Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации СССР (НОП ГА-83)

Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации СССР

(НОП ГА-83)

 

Утверждено приказом

Министерства гражданской авиации СССР

от 30 декабря 1982 года N 216

 

Глава 1

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

 

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Авиационное предприятие (перевозчик) — предприятие гражданской авиации, осуществляющее воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за установленную плату.

Авиационными предприятиями являются управления, производственные объединения, объединенные авиаотряды, объединенные авиаэскадрильи и самостоятельные аэропорты гражданской авиации.

Аэровокзал — комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания вылетающих и прилетающих пассажиров.

Аэродром — специально подготовленный земельный (водный) участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлет, посадку, руление, стоянку и обслуживание воздушных судов.

Аэропорт — комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

Аэропорт (пункт) базовый — аэропорт (пункт), в котором базируется авиационное предприятие.

Аэропорт (пункт) конечный — аэропорт (пункт), в котором заканчивается выполнение рейса по расписанию (плану полета).

Аэропорт (пункт) назначения — аэропорт (пункт), в который перевозчик должен согласно договору воздушной перевозки доставить пассажира, багаж, груз и почту.

Аэропорт (пункт) начальный — аэропорт (пункт), из которого начинается выполнение рейса по расписанию (плану полета).

Аэропорт (пункт) обратного вылета — аэропорт (пункт) конечный, из которого возвращается пассажир, имеющий обратный билет.

Аэропорт (пункт) отправления — аэропорт (пункт), из которого начинается или продолжается воздушная перевозка.

Аэропорт (пункт) промежуточный — аэропорт (пункт), расположенный по маршруту полета, в котором по расписанию (плану полета) предусмотрена посадка воздушного судна.

Аэропорт (пункт) трансфера — аэропорт (пункт), отмеченный в билете и багажной квитанции, в котором пассажир совершает пересадку с одного рейса на другой для дальнейшего следования по маршруту перевозки.

Аэрофлот — гражданская авиация, находящаяся в ведении Министерства гражданской авиации СССР, имеющая единый флаг и эмблему.

Багаж — личные вещи пассажиров, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком.

Багаж может быть как зарегистрированный, так и незарегистрированный.

Багаж зарегистрированный — багаж пассажира, принятый авиационным предприятием к перевозке под свою ответственность, и на который оно выдало багажную квитанцию и багажную бирку.

Багаж незарегистрированный — любой багаж пассажиров, кроме зарегистрированного, включая ручную кладь, перевозимый на воздушном судне и размещаемый в его багажных отделениях или салоне,

Багаж сверх нормы (платный багаж) — багаж, масса которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа.

Багажная бирка — документ, выдаваемый перевозчиком для опознавания багажа.

Билет (билет и багажная квитанция) — документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа.

Билет групповой — билет, выданный авиационным предприятием или его агентом по заявке организации или учреждения и удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки по одному перевозочному документу группы пассажиров, имеющих общую цель поездки, подтвержденную документом.

Билет с гарантированной датой — билет, в котором указан аэропорт отправления, назначения, номер рейса, дата, время вылета воздушного судна.

Билет с открытой датой — билет, в котором указан аэропорт отправления, назначения, но не обозначен номер рейса и дата вылета воздушного судна.

Бронирование — предварительное закрепление за пассажиром места на воздушном судне на определенный рейс и дату или предварительное закрепление объема и тоннажа для перевозки багажа, груза, почты на воздушном судне.

Броня постоянная — броня, выделяемая агентством воздушных сообщений в распоряжение другого агентства для продажи транзитных (обратных) билетов.

Броня промежуточная — броня, выделяемая агентством (аэропортом), расположенным в пунктах промежуточных посадок воздушных судов.

Возврат сумм — выплата пассажиру или отправителю груза либо управомоченному лицу части или всей стоимости перевозки или обслуживания, которые были ими ранее оплачены, но не использованы.

Воздушная линия — установленная линия, определяющая пункты, между которыми осуществляются регулярные воздушные перевозки.

Воздушная перевозка — перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты, выполняемая на воздушных судах за установленную плату.

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Время полета — время от начала движения воздушного судна при взлете до окончания движения на пробеге после посадки.

Выгрузка — снятие багажа, груза, почты и буфетно-кухонного оборудования с борта воздушного судна после его приземления.

Высадка (пассажиров) — процесс, во время которого пассажиры покидают воздушное судно после его приземления.

Груз — имущество, перевозимое или принятое к перевозке на воздушных судах, за исключением багажа и почты.

Несопровождаемый багаж, оформленный грузовой накладной, также считается грузом.

Груз транзитный — груз, который согласно грузовой накладной перевозится далее тем же рейсом, которым он был доставлен в промежуточный аэропорт.

Груз трансферный — груз, который согласно грузовой накладной доставляется в аэропорт промежуточной посадки одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом.

Грузовая накладная — документ, удостоверяющий заключение договора перевозки груза между отправителем и авиационным предприятием.

Грузовая отправка — одно или несколько мест груза, которые одновременно приняты перевозчиком от одного отправителя и следуют по одной грузовой накладной в адрес одного и того же получателя.

Грузовая партия — одноименный груз, принятый к перевозке от одного отправителя в адрес одного получателя по нескольким грузовым накладным.

Договор воздушной перевозки — обязательство перевозчика доставить пассажира, багаж, груз и почту в аэропорт назначения и выдать груз, почту получателю в установленный срок; обязательство пассажира и отправителя уплатить за перевозку по установленному тарифу и выполнить действующие на момент перевозки правила. Каждый договор воздушной перевозки удостоверяется перевозочными документами — билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной, а также квитанцией разных сборов.

Документация перевозочная — билет, багажная квитанция, грузовая или почтовая накладная, а также документы, оформляемые на борту воздушного судна.

Досмотр — мероприятия, проводимые сотрудниками милиции и работниками гражданской авиации по предотвращению незаконного провоза веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом.

Завоз груза децентрализованный — завоз груза в аэропорты, осуществляемый клиентурой.

Завоз груза централизованный — завоз груза в аэропорты, осуществляемый транспортно-экспедиционным предприятием.

Квитанция платного багажа — документ, подтверждающий оплату провоза багажа сверх нормы.

Клиентура гражданской авиации (кроме пассажиров) — предприятия, организации и учреждения министерств и ведомств, пользующиеся услугами воздушного транспорта.

Легкие типы воздушных судов — воздушные суда третьего, четвертого класса, выполняющие полеты на местных воздушных линиях.

Метод регистрации билетов основной — проверка билетов, учет отправок пассажиров и багажа по ведомости регистрации.

Метод регистрации билетов упрощенный — проверка билетов, учет отправок пассажиров и багажа без ведомости регистрации.

Наземное оборудование — специальное оборудование, предназначенное для технического обслуживания и ремонта воздушных судов на земле, в том числе испытательное оборудование и оборудование для обработки грузов и обслуживания пассажиров.

Недостача багажа, груза, почты — неисправность перевозки, при которой багаж, груз, почта прибывает в аэропорт назначения в меньшем количестве по массе или по количеству мест по сравнению с данными, указанными в перевозочных документах.

Неисправность перевозки — любые нарушения установленного на воздушном транспорте порядка работ, которые повлекли или могли повлечь, за собой вредные последствия: засылку багажа, груза, почты, недостачу по массе иди по количеству мест, повреждение, утрату; разъединение документов, багажа, груза и почты; неправильное оформление перевозочных документов.

Обработка багажа — комплекс операций, связанный с приемом, оформлением к перевозке, комплектованием багажа, проводимый в аэровокзале при подготовке рейса к вылету, а также с раскомплектованием багажа по прилету.

Остановка — предварительно согласованный пассажиром с перевозчиком временный перерыв перевозки в каком-либо пункте между пунктами отправления и назначения.

Отправитель — организация или лицо, заключающие с авиационным предприятием договор воздушной перевозки груза или почты и указанные в грузовой или почтовой накладной в качестве стороны этого договора.

Пассажир — лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки.

Пассажир транзитный — пассажир, который в соответствии с договором воздушной перевозки следует далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный аэропорт.

Пассажир трансферный — пассажир, который в соответствии с договором воздушной перевозки прибыл в аэропорт трансфера одним рейсом и продолжает полет другим рейсом.

Перевозка — транспортировка пассажиров, багажа, грузов за установленную плату, осуществляемая на воздушных судах, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Перевозка групповая — перевозка группы (10 и более человек), имеющей общую цель поездки, подтвержденную документом, независимо от того, оформлена ли она групповым билетом или отдельными билетами на каждого пассажира.

Перевозка "туда" — перевозка в одном направлении между пунктом отправления и пунктом назначения (независимо от того, имели ли место посадка воздушного судна, пересадка пассажира или перегрузка груза, почты и т. д. в промежуточном аэропорту).

Перевозка "туда" и "обратно" — перевозка пассажиров в пункт назначения и обратно по билетам, проданным для полета "туда" и "обратно".

Перрон — определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях погрузки и выгрузки грузов и почты, посадки и высадки пассажиров, заправки, стоянки или технического обслуживания.

Повреждение багажа, груза, почты — неисправность перевозки, при которой багаж, груз и содержимое почтового отправления пришли в негодное состояние и не могут быть использованы по своему первоначальному назначению (потеряли свою ценность).

Погрузка — помещение багажа, грузов, почты, буфетно-кухонного оборудования, бортового питания на борт воздушного судна для перевозки данным рейсом.

Получатель — организация или лицо, в адрес которых следует груз или почта, указанные в грузовой или почтовой накладной.

Посадка (пассажиров) — процесс, во время которого пассажиры поднимаются на борт воздушного судна в целях совершения полета.

Почта — совокупность почтовых отправлений незакрытых почтовых вещей.

Претензия — заявленное авиационному предприятию требование заинтересованного лица о возмещении вреда, возникшего в результате воздушной перевозки.

Претензионный порядок — порядок предъявления требований пассажиров, клиентуры к авиационному предприятию, вытекающих из положений об ответственности по перевозкам.

Рейс — полет воздушного судна (по расписанию или вне расписания), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.

Рейс дополнительный — рейс, выполняемый дополнительно к расписанию по тому же маршруту, по которому осуществляются регулярные рейсы.

Рейс заказной — рейс, выполняемый на условиях особого договора, заключенного заказчиком с перевозчиком по доставке пассажиров, почты и груза в пункт назначения.

Рейс литерный — рейс, которому присвоено условное обозначение, являющееся основанием для повышенного контроля и преимущественной очередности в обслуживании воздушного судна и обеспечении его движения.

Рейс отмененный — рейс, предусмотренный расписанием (планом), но не начатый из аэропорта отправления или промежуточного.

Рейс подконтрольный (см. рейс литерный).

Рейс прерванный — рейс, выполнение которого приостановлено в промежуточном или другом аэропорту.

Рейс регулярный — рейс, выполняемый по маршруту, установленному расписанием.

Ручная кладь — вещи пассажира, находящиеся во время перевозки в салоне воздушного судна под наблюдением самого пассажира.

Сбор — сумма, установленная Министерством гражданской авиации СССР в качестве платы за отказ от воздушной перевозки или от брони.

Сбор за услуги — сумма, устанавливаемая перевозчиком или другими компетентными организациями в качестве платы за специальное или дополнительное обслуживание, связанное с воздушной перевозкой.

Тариф — сумма, взимаемая перевозчиком за перевозку пассажира либо за .перевозку единицы массы или объема багажа, груза и почты.

Утрата багажа, груза, почты — неисправность перевозки, при которой перевозчик по истечении установленного для доставки срока оказывается не в состоянии выдать управомоченному лицу принятый к перевозке багаж, груз, почту независимо от того, произошло ли это вследствие их фактической утраты, засылки или ошибочной выдачи в промежуточном аэропорту.

 

Глава 2

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

2.1. Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации СССР (НОП ГА-83) разработано в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР и Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР.

2.2. НОП ГА-83 определяет основные принципы обеспечения и организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации, а также взаимоотношения с пассажирами и клиентурой по договору воздушной перевозки.

2.3. Требования НОП ГА-83 распространяются на деятельность авиационных предприятий гражданской авиации и являются обязательными для исполнения и, соблюдения всеми должностными лицами агентств, служб организации перевозок и бортпроводниками, а также членами экипажей воздушных судов.

2.4. Выполнение требований НОП ГА-83 обеспечивается:

постоянной целенаправленной организаторской и политико-воспитательной работой командно-руководящих кадров и общественных организаций с личным составом служб;

высокой профессиональной подготовкой личного состава и постоянным совершенствованием специальных знаний;

поддержанием высокой трудовой и производственной дисциплины личного состава;

осуществлением постоянного контроля за исполнением требований настоящего Наставления и других руководящих документов, регламентирующих организацию перевозок.

2.5. Высокий уровень организации перевозок является одним из основных условий высокого качества обслуживания пассажиров и клиентуры, повышения эффективности использования парка воздушных судов.

2.6. Четкая организация перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов является важнейшей обязанностью командно-руководящего состава управлений, авиационных предприятий и агентств гражданской авиации и достигается путем поддержания высокой трудовой и производственной дисциплины личного состава, внедрения более совершенных форм и методов обслуживания, прогрессивных производственно-технологических процессов, средств механизации и автоматизации, умелым руководством службой.

2.7. На основе требований настоящего Наставления и других руководящих документов МГА на местах должны быть разработаны технологии и должностные инструкции для всех категорий работников служб организации перевозок, бортпроводников и агентств.

 

Глава 3.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

3.1. АГЕНТСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ, ЕГО ФУНКЦИИ И НАЗНАЧЕНИЕ

 

3.1.1. Агентства воздушных сообщений предназначаются для организации коммерческой и рекламной работы.

3.1.2. Агентства воздушных сообщений подразделяются на: Главное, находящееся в Москве, центральные (ЦАВС), территориальные (ТАВС) и городские (АВС).

ЦАВС, ТАВС являются самостоятельными производственными предприятиями ГА, непосредственно подчиненными Управлению гражданской авиации (УГА), находятся на самостоятельном балансе.

ЦАВС находятся в городах базирования УГА. ТАВС могут находиться в областном, краевом центре, территориально обеспечивающем производственные и технологические связи с эксплуатационными предприятиями, с их приписными аэропортами, а также с городскими агентствами (структурными подразделениями ТАВС), расположенными в других городах, области, крае.

Городские агентства воздушных сообщений входят в состав объединенного отряда или аэропорта и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

3.1.3. Основными задачами агентства воздушных сообщений являются:

организация коммерческой и рекламной работы, направленной на выполнение государственного плана перевозок пассажиров и грузов авиационными предприятиями ГА в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в воздушных перевозках;

организация продажи билетов, бронирования мест для трансферных пассажиров и пассажиров, имеющих билеты "обратно";

контроль за использованием мест в воздушных судах, повышение коммерческой загрузки;

повышение производительности труда, наиболее рациональное и экономное использование основных и оборотных средств, внедрение научной организации труда, развитие изобретательства, рационализации, обмен передовым опытом.

Основные задачи и функции агентств воздушных сообщений определяются Типовыми положениями о центральном, территориальном и городском агентствах воздушных сообщений. Агентства должны обеспечивать соблюдение и правильное применение действующих приказов, инструкций и указаний МГА.

3.1.4. Агентства организуют предварительное бронирование и продажу билетов на воздушные суда туристическим, экскурсионным и другим учреждениям, систематически организующим поездки групп пассажиров (Центральному и местным советам по туризму и экскурсиям ВЦСПС, Бюро путешествий, ВАО "Интурист" и др.) в планово-договорном порядке в соответствии с действующими на воздушном транспорте правилами.

3.1.5. В агентствах воздушных сообщений организуются отделения, филиалы, сеть постоянных, временных и разъездных касс на железнодорожных, морских, речных, автомобильных вокзалах, трансагентствах, станциях метрополитена, в гостиницах, крупных торговых центрах, санаториях и других местах. Допускается продажа билетов по договорам иными организациями и лицами, действующими на правах агента.

