Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084

Центр ЕС ОрВД немедленно передает указанную информацию в соответствующие органы ВВС и ПВО.

Разрешение воздушным судам государственной авиации на влет в воздушное пространство над открытым морем с пересечением государственной границы Российской Федерации дает главный штаб ВВС через военный сектор ГЦ ЕС ОрВД, а при вылетах с аэродромов (посадочных площадок) приморских военных округов — штабы объединений ВВС и ПВО через военные сектора ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД.

84. В случае различий в системах эшелонирования, принятых в Российской Федерации и в сопредельном с Российской Федерацией государстве, смена эшелонов должна быть закончена за 30 км до государственной границы Российской Федерации (границы района обслуживания воздушного движения над открытым морем), если иное не предусмотрено международными договорами и соглашениями и нет других указаний органа ЕС ОрВД.

85. Если воздушное судно после пересечения государственной границы Российской Федерации не может продолжать полет, то пересечение государственной границы Российской Федерации в обратном направлении выполняется, как правило, по тому же маршруту с разрешения центра ЕС ОрВД.

Центр ЕС ОрВД, выдав такое разрешение, немедленно информирует об этом соответствующий орган ВВС и ПВО, а также органы ОВД сопредельного государства.

86. Пересечение воздушным судном государственной границы Российской Федерации при влете в воздушное пространство Российской Федерации без радиосвязи запрещается, за исключением случая, когда отказ радиосвязи произошел в полете (при наличии разрешения на выполнение полета, полученного в соответствии с настоящими Федеральными правилами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации).

87. Разрешение иностранным воздушным судам на влет в воздушное пространство Российской Федерации для целей поиска, оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных и морских судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера выдают военные сектора центров ЕС ОрВД с уведомлением органов ВВС и ПВО, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Вынужденный влет воздушного судна (летательного аппарата) в воздушное пространство Российской Федерации в случае аварии, стихийного бедствия, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим аналогичным причинам не является нарушением правил пересечения государственной границы Российской Федерации. Командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения государственной границы Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом соответствующему центру ЕС ОрВД и в дальнейшем действовать согласно его указаниям или командам, подаваемым с воздушного судна, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося. Центры ЕС ОрВД немедленно передают информацию о воздушных судах (летательных аппаратах), пересекающих государственную границу Российской Федерации по указанным причинам, в соответствующие органы ВВС и ПВО, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и в орган ОВД сопредельного государства.

88. Воздушное судно (летательный аппарат), пересекшее (пересекающее) государственную границу Российской Федерации с нарушением настоящих Федеральных правил, признается нарушителем государственной границы Российской Федерации. В отношении воздушного судна (летательного аппарата) — нарушителя органы, привлекаемые для охраны государственной границы Российской Федерации, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

89. Запрещаются полеты в воздушном пространстве приграничной полосы воздушных судов, не оборудованных системой радиолокационного опознавания (кроме случаев, оговоренных в заявке на полет), а также воздушных судов, не имеющих двухсторонней радиосвязи с органами ОВД (управления полетами).

90. Пользователи воздушного пространства должны сообщать в соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО о не предусмотренных в заявках случаях оставления воздушных судов вне аэродромов (площадок) с указанием места их нахождения.

91. Специальные районы, где допускается использование воздушного пространства без получения разрешения центров ЕС ОрВД, в приграничной полосе не устанавливаются.

92. Изменения элементов структуры воздушного пространства в приграничной полосе дополнительно согласовываются с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации и утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения).

93. Вынужденные отклонения от установленной воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута при полете в приграничной полосе производятся, как правило, в сторону от государственной границы Российской Федерации.

94. В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации аэродромы, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь радиотехнические средства, обеспечивающие контроль за полетами воздушных судов.

95. Использование воздушного пространства в районе аэродрома (аэроузла) осуществляется в соответствии с инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.

96. Аэродромные зоны, установленные маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку должны быть удалены друг от друга и от границ воздушных трасс в горизонтальной плоскости при наличии радиолокационного контроля на расстояние не менее 10 км, а без радиолокационного контроля — не менее 20 км.

В районах аэродромов (аэроузлов) с ограниченным воздушным пространством указанные значения могут быть меньше в 2 раза. В этих случаях аэродромные зоны, установленные маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку должны быть удалены друг от друга и от границ воздушных трасс и местных воздушных линий в вертикальной плоскости на расстояние не менее 600 м.

В отдельных случаях при выполнении полетов воздушных судов в аэродромных зонах по правилам визуальных полетов со скоростью полета 300 км/ч и менее решением командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) могут устанавливаться значения не менее:

в вертикальной плоскости — 300 м;

в горизонтальной плоскости — 5 км.

При выполнении аэродромных полетов в районах аэродромов с ограниченным воздушным пространством военные сектора центров ЕС ОрВД могут вводить ограничения на воздушных трассах, местных воздушных линиях и других элементах структуры воздушного пространства.

97. Федеральные авиационные правила, регулирующие порядок выполнения полетов воздушных судов по воздушным трассам, местным воздушным линиям, в районах авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, разрабатываются с учетом требований настоящих Федеральных правил и утверждаются Федеральной службой воздушного транспорта России по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

98. Федеральные авиационные правила, регулирующие порядок выполнения полетов воздушных судов по маршрутам вне воздушных трасс и местных воздушных линий, в том числе с пересечением воздушных трасс и местных воздушных линий, разрабатываются с учетом настоящих Федеральных правил и утверждаются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой воздушного транспорта России.

99. В воздушном пространстве устанавливаются минимальные интервалы вертикального, продольного и бокового эшелонирования.

100. Для вертикального эшелонирования устанавливаются следующие минимальные интервалы:

300 м — от эшелона 900 м до эшелона 8100 м;

500 м — от эшелона 8100 м до эшелона 12100 м;

1000 м — выше 12100 м.

Минимальный интервал между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой или дозвуковой скорости, должен быть 1000 м.

Между высотами полетов воздушных судов ниже нижнего эшелона устанавливаются следующие минимальные интервалы:

150 м — при полетах по правилам визуальных полетов со скоростью полета

300 км/ч и менее;

300 м — при полетах по правилам визуальных полетов со скоростью полета более 300 км/ч.

Минимальный интервал между нижним эшелоном и высотой полета по маршруту или при выполнении иной деятельности ниже нижнего эшелона должен быть 300 м.

Вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве осуществляется по полукруговой системе:

в направлении от истинного меридиана от 0 до 179 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны 900 м, 1500 м, 2100 м, 2700 м, 3300 м, 3900 м, 4500 м, 5100 м, 5700 м, 6300 м, 6900 м, 7500 м, 8100 м, 9100 м, 10100 м, 11100 м, 12100 м, 14100 м и т.д.;

в направлении от истинного меридиана от 180 до 359 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны 1200 м, 1800 м, 2400 м, 3000 м, 3600 м, 4200 м, 4800 м, 5400 м, 6000 м, 6600 м, 7200 м, 7800 м, 8600 м, 9600 м, 10600 м, 11600 м, 13100 м, 15100 м и т.д.

101. Для продольного эшелонирования при полетах по правилам визуальных полетов устанавливаются следующие минимальные интервалы:

а) между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одной высоте, или между воздушным судном и другими материальными объектами — не менее 2 км;

б) между воздушными судами, следующими по пересекающимся маршрутам на одной высоте, или между воздушным судном и другими материальными объектами в момент пересечения воздушным судном маршрута полета другого воздушного судна или другого материального объекта — не менее 2 км для воздушных судов со скоростью полета 300 км/ч и менее и не менее 5 км — для воздушных судов со скоростью полета более 300 км/ч.

Для продольного эшелонирования при полетах по правилам полетов по приборам с непрерывным радиолокационным контролем устанавливаются следующие минимальные интервалы:

а) между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте):

на воздушных трассах и маршрутах вне их — не менее 30 км;

в районе аэродрома (в зоне подхода) — не менее 20 км (в районе аэродрома (в зоне подхода), оборудованного автоматизированными системами обслуживания воздушного движения (управления полетами) или средствами вторичной радиолокации — не менее 10 км);

при выполнении маневра по схеме захода на посадку — не менее 5 км;

б) между воздушными судами при пересечении воздушным судном встречного эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном:

не менее 30 км в момент пересечения при вертикальной скорости набора высоты (снижения) 10 м/с и более;

не менее 60 км в момент пересечения при вертикальной скорости набора высоты (снижения) до 10 м/с;

в) между воздушными судами при пересечении воздушным судном попутного эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном, — не менее 20 км в момент пересечения;

г) между воздушными судами, следующими по пересекающимся маршрутам на одном эшелоне (высоте), — не менее 40 км в момент пересечения воздушным судном маршрута полета другого воздушного судна.

При полетах по правилам полетов по приборам без радиолокационного контроля устанавливаются следующие временные интервалы продольного эшелонирования между воздушными судами:

а) следующими на одном эшелоне (высоте) по воздушной трассе, местной воздушной линии или по одному и тому же маршруту вне их, а также в районе аэродрома (в зоне подхода) — не менее 10 минут;

б) выполняющими маневр по схеме захода на посадку — не менее 3 минут;

в) при пересечении воздушным судном в наборе высоты или на снижении попутного или встречного эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном, — не менее 10 минут в момент пересечения;

г) следующими по пересекающимся маршрутам на одном эшелоне (высоте) — не менее 15 минут в момент пересечения воздушным судном маршрута полета другого воздушного судна.

102. Для бокового эшелонирования при полетах по правилам визуальных полетов устанавливаются следующие минимальные интервалы:

а) при обгоне впереди летящего воздушного судна на одной высоте — не менее 500 м;

б) при полете воздушных судов на встречных курсах — не менее 2 км.

Боковое эшелонирование при выполнении полетов по правилам полетов по приборам без непрерывного радиолокационного контроля запрещается.

103. Полеты воздушных судов над населенными пунктами должны выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Схемы полета в районе аэродрома, в том числе на курсах взлета и посадки, должны исключать, а при невозможности исключения — максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, взрывоопасными и другими объектами.

104. При осуществлении авиационных работ, демонстрационных полетов воздушных судов, парашютных прыжков, подъемов привязных аэростатов, дирижаблей над населенными пунктами центры ЕС ОрВД выдают разрешения на использование воздушного пространства в порядке, установленном настоящими Федеральными правилами, при наличии у пользователей воздушного пространства разрешений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Порядок и условия использования воздушного пространства в этих случаях согласовываются с соответствующими центрами ЕС ОрВД не менее чем за 5 суток.

105. Использование воздушного пространства над государственными природными заповедниками, за исключением полетов, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и в случаях, указанных в пункте 50 настоящих Федеральных правил, на истинных высотах ниже 2000 м без согласования с руководством указанных заповедников или Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды запрещено.

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды представляет необходимые данные о созданных государственных природных заповедниках в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу воздушного транспорта России.

106. Использование воздушного пространства при полетах авиации в интересах охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с инструкцией по проведению специализированных полетов (включая внетрассовые) по охране окружающей среды, утверждаемой совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы воздушного транспорта России и председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.

107. Использование воздушного пространства при полетах воздушных судов на сверхзвуковых скоростях разрешается на эшелоне 11 100 м и выше (ниже — только в специальных зонах).

108. Запуск, маневрирование в воздушном пространстве и посадка космических объектов осуществляются с учетом настоящих Федеральных правил.

109. Запуск и посадка космических объектов, в том числе иностранных, на территории Российской Федерации производятся в пределах границ полигонов, утвержденных Правительством Российской Федерации.

110. В случае аварийной ситуации и других непредвиденных обстоятельств при осуществлении космической деятельности посадка космических объектов может производиться в других районах с уведомлением соответствующих центров ЕС ОрВД, Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и других заинтересованных органов.

111. Российское авиационно-космическое агентство и Министерство обороны Российской Федерации информируют органы ЕС ОрВД о запуске и посадке космических объектов на территории Российской Федерации, а также траектории полетов которых проходят через воздушное пространство Российской Федерации и воздушное пространство, где ответственность за ОрВД возложена на Российскую Федерацию.

112. Одноразовый пролет через воздушное пространство Российской Федерации космического объекта иностранного государства в целях запуска такого объекта на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также в целях его возвращения на Землю может осуществляться при условии заблаговременного уведомления соответствующих служб Российской Федерации о времени, месте, траектории и иных условиях такого пролета. Порядок уведомления определяется международными договорами Российской Федерации.

113. Использование воздушного пространства района полигона осуществляется в соответствии с инструкцией по производству стрельб на полигоне, утверждаемой командующим войсками военного округа.

114. Использование воздушного пространства района взрывных работ осуществляется в соответствии с инструкцией по производству взрывных работ, утверждаемой руководителем соответствующей организации.

115. Использование воздушного пространства района противоградовых стрельб осуществляется в соответствии с инструкцией по организации и проведению противоградовых стрельб на территории Российской Федерации, утверждаемой совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы воздушного транспорта России и руководителя Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

116. Инструкции, указанные в пунктах 113-115 настоящих Федеральных правил, утверждаются только после согласования с соответствующим командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения).

117. Порядок выполнения стрельб, пусков ракет, десантирований и другой деятельности, связанной с использованием воздушного пространства на авиационном полигоне, устанавливается инструкцией по проведению полетов на авиационном полигоне, утверждаемой командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения).

