Приказ Минтранса РФ от 26 ноября 2009 г. N 216

Приказ Минтранса РФ от 26 ноября 2009 г.

N 216

Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам

 

В соответствии со статьей 53

N 60-ФЗ Воздушный кодекс Российской Федерации» href=»/avia/pmtr_216fap.htm»> Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616) и в целях реализации Конвенции о Международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам".

2. Не применять на территории Российской Федерации Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденное Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 г. N 44/И.

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу через 30 дней со дня официального опубликования.

 

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Министр И.ЛЕВИТИН

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 января 2010 г. N 15996

 

Утверждены

Приказом Минтранса России

от 26 ноября 2009 г. N 216

 

Федеральные авиационные правила

Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам

 

I. Общие положения

 

1. Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к диспетчерам управления воздушным движением (далее — диспетчер УВД) и парашютистам-инструкторам при осуществлении соответствующей деятельности в Российской Федерации при выдаче соответствующих свидетельств продления срока их действия, внесения квалификационных отметок, классной квалификации и допуска к работе.

3. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД или парашютиста-инструктора не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства.

4. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке в свидетельство, а также установленного срока его действия и при наличии действующего медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД.

5. Медицинское освидетельствование диспетчеров УВД и парашютистов-инструкторов осуществляется в соответствии с положениями федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования.

6. Медицинское заключение о признании годным к работе является неотъемлемой частью свидетельства. Обладатели свидетельств перестают пользоваться правами, предусмотренными соответствующими квалификационными отметками, когда они узнают об ухудшении состояния здоровья, которое могло бы помешать им безопасно и надлежащим образом осуществлять данные им права.

7. Обладатель свидетельства осуществляет права, предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к работе, внесенными в свидетельство, лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, соответствующую требованиям профессиональной пригодности.

8. В целях продления срока действия свидетельства диспетчер УВД должен подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний и практических навыков со следующей периодичностью:

диспетчер УВД 1-го класса — один раз в три года;

диспетчер УВД 2-го класса — один раз в два года;

диспетчер УВД 3-го класса — ежегодно.

9. Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным проверкам (тестированию) теоретических знаний до окончания срока действия свидетельства, если осуществляет свою деятельность без получения очередной квалификационной отметки, допуска к работе на другом диспетчерском пункте (секторе) или повышения классной квалификации, за исключением случаев, когда действия данного диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту.

10. Тематика вопросов при проведении проверки (тестировании) теоретических знаний на подтверждение классной квалификации не должна выходить за рамки подтверждаемой квалификационной отметки (квалификационных отметок) и отметок о допуске к самостоятельной работе, внесенных в свидетельство.

11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, установлены следующие требования по периодичности прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала:

руководящий состав, включая лиц, занимающих должности руководителей полетов, должны пройти курсы повышения квалификации при высших образовательных учреждениях гражданской авиации один раз в пять лет;

старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы (включая диспетчеров-инструкторов тренажера), диспетчеры УВД должны пройти курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года.

Лица, имеющие допуск к обслуживанию полетов с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе.

12. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское обслуживание (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района УВД) на международных трассах, а также диспетчерское обслуживание подхода (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание (диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора) на международных аэродромах, должны демонстрировать способность говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать его не ниже чем на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО .

———————————

Требование применяется по истечении определенного ИКАО переходного периода практической реализации языкового стандарта.

 

13. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в три года.

14. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 5 (продвинутом) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в шесть лет.

15. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 6 (профессиональном) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, освобождаются от прохождения языковой аттестации по английскому языку.

 

II. Требования к кандидатам для получения

свидетельства и квалификационной отметки

 

16. Для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в него квалификационной отметки кандидат должен отвечать требованиям, изложенным в настоящем пункте, и соответствовать требованиям настоящих Правил при получении квалификационных отметок:

1) возраст — не моложе 18 лет;

2) образование — среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, курсы профессиональной переподготовки;

3) кандидат получил знания, по крайней мере, в следующих областях:

а) документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД;

б) принципы, использование и ограничения оборудования, применяемого при обслуживании воздушного движения;

в) аэродинамика и летно-технические характеристики воздушных судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;

г) применение и понимание метеорологической информации, возникновение и характеристики опасных явлений погоды, измерение метеоэлементов;

д) основные положения аэронавигации, принципы, ограничения и точность навигационных систем и визуальных средств;

е) теория и практика обслуживания (управления) воздушного движения, виды обслуживания воздушного движения, основные положения типовых технологий работы диспетчеров УВД органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), общие правила радиообмена и типовой фразеологии;

ж) практические методы обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, авиационные происшествия, связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения;

з) английский язык (для кандидатов, предполагающих осуществлять функциональные обязанности с применением английского языка).

4) опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) — заключение диспетчера-инструктора о возможности допуска к самостоятельной работе и заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;

5) состояние здоровья — действующее медицинское заключение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диспетчерам УВД, за исключением случаев, когда сфера деятельности кандидата ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о годности к работе по результатам медицинского освидетельствования.

17. Требования, предъявляемые при внесении квалификационных отметок диспетчера аэродрома, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля подхода, диспетчера посадочного радиолокатора, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля района УВД, в свидетельство диспетчера УВД:

1) кандидат:

а) закончил учебное заведение гражданской авиации по соответствующей специализации или курсы профессиональной переподготовки (профессиональные курсы обучения);

б) дополнительно получил знания, которые соответствуют правам, предоставляемым квалификационными отметками, указанными в пункте 17 в нижеперечисленных областях в той степени, в какой они затрагивают круг служебных функциональных обязанностей:

обслуживание воздушного движения;

план аэродрома, физические характеристики и визуальные средства;

структура воздушного пространства;

применяемые правила, процедуры и источники информации;

аэронавигационные средства;

основное оборудование обслуживания воздушным движением и его использование;

рельеф местности и характерные наземные ориентиры;

характерные особенности воздушного движения;

особые явления погоды;

планы действий в аварийной обстановке и поисково-спасательных операциях;

принципы предоставления обслуживания воздушного движения на основе наблюдения, включая правила выдерживания соответствующей высоты полета над местностью;

в) прошел тренировки и проверку на диспетчерском тренажере и имеется соответствующее положительное заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;

г) успешно обеспечивал под руководством диспетчера-инструктора или надлежащим образом аттестованного диспетчера УВД (внештатного диспетчера-инструктора) обслуживание воздушного движения в течение времени, необходимого для получения допуска к работе на диспетчерском пункте (секторе), определяющего конкретную квалификационную отметку в конкретном подразделении, в отношении которого запрашивается данная отметка и имеется заключение диспетчера-инструктора;

2) кандидат продемонстрировал умения, способность принимать решения и выполнять обязанности, требуемые для обеспечения безопасного, упорядоченного и оперативного диспетчерского обслуживания на уровне, соответствующем предоставляемым правам.

18. Обладатель свидетельства диспетчера УВД не должен проводить подготовку персонала обслуживания воздушного движения в эксплуатационных условиях, если он не является штатным или внештатным диспетчером-инструктором и не имеет письменного указания работодателя.

19. Квалификационная отметка теряет силу, если диспетчер УВД не осуществляет права, предусмотренные квалификационной отметкой, в течение шести месяцев. Отметка остается недействительной до тех пор, пока вновь не будет установлено право диспетчера УВД осуществлять права, предусмотренные квалификационной отметкой.

20. С целью продления действия свидетельства диспетчера УВД кандидат подтверждает свой класс квалификации в рамках имеющейся у него квалификационной отметки.

21. Свидетельства парашютиста-инструктора с квалификационными отметками выдаются лицам, отвечающим следующим требованиям:

1) возраст — не моложе 18 лет;

2) образование — среднее;

3) состояние здоровья — действующее медицинское заключение по результатам медицинского освидетельствования;

4) кандидат продемонстрировал уровень знаний, который соответствует предоставляемым правам в следующих областях и в той степени, в какой они затрагивают круг служебных обязанностей:

воздушное законодательство Российской Федерации, регламентирующее поисково-спасательное обеспечение полетов;

конструкцию, работу и тактико-технические данные спасательных, тренировочных, десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов, страхующих приборов и спусковых (подъемных) устройств для спусков (подъемов) с вертолета в режиме висения;

конструкцию, работу и тактико-технические данные авиационных спасательных плавательных средств и правила их применения;

предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий при выброске парашютистов и грузов;

основные летно-технические характеристики и конструктивные особенности воздушных судов, используемых для десантирования людей и грузов;

технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой и аварийно-спасательной техники;

правила проведения поисково-спасательных работ;

правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также специальные дисциплины;

5) кандидат продемонстрировал умения, способность принимать решения и выполнять обязанности при проведении поисково-спасательных, эвакуационных и специальных работ на уровне, соответствующем предоставляемым правам:

выполнять тренировочные и производственные прыжки с парашютом с воздушных судов, спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, в том числе в сложных условиях, на сушу и на водную поверхность в различное время суток, а также водолазные погружения;

осуществлять воздушный и наземный поиск воздушных судов и людей, потерпевших бедствие в различных условиях, вести ориентировку на местности с использованием магнитного компаса, технических навигационных средств и топографических карт;

выполнять спасательные работы в горах с использованием горноспасательного (альпинистского) снаряжения и на воде с использованием водолазного снаряжения;

готовить спасателей к выполнению прыжков с парашютом, спуску (подъему) людей и грузов на спусковых (подъемных) устройствах, а также производить расчет и выброску парашютистов и грузов;

укладывать парашюты, готовить к использованию подъемно-спусковые устройства, авиационные плавательные средства;

проверять исправность парашютов, страхующих приборов, подъемно-спусковых устройств, бортовых аварийно-спасательных средств и контролировать правильное их хранение;

пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями;

обеспечить выживаемость как личную, так и групповую в экстремальных условиях;

6) опыт — кандидат успешно окончил курс специальной парашютной подготовки.

 

III. Требования к кандидатам, предъявляемые

при присвоении классной квалификации диспетчера УВД

и парашютиста-инструктора

 

22. Кандидатам на присвоение классной квалификации, а также лицам, имеющим действующие свидетельства диспетчера УВД, присваиваются третий, второй и первый классы классной квалификации диспетчера УВД.

23. Кандидат на присвоение класса классной квалификации диспетчера УВД должен:

1) знать основные положения нормативных документов в следующих областях:

а) основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;

б) обеспечение безопасности полетов;

в) обслуживание воздушного движения;

г) технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;

д) метеорологическое обеспечение полетов;

е) основы аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных судов;

ж) навигационное (штурманское) обеспечение полетов;

з) радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;

и) английский язык (в части правил ведения радиообмена для диспетчеров, осуществляющих обслуживание полетов воздушных судов на английском языке);

2) уметь:

управлять воздушным движением в соответствии с технологией работы, правилами радиообмена и типовой фразеологией;

правильно и своевременно действовать в различных ситуациях воздушной и метеорологической обстановки;

грамотно использовать радиотехнические средства обеспечения полетов и авиационной электросвязи, радиолокационные и иные системы наблюдения обслуживания воздушного движения;

оперативно взаимодействовать со смежными диспетчерскими пунктами, службами и органами, обеспечивающими и контролирующими производство полетов;

оказывать в соответствии с технологией работы помощь воздушным судам, терпящим бедствие, и содействовать организации поиска и спасания;

3) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по обслуживанию воздушного движения по следующим операциям:

прием дежурства и подготовка рабочего места;

знание воздушной и метеорологической обстановки в контролируемом районе (зоне), особенности выполнения плана воздушного движения;

соблюдение установленных правил обслуживания воздушного движения согласно технологии работы;

использование радиотехнических средств;

знание и применение правил радиообмена и правильное применение типовой фразеологии, а также в части выполнения своих функциональных обязанностей соблюдение требований табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации;

ведение установленной диспетчерской документации (согласно технологии работы).

Проверка практических навыков по обслуживанию воздушного движения осуществляется на одном из диспетчерских пунктов (секторе), на котором у диспетчера УВД имеется допуск к работе с учетом действующей квалификационной отметки (отметок).

4) кандидат должен пройти тренажерную подготовку, которая является неотъемлемым требованием проверки практических навыков.

