Приказ ФСВТ РФ от 6 мая 2000 г. N 121

Приказ ФСВТ РФ от 6 мая 2000 г.

N 121

Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов"

(в ред.

Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 133)

 

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (I ч.), ст. 29; N 27, ст. 3213) приказываю:

———————————

Сноска исключена. — Приказ Минтранса РФ от 07.09.2007 N 133.

 

1. Утвердить и ввести в действие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов".

2 — 3. Исключены. — Приказ Минтранса РФ от 07.09.2007 N 133.

 

Директор В.И.АНДРЕЕВ

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2000 г. N 2369

 

См. также:

Федеральные авиационные правила "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденные приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98

Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов", утвержденные приказом Минтранса РФ от 23 июня 2003 г. N 149

 Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты" , утвержденные  приказом Минтранса РФ от 23 июня 2003 г. N 150

 

Утверждены и введены в действие

Приказом ФСВТ России

от 6 мая 2000 г. N 121

 

Федеральные авиационные правила

Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 133)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации (далее — Правила), разработаны в соответствии с действующими и нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов, сертификации в гражданской авиации.

1.2. Обязательная сертификация в области по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в целях:

— создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

— обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

— защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.

1.3. Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:

— эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;

— разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;

— согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;

— подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;

— обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;

— орнитологическое обеспечение;

— обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;

— обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;

— обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;

— обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;

— организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;

— обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;

— эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;

— техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;

— обеспечение спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;

— обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (далее — авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;

— встреча и сопровождение воздушных судов.

1.4. Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее — Заявитель).

1.5. Сертификация проводится в установленном порядке уполномоченным органом в области гражданской авиации и его территориальными органами.

1.6. Действие Сертификата соответствия может быть приостановлено, в Сертификат соответствия могут быть внесены изменения уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, выдавшим этот документ, в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

1.7. Сертификат соответствия может быть аннулирован решением выдавшего его уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.

1.8. Проведение обязательной сертификации деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации осуществляется возмездно.

1.9. Осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без Сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.

1.10. В целях применения настоящих Правил к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов, кроме уже указанных, используются следующие термины, определения и сокращения:

— Аэродром — участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

— Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

— Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, — и иные виды контроля" (п. 4 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации").

— Деятельность, осуществляемая юридическими лицами по обеспечению взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания и заправки авиационными горюче-смазочными материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов, далее по тексту — "аэропортовая деятельность".

— Комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, далее по тексту — "аэродромное обеспечение".

— Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации для подтверждения соответствия сертифицированного юридического лица установленным требованиям.

1.11. Сертификация организаций-заявителей проводится с применением процедур, утвержденных в установленном порядке.

 

2. Требования, предъявляемые к Заявителю

 

2.1. Требования к организационной структуре

2.1.1. Для осуществления аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов Заявитель должен иметь в своей структуре аэродромную службу (подразделение) и службу спецавтотранспорта (подразделение).

Состав и название указанных служб (подразделений) могут изменяться в зависимости от организационной структуры аэропорта Заявителя.

2.1.2. Организация и управление функциональной деятельностью служб (подразделений), осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, должны быть определены:

— организационной структурой Заявителя, утвержденной в установленном порядке;

— положениями о службах (подразделениях), утвержденными в установленном порядке;

— штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке.

2.1.3. Положения о службах (подразделениях) должны содержать:

— общие положения, отражающие статус, назначение и подчиненность службы (подразделения) в соответствии с учредительными документами и организационной структурой Заявителя;

— основные задачи службы (подразделения), возложенные на службу (подразделение) в соответствии с документами, регламентирующими ее деятельность;

— функции службы, включающие перечень работ, выполняемых службой в соответствии с возложенными на нее задачами;

— перечень документов, регламентирующих деятельность службы (подразделения);

— структуру службы (подразделения).

2.1.4. Структура подразделений Заявителя, занимающихся аэродромным обеспечением, должна состоять из администрации, эксплуатационных участков, где группируются по технологическим признакам персонал и спецмашины, ремонтной мастерской для проведения технического обслуживания и ремонта спецмашин.