3.1.6. В аэропортах первого и второго класса созданы комплексные группы транзита, включающие: кассиров по продаже билетов, диспетчеров по транзиту, дежурных по комплектованию загрузки в день отправления воздушных судов.

3.1.7. Технология взаимодействия агентства с аэропортом по обеспечению передачи взаимной информации разрабатывается на основании Типовых положений взаимодействия и утверждается начальником УГА или командиром ОАО — начальником аэропорта.

 

3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ СВЯЗИ В АГЕНТСТВАХ ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ

 

3.2.1 Организация коммерческой связи в агентствах воздушных сообщений должна обеспечиваться в соответствии с действующим Наставлением по связи в гражданской авиации СССР.

3.2.2. Для выполнения основной функций — организации продажи билетов и бронирования мест агентства воздушных сообщении обеспечиваются:

средствами коммерческой связи: группы комплектования коммерческой загрузки с кассирами, расположенными в агентстве, или в зоне его обслуживания; диспетчеры по бронированию с группами комплектования в других агентствах;

диспетчерские службы агентств с комплексными группами транзита в аэропортах и службами аэропортов;

средствами оперативной связи для обмена информацией внутри отдельных служб агентства или между исполнителями;

средствами оповещения пассажиров.

3.2.3. В агентствах воздушных сообщений должна быть обеспечена высокая надежность и оперативность связи, с использованием прямых и телеграфных каналов и современной высокоэффективной аппаратуры. Агентства должны являться абонентами единой сети связи гражданской авиации, абонентами междугородных телефонных станций с правом заказа переговоров по "Авиа", справочные бюро и группы заказов должны обеспечиваться достаточным числом соединительных линий с серийными номерами.

 

3.3. СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

3.3.1. Агентства воздушных сообщений должны взаимодействовать с общесоюзной автоматизированной системой управления продажей билетов и бронированием мест на внутрисоюзных воздушных линиях.

При взаимодействии с указанной системой агентства могут:

располагать зональным центром системы и полностью автоматизированными функциями продажи билетов, бронирования мест, контроля транзита, учета, статистики;

передавать места на рейсы, начинающиеся в городе базирования агентства, в ближайший зональный центр системы, что позволяет автоматизировать функции продажи билетов и бронирования мест на рейсы, контролируемые любым центром;

иметь пульты, соединенные с зональным центром, обеспечивающим доступ к ресурсам любого зонального центра. При этом создается возможность бронирования мест транзитным пассажирам на любой рейс, контролируемый любым зональным центром.

3.3.2. Комплекс средств механизации, автоматизации и технологического оборудования должен обеспечивать выполнение необходимого объема работы по обслуживанию пассажиров на технически целесообразном и экономически эффективном уровне механизации и автоматизации технологических процессов.

3.3.3. В агентствах воздушных сообщений следует механизировать или автоматизировать основные технологические операции по продаже билетов и бронированию мест пассажирам и обработке документов.

3.3.4. Выбор средств механизации, автоматизации и технологического оборудования производится с учетом технологической схемы организации работы агентства и при технико-экономическом обосновании их внедрения.

Перечень и количество рекомендуемого технологического оборудования, средств информации и мебели для каждой группы агентств определяются в соответствии с Ведомственными нормами технологического проектирования агентств воздушных сообщений.

 

3.4. РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ЕГО РАЗРАБОТКА И КОРРЕКТИРОВКА

 

3.4.1. Расписание движения воздушных судов — это документ по организации производственной деятельности авиационных предприятий гражданской авиации.

3.4.1.1. Его разрабатывают управления ГА и ЦНИИ АСУ ГА под руководством МГА на основании утвержденных планов движения, определяют назначение, период действия, дни выполнения, время отправления и прибытия в аэропорты, принадлежность рейсов и типы воздушных судов, на которых выполняются регулярные полеты между определенными аэропортами.

3.4.1.2. Расписания движения воздушных судов предназначены для обеспечения:

потребностей населения и нужд народного хозяйства страны;

выполнения государственного плана авиационных перевозок с высокими технико-экономическими показателями;

эффективного использования парка воздушных судов путем планирования выполнения рейсов по наикратчайшим маршрутам, построения рациональных графиков борота экипажей и воздушных судов, регламентированной загрузки аэропортов, точек схождения (пересечения) воздушных трасс в пределах установленных нормативов, назначения удобного для пассажиров времени прилета и вылета рейсов, назначения нормативных стоянок воздушных судов в базовых, промежуточных и конечных аэропортах.

3.4.2. Расписания движения воздушных судов гражданской авиации СССР подразделяются на:

международные, внутрисоюзные и местные.

3.4.3 Расписание движения воздушных судов на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации включает рейсы, выполняемые по трассам, предусмотренным Перечнем воздушных трасс СССР. Оно разрабатывается сроком на один год по московскому времени в установленном МГА порядке.

3.4.4. Расписание движения воздушных судов на местных воздушных линиях управлений гражданской авиации разрабатывается на основании утвержденного начальником управления гражданской авиации плана движения сроком на один год и включает рейсы, выполняемые по Перечню трасс местных воздушных линий управлений ГА, и рейсы, включенные в Перечень воздушных трасс СССР в пределах территорий, закрепленных за управлениями ГА.

При его разработке следует руководствоваться действующими нормативами.

Расписание движения: на местных воздушных линиях должно обеспечивать удобные стыковки с рейсами внутрисоюзного расписания для организации доставки пассажиров в аэропорты и обратно, удовлетворение потребностей местных партийных и хозяйственных органов в воздушных перевозках.

Расписание движения на местных воздушных Линиях управлении ГА издается по форме, установленной МГА (по московскому времени).

3.4.5. Оперативная корректировка рейсов расписания движения воздушных судов на внутрисоюзных воздушных линиях осуществляется по указанию МГА в соответствии с технологией функционирования АСУ "Расписание".

3.4.6. Корректировка расписания на местных воздушных линиях производится после согласования с заинтересованными управлениями ГА с учетом сроков продажи билетов.

 

3.5. РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА АГЕНТСТВ ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ

 

3.5.1. Агентство воздушных сообщений обязано широко информировать население обслуживаемой зоны: о местах расположения касс, телефонах справочной и заказной служб; расписании движения воздушных судов из данного города и тарифах, предоставляемых услугах, возможностях провоза багажа, предоставляемых льготах, а также о новых воздушных судах и открываемых воздушных линиях. Для этого используются средства массовой информации.

3.5.2. В зонах обслуживания пассажиров (помещениях агентств, их филиалах, кассах) должны находиться:

расписание движения воздушных судов;

система информации о наличии мест;

выписки из правил перевозки пассажиров, "багажа, грузов и из правил применения тарифов;

указатель размещения служб и должностных лиц;

номера телефонов для получения справок и заказа билетов.

3.5.3. Агентствам следует проводить информацию о проезде в аэропорты (время в пути, стоимость проезда и провоза багажа), о местонахождении других касс агентства с указанием адресов и графиков работы, а также информацию о целях, порядке проведения досмотра, о предметах и веществах, запрещенных к перевозке на воздушных судах, и об ответственности за нарушение правил перевозок.

3.5.4. Агентства воздушных сообщений обязаны проводить рекламные мероприятия, направленные на привлечение пассажиров и грузов на воздушный транспорт с учетом конъюнктуры спроса в отдельные периоды и направления, рекламировать открытие новых воздушных линий, ввод новых воздушных судов и увеличение частоты движения на отдельных воздушных линиях, введение новых видов услуг, форм обслуживания, льгот. Агентства обязаны анализировать эффективность различных видов информации и рекламы, изыскивать новые виды, расширять сферу рекламно-информационной деятельности.

 

3.6. НОРМЫ, СРОКИ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ, БРОНИРОВАНИЕ МЕСТ

 

3.6.1. Нормы предварительной продажи билетов устанавливает агентство, исходя из:

расписания движения воздушных судов;

плановой предельной коммерческой загрузки воздушных судов;

компоновки воздушных судов;

условной массы пассажира по сезонам;

средней массы багажа по направлениям полета;

почтовых лимитов;

брони промежуточных аэропортов;

постоянной брони других агентств, установленной для продажи транзитных и обратных билетов;

брони учреждений и организаций.

3.6.2. Изменения в расписание движения воздушных судов могут вноситься:

на внутрисоюзных воздушных линиях — МГА и ЦНИИ АСУ ГА (АСУ "Расписание");

на местных воздушных линиях — соответствующими управлениями гражданской авиации (по согласованию с МГА).

3.6.3. Плановая предельная коммерческая загрузка воздушных судов на каждый рейс устанавливается по рейсам внутрисоюзного и местного расписаний в установленном порядке.

3.6.4. Средняя масса багажа и почтовый лимит по рейсам сообщаются агентству воздушных сообщений аэропортом отправления за 3 дня до начала продажи билетов.

3.6.5. Броня, предоставляемая другим агентствам для продажи транзитных и обратных билетов, броня промежуточных аэропортов, броня учреждений и организаций устанавливаются в соответствии с требованиями Руководства по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних воздушных линиях гражданской авиации СССР (РБ ГА-83).

3.6.6. Сроки начала и окончания продажи билетов и бронирования мест определяются Руководством по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних воздушных линиях гражданской авиации СССР (РБ ГА-83).

 

3.7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКИ И СБОРОВ ЗА УСЛУГИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

3.7.1. Порядок установления и применения тарифов на перевозки.

3.7.1.1. Качество организации перевозок на воздушном транспорте во многом определяется правильностью применения тарифов на перевозки и сборов за услуги, строгим соблюдением государственной дисциплины цен.

3.7.1.2. Порядок установления тарифов на перевозки, а также тарифов и сборов за услуги определяется Советом Министров СССР.

3.7.1.3. Вопросы изменения общего уровня тарифов на перевозки и совершенствования системы тарифов решаются Советом Министров СССР на основе предложений, представленных в установленном порядке Государственным комитетом цен СССР.

3.7.1.4. Тарифы на перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты по воздушным линиям устанавливаются МГА на основании системы тарифов, утверждаемой Государственным комитетом цен СССР.

3.7.1.5. МГА предоставлено право:

утверждать тарифные расстояния по воздушным линиям, тарифы на перевозки воздушными судами пассажиров, багажа, грузов и почты, а также за пользование специально выделяемыми воздушными судами;

останавливать сборы за хранение и объявление ценности багажа, груза и за другие услуги;

пересматривать тарифы на перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты по воздушным линиям при изменении тарифных и эксплуатационных расстояний;

устанавливать льготные и сезонные тарифы на перевозки пассажиров и грузов по незагруженным воздушным линиям.

3.7.1.6. Применение тарифов и сборов за услуги при выполнении работ транспортной авиации регулируется Правилами применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР.

3.7.1.7. Применение тарифов при перевозке пассажиров и грузов по воинским перевозочным документам, а также при перевозке служебных пассажиров и грузов регламентируется соответствующими правилами.

3.7.1.8. Тарифы на выполнение работ транспортной авиации разделяются на два вида: тарифы на перевозки воздушными судами, выполняющими полеты по расписанию, и тарифы на перевозки специально выделенными воздушными судами.

3.7.1.9. Исчисление тарифов производится по утвержденным тарифным расстояниям, опубликованным в Указателе маршрутов авиационных перевозок. Порядок разработки, утверждения и применения тарифных расстояний регламентируется соответствующими документами.

3.7.1.10. Тарифные расстояния по местным воздушным линиям утверждаются начальником управления ГА, опубликовываются в Указателе маршрутов авиационных перевозок по местным воздушным линиям гражданской авиации и Справочнике тарифных расстояний по местным воздушным линиям гражданской авиации, утверждаемом МГА.

3.7.1.11. Перевозки пассажиров, багажа и грузов оплачиваются наличными деньгами, по безналичному расчету. воинскими перевозочными документами Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета госбезопасности СССР. Перечень платежных документов, принимаемых в уплату за перевозки воздушным .транспортом, определяется МГА.

3.7.1.12. Сборы за услуги на воздушном транспорте, штрафы и сборы за отказ от воздушной перевозки или от предварительно бронированных мест на воздушных судах оплачиваются наличными деньгами. Предприятия, организации, учреждения, оплатившие перевозку по безналичному расчету, могут оплачивать штрафы и сборы также по безналичному расчету за исключением штрафов, налагаемых в административном порядке.

3.7.1.13. Руководителям авиационных предприятий, перечень которых определяется МГА, предоставляются специальные права по установлению и применению тарифов на воздушных линиях СССР.

3.7.1.14. Правильность применения тарифов обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий по строгому соблюдению установленных нормативных документов, своевременному внесению изменений в тарифно-справочные материалы, повышением квалификации работников предприятий ГА, связанных с применением тарифов, а также постоянным контролем со стороны руководителей авиапредприятий, агентств воздушных сообщений, служб организации перевозок и финансовых органов.

3.7.1.15. Общее руководство организацией работы по ценообразованию, разработкой, согласованием и утверждением тарифов на перевозки, контролем за правильностью их применения на воздушном транспорте осуществляется соответствующими отделами в МГА, управлениях и авиационных предприятиях ГА. Распределение обязанностей между указанными отделами определяется специальным положением.

3.7.1.16. Непосредственное обеспечение работы по тарифам в СОП, ЦАВС, ТАВС, АВС осуществляется специально предусмотренными в штатах авиационных предприятий соответствующими должностными лицами, а при их отсутствии — другими работниками, с закреплением этих функций в соответствующих должностных инструкциях.

3.7.1.17. Перечень функций должностных лиц, ответственных за применение тарифов, определяется типовыми положениями, утверждаемыми МГА.

3.7.1.18. Ответственность за правильность исчисления, применения тарифных расстояний и тарифов на перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, состояние тарифно-справочной документации, правильность ее применения, организацию повышения квалификации работников, связанных с применением тарифов, возлагается на начальников СОП, ЦАВС, ТАВС и городских АВС.

3.7.1.19. Ответственность за своевременность и правильность представления материалов об эксплуатационных расстояниях для утверждения тарифных расстояний возлагается на главных штурманов управлений, старших штурманов авиационных предприятий.

3.7.1.20. Ответственность за организацию и состояние контроля, за правильность применения тарифов на перевозки по отчетам кассиров и расчетам с органами связи возлагается на начальников финансовых отделов (главных бухгалтеров) предприятий ГА, а при проведении ревизий и проверок производственной и финансово-хозяйственной деятельности возлагается на контрольно-ревизионные отделы (группы) предприятий ГА.

3.7.1.21. Организация проверок в СОП по установлению и правильности использования тарифов на перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на внутрисоюзных воздушных линиях СССР осуществляется в соответствии с действующей Методикой, разработанной МГА.

3.7.2. Применение тарифов на перевозки пассажиров.

3.7.2.1. Тарифы на перевозки пассажиров рейсовыми воздушными судами (в прямом и обратном направлениях) исчисляются по тарифным расстояниям от аэропорта отправления до аэропорта назначения в соответствии с действующим расписанием или по маршруту, заявленному пассажиром, и таблице плат за перевозки, утвержденной МГА.

3.7.2.2. Тарифы на перевозки пассажиров рейсовыми воздушными судами устанавливаются по классам салонов воздушных судов в зависимости от уровня комфорта, обслуживания и по группам воздушных линий.

3.7.2.3. Тарифы на перевозки на воздушных линиях, проходящих в районах разных тарифных групп, определяются суммированием тарифов, исчисленных по тарифным расстояниям соответствующих групп воздушных линий.

3.7.2.4. При определении платы за перевозку пассажиров применяются опубликованные и неопубликованные тарифные расстояния. Неопубликованные тарифные расстояния исчисляются суммированием двух или нескольких опубликованных тарифных расстояний.

