Письмо Управления МНС по г. Москве от 28.01.2004 г. N 26-12/5493

Письмо Управления МНС по г. Москве от 28 января 2004 г. N 26-12/5493

 

Вопрос: Российская организация заключила договор международного финансового лизинга автотранспортных средств.

Лизингодателем является лизинговая финансовая компания, зарегистрированная в Нидерландах.

Срок лизинга — три года.

Российская организация самостоятельно ввозит автотранспортные средства в Российскую Федерацию и полностью производит таможенные платежи. Автотранспорт используется для осуществления производственной деятельности. Переход права собственности на автотранспортные средства к российской организации произойдет по окончании договора лизинга при условии оплаты всех лизинговых платежей.

1. Каков порядок отнесения расходов на таможенное оформление, связанных с предметом лизинга, для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль?

2. Возникает ли необходимость подачи в налоговую инспекцию заявления о неудержании налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации по лизинговым платежам?

 

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

Ответ: 1. В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Статьей 1 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.88 установлено, что периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Статьей 31 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" определено, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной в соответствии со ст. 259 НК РФ по этому имуществу амортизации.

Амортизация начисляется в порядке, установленном ст. 259 НК РФ, как произведение первоначальной (восстановительной) или остаточной стоимости амортизируемого имущества и нормы амортизации в зависимости от метода, применяемого налогоплательщиком (линейного или нелинейного).

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Таким образом, первоначальная стоимость лизингового имущества, в соответствии с которой начисляется амортизация, формируется исходя из расходов лизингодателя. В связи с этим расходы на таможенное оформление, связанные с предметом лизинга, произведенные лизингополучателем и не компенсируемые лизингодателем, не увеличивают первоначальную стоимость лизингового имущества.

Так как организация-лизингополучатель производила таможенные платежи по полученному в лизинг имуществу, не являющемуся собственностью этой организации до наступления момента перехода права собственности на это имущество, то указанные таможенные платежи не увеличивают первоначальную стоимость этого имущества и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Начиная с периода, когда организация получит право собственности на это имущество, таможенные платежи могут быть учтены в его стоимости.

2. Статьей 246 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации, в частности, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.

Налог с указанного вида дохода исчисляется по ставке, предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке 20%.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В отношениях с Нидерландами действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.96 (далее — Соглашение), ст. 7 которого предусмотрено, что прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет деятельность, как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Из данного положения следует, что если деятельность компании, зарегистрированной в Нидерландах, по предоставлению в лизинг автотранспортных средств российской организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, то прибыль от такой деятельности облагается налогом только в Нидерландах.

Для того чтобы воспользоваться порядком налогообложения, установленным Соглашением, иностранная компания в соответствии с требованиями, установленными ст. 312 НК РФ, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местопребывание в Нидерландах, заверенное компетентным в смысле Соглашения органом.

В соответствии с разъяснениями, доведенными в Методических рекомендациях налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, указанное подтверждение должно отвечать следующим требованиям.

НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

"Подтверждается, что организация … (наименование организации) … является (являлась) в течение … (указывается период) … лицом с постоянным местопребыванием в … (указывается государство) … в смысле Соглашения … (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и … (указывается иностранное государство)".

Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т. п.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им), в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации в установленном порядке либо на таких документах должен быть проставлен апостиль.

Документ, подтверждающий постоянное местопребывание, может быть также составлен по формам, разработанным ранее в этих целях в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.

Предоставление налоговому агенту перечисленных выше документов допускается не в оригинале, а в нотариально заверенных копиях таких документов. Нотариальное заверение на иностранном языке также должно быть переведено на русский язык.

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т. п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

 

Заместитель руководителя Управления МНС России по г. Москве советник налоговой службы Российской Федерации I ранга   А.А. Глинкин

 

Письмо Управления МНС по г. Москве от 28 января 2004 г. N 26-12/5493