Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР

Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР

 

Не применяется на территории Российской Федерации.

N 216 Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам» href=»/avia/pmtr_216fap.htm»> Приказ Минтранса РФ от 26 ноября 2009 г. N 216

 

Содержание

Глава 1. Общая часть

Глава 2. Высшая квалификационная комиссия министерства гражданской авиации

Глава 3. Региональные и местные квалификационные комиссии (N 39/и от 19.05.97).

Глава 4. Правила проведения классификации специалистов гражданской авиации

Глава 5. Классификация пилотов

Глава 5а. Свидетельства сотрудников по обеспечению полетов.

Глава 6. Классификация штурманов

Глава 7. Классификация бортинженеров

Глава 8. Классификация бортмехаников

Глава 9. Классификация бортрадистов

Глава 10. Классификация бортпроводников

Глава 11. Классификация летчиков- наблюдателей

Глава 12. Присвоение квалификации бортоператоров (бортнаблюдателей) министерств и ведомств

Глава 13. Классификация инструкторов парашютной службы

Глава 14. Классификация специалистов службы движения

Глава 15. Классификация инженеров по техническому обслуживанию и инженеров по диагностике авиационной технике

Глава 16. Классификация авиационных техников по техническому обслуживанию авиационной техники

Глава 17. Свидетельства специалистов гражданской авиации

Глава 18. Талоны нарушений. Погашение талонов нарушений

Глава 19. Порядок заполнения и оформления свидетельств

Глава 20. Порядок выдачи свидетельств и дубликатов

Глава 21. Сроки действия свидетельств и правила их продления

Глава 22. Учет свидетельств и талонов нарушений. Отчетность. Ведение реестра выдачи свидетельств и картотеки

Приложения 1 – 15

 

УТВЕРЖДАЮ

Министр гражданской

авиации СССР

А.Н.Волков

19 декабря 1988 г.

N 44/И

 

(вводится в действие с 01.09.89)

Не применяется на территории Российской Федерации. — Приказ Минтранса РФ от 26 ноября 2009 г. N 216

 

Глава 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

О внесении изменений и дополнений в положение о классификации специалистов ГА см. Письмо ФАС РФ от 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И

См. также образец Удостоверения члена экипажа, утвержденное Приказом ФАС РФ от 8 апреля 1998 г. N 102

 

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Воздушного кодекса Российской Федерации, Наставления по производству полетов в гражданской авиации (НПП ГА), с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО.

Положение определяет порядок выдачи свидетельств соответствующей категории (пилот-любитель, пилот коммерческой авиации, линейный пилот, штурман и др.) и класса специалистам гражданской авиации (авиаспециалистам). (ДВ-58/И от 25.04.96)

1.2. Квалификация специалистов гражданской авиации определяется квалификационными требованиями, изложенными в общеотраслевых или отраслевых квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих и подтверждается соответствующим классом.

Классы присваивают в целях:

— повышения уровня профессиональной подготовки;

— обеспечения безопасности и регулярности полетов;

— рационального подбора и распределения авиаспециалистов в соответствии с их квалификацией.

1.3. Специалист ГА, имеющий право на повышение класса квалификации, подает заявление на имя командира летного подразделения (руководителя службы).

1.4. Летному составу, а также другим лицам авиационного персонала гражданской авиации присваивается третий, второй и первый класс:

— пилотам (линейным и коммерческой авиации); (N 39/И от 19.05.97)

— штурманам;

— бортинженерам;

— бортмеханикам;

— бортрадистам;

— бортпроводникам;

— летчикам-наблюдателям;

— бортоператорам (аэрофотосъемки, аппаратуры летного контроля по облету наземных РТС аэропортов и грузовых ВС);

— инструкторам парашютной службы;

— диспетчерам службы движения;

— инженерам по техническому обслуживанию, инженерам по диагностике авиационной техники;

— авиационным техникам по технической эксплуатации воздушных судов. Высшим является первый класс.

Бортоператорам (бортнаблюдателям) других ведомств, пилотам-планеристам, пилотам сверхлегких летательных аппаратов, пилотам-любителям и сотрудникам по обеспечению полетов свидетельства выдаются без присвоения класса квалификации. (N 39/И от 19.05.97)

1.5. Авиаспециалистам выдаются свидетельства установленного образца. Свидетельства выдаются инженерам и авиатехникам, на которых оформляется допуск к самостоятельному выполнению работ по обслуживанию и диагностике авиационной техники. Внесенные в свидетельства квалификационные отметки дают его владельцу право на выполнение соответствующих работ.

1.6. Свидетельство специалиста гражданской авиации первоначально может быть выдано лицам не моложе 18 лет.

1.7. Специалисты гражданской авиации, проходящие классификацию, должны по состоянию здоровья отвечать установленным требованиям, а также иметь уровень теоретических знаний и практических навыков, соответствующий присвоенному классу.

1.8. Выдача свидетельств специалистам гражданской авиации, указанным в пункте 1.1 (далее по тексту «специалистам ГА») осуществляется

ВКК ФАС России – по всем категориям свидетельств;

РКК региональных управлений ФАС России – по всем категориям свидетельств, кроме свидетельств линейного пилота 1 класса, штурманв 1 класса и бортинженера 1 класса.

Выдача свидетельств выпускникам образовательных учреждений ГА осуществляется:

ВКК ФАС России – линейным пилотам (специализация «инженер-пилот»), штурманам (специализация «инженер-штурман») и бортинженерам;

МКК при образовательных учреждениях, аккредитованными при ВКК ФАС России – по другим категориям свидетельств.

Продление срока действия свидетельств специалистов ГА осуществляется ВКК ФАС России, РКК региональных управлений, рабочими группами ВКК и РКК, МКК при образовательных учреждениях ГА.

Квалификационные отметки в свидетельство специалиста вносятся на основании ходатайства руководителя авиационного предприятия высшей, региональной или местной (при образовательном учреждении ГА) квалификационными комиссиями.

ВКК и РКК могут делегировать полномочия по внесению в свидетельство квалификационных отметок авиационным предприятиям (организациям ГА), кроме квалификационных отметок «командир ВС» и «командир ВС-инструктор».

ВКК, РКК и их рабочие группы, а также МКК при образовательных учреждениях ГА имеют гербовую печать и осуществляют свою деятельность от имени ФАС России в пределах своих полномочий.

Функции и полномочия ВКК, РКК и МКК определяются настоящим Положением. (N 39/И от 19.05.97).

1.9. Выдача свидетельств авиаспециалистам, являющимся гражданами других государств, производится на основании настоящего Положения и в соответствии с международными соглашениями с участием Российской Федерации.

1.10. Директор ФАС России имеет право:

— досрочно присваивать очередной класс авиаспециалистам за высокое летное мастерство, проявленное в особых случаях в полете;

— понижать в классе либо аннулировать выданное свидетельство авиаспециалиста в случае совершения им проступка, непосредственно угрожающего безопасности полетов, или утраты профессиональных или морально-политических качеств.

1.11. Изменения и дополнения к Положению вносить указанием Директора ФАС России по представлению председателя ВКК.

 

Глава 2. ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ МИНИСТЕРСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

2.1. Общие положения.

2.1.1. ВКК ФАС РОССИИ осуществляет свою деятельность в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР, Положением о ФАС России, Наставлением по производству полетов в гражданской авиации и настоящим Положением.

2.1.2. ВКК ФАС России при необходимости может создавать рабочие группы ВКК при образовательных учреждениях ГА, центрах подготовки (аттестации) авиационного персонала, учреждениях ГА и других ведомствах, имеющих авиационный персонал, указанный в пункте 1.1 настоящего Положения.

Положение о рабочей группе ВКК утверждается заместителем директора ФАС России, курирующим ВКК ФАС России.