3.7.2.5. Начальники СОП управления ГА, авиационных предприятий, агентств воздушных сообщений обязаны обеспечивать кассиров вспомогательными справочниками и таблицами, регламентирующими правильность применения тарифов.

3.7.2.6. Дополнительные услуги должны оплачиваться в соответствии с порядком, устанавливаемым МГА.

3.7.2.7. При вынужденном или добровольном отказе пассажира от полета перевозчик обязан произвести перерасчет с ним за неиспользованную перевозку с взиманием предусмотренных сборов в соответствии с установленными правилами.

3.7.2.8. Перерасчеты с пассажирами производятся также в случае изменения условий проезда (остановки в промежуточном аэропорту, не заявленной при покупке билета, изменения даты вылета, времени вылета, маршрута перевозки, опоздания к окончанию регистрации билета и на посадку на воздушное судно, утраты прав на полет).

3.7.2.9. При перевозке отдельных категорий пассажиров могут быть применены особые условия оплаты, установленные директивными органами.

3.7.3. Применение тарифов на перевозки багажа.

3.7.3.1. Багаж, превышающий норму бесплатной перевозки, оплачивается по багажным тарифам. Перечень вещей, на которые не распространяется норма бесплатной перевозки, устанавливается МГА.

3.7.3.2. Тарифы на перевозку багажа рейсовыми воздушными судами исчисляются по тарифным расстояниям от аэропорта отправления до аэропорта назначения.

3.7.3.3. При следовании пассажира с пересадками в пути на воздушные суда с разными нормами бесплатного провоза тарифы на перевозку багажа сверх норм исчисляются раздельно по участкам пути.

3.7.3.4. Работники СОП авиационных предприятий обязаны постоянно контролировать правильность оплаты за перевозку багажа пассажиров. Перевозка личных вещей членами экипажа регламентируется установленным МГА порядком.

3.7.3.5. Должностными лицами авиационных предприятий взимаются сборы за услуги: объявление ценности вещей, сдаваемых в камеру хранения; объявление ценности багажа при перевозке; хранение багажа, прибывшего в аэропорт назначения; хранение вещей, забытых или утерянных пассажирами.

3.7.3.6. По неиспользованным квитанциям платного багажа производится возврат денег в порядке, установленном правилами применения тарифов.

3.7.3.7. При утрате, недостаче или повреждении платного багажа, принятого к перевозке, перевозчик производит перерасчет с пассажиром в установленном порядке.

3.7.4. Применение тарифов на перевозки почты.

3.7.4.1. Оплата за перевозку почты на пассажирских и грузовых рейсах взимается по почтовому тарифу за согласованную с предприятиями связи норму почтовой загрузки до аэропорта назначения.

3.7.4.2. Оплата по почтовому тарифу до аэропорта назначения почты за ее фактическую массу взимается в следующих случаях: превышение гарантированных норм почтовой загрузки; отсутствие норм; отсутствие договора на перевозку почты; невыполнение гарантированной нормы почтовой загрузки подлине авиационного предприятия.

3.7.4.3. При перевозке почты почтовыми рейсами применяются особые условия оплаты, устанавливаемые правилами перевозки почты.

3.7.4.4. При неиспользовании органами связи предоставленной коммерческой загрузки на воздушных судах, кроме платы за перевозку почты, применяются штрафные санкции за недогруз в порядке, установленном правилами перевозки почты. СОП авиационных предприятий обязана организовать учет использования органами связи предоставленной коммерческой загрузки на воздушных судах и передачу необходимой информации в финансовый отдел предприятий для предъявления счетов на оплату штрафов за недогрузку рейсов.

3.7.4.5. Перевозка корреспонденции спецсвязи Министерства связи СССР и фельдсвязи в сопровождении фельдъегерей, а также матриц газет воздушными судами оплачивается по почтовому тарифу с учетом их массы. При размещении корреспонденции на креслах в пассажирском салоне рядом с сопровождающим оплата за перевозку взимается по особым тарифам, установленным МГА.

3.7.5. Применение тарифов на перевозки грузов.

3.7.5.1. Перевозка грузов рейсовыми воздушными судами оплачивается по грузовому или исключительному тарифу в зависимости от категории грузов, устанавливаемых МГА.

3.7.5.2. Тарифы на перевозку грузов определяются по тарифным расстояниям в установленном порядке.

3.7.5.3. При организации перевозки грузов взимаются сборы за услуги: объявление ценности груза, сдаваемого к перевозке, взвешивание и проверку массы груза, экспедирование, составление перевозочных документов, маркировку груза, межаэропортовую перевозку трансферного груза, хранение грузов, прибывших в аэропорт назначения, уведомление о прибытии груза, переадресовку грузов.

3.7.5.4. Перевозка грузов по льготным тарифам в соответствии с предоставленными управлениям или авиационным предприятиям ГА правами оформляется специальным договором, один экземпляр которого находится в СОП, другой в финансовом отделе предприятия для проверки правильности применения тарифов и обеспечения расчетов с грузовой клиентурой.

3.7.5.5. При вынужденном или добровольном отказе от перевозки груза, а также при изменении маршрута перевозки груза производится перерасчет тарифов и возврат платежей в установленном порядке.

3.7.5.6. При утрате, недостаче или повреждении груза, принятого к перевозке воздушным транспортом, перевозчик производит перерасчет с заказчиком в установленном порядке.

3.7.6. Применение тарифов на перевозки заказными рейсами.

3.7.6.1. Тарифы на перевозки заказными рейсами устанавливаются в зависимости от типов воздушных судов и группы воздушных линий за плановую продолжительность полета в оба конца по утвержденным ставкам за один летный час.

3.7.6.2. Заказные рейсы назначаются при условии предварительной оплаты стоимости перевозки в сроки, установленные соглашением сторон. Условия предоставления заказного рейса устанавливаются МГА.

3.7.6.3. Если для осуществления заказного рейса необходимо произвести перегонку воздушного судна в аэропорт, откуда должна выполняться перевозка, и возвратить его обратно, то за время, затрачиваемое на перегонку и возвращение воздушного судна, заказчик обязан оплатить по тарифам, установленным для заказных рейсов.

3.7.6.4. Если заказчик не использует коммерческую загрузку заказного рейса в прямом и обратном направлениях полета, то перевозчику предоставляется право догружать такие заказные рейсы до предельной коммерческой загрузки, без ущерба заказчику. Никаких взаиморасчетов с заказчиком за использование перевозчиком свободной коммерческой загрузки воздушного судна не производится

3.7.6.5. За простой заказного рейса на земле по вине заказчика взимается дополнительный сбор за все время задержки.

3.7.6.6. При изменении условий договора на выполнение заказного рейса в случае замены типа воздушного судна производится соответствующий перерасчет.

3.7.6.7. Оплата за плановые перевозки ранних овощей и фруктов специально выделенными воздушными судами и перевозки плодоовощной продукции по разовым видам государственных, общественных и кооперативных организаций взимается в порядке, устанавливаемом Правилами применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР.

3.7.6.8. При вынужденном или добровольном отказе от заказного рейса производится перерасчет с возвратом сумм в установленном порядке.

 

3.8. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПОЧТЫ

 

3.8.1. Перевозка грузов и почты воздушным транспортом осуществляется по планам, утверждаемым МГА в установленном порядке.

3.8.2. Перевозка грузов и почты, не предусмотренных планом или предъявленных сверх плана, осуществляется по предварительным заявкам отправителей, принятым перевозчиком, без ущерба для выполнения перевозок грузов и почты по плану.

3.8.3. Прием к перевозке грузов и почты мелкими партиями, а также домашних вещей производится по заявкам отправителей.

3.8.4. В случае систематического осуществления воздушных перевозок грузов или почты одного и того же отправителя в течение определенного периода перевозчик и отправитель могут заключить специальный договор, в котором должны быть определены условия, вытекающие из особенностей данных перевозок.