24. Классная квалификация "Диспетчер УВД 3-го класса" присваивается выпускникам учебных заведений гражданской авиации среднего и высшего профессионального образования, а также лицам, прошедшим курсы профессиональной переподготовки и соответствующую стажировку:

1) кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 3-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, иметь навыки для осуществления практического обслуживания воздушного движения, положительные оценки при проверке практических навыков и соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;

2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 3-го класса", должны:

а) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 3 (три):

метеорологическое обеспечение полетов;

основы аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных судов;

навигационное (штурманское) обеспечение полетов;

б) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 4 (четыре):

основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;

обеспечение безопасности полетов;

обслуживание воздушного движения;

технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;

радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;

английский язык (в части правил ведения радиообмена для кандидатов, которые будут осуществлять обслуживание воздушного движения с применением английского языка).

25. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, иметь классную квалификацию "Диспетчер УВД 3-го класса", стаж работы в должности диспетчера УВД не менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило, не менее чем на двух диспетчерских пунктах или трех секторах одноименного диспетчерского пункта:

1) кандидаты, представленные к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны пройти проверку практических навыков с общей оценкой не ниже 4 (четыре) и иметь соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;

2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных в подпункте 1 пункта 23 областях с оценкой не ниже 4 (четыре).

26. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, иметь классную квалификацию "Диспетчер УВД 2-го класса", стаж работы с данной квалификацией не менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило, не менее чем на трех диспетчерских пунктах или пяти секторах одноименного диспетчерского пункта:

1) кандидаты, представленные к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны пройти проверку практических навыков с общей оценкой не ниже 5 (пять) и иметь соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;

2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны:

а) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 5 (пять):

основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов;

технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;

обслуживание воздушного движения;

английский язык (в части правил ведения радиообмена для диспетчеров, которые осуществляют обслуживание воздушного движения с применением английского языка);

б) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 4 (четыре):

метеорологическое обеспечение полетов;

обеспечение безопасности полетов;

основы аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных судов;

навигационное (штурманское) обеспечение полетов;

радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов.

27. При тестировании с использованием компьютерной техники проверяемый диспетчер УВД с учетом классной квалификации должен показать не менее 75% правильных ответов по разделу (области), допускающему оценку 3 (три), не менее 80% — по разделу (области), допускающему оценку 4 (четыре), и не менее 85% — по разделу (области), допускающему оценку 5 (пять).

28. Кандидату на присвоение классной квалификации, а также лицам, имеющим действующие свидетельства парашютиста-инструктора, присваиваются третий, второй и первый классы.

29. Кандидат на присвоение класса квалификации парашютиста-инструктора должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь среднее образование и пройти специальную парашютную подготовку.

2) знать:

основы воздушного законодательства Российской Федерации;

предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий при выброске парашютистов и грузов;

руководство по воздушному десантированию;

конструкцию, работу и тактико-технические данные спасательных, тренировочных, десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов и страхующих приборов;

конструкцию, работу и тактико-технические данные авиационных спасательных плавательных средств и правил их применения;

организация поиска и спасания в Российской Федерации;

поисковые и аварийно-спасательные средства;

3) уметь:

готовить личный состав к выполнению прыжков с парашютом и спусков (подъемов) с помощью спусковых (подъемных) устройств, производить расчет и выброску парашютистов и грузов;

укладывать парашюты, готовить к использованию подъемно-спусковые устройства, авиационные спасательные плавательные средства;

проверять исправность парашютов, страхующих приборов, спусковых (подъемных) устройств, бортовых аварийно-спасательных средств и контролировать правильность их хранения;

пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями.

30. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Парашютист-инструктор 3-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, изложенных в пункте 29, иметь не менее 50 прыжков с парашютом или 30 спусков (подъемов) с помощью спусковых устройств.

31. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Парашютист-инструктор 2-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, изложенных в пункте 29, на оценку не ниже 4 (четыре) и иметь не менее 200 прыжков с парашютом или 100 спусков-подъемов, а также в совершенстве владеть техникой их выполнения.

32. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Парашютист-инструктор 1-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, изложенных в пункте 29, на оценку не ниже 5 (пять), иметь не менее 350 прыжков с парашютом и 50 полетов по расчету и выброске парашютистов и грузов, а также не менее 120 спусков, подъемов и не менее 30 полетов по расчету и десантированию спасателей с помощью спусковых устройств и выброске грузов.

33. Парашютист-инструктор, допустивший при выброске парашютистов, грузов, или спуске десантников, травмы или нанесение материального ущерба, для повышения в классе должен выполнить не менее 50 полетов по расчету и выброске парашютистов или грузов или 30 полетов по расчету и десантированию спасателей с помощью спусковых устройств.

34. При повышении в классе и продлении срока действия свидетельства демонстрацию теоретических знаний и практической работы парашютисты-инструкторы должны осуществлять на ежегодных сборах, проводимых в авиационных организациях, учреждениях и учебных заведениях, в объеме, указанном в пункте 29 настоящих Правил.

 

IV. Требования к кандидатам, предъявляемые

при внесении отметок о допуске к работе руководителем

полетов, старшим диспетчером, диспетчером-инструктором

(диспетчером-инструктором тренажера), диспетчером УВД

 

35. Для получения допуска руководителя полетов кандидат должен:

1) иметь:

высшее профессиональное образование;

опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее чем 36 месяцев в подразделении, представляющем кандидата на получение допуска руководителя полетов;

как правило, все допуски к работе на диспетчерских пунктах (секторах), где кандидат будет исполнять должностные обязанности руководителя полетов;

документ об успешном прохождении курсов подготовки руководителей полетов;

действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса";

2) знать:

принципы и методы управления персоналом и организации производства;

основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;

основы экономики в гражданской авиации;

принципы и методы экономической деятельности организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

воздушное законодательство Российской Федерации в части выполнения своих функциональных обязанностей;

нормативные документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства Российской Федерации;

документы по организации обслуживания воздушного движения своей зоны (района) ответственности;

принципы и методы планирования работы диспетчерской смены;

принципы и методы организационно-методической работы в органах обслуживания воздушного движения и диспетчерских сменах;

организацию контроля работы диспетчерской смены;

организацию профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов;

3) уметь:

применять в практической деятельности знания принципов и методов управления персоналом, организации производства, делового общения и обеспечения охраны труда;

применять в практической деятельности знания в области экономики;

применять знание нормативных документов, регламентирующих организацию использования воздушного пространства Российской Федерации в практической деятельности;

планировать работу подчиненного состава диспетчерской смены;

организовать работу диспетчерских пунктов в своей зоне ответственности;

организовывать и проводить методическую, профилактическую и воспитательную работу с диспетчерским составом подчиненной смены;

организовать и осуществлять постоянный контроль за работой подчиненной диспетчерской смены;

осуществлять организацию и координацию обслуживания (управления) воздушного движения в контролируемой зоне (районе) ответственности;

вести установленную для руководителя полетов документацию и контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах диспетчеров;

осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного оборудования диспетчерских пунктов;

уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в соответствии с предписанными процедурами;

4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях:

организационно-методическая работа руководителя полетов;

организация воздушного движения;

психологические и педагогические аспекты деятельности руководителя полетов;

обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного движения;

управленческо-экономические аспекты деятельности организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям:

проведение инструктажа диспетчерской смены;

прием и сдача дежурства;

контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания воздушного движения диспетчерской смены, а также организации подмены диспетчеров в процессе работы;

взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов;

контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;

проведение разбора работы диспетчерской смены.

36. Для получения допуска старшего диспетчера кандидат должен:

1) иметь:

высшее или среднее профессиональное образование;

опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 36 месяцев, в том числе не менее чем 24 месяца в подразделении, представляющем кандидата на получение допуска старшего диспетчера;

не менее трех действующих допусков на диспетчерских пунктах (секторах) в зоне (районе) ответственности, где кандидат будет исполнять должностные обязанности старшего диспетчера. При наличии в подразделении трех и менее диспетчерских пунктов (секторов) кандидат должен иметь все допуски;

действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса" или "Диспетчер УВД 2-го класса";

удостоверение об успешном прохождении курсов подготовки старших диспетчеров.

2) знать:

принципы и методы управления персоналом и организации производства;

основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;

воздушное законодательство Российской Федерации в части выполнения своих функциональных обязанностей;

нормативные документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства Российской Федерации;

руководящие документы по организации обслуживания воздушного движения своей зоны (района) ответственности;

принципы и методы планирования работы в органах обслуживания воздушного движения и диспетчерской смены;

принципы и методы организационно-методической работы в диспетчерских сменах;

организацию контроля работы диспетчерской смены;

организацию профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

правила и условия аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, а также иные виды обеспечения полетов воздушных судов;

3) уметь:

применять в практической деятельности знания принципов и методов управления персоналом, организации производства, делового общения и обеспечения охраны труда;

применять в своей практической деятельности знания нормативных документов, регламентирующих организацию и использование воздушного пространства Российской Федерации;

организовывать работу диспетчерских пунктов в своей зоне ответственности;

организовывать и проводить методическую, профилактическую и воспитательную работу в диспетчерской смене;

осуществлять контроль за работой диспетчерского состава;

осуществлять при необходимости координацию обслуживания воздушным движением в установленной зоне (районе) ответственности;

осуществлять расстановку персонала перед заступлением на дежурство и уточнение функций, выполняемых на рабочих местах;

вести установленную для старшего диспетчера документацию и контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах диспетчеров;

осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного оборудования диспетчерских пунктов;

уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в соответствии с предписанными процедурами;

4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях:

организационно-методическая работа старшего диспетчера;

организация воздушного движения;

психолого-педагогические аспекты деятельности старших диспетчеров;

обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного движения;

5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям:

проведение инструктажа диспетчерской смены;

прием и сдача дежурства;

контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания воздушного движения диспетчерской смены, а также организация подмены диспетчеров в период дежурства;

взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов;

контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;

проведение разбора работы диспетчерской смены.

37. Для получения допуска диспетчера-инструктора (включая диспетчера-инструктора тренажера) кандидат должен:

1) иметь:

высшее или среднее профессиональное образование;

опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее чем 24 месяца в подразделении, представляющем кандидата на получение допуска диспетчера-инструктора;

действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса";

допуски к работе на диспетчерских пунктах (секторах), где кандидат будет исполнять должностные обязанности диспетчера-инструктора;

удостоверение о прохождении курсов подготовки диспетчеров-инструкторов.

2) знать:

основы авиационной педагогики;

основы авиационной психологии;

методику планирования учебного процесса;

методику проведения предварительной подготовки и практического обучения на рабочем месте в процессе стажировки;

нормативные документы, регламентирующие профессиональную подготовку соответствующих специалистов.

3) уметь:

применять в практической деятельности знания авиационной педагогики и психологии;

применять в практической деятельности знания нормативных документов по профессиональной подготовке соответствующих специалистов;

составлять планы и программы подготовки соответствующих специалистов и осуществлять контроль за их выполнением;

осуществлять качественную подготовку соответствующих специалистов;

содействовать внедрению передовых методов и технологий и представлять соответствующие рекомендации;

проводить стажировку соответствующих специалистов и оказывать диспетчерам УВД практическую помощь после получения ими допусков к самостоятельной работе;

проводить проверку практических навыков персонала обслуживания воздушного движения на рабочих местах;

вести необходимую документацию;

4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях:

основы авиационной педагогики и психологии;

обслуживание воздушного движения;

методы профессионального обучения;

обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

национальные требования, стандарты и рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации в области профессиональной подготовки персонала обслуживания воздушного движения;

5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям:

организация, планирование и проведение предварительной подготовки стажера;

определение готовности стажера к практической подготовке;

организация, планирование и проведение практической стажировки на диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере;

ведение дневника стажера и оформление представления на допуск стажера к самостоятельной работе в качестве диспетчера.

38. Для получения допуска к работе диспетчером УВД на диспетчерском пункте (секторе) кандидат должен:

обладать знаниями, определенными для обладателя свидетельства, и соответствующей квалификационной отметкой;

пройти проверку теоретических знаний по разделам, определенным подпунктом 1 пункта 23 настоящих Правил в соответствии с классной квалификацией;

пройти необходимую стажировку и проверку практических навыков в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 23 настоящих Правил.

При получении последующих допусков в рамках имеющейся квалификационной отметки кандидат проходит проверку теоретических знаний только в части абзацев "г", "д" и "з" подпункта 1 пункта 23 настоящих Правил, а если данный пункт предусматривает обслуживание полетов на английском языке, дополнительно проходит проверку по абзацу "и".

 

Приказ Минтранса РФ от 26 ноября 2009 г. N 216 Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам