Информационное приложение к Рекомендации N 1 ЕЭК ООН Руководящие принципы для применения Нью-Йорк и Женева, 2002 год ECE/TRADE/270

Информационное приложение к Рекомендации N 1 ЕЭК ООН

Руководящие принципы для применения

Нью-Йорк и Женева, 2002 год

ECE/TRADE/270

 

Предисловие

Введение

I.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Формуляр-образец Организации Объединенных Наций

II.

Терминология

III. Общие принципы разработки формуляра-образца Организации Объединенных Наций

IV. Система унифицированных внешнеторговых документов Организации Объединенных Наций

V. Применение в конкретных секторах

VI. ПРИМЕР УНИФИЦИРОВАННОЙ СЕРИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

VII. ПРИМЕНЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТАХ

Добавление I: Определения и описания названий документов

Добавление II: Примеры бланков

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Формуляр-образец Организации Объединенных Наций

для внешнеторговых документов

Руководящие принципы для применения

Информационное приложение к рекомендации N 1, принятое Центром по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям Организации Объединенных Наций (СЕФАКТ ООН)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Нью-Йорк и Женева, 2002 год

ECE/TRADE/270

GE.02-30091 (R)

Предисловие

Мне очень приятно представить полностью пересмотренное и расширенное издание Руководящих принципов для применения формуляра-образца Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов. Эта публикация, которая включает подробное добавление с иллюстрациями бланков для различных секторов, основанных на формуляре-образце ООН (ФОООН), составлен с учетом взаимосвязи между бумажными документами и их электронными аналогами.

Со времени его введения в действие в 1973 году в качестве Рекомендации N 1 ЕЭК ООН формуляр-образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов предоставляет правительствам, организациям и деловым кругам основу для стандартного и унифицированного составления документов, применяемых в торговле и на транспорте. Это позволило значительно усовершенствовать стандартизацию торговых документов во многих странах мира.

Большинство международных организаций перестроили структуру своих соответствующих документов на основе ФОООН. Кроме того, частные компании разработали унифицированную серию документов, которые могут подготавливаться при помощи методов "одного прохода", позволяющих в ходе операции ("одного прохода") выпускать все документы, необходимые для торговой операции. Это позволило добиться значительной экономии времени и средств, затрачиваемых на оформление документации, необходимой для перевозки товаров в рамках торговых операций.

В то же время гибкость, допускавшаяся при применении ФОООН, привела к тому, что во внешнем виде документов имелись значительные различия, отражавшие особые потребности в данных в различных соответствующих документах. Хотя эти документы по-прежнему формально отвечали рамкам ФОООН, в некоторых случаях высказывались сомнения по поводу того, можно ли их по-прежнему рассматривать как отвечающие требованиям ФОООН.

Первое издание Руководящих принципов для применения формуляра-образца Организации Объединенных Наций при подготовке внешнеторговых документов, вышедшее в 1984 году, было призвано решить эти проблемы. Происшедшие с тех пор изменения и накопленный опыт заставили вновь обратить внимание на необходимость в настоящих Руководящих принципах, а также на необходимость обновления и переиздания этого документа в расширенном и более всеобъемлющем виде. Настоящее издание было разработано в целях удовлетворения этих потребностей.

Хотелось бы выразить надежду на то, что настоящее издание послужит полезным пособием для всех сторон, участвующих в составлении и подготовке торговых документов и что этот важный процесс и впредь будет способствовать сокращению расходов и расширению потоков международной торговли.

Паоло Гаронна

Исполняющий обязанности Исполнительного секретаря

Европейская экономическая комиссия

 

Введение

В ноябре 1984 года Рабочая группа по упрощению процедур торговли ЕЭК ООН опубликовала "Руководящие принципы для применения формуляра-образца Организации Объединенных Наций при подготовке внешнеторговых документов" в качестве документа TRADE/WP.4/INF.93. Данные руководящие принципы являлись результатом обстоятельных обсуждений в рамках Рабочей группы и учитывали все известные торговые документы, которые на тот момент были согласованы с формуляром-образцом. В них указывался официальный статус различных документов, а также используемые в них элементы данных. При этом давались практические рекомендации по конкретным характеристикам и проблемам, связанным с разработкой формуляров в рамках унифицированной серии торговых документов.

Термин "руководящие принципы" был избран исходя из того, что их содержание не подходило для официальной рекомендации, поскольку в них содержались ссылки на различные документы, которые уже являются предметом отдельных рекомендаций (Рекомендация N 6 "Формуляр-образец унифицированного счета", Рекомендация N 11 "Форма документа на опасные грузы при смешанных перевозках" и Рекомендация N 22 "Стандартный формуляр-образец для инструкций при отгрузке") или международных соглашений (касающихся коносамента, железнодорожных и автодорожных транспортных накладных, авиагрузовой накладной и т.д.).

В рамках текущей работы по пересмотру всех рекомендаций ЕЭК ООН/ФАЛ было предложено пересмотреть Рекомендацию N 1 "Формуляр-образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов" с целью включения в нее различных вышеупомянутых унифицированных документов, а также образцов для некоторых торговых документов (запрос, оферта, заказ, извещение об отправке и т. д.). Предложения по таким бланкам были разработаны делегацией Румынии.

Однако после обсуждения, проведенного в рамках РГПМТ, было принято решение провести пересмотр "Руководящих принципов" и переиздать их в качестве приложения к Рекомендации N 1, расширив их содержание путем включения вышеупомянутых торговых документов. Было также принято решение включить примеры унифицированных бланков и ссылки на эквивалентные электронные документы.

Выработанный в результате этого документ был согласован в рамках РГПМТ и одобрен СЕФАКТ ООН на его седьмой сессии, состоявшейся в марте 2001 года.

В работе седьмой сессии СЕФАКТ ООН в марте 2001 года принимали участие следующие государства-члены: Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Германия, Дания, Израиль, Индия, Иран (Исламская Республика), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Куба, Литва, Люксембург, Маврикий, Мальта, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Республика Корея, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сенегал, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швеция, Югославия и Япония.

В работе сессии принимали участие также следующие межправительственные организации: Банк международных расчетов (БМР), Дунайская комиссия (ДК), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), Лига арабских государств и Всемирная таможенная организация (ВТАМО).

Были представлены также следующие органы, региональные комиссии и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций: Международный союз электросвязи (МСЭ), Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Западной Азии (ЭСКЗА), Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР) и Всемирный почтовый союз (ВПС).

В сессии участвовали следующие неправительственные организации: Европейская ассоциация электронных сообщений (ЕАЭС), Международная ассоциация по кодированию потребительских товаров (ЕАН), Международная ассоциация портов и гаваней (МАПГ), Международная торговая палата (МТП), Международная ассоциация смешанных перевозок (МАСП) и Международная организация по стандартизации (ИСО).

Наблюдатели, присутствовавшие по приглашению секретариата, включали представителей Европейской ассоциации электронной торговли (ЕАЭТ), Глобальной инициативы в области торговли (ГИТ), Организации по развитию стандартов структурированной информации (ОРССИ), "РЕДТОО АГ", Комитета по ЭДИФАКТ Тайбэя и организации "Вебфорс интернэшнл".

 

I. Формуляр-образец Организации Объединенных Наций

1. Рекомендация N 1 "Формуляр-образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов", приложением к которой является настоящий документ, была утверждена Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли ЕЭК ООН в 1973 году. Подробная история разработки Формуляра-образца (ниже именуемого "ФОООН") содержится в тексте Рекомендации и может быть кратко изложена следующим образом:

2. В октябре 1963 года было принято решение о подготовке Рабочей группой образца бланка, который мог бы использоваться в качестве формуляра-образца для упрощения стандартизации документов, используемых при экспорте.

3. За период с 1963 по 1969 год рядом международных организаций, занимающихся банковскими операциями, таможенными вопросами и вопросами транспортно-экспедиторских и почтовых служб, а также перевозок морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, были приняты решения и рекомендации об унификации различных принятых на международном уровне документов с ФОООН. В ряде стран — членов ЕЭК ООН были введены унифицированные серии бланков, основанные на ФОООН.

4. Прогресс в области автоматической обработки и передачи данных вызвал опасения, что ФОООН может оказаться непригодным для использования в этой сфере. Однако после проведения тщательного исследования было подтверждено, что ФОООН может использоваться как в этих случаях, так и в рамках традиционных процедур, и был сделан вывод о том, что было бы обоснованным и целесообразным рекомендовать его в качестве общей основы для составления внешнеторговых документов, независимо от того, будут ли они обрабатываться автоматизированными или традиционными неавтоматизированными методами.

5. С учетом этого Рабочая группа в 1973 году решила принять официальную рекомендацию, подтверждающую исходный формуляр-образец, принятый в 1963 году, и рекомендующую правительствам и заинтересованным организациям продолжить работу по стандартизации всех документов, используемых в международной торговле с применением этого формуляра-образца. В 1978 году Комитет по развитию торговли ЕЭК ООН с удовлетворением принял к сведению, "что формуляр-образец для внешнеторговых документов, согласованный экспертами ЕЭК в 1963 году и официально рекомендованный Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли в 1973 году, получил мировое признание, в результате чего представляется возможным и желательным ссылаться на него как на формуляр-образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов". В 1979 году данная рекомендация была издана в качестве публикации Организации Объединенных Наций для продажи.

 

II. Терминология

6. Ниже приводятся определения некоторых терминов, используемых в Рекомендации N 1 и представляющих интерес с точки зрения настоящих руководящих принципов, с указанием источника определения в скобках. "ЕЭК" означает, что источником определения является ЕЭК ООН; "ISO" или "ISO DP" означает, что это определение было принято или предлагается для принятия в качестве международного стандарта; номер соответствует номеру соответствующего стандарта или проекта предлагаемого стандарта ИСO.

Бланк документа: носитель данных, предназначенный для видимой записи входных данных (ЕЭК; ISO DP 6760).

Верхнее поле: поле вдоль верхнего края бланка (ISO DP 6760).

Входные данные: данные, записанные на носитель данных (ЕЭК; ISO DP 6760).

Входные данные, кодированные: входные данные, выраженные при помощи кода (ЕЭК).

Входные данные, количественные: цифровые входные данные, которые могут использоваться в качестве величины при вычислениях (ЕЭК).

Входные данные, описательные: входные данные, выраженные на естественном языке полностью или в сокращенном виде (ISO DP 6760).

Входные данные, порядковые: входные данные, предназначенные для идентификации отдельного документа или позиции, или для классификации и сортировки, но не для использования в качестве величины при вычислениях (ЕЭК).

Данные: представление фактов, понятий или инструкций в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки человеком или при помощи автоматических средств (ISO 2381/I-1974; 01.01.01).

Знак: компонент согласованного набора элементов, используемых для организации, управления или представления данных (ISO 2382/W-1974; 04.02.01).

Зона кода: зона в пределах поля данных, предназначенная для кодированных входных данных (ЕЭК; ISO DP 6760).

Идентификатор поля данных: текст или код, указывающий на характер данных в определенном поле данных (ISO DP 6760).

Интервал между знаками ("Шаг письма"): расстояние между соответствующими точками осевых линий двух смежных знаков, находящихся на одной строке (ISO DP 6760). Примечание: ширина шага в конторских машинах.

Код:

— представление элемента данных в соответствии с принятым методом кодирования или представлением серии знаков с помощью набора кодированных знаков (ISO 2381/IV-1974; 04.02.10).

— полный набор кодированных представлений, определяемый кодом или набором кодированных знаков (ISO 2382/IV-1974; 04.02.11).

 

Код поля: идентификатор поля, выраженный в виде кодового обозначения (ЕЭК).

Колонка: поле, предназначенное для регистрации данных в вертикальной последовательности (ISO DP 6760).

Конструкционная сетка: лист с линейками и другими метками, расположенными в соответствии с характеристиками большинства знакопечатающих машин, используемых в канцелярской работе и при обработке данных (ЕЭК; ISO 3535-1977).

Межстрочный интервал: расстояние между двумя соседними базисными линиями шрифта (ЕЭК; ISO DP 6760).

Макетный лист: один из видов прикладного применения конструкционной сетки для облегчения нанесения линеек и других заранее печатаемых элементов при составлении бланков документов; при этом на ней имеются указатели величины полей, а нанесенные на нее горизонтальные и вертикальные линии определяют место расположения типографски печатаемых линеек (ЕЭК; ср. ISO 3535-1977).

Метод одного прохода: использование процесса воспроизведения для переноса всей или части информации, занесенной на эталонный документ, на один или более бланков, образующих унифицированную серию (ЕЭК; ISO DP 6760).

Наименование документа: обозначение документа, выраженное на естественном языке (ЕЭК; ISO DP 6760).

Наименование поля данных: идентификатор поля данных, выраженный на естественном языке полностью или в сокращенном виде (ЕЭК; ISO DP 6760).

Носитель данных: физическая среда, предназначенная для хранения и/или передачи данных (ISO DP 6760).

Основной документ: документ, подготовленный с целью создания других документов путем дублирования или копирования содержащихся в нем данных полностью или частично (ЕЭК).

Площадь изображения: заранее определенная площадь, в которую может вводиться информация для ее последующего воспроизведения, хранения или передачи (ISO DP 6760).

Поле: пространство между краем бланка и прилегающей площадью изображения (ISO DP 6760).

Поле адреса: площадь на бланке или конверте, зарезервированная для наименования и/или адреса (ISO DP 6760).

Поле данных: площадь, отведенная для специализированных входных данных (ЕЭК).

Форматы "А": серия форматов обрезной бумаги, соответствующих международному стандарту ISO 216-1975 (ISO DP 6760). Примечание: речь идет о форматах бумаги, соотношение длины и ширины которых равно соотношению диагонали и стороны квадрата.

Форматы ИСО: форматы бумаги, специфицированные в международном стандарте ISO 216-1975 (ISO DP 6760; см. "форматы А").

Формуляр-образец: проформа документа, используемая для указания мест, зарезервированных для определенных записей, вносимых в документы в соответствии с интегрированной системой (ЕЭС; ISO DP 6422).

Элемент данных: единица данных, которая в определенном контексте считается неделимой.

 

III. Общие принципы разработки формуляра-образца Организации Объединенных Наций

7. Формуляр-образец Организации Объединенных Наций предназначен в первую очередь для того, чтобы служить основой для разработки унифицированных серий бланков с использованием документа в процессе подготовки документов репрографическим методом одного прохода; его также можно применять для верстки визуальных отображений в прикладных системах электронной обработки данных.

8. Как правило, построение ФОООН опирается на принцип "выделения полей". Адрес получателя должен указываться в месте, соответствующем требованиям, предъявляемым почтовыми органами к корреспонденции с использованием конвертов с "окном". При размещении других элементов данных, включенных в ФОООН, учитывались соображения технического, правового, коммерческого, административного и практического характера, выдвинутые различными заинтересованными сторонами, с которыми проводились консультации. Зона, оставленная для "свободного использования" в нижней части листа, предназначена для удовлетворения более конкретных потребностей, связанных с индивидуальными видами применения.

9. При разработке бланков на основе ФОООН следует соблюдать определенные принципы. Элементы данных, оговоренные в ФОООН, должны размещаться в соответствующей зоне разрабатываемого бланка, тогда как элементы, не оговоренные в ФОООН, должны размещаться в зоне для "свободного использования".

10. Элементы данных, специфицированные в ФОООН, но не требуемые в разрабатываемом бланке, могут быть исключены, и соответствующая зона может быть использована для других целей аналогично использованию зоны для "свободного использования"; однако использование этой зоны может быть продиктовано конкретными требованиями схемы, если бланк предназначен для включения в унифицированную серию или для какого-либо другого одноразового применения.

11. До заключения любых "внутрифирменных" элементов данных в воспроизводимый эталон на уровне предприятия составитель должен учесть и разместить соответствующим образом все значимые элементы, содержащиеся в любом международном, секторальном или национальном формуляре-образце или стандартном бланке, которые будут применяться к разрабатываемой унифицированной серии. Только те примечания, штампы и аналогичные данные, которые вносятся после завершения однократного изготовления бланка, могут размещаться без учета вышеуказанных соображений.

12. Если любое свободное пространство используется для расширения других полей данных, следует иметь в виду, что это может создать трудности для торговых партнеров, автоматизированные процедуры документооборота которых основываются на унифицированных документах. Если они получают документы, в которых поля данных превышают размеры, установленные в ФОООН или в соответствующих стандартах данных, они могут оказаться не в состоянии обработать входные данные в своих собственных система. В таком случае должны приниматься соответствующие меры по координации между заинтересованными торговыми партнерами.

13. Идентификаторы полей в ФОООН указывают на общий характер информации, которая должна содержаться в полях данных. Поля данных могут подвергаться дополнительной разбивке в соответствии с определенными правилами, которые были установлены при разработке различных международных документов.

 

IV. Система унифицированных внешнеторговых документов Организации Объединенных Наций

14. В главе Х рекомендации о формуляре-образце ООН содержится информация о системе унифицированных внешнеторговых документов Организации Объединенных Наций, которая описывает, каким образом ФОООН служит основой для создания вспомогательных международных или национальных формуляров-образцов, принятых на международном или национальном уровне, стандартных бланков и, наконец, унифицированных эталонных документов или бланков, используемых на уровне компаний.

15. Эти основные понятия в области унифицирования документов были согласованы в рамках Рабочей группы, и такие термины, как "формуляр-образец", "основной документ" и "метод одного прохода", в настоящее время четко установлены и определены. Для описания этой системы принята следующая терминология (во всех случаях предполагается, что термины относятся к документам, которые содержат наименования полей данных в соответствии с ФОООН):

Международные специальные и секторальные формуляры-образцы: Межправительственные или неправительственные стандарты (часто факультативные), которые предусматривают размещение дополнительных элементов данных, общих для конкретных видов применения, или для отдельных секторов, для которых предназначен формуляр-образец. Они служат основой для разработки бланков, предназначенных для применения в системе одного прохода.

Унифицированные стандартные международные бланки: Принятые международные бланки (чаще всего обязательные), которые предусматривают размещение дополнительных элементов данных, требуемых соответствующими договорами, конвенциями, протоколами и аналогичными соглашениями. Эти бланки в принципе не допускают никаких отклонений от установленной формы. К этим соглашениям часто прилагаются образцы стандартных бланков, и им даются названия в соответствии с документарной функцией, которую они выполняют.

Национальные формуляры-образцы: Рекомендованные на национальном уровне (обязательные или факультативные) стандарты, которые с учетом соответствующих специальных или секторальных формуляров-образцов или стандартных бланков предусматривают размещение любых дополнительных элементов данных, требуемых на национальном уровне в целях разработки национальных серий унифицированных торговых документов.

Национальные эталонные документы: Рекомендованные на национальном уровне стандарты (обязательные или факультативные), которые, с учетом применимых специальных или секторальных формуляров-образцов и стандартных бланков, содержат дополнительные необходимые элементы данных. Они служат основой для согласованных серий торговых документов; копии этих эталонных документов могут использоваться непосредственно для производства документов. Такие копии называют "эталонные бланки".

Унифицированные стандартные национальные бланки: Стандартизованные на национальном уровне бланки, адаптированные к потребностям страны, в которой они применяются. Они зачастую основываются как на национальных формулярах-образцах/эталонных документах, так и на специализированных или отраслевых формулярах-образцах и предназначены для использования в рамках унифицированной серии торговых документов.

Унифицированные бланки и эталонные документы компаний: Эталонные документы, созданные отдельными компаниями, использующими метод однократного прохода для изготовления торговых документов, и все соответствующие бланки, необходимые для торговой операции (не являющиеся обязательными стандартными национальными и международными бланками), приспособленные к конкретным потребностям соответствующей компании с заранее напечатанным названием компании и логотипом и т.д.

16. Определенные выше "производные" формуляры-образцы, эталонные документы и бланки могут быть с успехом унифицированы лишь при соблюдении определенных правил с учетом иерархической структуры взаимозависимости и отношений на ряде уровней, графическое изображение которых приводится ниже. (На схеме пунктирной линией (- -) изображены формуляры-образцы, которые служат основой для разработки бланков, но которые не могут сами по себе использоваться в качестве рабочих документов, тогда как сплошной линией обозначены национальные эталонные документы, предназначенные для изготовления бланков, и стандартные бланки или другие согласованные бланки для использования в качестве рабочих документов.)

17. В принципе нельзя разработать бланк без учета существующих формуляра-образца, основного документа или стандартного бланка на более высоком уровне; с другой стороны, компания может составить унифицированный бланк непосредственно на основе ФОООН, если обязательные для применения формуляры-образцы, эталонные документы или стандартные бланки отсутствуют на промежуточных уровнях.

 

Система унифицированных внешнеторговых документов Организации Объединенных Наций

 

18. Одна из особенностей "производных" формуляров-образцов состоит в том, что они могут более подробно специфицировать элементы данных ФОООН или добавлять элементы данных, по-прежнему сохраняя возможность их гибкого применения. К этой категории также могут быть отнесены такие согласованные или рекомендованные образцы, которые специфицируют компоновку бланков, являющихся производными формуляров-образцов, и предлагают зоны и формулировки для любых элементов данных, добавленных к основному формуляру-образцу и необходимых для конкретной функции данного документа, но которые по-прежнему сохраняют определенную степень гибкости, что описывается в каждом конкретном случае.

19. Для стандартных или предписанных бланков точная компоновка и содержание данных оговариваются в международных соглашениях или конвенциях, причем изменения либо вообще не допускаются, либо допускаются весьма незначительные. Характерно, что в отдельных случаях эти бланки только после добавления некоторых заранее отпечатанных идентификационных элементов могут использоваться непосредственно для заполнения их входными данными.

 

V. Применение в конкретных секторах

20. В целях разработки секторальных руководящих принципов по унификации были определены следующие сектора или специализированные виды применения:

А Сектор коммерческих сделок: документы, используемые участниками сделки на этапах производства, купли и продажи

В Сектор платежей: документы, касающиеся банковских требований по обеспечению платежей

С Перевозки и связанные с ними услуги: документы, относящиеся к физическим международным перевозкам товаров, включая страхование

Подразделяются на:

С 1 Экспедиторские услуги и обработка грузов ("Посреднические услуги")

С 2 Перевозки

С 3 Страхование

 

D Официальный контроль: документы, требуемые правительственными органами для контроля международных товарных потоков

21. В случае каждого из этих секторов использована единая структура представления руководящих принципов: в начале дается краткое определение сектора и соответствующих документарных функций, затем уточняется, существуют ли международные секторальные формуляры-образцы или стандартные бланки, и приводится перечень элементов данных, содержащихся в этих документах, а также указывается, являются ли эти элементы идентичными или схожими с элементами данных ФОООН или же дополнительными в случае данного сектора. В соответствующих случаях элементы данных определяются путем ссылки на Справочник элементов внешнеторговых данных Организации Объединенных Наций (СЭВДООН) с использованием цифровых идентификаторов СЭВДООН (четырехзначные цифровые метки). Кроме того, отражаются любые конкретные соображения, связанные с унификацией, которые должны соблюдаться, а также встреченные проблемы. По мере необходимости и в порядке, согласованном в рамках Группы экспертов N 2 "Процедуры и документация" ЕЭК ООН, высказываются рекомендации по решению проблем.

A. Сектор коммерческих сделок

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся все документы, которыми обмениваются участники международной торговли, начиная с рассылки приглашений на участие в конкурсных торгах, обмена информацией между оферентом (потенциальным продавцом) и лицом, которому делается предложение (потенциальным покупателем), и кончая подписанием контракта. Соответствующие идентифицированные документарные функции в этом секторе, как правило, подразделяются на две группы в зависимости от составителя документа, а именно — покупателя и продавца; договорные документы являются общими для обеих сторон, однако относятся к сфере продажи, поскольку во многих случаях они готовятся продавцом.

Коммерческий счет-фактура не включен в данный сектор, поскольку он не относится к договорной документации, а является последующим требованием произвести платеж на основании исполненного контракта. Коммерческий счет-фактура является важным документом не только с точки зрения его конкретной функции, но также и его роли в рамках других процедур, например процедуры определения таможенной стоимости. По этой причине, а также с учетом его широкого и самостоятельного использования независимо от договорной ситуации, коммерческий счет-фактура является предметом отдельной рекомендации (N 6), которая приводится только в целях информации ниже, в разделе 2.

Соответствующие документарные функции могут быть классифицированы как относящиеся либо к покупке (запрос, заказ), либо к продаже (оферта/предложение; подтверждение заказа; счет-проформа), либо к обеим областям одновременно (контракт).

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Формуляр-образец для коммерческих счетов-фактур (Рекомендация N 6 ЕЭК ООН/ФАЛ)

Формуляр-образец, рекомендованный ЕЭК и согласованный с ФОООН

3. Существующие международные стандартные бланки

Отсутствуют. Однако были разработаны и приводятся в качестве примера в разделе 6 образцы некоторых наиболее широко используемых бланков, согласованных с ФОООН. К ним относятся:

210 Запрос/Запрос о предложении/Запрос оферты

310 Оферта/Предложение

220 Заказ

320 (Подтверждение заказа счет-проформа)

351 Уведомление об отправке

 

4. Элементы данных

По практическим соображениям элементы данных в вышеперечисленных документах указывается в трех отдельных колонках: покупка (P), продажа (S) и контракты (C). Знак "x" указывает на то, что указанный элемент данных обычно требуется в конкретной категории документов; при заключении в скобки он означает, что этот элемент данных может быть указан. Между документами данной категории могут существовать индивидуальные различия; более подробную информацию об использовании и статусе элементов данных см. в разделе 7 Справочника элементов внешнеторговых данных.

 

 

Метка СЭВДООН

P

S

C

4.1 Идентичны элементам данных ФОООН

 

 

 

 

Дата составления документа

2006

х

х

х

Грузополучатель

3132

х

х

х

Адрес поставки

3144

(х)

(х)

(х)

Подробные данные о транспортировке

8012

х

х

х

Покупатель (если он не является грузополучателем)

3002

 

х

х

Страна происхождения товара

3238

 

х

х

Страна назначения товара

3216

х

х

х

Место составления документа

3410

х

х

х

Условия поставки

4052

х

х

х

Условия платежа

4276

х

х

х

Удостоверение подлинности

4426

х

х

х

Отгрузочная маркировка

7102

х

х

х

Количество грузовых мест

7224

 

х

х

Описание товара

7002

 

х

х

Род упаковок

7064

 

х

х

Товарный номер

7357

(х)

(х)

(х)

4.2 Синонимичны элементам данных ФОООН

 

 

 

 

Номер контракта

1296

(х)

(х)

(х)

Дата контракта

2326

(х)

(х)

(х)

Продавец

3346

 

х

х

4.3 Дополнительные элементы данных по сравнению с ФОООН

 

 

 

 

Номер заказа

1022

 

 

х

Дата заказа

2010

 

 

х

Время поставки

2138

 

 

х

Сумма заказа

5060

х

 

 

Цена единицы товара

5110

х

х

х

Сумма предложения

5210

 

х

 

Сумма контракта

5390

 

 

х

Количество

 

х

х

х

Удостоверение покупателя

 

х

 

х

Удостоверение продавца

 

х

х

 

Данные об общих условиях

 

 

 

х

 

5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией

Заключение контрактов в международной торговле предполагает обмен документами, подготовленными в различных странах, где как в отношении экспорта, так и импорта могут быть приняты национальные основные документы или формуляры-образцы, в которых при сопоставлении унифицированных документов экспортной серии одной страны с унифицированными документами импортной серии другой страны могут быть выявлены различия в компоновке.

В соответствии с общепринятой практикой, которая также поощряется в рамках ИСО, имя составителя документа указывается в верхнем левом углу соответствующего документа. На первоначальном этапе торговой сделки сторона (потенциальный продавец) обращается к одной или нескольким другим сторонам (потенциальным продавцам) с просьбой сообщить цены. Во многих случаях это делается в виде письма, однако для этой конкретной цели может быть разработан специальный бланк.

Хотя внедрение системы одного прохода на этом предварительном этапе торговой сделки может оказаться невозможным или даже неоправданным, унификация бланков, связанных с офертами, создает большие выгоды общего характера, такие как упрощение сопоставления тех документов, которые были согласованы с одним и тем же основным образцом.

Однако строгое соблюдение требований ФОООН с включением наименований сторон на этапе, предшествующем заключению контрактов, может привести к нежелательным отклонениям от общепринятых стандартов документации или практики, применяемых в соответствующей стране. Иллюстрацией этого служит замена наименований сторон, таких как "Составитель приглашения на участие в конкурсных торгах", "Оферент" и "Поставщик" в соответствующих местах формуляра-образца.

Поэтому, по-видимому, следует согласиться с тем, что в зависимости от функции документа наименование одной и той же стороны может указываться в различных местах документов, составляемых до заключения контракта либо в виде отдельного документа, либо в виде документа подтверждения заказа. Исключением является наименование грузоотправителя, которое должно всег-да указываться в присвоенном ему формуляре-образце поле.

6. Бланки, упоминаемые в настоящем разделе, примеры которых приводятся в добавлении II

— Формуляр-образец для коммерческих счетов-фактур (Рекомендация N 6 ЕЭК ООН/ФАЛ)

— 210 Запрос/Запрос о предложении/Запрос оферты

— 310 Оферта/Предложение

— 220 Заказ

— 320 (Подтверждение заказа/счет-проформа)

— 351 Извещение об отправке

 

В. Сектор платежей

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся документы, которыми обмениваются партнеры в международной торговле и их банки, а также банки в отношении платежей, связанных с коммерческими сделками. Основные документарные функции могут быть разбиты на следующие категории:

— Инструкции (или заявки) клиентов банка, касающиеся платежа, который должен быть произведен: инструкции по банковскому переводу; заявка на банковскую тратту; заявка на банковскую гарантию; платежное требование; заявка на товарный аккредитив; форма представления документов.

— Извещение или информация от банков клиентам или бенефициарам: извещение о платеже инкассо; платеж по товарному аккредитиву, извещения об акцепте или негоциации; товарный аккредитив; банковская гарантия.

 

Обмен информацией между банками

Следует иметь в виду, что унификация (для включения документов в согласованные серии и завершения использования систем однократной записи) представляет интерес главным образом в отношении тех документов, которые подготавливаются клиентом банка и относятся к определенной отгрузке.

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Платежное требование (МТП)

Формуляры-образцы, рекомендованные МТП и согласованные с формуляром-образцом Организации Объединенных Наций.

Заявка на товарный аккредитив (МТП)

Формуляр-образец, рекомендованный МТП и согласованный с формуляром-образцом Организации Объединенных Наций.

Товарный аккредитив (МТП)

Формуляр-образец, рекомендованный МТП и согласованный соответствующим образом с формуляром-образцом Организации Объединенных Наций; следует иметь в виду, что товарные аккредитивы не открываются торговыми партнерами и поэтому они не включены в системы одного прохода.

3. Существующие международные стандартные бланки

Отсутствуют.

4. Включенные элементы данных

(А = Заявка на товарный аккредитив; С = Товарный аккредитив; О = Платежное требование)

 

 

Метка СЭВДООН

А

С

О

4.1 Идентичные элементам данных ФОООН

 

 

 

 

Дата документа

2006

 

х

 

Место выдачи

3410

 

х

 

Сведения относительно транспортировки

8012

 

 

х

4.2 Синонимичные элементам данных ФОООН

 

 

 

 

Номер

1172

х

 

 

Справочный номер банка-уведомителя

 

х

 

 

Заявитель

3132/3002

х

х

 

Бенефициар

3336/3030

х

х

 

Комитент

3336/3030

 

 

х

Ссылка, комитент

1471

х

 

 

Трассат/грузополучатель

3132

 

 

х

Трассат, иной, чем грузополучатель

3002

 

 

х

Товар (краткое описание без излишних подробностей)

7002

 

 

х

Товар (= Описание товаров 7002)

 

 

х

 

ф.о.б./к.а.ф./с.и.ф./другие условия

2138

х

 

 

Имя, печать и удостоверенная подпись заявителя

4426

х

 

 

Место, дата и удостоверенная подпись комитента

3410/4426

 

 

х

4.3 Дополнительные по отношению к элементам данные ФОООН

 

 

 

 

Документация, ссылки

 

 

 

 

Документы, представляемые бенефициаром

 

 

х

 

Документы

 

 

 

х

Даты

 

 

 

 

Дата данной заявки

 

х

 

 

Дата и место истечения срока (аккредитива)

2210/3212

х

х

 

Стороны, адреса, местонахождение

 

 

 

 

Название банка-эмитента

3320

х

х

 

Банк-уведомитель

3190

 

х

 

Банк, производящий платеж

 

 

 

х

Банк, производящий инкассовые платежи

 

 

 

х

Тратты, выставленные на

 

 

х

х

Аккредитив, который должен быть открыт (название банка)

 

х

 

 

Аккредитив, открытый (название банка)

3242

 

х

 

Домицилий

 

 

 

х

Отгрузка/отправка/принято к перевозке от/в

3214

х

х

 

Для транспортировки в

3258

х

х

 

Условия, инструкции

 

 

 

 

Срок

4302

 

 

х

Переводной аккредитив

4340

х

 

 

Инструкции по платежу инкассо

 

 

 

х

Подтверждение, требуемое/нетребуемое

4320

х

 

 

Частичные отгрузки разрешаются/не разрешаются

4360

х

х

 

Перегрузка разрешается/не разрешается

4380

х

х

 

Аккредитивы, разрешающие платеж/подтверждение о принятии платежа/подтверждение о принятии документов

 

х

х

 

Аккредитивы, разрешающие платеж против представления документов … и вашей тратты/тратты бенефициара

 

 

х

х

Отгрузка/отправка/принятие к перевозке не позднее чем

 

х

 

 

Документы, представляемые бенефициаром

 

х

 

 

Документы, представляемые в течение … дней

 

 

х

х

Дополнительные условия

 

х

 

 

Дополнительные инструкции

 

 

 

х

Страхование, произведенное нами

4210

х

 

 

Сумма

5450

х

х

х