ВКК ФАС России и РКК регионального управления могут организовывать выездные группы: ВКК – в региональных управлениях и авиационных предприятиях, подчиненных непосредственно ФАС России, учебных заведениях и учреждениях ГА; РКК – в контролируемых региональным управлением авиационных предприятих и организациях. (N 39/И от 19.05.97).

2.1.3. ВКК ФАС РОССИИ возглавляется председателем, который назначается приказом директора ФАС России.

2.1.4. Председатель ВКК ФАС РОССИИ подчиняется начальнику управления летной службы ФАС России.

2.1.5. Рабочие группы ВКК возглавляются руководителями соответствующих образовательных учреждений, центров или, по согласованию с председателем ВКК, их заместителями по летной службе, которые по вопросам выдачи свидетельств и классификации специалистов подчиняются председателю ВКК ФАС России и являются заместителями председателя ВКК.

Непосредственное руководство работой групп ВКК осуществляют помощники руководителей по аттестации специалистов, которые назначаются соответствующими руководителями, указанными в настоящем пункте, по согласованию с председателем ВКК ФАС России.

Выездные группы ВКК возглавляются членом ВКК, назначаемым председателем ВКК ФАС России. (N 39/И от 19.05.97).

2.1.6. ВКК ФАС России состоит из специалистов центрального аппарата ФАС России. В состав ВКК могут включаться специалисты авиационных предприятий и учреждений ГА по согласованию с их руководителями. К работе в рабочих группах ВКК привлекаются преподаватели и специалисты образовательных учреждений и центров ГА. (N 39/И от 19.05.97).

2.1.7. Состав ВКК ФАС России утверждается приказом директора ФАС России. (N 39/И от 19.05.97).

2.2. Задачи и функции ВКК ФАС РОССИИ.

2.2.1. Руководство деятельностью групп ВКК, РКК, МКК при образовательных учреждениях ГА. (N 39/И от 19.05.97).

2.2.2. Организация и проведение экзаменов по проверке уровня теоретических знаний, техники пилотирования, самолетовождения и практических навыков у специалистов гражданской авиации при повышении ими класса квалификации.

2.2.3. Определение уровня квалификации и продления срока действия свидетельства:

— командно-летному составу центрального аппарата и руководящему составу УВД ФАС России;

— начальникам управлений, ПО, учреждений ГА, их заместителям по ОЛР, начальникам инспекций;

— генеральным директорам, их заместителям по ОЛР, главным штурманам, начальникам ЛШО и инспекции, организаций министерств и ведомств, имеющих воздушные суда гражданской авиации.

2.2.4. Выдача свидетельств специалистам ГА и присвоение класса квалификации по всем специальностям, указанным в п. 1.1 настоящего Положения. (N 39/И от 19.05.97).

2.2.5. Рассмотрение и утверждение решений МКК образовательных учреждений ГА. (N 39/И от 19.05.97).

2.2.6. Проведение заседаний ВКК ФАС России не реже одного раза в месяц для повышения в классе летного состава. (N 39/И от 19.05.97).

2.2.7. Рассмотрение совместно со специалистами УЛС и УГНБП ФАС России, материалов МКК управлений, ПО, учреждений на восстановление на летной работе лиц, уволенных с изъятием свидетельства.

2.2.8. Рассмотрение жалоб на решения групп ВКК и МКК по вопросам классификации специалистов ГА и разъяснения требований настоящего Положения.

2.2.9. Участие в работе комиссии по отбору кандидатов для переучивания на воздушные суда, указанные в перечне ФАС России.

2.2.10. Изучение стандартов и рекомендаций ИКАО по выдаче свидетельств специалистам гражданской авиации и применению их в своей деятельности с учетом правил, действующих в Российской Федерации.

2.2.11. Разработка документов по вопросам классификации и выдачи свидетельств специалистам ГА, осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил по организации работ, связанных с повышением специалистов в классе.

2.2.12. Проверяет уровень теоретической подготовки и практических навыков специалистов ГА, прошедших классификацию, и при выявлении несоответствия их уровня установленным требованиям понижает в классе или признает выданные свидетельства недействительными.

2.2.13. Ведение реестра учета получения и выдачи свидетельств специалистам ГА, картотеки на пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров службы движения. Ведение делопроизводства.

2.3. Организация работы ВКК ФАС России.

2.3.1. ВКК ФАС России осуществляет свою деятельность согласно месячным и годовым планам, утвержденным начальником УЛС ФАС России.

Группы ВКК работают по планам, утвержденным председателем ВКК ФАС России.

2.3.2. Время работы членов ВКК учитывается и оплачивается в установленном порядке.

2.3.3. В целях обобщения опыта работы и разработки мероприятий, направленных на улучшение организаторской деятельности по повышению профессионального мастерства авиаспециалистов, один раз в два года проводится совещание председателей и секретарей МКК управлений, ПО, учреждений ГА, министерств и ведомств.

2.3.4. Утверждает годовые планы-графики на повышение в классе авиаспециалистов.

2.3.5. Рассматривает материалы и принимает решение о повышении в классе специалистов с отдельными отклонениями от предъявляемых настоящим Положением требований, за проявленное летное мастерство, умелые и грамотные действия, проявленные в особых случаях в полете – по всем классам и категориям свидетельств. (N 39/И от 19.05.97).

2.3.6. Рассылает решения ВКК ФАС России и свидетельства авиаспециалистов в МКК управлений, ПО, учреждений ГА, министерств, ведомств.

2.3.7. Размещает и обеспечивает заказы на изготовление бланков свидетельств специалистов ГА, учетных карточек, журналов, реестров.

2.4. Обязанности и права председателя ВКК ФАС России.

2.4.1. Председатель ВКК ФАС России обязан:

— обеспечивать выполнение возложенных на ВКК ФАС России задач и функций;

— контролировать объективность оценки знаний кандидатов, представляемых на повышение (понижение) в классе и запрещать выдачу свидетельств и присвоение класса авиаспециалистам, не отвечающим установленным требованиям;

— проверять соответствие установленным требованиям кандидатов для переучивания на воздушные суда, указанные в перечне ФАС России;

— организовывать разработку нормативных документов, регламентирующих вопросы классификации и выдачи свидетельств специалистам ГА;

— представлять начальнику УЛС ежеквартально анализы работы ВКК;

— контролировать ведение делопроизводства, организацию учета и хранения бланков свидетельств.

2.4.2. Обязанности и права сотрудников ВКК определяются должностными инструкциями.

2.4.3. Председатель ВКК ФАС России имеет право:

— проводить выездные заседания ВКК ФАС России в управлениях, ПО, учреждениях ГА;

— привлекать к работе ВКК ФАС России по согласованию с соответствующими начальниками специалистов ГА, необходимых для работы в комиссии;

— в отдельных случаях разрешать под свою ответственность проводить проверку техники пилотирования самолетовождения и практических навыков авиаспециалистам, не являющимся членами ВКК и МКК;

— требовать от председателей и секретарей МКК отчеты, справки и другую информацию по вопросам классификации авиаспециалистов;

— давать разъяснения местным квалификационным комиссиям управлений, ПО, учреждений ГА и авиаспециалистам по вопросам применения настоящего Положения;

— выдавать дубликаты свидетельств в порядке, установленном настоящим Положением.

2.4.4. Председатель ВКК несет ответственность за организацию работы ВКК и обеспечение контроля за работой МКК.

 

Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОМИССИИ (N 39/И от 19.05.97).

 

3.1. Общие положения.

3.1.1. Региональная квалификационная комиссия

3.1.1. Региональная квалификационная комиссия (РКК) является постоянно действующим органом в региональном управлении ФАС России, непосредственно занимающимся вопросами повышения профессионального уровня специалистов ГА.

РКК назначается приказом начальника регионального управления и включает председателя, секретаря и членов РКК. Обязанности секретаря возлагаются на одного из специалистов по подготовке кадров управления.

Рабочие группы РКК формируются, как правило, на базе учебно-тренировочных центров (центр подготовки авиационного персонала) из специалистов и преподавательского состава этих центров и возлагаются руководителем центра.

Положение о рабочей группе РКК и ее состав представляется председателем группы на утверждение в РКК.

РКК представляют в ВКК копии положении о подчиненных им рабочих группах.

Выездные группы РКК при авиационных предприятиях или учреждениях ГА формируются из специалистов регионального управления, предприятия, организации, учреждения на период проведения мероприятий по аттестации специалистов. Председателем выездной группы назначается член РКК. (N 39/И от 19.05.97)

3.1.2. Местные квалификационные комиссии (МКК) организовываются при образовательных учреждениях ГА.

При необходимости, МКК могут быть организованы при образовательных учреждениях других ведомств, имеющих авиационный персонал, эксплуатирующий гражданские воздушные суда. (N 39/И от 19.05.97)

3.1.3. Региональные и местные квалификационные (сертифицированные) комиссии в своей деятельности руководствуются настоящим Положением.

РКК, их рабочие группы и МКК имеют гербовую печать квалификационной комиссии. Контрольные оттиски выданных квалификационным комиссиям печатей хранятся в ВКК в течение всего срока действия свидетельств данного образца.

Председатели МКК при образовательных учреждениях ГА и других ведомств являются полномочными представителями ВКК ФАС России и имеют право подписывать и заверять гербовой печатью комиссии записи в свидетельствах в пределах делегированных комиссии полномочий от имени ФАС России.

Делегирование полномочий ВКК и РКК по выдаче свидетельств специалистов рабочим группам не допускается. (N 39/И от 19.05.97)

3.2. Задачи и функции РКК, МКК при образовательных учреждениях ГА (N 39/И от 19.05.97):

3.2.1. Организует и проводит проверку теоретической подготовки и практических навыков авиаспециалистов.

3.2.2. Выдает соответствующие свидетельства и присваивает класс:

пилотам — третий, второй;

штурманам — третий, второй;

бортинженерам — третий, второй;

бортмеханикам — третий, второй, первый;

бортрадистам – третий, второй, первый;

бортпроводникам — первый;

бортоператорам (аэрофотосъемки), аппаратуры летного контроля по облету наземных РТС аэропортов, грузовых ВС — третий, второй, первый;

инструкторам парашютной службы — третий, второй, первый;

диспетчерам службы движения — третий, второй.

3.2.3. Осуществляет проверку уровня теоретической подготовки и практических навыков у кандидатов на должность командира воздушного судна второго и первого класса.

3.2.4. После отбора в предприятиях ГА рассматривает материалы и утверждает лиц летного состава кандидатами для переучивания на новые для них типы ВС.

3.2.5. На основании материалов о допуске к самостоятельному техническому обслуживанию и решения РКК, МКК выдает свидетельства инженерам и техникам по техническому обслуживанию ВС.

3.2.6. Проверяет знания и навыки у руководителей полетов, начальников диспетчерских пунктов, начальников службы движения, ЗНА по движению и инспекторского состава отдела службы движения при допуске к самостоятельной работе.

3.2.7. Проверяет знания и навыки у диспетчеров службы движения при допуске к самостоятельной работе на загруженных направлениях РЦ ЕС УВД и других пунктах, где предусмотрена одновременная работа двух диспетчеров.

3.2.8. Рассматривает материалы на специалистов службы движения, выпускников учебных заведений при первоначальном допуске их к самостоятельной работе.

3.2.9. Проверяет уровень теоретической подготовки, практических навыков у авиаспециалистов, указанных в п.3.2.2., при выдаче дубликата свидетельства и при решении вопроса о понижении в классе.

3.2.10. Рассматривает материалы на восстановление лиц на летную работу и УВД по представлению командира (начальника) службы.

3.2.11. Рассматривает жалобы авиаспециалистов, предприятий и подразделений ГА по вопросам классификации и выдачи свидетельств.

3.2.12. Ведет реестр учета получения и выдачи свидетельств специалистам ГА, картотеку на пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, диспетчеров службы движения.

На остальных классифицированных специалистов картотека ведется в соответствующих службах предприятия.

3.3. Организация работы РКК, МКК. (N 39/И от 19.05.97)

3.3.1. РКК, МКК организует свою работу согласно месячным и годовым планам, утверждаемым руководителем управления, ПО, учреждения, предприятия (структурной единицы) ГА.

3.3.2. В годовые и месячные планы работы РКК, МКК включают:

— проведение заседаний РКК, МКК;

— составление графиков повышения в классе авиаспециалистов;

— проведение собеседований с кандидатами на переучивание и утверждение в должности командира воздушного судна и командира воздушного судна — стажера;

— составление отчетов;

— другие вопросы.

3.3.3. Организация работы членов РКК, МКК возлагается на председателя МКК.

3.4. Обязанности и права председателя РКК, МКК.

3.4.1. Председатель РКК, МКК обязан:

— организовать работу РКК, МКК в соответствии с настоящим Положением;

— обеспечить выполнение возложенных на РКК, МКК задач и функций;

— контролировать объективность оценки знаний кандидатов, представляемых для повышения в классе;

— контролировать соответствие кандидатов на переучивание установленным требованиям.

3.4.2. Председатель РКК, МКК имеет право:

— привлекать к работе РКК, МКК по согласованию с соответствующим начальником специалистов ГА, необходимых для работы комиссии;

— разрешать проводить проверку техники пилотирования, самолетовождения и практических навыков авиаспециалистам, не являющимся членами РКК, МКК, в исключительных случаях по согласованию с председателем ВКК ФАС России;

— давать разъяснения по вопросам применения настоящего Положения.

3.4.3. Председатель и члены РКК, МКК несут личную ответственность за качество проверок и объективность оценок при повышении в классе, продлении свидетельства и других проверках.

3.4.4. РКК, МКК имеют право по представлению соответствующих начальников (командиров) авиаподразделений понижать в классе любого специалиста, класс которому присваивает РКК, МКК, и выходить с ходатайством перед ВКК ФАС России о понижении в классе специалиста, прошедшего классификацию в ВКК, в порядке , изложенном в гл.4 настоящего Положения. При этом проверка знаний специальных дисциплин и практической работы в полете членами ВКК обязательна.

3.5. МКК центральной базы авиационной охраны лесов выполняет следующие функции:

— проверяет уровень теоретической подготовки, практических навыков и присваивает третий, второй, первый класс летчика-наблюдателя;

— проверяет уровень теоретической подготовки, практических навыков и продлевает срок действия свидетельств летчикам-наблюдателям.

3.6.. МКК других министерств и ведомств:

— представляет в МКК управлений, ПО ГА, ВКК ФАС России материалы на присвоение класса;

— ведет учет выданных бортоператорам (бортнаблюдателям) свидетельств;

— проверяет уровень теоретической подготовки и практических навыков и продлевает сроки действия свидетельств;

— допускает специалистов к самостоятельной работе на борту воздушного судна после проведения необходимой стажировки.

3.7. МКК Министерств и ведомств получают бланки свидетельств и талоны нарушений к ним в РКК по представлению соответствующих документов.

 

Глава 4. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

4.1. Общие требования по классификации.

4.1.1. Первоначальное присвоение класса специалистам, окончившим учебные заведения ГА, проводится на основании решения государственной экзаменационной комиссии, государственной квалификационной комиссии и оформляется протоколом ВКК (МКК образовательного учреждения). (N 39/И от 19.05.97).