Ремонтная мастерская должна состоять из ремонтных участков, которые должны быть оснащены оборудованием в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания и ремонта спецмашин.

2.2. Требования к функциональной деятельности

2.2.1. Функциональная деятельность Заявителя должна осуществляться согласно утвержденному руководителем Заявителя плану мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома, табелю выделения спецмашин и механизмов, разрабатываемому с учетом объема выполняемых работ, который должен составляться два раза в год на осенне-зимний период и весенне-летний период.

2.2.2. План мероприятий должен включать:

— объемы работ на планируемый период;

— способы и сроки выполнения работ;

— расчетные значения потребной численности личного состава на планируемый объем работ;

— расчетные значения количества машин и механизмов, материалов и топлива для содержания и ремонта летного поля.

2.2.3. Обеспечение спецмашинами других служб (подразделений) Заявителя должно производиться согласно плану распределения (табелю выделения), разрабатываемому с учетом объема выполняемых работ и утвержденному его руководителем. Выделение спецмашин для хозяйственных нужд должно осуществляться на основании заявок соответствующих служб.

2.2.4. Заявитель должен иметь на текущий год план подготовки к осенне-зимнему периоду (весенне-летнему периоду), который должен утверждаться руководителем Заявителя и содержать перечень планируемых мероприятий, сроки их выполнения, ответственных лиц и отметку о выполнении мероприятий.

2.2.5. Для учета производственной деятельности службы (подразделения) Заявителя должны иметь:

— журнал учета и контроля выполняемых работ;

— журнал выхода спецавтотранспорта на линию;

— журнал учета наработки (пробега) спецавтотранспорта.

2.2.6. Заявитель должен иметь утвержденный руководителем организации документ о фактических данных элементов летного поля с указанием типа, размеров и очередности очистки элементов аэродрома, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади.

2.2.7. Заявитель должен иметь альбом технологических карт выполнения работ по эксплуатационному содержанию и восстановительному ремонту аэродромных покрытий, содержащих информацию по используемым методам и средствам.

2.2.8. Технология работы по аэродромному обеспечению полетов должна соответствовать положениям руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов и руководству по эксплуатации гражданских аэродромов.

2.2.9. Для выполнения работ по эксплуатационному содержанию и восстановительному ремонту искусственных покрытий допускается использование только сертифицированных материалов.

2.2.10. В службах, осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, должна быть отработана схема взаимодействия эксплуатационных участков, ремонтной мастерской, персонала между собой.

2.2.11. Взаимодействие служб Заявителя с другими службами аэропорта должно осуществляться в соответствии с утвержденной руководителем аэропорта технологией взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты (далее — технология взаимодействия).

На аэродромах совместного базирования технология взаимодействия утверждается совместно руководителями секторов гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации.

Изменения и дополнения в технологию взаимодействия в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации гражданских аэродромов вносятся до 1 октября каждого года и утверждаются приказом по аэропорту.

2.2.12. Управление аэропортовой деятельностью и схема взаимодействия служб, осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, между собой и с другими службами должны обеспечивать выполнение основных правил безопасности и регулярности полетов воздушных судов, исключать случаи повреждения воздушных судов на земле при техническом обслуживании воздушных судов, эксплуатационном содержании аэродрома, выполнении транспортных работ в аэропорту.

2.2.13. Технология взаимодействия должна содержать:

— указание должностного лица, определяющего готовность аэродрома к полетам, разрешающего и запрещающего прием и выпуск воздушных судов;

— требования к проведению работ на летном поле;

— требования при выезде транспортных средств на летные полосы, рулежные дорожки и другие рабочие площади;

— требования при выполнении работ на аэродроме сторонними организациями;

— обязанности ответственных должностных лиц, обеспечивающих выполнение полетов, до начала проведения работ, в процессе выполнения работ, после выполнения работ на летном поле;

— требования при замере коэффициента сцепления;

— инструкцию по ведению журнала учета состояния летного поля;

— позывные абонентов;

— позывные аэродромных машин, назначаемые в соответствии с их типом и гаражным номером;

— фразеология радиообмена между абонентами и аэродромной службой;

— порядок вызова и ответа на вызов;

— действия при отказе радиосвязи.

