— непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями инспекторов;

— обжаловать действия (бездействие) инспекторов в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.7. Нормативные правовые акты, принятые Ространснадзором в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

III. ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Модуль I

Организации обеспечения авиационной безопасности

 

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов (п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897).

Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

Служба авиационной безопасности эксплуатанта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе (п. 13 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 ).

———————————

Далее по тексту — Положение о Федеральной системе защиты ГА от АНВ.

 

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Наличие в Уставе авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта (далее по тексту — авиапредприятие) видов деятельности: обеспечение авиационной безопасности и урегулирование чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия.

2. Наличие выданного в установленном порядке действующего сертификата организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, лицензии на выполнение деятельности по авиационной безопасности, сертификатов (удостоверений) о прохождении подготовки и повышения квалификации (переподготовки) сотрудников САБ.

3. Организационно-производственная структура САБ, ее техническое, производственное и финансовое обеспечение:

— наличие приказа о создании САБ;

— наличие Положения о САБ, утвержденного руководителем авиапредприятия и согласованного с Ространснадзором (территориальным органом Ространснадзора); наличие структурной схемы авиапредприятия и САБ, соответствие структуры САБ типовой структуре;

— список руководящего состава, ответственного за обеспечение авиационной безопасности; наличие должностных инструкций с указанием полномочий (права, обязанности), ответственность указанных лиц, укомплектованность САБ руководящим составом согласно штатному расписанию, уровень и достаточность квалификации специалистов, занимающих руководящие должности (количество и названия штатных должностей руководящего состава САБ определяются условиями его деятельности, объемами и характером выполняемых работ по авиационной безопасности);

— наличие приказа о назначении должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с Планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, и решений о возможности работы авиапредприятия с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации;

<...> сотрудников САБ, непосредственно связанных с обеспечением авиационной безопасности, должностных инструкций для сотрудников САБ, утвержденного перечня категорий сотрудников САБ, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) авиационной безопасности;

— порядок ведения учета кадрового состава САБ, фактическое состояние его подготовки и повышения (подтверждения) квалификации, организация контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала САБ.

4. Нормативно-правовое обеспечение авиационной безопасности:

— наличие Программы обеспечения авиационной безопасности, утвержденной Руководителем авиапредприятия и согласованной с Ространснадзором, территориальным органом Ространснадзора, в случае эксплуатанта — с руководителем аэропорта (рекомендуется согласовывать Программу с территориальными органами внутренних дел, пограничного и таможенного контроля). Соответствие Программы рекомендациям Добавлений 9 и 15 "Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" (Doc 8973);

— наличие технологий производства досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденных руководителем авиапредприятия и согласованных с территориальным органом Ространснадзора и линейным органом внутренних дел на транспорте;

— наличие Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму, утвержденной руководителем авиапредприятия и согласованной с территориальным органом Ространснадзора (на аэродромах совместного базирования, внесенных в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, Инструкция согласовывается с руководителями совместно базирующихся организаций (войсковых частей); в международном аэропорту Инструкция согласовывается с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля);

— наличие Инструкции по размещению и охране воздушных судов и объектов авиапредприятия, утвержденной руководителем авиапредприятия, дислокации постов и сведений о потребной численности охраны, Табеля постам, схемы размещения воздушных судов и расположения постов, маршрутов патрулирования подвижных нарядов, инструкции караулу;

— наличие Инструкции по предполетному и дополнительному досмотру гражданских воздушных судов со схемами и перечнями мест досмотра, утвержденной руководителем авиапредприятия и согласованной с территориальным органом Ространснадзора (в случае международного аэропорта — согласованной с территориальными органами пограничного и таможенного контроля);

— наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия.

5. Наличие и состояние служебных помещений (кабинетов, комнат разборов) и бытовых помещений (комнат отдыха и приема пищи, раздевалок, сушилок спецодежды и т.п.) для размещения САБ, обеспеченность средствами компьютерной и оргтехники, средствами связи и транспортными средствами (достаточность площадей; их оснащение системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения; соблюдение в помещениях температурного режима, вентиляции, освещения);

— наличие действующих договоров об аренде производственных, служебных и (или) бытовых помещений с собственниками зданий, сооружений и технических средств досмотра в случае, если авиапредприятие не располагает собственными зданиями, сооружениями, помещениями и техническими средствами досмотра.

6. Обеспеченность законодательными, нормативными правовыми актами, документами ИКАО и информационными материалами, порядок доступа к ним:

— поддержание нормативно-правовой базы в контрольном состоянии: порядок доведения до сведения, порядок внесения изменений, дополнений, отмены в контрольные экземпляры законодательных, нормативных правовых актов и доведения их до сведения сотрудников САБ;

— порядок соблюдения конфиденциальности информации по обеспечению авиационной безопасности.

7. Система контроля за выполнением принятых мер по авиационной безопасности:

— периодичность проведения контроля за выполнением мер безопасности, проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению авиационной безопасности; деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) авиапредприятия в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства, порядок внесения изменений и дополнений в документы по авиационной безопасности, наличие и ведение документации по учету проводимого контроля, назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля, организация выполнения мер по результатам контроля.

8. Система информации и связи по авиационной безопасности:

— состояние учета и отчетности по авиационной безопасности (соблюдение порядка и своевременность представления в уполномоченные соответствующие федеральные органы исполнительной власти установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении авиационной безопасности, а также другой информации по вопросам состояния авиационной безопасности), наличие ответственных лиц за ведение учета и отчетности.

9. Соблюдение порядка допуска сотрудников САБ к работам по обеспечению мер авиационной безопасности (начальная подготовка, текущая учеба, повышение (подтверждение) квалификации):

— организация и обеспечение подготовки сотрудников САБ, наличие и выполнение планов подготовки, повышения (подтверждения) квалификации, в том числе:

— в учебных заведениях ГА, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования гражданской авиации (на основании договоров или разовых заявок);

— на собственной учебной базе;

— наличие программ начальной подготовки и текущей учебы сотрудников САБ, утвержденных руководителем авиапредприятия и согласованных с территориальным органом Ространснадзора;

— организация и обеспечение подготовки авиаперсонала авиапредприятия, работников авиапредприятия, не относящихся к авиаперсоналу, членов экипажей гражданских воздушных судов мерам обеспечения авиационной безопасности (наличие и выполнение планов текущей учебу и повышения квалификации), планы проведения аттестации сотрудников САБ.

10. Ведение учета и отчетности наличия, состояния и движения служебного оружия, боеприпасов и спецсредств САБ, наличие ответственных лиц за ведение данного учета.

11. Использование информационных технологий в целях организации обеспечения авиационной безопасности.

Администрация авиационных предприятий, аэропортов (городских аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с Межрегиональными территориальными управлениями ФСВТ России .

Каждое авиапредприятие должно разработать и осуществлять Программу обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (п. 14 Положения о Федеральной системе защиты ГА от АНВ).

———————————

В настоящее время территориальные органы государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН ФСНСТ).

 

При проведении контроля инспектором проверяется соответствие требований Программы обеспечения авиационной безопасности (далее — Программы) авиапредприятия требованиям ВК РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, Стандартам по авиационной безопасности, содержащимся в приложении 17 к Чикагской конвенции 1944 года, по следующим разделам:

— цель Программы, включая порядок допуска к содержащейся в ней информации, порядок внесения дополнения и изменения;

— перечень законодательных, нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации, определяющих правовую систему обеспечения авиационной безопасности;

— права, обязанности и ответственность полномочных федеральных и местных органов власти в области обеспечения авиационной безопасности, администрации авиапредприятия, САБ, структурных подразделений, эксплуатантов и сторонних организаций как в нормальных условиях функционирования, так и в случае чрезвычайных ситуаций или актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия;

— полномочия и персональный состав аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

— порядок предоставления и рассылки информации по вопросам обеспечения авиационной безопасности, включая информацию о проверках, проводимых силами САБ, правила присвоения грифа секретности и обращения конфиденциальной информации, и правила связи, включая порядок официальных контактов, в том числе и со СМИ (состав информации и порядок ее прохождения);

— описание деятельности авиапредприятия, включая название, местоположение относительно ближайшего населенного пункта и официальный адрес авиапредприятия, его назначение, наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы собственности, номер телефона и кодовое обозначение, регламент работы, процедуры по обеспечению авиационной безопасности, применяемых в авиапредприятии в рабочее и нерабочее время, описание неконтролируемых, контролируемых зон и охраняемых зон ограниченного доступа, краткое описание видов деятельности, осуществляемой всеми находящимся на территории авиапредприятия предприятиями и организациями;

— меры безопасности в авиапредприятии с описанием мер и процедур авиационной безопасности: безопасность воздушных судов, включая воздушные суда эксплуатантов авиации общего назначения (АОН), и объектов авиапредприятия, безопасность пассажиров, в том числе пассажиров отдельных категорий, членов экипажей гражданских воздушных судов, в том числе членов экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН, работников авиапредприятия, в том числе авиаперсонала и обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, контроль за перевозкой оружия и боеприпасов, технические средства обеспечения авиационной безопасности;

— подготовка и повышение квалификации кадров в области авиационной безопасности с указанием периодичности обучения по категориям работников, сведения о преподавательском составе и учебной базе;

— приложения к Программе: схема территории авиапредприятия (аэропорта, аэродрома, посадочной площадки) с указанием контролируемых зон, расположения объектов и места специальной стоянки для проведения дополнительного досмотра воздушных судов, схема организации охраны воздушных судов и объектов авиапредприятия, схема здания аэровокзала с указанием зон досмотра, оборудования и стерильной зоны.

Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности (п. 11 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление в Положении об аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, ее основных полномочий, в том числе:

— координация выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности и требований Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия;

— надзор и контроль за выполнением Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия включая специальные меры, введенные администрацией авиапредприятия, эксплуатантами и арендаторами;

— разработка рекомендаций по применению и исполнению законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, Руководства по авиационной безопасности ИКАО;

— определение и обновление перечня уязвимых зон, включая объекты авиапредприятия и системы его обеспечения, и проверка состояния безопасности этих зон согласно установленному графику;

— обеспечение необходимых мероприятий в целях авиационной безопасности и процедур, адекватных оценкам угроз, и их постоянный пересмотр с учетом реальных условий и непредвиденных обстоятельств в периоды повышенной опасности и чрезвычайных ситуаций;

— проведение выборочных проверок состояния авиационной безопасности;

— информирование Ространснадзора и его территориального органа о состоянии мер безопасности и действующих в авиапредприятии процедурах, и сообщение ему о любых проблемах, связанных с обеспечением охраны объектов авиапредприятия и его отдельных служб (структурных подразделений), которые не могут быть решены на региональном (местном) уровне;

— включение мер по авиационной безопасности в программы строительства и (или) реконструкции авиапредприятия;

— уведомление в письменном виде и в части, их касающейся, эксплуатантов воздушных судов, включая эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения, о вопросах, связанных с авиационной безопасностью;

— координация мер по авиационной безопасности в ходе разработки Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

2. Сведения о составе аэропортовой комиссии по авиационной безопасности (возглавляется заместителем руководителя местного органа исполнительной власти).

3. Наличие планов работы аэропортовой комиссии по авиационной безопасности.

4. Периодичность заседаний, наличие протоколов заседаний.

 

Модуль II

Обеспечение правил пропускного и внутриобъектового режима

 

Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.

Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты — воротами.

Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта — иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.

Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением (п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897 )).

———————————

Далее по тексту — Нормы, правила и процедуры по АБ

 

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил пропускного и внутриобъектового режимов и ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму, разработанной с учетом специфики местных условий:

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия должны быть описаны:

— контролируемые зоны, стерильные зоны аэропорта, иные объекты и меры, установленные для исключения возможности несанкционированного доступа в них физических лиц и транспортных средств;

— системы пропускного и внутриобъектового режимов, включая порядок допуска работников и транспорта авиапредприятия, пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов, лиц сторонних организаций в контролируемую зону и на объекты авиапредприятия, порядок допуска транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону авиапредприятия;

— должностные лица авиапредприятия, уполномоченные принимать решение о выдаче пропусков, а также лица, ответственные за подготовку, контроль и выдачу пропусков в контролируемые зоны, охраняемые зоны ограниченного доступа;

— процедуры досмотра при допуске лиц и транспортных средств в контролируемую зону авиапредприятия с применением технических средств досмотра или ручного досмотра;

— порядок учета, хранения бланков пропусков, выдачи и изъятия всех видов пропусков, используемых в авиапредприятии;

— система охраны воздушных судов и объектов авиапредприятия.

1.2. В Программе обеспечения авиационной безопасности должны быть определены мероприятия по усилению действующих в авиапредприятии систем пропускного и внутриобъектового режимов в периоды повышенной опасности или при наличии особой угрозы (привлечение дополнительных сил и средств, меры по обеспечению быстрого закрытия контролируемых зон, стоянок воздушных судов, стоянок автотранспорта в случае появления угрозы и др.).

2. В Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму должны быть установлены:

2.1. Требования по организации и осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов: установление правил допуска в контролируемую зону авиапредприятия работников авиапредприятия, членов экипажей гражданских воздушных судов, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей сторонних организаций, транспортных средств, в том числе при возникновении авиационных происшествий и чрезвычайных ситуаций; использование установленной системы пропусков, наличие уполномоченного органа, ответственного за выдачу пропусков и выполнение требований пропускного и внутриобъектового режимов.

2.2. Порядок доведения обязательных требований по соблюдению пропускного и внутриобъектового режимов до сведения авиационного персонала, работников авиапредприятия, сотрудников САБ.

3. Организация и обеспечение охраны территории авиапредприятия и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио- и светотехнического оборудования аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов:

— состояние охраны территории авиапредприятия и ее границ, в том числе за пределами территории авиапредприятия;

— состояние охраны контролируемых зон: наличие, система и состояние ограждений, освещение и т.п., распределение ответственности за охрану зон;

— наличие и состояние ограждения авиапредприятия по периметру и расположенных на его территории объектов гражданской авиации: наличие козырька, предупредительных аншлагов, постовых вышек, освещения, патрульной дороги и полос безопасности вдоль ограждения;

— наличие подвижных патрулей и периодичность патрулирования: патрулирование перрона, периметра ограждения, прилегающих зон за ограждением, в том числе расположенных в непосредственной близости от порога ВПП, и рулежных дорожек в различное время, по разным маршрутам и различными способами;

— дополнительные ограждения на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах;

— оборудование наружным освещением стоянок воздушных судов, территории отдельно расположенных объектов и контрольно-пропускных пунктов;

— применение инженерно-технических средств охраны: периметровая и объектовая охранной сигнализации, средства видеонаблюдения, освещение, приборы ночного видения, обзорно-постовые вышки. Перроны и другие места стоянок должны быть освещены, и освещение должно охватывать наиболее уязвимые секторы по периметру авиапредприятия;

— меры для защиты периметра авиапредприятия и установок электроснабжения, электрических подстанций КДП и других сооружений служб ОВД, ГСМ, РТО и связи: ограждение территории этих объектов, оборудование объектов техническими средствами охраны, установление на этих объектах строгого пропускного и внутриобъектового режимов;

— специальные меры для предотвращения попыток хищений и порчи средств топливоснабжения, связи и электроснабжения.

4. Организация и состояние контроля доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны авиапредприятия.

4.1. Наличие и состояние КПП, их оборудование:

— наличие средств связи, освещения, тревожной сигнализации, ворот (с полностью автоматизированными системами открытия и закрытия с помощью средств дистанционного управления), шлагбаумов площадок и технических средств для производства досмотра автотранспорта, а также технических средств досмотра обслуживающего персонала;

— меры контроля САБ за использованием запасных ворот в ограждении аэродрома для проезда транспорта к отдельно стоящим объектам авиапредприятия;

— меры контроля САБ за проходами через границы между зонами ограниченного доступа и контролируемыми зонами (наличие охраняемых и/или закрытых дверей).

4.2. Процедуры контроля доступа лиц в контролируемые зоны.

4.2.1. Наличие актов плановых и внеплановых комплексных проверок состояния пропускного и внутриобъектового режима, проводимых должностными лицами авиапредприятия, в том числе, совместно с представителями органов пограничного, таможенного контроля, планы мероприятий по устранению выявленных недостатков.

4.2.2. Меры контроля допуска пассажиров в контролируемую зону авиапредприятия и к местам посадки в воздушные суда:

— допуск пассажиров, в том числе обслуживаемых в залах официальных делегаций, должен осуществляться после регистрации и прохождения предполетного досмотра, а в международных аэропортах осуществляется после прохождения всех видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— залы официальных лиц и делегаций должны быть изолированы от остальных помещений (вход в них должен располагаться вне контролируемой зоны, а выход на перрон — контролироваться);

— контроль за перемещением пассажиров в стерильной зоне и посадкой их в воздушные суда должен осуществляться работниками службы организации пассажирских перевозок и сотрудниками САБ, а в международных аэропортах — и представителями органов пограничного и таможенного контроля;

— выход пассажиров и членов экипажей воздушных судов на перрон международного сектора должен быть запрещен, а также должны быть запрещены их посадка (высадка) в (из) воздушное судно международного сообщения без разрешения органов пограничного и таможенного контроля;

— пассажиры международных рейсов, следующих транзитом или трансфером через территорию Российской Федерации, должны размещаться в специально выделенном для них помещении.

4.2.3. Меры контроля допуска членов экипажей воздушных судов в контролируемую зону:

— члены экипажей воздушных судов допускаются по удостоверениям установленного образца для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации; удостоверения действительны для прохода в контролируемую зону только в тех аэропортах, которые указаны в задании на полет, а также на запасных аэродромах по маршруту следования;

— члены экипажей воздушных судов зарубежных авиапредприятий в международных аэропортах допускаются по идентификационным картам; действительны для посещения служб, обеспечивающих вылет воздушного судна;

— порядок допуска в контролируемую зону должностных лиц, вписанных в задание на полет с целью проведения ими инспекторской проверки работы экипажа в полете по выполнению нормативных требований по обеспечению безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности, качеству проведения работ и оказания услуг;

— члены экипажей воздушных судов, а также лица, вписанные в задание на полет с целью проведения инспекторской проверки экипажа в полете, должны допускаться в контролируемую зону после прохождения предполетного досмотра, а в случаях следования воздушного судна за границу Российской Федерации — после прохождения таможенного и пограничного контроля.

4.2.4. Меры контроля допуска наземного персонала в контролируемую зону:

— специалисты авиапредприятия, имеющие непосредственное отношение к подготовке и выполнению полетов, техническому обслуживанию воздушных судов, обеспечивающие авиационную безопасность и находящиеся в стерильной зоне допускаются на перрон и в воздушные суда для выполнения служебных обязанностей при наличии у них пропусков установленного образца (на верхней одежде с левой стороны должен находиться личный пропуск с фотографией и надписями с указанием секторов допуска) и прохождения досмотра;

— работники международных аэропортов, представители иностранных авиапредприятий допускаются в зону пограничного контроля по пропускам, выдаваемым органами пограничного контроля, после прохождения досмотра;

— должен быть установлен порядок ограничения доступа обслуживающего наземного персонала к воздушным судам в период осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

4.2.5. Меры контроля допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону:

— лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность, а в зону пограничного контроля международного аэропорта — по пропускам, выдаваемым органами пограничного контроля;

— работники ФСНСТ МТ РФ и ФАВТ МТ РФ, УГАН ФСНСТ МТ РФ (до заместителей начальников управлении включительно) при выполнении ими служебных обязанностей допускаются на основании служебного удостоверения с вкладышем;

— работники Межгосударственного авиационного комитета допускаются на основании служебного удостоверения и командировочных удостоверений, подписанных руководителем указанного органа;

— специалисты авиапредприятий, организаций гражданской авиации и других ведомств, привлекаемые к работе в комиссии Межгосударственного авиационного комитета, допускаются по временным пропускам, выдаваемым в установленном порядке согласно заявке, подписанной председателем комиссии или его заместителем;

— представители ФСБ России (в том числе и ФПС), МВД России, ФТС России, Российской трудовой инспекции и органов прокуратуры Российской Федерации, не имеющие пропусков в данное авиапредприятие, допускаются на основании служебного удостоверения с соблюдением мер авиационной безопасности и в соответствии с порядком, установленным администрацией авиапредприятия в Технологии (Инструкции), согласованным с территориальными подразделениями указанных органов и утвержденным на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

— сотрудники ФСО России при выполнении служебных обязанностей и проведении охранных мероприятии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О Государственной охране" допускаются с табельным оружием и специальными техническими средствами;