4.1.2. Специалистам, перешедшим работать в предприятия ГА из других министерств и ведомств, первоначальное присвоение класса проводится соответствующей РКК, МКК после их переподготовки и проверки уровня квалификации в соответствии с настоящим Положением.

Выпускникам учебных заведений ГА — гражданам иностранных государств — класс не присваивается и талоны нарушений не выдаются.

4.1.3. Контроль за организацией подготовки авиаспециалиста для повышения в классе организует председатель ВКК ФАС России, РКК, МКК. Проверка профессиональных знаний у авиаспециалистов проводится по контрольным вопросам, утвержденным ФАС России.

4.1.4. Ежегодно, не позднее 1 октября, предприятия, подразделения ГА представляют в РКК управления заявки на следующий год на повышение в классе авиаспециалистов. Заявки составляются по типам ВС, специальностям и с указанием срока по кварталам в соответствии с прил.10 к настоящему Положению.

4.1.5. На основании полученных заявок РКК управлений составляют планы-графики повышения в классе авиаспециалистов на следующий год, которые утверждаются начальником соответствующей организации, и высылают их в авиапредприятия.

4.1.6. Командиры (начальники) предприятий, летных отрядов, начальники отделов и служб несут ответственность за профессиональную подготовку и своевременное прибытие специалистов ГА в РКК управлений.

4.1.7. РКК управлений, МКК образовательных учреждений ГА ежегодно, не позднее 20 октября, представляют в группы ВКК ФАС России заявки на следующий год на повышение в классе специалистов ГА, проходящих классификацию в ВКК ФАС России.

4.1.8. Группы ВКК ФАС России на основании заявок составляют сводные планы-графики по типам ВС и специальностям и представляют их ежегодно, не позднее 10 декабря, на утверждение в ВКК ФАС России. Утвержденные планы-графики высылаются председателям РКК, МКК.

4.1.9. На специалиста для повышения в классе оформляется представление по установленной форме (прил.1-5 к настоящему Положению).

Представления на специалистов, класс которым присваивает ВКК ФАС России, оформляется в 2 экземплярах, а на остальных — в одном экземпляре. В ВКК ФАС России представляется первый экземпляр представлений, который высылается почтой, или специалистом представляется лично.

4.1.10. Кандидаты на повышение в классе, прибывшие в соответствующую квалификационную комиссию, должны иметь при себе:

— действующее свидетельство с талонами нарушений;

— летную книжку (для летного состава);

— книжку диспетчера службы движения (для диспетчеров);

— диплом (свидетельство) об окончании учебного заведения по специальности;

— справку о медицинском освидетельствовании;

— три фотокарточки размером 4х5 см. в форменной одежде без головного убора.

4.1.11. Материалы, представляемые в ВКК ФАС России или РКК управлений, МКК образовательных учреждений ГА на повышение в классе, действительны в течение трех месяцев с момента утверждения протокола.

4.1.12. После получения материала на присвоение специалисту класса кандидат проходит проверку профессиональной подготовки. Она включает проверку теоретических знаний по специальным дисциплинам и практической работы по специальности.

4.2. Требования к уровню теоретических знаний и практической работы.

4.2.1. Проверку уровня теоретических знаний по специальным дисциплинам специалист при повышении в классе проходит в РКК(МКК), которым предоставлено право присваивать ему соответствующий класс. (N 39/И от 19.05.97).

Специалисты, которым присваивает класс ВКК ФАС России, сдают экзамены по спецдисциплинам в двух инстанциях: в РКК(МКК) и в ВКК ФАС России. (N 39/И от 19.05.97).

4.2.2. Проверка теоретических знаний проводится на ЭВМ, письменно или устно.

При получении кандидатом на повышение в классе на устном экзамене оценки знаний ниже установленной настоящим Положением, ему должна быть предоставлена возможность изложить ответы на поставленные вопросы по этому предмету письменно. При отказе в повышении в классе письменные ответы кандидата или распечатка результатов проверки знаний на ЭВМ прилагаются к протоколу заседания квалификационной комиссии. При отказе от письменного экзамена к протоколу прилагается заявление кандидата об отказе или устный экзамен принимается двумя преподавателями в присутствии председателя комиссии.

Время, отведенное для сдачи экзаменов, определяются из условия не более 20 мин на один экзамен и не более трех экзаменов в день. (N 39/И от 19.05.97).

4.2.3. Специалисты ГА, получившие при проверке знаний в ВКК ФАС России и РКК, МКК по спецдисциплинам или практической работе оценки ниже требуемых, в классе не повышаются. Они обязаны в двухнедельный срок подтвердить в РКК, МКК знания по тем дисциплинам, которые не соответствуют требованиям присвоенного класса.

4.2.4. Специалисты ГА, показавшие при проверке знаний по спецдисциплинам или по практической работе несоответствие уровня знаний требованиям настоящего Положения, могут быть допущены к повторной проверке для повышения в классе не ранее чем через 3 месяца.

4.2.5. Оценки, полученные при повышении в классе, окончании КПК, при переучивании на новую авиационную технику, действительны при вводе в строй, допуске к самостоятельной работе, продлении срока действия свидетельств в течение одного года. (14.6.7-243 от 24.04.90)

4.2.6. Проверка практической работы в полете специалистов, представляемых на повышение в 1-й класс или продление срока действия свидетельства через ВКК ФАС России, проводится летными специалистами ФАС России, членами рабочих групп ВКК и РКК, назначенными ВКК и РКК специалистами авиационных предприятий по программам, утвержденным ФАС России. (N 39/И от 19.05.97).

4.2.7. Проверка практической работы в полете специалистов, представляемых на повышение во 2-й класс или продление срока действия свидетельства через РКК региональных управлений ФАС России или МКК образовательных учреждений ГА, проводится летными специалистами региональных управлений ФАС РОССИИ, членами рабочих групп РКК, назначенными РКК специалистами авиационных предприятий по программам, утвержденным ФАС России. (N 39/И от 19.05.97).

4.2.8. Проверка практической работы в воздухе бортпроводников-инструкторов УТЦ управлений ГА проводится специалистами отдела организации обслуживания пассажиров в полете ФАС России.

4.2.9. Проверка практической работы инструкторов парашютной службы по расчету и выброски парашютистов и грузов проводится в предприятиях или учебных заведениях ГА в период ежегодных сборов, проводимых ФАС России.

4.2.10. Проверка практической работы специалистов, представляемых на повышение в классе, проводится по программам, утвержденным ФАС России.

Проверка практической работы других авиаспециалистов проводится на их рабочих местах.

Результаты указанной проверки для повышения в классе действительны в течение 3 месяцев, для продления срока действия свидетельства следует руководствоваться требованиями НПП ГА.

4.2.11. Оценка практической работы специалистов производится по пятибалльной системе, после чего в листе практической проверки указывается “присвоенному классу соответствует (не соответствует)”, “достоин (не достоин) повышения в классе”.

4.2.12. Проверка техники пилотирования, самолетовождения и практической работы в воздухе у кандидатов на повышение в классе проводится специалистами, имеющими класс выше, чем у проверяемого.

4.2.13. Пилоты коммерческой авиации и линейные пилоты вертолетов, представляемые на повышение в классе, не имеющие требуемого налета ночью, должны иметь самостоятельный безаварийный налет соответственно на 500 ч. больше.

Линейным пилотам, представляемым на повышение в классе, недостающий до требуемого налет ночью может быть компенсирован общим налетом днем вдвое превышающим недостающий налет ночью. В этих случаях наличие общего налета ночью должно быть не менее 200 ч., в т.ч. на эксплуатируемом типе ВС не менее 100 ч.