2.2.14. Выбор метода организации работы водителей осуществляется в зависимости от конкретных условий, характера и объемов работы аэропорта.

2.2.15. Организация работы спецмашин при эксплуатационном содержании аэродрома должна соответствовать требованиям руководства по эксплуатации гражданских аэродромов, технологических карт проведения работ.

2.2.16. Организация движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов, должны соответствовать требованиям руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов.

2.2.17. Должна быть разработана схема расстановки и организация движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.

2.2.18. Распоряжением начальника соответствующей службы Заявителя должны быть установлены Правила внутреннего распорядка, которые определяют порядок:

— обеспечения сохранности спецмашин, зданий, оборудования и имущества;

— допуска личного состава на территорию службы и к стоянкам спецмашин;

— выезда на линию и возвращения спецмашин;

— организации работы на летном поле, в ремонтно-профилактической зоне и складах;

— вывод личного состава и спецмашин с территории службы в случае стихийных бедствий.

2.2.19. В службах должны быть организованы контроль и регистрация выхода спецмашин на линию.

2.3. Требования к наличию зданий и сооружений

2.3.1. Для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд Заявителя должно быть обеспечено необходимыми производственными площадями и должно иметь в пользовании на весь срок сертифицируемой деятельности:

— административно-бытовыми зданиями;

— производственными помещениями для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования;

— закрытыми складами для хранения запасных частей, химического реагента, красок, растворителей, мастик и других материалов для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий;

— открытыми площадками с навесом для хранения песка и щебня и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий;

— закрытыми и открытыми стоянками спецавтотранспорта;

— зоной консервации;

— контрольно-пропускным пунктом;

— площадкой для установки емкостей отработавших нефтепродуктов;

— пунктом чистки и мойки техники;

— площадкой для санитарной обработки спецавтотранспорта;

— очистными сооружениями;

— автозаправочной станцией;

— площадкой для мусоросборников.

2.3.2. Здания и сооружения должны быть оборудованы в соответствии со следующими требованиями:

2.3.2.1. Административно-бытовое здание должно включать в себя следующие рабочие и санитарно-бытовые помещения:

— рабочие комнаты начальника службы, а также других должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности Заявителя, оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой;

— комнаты разборов и технической учебы, оснащенные соответствующими стендами, схемами и плакатами;

— комнаты отдыха рабочего состава и водителей спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи;

— санитарно-бытовые помещения.

2.3.2.2. Производственные помещения для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инструментами и запасными частями, также иметь помещение для их хранения.

2.3.2.3. Складские помещения должны обеспечивать сохранность запасных частей, материалов, инвентаря.

Склад для химического реагента должен быть сухим, неотапливаемым и обеспечивать возможность растаривания, а при необходимости — дробления химического реагента и его загрузку в распределитель.

Вместимость склада химических реагентов должна соответствовать максимальной потребности реагента, расходуемого за сезон.

Складские помещения для хранения лакокрасочных материалов и растворителей должны иметь вентиляцию и отвечать требованиям пожарной безопасности и взрывобезопасности в соответствии с техническими условиями на них.

Помещение для травосмесей должно обеспечивать их хранение с соответствующей температурой и влажностью для данных семян.

2.3.2.4. Площадки для хранения строительных материалов и приготовления материалов должны быть оснащены оборудованием для дозирования и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий.

2.3.2.5. Места проезда и стоянок спецавтотранспорта должны иметь твердое и ровное искусственное покрытие и дневную маркировку. Должны быть установлены указатели проездов и проходов. Зоны, опасные для движения, должны быть ограждены или их границы обозначены предупредительными знаками, видимыми как в дневное, так и в ночное время.

2.4. Требования к наличию спецавтотранспорта и средств механизации

2.4.1. Заявитель должен быть оснащен спецавтотранспортом и средствами механизации в соответствии с функциональной деятельностью.