 

Глава 4.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

4.1. СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ (ПАССАЖИРСКИХ) ПЕРЕВОЗОК, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА

 

4.1.1. Служба организации (пассажирских) перевозок обеспечивает выполнение государственного плана воздушных перевозок пассажиров, организует перевозки пассажиров и багажа, осуществляет мероприятия по рациональному и эффективному использованию воздушных судов и обеспечению высокой культуры обслуживания пассажиров.

4.1.2. Основными задачами службы организации (пассажирских) перевозок являются:

удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозке пассажиров на воздушном транспорте;

проведение организационных мероприятий по выполнению плана воздушных перевозок пассажиров на внутрисоюзных воздушных линиях;

совершенствование технологии и организации пассажирских перевозок;

обеспечение правильности применения тарифных расстояний и тарифов на перевозку пассажиров и за услуги, оказываемые авиационным предприятиям;

организация обслуживания пассажиров в аэропорту и на борту воздушного судна;

разработка и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и своевременной доставки багажа пассажиров;

рассмотрение жалоб и претензий пассажиров;

проведение мероприятий по улучшению охраны труда и техники безопасности.

4.1.3. Структура и штаты службы организации (пассажирских) перевозок предприятия разрабатываются на основании Типовой структуры и Типовых нормативов численности, утвержденных МГА.

 

4.2. ПОРЯДОК ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, РУЧНОЙ КЛАДИ

 

4.2.1. Для перевозки пассажиров и их вещей должен быть организован комплекс работ по наземному обслуживанию, выполняемый (СОПП) аэропорта и сотрудниками агентства воздушных сообщений до вылета и после прибытия воздушных судов.

4.2.2. Наземное обслуживание пассажиров включает следующие виды деятельности: информирование по вопросам перевозки, бронирование мест трансферным пассажирам, регистрацию билетов, оформление, прием и обработку багажа и ручной клади, выдачу багажа, временное хранение вещей, транспортировку и посадку пассажиров на воздушное судно, доставку и погрузку багажа (ручной клади) на воздушное судно, расчет загрузки и центровки, оформление и передачу перевозочных документов, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров.

4.2.3. Пассажиры должны прибывать в аэропорт или в городской аэровокзал не позднее времени, установленного для регистрации билетов. Оформление багажа должно быть обеспечено за счет соответствующей организации работ транспортных средств доставки пассажиров из города в аэропорт в городской аэровокзал, а также четкого информирования пассажиров о порядке обслуживания при продаже билетов с указанием времени начала регистрации в билете. Ответственность за доставку пассажиров из города в аэропорт и обратно возлагается на агентства воздушных сообщений.

4.2.4. Очередность наземного обслуживания пассажиров и обработки их багажа устанавливается перевозчиком.

4.2.5. Бинокли, радиоприемники, фото- и киноаппаратура принимаются к перевозке только. упакованными в чемоданы, ящики и т. п. Пассажирам запрещается иметь при себе эти предметы и пользоваться ими во время нахождения на воздушном судне.

4.2.6. К перевозке не должны допускаться пассажиры в болезненном состоянии, угрожающем здоровью окружающих, в нетрезвом виде, а также нарушающие общественный порядок и отказывающиеся от прохождения досмотра.

4.2.7. Посадка на воздушное судно должна производиться только после прохождения досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров в установленном порядке

4.2.8. Без сопровождения работниками аэропорта пассажирам категорически запрещается выход и въезд на автотранспорте на перрон и к стоянкам воздушных судов, хождение по перрону, курение у стоянок воздушных судов.

 

4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫЛЕТАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ

 

4.3.1. РЕГИСТРАЦИЯ БИЛЕТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ БАГАЖА

 

4.3.1.1. Регистрация билетов и оформление багажа к перевозке должны проводиться и аэровокзале за одним или несколькими рабочими местами в зависимости от пассажировместимости воздушного судна.

4.3.1.2. Применяются два вида регистрации билетов и оформления багажа к перевозке: порейсовый и свободный.

Порейсовая регистрация может осуществляться двумя методами: основным или упрощенным.

Свободная регистрация используется при автоматизации и механизации процессов регистрации билетов, оформлении приема и сортировки багажа по направлениям полета.

4.3.1.3. На воздушных линиях союзного значения следует применять основной или упрощенный метод при порейсовом виде регистрации. На местных воздушных линиях регистрация билетов должна проводиться, как правило, упрощенным методом.

4.3.1.4. При контейнерных перевозках багажа регистрация билетов может проводиться:

основным или упрощенным методом в случае (размещения зон регистрации и контроля в одной секции (накопителе);

только основным методом в случае нахождения зон в разных помещениях, на разных уровнях

4.3.1.5. Время проведения регистрации билетов (начала, окончания) устанавливается перевозчиком в зависимости от метода регистрации, класса воздушного судна, с учетом руководящих документов МГА, регламентирующих порядок производства обслуживания в аэропорту, в городских агентствах. Время должно быть указано в билете или другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета.

4.3.1.6. В аэровокзалах аэропорта или городского агентства, в котором производится оформление вылетающих пассажиров, должно быть организовано информирование пассажиров о ходе регистрации, прекращении ее и окончании допуска пассажиров на посадку на воздушное судно. Информация должна передаваться по сети радиооповещения, с помощью информационных табло, справочных бюро, а также устно обслуживающим персоналом.

4.3.1.7. Оформление вылетающих пассажиров арендованного воздушного судна должно производиться в установленном порядке по предъявлении представителем заказчика "Заявки на полет" и списка пассажиров, заверенного подписью и печатью заказчика.

4.3.1.8. Регистрацию билетов и оформление багажа, ручной клади к перевозке проводят сотрудники службы организации пассажирских перевозок — дежурные по регистрации, приемосдатчики багажа,

4.3.1.9. При основном методе регистрации используется ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа по установленной форме:

пассажиры предъявляют дежурному по регистрации билеты с гарантированной датой, вещи, подлежащие перевозке. Приемосдатчик багаж принимает к перевозке багаж, оформляет его производит отметку в багажной квитанции;

дежурный по регистрации проверяет правильность оформления билета с гарантированной да той, сведений о багаже, ручной клади, записывает данные в ведомость регистрации, изымает контрольный талон билета, отмечает факт регистрации оттиском своего личного штампа в билете, передает пассажиру билет, отрывной талон багажной бирки и направляет его в зону контроля (пункт досмотра). При регистрации группового билета записывает порядковые но мера регистрации, общую массу багажа, отрывает контрольный талон билета и приобщает его вместе со списком к ведомости регистрации; возвращает старшему руководителю группы групповой билет, отрывные номерные талоны багажных бирок.

4.3.1.10. При упрощенном методе регистрации:

ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа не ведется. Проводится проверка билета с гарантированной датой, внесение в него порядкового номера регистрации билета пассажира по карте регистрации и контроля явки пассажиров, изъятие из билета контрольного талона;

багажная квитанция в билете не заполняется. На каждое место багажа пассажиру выдается номерной отрывной талон багажной бирки;

итоги приема багажа на рейс заносятся в багажную ведомость, данные по пассажирам и багажу (незарегистрированному багажу) — в сводно-загрузочную ведомость.

 

4.3.2. ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ К ПЕРЕВОЗКЕ

 

4.3.2.1. Оформление вещей к перевозке может осуществляться в качестве багажа (под ответственность перевозчика) в качестве незарегистрированного багажа и ручной клади под ответственность пассажира, за исключением перевозки на самолете Ил-86, на котором незарегистрированный багаж сдается под ответственность авиационного предприятия. Каждое место багажа оформляется багажной биркой.

4.3.2.2. Багаж, ручная кладь принимаются к перевозке до аэропорта назначения или до аэропорта трансфера, до которого следует пассажир.

4.3.2.3. Каждому взрослому пассажиру, а также ребенку, перевозимому по детскому билету, предоставлено право бесплатной перевозки вещей определенной массы. Норма массы бесплатной перевозки багажа (незарегистрированного багажа) установлена по типу воздушного судна:

30 кг — на самолетах, имеющих салон первого класса (только для пассажиров первого класса);

20 кг — на самолетах Ил-86, Ил-62, Ил-18, Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40, Ан-24, Ил-14, на вертолетах Ми-4, Ми-6, Ми-8;

10 кг — на Ан-2, Л-410, на вертолетах Ка-15, Ка-18, Ми-1.

Норма бесплатной перевозки багажа сохраняется для пассажиров, следующих по льготным, бесплатным и служебным билетам. На детей, перевозимых бесплатно, норма не распространяется.

4.3.2.4. Масса каждого места багажа не должна превышать 30 кг, а его размеры — не более 50х50х100 см.

4.3.2.5. Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа (незарегистрированного багажа) пассажир может перевезти бесплатно в салоне вещи и предметы, не вложенные в багаж, и которые могут пригодиться ему в полете, Перечень их устанавливается Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП). Вещи, на которые не распространяется норма бесплатного провоза, оплачиваются по их фактической массе согласно правилам применения тарифов.

4.3.2.6. Пассажиру предоставлено право объявить ценность своего багажа. Прием его к перевозке с объявленной ценностью удостоверяется выдачей пассажиру квитанции платного багажа с записью в билете ее номера и суммы объявленной ценности.

4.3.2.7. Перевозчик имеет право проверить содержание ценного багажа. При несоответствии суммы объявленной ценности содержимому багажа перевозчик может установить действительную его стоимость или отказать в приеме к перевозке с объявленной ценностью.

4.3.2.8. Оплата перевозки сверхнормативного багажа (незарегистрированного багажа) удостоверяется выдачей пассажиру квитанции платного багажа (незарегистрированного багажа).

4.3.2.9. Багаж может загружаться на воздушные суда разными способами: поштучным, в контейнерах, смешанным.

4.3.2.10. Незарегистрированный багаж после оформления находится при пассажире, досматривается в пунктах досмотра вместе с пассажиром, доставляется им к воздушному судну. Погрузка его на воздушное судно и выгрузка осуществляется методом самообслуживания под руководством дежурного службы организации пассажирских перевозок и контролем бортпроводника в соответствии с установленным порядком.

 

4.3.3. ДОСМОТР РУЧНОЙ КЛАДИ, БАГАЖА И ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР ПАССАЖИРОВ

 

4.3.3.1. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров производится органами гражданской авиации и милиции в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов.

4.3.3.2. Досмотр организуется в зоне контроля, состоящей из одного или нескольких пунктов досмотра, в аэропорту или в городском аэровокзале. Зона контроля должна быть оснащена необходимыми техническими средствами досмотра, согласно действующим положениям в гражданской авиации.

4.3.3.3. В городском аэровокзале досмотр осуществляется только в тех случаях, когда пассажиры доставляются непосредственно к трапу воздушного судна. Ответственность за организацию доставки пассажиров, прошедших досмотр, от зоны ожидания посадки (накопителя) до трапа воздушного судна, за предотвращение контактов в пути следования с другими лицами возлагается на начальников городских аэровокзалов.

4.3.3.4. Перед началом проведения досмотра дежурная смена группы досмотра обязана: получить необходимую информацию от диспетчера СОПП о предстоящем обслуживании; проверить состояние помещения зоны контроля (пунктов досмотра), техническую исправность аппаратуры, применяемой при досмотре; подготовить планшетки (карты) для учета пассажиров, проходящих на посадку через зону контроля; явиться в нужную зону контроля (пункт досмотра) до прибытия пассажиров.

4.3.3.5. В зоны контроля (пункты досмотра) допускаются только пассажиры, прошедшие регистрацию билетов, сотрудники СОПП и милиции, осуществляющие обслуживание, работники групп технического обслуживания спецоборудования, а также руководители авиационных предприятий. Проход через зону контроля (пункт досмотра) и нахождение в ней посторонних лиц, в том числе и работников авиационного предприятия, не связанных с производством досмотра, категорически запрещается.

4.3.3.6. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров организуются так, чтобы не допускать необоснованной задержки рейсов и не создавать каких-либо препятствий для проведения остальных операций по обслуживанию пассажиров. Работники пунктов досмотра обязаны принять необходимые меры, способствующие отправке пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным рейсом.

4.3.3.7. Итоги проведения досмотра передаются диспетчеру (дежурному) группы досмотра и отмечаются в журнале.

4.3.3.8. При отказе пассажира в аэропорту (городском аэровокзале) от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки с возвращением платы за перевозку в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.

4.3.3.9. Досмотр может производиться и на воздушном судне, находящемся в полете. Досмотр может быть при необходимости произведен независимо от согласия пассажира.

Воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из этих дверей для выгрузки.

Правила производства досмотра и перечень лиц, имеющих право производить досмотр, устанавливаются Советом Министров СССР.

4.3.3.10. Досмотр производится в соответствии с требованиями инструкции, объявленной приказом МГА — МВД.

О прохождении досмотра в билете должна ставиться отметка.

 

4.3.4. ТРАНСПОРТИРОВКА И ПОГРУЗКА БАГАЖА НА ВОЗДУШНОЕ СУДНО

 

4.3.4.1. Транспортировка багажа к воздушному судну производится по окончании погрузки багажа на транспортное средство и оформления соответствующих, перевозочных документов (багажной ведомости, ярлыка на контейнер).

4.3.4.2. Для транспортирования багажа и выполнения погрузочно-разгрузочных работ с ним должны быть выделены средства механизации и назначен персонал, обеспечивающий доставку, и погрузку багажа на воздушное судно (в зависимости от способа перевозки).

4.3.4.3. Могут быть выделены следующие средства механизации: осуществляющие только транспортировку багажа; выполняющие только погрузочно-разгрузочные работы у воздушного судна, совмещающие погрузочно-разгрузочные операции и транспортировку багажа.

Транспортировка багажа от аэровокзала к воздушному судну и обратно может быть выполнена с помощью средств механизации — электрокаров, тягачей со сцепом багажных тележек, малогабаритных грузовых автомобилей.

4.3.4.4. К средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ у воздушного судна относятся: автотранспортеры прицепные и самоходные погрузчики контейнеров. К средствам механизации, совмещающим погрузочно-разгрузочные операции и транспортировку багажа, относятся самоходные багажные тележки, автоконвейеры, тягачи контейнерные.

4.3.4.5. Процесс доставки багажа к воздушному судну и его загрузки в грузовые отсеки зависит от места комплектования багажа и, состава средств механизации.

При перевозке багажа поштучно предварительное комплектование его производится в аэровокзале с последующей транспортировкой к воздушному судну. Погрузочно-разгрузочные работы у воздушного судна выполняются автотранспортерами или вручную.

Доставка и загрузка незарегистрированного багажа производится пассажирами, которые следуют с багажом пешком или подвозятся на перронных автобусах. Багаж размещается в багажных отсеках воздушного судна или в салоне.

Багаж в контейнерах, доставляется к воздушному судну с помощью средств механизации, предназначенных для обработки контейнеров. Порядок доставки и погрузки контейнеров с багажом определяется соответствующими типовыми технологиями пo обслуживанию пассажиров, обработке багажа определенного типа воздушного судна. При смешанном способе перевозки часть багажа перевозится поштучно в багажных отсеках воздушного судна, другая часть — в контейнерах.

4.3.4.6. При комплектовании багажа в городском аэровокзале доставка его из города непосредственно к воздушному судну должна производиться спецавтобусами; погрузка багажа в воздушное судно выполняется автотранспортером, вручаю или в контейнерах.

4.3.4.7. В целях безопасности перемещение транспортных и погрузочно-разгрузочных машин по перрону должно осуществляться по конкретным маршрутам, установленным применительно к местным условиям каждого аэропорта, при наличии на перронах знаков, четко обозначающих маршруты движения, при ограничении скорости движения и соблюдении условий безопасности и в соответствии с правилами движения спецавтотранспорта по территории аэродрома.

4.3.4.8. На стоянках необходимо обеспечить размещение средств перронной механизации смежных машин, возможность быстрого и безопасного подъезда к воздушному судну.

4.3.4.9. Незарегистрированный багаж доставляется к воздушному судну пассажирами. Аэропорт должен выделять носильщиков для оказания помощи пассажирам с детьми и инвалидам.

4.3.4.10. В воздушном судне ручная кладь размещается самим пассажиром.

 

4.3.5. ДОСТАВКА И ПОСАДКА ПАССАЖИРОВ НА ВОЗДУШНОЕ СУДНО

 

4.3.5.1. После получения разрешения от ПДСП на посадку пассажиров диспетчер (старший дежурный) службы перевозок дает соответствующие распоряжения в группы регистрации, встречи и посадки, перронной механизации.

4.3.5.2. Перед посадкой на воздушное судно дежурный по посадке уточняет нужную информацию, вызывает, при необходимости, перронный автобус для доставки пассажиров к месту стоянки, проверяет исправность переговорного устройства, объявляет пассажирам порядок следования к воздушному судну и сопровождает их, не допуская контактов с посторонними лицами.

4.3.5.3. Дежурный по встрече и посадке удостоверяется в готовности воздушного судна к принятию пассажиров, напоминает им порядок посадки, установленный с учетом конкретного типа самолета, просит приготовить билеты и посадочные талоны, если последние используются в аэропорту. Первыми к посадке приглашаются пассажиры с детьми, инвалиды, престарелые.

4.3.5.4. B целях ускорения ориентации пассажиров на перроне у борта воздушного судна, имеющего несколько входов, быстрейшего нахождения нужного номера посадочного трапа или посадочной галереи следует применять в аэропортах разноцветные посадочные талоны или жетоны с установленной информацией.

4.3.5.5. Дежурный по посадке проверяет наличие в билете данных о прохождении регистрации и досмотра, изымает контрольный талон из билета, если он не был изъят при регистрации, отбирает посадочные талоны. Не допускает превышения предельной пассажировместимости воздушного судна, а также посадки пассажиров, не прошедших досмотр.

4.3.5.6. Посадка на воздушное судно должна производиться по трапам: бортовым (встроенным самолетным), самоходным пассажирским или по телетрапам. Способ посадки зависит от соответствующего оборудования воздушного судна и аэропорта.

4.3.5.7. Итоги отправок пассажиров и багажа передаются диспетчеру (старшему дежурному) СОП (СОПП), данные об освободившихся местах на поздние рейсы — в группу транзита. Комплект копий перевозочных документов, контрольные талоны билетов оформляются в установленном порядке и передаются в сектор учета.

 

4.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИЛЕТАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ

 

4.4.1. ВСТРЕЧА, ВЫХОД ИЗ ВОЗДУШНОГО СУДНА И ДОСТАВКА ПАССАЖИРОВ В АЭРОВОКЗАЛ

 

4.4.1.1. Для обслуживания прилетающих пассажиров и их багажа должны проводиться работы, связанные с приемом пассажиров (подготовка к встрече, организация выхода из воздушного судна, доставка к аэровокзалу), а также с выдачей багажа (подача средств перронной механизации к воздушному судну, выгрузка багажа, транспортировка).

4.4.1.2. Для организации встречи пассажиров назначаются дежурные по встрече и посадке, состав которых зависит от типа воздушного судна, оснащенности аэропорта. Если выход пассажиров производится одновременно с выдачей на борту воздушного судна перевезенных вещей — незарегистрированного багажа, то аэропорт должен назначить дополнительный обслуживающий персонал, необходимый для обеспечения этих работ.

4.4.1.3. Встречает пассажиров дежурный по встрече и посадке у трапа воздушного судна или у входа на телетрап.

4.4.1.4. Пассажиров следует информировать о порядке следования к аэровокзалу, о размещении мест выдачи багажа; транзитных пассажиров оповещают о продолжительности стоянки воздушного судна, месте сбора пассажиров для продолжения полета.

4.4.1.5. Доставка пассажиров к аэровокзалу должна производиться на перронных автобусах или пешком в сопровождении дежурного по встрече и посадке. Воздушные суда повышенной пассажировместимости следует обслуживать на ближних, стоянках, оборудованных в непосредственной близости от помещений выдачи багажа.

4.4.1.6. У воздушных судов, перевозящих незарегистрированный багаж, дежурный по встрече и посадке должен находиться до окончания его разбора пассажирами, после этого он организует доставку пассажиров к выходу в город.

4.4.1.7. О доставке пассажиров в аэровокзал дежурный по встрече и посадке докладывает старшему дежурному.

 

4.4.2. ВЫГРУЗКА ИЗ ВОЗДУШНОГО СУДНА, ТРАНСПОРТИРОВКА И ВЫДАЧА БАГАЖА

 

4.4.2.1. Выгрузка багажа из воздушного судна производится силами и средствами аэропорта, незарегистрированного багажа — самими пассажирами при содействии и под контролем дежурного по встрече и посадке или грузчика СОП (СОПП).

4.4.2.2. Для выгрузки багажа из воздушного судна и дальнейшей его транспортировки к помещению выдачи багажа аэропорт должен своевременно назначать обслуживающий персонал и выделять соответствующие средства механизации. Все погрузочно-разгрузочные работы с багажом должны осуществляться в соответствии с установленной в аэропорту технологией обслуживания пассажиров и обработки багажа для конкретного, типа воздушного судна.

4.4.2.3. Багаж иностранных пассажиров подлежит первоочередной выгрузке из воздушного судна и доставке его в международный сектор аэровокзала.

4.4.2.4. Выдача багажа пассажирам должна производиться в специальном помещении аэровокзала или в павильоне, оборудованном необходимыми средствами механизации и информации.

4.4.2.5. Из мест раскомплектования багаж должен подаваться в зоны выдачи багажа. Пассажиры разбирают багаж самостоятельно, принадлежность багажа пассажиру контролируется приемосдатчиком при выходе из зоны выдачи.

4.4.2.6. При отсутствии багажной бирки или отрывного талона выдача багажа производится в установленном порядке. При обнаружении повреждений багажа при его выдаче или неприбытия багажа в аэропорт назначения следует оформлять соответствующие документы в установленном порядке.

 

4.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСФЕРНЫХ ПАССАЖИРОВ

 

4.5.1. ОБСЛУЖИВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОДАЖИ И БРОНИРОВАНИЯ МЕСТ

 

4.5.1.1. Обслуживание трансферных пассажиров должны осуществлять комплексные группы транзита (службы транзита) и кассиры агентства. При продаже билета следует информировать трансферного пассажира о времени явки в аэропорт, в билетах производить записи, предусмотренные Руководством по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних воздушных линиях гражданской авиации СССР (РБ ГА-83).

4.5.1.2. Обслуживание пассажиров, имеющих билеты с открытой датой вылета, должны производить диспетчеры (дежурные) по транзиту, которые выдают места на рейсы в течение текущих и последующих суток, а на следующие дни вылета — кассиры агентств.

4.5.1.3. Диспетчер по транзиту обязан оказывать содействие в отправке пассажиров в соответствии с очередностью, установленной Правилами перевозки пассажиров, багажа, грузов по воздушным линиям Союза ССР.

 

4.5.2. ОБСЛУЖИВАНИЕ В АЭРОПОРТУ ОТПРАВЛЕНИЯ

 

4.5.2.1. На основании сведений, переданных о трансферных пассажирах, аэропорт осуществляет контроль за их вылетом.

4.5.2.2. При задержке вылета рейса в пункте отправления диспетчер по транзиту уточняет время, необходимое на стыковку с рейсом в пункте пересадки. При нарушении стыковки производит, по согласованию с трансферным пассажиром, перебронирование на новый рейс, другое время или аннулирует его бронь.

4.5.2.3. Все предполетные операции в аэропорту отправления трансферные пассажиры проходят в порядке общей очереди.

 

4.5.3. ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПРОМЕЖУТОЧНОМ АЭРОПОРТУ

 

4.5.3.1. Трансферные пассажиры, имеющие билеты с открытой датой вылета, пользуются большим приоритетом при получении места на дальнейший полет по сравнению с гражданами, не имеющими билетов.