Кандидатам на повышение в классе налет в качестве второго пилота без права выполнения взлета и посадки или стажера (по другим специализациям) засчитывается в общий налет, требуемый для повышения в классе, с коэффициентом 0.5, а налет в качестве второго пилота с правом выполнения взлета и посадки — в общий налет засчитывается полностью и может быть засчитан в качестве самостоятельного налета, требуемого для повышения в классе, с коэффициентом 0.5, если в требованиях по конкретному классу не предусмотрено ограничение по применению настоящего правила. (N 39/И от 19.05.97).

4.3. Правила оформления документов при повышении (понижении) в классе.

4.3.1. После проверки теоретических знаний, практической работы на присвоение класса и личной беседы с кандидатами члены МКК принимают решение, которое заносится в протокол заседания МКК (прил.6 к настоящему Положению).

4.3.2. Присвоение класса специалисту ГА оформляется протоколом МКК, утвержденным начальником. Датой перехода специалиста в более высокий (низкий) класс считается дата утверждения протокола ВКК ФАС РОССИИ, МКК. Дата и номер протокола ВКК ФАС РОССИИ, МКК о повышении (понижении) в классе заносится в свидетельство специалиста, выписка из протокола о повышении (понижении) в классе заносится в личное дело специалиста. Нумерация протоколов заседаний ВКК (24.04.90 N 14.6.7-243) МКК возобновляется в начале нового календарного года.

4.3.3. Специалистам летного состава, принимаемым на летную работу в гражданскую авиацию из других министерств и ведомств, летавших на типах воздушных судов, не эксплуатирующихся в гражданской авиации, класс присваивается после прохождения переучивания по программе, утвержденной ФАС России, и проверки их квалификации в ВКК или РКК региональных управлений ФАС России. В этом случае класс присваивается с учетом налета на одну ступень ниже того класса, которому налет этих лиц соответствует, и предоставляется право повышения в классе по истечении одного года работы в ГА по специальности.

В случаях, когда специалисты, указанные в настоящем пункте, выполняли летную работу на эксплуатируемых в гражданской авиации воздушных судах, класс специалиста присваивается в соответствии с настоящим Положением, если налет на типах ВС, эксплуатируемых в ГА, оставляет не менее 500 часов — для присвоения 2 класса и 1000 часов — для первого класса. (N 39/И от 10.05.97).

4.3.4. Специалист ГА, направленный согласно приказу ФАС России, начальника управления, ПО, учреждения ГА на ВКК или РКК, МКК для подтверждения (понижения) в классе обязан в течение месяца со дня издания приказа пройти проверку. Если специалист в месячный срок не прошел проверку по каким-либо причинам (кроме болезни), от отстраняется от выполнения обязанностей до прохождения проверки, а после 3 месяцев на РКК, МКК решается вопрос о дальнейшем его использовании.

Направление на ВКК или РКК, МКК производится в случаях нарушения специалистом требований документов, регламентирующих летную работу, что привело (или могло привести) к прямой угрозе безопасности полетов.

4.3.5. При понижении специалиста в классе свидетельство подлежит замене, кроме случаев понижения авиатехников по технической эксплуатации авиационной техники.

4.3.6. Специалисты ГА, повысившие класс квалификации, допускаются к очередному повышению при налете в этом классе по специальности не менее 700 часов или стаже работы в этом классе по специальности не менее двух лет. Во всех случаях класс повышается в установленном настоящим Положением порядке. Исключение из этого правила может быть сделано для специалистов, проявивших высокое профессиональное мастерство в особых случаях полета. Повышение в классе в этом случае оформляется приказом по ФАС России на основании ходатайства руководителя авиационного предприятия и председателя РКК.

4.3.7. Специалисты ГА, имеющие дисциплинарные взыскания, к повышению в классе допускаются не ранее чем через год с момента его наложения.

4.3.8. Лицо летного состава, допустившее по личной вине авиационное происшествие, допускается к повышению в классе после налета не менее 1000 ч, специалист УВД — после одного года работы.

4.3.9. Присвоение класса инженерам и техникам по технической эксплуатации авиационной техники производится одновременно с присвоением соответствующей категории или разряда.

 

Глава 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЛОТОВ

 

О внесении изменений и дополнений в положение о классификации специалистов ГА см. Письмо ФАС РФ от 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И

 

5.1. Свидетельства пилотов-любителей.

5.1.1. Общие требования к кандидату на получение свидетельства пилота-любителя.

5.1.1.1. Свидетельство пилота-любителя может быть выдано лицам, закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летных учебных заведениях по специальности “летная эксплуатация летательных аппаратов” (специализация “пилот”) и «эксплуатация воздушного транспорта и УВД» (специализация «инженер-пилот») или авиационных учебных центрах по подготовке пилотов.

5.1.1.2. Лицам, закончившим авиационное учебное заведение другого ведомства, для получения свидетельства пилота-любителя необходимо пройти подготовку по утвержденным для этой цели государственным полномочным органом ГА программам на курсах переподготовки или повышения квалификации в сертифицированном ДВТ авиационном учебном центре.

5.1.2. Требования к летному опыту кандидата на получение свидетельства пилота-любителя.

5.1.2.1. Свидетельство пилота-любителя может быть выдано указанным в п.5.1.1 лицам, имеющим налет не менее 42 часов под руководством пилота-инструктора, имеющего сертификат (квалификационную отметку в свидетельстве) на право первоначальной учебно-летной подготовки, выданный государственным полномочным органом или организацией, им уполномоченной.

5.1.2.2. Летная подготовка кандидата должна соответствовать утвержденному государственным полномочным органом курсу учебно-летной подготовки и включать не менее 5 часов полетов по маршруту и 10 часов самостоятельного налета.

5.1.2.3. Кандидат должен обладать умением:

— планировать полет;

— проводить предполетную подготовку, включая расчеты, осмотр ВС, подготовку к использованию в полете приборов и оборудования (бортовых комплексов);

— выполнять запуск силовых и вспомогательных установок;

— выполнять руление, передвижение по аэродрому (буксировку) ВС;

— осуществлять управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;

— выполнять взлет и посадку (при различных составляющих ветра) пределах ограничений ВС данного типа;

— выполнять основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью основных и дублирующих пилотажных приборов;

— выполнять полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, и радионавигационных средств;

— действовать в особых и аварийных условиях;

— выполнять уход на второй круг при прерванном заходе на посадку;

— выполнять правила воздушного движения, радиотелефонной связи и фразеологии;

— выполнять полет на минимально допустимых воздушных скоростях. Предотвращать штопор, распознавать начальное и развивающееся сваливания и выходить из него (для самолета). Предотвращать попадание в вихревое кольцо и выходить из него (для вертолета);

— выполнять полеты на максимально допустимых воздушных скоростях;

— осуществлять взлеты с коротким разбегом (с укороченной ВПП с учетом высоты пролета препятствий — для самолета), посадки на аэродромы ограниченных размеров, в том числе в условиях предельных метеоминимумов;

— осуществлять взлет и посадку по вертолетному и по самолетному (для вертолетов).

5.2. Свидетельства пилотов коммерческой авиации.

5.2.1. Свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано:

— лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности “летная эксплуатация летательных аппаратов” (специализация “пилот”) и «эксплуатация воздушного транспорта и УВД» (специализация «инженер-пилот»);

— пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственном полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре;

— пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летной учебном заведении или авиационном учебном центре и отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.

5.2.2. Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.

5.2.3. Кандидат на присвоение третьего класса пилота коммерческой авиации должен иметь:

5.2.3.1. налет в соответствии с курсом учебно-летной подготовки летного образовательного учреждения, сертифицированного ФАС России для подготовки специалистов указанной в п.5.1.1 специальностей и специализаций, или

5.2.3.2. налет 200 часов (для лиц, являющихся обладателями свидетельства пилота-любителя) — в том числе:

— 100 часов самостоятельного налета (из них по маршруту — 200 часов);

— 20 часов по приборам;

— 10 часов ночью, или

5.2.3.3. налет в соответствии с программами летного учебного заведения другого ведомства, но не менее 150 часов, а также переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом ГА учебном заведении (авиационном учебном центре).

5.2.4. Второй класс пилота коммерческой авиации присваивается:

5.2.4.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 1500 часов, из них 50 часов ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 1000 часов. (N 39/И от 19.05.97).

5.2.4.2. Кандидаты на присвоение квалификации пилота коммерческой авиации 2 класса, должны иметь оценки “пять” по НПП ГА, РЛЭ ВС и не ниже “четырех” по остальным дисциплинам, указанным в прил.1 к настоящему Положению, по летной подготовленности должны иметь оценку не ниже “четыре”.

5.2.5. Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается:

5.2.5.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общие налет не менее 4000 ч., из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2000 ч., или общий налет – 3000 ч., из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2500 часов, налет в качестве КВС(пилота)-инструктора 500 часов.

Кандидат должен иметь допуск к полетам по предельному производственному метеоминимуму погоды для той местности, где кандидат выполняет летную работу. (N 39/И от 19.05.97).

5.2.5.2. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации пилота коммерческой авиации 1 класса должны иметь положительную аттестацию и оценки “пять” по технике пилотирования и самолетовождению, РЛЭ ВС, НПП ГА, практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в прил.1 к настоящему Положению, оценку не ниже “четыре”.(N 39/И от 19.05.97).

5.3. Свидетельства линейных пилотов.

5.3.1. Кандидат на получение свидетельства линейного пилота должен иметь возраст не моложе 21 года.

5.3.2. Свидетельство линейного пилота выдается лицам:

5.3.2.1. закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» («летная эксплуатация ВС» по ранее действовавшему классификатору) и “эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением” или “эксплуатация воздушного транспорта” — по ранее действовавшему классификатору (специализация “пилот”, “инженер-пилот”) или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации; (N 39/И от 19.05.97).

5.3.2.2. прошедшим подготовку и проверку техники пилотирования на многодвигательном самолете или вертолете, для эксплуатации которых Руководством по летной эксплуатации предусмотрен экипаж из двух пилотов.

5.3.3. Третий класс линейного пилота присваивается:

5.3.3.1. выпускникам высших летных училищ, имеющим налет в соответствии с КУЛП на воздушном судне, отвечающем требованиям п.5.3.2.2 настоящего Положения;

5.3.3.2. пилотам коммерческой авиации, окончившим в процессе летной работы высшее учебное заведение по специальностям, связанным с эксплуатацией воздушного транспорта, управлением воздушным движением, авиационной и ракетно-космической техников, техническими науками (авиа- и ракетостроение, эксплуатация авиационной и космической техники, радиотехника), а также по авиационным специальностям по электротехнике, приборостроению, электронной технике, автоматике и управлению, вычислительной технике и автоматизированным системам, радиотехнике и связи, прошедшим переподготовку на воздушном судне, отвечающем требованиям п.5.3.2.2 настоящего Положения;

5.3.3.3. пилотам, отвечающим требованиям п.5.3.2.1 настоящего Положения и имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе: 250 часов самостоятельного налета, 20 часов по приборам, 10 часов ночью, прошедшим полный курс переподготовки на воздушное судно, отвечающее требованиям п.5.3.2.2 настоящего Положения. (N 39/И от 19.05.97).

5.3.4. Второй класс линейного пилота присваивается:

5.3.4.1. Пилотам воздушных судов, отвечающим требованиям п.5.3.2.1 настоящего Положения, имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п.5.3.2.2, не менее 1000 ч., самостоятельный налет не менее 250 часов. (N 39/И от 19.05.97).

5.3.4.2. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 2 класса линейного пилота, должны иметь оценки “пять” по НПП ГА и РЛЭ ВС, а по остальным дисциплинам, указанным в прил.1 к настоящему Положению, оценки не ниже ”четыре”, по летной подготовленности (техника пилотирования и самолетовождение) кандидаты должны иметь оценки не ниже “четыре”.

5.3.5. Первый класс линейного пилота присваивается:

5.3.5.1. Пилотам многодвигательных самолетов, имеющим:

— общий налет 4000 часов; из них:

самостоятельный налет на указанных в настоящем пункте самолетах не менее 1000 часов или общий самостоятельный налет не менее 1500 часов, из которых 500 часов — на многодвигательных самолетах. Применение пункта 4.2.13 настоящего Положения допускается только для налета свыше 500 часов на многодвигательных самолетах;

— налет ночью не менее 500 часов, из которых 200 часов не подлежат компенсации в соответствии с п. 4.2.13 настоящего Положения;

— допуск к полетам по метеоминимуму 1-й категории или предельному метеоминимуму для некатегорированных ВС в качестве КВС многодвигательного самолета или налет в качестве второго пилота самолета 2-1 класса не менее 500 часов. (N 39/И от 19.05.97).

5.3.5.2. Пилотам вертолетов, допущенных к полетам по правилам полетов по приборам и имеющим:

общий налет не менее 3000 часов, из них 50 часов ночью, которые не могут быть компенсированы налетом днем в соответствии с п. 4.2.13 настоящего Положения;

самостоятельный налет на вертолетах не менее 1500 ч., из которых 1000 ч. не могут быть компенсированы в соответствии с п. 4.2.13 настоящего Положения;

допущенных к производственным полетам по предельному метеоминимуму погоды для той местности, где базируется авиакомпания. (N 39/И от 19.05.97).

5.3.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 1 класса линейного пилота, должны иметь положительную аттестацию, квалификационную отметку о допуске к полетам по ППП и оценки “пять” по технике пилотирования и самолетовождению, НПП ГА, РЛЭ ВС и практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, оценки не ниже “четыре”.

5.4. При повышении в классе пилоты сдают экзамены:

— в ВКК ФАС России – по дисциплинам 1-5;

— в РКК (рабочей группе РКК, МКК) — по дисциплинам 1-12;

— в ВКК ФАС России без прохождения проверки знаний в РКК (МКК) — по дисциплинам 1-12, указанным в прил. 1 к настоящему Положению.

При продлении срока действия свидетельства пилоты сдают экзамены по дисциплинам 1-8, указанным в приложении 1 к настоящему Положению.

Пилоты, имеющие допуск к международным полетам, ежегодно, при продлении срока действия свидетельства обязаны подтверждать знания фразеологии радиообмена на английском языке и правил международных полетов. (N 39/И от 19.05.97).

5.5. Права обладателей свидетельств пилота.

5.5.1. Обладателю действующего свидетельства пилота-любителя при наличии соответствующей подготовки и установленных квалификационных отметок дается право выполнять функции командира или второго пилота любого воздушного судна без права выполнения летной работы по найму и выполнения полетов за плату, за исключением типов воздушных судов, в отношении которых Государственным полномочным органом временно или на постоянной основе введены ограничения по их использованию в любительских целях.

5.5.2. Обладателю действующего свидетельства пилота коммерческой авиации предоставляются все права обладателя свидетельства пилота-любителя, изложенные в п.5.5.1 настоящего Положения, а также:

5.5.2.1. Пилоту коммерческой авиации 3 класса предоставляется право:

— выполнять функции командира воздушного судна при коммерческих воздушных перевозках на любом воздушном судне, сертифицированном для полетов с одним пилотом, а также однодвигательных воздушных судах с экипажем, включающем второго пилота и (или) членов экипажа других специальностей;

— выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных перевозках на самолетах 4-3 классов и вертолетах любого класса, для эксплуатации которых требуется наличие второго пилота.