2.4.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой спецавтотранспорта и средств механизации:

 

для зимнего содержания аэродрома

 

— роторные снегоочистители;

— тепловые и ветровые машины;

— комбинированные (универсальные) с плужным, щеточным и поливомоечным оборудованием;

— машины для очистки от снега посадочных огней;

— машины для распределения химреагентов;

— пескоразбрасыватели;

— оборудование для определения коэффициента сцепления;

— аэродромные передвижные электроагрегаты;

 

для летнего содержания аэродрома и восстановительного

ремонта искусственных покрытий

 

— поливомоечные машины;

— тракторы с косилками;

— маркировочные машины;

— электромагнитные очистители;

— разбрасыватели минеральных удобрений;

— катки самоходные (прицепные) для уплотнения грунтовой части летного поля;

— оборудование для очистки и заливки швов;

— оборудование для восстановления дефектных участков покрытия;

 

для обеспечения хозяйственной деятельности

 

— автогрейдеры (прицепные грейдеры);

— бульдозеры;

— экскаваторы;

— автокраны;

— тракторы вспомогательные;

— автосамосвалы;

— грузовые и легковые автомобили;

— автобусы.

2.4.3. Спецавтотранспорт, допускаемый к эксплуатации на аэродроме и за его пределами, должен состоять на учете в соответствующих государственных органах.

2.4.4. Наружная поверхность машин и самоходных механизмов, работающих на аэродроме, должна быть окрашена в соответствии с установленными ГОСТами.

2.4.5. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежные дорожки, в соответствии с руководством по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями, радиостанцией внутриаэропортовой связи, буксировочным устройством, средствами пожаротушения.

2.4.6. Спецавтотранспорт и средства механизации, работающие в аэропорту, должны быть сертифицированы или приняты на оснащение в гражданской авиации.

2.5. Требования к наличию материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий аэродрома

2.5.1. Заявитель должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

2.5.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий:

— эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий;

— эмали для маркировки переносных маркировочных знаков;

— мастики для герметизации швов;

— антигололедные реагенты;

— быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

2.6. Требования к квалификации персонала

2.6.1. Заявитель должен иметь квалифицированный персонал в количестве, необходимом для выполнения функций по аэродромному обеспечению полетов.

2.6.2. На каждого сотрудника службы (подразделения) Заявителя должна быть разработана должностная инструкция, утвержденная руководителем Заявителя. Должностные инструкции должны отражать квалификационные требования к персоналу, рекомендованные квалификационным справочником, утвержденным в установленном порядке.

2.6.3. Обеспечение подготовки (переподготовки, технической учебы, переучивания) сотрудников должно осуществляться в соответствии с утвержденным руководителем организации Заявителя планом на календарный год.

2.6.4. Допуск к работе персонала должен быть оформлен приказом руководителя организации Заявителя.

2.7. Требования к метрологическому обеспечению Заявителя

2.7.1. Метрологический контроль и поверка средств измерений и контрольно-измерительных приборов, имеющихся у Заявителя, в том числе на транспортных средствах и механизмах, должны производиться только в организациях (подразделениях), имеющих соответствующие разрешения на выполнение этих работ.

2.7.2. У Заявителя должен быть соответствующий документ, устанавливающий права, обязанности и ответственность Заявителя и метрологического органа по вопросам контроля и поверки средств измерений и контрольно-измерительных приборов.

2.7.3. Для практического осуществления мероприятий и проведения работ по метрологическому обеспечению распоряжением руководителя Заявителя назначаются лица, ответственные за метрологическое измерение, из числа квалифицированных специалистов, прошедших курс обучения в области метрологии.

2.7.4. В своей деятельности лица, ответственные за метрологическое обеспечение, должны руководствоваться соответствующими нормативными актами.

2.8. Требования к наличию нормативной правовой и справочной документации

2.8.1. В своей деятельности Заявитель должен руководствоваться и иметь в наличии нормативные, правовые и организационно-распорядительные документы или выписки из них в части, касающейся деятельности по аэродромному обеспечению полетов.

 

Приказ ФСВТ РФ от 6 мая 2000 г. N 121 Об утверждении и введении в действие ФАП Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов