Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 609

Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 г.

N 609

Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации

 

В соответствии со статьей 95

N 60-ФЗ» href=»/avia/vk_rf.htm»> Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, устанавливающие порядок расследования, классификацию и учет авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации, а также порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

С.КИРИЕНКО

 

 

 

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 июня 1998 г. N 609

 

Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1.1. Общие положения

 

1.1.1. Настоящие Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (далее именуются — Правила) разработаны в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, межправительственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 года с учетом стандартов и рекомендаций Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (далее именуется — Конвенция ИКАО) и являются нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим деятельность в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами.

1.1.2. Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами, устанавливают порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации, участия уполномоченных представителей Российской Федерации в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств, учета указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.

1.1.3. Требования Правил являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области гражданской авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе организаций и граждан, осуществляющих разработку, испытания, производство, сертификацию, эксплуатацию и ремонт авиационной техники, сертификацию объектов авиационной инфраструктуры, выполнение и обеспечение полетов, подготовку авиационного персонала, а также участников расследования авиационных происшествий или инцидентов.

1.1.4. Авиационное происшествие или инцидент с гражданским воздушным судном Российской Федерации либо с гражданским воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с настоящими Правилами.

Расследование проводится комиссией, назначаемой в порядке, установленном настоящими Правилами.

Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.1.5. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

Любое судебное или административное разбирательство, направленное на установление доли чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно от расследования, выполняемого в соответствии с настоящими Правилами.

1.1.6. Процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчета и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

Расследование авиационного происшествия или инцидента проводится по принципу многофакторности, предусматривающему выявление отклонений от нормального функционирования авиационной транспортной системы и оценку влияния этих отклонений на исход полета воздушного судна .

———————————

Далее по тексту под воздушным судном, если не оговорено иное, понимается гражданское воздушное судно.

 

Процесс расследования не предполагает отстаивания или защиты интересов участвующих сторон.

Полномочному органу по расследованию авиационных происшествий, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО, предоставляется независимость в проведении расследования и неограниченные полномочия на его проведение.

1.1.7. Полномочия и ответственность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и на основании статьи 79 Конституции Российской Федерации возложены на Межгосударственный авиационный комитет (далее именуется — МАК).

1.1.8. Полномочным федеральным органом регулирования деятельности в области гражданской авиации, в компетенцию которого входит участие в расследовании авиационных происшествий, а также организация и проведение расследования авиационных инцидентов, является Федеральная авиационная служба России (ФАС России).

1.1.9. Специально уполномоченные органы в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами и их территориальные органы должны взаимодействовать и обмениваться информацией, получаемой в ходе расследования.

1.1.10. Нормативные правовые акты по вопросам расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

1.1.11. Право разъяснения по вопросам применения настоящих Правил предоставляется специально уполномоченным органам (далее именуются — полномочные органы), на которые в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации возложены полномочия по расследованию авиационных происшествий или инцидентов (МАК и ФАС России соответственно).

 

1.2. Классификация и определения

 

1.2.1. Классификация авиационных событий

 

1.2.1.1. Авиационные события подразделяются на:

— авиационные происшествия;

— авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

— производственные происшествия.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

— авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);

— авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).

Производственные происшествия подразделяются на:

— повреждения воздушного судна;

— чрезвычайные происшествия.

1.2.1.2. Расследование авиационных событий, не относящихся к авиационным происшествиям и инцидентам, производится в порядке, определяемом ФАС России.

1.2.1.3. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступившими последствиями. По результатам расследования оформляются общий окончательный отчет и информационные отчеты на каждое воздушное судно.

 

1.2.2. Определения

 

1.2.2.1. Авиационное происшествие — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

Примечание. Только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом.

б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:

— нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна;

— требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением: случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;

в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.

Примечание. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски и не было установлено местонахождение воздушного судна или его обломков. Решение о прекращении поиска гражданского воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает ФАС России.

1.2.2.2. Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) — авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.

1.2.2.3. Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) — авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

1.2.2.4. Авиационный инцидент — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.

———————————

Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации в качестве инцидентов, приведен в Приложении 1.

 

1.2.2.5. Авиационное предприятие — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

1.2.2.6. Бортовой самописец (бортовое устройство регистрации) — любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве источника информации, используемой для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов.

1.2.2.7. Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

1.2.2.8. Государство изготовителя — государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку воздушного судна.

1.2.2.9. Государство места события — государство, на территории которого имело место авиационное происшествие или инцидент.

1.2.2.10. Государство разработчика — государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа воздушного судна.

1.2.2.11. Государство регистрации — государство, в реестр которого занесено воздушное судно.

1.2.2.12. Государство эксплуатанта — государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, постоянное место пребывания эксплуатанта.

1.2.2.13. Максимальная масса — максимальная сертифицированная взлетная масса воздушного судна, указанная в его эксплуатационной документации.

1.2.2.14. Мероприятие по обеспечению безопасности полетов — действие, направленное на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов.

1.2.2.15. Организация гражданской авиации — авиационное предприятие, аэропорт, авиационно-техническая база, авиаремонтный завод, научно-исследовательский институт, учебное заведение и любая другая организация, занимающаяся деятельностью, связанной с выполнением полетов и их обеспечением в гражданской авиации.

1.2.2.16. Повреждение воздушного судна на земле — событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой воздушного судна, при котором судну причинены повреждения, не нарушающие его силовые элементы и не ухудшающие летно-технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.

1.2.2.17. Полевой этап расследования — период времени с момента начала работ Комиссии на месте авиационного происшествия или инцидента до момента, когда работы на месте происшествия или инцидента прекращены.

1.2.2.18. Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента — лицо, которому в силу наличия у него соответствующей квалификации поручена организация и проведение расследования, а также контроль за его ходом.

1.2.2.19. Причины (факторы) авиационного происшествия или инцидента — действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту.

1.2.2.20. Публикация результатов расследования — представление окончательного отчета обязательным адресатам в соответствии с указанной в настоящих Правилах разнарядкой, а также возможность ознакомления с результатами расследования других юридических или физических лиц.

1.2.2.21. Расследование — процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности полетов.

1.2.2.22. Рекомендация по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов, направленная на обеспечение безопасности полетов, — предложение комиссии, проводящей расследование, сделанное на основе информации, полученной при расследовании, с целью предотвращения авиационных происшествий или инцидентов.

1.2.2.23. Серьезный авиационный инцидент — авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.

Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:

— выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации;

— возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);

— значительное снижение работоспособности членов экипажа;

— значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

— получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне;

— значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;

— возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;

— разрушение или рассоединение элементов управления;

— повреждение элементов воздушного судна, не относящееся к авиационному происшествию.

1.2.2.24. Серьезное телесное повреждение — телесное повреждение, полученное лицом во время авиационного происшествия или инцидента, причинившее тяжкий или опасный вред здоровью, а также не опасный для жизни вред здоровью, являющийся тяжким по последствиям, и которое:

а) требует госпитализации более чем на 48 часов в течение семи дней с момента получения повреждения;

б) привело к перелому любой кости (за исключением простых переломов пальцев рук, ног или носа), вывихам в крупных суставах конечностей и позвонков или сдавливанию мягких тканей с синдромом раздавливания;

в) связано с разрывами биологических тканей, вызывающими сильное кровотечение, повреждение нервных стволов, мышц или сухожилий;

г) привело к повреждению любого внутреннего органа, а также проникающим ранениям и ушибам глазного яблока, сопровождающимся расстройством зрения;

д) связано с получением термических, химических и других ожогов второй или третьей степени независимо от площади поражения, или любых ожогов, поражающих более 5% поверхности тела, или ожогов верхних дыхательных путей; с воздействием электрического тока, сопровождающимся нарушением сознания, расстройством дыхания; а также с обморожением 3-й и 4-й степени или общим охлаждением организма;

е) связано с подтвержденным фактом воздействия инфекционных, отравляющих веществ или проникающей радиации;

ж) привело к сотрясению головного и спинного мозга средней и тяжелой степени, внутричерепным кровоизлияниям травматического характера;

з) повлекло за собой прерывание беременности.

1.2.2.25. Советник — лицо, которому поручено государством в силу наличия у него соответствующей квалификации оказание помощи уполномоченному представителю в расследовании.

1.2.2.26. Уполномоченный представитель — лицо, которому поручено государством в силу наличия у него соответствующей квалификации участие в расследовании, проводимом другим государством.

1.2.2.27. Чрезвычайное происшествие — событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, но не относящееся к авиационному происшествию, при котором наступило одно из следующих последствий:

— гибель кого-либо из находившихся на борту воздушного судна в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанная с функционированием воздушного судна;

— гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и скрывавшегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

— гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома;

— гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находящегося вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или газовоздушной струей силовой установки;

— разрушение или повреждение воздушного судна на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения или транспортировки;

— угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, или захват такого судна в целях угона.

1.2.2.28. Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

 

Глава II. РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

 

2.1. Организация расследования

 

2.1.1. Расследование авиационных происшествий с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит МАК с участием ФАС России, Минэкономики России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим МАК формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия.

Если в процессе расследования авиационного происшествия не требуется проведение дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток. Срок расследования продлевается по ходатайству председателя комиссии.

Комиссия проводит расследование авиационного происшествия с привлечением необходимых специалистов, руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящими Правилами и другими актами воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующими деятельность в области гражданской авиации и использовании воздушного пространства.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия имеет статус государственной комиссии.

2.1.2. Если авиационное происшествие явилось следствием столкновения гражданского воздушного судна с воздушным судном другого вида авиации, председатель комиссии по расследованию назначается решением Правительства Российской Федерации. Организация расследования, а также состав его участников определяются по согласованию заинтересованных сторон.

В случае вовлечения в авиационное происшествие с государственным или экспериментальным воздушным судном представителей авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, а также в случае вовлечения в авиационное происшествие с гражданским воздушным судном авиационного персонала государственной или экспериментальной авиации состав участников расследования согласуется с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав назначаются полномочным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.

Порядок оформления и рассылки материалов расследования в таких случаях определяется согласованным решением комиссии, проводившей расследование.

2.1.3. Комиссия состоит из председателя, заместителей председателя и членов комиссии. Специалисты, привлекаемые к работе комиссии, могут входить в состав ее рабочих органов (подкомиссий и рабочих групп) или использоваться в качестве экспертов.

Для работы в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться работники органа, назначившего комиссию по расследованию, полномочные представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций, организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, организаций ОВД, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений.

Специалисты, участвующие в расследовании, должны иметь соответствующую квалификацию и не должны быть связаны с непосредственной ответственностью за авиационное происшествие.

Председатель, заместители председателя и члены комиссии, ее рабочих органов и эксперты не могут представлять интересы страховой компании.

Информация о кандидатах в состав комиссии передается органу, организующему расследование, в минимально короткие сроки после получения от него запроса.

Руководитель организации, независимо от ее организационно-правовых форм и формы собственности, в адрес которой направлен запрос на выделение специалистов для участия в расследовании, по согласованию направляет их в распоряжение комиссии на время, необходимое для выполнения работ в интересах расследования авиационного происшествия.

2.1.4. Комиссия осуществляет свою деятельность под руководством председателя. Права и обязанности участников расследования авиационного происшествия, определяемые настоящими Правилами, приведены в Приложении 2.

2.1.5. Представители правоохранительных органов координируют свою работу, связанную с расследованием авиационного происшествия, с председателем комиссии и могут присутствовать на ее заседаниях.

2.1.6. Комиссия по расследованию авиационного происшествия пользуется правами, установленными воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе имеет право:

— беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна для выяснения обстоятельств авиационного происшествия;

— обследовать потерпевшее бедствие воздушное судно, его составные части, имущество, находящееся на борту потерпевшего бедствие воздушного судна либо вовлеченное в авиационное происшествие извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;

— поручать юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия;

— привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

— опрашивать очевидцев авиационного происшествия, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;

— изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов;

— затребовать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, а также от граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с данным авиационным происшествием;

— проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.

2.1.7. При расследовании авиационного происшествия с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации участниками расследования могут быть:

— представитель государства регистрации;

— представитель государства разработчика;

— представитель государства изготовителя;

— представитель государства эксплуатанта;

— представитель государства, граждане которого погибли или получили серьезные телесные повреждения (по запросу);

— представитель государства, оказавшего техническую или иную помощь в расследовании (по просьбе государства, назначившего расследование).

2.1.7.1. Государство разработчика, государство изготовителя, государство регистрации и государство эксплуатанта имеют право назначать своего уполномоченного представителя для участия в расследовании, а также советников для оказания уполномоченному представителю необходимой помощи.

2.1.7.2. Степень участия уполномоченных представителей государств и их советников определяется Приложением 13 к Конвенции ИКАО и дает им право по согласованию с председателем комиссии и под его контролем:

— посещать место авиационного происшествия;

— осматривать воздушное судно или его части;

— получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса;

— иметь доступ к относящимся к делу вещественным доказательствам;

— получать относящиеся к делу документы;

— участвовать в считывании записей полетной информации;

— участвовать в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного происшествия, таких как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования;

— принимать участие в совещаниях;

— делать заявления в отношении различных аспектов расследования.

Уполномоченный представитель и его советники обязаны предоставлять государству, проводящему расследование, всю имеющуюся у них соответствующую информацию и не должны распространять информацию о ходе и результатах расследования без согласия государства, проводящего расследование.

2.1.7.3. Если от государств регистрации, эксплуатанта, разработчика или изготовителя поступит просьба о том, чтобы воздушное судно оставалось нетронутым до осмотра уполномоченным представителем обратившегося с этой просьбой государства, то принимаются все необходимые меры для выполнения такой просьбы, насколько это практически осуществимо и соответствует настоящим Правилам.

2.1.7.4. Если государство, граждане которого погибли при авиационном происшествии, обращается с мотивированной просьбой об участии в расследовании, ему может быть разрешено назначить своего эксперта, которому предоставляется право:

— посещать место авиационного происшествия;

— знакомиться с соответствующей фактической информацией;

— оказывать содействие и предоставлять информацию, касающуюся опознания погибших.

2.1.7.5. В случае необходимости получения дополнительных сведений, оборудования или привлечения экспертов орган, назначивший расследование, направляет соответствующий запрос любому государству через его органы расследования с просьбой направить такие сведения, оборудование или экспертов для обеспечения расследования.

Государство, предоставляющее по запросу сведения, оборудование или экспертов, может назначить своего уполномоченного представителя для участия в расследовании авиационного происшествия. Степень участия в расследовании уполномоченного представителя или экспертов такого государства, если оно не является государством регистрации, государством разработчика, государством изготовителя или государством эксплуатанта, ограничивается теми вопросами, по которым они привлекаются к расследованию. Конкретно степень и форма участия представителей определяется в каждом отдельном случае председателем комиссии.

2.1.7.6. Уполномоченные представители иностранных государств, их советники и эксперты в состав комиссии не входят.

Координация действий комиссии и представителей иностранных государств, разрешение всех вопросов, возникающих у последних в связи с проведением расследования, возлагается на председателя комиссии.

Все вопросы, связанные с участием в расследовании представителей иностранных государств, решаются председателем комиссии через уполномоченных представителей этих государств.

2.1.8. Региональные управления ФАС России места события и места базирования организации — владельца (эксплуатанта) воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие, а также организация-владелец (эксплуатант) и организация ГА места события обязаны принять участие в расследовании авиационного происшествия и осуществлять координацию действий с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению работы комиссии по расследованию авиационного происшествия.

2.1.9. Члены комиссии по расследованию авиационного происшествия, а также привлекаемые к расследованию авиационного происшествия лица по предъявлении командировочного удостоверения имеют право внеочередного приобретения билетов на проезд транспортом общего пользования при следовании к месту авиационного происшествия либо при переездах в целях расследования.

При использовании воздушного транспорта члены комиссии по расследованию, а также привлекаемые к расследованию авиационного происшествия лица по предъявлении командировочного удостоверения пользуются в установленном порядке правами на бесплатный полет (получение бесплатного служебного билета) на воздушных судах авиапредприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, с учетом резолюции IАТА N 788 о доставке расследователей к месту аварий и катастроф.

Члены комиссии по расследованию, а также лица, привлекаемые к расследованию авиационного происшествия, по предъявлении командировочного удостоверения пользуются в аэропортах услугами залов для официальных делегаций.

2.1.10. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, командование воинских частей, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны оказывать всемерное содействие комиссии по расследованию авиационного происшествия, в том числе выделять в распоряжение комиссии необходимые силы и средства, принимать меры по обеспечению охраны места авиационного происшествия, созданию безопасных условий для работы на месте авиационного происшествия, обеспечивать транспортировку и проведение необходимых работ и исследований авиационной техники в интересах расследования.

2.1.11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с привлечением организаций ГА создают членам комиссии по расследованию авиационного происшествия и привлекаемым к расследованию авиационного происшествия специалистам все необходимые условия для проведения работ на месте авиационного происшествия, в том числе обеспечивают соответствующими одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты, транспортными средствами и средствами связи, необходимым снаряжением, расходными материалами, проживанием и питанием.

2.1.12. Работы на месте авиационного происшествия, проводимые в целях расследования, в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации приравниваются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.1.13. Расходы на обеспечение работы комиссии по расследованию авиационного происшествия финансируются за счет средств федерального бюджета, а также за счет централизованных в установленном законом порядке средств организаций гражданской авиации с последующим возмещением этих средств за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Порядок финансирования работ по расследованию авиационного происшествия устанавливается специально уполномоченным органом Российской Федерации в области финансов.

 

2.2. Оповещение об авиационном происшествии

 

2.2.1. Для оперативного оповещения руководящих должностных лиц, направления аварийно-спасательных сил и средств, формирования и сбора комиссии по расследованию устанавливается регламентированный порядок прохождения информации об авиационном происшествии.

2.2.2. Диспетчеры АДП, ПДСП, РЦ ЕС ОрВД (МДП), ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД при получении информации об авиационном происшествии передают первичное сообщение о случившемся в соответствии с утверждаемым ФАС России "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации", в том числе в обязательном порядке в МАК, ФАС России, региональное управление ФСБ России, а также руководителю РУ ФАС России, на территории которого произошло событие, и руководителю РУ ФАС России по принадлежности воздушного судна, органу войск ПВО и командному пункту военного округа, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие. Сообщение передается также руководителю организации ГА, в районе ответственности которой произошло авиационное происшествие.

По получении первичного сообщения об авиационном происшествии ФАС России немедленно информирует о случившемся Минэкономики России, МЧС России, Госкомэкологии России, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Информация об авиационном происшествии с воздушным судном иностранного государства передается также в МИД России, дипломатическое представительство государства регистрации и представительство авиакомпании, которой принадлежит воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.

2.2.3. Первичное сообщение об авиационном происшествии с воздушным судном Российской Федерации на территории иностранного государства, как правило, передается представителем организации ГА Российской Федерации в государстве места события в МАК и ФАС России, которые незамедлительно информируют об этом МИД России.

В случае отсутствия представительства организации ГА Российской Федерации в государстве, на территории которого произошло авиационное происшествие, первичное сообщение может быть передано по оперативным дипломатическим каналам или по каналам органов ОрВД членами экипажа или официальным представительством Российской Федерации, аккредитованным в государстве места события.

2.2.4. Руководитель РУ ФАС России, на территории которого произошло авиационное происшествие, по получении первичного сообщения немедленно передает первоначальное донесение в МАК, ФАС России и Минэкономики России, а также информирует руководство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло авиационное происшествие, транспортного или территориального прокурора, местные транспортные и территориальные органы МВД России, ФСБ России, МЧС России и Госкомэкологии России.

Первоначальное донесение должно содержать следующую информацию:

— вид события;

— дату, время (местное и UTC), место происшествия;

— тип, государственный и регистрационный опознавательный знак, заводской номер и принадлежность воздушного судна;

— наименование владельца, эксплуатанта, арендатора, если такой имеется, разработчика и изготовителя воздушного судна;

— метеоусловия в момент происшествия;

— фамилию, имя, отчество командира воздушного судна (проверяющего и его должность);

— характер задания, номер рейса с указанием начального пункта вылета и пункта назначения;

— последний пункт вылета и намеченный пункт посадки;

— местоположение воздушного судна относительно какого-либо легко определяемого географического пункта, широты и долготы;

— физико-географическую характеристику местности, где произошло происшествие;

— обстоятельства авиационного происшествия, достоверно известные к моменту подачи донесения;

— число членов экипажа и пассажиров на борту воздушного судна, в том числе погибших и получивших телесные повреждения, а также число погибших и получивших телесные повреждения лиц, не находившихся на борту воздушного судна;

— гражданство пассажиров;

— наличие и характер опасных грузов на борту;

— степень повреждения воздушного судна;

— данные об организации и проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;

— другие достоверные сведения по авиационному происшествию, известные к моменту представления донесения.

Отсутствие каких-либо из указанных сведений не должно задерживать передачу первоначального донесения. В донесении не должны содержаться предположительные сведения об обстоятельствах и причинах происшествия.

2.2.5. По получении первоначального донесения об авиационном происшествии с гражданским воздушным судном, которое зарегистрировано, разработано, изготовлено в иностранном государстве, ФАС России по согласованию с МАК незамедлительно направляет уведомление в соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО авиационным полномочным органам и службам:

— государства регистрации;

— государства эксплуатанта;

— государства разработчика;

— государства изготовителя.

Уведомление составляется на русском языке и по возможности должно содержать информацию, предусмотренную Приложением 13 к Конвенции ИКАО и соответствующую п. 2.2.4 настоящих Правил.

2.2.6. Уведомление об авиационном происшествии с гражданским воздушным судном с максимальной массой более 2250 кг направляется ФАС России в ИКАО через секретариат Комиссии Российской Федерации по делам ИКАО.

2.2.7. В течение 3 суток с момента прибытия на место авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию направляет в адрес руководителя, назначившего комиссию по расследованию, в ФАС России и Минэкономики России последующее донесение, которое должно по возможности включать в себя следующую информацию:

— дату, время (местное и UТС), место, вид происшествия, тип воздушного судна, его государственный и регистрационный опознавательный знак, принадлежность, сведения о владельце (эксплуатанте), заводской номер воздушного судна (двигателей), наработку воздушного судна (двигателей) с начала эксплуатации, количество ремонтов, дату и место последнего ремонта и наработку после него;

— метеоусловия в период времени, близкий к моменту авиационного происшествия (чем была обусловлена погода, скорость и направление ветра у земли, количество, форма и высота облаков, видимость, наличие опасных метеоявлений);

— фамилию, имя, отчество командира воздушного судна (проверяющего, его должность), класс, минимум погоды, общий налет, в том числе на воздушном судне данного типа (из них в качестве командира), состав экипажа (должности, фамилии, имена и отчества);

— характер задания, маршрут полета с указанием последнего аэропорта (пункта) вылета и пункта назначения;

— число пассажиров на борту и их гражданство;

— последствия происшествия (количество погибших, их гражданство, количество лиц, получивших серьезные телесные повреждения);

— характер и массу груза;

— краткое описание обстоятельств события;

— степень повреждения воздушного судна;

— представляющие интерес факты, установленные в ходе расследования;

— предложения по проведению срочных профилактических мероприятий.

 

2.3. Первоначальные действия должностных лиц

при авиационном происшествии

 

2.3.1. С момента авиационного происшествия ответственность за проведение первоначальных действий на месте авиационного происшествия возлагается на руководителя организации ГА и руководителя РУ ФАС России, в районе и на территории ответственности которых произошло авиационное происшествие, а до их прибытия — на командира воздушного судна.

В каждой организации ГА должна быть разработана специальная инструкция, определяющая, с учетом настоящих Правил, порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии, согласованная с соответствующим РУ ФАС России.

С момента прибытия комиссии на место события ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии.

2.3.2. Члены экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, иные граждане, а также юридические лица, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления до прибытия комиссии по расследованию авиационного происшествия должны принять все возможные меры по обеспечению сохранности потерпевшего бедствие воздушного судна, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, предметов, находящихся на борту этого воздушного судна либо вовлеченных в авиационное происшествие извне.

2.3.3. Руководитель РУ ФАС России, организации ГА места события по получении сообщения о случившемся во взаимодействии с МЧС России и соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:

— организует в установленном порядке проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, при необходимости с привлечением взаимодействующих ведомств;

— прибывает на место происшествия с целью определения необходимости принятия дополнительных мер по спасению пассажиров и членов экипажа, тушению пожара (или его предупреждению), сохранению доказательственных материалов;

— организует совместно с органами МВД России, а при необходимости и дислоцированными в данном районе войсковыми частями охрану места происшествия, обеспечивает неприкосновенность воздушного судна и его содержимого или разрушенных частей (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших) и принимает меры по исключению доступа к месту авиационного происшествия посторонних лиц;

— дает при необходимости указание об эвакуации останков погибших после фотографирования и составления схемы их расположения относительно основных частей воздушного судна. При этом следует по возможности избегать разборки и повреждения обломков воздушного судна;

— организует проведение медицинского контроля состояния здоровья членов экипажа и при необходимости диспетчеров службы движения и других лиц авиационного персонала в объеме, предусмотренном специальными документами;

— получает объяснительные записки от членов экипажа и должностных лиц, ответственных за подготовку и обеспечение полета;

— принимает необходимые меры по сохранению бортовой документации и бортовых самописцев, оказавшихся на месте происшествия. Если бортовые самописцы находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, их необходимо немедленно изъять оттуда и, приняв меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии. В других случаях изъятие самописцев запрещается. Изъятие бортовых самописцев должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов;

— организует в случае необходимости поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту происшествия местности и обеспечивает их сохранность на месте обнаружения;

— обеспечивает выявление свидетелей авиационного происшествия, а также лиц, осуществляющих аварийно-спасательные работы, составление их списков для представления комиссии по расследованию и правоохранительным органам:

— организует изъятие и обеспечивает сохранность летной, технической и диспетчерской документации;

— организует документальное фиксирование (путем фотографирования, видеозаписи или составления схем) признаков, которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды (отложения льда, копоти на поверхности воздушного судна, характерных следов от движения воздушного судна по земле, ВПП и т.п.);

— составляет предварительные кроки места авиационного происшествия;

— организует внеочередное контрольное наблюдение за погодой, а если авиационное происшествие произошло вне аэродрома, обеспечивает сбор метеоданных с ближайших АМСГ (АМЦ) и метеостанций;

— координирует при необходимости проведение радиологического, химического и бактериологического контроля места авиационного происшествия;

— дает указание о прекращении заправки и опечатывании емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие;

— обеспечивает сохранность спецоборудования, имевшего гриф секретности, и полетной документации, находившихся на борту воздушного судна;

— организует изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотопленок фоторегистраторов с индикаторов посадочного радиолокатора, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств; летных книжек, летных дел и медицинских книжек всех членов экипажа; формуляров воздушного судна, двигателей и агрегатов, дефектных ведомостей и карт-нарядов на техническое обслуживание; инструментов и контрольной аппаратуры, которая использовалась при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетом; документов, характеризующих состояние летного поля, количество и качество заправленных ГСМ; метеодокументов, характеризующих метеоусловия в районе места события, аэродрома и по маршруту полета;

— фиксирует бортовые номера воздушных судов, выполнявших полеты в районе места авиационного происшествия в период времени, близкий к моменту происшествия, и принимает меры по сохранению информации бортовых самописцев контроля этих воздушных судов для последующего использования в процессе расследования;

— перемещает при необходимости по согласованию с правоохранительными органами поврежденное воздушное судно. Перемещение его до прибытия комиссии по расследованию допускается только в случае, если воздушное судно упало на железнодорожную, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует движению транспорта или полетам. При перемещении принимаются меры по сохранению воздушного судна (его обломков) в том состоянии, в котором оно находилось на месте происшествия. В этих случаях состояние и расположение воздушного судна или его обломков до перемещения фиксируется способом ориентирующей и детальной фотосъемки или видеозаписи с нескольких положений с земли, а при необходимости и с воздуха, составляется акт осмотра места происшествия, в котором отражается положение и общее состояние воздушного судна или его обломков, угол столкновения с землей (с наземными препятствиями), в кабине экипажа фотографируются или фиксируются с помощью видеозаписи показания приборов, положение переключателей, выключателей, рукояток управления, составляется акт осмотра кабины;

— принимает меры по отстранению при необходимости от выполнения своих обязанностей экипажа воздушного судна, персонала наземных служб, непосредственно осуществлявших подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением;

Примечание. Указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей решением соответствующего руководителя по согласованию с председателем комиссии.

 

— информирует службы аэродрома последнего вылета воздушного судна, органы ОВД по маршруту его полета, владельца (эксплуатанта) воздушного судна о факте авиационного происшествия с целью обеспечения сохранности информации и соответствующих документов по подготовке, выполнению и обеспечению полета воздушного судна перед авиационным происшествием;

— формирует совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации группу содействия и оказания помощи пострадавшим и их родственникам и группу обеспечения работы комиссии по расследованию авиационного происшествия.

Все материалы, полученные в результате первоначальных действий должностных лиц при авиационном происшествии, должны передаваться в комиссию по расследованию авиационного происшествия.

2.3.4. Вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнитофонов, а также вскрытие и расшифровка записей бортовых самописцев до прибытия комиссии запрещаются и могут быть произведены только по решению председателя комиссии.

2.3.5. Руководители организаций разработчика, изготовителя, владельца (эксплуатанта) авиационной техники, а также организаций, выполнявших ремонт, ОрВД, техническое и аэродромное обслуживание воздушного судна, потерпевшего бедствие, обязаны по получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности документации, относящейся соответственно к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна, обеспечению его полета.

 

2.4. Организация и порядок работы комиссии

по расследованию

 

2.4.1. Председатель комиссии организует, проводит и контролирует все этапы расследования, координирует действия всех участников расследования.

2.4.2. Решения по основным методическим и организационным вопросам расследования принимаются комиссией, при этом председатель комиссии обладает правом окончательного решения.

Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право отразить свое мнение в любой приемлемой форме.

2.4.3. По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию информирует об этом руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, проводит организационное заседание, на котором объявляет приказ о назначении комиссии, заслушивает должностных лиц, осуществлявших первоначальные действия на месте происшествия, об обстоятельствах события и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.

Указания председателя комиссии по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами, связанными с расследованием авиационного происшествия и обеспечением работы комиссии.

Как правило, в комиссии по расследованию по основным направлениям работ создаются подкомиссии (летная, инженерно-техническая, административная) и штаб. При необходимости, по решению председателя комиссии могут создаваться другие подкомиссии (группы). В подкомиссиях также могут создаваться рабочие группы.

Группа по составлению схемы (кроков) места происшествия и группа опроса по решению председателя комиссии включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии, либо работают самостоятельно под руководством председателя комиссии или его заместителя (Приложения 3, 4).

Группа поисковых и аварийно-спасательных работ подчиняется непосредственно председателю комиссии. В случаях, не связанных с гибелью людей, эта группа может быть введена в состав административной подкомиссии (Приложение 5).

Группа расчета и анализа в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно председателю комиссии (Приложение 6).

Специалисты, привлекаемые к расследованию, включаются в состав подкомиссий или рабочих групп в соответствии с их специализацией, либо используются в качестве экспертов по отдельным вопросам.

Состав подкомиссий, планы их работы, а также состав рабочих групп утверждает председатель комиссии.

2.4.4. Допуск лиц, участвующих в расследовании, на место происшествия осуществляется по специальным пропускам, выдаваемым начальником штаба комиссии по разрешению председателя комиссии.

2.4.5. Работа комиссии по расследованию авиационного происшествия осуществляется по плану, проект которого до его утверждения председателем рассматривается на заседании комиссии. План должен предусматривать основные направления деятельности комиссии, последовательность выполнения работ, исследований, а также ответственных за проведение работ в сроки их окончания. План работы комиссии детализируется в планах подкомиссий и рабочих групп.

До утверждения плана работы комиссии запрещается производить какие-либо работы на месте происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов, которые могут исчезнуть (отложений льда, копоти и т.д., следов движения воздушного судна), эвакуации раненых и погибших и изъятия бортовых самописцев.

Планы работы комиссии и подкомиссий корректируются и дополняются в ходе расследования в зависимости от полученных фактических данных.

Исследования объектов авиационной техники (проверка их работоспособности), эксперименты на месте работы комиссии проводятся по предварительно составленным планам (программам), которые подписываются представителями участвующих в расследовании сторон, утверждаются председателем комиссии и прикладываются к материалам расследования.

2.4.6. Заседания комиссии оформляются протоколами, в которых отражаются обсуждаемые вопросы, принятые решения, указания председателя комиссии. При наличии разногласий по обсуждаемым вопросам в протоколе отражаются позиции сторон. Протоколы подписываются председателем и начальником штаба комиссии. При необходимости проводится магнитофонная запись заседания комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

2.4.7. Действия членов комиссии, подкомиссий и рабочих групп, имеющие одновременно уголовно-процессуальный характер, т.е. направленные на сбор доказательственных материалов (изъятие и передача на хранение записей бортовых и наземных самописцев и их носителей, опознание и т.д.), а также связанные с захоронением или кремацией погибших, должны проводиться с ведома правоохранительного органа, проводящего предварительное следствие.

2.4.8. Все элементы воздушного судна, его техническая документация (в том числе детали узлов и агрегатов, прошедшие лабораторные исследования, и документы на них) хранятся до получения письменного разрешения на их уничтожение от органов следствия или суда.

2.4.9. Для обеспечения работы комиссии начальник РУ ФАС России или руководитель организации ГА, на базе которой проводится расследование, приказом назначает группу материально-технического обеспечения, на которую возлагается:

— организация материально-технического, бытового и медицинского обеспечения комиссии и привлекаемых к работе по расследованию специалистов;

— обеспечение охраны места происшествия и вещественных доказательств;

— взаимодействие с местными органами исполнительной власти и организациями по всем вопросам обеспечения работы комиссии;

— взаимодействие с грузополучателем и грузоотправителем;

— организация такелажных работ, работ на авиационной технике на месте авиационного происшествия и эвакуации воздушного судна или его составных частей с места происшествия в целях расследования, а также организация по заданию комиссии отправки аварийной техники (составных частей) для исследования в соответствующие организации-исполнители;

— взаимодействие с организацией ГА, которой принадлежит воздушное судно, по вопросам обеспечения работы комиссии и возмещения расходов, связанных с расследованием;

— тиражирование и рассылка по указанию комиссии материалов расследования;

— выполнение других работ в интересах расследования авиационного происшествия.

2.4.10. Для решения конкретных задач, требующих знаний в специальных областях науки и техники, помимо специалистов, входящих в состав подкомиссий и рабочих групп, к расследованию могут привлекаться эксперты.

Эксперт в соответствии с планом работы комиссии получает письменное задание от председателя комиссии или подкомиссии с перечнем вопросов, требующих разрешения. Эксперт проводит свою работу самостоятельно (или в составе группы экспертов), координируя ее с председателем комиссии (подкомиссии).

Результаты работы оформляются в виде заключения эксперта (экспертов), которое обсуждается на заседании комиссии (подкомиссии). В ходе обсуждения перед экспертом могут быть поставлены дополнительные вопросы, ответы на которые оформляются в виде дополнения к экспертному заключению.

Экспертное заключение рассматривается комиссией (подкомиссией), принимается к сведению и прикладывается к материалам расследования.

2.4.11. Результаты проведенных работ в подкомиссиях и рабочих группах оформляются отчетами, которые рассматриваются комиссией (подкомиссией), принимаются к сведению и прикладываются к материалам расследования (Приложения 7, 8, 9).

Порядок работы подкомиссий и рабочих групп, а также объем подготавливаемых ими материалов изложены в п. п. 3 — 8 соответствующих приложений.

2.4.12. Итоговым документом работы комиссии по расследованию авиационного происшествия является Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия (далее именуется — Окончательный отчет), который составляется с учетом материалов подкомиссий, рабочих групп, результатов исследований и экспертиз, а также другой имеющейся в распоряжении комиссии информации (Приложение 10).

Если в течение 30 суток расследование авиационного происшествия не завершено, комиссией по расследованию, как правило, составляется предварительная справка, которая направляется в те же адреса, что и Окончательный отчет.

2.4.13. Проект Окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия представляется председателем комиссии на обсуждение членам комиссии. При возникновении разногласий по содержанию отчет готовится в редакции, предлагаемой председателем комиссии. Член комиссии, не согласный с содержанием отчета, обязан представить особое мнение в письменном виде.

В особом мнении указываются конкретные мотивы несогласия с их обоснованием, а также предлагаемые формулировки. Особое мнение рассматривается членами комиссии с обязательным оформлением протокола.

Окончательный отчет подписывается председателем и всеми членами комиссии.

Если в результате рассмотрения особое мнение не было учтено в отчете, член комиссии, представивший его, подписывает отчет с пометкой "С особым мнением".

Аналогичный порядок должен соблюдаться при составлении и подписании отчетов подкомиссий и рабочих групп.

В любом случае особое мнение остается приложенным к отчету комиссии, подкомиссии, рабочей группы.

Одновременно с Окончательным отчетом по расследованию председатель комиссии и начальник штаба комиссии подписывают перечень документов, приложенных к материалам расследования.

2.4.14. Председатель комиссии по расследованию представляет Окончательный отчет на утверждение руководителю полномочного органа, назначившего расследование авиационного происшествия.

По материалам расследования комиссией составляется информационный отчет. Порядок и правила заполнения информационного отчета определяются действующими документами по кодированию информации об авиационных происшествиях.

2.4.15. Итоговым документом по результатам расследования авиационного происшествия с иностранным воздушным судном является Окончательный отчет, проект которого готовится комиссией и подписывается всеми ее членами.

Проект Окончательного отчета направляется комиссией всем государствам, принимавшим участие в расследовании, с предложением высказать свои замечания к проекту документа.

Замечания, поступившие в течение 60 дней с момента направления проекта, рассматриваются комиссией по расследованию авиационного происшествия. Замечания, внесение которых в текст отчета признано нецелесообразным, прикладываются к окончательному варианту отчета.

2.4.16. Материалы расследования авиационного происшествия (Окончательный отчет с приложением отчетов подкомиссий, рабочих групп и прилагаемых к ним материалов) в 10-дневный срок с момента утверждения отчета направляются в:

— МАК;

— ФАС России;

— ГЦ БПВТ;

— РУ ФАС России владельца (эксплуатанта) воздушного судна;

— РУ ФАС России места события;

— организацию владельца (эксплуатанта) воздушного судна;

— ОКБ — разработчик воздушного судна;

— правоохранительный орган, проводящий предварительное следствие (подлинник).

Окончательный отчет без приложений направляется в:

— Минэкономики России;

— Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (при расследовании авиационных происшествий совместной комиссией);

— МИД России (по запросу в случае расследования авиационного происшествия с иностранным воздушным судном на территории России);

— государственные органы всех заинтересованных государств, принимавших участие в расследовании авиационного происшествия.

В случае если одним из факторов, обусловивших авиационное происшествие, явились метеорологические условия, Окончательный отчет с приложением материалов группы метеорологического обеспечения направляется в Госкомэкологии России.

Рассылка (публикация) утвержденных материалов расследования осуществляется либо непосредственно полномочным органом, проводившим расследование авиационного происшествия, либо по его поручению.

 

2.5. Участие специалистов Российской Федерации

в расследовании авиационных происшествий

с воздушным судном Российской Федерации

на территории иностранного государства

 

2.5.1. При расследовании авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами, разработанными, изготовленными, зарегистрированными или эксплуатирующимися в Российской Федерации, имевших место за пределами Российской Федерации, в случаях когда расследование таких происшествий проводится органами расследования государства, места события, МАК назначает уполномоченного представителя по расследованию происшествия, согласно Приложению 13 к Конвенции ИКАО. В помощь уполномоченному представителю назначаются советники. ФАС России назначает уполномоченного ФАС России, если воздушное судно зарегистрировано и/или эксплуатируется в России, Минэкономики России назначает уполномоченного Минэкономики России, если воздушное судно разработано и/или изготовлено в России.

2.5.2. После утверждения персонального состава группы специалистов направляется соответствующее уведомление государству места события и, через МИД Российской Федерации, посольству России в этом государстве.

Оформление выезда специалистов, участвующих в расследовании авиационного происшествия, осуществляется в установленном порядке соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, назначивших лиц для участия в расследовании авиационного происшествия.

2.5.3. При расследовании авиационного происшествия с воздушным судном Российской Федерации на территории иностранного государства права уполномоченного представителя по расследованию и советников определяются Приложением 13 к Конвенции ИКАО и приведены в п. 2.1.7.2 настоящих Правил.

Все вопросы, возникающие в ходе расследования, решаются уполномоченным представителем через уполномоченного по расследованию (председателя комиссии) государства, проводящего расследование.

2.5.4. Дипломатические представительства, консульские учреждения и представительства организаций ГА Российской Федерации в государстве места события, а также представители владельца (эксплуатанта) воздушного судна обязаны оказывать всемерное содействие группе специалистов, участвующих в расследовании, в том числе в обеспечении транспортом, связью, помещениями для работы и отдыха, питанием и др.

2.5.5. По результатам участия в расследовании авиационного происшествия уполномоченный представитель с группой специалистов составляют справку, которая направляется в заинтересованные организации.

Эта же группа специалистов рассматривает проект Окончательного отчета по расследованию авиационного происшествия, представленный органом расследования государства места события, и в течение 60 дней готовит и направляет замечания и предложения к указанному отчету.

2.5.6. В случае, если в соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО государство места события передает проведение расследования авиационного происшествия на своей территории Российской Федерации, такое расследование проводится в соответствии с требованиями настоящих Правил, насколько это практически осуществимо при соблюдении стандартов и рекомендаций Приложения 13 к Конвенции ИКАО.

2.5.7. Если невозможно определенно установить, что место авиационного происшествия находится на территории какого-либо государства, то в соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО и настоящими Правилами расследование назначает и проводит полномочный орган в области расследований авиационных происшествий Российской Федерации.

 

2.6. Предание гласности информации, связанной

с авиационным происшествием

 

2.6.1. В процессе расследования (до утверждения Окончательного отчета) информация об авиационном происшествии ограничивается фактическими данными.

2.6.2. Информация, содержащая:

— любые заявления лиц, полученные в процессе расследования;

— любую переписку между лицами, имеющими отношение к эксплуатации воздушного судна;

— медицинские или конфиденциальные сведения, касающиеся лиц — участников авиационного происшествия;

— записи бортовых речевых самописцев и расшифровку таких записей;

— мнения, высказываемые при анализе информации, включая записи бортовых самописцев,

может    быть   предана   гласности   только   в  случае   решения

правоохранительного   органа,    осуществляющего   предварительное

следствие по факту авиационного происшествия.

2.6.3. Всю информацию относительно обстоятельств авиационного происшествия участники расследования могут использовать для своих организаций с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

После завершения расследования официальная информация об авиационном происшествии и результатах расследования может быть доведена до сведения общественности, юридических лиц и граждан председателем комиссии, расследовавшей данное авиационное происшествие, либо полномочным органом, назначившим расследование.

 

2.7. Организация и проведение исследований

при расследовании авиационных происшествий

 

2.7.1. Необходимость проведения специальных исследований определяется комиссией по расследованию авиационного происшествия.

2.7.2. Исследования, связанные с расследованием авиационного происшествия, проводятся организацией — исполнителем исследований и, при необходимости, с участием заинтересованных организаций.

2.7.3. Организациями — исполнителями исследований, а также организациями-соисполнителями могут быть научно-исследовательские организации, организации-разработчики, изготовители и эксплуатанты авиационной техники, ремонтные организации и др.

2.7.4. Организация — исполнитель исследований определяется комиссией по расследованию авиационного происшествия.

Если воздушное судно или его агрегаты, представляющие интерес для расследования, изготовлены в другом государстве и есть необходимость в проведении исследований в организациях этого государства, то решение о проведении таких исследований принимается комиссией по согласованию с уполномоченным представителем государства изготовителя, разработчика, регистрации или эксплуатанта.

2.7.5. Основанием для проведения исследований является техническое задание комиссии по расследованию авиационного происшествия. В техническом задании подробно указывается цель проведения исследований, а при необходимости и организации-соисполнители, с участием которых должны быть проведены исследования.

К техническому заданию прикладывается справка с изложением в необходимом объеме обстоятельств происшествия, данных о воздушном судне и объекте исследования, их ремонте и техническом обслуживании.

2.7.6. Организации-соисполнители определяются организацией-исполнителем с учетом предложений комиссии по расследованию, изложенных в техническом задании.

2.7.7. Объекты, подлежащие исследованию, направляются в адрес организации-исполнителя не позднее 15 суток с момента принятия решения об исследовании.

Порядок проведения исследований отказавших объектов авиационной техники в организациях ГА и авиационной промышленности определяется с учетом требований настоящих Правил межведомственной инструкцией, при этом сроки проведения исследований не должны превышать:

— по отдельным деталям и агрегатам — 45 суток;

— по исследованиям двигателей и комплексным исследованиям — 60 суток.

2.7.8. По получении объекта для проведения исследований организация-исполнитель определяет дату начала исследований и направляет уведомление об этом организациям-соисполнителям с приглашением принять участие в исследованиях.

Срок начала исследований должен определяться с учетом возможности прибытия представителей организаций-соисполнителей. Этот срок не должен превышать 5 суток с момента получения объекта.

В случае неприбытия представителей организаций-соисполнителей к указанному сроку организация-исполнитель проводит исследования самостоятельно.

Исследования проводятся под контролем комиссии по расследованию по согласованным с представителями организаций-соисполнителей планам (программам) и методикам, которые представляются в комиссию для сведения.

2.7.9. Специалисты организаций-соисполнителей, принимающих участие в исследовании, имеют право:

— высказывать свои предложения по порядку, методике и объему проведения исследований;

— участвовать в проведении исследований и знакомиться со всеми относящимися к ним материалами;

— принимать участие в обсуждении хода исследований и их результатов;

— подписывать отчет или прилагать к нему свое аргументированное мнение, которое является неотъемлемой частью заключения.

2.7.10. Организация-исполнитель, при необходимости, имеет право дополнительно через соответствующих руководителей привлекать к исследованию специалистов научно-исследовательских организаций, промышленности, ремонтных и эксплуатационных организаций для получения необходимых материалов, документов или консультаций.

2.7.11. В случае если организация-исполнитель не имеет технических возможностей для выполнения работ по отдельным пунктам программы исследований, такие работы по ее заявке могут быть проведены другими организациями на их базе с участием представителей организации — исполнителя исследования.