5.5.2.2. Пилотам коммерческой авиации 2 и 1класса при наличии соответствующей подготовки и квалификационных отметок предоставляются права, изложенные в п.5.5.2.1, а также право выполнения функций командира ВС на любом воздушном судне при полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками, а также при выполнении коммерческих воздушных перевозок на любых воздушных судах, не сертифицированных для полетов по приборам.

5.5.3. Права обладателей свидетельств линейного пилота.

5.5.3.1. Обладателю действующего свидетельства линейного пилота 3 класса предоставляются все права пилота любителя и пилота коммерческой авиации, а также право выполнения коммерческих полетов в качестве командира воздушного судна на многодвигательных самолетах 4-3 классов, вертолетах 4-2 классов на внутренних воздушных линиях или второго пилота любого самолета (или вертолета – в соответствии с полученной подготовкой и квалификационной отметкой) на внутренних и международных воздушных линиях. (N 39/И от 19.05.97).

5.5.3.2. Линейным пилотам 2 и 1 класса, имеющим соответствующую подготовку и квалификационные отметки в свидетельстве, предоставляется право выполнения функций командира воздушного судна на любом воздушном судне (самолете или вертолете, в зависимости от подготовки и квалификационной отметки) со взлетной массой не более 200 тонн или пассажировместимостью не более 200 человек для самолетов и со взлетной массой не более 40 тонн для вертолетов. На самолетах, имеющих взлетную массу более 200 тонн или пассажировместимость более 200 пассажиров, а также вертолетах со взлетной массой более 40 тонн функции командира ВС должен выполнять линейный пилот 1 класса. (N 39/И от 19.05.97).

5.5.4. При переподготовке пилота 1 класса с вертолета на самолет, с самолета на вертолет или с самолета 4 класса на самолет 2-1 класса до достижения им уровня квалификации, соответствующего 1 классу, ему должно быть выдано свидетельство пилота 2 класса. Действие свидетельства 1 класса, если пилот не продолжает выполнять полеты на ранее освоенных ВС, приостанавливается и возобновляется РКК при достижении уровня квалификации на вновь освоенном воздушном судне, соответствующего 1 классу. При полетах на нескольких ВС пилот реализует права, предоставленные ему свидетельствами 1 и 2 класса в соответствии с квалификационными отметками в свидетельствах раздельно по каждому типу. (N 39/И от 19.05.97).

5.5.5. Государственный полномочный орган и эксплуатант могут временно или на все время эксплуатации вводить ограничения прав пилотов по классу для отдельных типов воздушных судов.

При внедрении в предприятии (авиакомпании) новых типов воздушных судов 1 класса на должности командиров ВС должны назначаться пилоты 1 класса с налетов в качестве командира ВС на самолетах 1-2 класса не менее 1000 ч. Действие этого требования может не применяться в отношении вторых пилотов этих ВС. (N 39/И от 19.05.97).

5.5.6. При отборе для переучивания на ВС более высокого класса рекомендуется руководствоваться оптимальным сочетанием перспективы использования пилота (возраст, как правило не более 45 лет) и опыта (классность. Налет, освоенный класс ВС) в пределах прав в соответствии с настоящим Положением.

Кандидатуры пилотов для переподготовки на другие типы ВС, имеющих возраст более 45 лет, должны согласовываться с РКК (ВКК – для предприятий, непосредственно контролируемых ФАС России). (N 39/И от 19.05.97).

5.6. Свидетельства пилотов сверхлегких летательных аппаратов.

5.6.1. Возраст.

5.6.1.1. Кандидаты на получение свидетельства пилота сверхлегких летательных аппаратов должны иметь возраст не моложе:

— 15 лет — на безмоторных СЛА;

— 16 лет — на моторных СЛА с квалификационной отметкой "пилот СЛА-любитель" и безмоторных СЛА — "пилот СЛА-спортсмен"; Квалификационные отметки "пилот СЛА-спортсмен" и на безмоторных СЛА — "пилот СЛА-инструктор" обладателю свидетельства пилота СЛА могут быть выданы в возрасте не моложе 17 лет, а "пилот СЛА-инструктор" на СЛА с двигателем — не моложе 18 лет.

5.6.1.2. К выполнению авиационных работ и испытательных полетов, если такие полеты на СЛА разрешены ФАС России, могут быть допущены пилоты, имеющие возраст не моложе 18 лет.

5.6.2. Профессиональные знания: кандидат должен продемонстрировать уровень профессиональных знаний, которые соответствуют правам, предоставляемым обладателю свидетельства пилота сверхлегкого летательного аппарата, по следующим предметам:

5.6.2.1. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

5.6.2.1.1. Документы, регламентирующие летную работу в ГА РФ.

— Законы, постановления и правила, регулирующие деятельность ГА.

— Наставление по производству полетов в гражданской авиации.

— Основные положения Воздушного кодекса.

— Федеральные авиационные правила Российской федерации.

5.6.2.1.2. Специальные документы, регламентирующие летную работу сверхлегкой авиации:

— Руководство по организации и проведению полетов на моторных СЛА;

— Наставление по производству полетов на дельтапланах и парапланах;

— Единая система подготовки и сертификации авиационного персонала СЛА;

— Нормы летной годности дельтапланов;

— Нормы летной годности парапланов;

— Нормы летной годности моторных СЛА;

5.6.2.1.3. Документы, регламентирующие летную работу:

— Руководство по летной эксплуатации СЛА;

— Руководство по организации теоретического и летного обучения в авиационных организациях;

— Организационно-методические указания.

5.6.2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА.

5.6.2.2.1. Аэродинамические характеристики СЛА.

— Основные аэродинамические характеристики СЛА;

— аэродинамические характеристики силовой установки (для моторных СЛА);

— влияние атмосферных условий на аэродинамические характеристики СЛА;

5.6.2.2.2. Динамика полета:

— взлет;

— набор высоты;

— горизонтальный полет, дальность и продолжительность полета;

— снижение;

— посадка;

— влияние различных факторов на взлетно-посадочные характеристики СЛА.

5.6.2.2.3. Устойчивость и управляемость СЛА:

— общие сведения о равновесии, устойчивости и управляемости СЛА;

— продольная устойчивость и управляемость;

— боковая устойчивость и управляемость;

— факторы, влияющие на устойчивость и управляемость СЛА.

5.6.2.2.4. Полеты в особых условиях и особых случаях:

— особенности полета самолета в зонах: болтанки, сдвига ветра, осадков;

— особенности полета в особых случаях: отказ двигателя, потеря устойчивости и управляемости СЛА.

5.6.2.3. НАВИГАЦИЯ.

5.6.2.3.1. Аэронавигационная информация:

— основные документы аэронавигационной информации для экипажей:

— порядок использования экипажами СЛА аэронавигационной инфор-мации.

5.6.2.3.2. Аэронавигационные и полетные карты.

5.6.2.3.3. Визуальная ориентировка.

5.6.2.3.3. Влияние ветра на полет СЛА.

5.6.2.3.4. Навигационная подготовка к полету и общие правила воздушной навигации.

5.6.2.3.5. Воздушная навигация в структуре воздушного пространства и системы УВД.

5.6.2.3.6. Особенности воздушной навигации при выполнении парящих маршрутных полетов.

5.6.2.3.7. Обеспечение безопасности воздушной навигации.

5.6.2.4. АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ.

5.6.2.4.1. Основы практической метеорологии:

— метеорологические элементы и их влияние на полет СЛА;

— термические и динамические потоки в атмосфере и их использование для полетов СЛА, турбулентность как фактор летной эксплуатации СЛА;

— опасные для полетов СЛА метеорологические явления, особые условия погоды.

5.6.2.4.2. Метеорологическое обеспечение полетов:

— анализ и оценка метеорологической обстановки;

— обоснование принятия решения на вылет и продолжение полета.

5.6.2.5. КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СЛА.

5.6.2.5.1. Конструкция СЛА и его летная эксплуатация.

5.6.2.5.2. Компоновка и основные конструктивные элементы СЛА; основные геометрические данные СЛА;

5.6.2.5.3. Прочность конструкции и ее элементов;

5.6.2.5.4. Летно-технические характеристики и эксплуатационные

ограничения СЛА;

5.6.2.5.5. Конструкция и эксплуатация силовой установки (для моторных СЛА);

5.6.2.5.6. Характерные признаки повреждений и дефектов;

5.6.2.5.7. Конструкция авиационного и радиоэлектронного оборудования СЛА;

5.6.2.5.8. Допуск СЛА к полетам;

5.6.2.5.9. Техническая эксплуатация и техническое обслуживание СЛА;

5.6.2.5.10. Техническая документация и порядок ее ведения;

5.6.2.5.11. Средства спасения.

5.6.2.6. ДЛЯ ПИЛОТОВ СЛА-СПОРТСМЕНОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

5.6.2.6.1. Основы спортивного права.

5.6.2.6.2. Основы спортивной деятельности.

5.6.2.6.3. Теория и техника парящего полета.

5.6.2.7. ДЛЯ ДОПУСКА К ВЫПОЛНЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ РАБОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

5.6.2.7.1. Правовые основы СЛА и требования руководящих документов, регламентирующих профессиональную деятельность на СЛА.

5.6.2.7.2. Организация авиаработ, других специальных видов профессиональной деятельности на СЛА и обеспечение их безопасности.

5.6.2.7.3. Методика выполнения специальных полетов на применение СЛА.

5.6.2.7.4. Конструкция, эксплуатация специального оборудования и технология авиаработ на СЛА.

5.6.2.8. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ИНСТРУКТО-

РОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

5.6.2.8.1. Методика летного обучения:

5.6.2.8.2. Авиационная психология.

5.6.2.8.3. Основы педагогики и учебно-воспитательной работы.

5.6.2.8.4. Основы спортивной тренировки (для организаций спортивного профиля).

5.6.2.9. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ЭКСПЕРТОВ (ИСПЫТАТЕЛЕЙ) ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Программы подготовки утверждаются специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

5.6.3. ОПЫТ.

5.6.3.1. Общие требования к кандидатам на получение свидетельства пилота сверхлегкого летательного аппарата.

5.6.3.1.1. Свидетельство пилота СЛА присваивается лицам, закончившим полный курс обучения в качестве пилота сверхлегкого летательного аппарата в летных учебных заведениях, центрах, учебно-спортивных организациях (клубах), сертифицированных ФАС России или организацией, уполномоченной ФАС России, для подготовки пилотов на СЛА данного класса.

5.6.3.1.1. Кандидаты на присвоение категории "Пилот сверхлегкого летательного аппарата" должны иметь налет по квалификации соответственно:

— на безмоторных СЛА — не менее 7 часов. Кандидат должен выполнить:

— не менее 10 полетов продолжительностью не менее 10 минут (15 минут на параплане) каждый, и 5 полетов продолжительностью не менее 30 минут каждый, в том числе 1 полет по маршруту на дальность не менее 1.5 км (на параплане — 1 км);

— на моторных СЛА — общий налет — 22 часа, из них самостоятельный налет — 10 часов, налет по маршруту — 4 часа;

5.6.3.1.2. Для получения квалификационных отметок:

а) "пилот СЛА-спортсмен"

— на моторных СЛА необходимо иметь: самостоятельный налет не менее 50 часов, налет при ветре 6-8 м/с с умеренной турбулентностью атмосферы не менее 12 часов, 15 полетов по маршруту с дальностью не менее 50 км

и 3 — с дальностью не менее 100 км, — 30 полетов с площадок вне аэродрома;

— на безмоторных СЛА — налет 22 часа; 5 парящих маршрутных полетов с дальностью не менее 15 км каждый (на парапланах — 7 полетов по 8 км);

в) о допуске к авиационным работам — самостоятельный налет — 50 часов, налет при обучении авиационным работам — 15 часов; налет при ветре 6-8 м/с и умеренной турбулентности атмосферы — 12 часов. Обладатель свидетельства должен выполнить 10 полетов по маршруту с дальностью не менее 50 км и 2 — не менее 75 км; 40 полетов — с площадок вне аэродрома;

г) "Пилот СЛА-инструктор"

— на моторных СЛА — налет 60 часов, из них методический и инструкторский налет не менее 17 часов. Кандидат должен иметь квалификационную отметку "Пилот СЛА-спортсмен" или допуск к коммерческим полетам или "Пилот СЛА-любитель" со стажем не менее 2 года;

— для безмоторных СЛА — налет 27 часов, из них методический налет — 8 часов. Кандидат должен иметь квалификационную отметку "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА-любитель" со стажем не менее 1,5 года;

д) Пилот СЛА-эксперт (испытатель) — требования к опыту утверждаются специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

 

5.6.4. ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА.

5.6.4.1. Пилот сверхлегкого летательного аппарата должен пройти общую летную подготовку и получить практический опыт, необходимый для самостоятельного пилотирования СЛА данного класса и эксплуатации его оборудования такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полетов. Для приобретения требуемого уровня летного мастерства кандидат проходит подготовку под руководством уполномоченного пилота-инструктора по утвержденной программе.

При этом должно быть обеспечено получение кандидатом эксплуатационного опыта на уровне требований, предъявляемых к пилоту сверхлегкого летательного аппарата в следующих областях:

— планирование полетов и предварительная подготовка;

— предполетная подготовка, включая расчеты, осмотр СЛА, подготовку к использованию приборов и оборудования;

— процедуры запуска силовой установки;

— руление, взлет и посадка;

— маневрирование в пределах установленных ограничений СЛА данного класса и типа;

— взлет и посадка на площадках вне аэродромов;

— полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров;

— порядок действий в особых случаях полета;

— соблюдение правил воздушного движения, правил радиотелефонной связи и фразеологии;

а) дополнительно для пилотов СЛА-спортсменов:

— полет на точность навигации, скорость, экономичность и поиск объектов;

— полет на дальность и продолжительность с ограниченным запасом топлива;

— полет на точность расчета и посадки с выключенным двигателем;

б) дополнительно для пилотов СЛА, допускаемых к выполнению авиационных работ:

— полет на предельно малой высоте;

— полет на патрулирование, поиск и аэросъемку;

— полет на транспортировку;

в) дополнительно для пилотов СЛА-инструкторов:

— техника пилотирования с инструкторского сиденья;

— порядок применения эффективных способов и приемов обучения в воздухе;

в) дополнительно для пилотов СЛА-испытателей:

— требования утверждаются специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

5.7. Свидетельства пилотов-планеристов.

5.7.1. Кандидат на получение свидетельства пилота-планериста должен иметь возраст не моложе 16 лет.

5.7.2. Профессиональные знания: кандидат должен продемонстрировать уровень профессиональных знаний, которые соответствуют правам, предоставляемым обладателю свидетельства пилота-планериста, по следующим предметам:

5.7.2.1. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

5.7.2.1.1. Документы, регламентирующие летную работу в ГА РФ.

— Законы, постановления и правила, регулирующие деятельность ГА;

— Наставление по производству полетов в гражданской авиации;

— Основные положения Воздушного кодекса;

— Федеральные авиационные правила Российской федерации.

в части, касающейся прав, предоставляемым обладателю свидетельства пилота-планериста;

5.7.2.1.2. Специальные документы, регламентирующие летную работу при реализации прав обладателя свидетельства.

5.7.2.2. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАНЕРОВ.

— конструкция планера и его летная эксплуатация;

— летно-технические характеристики и эксплуатационные ограничения планеров;

Запись опубликована автором Борис в рубрике Экипаж ВС.