118. На согласование и утверждение представляются предварительно согласованные с заинтересованными организациями и соответствующим центром ЕС ОрВД инструкция и карта масштаба 1:500000, на которой указываются границы районов полигонов, взрывных работ и противоградовых стрельб, максимальные высоты деятельности, расположение пунктов управления указанной деятельностью, а также другие сведения, необходимые для обеспечения безопасного использования воздушного пространства.

119. В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов должна быть организована двухсторонняя оперативная связь между соответствующим центром ЕС ОрВД и пунктами управления районов полигонов, взрывных работ и противоградовых стрельб. Ответственными за организацию такой телефонной, радиотелефонной, телеграфной и другой связи являются пользователи воздушного пространства, в интересах которых устанавливаются эти районы.

120. Использование воздушного пространства при запуске шаров-зондов, радиозондов, шаров-пилотов и подобных материальных объектов (далее именуется — шары-зонды) осуществляется в соответствии с инструкцией по проведению запусков шаров-зондов на территории Российской Федерации, утверждаемой совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы воздушного транспорта России и руководителя Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

121. Запуск шаров-зондов осуществляется со стационарных и подвижных пунктов. Если несколько одиночных подвижных пунктов располагаются на участке местности в радиусе 2 км, они принимаются за один пункт запуска.

122. Пункты запуска шаров-зондов должны иметь устойчивую связь с военными секторами РЦ ЕС ОрВД, в районах ЕС ОрВД которых они расположены, и органами ВВС и ПВО. Такая связь может быть установлена через ближайший орган ОВД (управления полетами), имеющий связь с военным сектором РЦ ЕС ОрВД.

123. Ответственность за организацию связи пунктов запуска шаров-зондов с военными секторами РЦ ЕС ОрВД и органами ВВС и ПВО возлагается на пользователей воздушного пространства, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находятся эти пункты.

124. Перечень пунктов запуска шаров-зондов, схема организации связи, порядок подачи заявок (графиков) и оповещения центров ЕС ОрВД и органов ВВС и ПВО о запусках и движении шаров-зондов определяются инструкцией по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

125. Размещение создаваемых стационарных пунктов запуска шаров-зондов согласовывается с Министерством обороны Российской Федерации. Место запуска шаров-зондов с подвижных пунктов согласовывается с командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), который несет ответственность за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, где производится запуск.

126. Строительство или реконструкция аэродромов заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в обязательном порядке согласовываются со штабом того военного округа, в границах которого планируется такое строительство или реконструкция, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти и организациями, на деятельность которых может оказать влияние выполнение полетов с построенного или реконструированного аэродрома.

В целях обеспечения единой государственной политики в области совместного использования аэродромной сети на территории Российской Федерации согласованные документы (в подлиннике) направляются в установленном порядке в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации для получения согласия на строительство или реконструкцию аэродрома.

К документам прилагаются карта с нанесенными на ней размерами и направлением взлетно-посадочной полосы, схемами снижения и захода на посадку воздушных судов, полосами воздушных подходов, местами размещения средств радиотехнического обеспечения, зоной ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, зонами нормированных параметров авиационных шумов и электромагнитных полей аэродрома, а также пояснительная записка с указанием типа и толщины аэродромных покрытий, типов воздушных судов, для которых аэродром строится или реконструируется.

127. В целях исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деятельность организаций для каждого аэродрома устанавливается зона ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, границы которой сообщаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для учета при планировании, строительстве и развитии городов и других населенных пунктов, а также при строительстве и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

128. Организации, заинтересованные в размещении объектов в районе аэродрома, должны согласовать их размещение со старшим авиационным начальником аэродрома.

Согласование размещения объектов в районе аэродрома совместного базирования проводится с учетом интересов всех пользователей воздушного пространства, воздушные суда которых базируются на этом аэродроме. Согласованию подлежит размещение:

а) объектов в границах полос воздушных подходов к аэродрому, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома;

б) объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома;

в) линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств независимо от места их размещения;

г) взрывоопасных объектов независимо от места их размещения;

д) факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени) независимо от места их размещения.

е) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов независимо от места размещения этих предприятий и сооружений.

Размещение объектов вне районов аэродромов, если их истинная высота превышает 50 м, подлежит согласованию с командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), который несет ответственность за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, где планируется размещение этих объектов.

129. Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов — менее 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

130. Лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находятся постоянные и временные высотные сооружения, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на этих сооружениях за свой счет ночные и дневные маркировочные знаки в соответствии с нормами годности аэродромов.

131. Лица, допустившие нарушение предусмотренного настоящими Федеральными правилами порядка размещения сооружений, обязаны по требованию старшего авиационного начальника аэродрома, а также командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) произвести в установленный ими срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения сооружений.

 

Приложение N 1

к Федеральным правилам использования воздушного

пространства Российской Федерации, утвержденные

постановлением Правительства РФ

от 22 сентября 1999 г. N 1084

 

Правила

представления заявок (расписаний, графиков) на использование

воздушного пространства Российской Федерации и сообщений

об использовании воздушного пространства Российской Федерации

в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО

 

1. Международное и внутреннее расписания движения воздушных судов, в том числе и на рейсы, следующие транзитом через территорию Российской Федерации, а также их изменения представляются гражданскими секторами центров ЕС ОрВД в форме повторяющихся планов полетов на бланках или других видах носителей информации (магнитные ленты, дискеты и др.) в органы ВВС и ПВО.

Повторяющиеся планы полетов и информация об их изменении представляются в эти органы не позднее чем за 15 суток до ввода их в действие.

2. Территориальные органы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды представляют расписания (выписки из годовых планов) запусков шаров-зондов, осуществляемых в единые международные сроки, в ЗЦ ЕС ОрВД, в границах зон ЕС ОрВД которых расположены пункты запуска, а также в штабы соответствующих объединений ВВС и ПВО и территориальные органы Федеральной службы воздушного транспорта России ежегодно к 15 декабря. Об изменении расписаний запусков шаров-зондов сообщается не позднее чем за 15 суток.

3. Пользователи воздушного пространства, планирующие использование воздушного пространства Российской Федерации, исключая полеты воздушных судов, могут осуществлять его на основании графиков, представляемых за 15 суток до начала деятельности в ЗЦ ЕС ОрВД, в зонах ЕС ОрВД которых они расположены. Информация об изменении графиков представляется не позднее чем за 15 суток до ввода их в действие.

4. Зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации устанавливают схемы подачи заявок и сообщений о начале (окончании) использования воздушного пространства, которые включаются в инструкции по использованию воздушного пространства зон единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

5. Правила составления заявок на все виды деятельности определяются инструкцией по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства — планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ, утверждаемой Министром обороны Российской Федерации и директором Федеральной службы воздушного транспорта России.

6. Заявки на осуществление деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, составляются и подаются пользователями воздушного пространства. Адресование заявок на полеты воздушных судов осуществляют органы ОВД (управления полетами) аэродрома вылета.

Ответственность за правильность оформления заявки несет пользователь воздушного пространства, а за правильность адресования заявки — органы ОВД (управления полетами) аэродрома вылета.

7. Контроль за правильностью оформления и адресования заявок на использование воздушного пространства возлагается на ЗЦ ЕС ОрВД, в зоне ЕС ОрВД которого подана заявка.

8. Заявки на полеты воздушных судов из аэропортов и с аэродромов, где организованы и выполняются процедуры и правила, определенные для гражданских аэродромов, подаются в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

Заявки на полеты воздушных судов с других аэродромов, а также на осуществление иной деятельности по использованию воздушного пространства, подаются в адрес:

а) военного сектора ГЦ ЕС ОрВД, Центрального командного пункта Военно-воздушных сил в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил;

б) военных секторов ЗЦ ЕС ОрВД:

в зонах ЕС ОрВД которых расположены аэродромы вылета или объекты деятельности, связанные с использованием воздушного пространства;

в зонах ЕС ОрВД которых осуществляется использование воздушного пространства;

в зонах ЕС ОрВД которых расположены аэродромы посадки и запасные аэродромы;

в) военных секторов РЦ ЕС ОрВД своей зоны ЕС ОрВД:

в районах ЕС ОрВД которых расположены аэродромы вылета или объекты деятельности, связанные с использованием воздушного пространства;

в районах ЕС ОрВД которых осуществляется использование воздушного пространства;

в районах ЕС ОрВД которых расположены аэродромы посадки и запасные аэродромы;

г) аэродромов (кроме аэропортов) своей зоны ЕС ОрВД, планируемых для посадки и в качестве запасных аэродромов;

д) органа ВВС и ПВО своей зоны.

9. Военные секторы ЗЦ ЕС ОрВД по маршруту движения воздушного судна передают поступившие к ним заявки в органы ВВС и ПВО, органы ОВД (управления полетами) и на аэродромы, расположенные в их зонах ЕС ОрВД, если они привлекаются к обеспечению полета.

10. Военные секторы ЗЦ ЕС ОрВД передают в гражданские секторы этих центров заявки на полеты воздушных судов, выполняемые по воздушным трассам и местным воздушным линиям, для передачи их в гражданские органы ОВД (управления полетами) и на гражданские аэродромы, расположенные в их зоне ЕС ОрВД, привлекаемые для обеспечения полета.

Гражданские секторы ЗЦ ЕС ОрВД передают в военные секторы этих центров заявки на полеты воздушных судов, выполняемые вне воздушных трасс и местных воздушных линий, а также на полеты воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации, выполняемые с гражданских аэродромов, для передачи их в органы ОВД (управления полетами) и на аэродромы, на которых не организованы процедуры и правила, определенные для гражданских аэродромов, привлекаемые для обеспечения полета.

11. Заявки на полеты воздушных судов одновременно являются заявками на обеспечение этих полетов средствами связи и радиотехнического обеспечения на аэродромах вылета, посадки и запасных аэродромах. Если для самолетовождения требуются дополнительные радиотехнические средства, они указываются в заявке на полеты в разделе прочей информации.

При невозможности использовать аэродромы, указанные в заявке на полет, центры ЕС ОрВД в своих зонах и районах ЕС ОрВД могут указывать другие аэродромы, подтвердившие готовность и пригодные для посадки данных типов воздушных судов, с предоставлением экипажу времени, необходимого для подготовки к полету.

12. При необходимости привлечения органов пользователей воздушного пространства — органов ОВД (управления полетами) для обеспечения полета воздушного судна военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД направляет заявки на такие полеты в соответствующие органы ОВД (управления полетами) с пометкой в разделе прочей информации «НА УПРАВЛЕНИЕ «.

13. Заявки на использование воздушного пространства, осуществляемое в пределах одной зоны ЕС ОрВД, подаются в сроки, обеспечивающие их поступление в военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД, в зоне ЕС ОрВД которого расположены аэродромы вылета или объекты деятельности, связанные с использованием воздушного пространства, до 14 часов 00 минут местного времени накануне дня начала деятельности.

Заявки на использование воздушного пространства, осуществляемое за пределами зоны ЕС ОрВД, и полеты, указанные в пункте 30 настоящих Правил, подаются в сроки, обеспечивающие их поступление в военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД, в зоне ЕС ОрВД которого расположены аэродромы вылета или объекты деятельности, связанные с использованием воздушного пространства, до 10 часов 00 минут местного времени накануне дня начала деятельности и с учетом времени, необходимого для прохождения в военные секторы других ЗЦ ЕС ОрВД, до 17 часов 00 минут местного времени этих центров накануне дня начала деятельности.

14. Заявки на учебно-тренировочные полеты при метеоминимуме, а также на облет авиационной техники, выполняемые в районе аэродрома в пределах зоны ЕС ОрВД, подаются по мере необходимости, но не позже чем за 2 часа до вылета, с указанием в разделе прочей информации «МИНИМУМ» или «ОБЛЕТ».

15. Заявки на полеты воздушных судов, не выполненные в запланированный день из-за несоответствия метеорологических условий, могут подаваться позже установленных сроков, указанных в пункте 13 настоящих Правил (кроме заявок на учебно-тренировочные полеты, а также заявок на полеты воздушных судов с гражданских аэродромов), но не позже чем через 2 часа после принятия решения об отмене полетов с указанием в разделе прочей информации «По метеоусловиям».

16. Заявки на полеты самолетов связи и самолетов-ретрансляторов в районе аэродрома не подаются. Вся необходимая информация о них доводится до РЦ ЕС ОрВД не менее чем за 1 час до вылета.

17. Заявки на полеты воздушных судов, выполняемые с посадками на промежуточных аэродромах, адресуются аэродрому, на котором запланирован отдых экипажа, с обязательным указанием конечного аэродрома посадки. Заявки на продолжение таких полетов с аэродрома отдыха экипажа подаются не позже чем через 2 часа после посадки с указанием в разделе прочей информации «План-продолжение».

18. При выполнении срочных заданий заявки на использование воздушного пространства (кроме заявок на учебно-тренировочные полеты) подаются в ЗЦ ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в сроки, обеспечивающие их поступление в эти органы не позже чем:

за 1 час до вылета — при использовании воздушного пространства одной зоны ЕС ОрВД;

за 2 часа до вылета — при использовании воздушного пространства в пределах двух зон ЕС ОрВД;

за 4 часа до вылета — при использовании воздушного пространства трех и более смежных зон ЕС ОрВД.

Подача указанных заявок осуществляется с разрешения должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и организаций на основании списков, представленных в соответствующие ЗЦ ЕС ОрВД.

В разделе прочей информации таких заявок указывается фамилия лица, разрешившего подачу заявки.

19. Порядок подачи заявок на полеты, установленный настоящими Правилами, распространяется и на полеты воздушных судов с военных кораблей или невоенных судов Российской Федерации.

20. Заявки на полеты воздушных судов, связанные с выполнением сельскохозяйственных работ, подаются в гражданские и военные секторы центров ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО на весь период работ с указанием мест ночной стоянки воздушных судов.

Перед подачей заявок на эти полеты проводится согласование со старшими авиационными начальниками аэродромов (аэроузлов) и центрами ЕС ОрВД, в зоне (районе) ЕС ОрВД которых они будут проводиться.

21. Руководители организаций, в интересах которых планируется полет воздушного судна, до подачи заявок на его выполнение обязаны предварительно согласовать все вопросы обеспечения этого воздушного судна на основных и запасных аэродромах посадки. При этом в разделе прочей информации заявки делается пометка «Согласовано».

Заявки, предварительно не согласованные, в суточный план использования воздушного пространства не включаются.

22. Заявки на стрельбы и пуски ракет с целью активного воздействия на гидрометеорологические процессы подаются в порядке, установленном инструкцией по организации и проведению противоградовых стрельб на территории Российской Федерации.

23. В органы ВВС и ПВО заявки на полеты воздушных судов представляются в сроки, обеспечивающие их поступление в эти органы не позднее 20 часов 00 минут местного времени накануне дня полетов, а на учебно-тренировочные полеты воздушных судов при метеоминимуме и облет авиационной техники в районе аэродрома в пределах зоны ЕС ОрВД — не позже чем за 1 час до начала полетов.

24. Заявки на полеты воздушных судов гражданской авиации с неисправной аппаратурой радиолокационного опознавания при возвращении из-за границы и воздушных судов, не оборудованных такой аппаратурой, выполняющих рейсы по расписанию, направляются в органы ВВС и ПВО в том же порядке, что и на полеты вне расписания. При этом в разделе прочей информации заявки делается пометка «Без СРО».

25. Заявки на транзитный пролет воздушных судов через зону ЕС ОрВД или на воздушные суда, прилетающие на аэродромы, расположенные в зоне ЕС ОрВД, подаются в органы ВВС и ПВО накануне дня полетов, но не позже чем за 4 часа до времени вылета, указанного в заявке:

а) военным сектором ЗЦ ЕС ОрВД — если полет в зоне ЕС ОрВД частично или полностью выполняется вне воздушных трасс и местных воздушных линий;

б) гражданским сектором ЗЦ ЕС ОрВД — если полет в зоне ЕС ОрВД выполняется полностью по воздушным трассам и местным воздушным линиям.

26. Органы ВВС и ПВО подтверждают обеспечение заявок на использование воздушного пространства органам ОВД (управления полетами), подавшим заявку, не позже чем за 3 часа, а при учебно-тренировочных полетах при минимуме погоды, облете авиационной техники в районе аэродрома, в пределах зоны ЕС ОрВД, по срочным заданиям и в случае переноса полетов — не позднее 30 минут после получения информации. При отсутствии подтверждения органов ВВС и ПВО об обеспечении заявок такая деятельность запрещается.

27. При изменении заявленных условий на использование воздушного пространства пользователи воздушного пространства или органы ЕС ОрВД, изменившие эти условия, обязаны довести их до ближайшего органа ВВС и ПВО.

28. Обеспечение международных полетов воздушных судов осуществляется ГЦ ЕС ОрВД. Обеспечение международных полетов воздушных судов с аэродромов, где организованы и выполняются процедуры и правила, установленные для гражданских аэродромов, осуществляются в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

Граждане и юридические лица, чьи воздушные суда возвращаются из-за границы, накануне дня полетов подают заявки на полеты этих воздушных судов в установленном настоящими Правилами порядке.

29. При выполнении международного полета с государственного (экспериментального) аэродрома, не открытого для международных полетов, флайт-план подается не позже чем за 4 часа до вылета через диспетчера аэродрома вылета в РЦ ЕС ОрВД, который обеспечивает его передачу в аэродромный диспетчерский пункт аэродрома, открытого для международных полетов, не позже чем за 3 часа до вылета воздушного судна.

30. Заявки представляются:

а) в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД:

на полеты воздушных судов литеров «А» и «К»;

на полеты воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации с пересечением государственной границы Российской Федерации, а также других воздушных судов с пересечением государственной границы Российской Федерации вне воздушных трасс;

на полеты боевых воздушных судов авиации Министерства обороны Российской Федерации, перегоняемых с заводов авиационной промышленности;

на полеты групп воздушных судов авиации Министерства обороны Российской Федерации при перебазировании авиационных частей к новому месту дислокации, на базы и полигоны;

на полеты воздушных судов — воздушных пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации;

на полеты военных воздушных судов иностранных государств с пересечением государственной границы Российской Федерации;

на полеты воздушных судов вне воздушных трасс и местных воздушных линий, а на полеты воздушных судов авиации Министерства обороны Российской Федерации и по воздушным трассам и местным воздушным линиям — при использовании воздушного пространства трех и более смежных зон ЕС ОрВД;

б) на Центральный командный пункт Военно-воздушных сил:

на полеты воздушных судов с пересечением государственной границы Российской Федерации;

на полеты воздушных судов литеров «А» и «К» и подконтрольных воздушных судов авиации Министерства обороны Российской Федерации;

на полеты воздушных судов истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации, пролетающих воздушное пространство трех и более смежных зон ЕС ОрВД;

на полеты воздушных судов — контрольных целей в период учений (проверок), проводимых Министром обороны Российской Федерации, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

на полеты воздушных судов — воздушных пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) в гражданский сектор ГЦ ЕС ОрВД — в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

31. В военный сектор ГЦ ЕС ОрВД и на Центральный командный пункт Военно-воздушных сил заявки представляются накануне дня полетов (всемирное координированное время):

до 06 часов 00 минут — из зон ЕС ОрВД Хабаровского и Читинского ЗЦ ЕС ОрВД;

до 07 часов 00 минут — из зоны ЕС ОрВД Новосибирского ЗЦ ЕС ОрВД;

до 08 часов 00 минут — из зоны ЕС ОрВД Екатеринбургского ЗЦ ЕС ОрВД;

до 10 часов 00 минут — из зон ЕС ОрВД Санкт-Петербургского, Московского, Ростовского, Самарского ЗЦ ЕС ОрВД;

до 11 часов 00 минут — от государств — участников Ташкентского соглашения; до 07 часов 00 минут — из зон ЕС ОрВД при планировании использования воздушного пространства государств — участников СНГ.

32. Заявки на использование воздушного пространства передаются по телеграфным сетям связи федеральных органов исполнительной власти и организаций.

При отсутствии телеграфных каналов связи заявки могут передаваться, в виде исключения (по согласованию с центрами ЕС ОрВД), по телефону или нарочным.

33. При выполнении полетов по срочным заданиям заявки разрешается передавать по телефону с последующим подтверждением их телеграммой.

34. Заявки на использование воздушного пространства, передаваемые по телеграфным сетям связи Министерства обороны Российской Федерации, подаются телеграммами категории «Обыкновенная».

На телеграммах-заявках проставляется отметка «АДС» (авиадиспетчерская служба), что означает приоритетность их передачи по сравнению с телеграммами аналогичной категории срочности.

Заявки на особо важные полеты, а также на выполнение срочных заданий передаются телеграммами категории срочности «Самолет».

Степень секретности подаваемой заявки определяется подателем заявки.

Многоадресные телеграммы подаются на узел связи в одном экземпляре.

При отсутствии проводных телеграфных каналов связи разрешается передавать заявки по радио и радиорелейным каналам связи.

Ответственность за своевременную передачу заявок на использование воздушного пространства из штаба авиационного объединения возлагается на начальника войск связи и радиотехнического обеспечения этого объединения.

35. Для повышения оперативности прохождения и обработки заявок на полеты (в том числе секретных) разрешается:

переадресовывать полученные тексты телеграмм-заявок заинтересованным органам ОВД (управления полетами);

сдавать в экспедицию узла связи контрольную ленту исходящих и проходящих телеграмм в ненаклеенном виде;

применять сокращенное адресование заявок по телефонно-телеграфным позывным узлов связи центров ЕС ОрВД и аэродромов с указанием должностных лиц по индексам таблиц позывных должностных лиц (без указания номеров воинских частей).

Текст обработанных телеграмм должен сохраняться в памяти автоматизированных рабочих мест в течении 30 суток.

36. Каналы связи для передачи (приема) суточных планов центров ЕС ОрВД, заявок и другой информации о деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, организуются в порядке, указанном в приложении N 3 к Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации.

37. Сообщения о деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, передаются пользователями воздушного пространства в военные секторы РЦ ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО не позднее чем:

а) за 10 минут до запланированного времени начала полетов (только в органы ВВС и ПВО):

воздушных судов (шаров-зондов), подлежащих радиолокационному контролю; воздушных судов для выполнения авиационных работ в воздушном пространстве приграничной полосы;

воздушных судов (шаров-зондов) с аэродромов (пунктов запуска), расположенных в приграничной полосе;

б) через 5 минут после фактического (запланированного) начала деятельности:

о фактическом времени начала деятельности;

о задержке и переносе деятельности по отношению к запланированному времени или об отмене;

в) через 10 минут после окончания деятельности:

об окончании деятельности;

о перерывах в аэродромных полетах более чем на 1 час;

г) за 30 минут до запланированного времени вылета — об изменении типа воздушного судна, позывного командира воздушного судна и другие необходимые данные;

д) немедленно после истечения расчетного времени посадки воздушного судна или при неприбытии его на аэродром назначения, если отсутствует информация о местонахождении этого воздушного судна.

Сообщения о движении воздушных судов с аэродромов, где организованы и выполняются процедуры и правила, определенные для гражданских аэродромов, подаются в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

38. Флайт-планы на выполнение полетов воздушных судов с иностранных аэродромов на территорию Российской Федерации подаются в адрес Центрального командного пункта Военно-воздушных сил.

39. Военный сектор ГЦ ЕС ОрВД сообщает на Центральный командный пункт Военно-воздушных сил время вылета (посадки) воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации, указанных в подпункте «б» пункта 30 настоящих Правил, за исключением контрольных целей при проверке ВВС и ПВО, а также об изменении времени и места пересечения воздушными судами Министерства обороны Российской Федерации государственной границы Российской Федерации.

Гражданский сектор ГЦ ЕС ОрВД сообщает на Центральный командный пункт Военно-воздушных сил время вылета (посадки) воздушных судов, полет которых связан с пересечением государственной границы Российской Федерации, а также об изменении времени и места пересечения государственной границы Российской Федерации воздушными судами, выполняющими полеты по воздушным трассам и местным воздушным линиям, за исключением воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации.

40. Информацию о запусках и полете аэростатов, шаров-зондов, запускаемых в единые международные сроки, органы пунктов запуска сообщают в соответствующие РЦ ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО по их запросу.

41. Сообщения о стрельбах и пусках ракет с целью активного воздействия на метеорологические процессы передаются в порядке, установленном инструкцией по организации и проведению противоградовых стрельб на территории Российской Федерации.

 

Приложение N 2

к Федеральным правилам использования воздушного

пространства Российской Федерации, утвержденные

постановлением Правительства РФ

от 22 сентября 1999 г. N 1084

 

Правила

запроса и выдачи разрешений на использование воздушного

пространства Российской Федерации

 

1. Пользователи воздушного пространства обязаны запросить у военного сектора РЦ ЕС ОрВД (непосредственно или через гражданские секторы РЦ ЕС ОрВД) разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации вне воздушных трасс и местных воздушных линий не позже чем за 2 часа до запланированного времени начала деятельности, указанного в заявке, или времени, при необходимости скорректированного центром ЕС ОрВД по согласованию с пользователями воздушного пространства.

Если в установленные сроки запрос на использование воздушного пространства Российской Федерации или уведомление о переносе времени начала деятельности в центры ЕС ОрВД не поступили, заявка аннулируется.

2. Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление возможности использовать воздушное пространство в соответствии с условиями, выданными центром ЕС ОрВД.

В условиях на использование воздушного пространства указываются:

а) время начала и окончания деятельности;

б) район выполнения деятельности и диапазон высот (маршрут и профиль полета);

в) другие необходимые данные.

Для полетов воздушных судов дополнительно указываются:

а) аэродромы посадки и запасные аэродромы;

б) порядок входа (выхода) в воздушные трассы и местные воздушные линии;

в) порядок обслуживания (управления) воздушного движения.

3. Разрешение на использование воздушного пространства при выполнении полетов воздушных судов по воздушным трассам и местным воздушным линиям дают гражданские секторы центров ЕС ОрВД.

Такое разрешение органы ОВД гражданской и экспериментальной авиации получают от гражданских секторов центров ЕС ОрВД непосредственно, а государственной — через военные сектора центров ЕС ОрВД.

4. Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий дают военные секторы центров ЕС ОрВД:

а) ГЦ ЕС ОрВД — при использовании воздушного пространства трех и более зон ЕС ОрВД и при выполнении полетов, связанных с пересечением государственной границы Российской Федерации;

б) ЗЦ ЕС ОрВД — при использовании воздушного пространства в двух смежных зон ЕС ОрВД или двух и более районов ЕС ОрВД одной зоны ЕС ОрВД;

в) РЦ ЕС ОрВД — при использовании воздушного пространства одного района ЕС ОрВД или двух смежных районах ЕС ОрВД одной зоны ЕС ОрВД. Такое разрешение органы ОВД (управления полетами) государственной и экспериментальной авиации получают от военных секторов РЦ ЕС ОрВД непосредственно, а органы ОВД (управления полетами) гражданской авиации — через гражданские секторы РЦ ЕС ОрВД.

5. Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий и условия такого использования центры ЕС ОрВД выдают пользователям воздушного пространства не позже чем за 1 час до запланированного времени начала деятельности.

При вынужденном изменении условий использования воздушного пространства, указанных в заявке, время начала деятельности устанавливается с учетом времени, необходимого для подготовки к ее осуществлению.

6. Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий при выполнении полетов воздушных судов с аэродромов промежуточной посадки и условия такого использования военные секторы центров ЕС ОрВД дают не позже чем через 1 час после поступления от органа ОВД (управления полетами) аэродрома промежуточной посадки запроса на использование воздушного пространства для продолжения выполнения полетного задания по маршруту.

7. Орган ОВД (управления полетами) аэродрома государственной (экспериментальной) авиации, на котором планируется первая посадка воздушного судна, обязан сообщить в военный сектор РЦ ЕС ОрВД, в районе которого он расположен, не позже чем за 2 часа до запланированного времени вылета данного воздушного судна решение старшего авиационного начальника аэродрома о приеме воздушного судна.

Органы ОВД (управления полетами) аэродромов государственной (экспериментальной) авиации, на которых предусмотрены промежуточные посадки, обязаны сообщить в военные секторы РЦ ЕС ОрВД, в районе которых они расположены, не позднее чем через 20 минут с момента получения запроса о приеме, решение старших авиационных начальников аэродромов о приеме воздушного судна.

8. Решение о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки могут принимать соответствующие центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать разрешение на использование воздушного пространства, если иное решение не будет принято вышестоящим центром ЕС ОрВД.

9. Пользователи воздушного пространства обязаны начать свою деятельность в течение 20 минут от запланированного времени ее начала или от времени, указанного центрами ЕС ОрВД. Если в течение этого времени деятельность не начата и уведомление о ее переносе в органы ЕС ОрВД не поступило, данная деятельность запрещается и заявка аннулируется.

 

Приложение N 3

к Федеральным правилам использования воздушного

пространства Российской Федерации, утвержденные

постановлением Правительства РФ

от 22 сентября 1999 г. N 1084

 

Правила

организации связи и радиотехнического обеспечения

 

1. Пользователи воздушного пространства обязаны организовать связь с соответствующими органами ОВД (управления полетами), а в случае использования воздушного пространства для полетов воздушных судов — и с органами ВВС и ПВО.

2. Связь и радиотехническое обеспечение центров ЕС ОрВД организуются на принципах совместного использования технических средств связи и радиотехнического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и предприятий гражданской авиации.

Использование средств связи и радиотехнического обеспечения гражданскими и военными секторами центров ЕС ОрВД определяется соглашениями (договорами) между Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой воздушного транспорта России о порядке совместной эксплуатации таких средств.

Эксплуатация указанных средств осуществляется без взаимных расчетов.

Прекращение эксплуатации радионавигационных средств, используемых при полетах воздушных судов по воздушным трассам, осуществляется:

в отношении радионавигационных средств гражданской авиации — по решению соответствующего руководителя территориального органа Федеральной службы воздушного транспорта России по согласованию с соответствующим командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения);

в отношении радионавигационных средств Министерства обороны Российской Федерации — по решению соответствующего командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа Федеральной службы воздушного транспорта России.

3. Соглашение (договор) между Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой воздушного транспорта России о порядке совместной эксплуатации средств связи и радиотехнического обеспечения представляется начальниками военных и гражданских секторов центров ЕС ОрВД на утверждение:

а) для ГЦ ЕС ОрВД — начальнику главного штаба ВВС и первому заместителю директора Федеральной службы воздушного транспорта России;

б) для ЗЦ, ВЗЦ, РЦ, ВРЦ ЕС ОрВД — начальникам штабов объединений ВВС и ПВО и руководителям соответствующих предприятий гражданской авиации.

4. Наземная радиосвязь и проводная связь, воздушная радиосвязь и радиотехническое обеспечение в органах ОВД (управления полетами) обеспечиваются силами и средствами подразделений связи и радиотехнического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и организаций Федеральной службы воздушного транспорта России.

5. Принципиальная схема организации связи центров ЕС ОрВД разрабатывается Министерством обороны Российской Федерации совместно с Федеральной службой воздушного транспорта России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и директором Федеральной службы воздушного транспорта России.

6. В зоне ЕС ОрВД, где ответственность за организацию использования воздушного пространства возложена на командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения), схема организации связи между центрами ЕС ОрВД, органами ВВС и ПВО и пользователями воздушного пространства разрабатывается штабом авиационного объединения совместно с территориальным органом Федеральной службы воздушного транспорта России, согласовывается с заинтересованными организациями и утверждается начальником штаба авиационного объединения.

7. Связь между органами ОВД (управления полетами) организуется:

а) от центральных командных пунктов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов ОВД (управления полетами) федеральных органов исполнительной власти и организаций, использующих воздушное пространство, к ГЦ ЕС ОрВД — соответственно главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабами родов войск, федеральными органами исполнительной власти и организациями;

б) от ГЦ ЕС ОрВД к ЗЦ ЕС ОрВД и к РЦ ЕС ОрВД (с правами ЗЦ ЕС ОрВД) — главным штабом ВВС;

в) от ЗЦ ЕС ОрВД:

к смежным ЗЦ ЕС ОрВД (двухсекторным ВЗЦ ЕС ОрВД) и к смежным РЦ ЕС ОрВД (с правами ЗЦ ЕС ОрВД) — главным штабом ВВС;

к ВЗЦ ЕС ОрВД, состоящих из одного военного сектора, — главным штабом ВВС, а состоящих из одного гражданского сектора, — Федеральной службой воздушного транспорта России;

к двухсекторным РЦ ЕС ОрВД — главным штабом ВВС;

г) от двухсекторного ВЗЦ ЕС ОрВД к односекторным РЦ ЕС ОрВД, состоящим из одного военного сектора, — главным штабом ВВС, а состоящим из одного гражданского сектора, — Федеральной службой воздушного транспорта России;

д) от двухсекторного РЦ ЕС ОрВД:

к командным пунктам объединений и соединений видов Вооруженных Сил Российской Федерации — штабами военных округов;

к территориальным органам Федеральной службы воздушного транспорта России — Федеральной службой воздушного транспорта России;

к смежным двухсекторным РЦ ЕС ОрВД — Федеральной службой воздушного транспорта России;

к смежным односекторным РЦ ЕС ОрВД, состоящим из одного гражданского сектора, — Федеральной службой воздушного транспорта России, а состоящим из одного военного сектора, — главным штабом ВВС;

к вспомогательным двухсекторным и односекторным РЦ ЕС ОрВД, состоящим из одного гражданского сектора, — Федеральной службой воздушного транспорта России, а состоящим из одного военного сектора, — главным штабом ВВС;

к аэродромам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, полигонам, учебным центрам и другим организациям, объектам Министерства обороны Российской Федерации, использующим воздушное пространство, — главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации;

к аэродромам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и организаций, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями;

к местным диспетчерским пунктам гражданской авиации — Федеральной службой воздушного транспорта России;

е) от односекторного РЦ ЕС ОрВД, состоящего из одного гражданского или одного военного сектора:

к аэродромам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и организаций, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями;

к местным диспетчерским пунктам гражданской авиации — Федеральной службой воздушного транспорта России;

ж) от двухсекторного ВРЦ ЕС ОрВД:

к смежным РЦ ЕС ОрВД, состоящим из гражданского и военного секторов, — Федеральной службой воздушного транспорта России, а к смежным РЦ ЕС ОрВД, состоящим из одного военного сектора, — главным штабом ВВС;

к аэродромам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и организаций, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями;

к местным диспетчерским пунктам гражданской авиации — Федеральной службой воздушного транспорта России;

з) от односекторного ВРЦ ЕС ОрВД:

к аэродромам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также к полигонам, учебным центрам и другим организациям, использующим воздушное пространство, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями;

к местным диспетчерским пунктам гражданской авиации — Федеральной службой воздушного транспорта России;

и) от односекторного ВРЦ ЕС ОрВД, состоящего из одного гражданского сектора:

к смежным односекторным и двухсекторным РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД — Федеральной службой воздушного транспорта России;

к аэродромам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и организаций, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями; к местным диспетчерским пунктам гражданской авиации — Федеральной службой воздушного транспорта России.

8. Связь между пунктами управления ВВС и ПВО и центрами ЕС ОрВД организуется от командных пунктов объединений или соединений (частей) ВВС и ПВО к двухсекторному зональному и районному центрам ЕС ОрВД, от ближайшего органа ВВС и ПВО к РЦ ЕС ОрВД, состоящему из одного военного сектора, — главным штабом ВВС, а к РЦ ЕС ОрВД, состоящему из одного гражданского сектора, — Федеральной службой воздушного транспорта России.

9. Радиолокационное обеспечение осуществляется:

а) двухсекторных РЦ и ВРЦ ЕС ОрВД — радиолокационными средствами организаций Федеральной службы воздушного транспорта России;

б) односекторных РЦ и ВРЦ ЕС ОрВД — радиолокационными средствами Министерства обороны Российской Федерации и организаций Федеральной службы воздушного транспорта России по принадлежности центров;

в) РЦ ЕС ОрВД, оснащенных автоматизированными системами ОВД — радиолокационными средствами организаций Федеральной службы воздушного транспорта России, включенными в состав радиолокационных позиций автоматизированных систем ОВД, и радиолокационными средствами Министерства обороны Российской Федерации, включенными в состав автоматизированных систем ОВД, по решению Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

10. Для радиолокационного контроля за полетами воздушных судов могут привлекаться радиолокационные средства Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства и пользователей воздушного пространства. Такие средства должны соответствовать нормам и требованиям, установленным для радиолокационных средств органов ЕС ОрВД. Их использование осуществляется на основании соглашений (договоров), утверждаемых командующими объединениями ВВС и ПВО (командующими авиационными объединениями, командирами авиационных соединений) и (или) руководителями территориальных органов Федеральной службы воздушного транспорта России.

 

Приложение N 4

к Федеральным правилам использования воздушного

пространства Российской Федерации, утвержденные

постановлением Правительства РФ

от 22 сентября 1999 г. N 1084

 

Правила

подготовки и представления предложений по совершенствованию

структуры воздушного пространства Российской Федерации

 

1. Предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации разрабатываются пользователями воздушного пространства с целью повышения уровня безопасности и эффективности его использования (далее именуются — предложения) и согласовываются с соответствующими организациями. Результаты согласований заверяются печатями.

2. Основанием для подготовки предложений являются:

а) создание новых или изменение существующих элементов структуры воздушного пространства;

б) изменения направлений самолетопотоков, пропускной способности воздушного пространства, интенсивности воздушного движения и эшелонов (высот) полета воздушных судов;

в) установка новых технических средств навигации, связи и обслуживания воздушного движения;

г) ввод в действие объектов, влияющих на использование воздушного пространства;

д) создание новых или упразднение существующих органов обслуживания воздушного движения;

е) экономическая целесообразность;

ж) рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий, инцидентов и нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

3. Предложения согласовываются:

а) при установлении (изменении) воздушных трасс, спрямленных воздушных трасс, местных воздушных линий, районов авиационных работ, границ зон и районов ЕС ОрВД с соответствующими:

военными секторами районных и зональных центров ЕС ОрВД;

территориальными органами Федеральной службы воздушного транспорта России;

территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации (только при установлении новых участков воздушных трасс, местных воздушных линий, спрямленных воздушных трасс);

штабом объединения ВВС и ПВО (штабом авиационного объединения, авиационного соединения);

другими заинтересованными пользователями воздушного пространства, определяемыми военными секторами зональных и районных центров ЕС ОрВД;

б) при установлении (изменении) границ районов аэродромов и аэроузлов, маршрутов полетов воздушных судов, специальных зон полетов, районов полигонов, районов взрывных работ с соответствующими:

военными и гражданскими секторами зональных и районных центров ЕС ОрВД;

штабом объединения ВВС и ПВО (штабом авиационного объединения, авиационного соединения);

другими заинтересованными пользователями воздушного пространства, определяемыми военными секторами зональных и районных центров ЕС ОрВД;

в) при установлении (изменении) коридоров пролета государственной границы Российской Федерации, элементов структуры воздушного пространства в приграничной полосе, запретных зон, зон ограничения, опасных зон с соответствующими:

военным сектором ЗЦ ЕС ОрВД;

штабом объединения ВВС и ПВО (штабом авиационного объединения, авиационного соединения);

командующим войсками военного округа;

другими заинтересованными пользователями воздушного пространства, определяемыми военными секторами зональных и районных центров ЕС ОрВД.

4. Предложения рассматриваются в срок, не превышающий 30 суток, а при повторном представлении — в срок, не превышающий 15 суток.

5. Предложения представляются:

а) командующему объединением ВВС и ПВО (командующему авиационным объединением, командиру авиационного соединения), отвечающему за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, — заинтересованными пользователями воздушного пространства на утверждение (согласование) всех предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства зоны ЕС ОрВД;

б) в Федеральную службу воздушного транспорта России — начальником территориального органа этой службы на согласование по вопросам:

установления (изменения) воздушных трасс, спрямленных воздушных трасс;

установления границ зон и районов ЕС ОрВД;

в) в Министерство обороны Российской Федерации — командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), отвечающим за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД (через Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации), на утверждение:

воздушных трасс, спрямленных воздушных трасс;

границ зон и районов ЕС ОрВД;